Поведение домашних животных. Поведение домашних животных - случаи из практики Сообщение о поведении домашнего животного

В отличие от растений животные гораздо сложнее отвечают на действие различных раздражителей. Они реагируют на пищу, свет, температуру и влажность воздуха и почвы, различные пахучие вещества. Они могут приблизиться к раздражителю или, наоборот, уйти от него. Дождевые черви, например, по запаху приползают к местам, где имеются гниющие листья и корни растений, разлагающийся навоз. Они выползают на поверхность почвы при сильном ее увлажнении водой и уходят в глубокие ее слои при похолодании.

Животные всегда совершают какие-либо действия: отыскивают пищу, убежища от жары или холода, укромные мета для сна или выведения потомства. В случае опасности многие из них принимают угрожающую позу. Рыбы, например, расправляют плавники, приподнимают жаберные крышки, что создает впечатление больших размеров тела. Некоторые животные при опасности «притворяются» мертвыми, выпускают зловонную жидкость или просто спасаются бегством.

Все действия животного в ответ на раздражители называют поведением.

Поведение животных бывает врожденным и приобретенным. Врожденное поведение у всех животных одного вида проявляется одинаково. Оно передается потомству от родителей по наследству. Например, все пауки- крестовики одного вида строят ловчие одинаковые сети. При этом они вначале натягивают паутинные нити в виде многоугольной рамы, затем соединяют верхнюю и нижнюю ее стороны, проводят паутинные нити от центра к краям, соединяют радиусы ловчей сети спиральной нитью и т. д. паучков, появившихся на свет из отложенных самками яиц, никто не обучает сложному ремеслу постройки ловчей сети. Однако все они делают такие же сети, какие делали их предки.

Родившиеся волчата в первые часы жизни, находясь около матери, беспорядно тычутся мордочками в ее шерсть. Наткнувшись на сосок, начинают губами и языком совершать сосательные движения. Молоко попадает в рот, и волчонок глотает его. Это врожденное действие. Во время сосание волчонок ощущает запах матери, тепло ее тела. Прозрев, детеныши видят свою мать. Ее внешний вид связывается у них со вкусом пищи. С течением времени у подрастающих волчат устанавливается такая же связь с видом и запахом полевой мыши, зайца, птицы. Увидев добычу или ощутив ее запах, волчонок начинает преследовать ее. Поведение волчат, связанное с видом и запахом матери, кормящей их молоком, видом и запахом добычи, охотником с ружьем и другими сигналами, приобретается в течение их жизни. Такое поведение не передается от родителей к детям.

Наиболее сложным поведением отличаются животные, у которых хорошо развита нервная система и органы чувств. К ним относятся пауки, насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Пчелы, например, строят соты, собирают с цветков растений нектар и пыльцу, в ячейках сот нектар превращается в мед, которым пчелы кормят личинок и питаются зимой сами. Найдя обилие цветущих растений и возвратившись в улей, пчелы – сборщики нектара как бы рассказывают в танцах расположение обнаруженного места с цветущими растениями. Другие пчелы следят за танцовщиками, а затем летят в указанном направлении.

Птицы совершают большие перелеты, выбирают места для гнездования, откладывают и насиживают яйца, кормят птенцов и учат их находить корм.

Поведение животных гораздо сложнее поведения растений. Чем сложнее строение нервной системы животного, тем сложнее его поведение. Врожденное и приобретенное поведение помогает животным выжить в сложных условиях взаимодействия живой и неживой природы.

Изучив поведение различных животных, меня больше всего заинтересовало поведение птиц и я решила исследовать их поведение в домашних условиях, изучить различное проявление активности, выяснить влияние погодных условий, температурного режима в помещении и освещения на поведение птиц. Исследование проводила дома, изучая поведение волнистых попугайчиков.

В клетке живут два попугая (самка и самец). Самку зовут Люся ей 1 год, а самца-Яша ему 3 года. Оба попугая ярко-зелёного и лимонного цветов, На щёчках синие пятнышки. Они живут в большой клетке, где расположены 2 жердочки, 2 кольца для забавы птиц, а так же лестница, которая соединяет верхнюю и нижнюю жердочки. Попугаи очень активные, часто летают по комнате. Главное составляющее их питания-просо нескольких видов, а так же в корм добавляются различные виды минералов.

Птицы – одна из наиболее интересных групп позвоночных животных для исследования. Они обладают достаточно развитым головным мозгом, имеют высокий уровень обмена веществ, очень подвижны.

