Боковое зрение. Упражнения для расширения диапазона периферического зрения по методу фельденкрайза

Периферическое зрение человека обеспечивает более широкий обзор окружающего мира. Способность различать предметы, расположенные вне поля прямого зрения, в минуты опасности может спасти человеку жизнь.

Как можно развить периферическое зрение человека

Человек при восприятии окружающего мира пользуется двумя видами зрения: прямым и периферическим (боковым). Нормальные границы бокового обзора составляют 120°, но у женщин в силу векового отбора порой видимость расширяется до 180°. Развитие периферического зрения можно осуществить с помощью специальных тренировок и упражнений.

С помощью глаз человек ориентируется в пространстве, оценивая 90% поступающей информации. Полная или частичная потеря зрения изменяет уровень жизни людей, повышая риск возникновения травматизма в быту или на производстве.

Как определить стандарт бокового обзора
При фиксации взгляда на определенной точке нормой считается различие предметов, их окраски, формы, предназначения в сторонах, считая от центра глаза:

  • снаружи нормальный угол обзора составляет 90°;
  • снаружи с уклоном вверх – 70°;
  • снаружи с уклоном вниз – 90°;
  • внизу нормальный человек может рассмотреть предметы под углом в 65°.

С внутренней стороны взгляд ограничивается переносицей, поэтому периферическое зрение определяется параметрами, которые составляют 55°, 55°, 50° соответственно.

Как проверить величину поля бокового зрения самостоятельно

Периферийное зрение призвано различать изменения положения объектов, их движение. При этом в сравнении с центральным восприятием предметы видятся не достаточно четко, чем дальше они расположены, тем хуже различаются их цвет и форма.

Простейшая проверка периферического зрения:

  1. взять в обе руки по какому-нибудь яркому предмету;
  2. сфокусировать взгляд прямо перед собой;
  3. развести руки в стороны горизонтально;
  4. если предметы видны в обеих руках, то периферический обзор нормальный;допускается сужение видимой области на 30° (по 15° с каждой стороны).

Если обзор составляет намного меньшую величину, следует обратиться к врачу. Нарушение может свидетельствовать о заболевании глазной сетчатки, недостаточности витаминов в питании, пораженных тканях зрительного нерва, сбое работы центральной нервной системы.

Почему нарушается периферийный обзор

Последствие после различных глазных заболеваний, травмы головного мозга – значительное сужение периферического зрения, характеризуемое в локальном или концентрическом уменьшении видимых участков, возникновении «слепых пятен», на которых видимость отсутствует вообще. Также в сетчатке глаза существуют физиологические ангиоскотомы, образованные по ходу крупных сосудов, препятствующих отражению света.

При значительных патологиях у человека отмечается полная потеря периферического зрения, остается только трубочное восприятие, при котором можно читать, но трудно ориентироваться в пространстве.

Характеристика видов нарушения зрения:

  • Органические нарушения возникают вследствие структурных изменений в тканях глаза, сопровождаются ограничением его функции (катаракта, опухолевые поражения, конъюнктивит, атрофия зрительного нерва, блефарит).
  • Функциональные изменения характеризуются изменением хода поступления световых лучей, которые формируют изображение предметов на сетчатке (дальнозоркость, близорукость, косоглазие, астигматизм, амблиопия).
  • Если утрачивается четкость восприятия окружающих предметов, происходит значительное сужение периферического зрения, ухудшается возможность видеть в темноте.

Как видят предметы на периферии женщины и мужчины

Боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается по причине, заложенной генетически:наследственная информация, трансформирующая работу периферических клеток сетчатки (колбочек) откладывается в Х хромосоме, которых в женском организме две, а в мужском – одна.Поэтому одну и ту же картинку представители обоих полов видят по-разному:

  • женщина отмечает мелкие детали, характеризующие сам объект и то, что расположено вокруг, обращает внимание и запоминает цветовую гамму окружающих предметов;
  • мужчина обращает внимание только на центральную фигуру, не акцентируя внимания на мелочах;
  • сильный пол лучше различает предметы в темноте, но глаза его быстрее устают;
  • женский пол намного аккуратнее водит машину в дневное время, благодаря более развитому периферическому зрению, замечая практически все происходящее вокруг;
  • при работе за компьютером женские глаза устают меньше.

Периферическое зрение у обоих полов резко снижается к 65 годам.Возрастные особенности затрагивают и возможность владеть боковым зрением, достаточно сильно сужая обзор.

