Рассеянное внимание: причины и способы восстановить концентрацию. Эффективные методы борьбы с рассеянностью

Внимание в психологии - это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Нарушение этого свойства не позволяет человеку сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать поставленную задачу в сознании в течение необходимого времени (в кратковременной памяти). Признаками рассеянности внимания являются: поверхностное отношение к деятельности, отвлекаемость и блуждание фокуса внимания, забывчивость.

    Показать всё

    Рассеянное внимание у детей

    Синдром рассеянного внимания у детей называются в психотерапии «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) - это неврологическое болезненное состояние, встречающееся у 5% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. Поведенческие симптомы данного заболевания проявляются с раннего возраста. Таким детям тяжело или невозможно сосредоточиться на одной задаче. Им становится скучно, если они выполняют одно действие даже в течение очень короткого времени. Они начинают несколько дел или игр сразу и ни одного не заканчивают.

    Дефицит внимания обычно сочетается с гиперактивностью, хотя может протекать и без нее. Такие дети привлекают внимание и вызывают общественное осуждение своей неугомонностью: они всегда в движении, суетятся, бегают по помещению и т. д. Зачастую ребенок знает правила поведения и даже требует их выполнения от остальных, но сам этого сделать не в состоянии.

    Причины СДВГ

    Причины возникновения СДВГ пока точно не установлены. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них в определенные части мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, обеспечивающие контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются нервными клетками. Нарушения могут возникнуть по причине:

    • осложнений течения беременности (инфекции, воздействие лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя, табака), угрозы выкидыша;
    • родовых осложнений, приведших к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
    • преждевременных, скоротечных или затяжных родов, стимуляции родовой деятельности, применения наркоза;
    • заболеваний у новорожденных, сопровождающихся высокой температурой и требующих приема сильнодействующих лекарств;
    • осложнений, нарушающих нормальную работу мозга - астмы, пневмонии, сердечной недостаточности и т. п.

    Специалисты относят к причинам появления патологии также ухудшение экологической ситуации и генетические факторы.

    Признаки

    СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга, поэтому у ребенка могут проявляться признаки дефицита внимания вместе с гиперактивностью и импульсивностью. Внимание непроизвольного типа у таких детей преобладает над вниманием произвольного: они сосредотачиваются на новом, привлекательном, вызывающим интерес, легком для восприятия.

    О расстройстве внимания свидетельствуют следующие симптомы:

    • ребенок легко отвлекается, не в состоянии оставаться сосредоточенным даже на короткое время;
    • концентрируется только на том, что интересно ему в данный момент;
    • на короткое время «выключается», находясь в обществе, не реагирует на зов, обращение;
    • с трудом либо немотивированно легко переключается на другую деятельность;
    • увлекается, поддавшись минутному порыву, и настолько же быстро теряет интерес;
    • редко доводит дело до конца;
    • не понимает последовательности выполнения заданий;
    • неорганизован, забывчив, поэтому разбрасывает и теряет вещи;
    • откладывает обязанности, ежедневные дела до последнего, не выполняет обещания;
    • часто просит помощи даже в элементарных действиях, поэтому его считают слишком ленивым;
    • не учится на своих ошибках.

    Дети с СДВГ, приступившие к обучению в школе, испытывают еще большие трудности. Во время чтения они часто останавливаются, теряют строку, не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они пишут зеркально; почерк нестабильный, неразборчивый. Читают такие дети по принуждению, даже если книги подобраны по возрасту и интересам.

    Множественные нарушения правописания и плохой почерк у ребенка с синдромом дефицита внимания

    Детей с СДВГ отличает импульсивность поведения: кажется, что ребенок сначала делает, а потом думает, а в ответ на вопрос говорит первое, что придет в голову; легко расстраивается или раздражается. Неуспех в любой деятельности, необходимость попробовать снова или приложить усилие быстро вызывает гнев, ярость, агрессию.

    Гиперактивность проявляется в том, что ребенок постоянно находится в движении, иногда бесцельном.

    Результатом СДВГ является неуспеваемость детей в школе, формирование низкой самооценки. Стремясь избавиться от постоянных неприятных ощущений, связанных с учебой, в средних и старших классах дети уклоняются от выполнения домашних заданий, начинают прогуливать занятия.

    Методы коррекции

    В неврологии СДВГ рассматривается как стойкий синдром, для которого на сегодняшний день не найдено способа окончательной коррекции. 30% детей «перерастают» проявления гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания постепенно приспосабливаются. Во взрослой жизни прогнозируются трудности с восприятием информации и снижение интеллекта.

    В лечении таких пациентов применяют сочетание нескольких методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мер подбирается индивидуально в каждом случае. Ребенок должен научиться контролировать себя, быть рациональным, не поддаваться минутному порыву, взвешивать свои решения. Медикаментозное лечение (психостимуляторы, чтобы ребенок становился более уравновешенным) используют в качестве дополнительного метода.