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лест­ницы, в частности у приматов, возникают новые формы инди­видуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Образование навыков является результатом более или менее длительного повторения новых движений и действий. Но перед животными могут возникать такие задачи, которые требуют решения не путем упражнения, а посредством правильного отражения возникаемой ситуации не встречающейся в его практике. Предпосылкой для интеллектуальных форм поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды, а также отражение сложных отношений между отдельными предметами. Примером такого поведения является поведение животных в опыте Л.В.Крушинского аппарат, на котором демонстрировался опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревочке приманка – кусок мяса или пачка зерна для птицы, эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют не одинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, куры) реагируют так: они бросаются на приманку проходящую сквозь просвет и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

В отличии от них, животные, которые стоят на более высоком уровне развития, дают совершенно другую реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются когда приманка покажется у этого открытого конца.

Из птиц так делают хищные: так всегда делает кошка или собака.

Значит все эти животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают где появится данный предмет, если он движется. У высших позвоночных наряду с реакцией на непосредственное впечатление существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакция с учетом отношений между тем, где находится предмет в данный момент и где он будет в последующем.

Это поведение уже является типом разумного поведения, которое резко отличается как от инстинктивного, так и от обычных, более элементарных форм индивидуального изменчивого поведения.

Особое место среди высших животных отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами («бескорыстная» любознательность, «исследовательский импульс» по Павлову).

Обратимся к нескольким классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты проведены Кёлером, и получили известность как элементарные опыты с употреблением орудий. Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие.

Опыт был поставлен следующим образом.

Первый простой опыт: обезьяна в клетке, передняя стенка – решетка. Вне клетки расположена приманка, которую обезьянка никак не может достать рукой, сбоку лежит палка, которая расположена ближе, чем приманка. Может ли обезьяна воспользоваться палкой для того, чтобы достать приманку? Опыты показали следующее: сначала обезьяна всячески пыталась изловчиться, чтобы достать приманку рукой – стратегии еще нет, есть прямые попытки достать приманку; затем, когда эти попытки оказываются тщетными, она останавливается и наступает следующий этап: обезьяна оглядывает ситуацию, берет палку, подтягивает ее к себе и палкой достает приманку.

Второй опыт носит более сложный характер. Приманка находится еще дальше. С одной стороны лежит короткая палка, которой приманку ни как не достанешь, а с другой стороны, немного дальше – длинная палка, которая годна для того, чтобы достать приманку. Исследователь ставит перед собой вопрос: может ли обезьяна сначала взять короткую палку, а затем с помощью короткой палки достать длинную и с помощью длинной палки достать приманку? Оказывается, что для обезьяны эта задача гораздо сложнее, но все же доступна. Обезьяна очень длительно делает непосредственные попытки достать приманку, истощается, затем оглядывает поле, и, как описывает Кёлер, берет первую палку, и ее помощью достает вторую, и второй палкой – приманку. Очевидно, в этот момент, говорит Кёлер, у обезьяны возникает схема будущего действия, схема решения и общая стратегия действия. Кёлер говорит даже, что обезьяна испытывает нечто вроде того, что испытываем мы, когда говорим «ага, поняли», и называет этот акта «ага – переживем».

Третий опыт еще более сложный. Он построен так же, как и второй опыт, с той только разницей, что палка находится в разных полях зрения. Когда обезьяна глядит на одну палку, она не видит второй, когда глядит на вторую – не видит первой. В этом случаи задача для обезьяны оказывается почти неразрешимой. Нужно, говорит Кёлер, чтобы обе палки и приманка были в одном поле зрения, чтобы их отношение могло быть наглядно воспринято. Только при этих условиях, если обезьяна наглядно воспринимает отношение всех трех предметов, у нее может появиться наглядная гипотеза решения и возникает соответствующая стратегия.

В опытах И.П.Павлова шимпанзе Рафаэль научился гасить водой огонь, препятствующий к приманке. Когда бак с водой был установлен на другом плоту Рафаэль, чтобы погасить огонь, кинулся по шатким мосткам к соседнему плоту. Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию. Конечно, такое действие предоставляется нецелесообразным (вокруг плота вода!). Но между тем биологически оно оправдано. Продвижение по шатким мосткам обезьяны не составляет чрезмерных физических усилий, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была бы вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ реагирования охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом – интеллектуальным решением задач.