Тренировка бокового обзора

Периферическое поле зрения влияет на работу мозга, стимулируя его функциональность. Размер поля может изменяться в большую сторону, если регулярно тренировать свои способности.

Как развить периферическое зрение с помощью гимнастики:

  • Сфокусировать взгляд на определенном месте противоположной стены, расстояние до которой не меньше 3 метров. Вокруг выбранного объекта следует развесить цветные картинки на разном расстоянии от центрального предмета. Стараться четко разглядеть, что нарисовано на картинках, не переставая фокусироваться на выбранном первоначально предмете.
  • Взять в обе руки цветные карандаши и разводить их в разных пространственных направлениях, стараясь разглядеть предметы одновременно.
  • Во время езды в общественном транспорте следует выбрать точку обзора вдалеке. Не отрывая центральный взгляд, рекомендуется рассматривать с помощью бокового зрения окружающие предметы, которые находятся в движении. Постепенно их количество необходимо увеличивать.
  • Найти в газете или журнале вертикально расположенную статью. Разделить ее яркой линией примерно пополам. Пробовать прочитать статью по диагонали, не переводя взгляд на отдельные строчки.
  • Сделать маску на лицо, закрывающую центральную его часть. Заниматься домашними делами, одевая и снимая маску через 20 минут в течение 1 часа.
  • Во время пеших прогулок смотреть вперед, одновременно замечая дефекты дороги под ногами.
    Рекомендуется увеличивать время нагрузки при упражнениях для развития периферического зрения постепенно, начиная с 15 минут. Если глаза устают, следует делать небольшие паузы. Можно поморгать, чтобы снять излишнее напряжение.

Многие спрашивают, а зачем вообще нужно и важно хорошо развитое периферическое (боковое) зрение? Мы дадим ответ. Боковое зрение актуально во множестве случаев и используется во время , вождения автомобиля, дома и на работе. В случае если человек не пользуется таким зрением, это называется “туннельным” зрением. Напряженное или пристальное рассматривание всего исключительно спереди приводит к заметному ослаблению периферического зрения.

Такое зрение очень полезно как в жизни в целом, так и в спорте.

До своего обучения чтению дети очень остро и четко видят по сторонам, то есть имеют высокоразвитое зрение периферического типа. А как хорошо у вас, получается, видеть по сторонам? Даже если не хорошо, ни в коем случае не расстраивайтесь, ведь это можно исправить при помощи . Выполняя эти упражнения, глядите исключительно прямо перед собой, и в тоже время следите за происходящим по сторонам.

В “норме” ваш глаз лучше видит всего один предмет, однако его зрение совсем не ограничивается только одним предметом. Хорошо развитое зрение периферического типа дарит вам “глаза на затылок”.

Упражнения

    В каждую из рук возьмите по одному карандашу и держите их перед глазами на расстоянии 30см.

    Глядите как бы сквозь карандаши, вдаль, не концентрируя взгляд конкретно на них. Используйте свое боковое зрение, чтобы видеть карандаши.

    Крайне медленно двигайте карандаши от глаз в стороны, так, чтобы не терять их с периферического видения. Данное упражнение можно назвать “вперед/в стороны”. Выполните его как минимум десяток раз.

    Двигайте карандаш в левой руке вниз, а в правой вверх. Наблюдайте периферически. Повторите десяток раз.

    Теперь делайте тоже самое, но левой рукой вниз по диагонали, а правой вверх по диагонали. Сделайте десять повторений, и еще десяток, поменяв направление. То есть левой вверх, правой вниз (по диагонали).

    Держите карандаши перед собой на расстоянии 30см, глядя на них рисуйте глазами окружности, чей диаметр составляет 5-7см. Делайте десять раз по часовой, и десять раз против часовой стрелки.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Яковлевского района Белгородской области

Методическая разработка
«Боковое (периферическое) зрение и его роль в тактике игры»

Тренер-преподаватель:

Уткина Т.В.