    Своевременное определение СДВГ позволяет скорректировать его до начала проблем в учебе. При отсутствии психопатологий основной причиной нарушения внимания у детей является низкий уровень интереса к образовательному процессу. Следует искать подход, при котором ребенок захочет сконцентрироваться на выполнении задания. Воспитатели детского сада и учителя должны действовать вместе с родителями, помогая малышу адаптироваться в коллективе, направлять его активность, давать посильные ответственные поручения.

    Ребенок с нарушением внимания требует много терпения. Действовать надо мягко, а не в форме ультиматумов.

    1. 1. Сформировать доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих переживаниях или поступке без страха быть наказанным.
    2. 2. Составить режим дня ребенка и следовать ему. В распорядке обязательно должно найтись место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и спорта. Лучше, если это будет соответствующая интересам малыша спортивная секция со своим коллективом и профессиональным тренером.
    3. 3. Пусть ребенок выберет сам дела по дому, за которые будет нести ответственность только он. Можно завести домашнее животное, о котором малышу будет интересно заботиться самостоятельно. Не позволять откладывать дела на потом, иначе разовьется привычка «забывать» об обязанностях.
    4. 4. Уменьшить время, отводимое просмотру телевизора и компьютерным играм.
    5. 5. Формулировать свои поручения четко, по шагам. Ребенок должен осознать посильность задачи. Фраза «ложись спать» раскладывается на алгоритм: собери игрушки в ящик - переоденься в пижаму - сложи одежду на стул - умойся и почисти зубы - ложись в кровать.
    6. 6. Разработать вместе с ребенком систему поощрения за выполнение обязанностей и взыскания за их игнорирование (лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
    7. 7. Хвалить малыша за достижения, не сравнивать его с одноклассниками и знакомыми детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы (это поможет ребенку поверить в себя, сформирует нормальную самооценку).
    8. 8. Когда начнется учеба в школе, оборудовать первокласснику рабочее место, где будут сведены к минимуму отвлекающие факторы. Обязательно наладить контакт с классным руководителем, действовать с ним сообща.
    9. 9. Строго регламентировать время выполнения домашних заданий.
    10. 10. Создать бесконфликтную обстановку в семье, находиться на стороне ребенка и поддерживать его, не насмехаться над его отрицательными качествами.

    Наказание и насилие не поможет детям с СДВГ выполнить просьбу или поручение.

    Нарушение внимания и забывчивость у взрослых

    Рассеянность внимания связана с нарушением работы нервной системы, которое может проявиться у любого человека. Физиологически это отсутствие сильного и стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    При подлинном рассеянии внимания человек находится в прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к происходящему, его ощущения и мысли расплывчаты. Это состояние возникает в результате сильной утомленности, бессонницы, усталости, постоянных болевых ощущений, монотонной деятельности.

    Мнимая рассеянность возникает из-за глубокой внутренней концентрации. Человек не в состоянии адекватно распределить внимание между объектами внешней среды и своих мыслей. Он не замечает, что происходит вокруг, будучи сконцентрированным на какой-либо проблеме или поиске решения (профессорская рассеянность), или находится в состоянии мечтательности (поэтическая рассеянность).

    Старческая рассеянность - это плохая переключаемость с одной задачи на другую в сочетании со слабой концентрацией. Внимание пожилого человека зацикливается на одном объекте, но степень его низка (засыпают за чтением, просмотром телепередач). Обусловлено это изменениями мозга, связанными со старением.

    Рассеянность характеризуется отсутствием сосредоточенности, малой интенсивностью и недостаточной устойчивостью внимания. Но это может быть и длительное удерживание интенсивного внимания на определенной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.

    Клинические проявления

    Нарушение внимания бывает кратковременным и долговременным. При хронической форме рассеянность охватывает все большие сферы, существенно ухудшает качество жизни человека, приводит к потере профессиональных навыков. Такие люди начинают терять личные вещи, не в состоянии сосредоточиться на деталях (несколько раз возвращаются и перечитывают строки, теряют понимание целого текста); забывают совершить привычные действия. В поведении появляются несвойственные черты: раздражительность, резкие перепады настроения, немотивированный гнев. Состояние могут сопровождать головные боли, головокружение, скачки артериального давления. Нарушается цикл сна: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью невозможно уснуть. Пациент жалуется на ухудшение памяти и работоспособности, снижение активности, в том числе половой.

    Причины расстройства внимания

    Человеку трудно сконцентрировать внимание из-за чрезмерной усталости, хронического нервного перенапряжения, недосыпания. Одной из причин является бессознательное нежелание сосредотачиваться на деятельности, которую не хочется выполнять (отсутствие мотивации).