Из чего же необходимо исходить при опыте, чтобы научно подойти к интеллектуальному поведению животных? Прежде всего, необходимо исходить из того, что всякая форма приспособления животного к окружающей среде есть известная активная деятельность, протекающая, однако, по рефлекторным законам. Животное не может решать что-то раньше в уме с тем, чтобы потом осуществить это в деятельности, оно попытается решить задачи в процессе активного приспособления к среде.

Второе положение заключается в признании того, что строение этой активной деятельности на разных этапах эволюции неодинаково и что только с точки зрения эволюции можно подойти к формированию у высших животных интеллектуальных форм поведения. Интеллектуальное поведение обезьяны объясняется ориентировочно исследовательской деятельностью, в процессе которой он выделяет, сопоставляет нужные признаки. Если эти признаки соответствуют нужным, действие оказывается успешным и оно кончается, а если они оказываются не соответствующими нужным, действие продолжается.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Бюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развитиячеловеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развитияпсихикиживотных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющиеим закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиненообщим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новымшагом в усложнении их физической организации.

Рузиев Кирилл

Над проектом работать мне было очень интересно. В процессе работы узнал много интересного о моих домашних животных и о пользе, которую они приносят в нашу жизнь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект-исследование на тему: «Домашние животные. Какое влияние они оказывают на нас?» Выполнил ученик 2В класса Рузиев Кирилл

ЦЕЛЬ: Провести исследование влияния домашних животных на человека. Выявить особенности поведения наших любимцев в присутствии людей.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Опросить родных и знакомых. Изучить литературу домашней библитеки. Посмотреть художественные и научно – популярные фильмы. Найти материал в Интернете. Понаблюдать за собакой, кошкой и рыбками, живущими у меня дома.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА « КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ВАС ЖИВОТНЫЕ? Кто опрошен Кого держат дома Попугай Кошка Собака Хомяки Аквариум Мам а + + + Тётя + Соседи (3человека) + + + + + Брат + Сестра + + положительное - негативное

ГИПОТЕЗА Предположим, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Подумал самостоятельно. И вспомнил много моментов, когда мои животные оказывались рядом в нужный момент. У меня что-то болит - собака всегда ляжет рядом и вздыхает (как будто сочувствует). Кошечка тоже примостится на руки и заведет свою «песню». На рыбок посмотрю пять минут – и как будто побывал на море – забываешь про мороз и метель. Поэтому я предположил: Кошки, собаки не зря наши самые близкие соседи по планете. Они очень умные животные. У них есть какое-то необъяснимое шестое чувство, с помощью которого понимают нас, наше настроение, поэтому, когда у нас что-то болит, или плачем – пожалеют, а если весело – прыгают и радуются вместе с нами.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Спросил других людей. «Как на вас влияют ваши животные?» Мама. Я люблю своих животных. Придешь после работы уставший, а они прыгают, радуются, на перегонки бегают друг за другом. Садишься передохнуть пять минут – гурьбой на коленки забираются, ластятся. Погладишь и хорошо становится от мурлыкания и преданных собачьих глаз. А вечером на рыбок очень приятно посмотреть – успокаивает, а глаза уставшие от компьютера за день, отдыхают. Тетя. Моя собака меня очень хорошо дисциплинирует. А еще внука помогает воспитывать – учит не причинять другим боль, так как маленькие дети еще не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Общаясь с моей собакой, внук учится сочувствовать, сопереживать и понимать окружающих.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Сестра. С моей кошкой интересно. Когда я ее глажу, мне хорошо. Бывает, что я плачу, она меня успокаивает – слизывает слезки. Брат. Моя маленькая собачка хорошая, добрая. С ней интересно играть. Она отвлекает от проблем, внимательно слушает, когда я с ней разговариваю. Наверное понимает, что я ей говорю.

Я провел свое исследование по следующей схеме. Посмотрел в книгах. В нашей домашней библиотеке много художественной литературы о домашних животных. Но этой информации было мало, и я воспользовался книгами городской детской библиотеки. Р.Киплинг написал про собаку по кличке Бутс, породы скотч – терьер. Этот веселый и добрый пес с радостью познавал окружающий мир, и с такой же радостью помогал узнавать его своему маленькому хозяину – Малышу. В югославской деревне кот Марко спас девочку, вцепившись в гадюку, свесившуюся с дерева рядом малышкой. А в Вене кошка Микки ухитрилась «отбить» трехлетнюю девочку от овчарки, разъярившейся неизвестно по какой причине. И кошки, и собаки умеют «предсказывать» землетрясения, извержения вулканов, штормы.

