Психические расстройства. Психические расстройства в аюрведе

Это основная причина эпилепсии. Эпилепсия это болезнь тонкого тела ума.

Она практически всегда связана с жестокими поступками в прошлых жизнях и поэтому обычно видна в гороскопе человека. Эта болезнь всегда приходит по карме, в результате нанесения в прошлой жизни, кому-то травмы, убийства или также, если была совершена какая-то преступная небрежность. Жестокие поступки настраивают планеты враждебно по отношению друг к другу и от этого трудно вылечиться. Поэтому жестокость в прошлом проявляется в виде тяжелых приступов эпилепсии, которые лечатся с большим трудом. Эта болезнь дает стойкий дефект в тонком теле ума, и только получив определенное количество страданий, человек избавляется от этой болезни. Однако веды пишут, что огонь духовного знания сжигает все грехи даже те, которые уже проявлены и видны в нашем гороскопе. Часто, обычные способы лечения эпилепсии с помощью лекарств, несколько облегчают участь больного, но, так как все они сильно снижают психическую активность человека, то зачастую один вид страдания просто сменяется на другой. Тем не менее даже незначительное облегчение в данном случае уже хорошо. Слушание духовной музыки и повторение Святых Имен Бога очищает сознание человека настолько, что перестают беспокоить самые тяжелые болезни. Также для лечения эпилепсии следует найти хорошего специалиста, который бы смог правильно подобрать драгоценные камни, которые бы нейтрализовали плохое влияние планет. Однако подобный эффект невозможен если продолжать есть мясо, рыбу, яйца, употребление которых само по себе увеличивает жестокость. Также аборты способствуют возникновению или усугублению этой болезни. Если нет возможности лечиться, как-либо иначе, то следует прибегнуть к помощи лекарственной медицины. Хорошо начать воспитывать в себе смирение, которое также является лекарством от эпилепсии. Необходимо учиться всепрощению и каждый день по вечерам просить прощение у всех кому нанес оскорбление пусть даже случайно. В своих желаниях необходимо быть скромным и стараться не завидовать тем, кому живется легче. Стараться победить в себе склонность к ненависти.

Ненависть

Ненависть одна из причин жестокости, это также крайнее проявление зависти. Эпилепсия, которая развивается в результате ненависти, носит обычно вполне определенный характер. В случае этого недостатка приступы обычно не частые, но затяжные и появляются они, чаще всего, в результате психических срывов. В лечении необходимо научиться, доброжелательно относиться ко всем людям, регулярно проводить сеансы пожелания счастья, культивировать в себе сострадание. Естественно, что развитие этих качеств невозможно, если использовать в пищу мясные и рыбные продукты.

Безрассудство

Это всегда признак большой греховности. Плохие поступки, затмевают разум человека, и ему становится трудно понять что хорошо и что плохо. Чаще всего безрассудство приводит к травмам, которые в свою очередь вызывают эпилепсию. Для лечения эпилепсии этого типа хорошо помогают мероприятия по очищению сознания от ненужных идей - что достигается с помощью слушания святого человека, чтения духовной литературы. Соблюдение режима дня, совершение ежедневных омовений прохладной водой также помогут очистить разум.

Упрямство

Желание сделать все по своему, вызывает психическую напряженность в затылочных и теменных областях головного мозга. Это, в свою очередь, может привести к тому что в них избыточно скапливается прана, и как результат начинается приступ эпилепсии. Конечно, для возникновения болезни в этом случае важна предрасположенность, возникшая в результате плохих поступков в прошлых жизнях. Упрямятся все, однако это не значит - что все заболеют эпилепсией.
Хороший способ работать над характером, это пытаться поставить себя на место другого человека. Употребление мясной пищи, увлеченность сладостями по вечерам, разврат, безнаказанность способствуют развитию упрямства в характере.

Для лечения эпилепсии следует воспользоваться помощью врача астролога, так как эта болезнь практически всегда связана с тяжелой кармой. Хороший результат в лечении характера дает благотворительная деятельность: раздача милостыни, посадка деревьев, которые очищают человека от грехов. Также очень важно слушать духовную музыку, учиться просить прощение и всем прощать.

Шизофрения

  • Безответственность
  • Лживость
  • Антагонизм

Безответственность

Шизофрения - это болезнь, которая проявлена только на умственном плане. Часто у больного шизофренией невозможно найти никаких отклонений в состоянии мозга или каких-то других органов. Больной этим недугом в прошлых жизнях вел себя безответственно по отношению к окружающим людям, часто всех обманывал и стремился к самоизоляции во имя ухода от трудностей. Поэтому, в этой жизни в своем гороскопе, он получает такое расположение планет, что даже помимо его воли у него постепенно появляется искаженное восприятие реальности и как результат уход от общения. Эта болезнь своего рода протест бессмысленности ставить себе эгоистические цели в жизни. Часто, люди которые сильно хотели быть счастливыми, но не знали какой правильно выбрать путь, столкнулись с непреодолимыми трудностями жизни и разочаровавшись во всем начали постепенно создавать свой мир в котором возможно будет счастье. Однако, это часто приводит к полной деградации сознания, так как без ответственности и деятельности человек постепенно деградирует и совсем теряет интерес к жизни. Те, кто занимаются духовной практикой, тоже изучают свой внутренний мир, но делают это согласно тому пути, который рекомендован ведами. Так человек занимаясь духовной практикой, концентрируясь внутрь себя, полностью очищается от всех грехов. В отличие от больного шизофренией он это делает, выполняя все свои обязанности и принимая на себя все больше и больше ответственности. Справиться с этой чертой характера очень трудно, так как она говорит о недостаточной развитости разума, который контролирует всю нашу деятельность. Чтобы развить в себе силу разума надо перестать заниматься развратом, употреблением мяса, рыбы и яиц, заняться трудом по своей природе на пользу людям и соблюдать все правила благостной жизни. Однако ничего не делает человека более разумным, чем изучение священных писаний под руководством опытного наставника и повторение Святых Имен Бога.

Лживость

Лживость это желание добиться счастья, дешевой ценой. Не понимая закона причины и следствия в этом мире человек, обманывая, обманывает прежде всего самого себя, и приходит к такой глубокой степени иллюзии что полностью теряет ощущение реальности. Откровенная исповедь о своих недостатках избавляет человека от лживости. Однако, не выполняя правильно свои обязанности перед Богом, обществом и семьей невозможно стать правдивым. Поэтому для воспитания совести, (которая не только грызет человека запутавшегося в своей лжи, но и дает внутреннее видение, как надо правильно жить), необходимо хорошо изучить, в чем заключается Ваш долг и стремиться безукоризненно его выполнять.