Введение

Высокое тактическое мастерство всех игроков является залогом победы. Принято считать, что совершенная тактика должна опираться на высокий технический уровень игроков (без техники не может быть тактики!), и это положение не вызывает сомнения, однако, высокая техника игры автоматически не рождает тактики грамотных игроков. Не редко мы видим на площадках команды самого высокого ранга, где технические подготовленные игроки в сложной, а иногда и в самой простой игровой обстановке сплошь и рядом допускают грубые тактические ошибки: посылают передачу на удар игроку передней линии, лежащему на земле после приема трудного мяча; нападающий производит обманный удар прямо в руки страхующего игрока; связующий делает передачу на удар в зону, где находятся трое блокирующих и так далее. Следовательно, дело не только в уровне технической подготовки, но и еще в каких-то качествах игроков, на которые не достаточно обращается внимание в учебной работе. Этим «таинственным» качеством является умение игроков видеть поле, перемещение своих игроков и роков противников, и умение быстро ориентироваться в игровой обстановке, исходя из этих наблюдений. Это не просто, так как во время игры волейболист за редким исключением должен все время смотреть на мяч. Попробуйте нанести нападающий удар, сделать передачу, подать подачу не глядя на мяч... Ничего не получится!

Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства волейболистов. По нашему имению, тактически - грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой технической игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она не была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а втрое - позволит эти объективные наблюдения реализовать.

Периферическое зрение - это функция сетчатки вне желтого пятна.


Роль бокового (периферического) зрения в тактике игры.

Основное правило в волейболе гласит: «В игре взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Если игрок нарушает это правило, мяч будет проигран. Впрочем, есть единственное исключение: блокирующий во время удара должен в прыжке смотреть не на мяч, а на нападающего.

Некоторые игроки непосредственно перед выполнением нападающего удара смотрят на площадку противника, создавая у зрителей впечатление, что нападение будет построено, исходя из этих наблюдений. Если нападающий после этого проводит удачный удар, то действительно такое впечатление может создаться. Но можно прямо сказать, что целесообразность таких действий сомнительна: расстановка блокирующих и защитников на площадке противника, который нападающий видит перед выполнением удара, моментально измениться за то время, когда он вынужден будет смотреть только на мяч.

Покажем роль периферического зрения при выполнении отдельных приемов игры.

Передача мяча. Связующий вышел с задней линии на переднюю. Трое нападающих стремительно разбегаются, готовясь нанести нападающий удар. Для того, чтобы выполнить передачу на удар в наиболее выгодном направлении, связующий игрок за счет бокового зрения (ведь основная зрительная ось глаза должна быть направлена на мяч!) должен оценить, где находятся блокирующие и в какой зоне им труднее организовать групповой блок. Если он разберется в игровой обстановке правильно, нападающий удар будет правильным.

Нападающий удар. Велико значение бокового зрения в индивидуальной тактике нападения: благодаря этому зрению игрок должен увидеть свободную от блока зону над сеткой и направить удар именно туда; увидеть расположение страхующих, что позволит ему правильно выбрать свободную зону дня обманного удара.

Игра в защите, Важную роль играет боковое зрение и в этом приеме игры. Благодаря ему защитник ориентируются в расположении своих игроков и правильно выбирает направление выполняемой им передачи; определяет, идёт ли подача или удар противника е аут или мяч надо принимать, и т.д.

В итоге надо подчеркнуть: если тактическое мастерство основано на высоко - развитом боковом зрении, то в основе технике игры лежит центральное зрение.

Подготовительные упражнения для развития бокового (перифернческого) зрения.

1 .Игроки выстраиваются в две шеренги. У каждого в руке волейбольный мяч. По сигналу тренера игроки подбрасывают и ловят мяч одной рукой, не глядя на него.

2.Тоже, но игроки перебрасывают мяч из одной руки в другу.

3 .Игроки парами, передавая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя под сетку и преодолевая другие препятствия (гимнастические скамейки, стулья). Движение происходит сначала по часовой стрелке, затем - против.

4. Ведение баскетбольного мяча ударами об пол без зрительного контроля.

5. Игроки располагаются в двух - трёх шагах от гладкой стенки. На каждого игрока - один мяч. Не глядя на мяч игроки ударяют его о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.

6. Перебрасывание мяча в парах, не глядя на него. Упражнение сначала выполняется двумя руками, затем одной. На следующих занятиях расстояние между игроками увеличивается.

7.Игроки располагаются попарно на расстоянии двух метров от гладкой стены, на которой на высоте двух с половиной метров чертится круг диаметром полметра. Один игрок делает передачу второму игроку, который должен верхней передачи попасть мячом в цешр круга. Периодически игроки меняются ролями.