Что я узнал из телевизионных передач и художественных фильмов. Из телепередач про животных я узнал много интересного – они учат нас добру, состраданию, желанию помогать животным попавшим в беду. Очень много художественных фильмов о невероятной преданности животных людям и нашей любви к ним. Узнал в Интернете. Всемирная сеть предоставила очень много информации. Я отобрал самый интересный материал. Учеными доказано, что дети растущие в контакте с кошкой, менее подвержены аллергическим заболеваниям, астме и онкологии, благодаря постоянной тренировке иммунной системы. Кошки снимают стресс, стабилизируют давление. Кошки способны ускорять заживление ран и сращивание переломов, излечивать болезни, благодаря уникальным свойствам звука, издаваемом при мурчании. Аналогичные звуки, издаваемые дельфинами, с успехом используются в направлении медицины, известном как дельфинотерапия.

Человек, испытывающий трудности в общении с другими людьми, быстро налаживает отношения с четвероногим другом. Это помогает установлению контактов и с окружающим миром. Лечение различных заболеваний и их предупреждение у человека или группы людей в непосредственном контакте с собаками, оказывающих на них оздоровляющее воздействие, называется канистерапией (от слова канис - собака). Очень хорошо, если в доме есть аквариум! Психотерапевты рекомендуют лечиться от депрессии с помощью анималотерапии. Эмоциональную разрядку и расслабление человек получает, наблюдая за обитателями аквариума. Наблюдение за рыбками отвлекает от проблем и забот, успокаивает нервную систему.

Я наблюдал в течении двух недель за кошкой, собакой и рыбками. Сравнивал, как я себя чувствую в их присутствии, свое настроение до общения с ними, и после. Получил следующее. Кошка и собака - оба веселые и игривые. Прихожу со школы уставший, открываю дверь, а там радостные «мордашки» встречают. И сразу настроение поднимается, хорошо становится на душе. Еще и на перегонки побегаем – весело становится всем. Наблюдая за рыбками, заметил, что больше всего люблю смотреть на подводную жизнь в аквариуме чаще перед сном. В этот момент нет никаких мыслей - просто не думаешь ни о чем. Очень меня успокаивает. Но еще заметил - они все со своим характером, темпераментом. Одна хитрая, другая обжора, а третья добродушная. Хочется смотреть на них до бесконечности.

ВЫВОДЫ: В процессе исследования я доказал, что домашние животные Прекрасные лекари Детей, ухаживающих за ними, учат доброте и любви ко всему живому Оказывают психологическую помощь Дисциплинируют Предсказывают природные катастрофы. Таким образом, в жизни человека домашние животные играют немалую роль. Эта роль проявляется в том, что домашние животные создают благоприятную атмосферу в доме, положительным образом влияют на состояние здоровья людей, да и просто, делают жизнь человека более интересной.

Список литературы: Серия книг «Я познаю мир. Животные в доме». «Домашние животные». Ю. Дмитриев. « Ю-ю ». А. Куприн. «Твой верный пес Бутс». Р. Киплинг. «Давайте дружить». Л. Луговская. «Героические собаки». Л. Ордиш.

В большинстве случаев живущие у людей домашние кошки – беспородные. Статистики показывает, что беспородных домашних кошек в четыре раза больше, чем их породистых собратьев. При этом существует достаточно много пород кошек, каждая из которых имеет свои особенности. Например, самыми верными и преданными считаются следующие породы домашних кошек: курильский и меконгский бобтейл, абиссинские и , Мейн-Кун, невские маскарадные и йоркские шоколадные кошки.

Какие нюансы, касающиеся гигиены, сна и питания кошки, должен знать хозяин?

Итак, самое время разобраться, как ухаживать за кошкой в домашних условиях и почему этот процесс считается простым. Минимальный уход объясняется чистоплотностью животных, кошки тщательно вылизывают языком свою шерсть, а котята уже с тридцатого дня жизни начинают сами умываться. Но все равно нужно следить за состоянием шерстяного покрова и тела питомца, поддерживать гигиену, заботиться о состоянии здоровья. Особое внимание стоит уделять ушам кошки – они всегда должны быть чистыми.