    Рассеянность внимания - одно из проявлений различных психических расстройств, эпилепсии, шизофрении, клинической депрессии. Это состояние также может развиться вследствие органических поражений головного мозга, вызывающих нарушение его кровоснабжения и кислородное голодание:

    • расстройства сосудистого характера: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, повышенное давление;
    • болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
    • аутоиммунные и системные заболевания, поражающие головной мозг и нервную систему;
    • анемия;
    • нехватка в организме необходимых минералов (железо, магний), избыток свинца;
    • онкология головного мозга.

    Лечение

    Во многих случаях рассеянность внимания не требует медикаментозного лечения. Человеку рекомендуется отдых, смена обстановки и устранение причины тревожности, иногда с помощью психотерапии. Назначается диета и витаминно-минеральный комплекс.

    Если расстройство возникает из-за стресса или депрессии, назначаются антидепрессанты, а при поражениях головного мозга - ноотропные препараты, способные увеличивать устойчивость мозга к чрезмерным нагрузкам или нехватке кислорода, активизировать умственную деятельность, улучшить память (таблетки Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие).

    Взрослый человек может бороться с рассеянностью самостоятельно, выполняя упражнения на тренировку внимания и памяти, формирование навыков самоконтроля. Важное значение имеет повышение собственного интереса к осуществляемой деятельности, поиск мотивации к работе:

    1. 1. Поскольку забывчивость – это результат отсутствия концентрации, следует приучить себя думать только о выполняемом деле. Необходимо сосредоточиться на том, что происходит в данный момент.
    2. 2. Визуальные напоминания могут помочь избавиться от невнимательности. Нестандартные предметы нужно разместить в поле зрения: сковорода, лежащая на диване во время просмотра фильма, будет напоминать о том, что необходимо выключить блюдо в духовке.
    3. 3. Используя метод сознательных ассоциаций, человек придумывает связь между предметом или обстановкой и задачей.
    4. 4. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе рассеивают внимание. Необходимо приучать себя обдуманно класть вещи на свое место.
    5. 5. Можно оставлять для себя стикеры, напоминающие о важных делах. Не забывать их убирать по мере выполнения.
    6. 6. Нужно делать небольшие передышки в работе, давая отдохнуть мозгу.
    7. 7. Не откладывать на потом дела, которые не требуют долгой подготовки и не занимают много времени на выполнение.
    8. 8. Перед началом сложного дела нужно продумать его до деталей - разбить на этапы, осознать, какие ресурсы потребуются для выполнения. Поощрять себя после каждого завершенного этапа.
    9. 9. Развивать наблюдательность, разглядывать окружающий мир.

    Если рассеянность прогрессирует, становится чертой характера и определяет образ жизни, необходима помощь невролога или психолога. Для диагностики состояния проводится осмотр врачом и биохимический анализ крови. Затем по показаниям может быть назначено:

    • допплеровское исследование сосудов головы;
    • компьютерная томография или МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • нейропсихологическое тестирование;
    • генетические исследования.

    По результатам исследования врач установит причину рассеянности и назначит лечение.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Здравствуйте, дорогие друзья!

Иногда мы ведем себя странно. Тело идет по делам, а мозг, тем временем, пребывает в прострации, коме или на перерыве. Вам доводилось ловить себя на мысли, что придя в другую комнату за чем-то, вы панически не можете вспомнить зачем? Забыли поздравить друга с Днем рождения? Не купили хлеб, по пути домой, хоть и миллиард раз говорили себе об этом?

Или, открывая дверь холодильника, пять минут пытаетесь осознать, что, собственно, происходит и как вообще вы сюда телепортировались? Порой, не вовремя забытые ключи и извечный вопрос: «А выключил ли я утюг, плиту или кота?», надоедают до такой степени, что мы готовы стукнуться лбом о дверь.

Как перестать быть рассеянным и научиться быстрее реагировать на происходящее? Каким образом повысить внимание на детали и мелочи, не упустив бдительность к более важным и масштабным вопросам?

Мы обвиняем и грешим на свою память, хотя первопричина проблемы, ее не касается. Виной всей этой чреды промахов - рассеянность.

Еще в школе, мы могли погружаться в мир грез и мечтаний в момент урока надолго. В тот момент, нам казалось, что там, за стенами или в голове, происходят более интересные вещи. Невнимательный ребенок, как говорят, горе в семье Если серьезно, то это и правда может быть огромной проблемой!

Срочные и важные задачи, постарайтесь выполнять сегодня, иначе они шлейфом потянуться за вами и эта забава может продолжаться неделями, пока вы благополучно не забудете о них.

5. Визуальные помощники

Если искать расческу для волос или сумку по два часа в день, то как в таком хаосе, можно стать внимательным и успешым человеком?

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям. В комментариях расскажите, как вы боретесь с забывчивостью и невнимательностью?

До встречи на блоге, пока-пока!

Пропущенная встреча, телефонный звонок без ответа, забытое поздравление с днем рождения. Мы обвиняем свою память, хотя постоянная забывчивость связана не с ней. Всему виной рассеянность. Как это ни странно, к памяти рассеянность не имеет никакого отношения. Но это качество напрямую связано со всеми вашими пропущенными встречами, забытыми документами или несделанными рабочими обязанностями.