8. Игроки располагаются в две шеренги так, чтобы первые игроки в шеренгах находились бы на линии штрафного броска боком к баскетбольному щиту. Один из игроков первой пары выполняет верхнюю передачу своему партнеру, который не поворачиваясь лицом к щитку, с верхней передачи старается в кольцо. За тем то же упражнение проводится в виде соревнования на лучший результат по десяти попыткам.

9. Игроки выстраиваются в колону по одному. Первый игрок находится на линии штрафного броска напротив баскетбольного щитка. Тренер стоит под кольцом. По его сигналу первый игрок, глядя все время только на кольцо, после сильного разбега делает под кольцом высокий прыжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок), игрок должен имитировать в прыжке обманный удар, если тренер руки не поднял - надо ладонью достать кольцо.

Специальные упражнения.
1 .Игроки располагаются попарно, один игрок делает высокие передачи своему партнеру и сразу же меняет своё местонахождение, перемещаясь в разных направлениях и на разные расстояния. Второй игрок должен дать обратную верхнюю передачу точно в то место, куда переместился первый игрок. После нескольких таких передач игроки меняются ролями. Желательно, чтобы первый игрок располагался у стенки, а второй - имитировал бы разбег нападающего при различных тактических комбинаций.

В этом случае ответная передача первого игрока должна Ьыгь передачей на удар в ту зону, куда переместился второй игрок.

2.Игроки располагаются в три колоны в зонах 2,4 и б. Игроки зоны б выполняют первую передачу в зону 2. Левый нападающий делает разбег для удара либо с края стенки в зоне 4, либо дня удара с низкой передачи в зоне 3. Игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в зону, где будет наносить удар его партнёр. Упражнение проводится с выполнением наподдающих ударов и блокированием.

3 То же, но игрок зоны б делает первую передачу игроку зоны 4. Остальные условия выполнения упражнения те же, но нападающий выполняет удары в зоне 2 или 3.

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О боковом зрении спортсмена

Баскетболист стремительно прорывается к щиту. Защита противника не дает ему возможности пройти. Нападающий высоко прыгает, смотрит на кольцо (без этого, как правило, невозможно сделать результативный бросок!), замахивается и... отдает мяч своему партнеру, тоже проходящему под щит. Бросок. Два очка!
На ринге - боксеры. Оба внимательно смотрят в лицо друг другу. Один из боксеров наносит резкий удар правой рукой. Но его перчатка поразила... пустое место, ибо соперник увидел направление удара и ловко от него уклонился.
Теннисист направляет сильный удар к задней линии площадки и выходит к сетке. Его противник, внимательно следя за полетом мяча, быстро перемещается к месту его предполагаемого отскока. Увидев, что соперник вышел к сетке, игрок выполняет высокую «свечу». Выход к сетке не принес успеха!

Что же позволяет баскетболисту, смотревшему на кольцо, увидеть проход своего партнера под щит? Что помогает боксеру, наблюдавшему за лицом соперника, уловить движение его руки, а теннисисту, следящему за полетом мяча, заметить, куда перемещается противник?
Во всех этих примерах мы встречаемся с одним и тем же явлением - спортсмены устремили взор на определенное место (например, баскетбольное кольцо), но одновременно от них не ускользает и то, что находится в стороне. Это возможно благодаря важной особенности нашего зрения. Она называется боковым (периферическим) зрением.

Хорошо развитое периферическое зрение - существенный фактор успеха во многих видах спорта.
Чтобы лучше уяснить сущность бокового зрения, напомним об особенностях строения сетчатки - самой глубинной оболочки глаза. Сетчатка состоит из множества дифференцированных по своему строению и назначению нервных клеток, в том числе и таких, которые выполняют светочувствительную функцию. Эти клетки называются (по своей форме) «палочки» и «колбочки». Благодаря таким клеткам глаз получает способность воспринимать свет, форму предметов и цвет. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. В свою очередь, колбочки являются носителями цветного зрения и обладают способностью к восприятию форм. Распределение палочек и колбочек по сетчатке неравномерно: в боковых отделах преобладают палочки, в средней части - колбочки.

Глазное яблоко имеет, как известно, сферическую форму. В области заднего полюса глаза находится так называемое желтое пятно - наиболее чувствительная к восприятию формы часть сетчатки. Желтое пятно резко отличается от всей остальной сетчатки; в нем расположены преимущественно колбочки, а центральная его часть состоит исключительно из колбочек. Этот участок сетчатки имеет самые утонченные кол-бочковые элементы и обладает самой высокой остротой зрения.