Тяжело озвучить конкретную цифру, сколько часов в сутки спят кошки, так как это зависит от возраста, характера, настроения, размера животного. Однозначно, кошки спят раза в два больше людей. Некоторые кошки могут спать и до 22 часов, и это не должно тревожить хозяина. Средняя продолжительность суточного сна может составлять 13-16 часов, то есть две трети жизни уходит у кошки на сон, и в этом среди других животных им нет равных.

Стоит кошке на день отказаться от пищи, заботливого хозяина сразу же волнует вопрос, сколько кошка может прожить без еды, без вреда для ее организма. Практикой доказано, что недельное голодание не может негативно отразиться на кошачьем организме. Однако если животное в течение двух недель не притрагивается к еде, это будет иметь печальные негативные последствия, так как в организме начинаются необратимые процессы и изменения.

Физиологические особенности кошки

Кошки – гибкие и грациозные существа, их тело может принимать разнообразные положения, они могут быстро бегать, прыгать, извиваться, сворачиваться в клубок. Все это достигается благодаря особому строению тела кошки. Во-первых, у кошек маленькая и подвижная ключица, и, соответственно, узкая грудь, что позволяет им высоко и далеко прыгать, а также быстро бегать. Во-вторых, их позвоночник гибкий и пластичный, что обусловлено и тем, сколько позвонков у кошки, и тем, какие межпозвоночные диски их соединяют. Из тридцати позвонков состоит хребет кошки, между которыми находятся толстые эластичные позвоночные диски, которые являются невероятно гибкими.

Некоторые хозяева домашних животных интересуются, почему у кошек шершавый язык и для чего он им такой нужен. Причиной шероховатости являются ороговевшие наросты, покрывающие всю поверхность языка. Их еще называют капиллярными сосочками.

Язык у кошек очень подвижный и ловкий, благодаря чему эти животные с легкостью лакают жидкость и вылизывают шерсть.

Приспособления в виде сосочков позволяют ощутить вкусовые качества еды, перемещать во рту пищу в сторону гортани, причесывать шерсть как будто щеткой, удаляя из нее посторонние предметы и распутывая комки.

Зрение кошки

Особого внимания заслуживают особенности кошачьего зрения. Специалистами досконально изучено, какое зрение у кошек, и вот что известно на сегодняшний день. Эти хищники имеют широкое поле зрения, их угол обзора составляет 200 градусов, хорошо развито боковое зрение. Кошки практически не видят вблизи (на расстоянии менее 50 см). Например, если предмет будет находиться очень близко, кошка будет его осязать с помощью усов, а не зрения.

На протяжении долгого времени велись споры, какие цвета различают кошки и присуще ли им цветное зрение. Известно, что кошки отчетливо видят серый цвет с множеством его оттенков. Оно и понятно, ведь кошки охотятся на мышей, которые имеют серую окраску. Также они могут, хоть и размыто, отличать зелено-желтые и синие оттенки цветового спектра. Считается, что красный цвет кошкам недоступен и передается как серый. Можно сказать, что окружающий мир кошками воспринимается преимущественно в серых оттенках.

Ошибочным является мнение, что кошка может видеть в сплошной темноте. Способность к ночному виденью возникает при наличии любого слабого проблеска света (луна, фонари, звезды, автомобильные фары). В глубине глаза у кошек находится слой отражающих клеток, которые по принципу зеркала отражают свет назад к сетчатке. То есть, глаз кошки собирает и умножает каждый попадающий в него луч света, отражая при этом лишний. Это объясняет, почему у кошки светятся глаза в темноте, и благодаря чему она прекрасно ориентируется в темном пространстве.

Интересный факт – слепые кошки своим поведением практически не отличаются от кошек с нормальным зрением. В данном случае слепота компенсируется обострением осязания и обоняния.

Однако слепые кошки могут по-другому выглядеть, например, как Матильда кошка с большими глазами, которая страдает генетическим заболеванием глаз (вывих хрусталика). Она прославилась в сети Instagram как Матильда инопланетная кошка с невероятно большими глазами из-за своей необычной формы глаз. Причем раньше кошка Матильда ничем не отличалась от остальных, но болезнь прогрессировала, и глаза приняли необычную форму.

Раннее определение пола котенка, чтобы кот Васька не оказался кошкой Василисой

Когда у кошки появляется котенок, хозяин задается вопросом, как определить кот или кошка этот малыш, чтобы сразу назвать его правильным именем.