Рассеянность и невнимательность могут соседствовать с хорошей памятью. Обычно они связаны с отсутствием концентрации. Если человек постоянно ищет свои ключи, уходит на совещание без нужных документов, забывает перезвонить коллегам, то он просто не может сосредоточиться. И причин рассеянности может быть несколько. Это и нарушения сна, и усталость, и недовольство монотонной работой, и отвлекающие факторы. Например, вы уже собирались выключить плиту после приготовления ужина, но тут пришли гости, и плита осталась включенной. Иногда причиной рассеянности становится неумение сосредоточиться, собраться в нужный момент, привычка отвлекаться и не обращать внимания на детали.

Если вы понимаете, что все проблемы связаны с банальной усталостью, то просто дайте организму время отдохнуть. Часто побороть рассеянность помогает смена обстановки или деятельности. Найдите новое увлечение, новое хобби, посетите новое место. Почитайте книгу или посмотрите фильм. Но иногда и это не помогает, рассеянность становится образом жизни, прочно закрепляется в вашей повседневности. Тогда вам помогут следующие советы.

Как бороться с рассеянностью

  • Делайте небольшие передышки в работе, чтобы осознать, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Перед началом нового дела продумайте его, составьте мысленный план, осознайте, что конкретно вам потребуется для выполнения. Во время таких пауз нужно оградить себя от любой деятельности, просто размышляйте о предстоящем занятии, о его ходе.
  • Необходимо сосредоточиться на том, что вы делаете. Часто забывчивость – это результат отсутствия концентрации. Человек может выполнять одно дело, но думать совершенно о другом. Можно вспомнить исторический анекдот. Как-то Эйнштейн шел по улице, погруженный в свои мысли, и встретил знакомого. Эйнштейн пригласил его в гости, сказав: «У меня будет профессор Стимсон». Знакомый удивленно заметил, что он и есть Стимсон. «Это не важно - все равно приходите», – ответил Эйнштейн.
  • Некоторые дела требуют немного времени на выполнение. Но мы продолжаем их откладывать и переносить на потом. Так они могут тянуться несколько дней и даже недель. Такое поведение только усиливает вашу рассеянность. Эти дела нужно выполнять незамедлительно, обычно они не требуют долгой подготовки. Сделайте их, тогда вы сможете избавиться от небольшой проблемы. Гораздо хуже, если таких маленьких дел накопилось так много, что для решения нужно несколько часов. Так вы точно можете забыть что-то важное. Используйте правило 2 минут.
  • Визуальные напоминания – это ключ к избавлению от невнимательности. Возьмите несколько предметов, которые напомнят вам о делах. Разместите их рядом с собой, чтобы они всегда были в поле зрения. Так вы будете помнить о том, что необходимо сделать.
  • Также можно использовать сознательные ассоциации. Придумайте связь между обстановкой и делом, предметом и важным заданием. Как только вы окажетесь в этой обстановке, то сразу вспомните о том, что нужно выполнить.
  • Старайтесь не создавать искусственные условия для рассеивания внимания. Захламленный рабочий стол, ненужные канцелярские принадлежности, лишние журналы – все это отвлекает ваше внимание. Это касается и рабочего стола компьютера. Ярлыки или фотографии, которые вам сейчас не нужны, могут отвлекать вас от дел. Более того, если вы не можете сразу найти нужную папку, нужный документ или ярлык программы, то вы тоже будете подвержены рассеянности и невнимательности.

Следование этим правилам – отличный способ избавиться от рассеянности. Вы сможете перестать забывать о важных вещах, пропускать встречи и другие мероприятия.

Читайте статьи данной категории:

  1. рита сказал,

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? это вопрос всей моей жизни! я с детства черезвычайно невнимательная! чего я только не пробовала и фитнесы, и стихи, и языки, и прогулки, и медитации, и чаи…. ой, а чего только не пила и глицин эваларовский, и ноотропил, и пирацетам, и дальше не помню… мне суждено помереть такой рассеянной)

«С переодичностью раз в пол года-год я(к глубочайшиму сожалению)теряю(или у меня воруют телефон) Правда не буду кривить душой случается это в основном под мухой(((подскажите как это побороть. Спасибо)))

Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация - рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое - скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания - болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей - главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается помг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность - будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Как бороться с рассеянностью и невнимательностью

Причины появления рассеянности и невнимательности

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Ухудшение памяти: причины и лечение

Память считается наиважнейшей функцией человеческого мозга, которая влияет на познавательные процессы, психическую деятельность, мыслительную способность. Данная функция является комплексным процессом, который по определенным причинам может подвергаться изменениям.

Причем расстройства способны возникнуть в любом возрасте, нередко они встречаются и у молодых. Наша статья расскажет о том, почему возникает ухудшение памяти и внимания и как бороться с данными изменениями.