Лень

Это платформа телесного счастья. Человек не понимая своей духовной природы и считая себя телом стремиться, во что бы то не стало, отдохнуть от дел и расслабиться. Он нежит свое тело разными путями и постепенно любая деятельность кроме этой становится для него невыносима. Так наступает опасная болезнь разума под названием лень. В запущенных случаях лень переходит в сильную заторможенность сознания и отсутствие понимания реальности. Вдохновляя себя почувствовать вкус счастья деятельности на общее благо, который намного выше, чем вкус расслабления человек полностью избавляется от лени. Но так как ленивому человеку трудно даже встать с постели, часто только слушание духовной музыки способно его вдохновить начать действовать.

Антагонизм

Часто в момент полового созревания молодой человек сталкивается с новым для него восприятием мира. Все люди как будто становятся хуже. Это связано с тем, что при половом созревании резко увеличивается выработка половых гормонов, которые всегда приводят к увеличению эгоистического восприятия мира. Сильное желание все сделать по своему, свойственное подросткам, приводит их к антагонистическому настрою. Антагонизм в свою очередь может стать настолько сильным, что само восприятие реальности станет просто невыносимым. Это один из путей развития шизофрении.

Только обретение радости в труде на общее благо сможет помочь больному шизофренией достичь здравомыслия. Однако для того чтобы достичь этого требуется постепенно повышать свое сознание, начиная вести благостную жизнь. Если больной шизофренией уже невменяем, то его родственники должны встать на этот путь добрых дел. Постоянное звучание духовной музыки в комнате такого больного может сильно облегчить этот нелегкий труд очищения сознания психически больного человека.

Страх. Паника.

Страх нарушает гормональные функции в организме. От него нарушаются практически все гормональные системы. Он влияет непосредственно на гипофиз. Страх возникает от отсутствия знания. Например, страх смерти возникает оттого, что мы не знаем, что смерти для нас не существует. Умирает тело, но сам человек имеет духовную природу. Душа никогда не умирает. Какой у нас сейчас есть характер, с таким же характером мы рождаемся в новом теле. Душа с тонким телом, которое тоже не разрушается, попадает в сперматозоид отца, после этого в яйцеклетку матери, и тогда дух соединяется с материей, начинается развитие нового грубого тела, в соответствии с тем, какой характер имеет тонкое тело. Если ум человека несёт в себе хорошие качества, человек получает хорошее тело, красивое, здоровое, которое даёт ему проявить какие-то таланты. Если человек развивал плохой характер и умер с ним, в следующем теле он рождается с плохим телом. Человек рождается с тем же самым характером, ничего не меняется. В ведах смена тел во время смерти сравнивается с тем, как человек меняет одну одежду на другую. Так он меняет одно тело на другое, потому что ничего не меняется. Физическое тело сравнивается с одеждой, всё остальное остаётся тем же самым. Это тело меняется, но самоосознание человека остаётся тем же самым. Поэтому боятся абсолютно нечего.

Мы же когда спать ложимся, не боимся. Но есть люди, которые со страхом ложатся спать, потому что думают, что они не проснутся. Точно также святые люди умирают, как ложатся спать. Потому что они знают абсолютно точно, что смерти нет. Это знание приходит только тому, кто помнит свои прошлые жизни. До конца человек осознаёт, что смерти нет, когда он реально вспоминает свои прошлые жизни. Поэтому страх возникает отсутствия знания.

Самый разрушительный страх - страх перед будущим. И не менее разрушительный страх - это страх, возникающий от нежелания менять своё положение в жизни. В ведах жизнь сравнивается с рекой, которая имеет разные волны. В них говорится, что неминуемо будут периоды снижения счастья - периоды несчастья, и также, неминуемо, они будут сменяться периодами счастья. Никто не может остановить этот процесс. Жизнь идёт подобно волнам. Человек не может быть постоянно на высокой волне. Также человек не может постоянно жить в абсолютном счастье. Посмотрите на свою жизнь, были периоды счастья, были периоды несчастья, идут такие волны. Поэтому когда человек находится в несчастье, не надо переживать, а когда человек находится в счастье, не надо этому сильно радоваться. Потому что когда этому сильно обрадуешься, то после придёт период несчастья, придётся тогда переживать. Поэтому, чтобы избавиться от страха, надо понять эти вещи, как всё это происходит.

По материалам лекций "Причины болезней" О.Г. Торсунова

Всегда призывает к тому, чтобы нормализовать состояние тела и психики и привести их в равновесие. Хотя психические расстройства (унмада) поражают умственные способности, их лечение затрагивает и тело. Чарака описывает следующие возможности терапии излечимых душевных болезней.

1. Снехана: применение масел наружно и внутрь.

2. Сведана: потогонные процедуры.

3. Вамана: искусственно вызванная рвота.

4. Виречана: искусственно вызванное послабление.

5. Нируха васти: очищающая кишечная клизма.

6. Снехана васти: масляная кишечная клизма.

7. Насья: орошение полости носа.

8. Ракта мокша: кровопускание.

9. Дхумапана: ингаляция лекарственным дымом.

10. Курения.

11. Пасты для глаз, например каджал (паста из гхи, угля и камфары).

12. Массаж.

13. Поливание тела маслом и поливание лба маслом.

14. Самшамана: умиротворяющие методы.

15. Психотерапия.

16. Медицинские препараты, воздействующие на психику.

17. Изменения в режиме питания.

Как это ни поразительно, но большинство процедур, которые здесь упоминаются - это телесно ориентированные методы или процедуры панчакармы. Почему так получается? Если рассмотреть патогенные факторы, то есть расстройства дош, то перед нами встает задача либо переместить эти расстроенные биоэнергии из плотных частей организма в полые органы и изгнатъ из тела (шодана), либо умиротворить их с помощью иных методов (самшамана). Как только доши физического тела придут в норму, нормализуется и психика. На практике эта необычная теория оказывается чрезвычайно успешной. Наряду с нею используются также методы, аналогичные концепциям современной психотерапии, например избыточная стимуляция, десенсибилизация, групповая психотерапия и аверсионная терапия.