Обычным раздражителем сетчатки является свет. Зрительный акт начинается с того, что свет, пройдя через светопреломляющую среду глаза,-воздействует на сетчатку. Нервное раздражение, возникшее в палочках и колбочках, передается зрительным центрам в затылочную долю мозга, где уже и возникает ощущение. Однако это ощущение различно, в зависимости от того, какой участок сетчатки раздражается. Если изображение падает на область желтого пятна (в частности на ее центральную ямку), мы отчетливо видим мельчайшие дзтали предмета. Такое зрение называется центральным. Если же световое лучи падают на периферические отделы сетчатки, они вызывают менее отчетливое изображение, и такое зрение называется периферическим (боковым). Центральное зрение необходимо для различения деталей предметов, периферическое - для ориентировки в пространстве.
Специальные упражнения для тренировки периферического зрения могут значительно повысить его чувствительность.

Золотое правило волейбола гласит: «Взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Возможно только одно исключение из этого правила: в момент удара блокирующий должен в прыжке следить за действиями нападающего. Если волейболист, выполняющий тот или иной прием, нарушит это правило, мяч будет проигран.
Некоторые волейболисты непосредственно перед выполнением приема смотрят на площадку противника. Может показаться, что это хорошо, так как последующие действия игрока будут строиться на основе того, что он видит. И если затем такому игроку действительно удается провести хороший удар, он может решить, что и впредь все внимание нужно направлять на площадку соперников. На самом же деле это далеко не так!
Эффект достигнут игроком лишь внешний, а на самом деле качество выполнения приема ухудшилось. Резко уменьшается время на подготовку игрока к выполнению приема, значительно хуже становится координация движений. К тому же противник свои основные перемещения и действия выполняет в момент, непосредственно предшествующий выполнению того или иного приема. Смотреть в этот миг на площадку противника некогда, надо смотреть на мяч! Но тем не менее действия противника надо оценить, чтобы предпринять успешные контрмеры. Как же это сделать? Как осуществить контроль за противником, одновременно смотря на мяч? При помощи периферического зрения.

Но, разумеется, еще до подачи необходимо оценить расстановку игроков противника и в соответствии с этим принимать тактически правильное решение.
Вот несколько примеров таких решений.
Нападающий получает первую передачу на удар в зону 4. До подачи он определил, что у противника в зоне 3 расположен сильнейший блокирующий, а в зоне 2 -менее опасный. Предварительное тактическое решение намечалось такое: удар проводить по зоне слабейшего блокирующего. Однако в момент прыжка нападающий за счет периферического зрения увидел, что оба блокирующих приняли участие в блоке и выполнили его качественно. Тогда игрок выполняет откидку одному из своих партнеров, который получает возможность провести удар против одиночного блока. Так предварительное решение было коренным образом изменено данными, полученными за счет хорошо развитого периферического зрения. Действия игрока тактически оправданы.
Второй пример. Игрок зоны 3 еще до подачи определил, что слабейший блокирующий противника в данной расстановке располагается в зоне 4. Следовательно, выгоднее всего нападение вести через своего правого нападающего. Противник сделал сильную подачу. Принимая ее с падением, игрок зоны 2 направил передачу в зону 3, но встать и подготовиться к нападающему удару не успел. Видя это (опять-таки за счет периферического зрения!), средний нападающий направляет передачу на удар в зону 4.

Еще один пример. У противника на передней линии находятся трое блокирующих, примерно равные по силе. Игрок, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча, получая пас, умело имитирует передачу в зону 2. Это увлекает двух блокирующих к этой зоне. Увидев боковым зрением их пеое.«е-щения, выходящий игрок выполняет передачу на удар левому нападающему которому будет противопоставлен лишь одиночный блок.
Словом, периферическое зрение играет важную роль, позволяя игрокам правильно оценивать игровую сбстановку и тактически грамотно выполня^» пс**-емы в соответствии с этой обстановкой Наибольшее значение бокового зрения проявляется при передаче мв-а -а-а-дающем ударе, проведении та
Выполняя передачу, волейболист за счет бокового зрения ориентир7е*-ся в том, как он сам расположен по отно_е-нию к сетке, к нападающему, которому надо направить передачу. Вь.пог-яя асе нападающий удар, игрок за сьв-" бокового зрения выбирает место толчка по отношению к сетке. Все это показываем что периферическое зрение - действ тельно одна из основ высокого -а*-- веского мастерства.