Причины и особенности нарушений в разном возрасте

Подобные проблемы могут проявиться в виде потери кратковременной памяти. Они способны существенно изменить качество жизни. Для этого имеются множество причин, среди которых ведущее место отдано:

  1. Приему медикаментозных средств. Имеются медикаменты, которые приводят к ухудшению памяти и внимания.
  2. Чрезмерному употреблению алкогольных напитков, наркотических препаратов. Эти вредные привычки оказывают негативное воздействие на головной мозг, ухудшая скорость протекания процессов.
  3. Недостаточному количеству сна, которое приводит к хронической усталости, из-за чего появляются препятствия для нормальной обработки информации.
  4. Частым стрессовым ситуациями, понижающим фиксирование внимания. При нервных перенапряжениях человек словно зацикливается на переживаниях, от чего страдает способность запоминания.
  5. Неполноценному питанию. Чтобы головной мозг нормально функционировал, необходимо употребление жиров и белков, особую роль играет употребление продуктов питания, богатых витаминами группы В.
  6. Травмы головы могут привести к потере памяти, причем не только долгосрочной, но и краткосрочной. Бывают случаи, что со временем память возвращается.
  7. Инсульт нередко приводит к потере памяти. Обычно люди, перенесшие инсульт помнят картинки детства, но то, что было на обед забывают.

Нарушения у молодых

Бывают случаи, что проявляется рассеяность у людейлет. Они нередко забывают о том, какой сегодня день недели, куда положили ключи от квартиры. Данную забывчивость в основном формируют такие причины, как ведение нездорового образа жизни. Часто после бурно проведенного вечера молодежь не помнит, что же происходило вчера.

Особые аспекты нарушения головного мозга, приводящие к забывчивости, проявляются из-за всевозможных гаджетов. Для здоровья мозга необходима многозадачность, ее же выполняет электроника. Если не будет происходить переключение внимания на разные виды деятельности, то нарушается кратковременная память.

Часто невнимательность возникает из-за пагубной привычки держать рядом во время сна телефоны. Они выделяют вредные электромагнитные поля, которые разрушают разнообразные функции головного мозга. У людей происходит психологическое нарушение, ведущее за собой эмоциональный дисбаланс, они стают более рассеяны, забывчивы.

Также резкое ухудшение памяти возникает во время обезвоживания организма, при пониженном сахаре в крови. Как правило, при устранении причин, вызывающих проблему, восстанавливаются функции головного мозга.

Важно! Если у молодежи обнаруживаются затруднения с запоминанием, то есть смысл пересмотреть свой образ жизни, возможно этому виной являются недостаток сна, гиподинамия, наличие вредных привычек.

Изучив методы Елены Малышевой в улучшении мозгового кровобращения, координации, восстановлении памяти, а также для лечения ВСД, депрессии, бессонницы снятия постоянных головных болей и спазмов - мы решили предложить его и вашему вниманию.

Нарушения у лиц пожилого возраста

Нередко жалуются на забывание пожилые люди. Часто бывает, что они забыли дорогу домой, какой фильм смотрели накануне, для чего зашли в комнату, как называются привычные предметы. Обычно данные проблемы связываются со старческим слабоумием. Однако не всегда они являются признаком неизлечимых заболеваний. Обычно старшие люди нуждаются в большем времени для запоминания, вспоминания информации.

Данное явление не является проблемой, возникающей в результате неизбежного старения, поскольку головной мозг имеет уникальную способность вырабатывать молодые клетки в любом возрастном периоде. Если же этой способностью не пользоваться, то клетки мозга атрофируются. На ухудшение памяти у людей пожилого возраста влияют следующие причины:

  • ухудшение состояния той области головного мозга, которая отвечает за процесс воспоминания;
  • снижение количества синтезируемых гормонов, защищающих клетки и стимулирующих формирование новых связей нейронов;
  • благодаря многим заболеваниям, происходит уменьшение кровообращения, негативно влияющее на умственную деятельность.

Важно! В пожилом возрасте необходимо своевременно отличить забывчивость свойственную возрасту от начала развития серьезных заболеваний.

Как отличить нормальное нарушение памяти у пожилых людей от развития заболеваний?

Нередко у пожилых людей и их окружения возникает вопрос, как отличить нормальные изменения когнитивной функции мозга от начала серьезных заболеваний. Главным отличием является то, что при начале болезни периодические провалы оказывают влияние на повседневную жизнь человека. Стойкое ухудшение речевого аппарата памяти называется старческой деменцией. Человек практически теряет возможность к абстракции и логике.

Если забывчивость и рассеянность не мешает вести обычный образ жизни, заниматься привычным видом деятельности, то это нестрашные возрастные изменения. Начинающемуся слабоумию свойственны затруднения для решения обычных задач, например, мытье посуды. Также сигналом для того, чтобы заподозрить заболевание, служит потеря ориентации в хорошо знакомой обстановке, изменение поведения, искажение произносимых слов.