Режим питания сильно влияет на психику. Поэтому при лечении душевных болезней нельзя отказываться от того, чтобы сделать питание адекватным. С одной стороны, его нужно подстроить к патогенным дошам, с другой - в нем должно быть как можно меньше раджасических и тамасических элементов, потому что они будут лишь усиливать болезнь. В пище скорее должно быть много саттвических элементов, потому что саттва оказывает психоиммунизирующее действие. Такой пищей являются свежеприготовленные блюда из продуктов, которые выращены в регионе, где живет больной.

«Convenience food», то есть полуфабрикатов, а также продуктов, прошедших глубокую заморозку, следует избегать. Больным, у которых очень сильна тамасическая, ватическая или капхическая компонента, можно в малых количествах давать очень свежее мясо, но, если в заболевании задействованы раджас и питта, его нужно строго исключить. Очень свежая, лактовегетарианская пища намного лучше.

Во всех случаях систематическим инструментом лечения психических расстройств является йога. Эта форма физического движения, интроспекции, концентрации на дыхании и медитации, без сомнения, способствует психосоматическому, социальному и духовному развитию человека.

Х.Х.Ринер "Новая энциклопедия Аюрведы"

Концепция психического здоровья в Аюрведе

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), расстройства психического здоровья, в том числе депрессия, входят в число 20 основных причин инвалидности в мире. От депрессии страдают около 300 миллионов человек в мире. Менее половины из этих людей имеют доступ к надлежащему лечению и уходу. Не может быть сомнений в том, что вопросу профилактики психических нарушений не уделяется должного внимания, тогда как это важная составляющая медицины, наравне с лечением и реабилитацией. И опыт традиционной медицинской системы Индии Аюрведы может быть во многом полезен сегодня современному здравоохранению, так как в аюрведической концепции здоровья большое внимание уделяется профилактике заболеваний и психическому состоянию.

«Аюрведа – наука жизни»- перевод этого слова с санскрита известен всем, кто уже слышал или читал о ней. Важно также знать об Аюрведе следующее:

    Аюрведа – холистическая, целостная система. «Лечить не болезнь, а человека», - этот принцип любой холистической медицины на протяжении тысячелетий практически воплощался врачами Аюрведы. Состояние физического тела (шарира), сенсорных и двигательных функций (индрии), ума (манаса) и души (атма) взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому при лечении любого заболевания уделяется внимание как физическому состоянию, так и психическому здоровью. Современная медицина также выделяет психосоматические заболевания, однако в практическом здравоохранении целостный подход применяется редко;

    Аюрведа, как правило, применяет комплекс мероприятий при лечении любых заболеваний. Для лечения психических заболеваний используются:

Лекарственные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы в головном мозге, способствующие улучшению когнитивных процессов, стабилизирующие эмоциональный фон, уменьшающие тревогу, способствующие наступлению сна.

Уникальные аюрведические процедуры, которые по праву считаются действенными средствами восстановления равновесия всех систем организма, восстановления и поддержания здоровья. Лекарственные масла и порошки для процедур подбираются индивидуально, исходя из врожденных психо-физиологических характеристик пациента и состояния его здоровья. Комплексы процедур, являющиеся составляющими метода Панчакарма продемонстрировали свою действенность в восстановлении психического здоровья

Методы психотерапии и йоги

    Аюрведа – это медицина сотрудничества. Она подразумевает доверительные отношения между врачом и пациентом и тщательное исполнение пациентом предписаний врача. Современная медицина называет эти взаимоотношения комплаенсом – приверженностью лечению. Для достижения эффекта важно следовать всем рекомендациям врача, среди которых нет второстепенных, а также ставить в известность врача о реакциях на препараты и процедуры.

    Аюрведа – традиционная медицинская система, имеющая теоретическую базу, успешный тысячелетний опыт практического применения, а на современном этапе – утвержденные на законодательном уровне стандарты образования, лечения, клинического испытания и производства препаратов, контроля качества. Таким образом, аюрведическое лечение подразумевает эффективные и безопасные, научно подтвержденные подходы.

    Главная задача Аюрведы – поддерживать здоровье здорового человека. Гармоническое состояние трех дош физического тела (Ваты, Питы и Капхи) обеспечивают соматическое здоровье, надлежащее состояние трех атрибутов ума (Тамаса, Раджаса и Сатвы) дарует психическое благополучие, приверженность трем основным ценностям, называемым ТРИВАРГА (Дхарма, Артха и Кама) обеспечивает успех в социуме и раскрытие всех творческих способностей.

Концепция ума в Аюрведе:

Ум обладает тремя атрибутами (гунами) – такими как Сатва, Раджас и Тамас.

Характеристики гуны ТАМАС отражают такие психологические характеристики как инертность, невежество, лень, страх. Преобладание гуны Тамас приводит к развитию депрессии, сонливости, апатии. Однако нельзя сказать, что Тамас несет исключительно отрицательные характеристики. У здорового и гармоничного человека он отвечает за инстинкт самосохранения.

Раджас ответственен за проявление гнева, агрессии, жестокости, тщеславия, но также необходим для проявления честолюбия, устремления к достижению целей.

Сатва – несет в себе характеристики, позволяющие наилучшим образом реализовать творческий потенциал человека. Это, в первую очередь, высокие этические принципы, вера в себя, энтузиазм, высокая работоспособность.

Увеличение нездоровых атрибутов ума - Раджаса и Тамаса приводит к подавлению здорового атрибута ума – Сатвы.

Манасика - психические заболевания могут быть разделены на Шудха- собственно психические и Самсаргаджа - соматосихические.

Шудха заболевания провоцируются Ражасом и Тамасом, Самсаргаджа заболевания обусловлены как Тридошами (Ватой, Питтой и Капхой), так и Мано-дошами.

Аюрведа выделяет следующие причины заболеваний:

Праджнапарадха (prajnaparadha) – ошибка мышления или интеллектуальное богохульство. В Аюрведе понятия «Этика» и «Здоровье» неразрывно связаны. В эпоху глобализации не принято говорить о связи нравственности и здоровья, тогда как трактаты древних аюрведических врачей – «Чарака Самхита», «Аштанга Хридайя» и современные авторы учебных курсов Аюрведы раскрывают эту связь как естественную. Поэтому профилактические мероприятия, предписанные в Аюрведе, включают рекомендации этического характера. Отклонение от этических и нравственных норм ведет к дисбалансу дош физического тела и атрибутов ума, то есть нарушает здоровье.