Упражнения для тренировки бокового зрения должны занять достойное место 8 учебной работе волейболистов.
Вот несколько подготовительных упражнений.
1. Игроки построились в две шеренги. У каждого в руке волейбольный (баскетбольный) мяч. По сигналу тренера он подбрасывают и ловят мяч, на глядя на него. 8 последующих уроках высота подбрасывания постепенно увеличивается.
2. Упражнение такого же типа, но игроки перебрасывают мяч из руки в руку.
3. Аналогичное предыдущему упражнение выполняется теннисным мячом.
4. Игроки располагаются в двух-трех шагах от гладкой стенки. У каждого - мяч. Не глядя на мяч, игроки ударяют им о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.
5. Перебрасывание и ловля мяча в парах, не глядя на мяч. Это упражнение выполняется двумя руками, затем одной. В последующих уроках расстояние между игроками увеличивается.
6. Игроки делятся на тройки. Для каждой тройки на площадке чертится круг диаметром в один метр. На расстоянии 2-3 метров от круга располагаются два игрока. Один из них выполняет верхнюю передачу на партнера, который должен выполнить высокую ответную передачу так, чтобы мяч ушел в круг. Третий игрок, после удара мяча о пол, выполняет верхнюю передачу на первого игрока. Как только кто-либо не попадет мячом в круг, игроки меняются местами. На следующих уроках можно менять расположение игроков по отношению к кругу (ставить их справа, слева).

7. Игроки располагаются в метре от гладкой стенки (см. рис.). На высоте двух метров от пела на стенке чертится круг д**ме~ром йЛ ме~ре. а в стороне от него, -а ресстояммя одного ме*ра, на-носится мамшп ируиця. Первый игрок ш«- верхние передачи е большой круг спа-ала смотря иа мяч, а затем геоемося свой взор на маленький кружок, ""осте ошибки (игрок из попал в кру- м»ч на землю), упражнение вь~о*-*е- следующий игрок. Это упражнение -е соответствует по своему характеру -"рееей обстановке (волейболист во время и-ры должен смотреть на мяч), но с-э является одним из способов трен-сов»- периферического зрения.
- “3 баскетбольной площадке игро-** располагаются в две шеренги, так, -~с6ы первые игроки в шеренгах находились на.ровне линии штрафного броска (6с«ом к щиту). Один из игроков песвсй пары выполняет верхнюю переда-. -а своего партнера, а тот, нэ поворачиваясь лицом к щиту, верхней передачей старается попасть в кольцо За-’«** то же делает следующий игрок и д- Упражнение можно проводить в виде соревнования - кто больше мячей забросит в кольцо (из 10 попыток).
9. Игроки в парах, посылая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя с мячом под сетку и преодолэвая другие препятствия: гимнастические скамейки, «коридоры» из стульев и т. д.
Игроки движутся сначала по часовой стрелке, затем - против нее.
10. Игроки становятся в колонну по одному на расстоянии 3-4 метров от баскетбольного щита и под небол.ы- *-углом к нему. Тренер находится на расстоянии одного метра за кольцом. О-располагается так, чтобы находиться мв продолжении прямой линии между »*--роками и кольцом. По сигналу тренера первый игрок, глядя на кольцо, подбегает к щиту и делает высокий прьжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок!), игрок должен имитировать откидку в прыжке, если же этого движения тренер не сделал, надо пальцами достать кольцо.