При появлении подобной симптоматики необходимо как можно скорей проконсультироваться с невропатологом, он, после определенных диагностических мер, порекомендует лечение, избавляющее от сформировавшихся проблем.

Влияние наркоза

Всем известно негативное влияние наркоза на работу головного мозга, нередко от этого страдает и память, падает способность к обучению, наблюдается рассеянное внимание. Обычно со временем данная проблема проходит, но бывают случаи, что спонтанное восстановление после влияния наркоза не наступает.

Если спустя 3 месяца не наступает улучшение, то необходимо обратиться к неврологу, который после выяснения причины назначит адекватную терапию. Чаще всего он рекомендует прием ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, нестероидных средств, оказывающих противовоспалительное действие. Также для ускорения возвращения памяти рекомендуется решение кроссвордов, шарад, больше читать литературу. Если своевременно не обратиться к врачу, то можно только усугубить ситуацию и терапия не принесет ожидаемого результата.

Что делать при рассеяности?

Многие люди в современном ритме часто страдают от забывчивости. В вопросе, как бороться с забывчивостью, специалисты выделяют следующие действенные рекомендации:

  1. Поскольку рассеяность, забывчивость является недостаточной концентрацией, то необходимо научиться сосредотачиваться на конкретном действии, при этом не отвлекаясь на второстепенные предметы.
  2. Также во время работы следует делать небольшие паузы, которые помогут разобраться какая часть сделана, сколько еще нужно сделать.
  3. Визуальные напоминания в виде стикеров, плана работы помогут не пропустить важные вещи.
  4. Нельзя откладывать на потом мелкие дела. От них необходимо избавляться сразу же. Так как куча мелких дел обязательно помешает в выполнении важной работы.
  5. Для лучшей концентрации следует держать порядок на столе. Излишняя захламленность отвлекает.
  6. Следует завести блокнот для записи важных дел, при этом выполненную работу нужно вычеркивать.

Также для борьбы с рассеяностью можно использовать методику: «Найди 15 отличий». Для повышения концентрации внимания нужно заниматься посильными видами спорта, сократить время пребывания в виртуальности и больше уделить времени для общения с людьми. Когда же данные несложные рекомендации не приносят ожидаемого результата и состояние только ухудшается, то необходимо обратиться к врачу.

Упражнения для устранения нарушений

Для предотвращения нарушений памяти, при начале образовавшихся проблем хорошим средством являются несложные упражнения. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Можно привычные действия совершать по – непривычному. Например, чистить зубы другой рукой или иной дорогой ходить в магазин.
  2. После просмотра фильма полезно восстанавливать ход действий.
  3. Большую пользу приносят разгадывания кроссвордов.
  4. Полезно считать в уме от 1 до 100 наоборот.
  5. Можно попробовать написать по 5 слов из предложенных слогов, например: «Ре», «Мо».
  6. Хорошо зарекомендовали себя заучивания стихотворений.
  7. Неплохо тренирует головной мозг рисование геометрических фигур сначала правой рукой, потом левой, а затем обоими.
  8. Составление новых слов из предложенного слова, например: Парикмахер – парик, рама.
  9. Можно почитать любую литературу перевернутую вверх ногами.

Для того, чтобы данные упражнения принесли пользу, необходимо проводить их ежедневно. Невропатологи утверждают, что если каждый день уделять на это по 20 минут, то можно существенно улучшить функционирование головного мозга.

Терапия

Медикаментозное решение проблемы возможно лишь после тщательного обследования. Обычно ухудшение памяти требует лечение лекарственными препаратами послелет, когда рекомендуемые упражнения не приносят ожидаемого результата. Чаще всего для этих целей рекомендуют прием:

  1. Билобила, который изготовлен из экстракта растения Гинкго Билоба. Лекарство нормализует кровообращение, улучшает функционирование головного мозга, способствует устранению тревожности, улучшению сна, настроения.
  2. Глицина, который является наиболее безопасным средством, мягко воздействующим на процессы головного мозга.
  3. Аминалона, позволяющего усваивать глюкозу, которая является питанием для нервных клеток.
  4. Экстракта элеутерококка, который тонизирует организм, восстанавливает умственную деятельность, уменьшает перенапряжение.

Кортексин

Особую роль для лечения нарушений памяти играет назначение Кортексина, произведенного из головного мозга крупного рогатого скота. Он производится порошком, который при растворении вводится инъекционно. Данный препарат широко применяется при травмах головного мозга, инсультах. Позволяет лечить болезнь Альцгеймера, старческую деменцию. Также он широко используется для улучшения когнитивной функции головного мозга.

Кортексин налаживает баланс между торможением и возбуждением, защищает от кислородного голодания клетки головного мозга, предотвращает их старение. Данное натуральное средство назначается курсами, при необходимости которые можно повторять трижды за год.