Ашатмендрийятха самйога(astmendriyartha samyoga) - под этим термином понимается неправильный контакт органов чувств с объектами. Это недостаточное использование, чрезмерное использование и извращенное использование органов чувств, ведущее к дисбалансу уровня восприятия.

Например, перегрузка зрения длительной работой за компьютером или просмотром телевизора приводит не только к заболеваниям глаз, но может запустить реакцию развития других заболеваний, связанных с дошами Питта и Вата. Регулярное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках, приводит не только к снижению слуха, но и к развитию Вата-заболеваний. Стоит обратить внимание на то, что именно доша Вата, выведенная из равновесия, делает уязвимой нервно-психическую сферу. Далее, о современной привычке молодых людей постоянно слушать музыку на гаджетах через наушники следует сказать особо, так как речь идет не только о перегрузке слухового анализатора, но и о постоянном воздействии излучения от любимого гаджета.

Бывает, что перегрузка органов чувств связана с профессиональными вредностями – воздействие шума, пыли, необходимость напряжения зрения за микроскопом, компьютером. В этом случае, важно четко соблюдать режим труда и отдыха, периодически проходить процедуры, снижающие последствия вредных факторов труда, к счастью, Аюрведа может предложить их современному миру. Однако, зачастую мы бездумно разрушаем здоровье вредными привычками, которые указаны выше.

Паринама (parinama) – воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (климатических условий, стихийных бедствий), а также фактора времени (расстройства, происходящие под влиянием суточных сезонных колебаний на доши, и нарушения здоровья, связанные с конкретными этапами жизни - подросткового возраста, старения).

Аюрведа содержит рекомендации по подержанию здоровья и профилактике заболеваний для разных возрастных периодов, а также в разные сезоны года. Например, в осеннее-зимний период, когда преобладает доша Вата важно употреблять пищу горячую, маслянистую пищу, использовать специи, исключить питание всухомятку, уделять сну не менее 8 часов в сутки, а также периодически прибегать к массажу Абьянга с согревающими маслами. С февраля до мая, когда преобладает доша Капха рекомендовано свести до минимума в рационе жирные, кисломолочные, сладкие продукты, избегать дневного сна.

Следуя советам Аюрведы по распорядку дня, можно также избежать многих проблем со здоровьем. Пренебрежение необходимостью согласования ритма жизни с ритмами природы, дня и ночи может стоить здоровья.

Эти три причины относятся к психическим, физическим и экологическим факторам развития всех заболеваний.

Но внешние факторы способны вызвать болезнь, только если нарушено внутренне равновесие организма Человек может уберечь себя от болезней, если сохраняет внутреннее равновесие, стараясь соблюдать соответствие меняющейся внутренней и внешней среде.

Из принципов Аюрведы следует, что человек может быть здоров лишь при условии его гармоничного взаимодействия с природой и обществом.

Аюрведа предлагает три направления в лечении нарушений психического здоровья:

Юктивьяпашрайя логическое лечение или рациональный подход с применением лекарственных средств и процедур;

Дайвавьяпашрайя духовное лечение, рекомендуется в древних трактатах при некоторых видах психических заболеваний. Сюда можно отнести участие в религиозных ритуалах и песнопениях, чтение священных текстов, выполнение обетов.

Сатваваджайя психотерапия.

На страницах нашего сайта подробнее будут освещены принципы лечения разных групп психических заболеваний, с учетом тысячелетнего опыта и результатов современных исследований.



Одержимость злыми духами - старейшая «допрагматическая» медицинская теория. В индуизме ведического периода, за тысячи лет до того, как развилась аюрведическая ме-дицина, термин бхута-видья использовался для обозначения всех (а не только умственных) заболеваний, вызванных невидимыми силами. Позже бхута-видья стала названием четвертой ветви классической Аюрведы психиатрии и невропатологии, которая охватывала болезни, вызванные духами, включая эпилепсию, проказу и умственные заболевания.

В традиции тибетской психиатрии одержимость злыми духами - главная причина безумия. В этом религиозно-магическом подходе к болезни лечение включает тантрические практики, а также общее применение Дхармы.При изучении даже самых изощренных обрядов заклинания злых сил обнаруживается, что основанием этих магических практик служит Дхарма - в форме сострадания и желания счастья всем существам.

Органический подход

Отношения между тремя жизненными силами и тремя первичными умственными омрачениями составляют основополагающую психосоматическую теорию тибетской медицины и психиатрии. Различные методы лечения и лекарственные средства применяются с целью влияния на сознание через тело.

Подразумевается, что тибетская медицина исходит из того, что эмоции обладают физиологическими функциями и имеют, вероятно, биохимические аналоги, открываемые ныне современной медициной (медиаторы нервных клеток). Более того, лекарства тибетской медицины включают такие вещества, нехваткой которых вызвано расстройство. И хотя тибетская медицина делает это, опираясь на свою систему понятий (5 элементов, вкусы, силы и т.д.) это перекликается с последними находками европейских исследователей: психоактивные препараты подражают собственной химии клеток тела.

Психологический подход

Три загрязнения ума, которые порождают жизненные силы. - это также три типа психических энергий. Чрезмерные смятение, ненависть или желание ведут к нарушениям психики. В целом психологический подход к психопатологии основан на Дхарме, ибо причина появления всего обусловленного существования есть функционирование на основе сознания, зацикленного на себе как «я», вследствие чего существует омраченность сознания.

На более непосредственном уровне психические нарушения понимаются как возникающие по причине эмоционального и умственного напряжения, стресса, проблем в любовных и семейных отношениях, при утрате имущества, положения и любимых, изоляции, угнетении, тревоге, чрезмерной усталости. Все это классифицируется в тибетской психиатрии как факторы, вызывающие «потерю сознания» в том или ином виде.

Значимость связи сознания с ветрами

Из трех жизненных сил в первую очередь связан с душевными расстройствами ветер. Это одна из основных теорий Аюрведы. В классической аюрведической традиции главным термином для обозначения сумасшествия служило слово ватула, «наполненньй ветром», что указывает на их коренную связь. Жизненную силу «ветер» (лунг - тиб.) изначально связывали с умом и умственными помешательствами. Взаимоотношения жизни, сознания и дыхания — жизненной энергии (праны) и непосредственное воздействие дыхания (контролируемого) на сознание - одно из наиболее важных и центральных открытий индийской мысли и йогической практики.