Далее следуют более сложные, специальные упражнения.
1. Игроки располагаются попарно: один у сетки, второй - на шаг от него в глубь площадки. Оба игрока находятся несколько под углом по отношению к сетке. Задний игрок выполняет верхние передачи на удар игроку, стоящему у сетки, который, в свою очередь, делает передачу в обратном направлении. Задний игрок, выполнив передачу, удаляется с исходной позиции назад и в сторону, постепенно доходя до лицевой линии и возвращаясь обратно. Эти перемещения должны учитываться игроком, стоящим у сетки. Последний стремится точно выполнять передачи заднему игроку.
2. Игроки в трех колоннах в зонах 6, 4 и 2. Игрок зоны 6 выполняет первую передачу на удар в зону 4. Игрок этой зоны без прыжка делает вторую передачу на удар в зону 2. Правый нападающий направляет мяч в зону 6. В этот момент левый нападающий меняет свое место: уходит к краю сетки или перемещается ближе к ее середине. Игрок зоны 6 получает передачу из зоны 2, располагаясь лицом к этой зоне. Оставаясь в этом положении, он должен за счет периферического зрения разобраться в характере перемещений игрока зоны 4 и выполнить ему точную скрытую передачу на удар (без поворота туловища в его сторону). После выполнения передачи игроки перемещаются в «хвост» другой колонны (по часовой стрелке).
3. Аналогичное упражнение, но направление движения мяча обратное - вторая передача из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 скрытая передача на удар в зону 2. В момент передачи из зоны 4 в зону 6 правый нападающий выбирает исходное место для удара по своему усмотрению.
4. Игроки располагаются в зонах 2, 3, 4. Тренер по очереди бросает игрокам мячи так, чтобы они принимали их в падении. Например, мяч принимает с падением игрок зоны 3 и направляет его в зону 2. Если средний нападающий успевает встать и приготовиться к удару, игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в его сторону, если же не успевает- передача на удар должна быть произведена в зону 4. Упражнение выполняется с ударом и противодействием одиночного блока (на другой стороне площадки располагаются трое блокирующих).
5. Игроки располагаются в колонну по одному в зоне 3. В зоне 2 находится передающий игрок. Передача на удар сразу выполняется в зону 2. В этот момент средний нападающий по своему усмотрению выходит для удара с откидки за голову или перед игроком. Откидывающий игрок должен периферическим зрением увидеть направление разбега своего партнера и выполнить в нужном направлении откидку. Перемещения игроков: нападающие после удара уходят в зону 2, игроки этой зоны в конец колонны нападающих.
6. По одну сторону сетки располагаются трое блокирующих, по другую - трое нападающих и игрок зонь1 1, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча. Средний нападающий выполняет передачу в зону 2, куда перемещается выходящий. В этот момент средний блокирующий по своему усмотрению подтягивается к зоне 2 или 4. Выходящий игрок должен увидеть это и выполнить передачу на удар в зону, где остался один блокирующий.
Такое упражнение целесообразно применять не только для выходящих, но и для тренировки всех игроков команды, чт"обы с ни научились хорошо оценивать расположение блокирующих игроков противника.
7. В зоне 3 располагаются игроки в колонне по одному. Первый игрок в колонне находится у сетки в исходном положении для блокирования. По другую сторону сетки находятся три игрока задней линии. Тренер бросает встречный мяч игроку, стоящему у сетки. В этот момент один из игроков задней линии выполняет без мяча падение на грудь. Нападающий должен увидеть незащищенную зону и провести в этом направлении удар. Расположенный ближе к направлению удара игрок задней линии должен принять мяч. Затем упражнение выполняет следующий игрок.
8. Одна группа игроков в зоне 3, вторая - в зоне 2, третья - в зоне 4 с противоположной стороны площадки (блокирующие). Игрок зоны 3 выполняет передачу сразу на удар в зону 2. Игрок этой зоны, если блокирующий не прыгнул на блок, должен произвести напа-
дающий удар, а если блок состоялся - выполнить откидку в зону 3. На первых занятиях блокирующие при выполнении таких упражнений должны поднимать руки вверх только тогда, когда они решили прыгать на блок. Со временем, когда у игроков разовьется периферическое зрение и они хорошо будут различать действия блокирующих, можно разрешать имитацию блока (приседание для прыжка, поднятие рук вверх и т. д). В последующих уроках рекомендуется выполнять такое же упражнение в зонах 3 и 4.
9. Аналогичное упражнение, но против двойного блока. Если на блок прыгнули два игрока, нападающий должен сделать откидку, а при одном блокирующем -проводить нападающий удар.
10. На одной стороне площадки нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3. На другой стороне - три игрока задней линии. В момент передачи на удар игрок зоны 6 выбирает по своему усмотрению место для страховки - у лицевой линии или в зоне нападения. Нападающий должен учитывать характер этих перемещений. Например, если страхующий занял исходное положение у лицевой линии, нападающий должен произвести обманный удар в зону 3. Если исходное положение страхующего в зоне нападения, надо произвести нападающий удар по задней части зоны 6.
В последующем рекомендуется проводить такие же упражнения в зонах 2 и 3. Затем эти же упражнения проводятся против одиночного и группового блока.