Придерживаясь определенных правил можно избавиться от рассеянности. Если же при помощи несложных упражнений не получается улучшить самочувствие, то рекомендуется обратиться к врачу. Он назначит лекарственные средства, которые помогут устранить проблемы с памятью.

  • У вас проблемы с памятью, повышенная забывчивость.
  • Вы замечаете, что хуже стали воспринимать информацию, появились сложности в обучении.
  • Вас пугает неспособность вспомнить определенные события или людей.
  • Вас беспокоят головные боли, шум в ушах, нарушения координации.

Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. Почитайте лучше, что говорит Елена Малышева, по этому поводу. В последнее время у меня начались проблемы с памятью и внимательностью, я постоянно все забывала и была крайне рассеянной и не собранной. Походы к врачам, таблетки не решали мои проблемы. НО благодаря простому рецепту, я стала более собранной, начала запоминать даже незначительные мелочи,головные боли и спазмы ушли, улучшилась координация и зрение. Прошла депрессия. Я чувствую себя здоровой, полной сил и энергии. Теперь мой лечащий врач удивляется как это так. Вот ссылка на статью. Вот ссылка на статью.

Как бороться с рассеянностью

Человеческий мозг – это биологический компьютер. Он обрабатывает ежесекундно тысячи сигналов. Чтобы выбрать необходимый и отбросить ненужный, вам приходится сосредотачивать внимание на определенном вопросе. Если бы не существовало своеобразного фильтра, называемого внимательностью, то наш мозг не сумел бы избежать перегрузки.

Рассеянность – болезнь или реакция мозга на перегрузку

Далеко не все умеют фиксировать внимание на определенных моментах, многим приходится учиться этому годами. Таких людей называют рассеянными, но для здорового человека это просто одно из качеств личности, но никак не заболевание.

С рассеянностью сталкивается каждый человек. Чтобы с ней справиться, необходимо учиться концентрировать внимание.

Самыми легкими способами являются:

Они дают хорошую зарядку вашему интеллекту и заставляют долго напрягать внимание, что улучшает сосредоточенность.

А что делать, если вам приходится выполнять работу и при этом присутствуют различные отвлекающиеся факторы, и заниматься этим совершенно не хочется? Нужно постараться сосредоточиться и, собрав всю волю в кулак, доделать начатое дело до конца. Конечно, это получается не у всех. Необходимы постоянные тренировки и тогда рассеянность перестанет быть проблемой для вас.

Что может привести к невнимательности

Очень часто причиной рассеянности становится элементарный упадок сил, когда очень устав на работе и, вернувшись домой, вы опять оказываетесь в колесе забот, ваш мозг просто начинает сопротивляться большому количеству информации и требует элементарного отдыха.

В таком случае эффективным способом сможет стать медитация. Она помогает отключиться от всех раздражающих сигналов и успокаивает сознание. Поэтому, чувствуя, что ваши силы на пределе, отложите все дела в сторону и спокойно медитируйте, думая о чем-то очень хорошем. Это поможет снять нервное напряжение и даст возможность в дальнейшем сконцентрироваться на необходимой работе.

Рассеянность внимания – как с ней бороться

Наверное, самым первым способом борьбы с невнимательностью является умение концентрировать свои мысли. Чаще всего этот порок проявляется в случаях выполнения рутинной работы, с которой вы сталкиваетесь постоянно и делаете ее уже более рефлекторно, чем осмысленно. В таком случае стоит попробовать применять несколько способов для концентрации внимания:

  • устранение раздражителей при работе (радио, телевидение, разговоры с коллегами);
  • правильная организация рабочего места;
  • приступать к важной работе только после хорошего отдыха;
  • периодически проводить перерывы (используя приемы расслабления или выполняя простые физические упражнения);
  • записывать необходимую информацию на электронный или бумажный носитель

Старайтесь разумно распределять свои силы и не пытайтесь объять необъятное. И тогда рассеянность внимания будет вам не страшна.

- «черта великих», но так говорят люди, не желающие избавляться от своих недостатков, причем не настолько безобидных, как может показаться.

Что же такое рассеянность?

Специалисты определяют рассеянность , как состояние внимания, выражающееся в неспособности человека сосредоточиться на событиях и действиях. Еще рассеянность называют несобранностью, невнимательностью и забывчивостью; иногда подчеркивается, что это не порок, а всего лишь свойство натуры, или характера.


Однако ни один человек не рождается рассеянным – конечно, речь не идет о врожденных психических отклонениях. Некоторые люди, желая утешить своих невнимательных знакомых, называют рассеянность «милым недостатком», но есть немало случаев, когда этот недостаток становился причиной настоящих трагедий: например, оборачивался нарушением техники безопасности на производстве или дорожной аварией. Разумеется, не все рассеянные люди представляют угрозу безопасности общества, но проблем они создают достаточно: на работе они неэффективны, а в семье не могут построить отношения, создавая бытовые «катаклизмы» и забывая о насущных нуждах близких – все списывается на рассеянность и слабую память.