Ветер - тончайшая из жизненных сил и более всего сходна с умом. Приводя в равновесие большие («грубые») ветры и тонкий ветер (с присущей ему жизненной силой) посредством йогической практики, ум также приводится в равновесие. Наибольшая часть психических заболеваний понимается как нарушения праны, а самые серьезные ее нарушения, как полагают, ведут к душевной неуравновешенности и подавленности. В самом деле, ярко выраженное невротическое поведение, а также психологические и физиологические симптомы нервозности называют просто болезнью «сок-лунг» (тибет. срог-рлунг) - расстройство жизненного ветра.

Все ветры циркулируют в виде энергетических потоков по бесчисленным каналам (тса - тиб.) тела, но наиболее тонкая часть «жизненного ветра» остается неподвижной внутри жизненного сосуда, соединяющегося с сердцем. Эта тончайшая жизненная сила, сог-лунг, и является главной опорой сознания.

Как поясняет Гарма Чанг, «Сознание и прана [рлунг, психическая энергия] - две грани одной сущности. Не следует лечить их отдельно друг от друга. Сознание есть то, что осознает; прана — действующая энергия, на которую опирается это сознание». И хотя сознание (вместе с жизненной силой) рассредоточено по всему телу, его «владельцем» является именно тонкая жизненная сила, расположенная в жизненном сосуде в сердце.

Под жизненным вместилищем (сог-тса), скорее всего, понимается блуждающий нерв, хотя некоторые отождествляют его с аортой; возможно, впрочем, что это ни то, ни другое. Считается, что одна его часть (в которую входит «жизненный ветер») проходит между легкими и сердцем, другая же лежит между сердцем и мозгом, разветвляясь отсюда на меньшие каналы, идущие к различным органам чувств (в этой части движется «поднимающий ветер»).
Сознание приходит к расстройству и даже безумию, когда внутренние ветры, по различным причинам, входят в такие места и каналы, в которые попадать не должны. В частности, они могут расширять жизненный канал и вторгаться в сердце, где обитает тонкая жизненная сила.

Когда такое случается, душевная сила личности начинает распадаться, отчего возникают галлюцинации, и всякого рода искажения в восприятии реальности. В тибетской системе само слово «сердце» (нинг) синонимично слову «ум», и это потому, что сознание, ясность ума и чувство «самости» возникают из сердечного центра. Чувственные данные доставляются «всепроникающим» ветром по нервам и каналам к мозгу, где они регистрируются. Но сознание, относящееся к чувственным впечатлениям и мыслям, пребывает в сердце.
Сознание в сердце поддерживается тончайшей жизненной силой, и эта жизненная сила может быть потревожена жизненными ветрами, как это описано выше. Психологически и физически это может происходить по-разному. Например, внезапный сильный гнев, вызванный «всепроникающим ветром», возбуждает потоки, протекающие по жизненному сосуду и, вытесняя тончайший жизненный ветер со своего места, загоняет его в сердце; такое воздействие вызывает искажения в сознании.

Все ветры взаимосвязаны. Так, например, при периодическом, частом сдерживании позыва к мочеиспусканию повреждается ветер, ответственный за этот процесс, что может привести к повреждению тончайшего жизненного ветра в сердце. Кроме того, физические причины, не связанные напрямую с ветрами, например, неправильное функционирование желчи или слизи, могут изменить состояние сознания в сердце. Равно как и все другое, пагубно влияющее на состояние каналов - в силу того, что каналы осуществляют поддержку ветров, а ветры поддерживают сознание.

Здесь следует также заметить, что результаты повреждения жизненной силы в сердце могут быть не только психологическими, но и физическими. Ветер в сердце приводит к таким стрессовым расстройствам, как повышенное кровяное давление и другие сердечно-сосудистые заболевания.
Вообще, расстройство, известное как «ветер», «жизненный ветер» или «сердечный ветер», вызывается беспокойством, напряжением, усталостью, горем, гневом, внезапным потрясением или страхом и т.п. Психически на своих ранних стадиях оно проявляется как повышенная чувствительность, тревога и эмоциональная неуравновешенность. Также наблюдаются: учащенное сердцебиение, головокружение, бессонница, потеря аппетита, потеря координации, подверженность несчастным случаям. Все это из-за потревоженных потоков энергии внутри тела. Один из физических признаков - трещина по средней линии языка. Наблюдается смена приподнятого и подавленного настроения. Оставленное без лечения, такое состояние может развиться в психоз.

Когда тончайшая жизненная сила, поддерживающая сознание, находится не на своем месте, сознание человека чувствует, что «что-то не так», ощущает нечто «чужое», и это действительно может привести к ощущению одержимости посторонней силой. Что касается одержимости демонами, говорят, что они входят через различные каналы и направляются к сердцу, где овладевают сознанием. В этом смысле они действуют точно так же, как эмоции.

В йогической и тантрической системах принято говорить о тигле сознания и жизненной силы, который расположен в сердечном центре и центральном канале, а не в сердце как органе или жизненном сосуде. Тем не менее, тантрическая и медицинская системы параллельны и сопоставимы в некоторых частях. Во-первых, сердце, или сердечный центр, есть то, что соединяет физическое и тонкое тела. Во-вторых, также как в медицинской системе, в тантре используется деление на пять ветров-энергий. Однако в тантре о всех ветрах говорится, что они приводяться в движение кармическими ментально-эмоциональными омрачениями (почему и называются кармическими ветрами) и об изначально присущей им мудрости, или «йеше-лунг». Эти ветры циркулируют по многочисленным каналам и физическим проходам, которые можно свести к трем главным тонким каналам, и пяти главным каналам сознания. Тонкие каналы состоят из света; это хоть и нематериальная, но все же часть физического тела, его энергетическая «подструк¬тура». Часто запутывает то, что тибетцы используют одно слово - ртса и для физических сосудов и нервов, и для тонких каналов.