Существует несколько способов для самостоятельного определения пола котенка:

Особенности кошачьего поведения: сегодня кошка ласковая, а завтра – агрессивная

Иногда поведение кошки бывает непонятным для хозяина: сегодня она ходит по пятам и требует ласки, а уже завтра – кусает хозяина при попытке погладить ее, а то и вообще уходит из дома. Чтобы разобраться, почему кошка ведет себя так или иначе, нужно знать причины, способные вызывать такое поведение. Например, если кошка в процессе поглаживания лишь слегка прикусывает зубками хозяина, то так она может проявлять к нему свою большую неконтролируемую любовь.

Чтобы понять, почему кошка ходит за мной по пятам, нужно рассмотреть возможные причины такого поведения:


Ответом на вопрос, почему кошка кусается когда ее гладишь, может быть один из приведенных ниже поводов:


Чтобы понять, почему кошки уходят из дома, следует знать, что:


Приобретенные привычки кошек

Не все кошки позволяют хозяину брать себя на руки. Эту привычку им нужно постепенно прививать. Есть простые и эффективные рекомендации, как приучить кошку к рукам, чтобы она была ласковой и дружелюбной:


И еще об одной приобретенной привычке. Владельцев домашних питомцев интересует, почему кошки отзываются на кис кис, даже те, которые живут на улице. Оказывается все очень просто – это дело привычки, такой зов они слышат с самого детства. В других странах кошки на такую форму призыва не реагируют. Например, во Франции кошку привлекают зовом «мину-мину», в Чехии – «чи-чи», в Америке – «кири-кири», в Италии – «мичу-мичу», а в Корее – «набия-набия». Благо, что в ответ кошки всех стран мира отзываются на одном и таком родном кошачьем языке.

Популярность кошек объясняется их красотой, чистоплотностью, грациозностью, ловкостью и игривостью. При этом каждый домашний питомец отличается поведением, привычками и нравом.

Сведения о поведении животных были накоплены людьми на протяжении многих веков. Постепенно сформировалось представление о том, что оно складывается из двух основных компонентов — и обучения. Ряд биологов, начиная с Ч. , выделяют и третий фактор — элементарную рассудочную деятельность. Она обусловливает поведение животного в новых, внезапно возникающих условиях, реакция на которые не предусмотрена ни , ни результатами предшествующего обучения. Биологические основы поведения животных и его значение для приспособления их к в ходе индивидуального развития и в процессе изучает наука этология (от греческих слов ethos — нрав, характер и logos — учение). Основной предмет исследования этологии составляют . Обучение и рассудочную деятельность животных изучают зоопсихология и физиология .

В своей работе этологи опираются прежде всего на наблюдения и тщательное описание поведения животных в естественных условиях. Используя киносъемку, магнитофонные записи, хронометраж, этологи составляют перечни характерных для вида актов поведения — этограммы. Сравнительный анализ этограмм разных видов лежит в основе изучения поведения животных.

Как самостоятельное научное направление этология оформилась в 30-е гг. нашего века. Ее основоположники — австрийский ученый К. Лоренц и нидерландский ученый Н. Тинберген. Наблюдая за поведением животных в естественных условиях или в неволе, они выяснили основные особенности как сложных врожденных двигательных реакций, описали врожденное опознавание ключевых стимулов (см. ) и их роль в запуске инстинктивных реакций. Ученые исследовали те внутренние механизмы, которые контролируют , и тем самым заложили основу контакта этологии с физиологией.

Поведение животных имеет важное значение в их приспособлении к (см. ). Это одна из центральных проблем, которыми занимаются этологи.

Большое внимание уделяется изучению индивидуального развития поведения животных. Какова роль врожденного и приобретенного в их поведении?

Как и любой признак организма, поведенческие признаки обусловлены генетической программой при большем или меньшем воздействии внешних факторов. Подопытных животных воспитывали в изоляции от воздействия определенных факторов внешней среды, например без контакта с сородичами или без доступа к какому-то виду пищи. Оказалось, что одни признаки поведения — инстинктивные действия — развиваются у животного независимо от индивидуального опыта или же требуют воздействия среды лишь в определенный, чувствительный период развития (см. ). Способность к развитию других признаков, хотя и заложена в генетической программе, полностью реализуется в только при дополнительном обучении.

Изучая общественное поведение животных, этологи установили, что многообразные и сложные обеспечивают их рассредоточение в пространстве и поддерживают определенную гармонию при в сообществе.