Рассеянность не имеет отношения к нарушениям памяти – это нарушение внимания, причем черта эта в подавляющем большинстве случаев не врожденная – она приобретается в процессе жизни. Следовательно, от рассеянности можно и нужно избавляться, если вам хочется наладить свою жизнь, и перестать доставлять себе и окружающим мелкие, а возможно и крупные неприятности.

Причины рассеянности

Специалисты выделяют два основных вида рассеянности : подлинную и мнимую.

В первом случае рассеянность действительно может быть обусловлена проблемами со здоровьем : это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко – чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.


Мнимая же рассеянность , как это ни парадоксально звучит, часто возникает именно по причине сосредоточенности, но чрезмерной, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. К этому виду и относят «рассеянность великих»: ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, и даже бизнесмены и политики – рассеянность последних обходится другим людям довольно дорого.

В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера.

Так что рассеянность – не фатальное свойство , и ее причины вполне можно устранять своими силами.

Как избавиться от рассеянности

В нашей власти наладить свой режим сна и отдыха, научиться избегать стрессовых ситуаций, устроить для себя сбалансированное питание и отказаться от вредных привычек. Уже того, что здесь перечислено, нередко бывает достаточно, чтобы рассеянность отступила; если же справиться с ней до конца не получается, возможно, дело в нехватке определенных веществ – например, витаминов группы В , и особенно фолиевой кислоты и В12.

Фолиевой кислотой, необходимой мозгу для нормальной работы, богаты арахис, печень домашнего скота и птицы, фасоль, зеленый салат и шпинат, орехи и семечки, брокколи и черемша, ячневая крупа и хрен, грибы и лук-порей, цитрусовые и цельные злаки, томаты и яйца. В некоторых из перечисленных продуктов немало и витамина В12, а еще он есть в морепродуктах и морской рыбе, мясе кролика, сыре и сметане . Если следить, чтобы эти продукты всегда были в рационе – их можно чередовать и сочетать, - проявления рассеянности существенно уменьшатся или вообще исчезнут.


Правда, к этому стоит добавить и некоторые способы тренировки памяти, и медитацию, а еще - начать учиться жить и действовать так, чтобы для рассеянности не оставалось места.

Женщин это касается особенно: не потому, что они забывчивее или невнимательнее мужчин – просто им нередко приходится заниматься несколькими делами одновременно. Психологи рекомендуют приучить себя неукоснительно выполнять некоторые правила.


Для начала, как это ни грустно, придется отказаться от привычки выполнять сразу несколько дел: занимайтесь чем-то одним в определенный момент времени. Когда внимание восстановится, можно будет все вернуть «на место», но без фанатизма.

Начинайте любое дело после того, как четко продумали последовательность действий. В целом, предлагается все действия проделать мысленно – на это уйдет некоторое время, но вы уже вряд ли забудете, куда хотели направиться, что хотели сказать, взять, принести, сделать и т.д.

Другие советы: ассоциировать свои мысли с определенными образами, подбирать визуальные подсказки – это можно делать, но есть и такой выход – не откладывать мелкие дела «на потом». Если же для выполнения задачи требуются подготовка и время, немедленно составляйте для себя письменную подсказку-напоминалку (а лучше несколько, на ярких липких листочках), и оставляйте ее в том месте, где бываете чаще всего: на кухне, в ванной или на зеркале в прихожей. Прием с зеркалом помогает многим женщинам – ведь мы смотримся в него не один раз за день.

Еще один, довольно неожиданный совет – записывать в специальный блокнот все, что связано с вашей рассеянностью . Например, вы забыли сделать что-то важное, и на этой почве возникли проблемы, или даже неприятности – запишите это, и делайте так каждый день: через несколько недель вы заметите, что случаев рассеянности становится меньше.


Перестаньте жить «на автомате», и начните осознавать себя в каждый момент времени – будьте «здесь и сейчас». Начать можно с самого простого: выполняя действия, проговаривайте вслух, что именно вы делаете. Буквально вот так: «я закрываю дверцу машины», «я выключаю электроплиту», «я принимаю лекарство» - постепенно вы научитесь отслеживать свои действия в любых ситуациях, и «оторванность от мира» исчезнет. Автоматизм нередко является следствием переутомления: мозг нуждается в отдыхе, и ему все равно, что с вами случится, если вы забудете о каком-то деле, важном для вас – он просто отключит внимание, и вы начнете действовать неосознанно и машинально. Пересмотрите свои дела и обязанности: возможно, какие-то из них можно доверить другим, а от каких-то вообще отказаться, и прекрасно без них обойтись, пока ваша рассеянность не привела к какой-нибудь жизненной катастрофе.

Если избавиться от рассеянности самостоятельно не удается, придется идти к специалисту: возможно, это скрытая депрессия или другое заболевание ЦНС – тогда потребуется специальная терапия, в том числе и лекарственная.