Пять главных сосудов сознания - одни и те же в тантрической и соматической физиоло-гии. Пятый сосуд трансцендентального сознания является самым главным. Он проходит через сердечный центр, и совпадает в нем с центральным каналом. Этот сердечный центр зовут «хорошим умом» (йид-бзанг-ма), по названию сосуда трансцендентального сознания (йид-занг-марнам-шей гью-вайртса). Спереди от него ответвляется красный сосуд чувственного сознания, который, в свою очередь, дает сосуды пяти чувств. Справа - желтый сосуд себя, или эмоционального сознания. Слева - голубой сосуд мысли, а сзади - зеленый сосуд хранения сознания.

Так три главных канала и пять сосудов сознания вместе с сосудами пяти органов чувств образуют тонкую физиологию умственной деятельности. В теории йоги считается, что любая умственная деятельность происходит в этих пяти сосудах сознания, которые, проходя по всему телу, сходятся в сердечном центре. Место их встречи является ключевой зоной. Нарушения в этом месте ведут к безумию. Всякая болезнь, с тибетской точки зрения, вызвана блокировкой циркуляции в каналах жизненной, умственной или духовной функций, а умственные заболевания в особенности связаны с закупоркой в сердечном центре.

У реализованного йога все праны преобразованы в присущую их природе прану-мудрость, и размещаются в центральном канале. Но даже у не следующих йоге людей, таких как мы с вами, центральный сосуд в сердце, там, где он совпадает с пятым сосудом трансцендентального сознания и где от него ответвляются прочие сосуды сознания, явля-ется духовной осью сознательного существования. Как сказал доктор Пема Дордже (в свойственном тибетцам стиле свободной аналогии): «Это как дерево, на котором сидит птица. Если дерева нет, то где быть птице? Она улетит. Так и с сознанием - когда эта область повреждена, оно улетает».

Самое главное, что должен сделать тибетский врач, столкнувшись с нарушением психики, - определить его причину, ибо лечение будет очень различаться, в зависимости от этого и от состояния жизненных сил пациента. Это означает, что тибетская медицина лечит не с помощью общих противо-психотических средств. Лекарства и соответствующие методы лечения должны учитывать соотношение трех жизненных сил больного, в противном случае они могут только навредить. Их следует назначать согласно индивидуальным причинам болезни. Например, безумие, вызванное ядами и нарушением праны, требуют разных лекарств. В случае болезни, вызванной «призраками» и невидимыми силами, которые, согласно тибетской традиции, являются главной причиной умственных заболеваний, следует использовать религиозную практику и тантрические лекарства вкупе с травами и другими соматическими средствами.

Поскольку тибетская медицина считает симптомы, в особенности психические, результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние может усилиться при попытке насильно устранить симптом.

Согласно Бурангу, основная причина умственного расстройства лежит в образе жизни, противоречащем глубинным духовным склонностям и сути больного.

Чисто кармический случай безумия не будет проявляться органическими нарушениями и не может быть вылечен медицинскими средствами.

Согласно и Абхидхарме, и медицинской традиции существует пять причин безумия. Это: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Эти причины могут действовать по отдельности или совместно друг с другом.

1. Карма. В общем, можно сказать, что карма ответственна за все заболевания, однако в данном случае имеется в виду другое. Умственное кармическое заболевание подразумевает особую связь с судьбой, пожинание плодов деяний прошлого. Для лечения таких кармических заболеваний нет других лекарств, кроме Дхармы: ничто другое не помогает против дурной кармы. Это верно как для соматических, так и для психических расстройств.

Считается, что причина любого умственного заболевания - принесение страданий другим людям в прошлой жизни; результаты - более, чем определенны. Например, если кто-либо потревожил чью-либо медитацию, или даже просто побеспокоил добрых людей, следствием в этой жизни будет великая печаль и подавленность, наступающая внезапно и без всякой видимой причины. Сходным образом, если человек был злонамерен в прошлом, следствием в этой жизни будет вечная боязливость без причины. Только ламы-врачи, достигшие высокого уровня, способны при кармическом психическом заболевании своим глубинным видением распознавать прошлые деяния, которые стали причиной душевного расстройства.

2. Горе-беспокойство и т.п. Причиной помешательства могут быть и исключительно психологические состояния. В этом случае какой-либо психологический фактор вмешивается в работу жизненного ветра (срог-лунг), того, что имеет непосредственное отношение к сознанию и всегда причастен к расстройствам психики. Навязчивое и неотступное прокручивание причин своей эмоциональной боли, несчастная любовь или потеря положения считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозу.

Фактически, три основных класса душевных болезней, определяемых тибетцами, выражаются в терминах их психологических характеристик. Это: 1) страх и одержимость; 2) враждебность; 3)подавленность и замкнутость.

Осознание неизбежных фактов старения и смерти, непостоянства во всех сферах жизни - отношениях, интересах, общественном положении, собственности - может оказаться пагубным. Особенно когда этому сопротивляются, отрицают и подавляют, что вызывает психологическое напряжение и шизофренические тенденции.

Признание изначальной пустотности наших «я» и поступков - болезненно и устрашающе. Без поддержки Дхармы (в самом широком смысле, то есть жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности) возникает сильная паника, что ведет к подавлению бессознательных тенденций. В конечном итоге, это может привести к психозу.

Здесь-то и кроется самое главное. Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания.

Сочетание соматических лекарств, травяных смесей, прижигания п т.п., а также дхармическая практика используются для победы над душевными заболеваниями, вызванными психологическими факторами. Невротик может практиковать дхарму самостоятельно, заниматься медитацией, углублять понимание, закалять характер и уравновешивать ум. В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них.

3. Физический дисбаланс (трех жизненных сил). Когда жизненные силы функционируют нормально, т.е. когда они идут по своим путям, они поддерживают здоровье ума и тела. Когда они функционируют неправильно, то вызывают болезни. Избыток психологических эмоциональных качеств, связанных с каждой из них, ухудшает ментальное состояние. Эмоциональная неуравновешенность вызывает неуравновешенность жизненных сил, которая проявляется как нарушение психики. Самые различные аспекты теории трех жизненных сил - причина, диагностика и лечение - вступают здесь в игру.

А. Ветер. Умственное и эмоциональное напряжение приводит к увеличению ветров, или пран. Чрезмерное сосредоточение и обдумывание чего-либо, беспокойство по поводу неоконченных проектов и не достигнутых целей, сокрушение о семейных проблемах и расстройства о потерянных предметах - все это, как известно, вредит ветру, а значит сознанию, поскольку сознание и ветер взаимосвязаны. Вообще считается, что заболевание ветра происходит из-за чрезмерного желания, похоти и привязанности.

Помимо печали и возбудимости, прочие симптомы психических пранических расстройств таковы: человек говорит все, что взбредет на ум, не помнит сказанного и не может сосредоточиться или окончить что-нибудь. Может все время кричать и внезапно гневаться без причины. Он неугомонен, встревожен и напряжен.

Это психологическое состояние ведет к ошибочному поведению, которое еще более ухудшает поврежденное состояние ума. То есть, психологические страдания, испытываемые таким человеком, приводят его к потере двух опор здоровья: диеты и поведения. Таким образом, его состояние еще более ухудшается. Из-за горя человек не хочет есть - голодание усиливает ветер. Из-за ветра он не может спать, что еще более усиливает его дисбаланс (бессонница-болезнь ветра).

Психиатрическое лечение первым делом восстанавливает должное питание и поведение. Это натуропатия, программа мягкого лечения. Согласно традиции, человек с психологическим расстройством типа «ветра» должен употреблять маслянистую сытную пищу, которая уменьшает «ветер». Пациент должен оставаться в теплой, уютной, темной комнате. Светлая комната отражает свет и яркие цвета, стимулируя таким образом ветры. Пациент должен находиться в приятном месте, в «хорошей комнате с множеством цветов». Лучшей лечебной средой считается место, наделенное естественной красотой.

Во многих случаях больному желательно иметь сексуальные отношения. Одним из симптомов психиатрических расстройств праны явпяется то, что больной часто «хочет быть обнаженным и пытается снять с себя одежду». Он постоянно думает и говорит о сексе. Все это вследствие элемента желания и его прямого отношения к ветру. Сексуальные отношения могут помочь, удовлетворив желание, а потому назначаются вместе с лекарствами.

Тем не менее при некоторых психических болезнях ветра, к примеру, вызванных «духами», сексуальная активность не принесет лечебного эффекта. В этих случаях применяют лекарства и другие методы лечения.
Решающим при лечении психических нарушений, вызванных нарушением ветров, является «любовная забота». Говорится, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и семьей. Каждый должен говорить «приятные слова» любви и заботы пациенту - особенно врач. Пациенту должно быть позволено иметь все вещи, любимые им более всего, - музыку, книги и т.п. Его следует развлекать и давать все приятное. Все это древняя форма того, что сегодня мы называем окружением и активной терапией.

Если такое мягкое лечение позитивными впечатлениями от пищи и окружения не вылечит пациента, то, по крайней мере, придаст ему крепость и сопротивляемость. Такой помощи может оказаться достаточно для того, чтобы у него появились моменты прояснения, в течение которых лама-психиатр может повлиять на его сознание, разговаривая с ним, то есть применяя что-то вроде психотерапии.

Другим видом относительно мягкого лечения являются упражнения в глубоком, или «горшечном» дыхании. Поскольку психические заболевания праны часто вызваны непра-вильным действием ветров, особенно «поднимающимся ветром» и «жизненным ветром», такие дыхательные упражнения стабилизируют и регулируют дыхание и успокаивающе действуют на сознание. Также они увеличивают и оживляют тонкую жизненную силу, которая как бы придает человеку уверенности в жизни, порождая чувство благополучия. Полагают, что глубокое дыхание - прекрасное терапевтическое средство в случае депрессии. Впрочем, такое лечение должно производиться правильным образом, поскольку неправильное дыхание, в особенности с задержкой, без соответствующих наставлений, естественно, повредит ветрам.

В некоторых редких случаях йоги впадают в безумие из-за неправильного обращения с дыханием. То есть им не удается попытка собрать ветры вместе в центральном канале и преобразовать их в неотъемлемую природу «йеше-лунг» - прану мудрости. Вместо этого они загоняют нечистые ветры в центральный канал, где сходятся пять сосудов сознания, и это приводит к уже описанным умственным проблемам.

Более радикальные методы психиатрического лечения включают прижигание и иглоукалывание. Для этого используются особые точки: макушка, основание шеи - называемое первым позвонком в тибетской системе (в европейской - седьмой шейный), шестой позвонок (четвертый грудной) и мечевидный отросток. Последние три обычно применяются вместе. Их иногда упоминают как «места тайных жизненных пран». Макушка-точка, наиболее часто используемая при любых психических расстройствах.

Тибетский медицинский массаж, называемый «ку-нье», (буквально: притирание мазями), применяется при психических нарушениях. Для массажа используется лечебное масло на травах. Оно расчищает путь ветрам, которые заблокированы в каналах и кожных порах. При расстройствах ветра на уровне психики («срог-лунг»), лекарственное или просто сливочное масло втирается в четыре точки для прижигания, упомянутые выше. Вообще считается, что массаж с медицинским или любым другим маслом крайне полезен в случаях сильного ментального напряжения, беспокойства, нервозности, а также для пожилых людей со слабым здоровьем.

Одними из наиболее популярных и довольно эффективных лекарств при психических болезнях ветра являются травяные благовония, представленные в тибетской медицине очень широко, а также, конечно, многочисленные травяные лекарства, принимаемые внутрь.

Б. Желчь. Психические расстройства, обусловленные желчью, вызывают у человека безумие буйного и грубого типа, поскольку доша желчи на ментальном плане происходит от гнева-неприязни. Гнев и ненависть, в свою очередь, способствуют чрезмерному возбуждению желчи. Эмоциональные и психологические факторы ведут к потере «двух опор» - пищи и поведения, и возникающее безумие классифицируется как имеющее природу желчи, хотя оно также включает в себя и нарушение ветра.

Результатом является буйное помешательство. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. Он постоянно разгневан, раздосадован прошлым и крайне напряжен. Полагают, что такого человека нужно приструнить и назначить суровое обращение и наказание.

Что касается образа жизни, то пациент должен оставаться в прохладном месте, вроде овеваемого ветром сада или на берегу реки, или горного ручья. Цвета и среда, окружающая его, должны производить охлаждающий эффект.
Его пища и напитки также должны иметь прохладную природу. Кофе, алкоголя, стимулирующих препаратов, жирной пиши и яиц следует избегать. Назначают специальные медицинские ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи (за подробностями обращайтесь к примечанию \ главы 78 «Чжуд-ши»).

В. Слизь. Омраченность, неведение и леность способствуют образованию слизи. Человек, обезумевший по причине увеличения доши слизи, выказывает признаки болезненной флегматичности. Он становится замкнут, молчалив, пассивен и угрюм. Такой человек отказывается есть, закатывает глаза, подвержен припадкам головокружения. Он кладет вещи и забывает куда. В дополнение к своей молчаливости, он еще и чрезвычайно себе на уме. Для того чтобы вывести его из этого состояния применяется крайне заботливое обращение. Его побуждают к деятельности при каждом удобном случае. Он должен много двигаться. Массаж тут тоже помогает, потому что телу передается физическое движение, и оно производит тепло, хотя и пассивным способом (слизь - холодная). Пациент должен находиться в теплом светлом месте, где с ним будут его друзья и семья, рассказывающие ему истории и говорящие «приятные слова». Его пища и напитки должны противодействовать слизи. Помимо этих мягких методов лечения, следует назначать лекарства из трав. Медицинским маслом следует вызывать рвоту, чтобы прочистить канал ветра и ума, закупоренный слизью. Иногда для этой же цели будет полезна горячая лечебная ванна со взбитым медицинским маслом, или смесью трав.

4. Яды. Токсины могут быть непосредственной причиной безумия. В таких случаях сознание полностью омрачается, силы исчезают и человек теряет здоровый вид, «цвет», что особенно заметно по лицу. Слабость тела, вызванную ядом, невозможно исправить приемом хорошей пищи и экстрактами, потому что яд не удален. Умственное помрачение, вызванное ядом, называется «глубокая иллюзия». Отравленный не знает вовсе, о чем думает, или может переключаться от обычной ясности, к абсолютно иллюзорному мышлению и неосознанности.

Ядом может быть особый токсин или ядовитое сочетание нетоксичных пищи и напитков, а также постепенное накопление токсических веществ в теле. Для лечения безумия, вызванного отравлением, применяют составы с растительными и животными компонентами.

5. Демоны, или злые духи. «Демон», или «злой дух», вызывающий безумие, это постороннее воздействие, которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Эта отрицательная энергия проникает в сознательную психику личности, потому что человек психологически слаб и не сопротивляется. Дух, или демон может быть как единственной причиной безумия, так и действовать совместно с причинами психологическими, отравляющими и вызванными расстройством трех жизненных сил.

Симптомы присутствия духа при психических нарушениях таковы: поведение человека внезапно меняется, и он ведет себя совсем иначе, чем до этого. Его поведение зависит от того, каким духом он поражен. Классификация различных типов духов, таким образом, это классификация различных типов психозов. Тибетская медицина демонстрирует очень древнюю и подробную классификацию безумия, основанную на психологических, поведенческих и физических симптомах, понимаемых как действие духов.

Лечение достаточно сложно, потому что включает много особых тантрических процедур, и, конечно, привлекает религиозную медицину, поскольку одержимость демонами и темными силами, в первую очередь, относится к карме, хотя и может включать (или не включать) психологические или органические сопричины. Существуют различные, довольно сложные методы лечения травами безумия, вызванного различными духами.

Некоторые из этих психиатрических методов - это очень засекреченные процедуры для противодействия дурному воздействию духов с использованием вещей, также затронутых злом. Одна из таких вещей - кровь убитых людей. Тибетские врачи обычно имеют при себе запас высохшей крови убитого человека для этих целей. Использование амулетов и т.п., для предохранения от этих негативных сил стоит на первом месте. Мантры также применяются в качестве терапии, и религиозные практики часто приходится применять для пациентов, неспособных проводить их самостоятельно.

"Демоны нашего ума", Терри Клиффорд

В современном мире, с его бешеным ритмом жизни, лечение ментальных проблем посредством официальной медицины всё больше приходит в тупик. Аюрведа предлагает холистический поход к подобным болезням, воздействуя на причины их возникновения.

Сушрута – древний аюрведический трактат – определяет здоровье как состояние полного биологического равновесия, при котором сенсорные, ментальные, эмоциональные и духовные элементы находятся в гармонии. Концепция Аюрведы основана на трёх дошах. Пять элементов объединяются в пары, образуя доши: Вата (эфир и воздух), Питта (вода и огонь) и Капха (вода и земля) . Сочетание этих дош, унаследованных с рождения, составляют конституцию индивидуума. Динамический баланс трёх дош создаёт здоровье.

Bhuta Vidya - это отрасль психиатрии в Аюрведе, которая рассматривает ментальные болезни. Некоторые учёные интерпретируют «bhuta» для обозначения призраков и духов, которые и вызывают аномальные психические состояния у человека. Другие же говорят о «bhuta» как о микроскопических организмах, таких как вирусы и бактерии. Bhuta Vidya так же исследует причины в виде карм прошлых жизней, которые не имеют никакого объяснения с точки зрения трёх дош. Ментальные болезни, как правило, делятся на doshonmada (физические причины) и bhutonmada (ментальная основа).
Чарака в своём трактате Чарака Самхита описывает восемь основных психологических факторов, которые оказываются под воздействием ментальных расстройств. Ими являются manas (разум), buddhi, smriti (память), sajna jnana (ориентация и реакция), bhakti (преданность), shila (привычки), cheshta (психомоторная активность), achara (поведение) .

Симптомы ментального баланса (в соответствии с Аюрведой):

  • Хорошая память
  • Приём полезной пищи в одно и то же время
  • Осознание своей ответственности
  • Осознание себя
  • Поддержание чистоты и гигиены
  • Присутствие энтузиазма
  • Ум и проницательность
  • Смелость
  • Упорство
  • Оптимизм
  • Самодостаточность
  • Следование благим ценностям
  • Стойкость

Доктор Хемант К. Сингх, научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института лекарственных средств Индии при Правительстве, утверждает: «Психические расстройства, по существу, является результатом дисбаланса, потерянного равновесия, вызванного нездоровым взаимодействием между человеком и окружающей средой» .
В одной из своих статей доктор Сингх обобщает классификацию широкого спектра психических состояний, описанных в аюрведических трактатах: Основные психологически проблемы вызваны следующими расстройствами -kama (похоть), krodha (злость), lobh (жадность), moha (заблеждение), irshya (ревность), mana (гордыня), mada (эйфория), shoka (уныние, горе), chinta (тревога), udvega (невроз), bhaya (страх), harsha (счастье) .