Профилактика вредных привычек среди школьников. Выступление на МО классных руководителей на тему: «Профилактика вредных привычек школьников

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек формирование культуры здорового образа жизни

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная и воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро­вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль­ного права устраниться от решения столь важной проблемы. Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1. Патриархальная (традиционная) семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В таких семьях подростки более устойчивым характером, поэтому, более сдержанны в отношении алкоголя и курения.

2. Нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3. Неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4. Материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

Органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

Непрерывность и длительность воздействия;

Многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

Интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

Относительная замкнутость;

Общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

Взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

Безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

Бездуховность родителей;

Неразвитость родительских чувств;

Отсутствие нормального психологического климата;

Преобладание материальных ценностей;

Фанатизм в любых ее проявлениях;

Противоправное (криминальное) поведение взрослых;

Отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.

Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более необходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние нескованности. Поэтому семейное общение играет особую роль в семейном воспитании, так же в профилактике вредных привычек.

Главные ошибки современных семей:

Нехватка семейного общения;

Безразличность в делах детей;

Злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни учащихся, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз­ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава­тельной деятельности, создание условий для социального и профес­сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо­ровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю­дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профи­лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди­тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор­ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

Самый важный тезис или, если хотите, правило профилактики: «Лучше не начинать, чем потом бросать». И если профилактика для взрослых - штука относительно бесполезная, в силу достаточно чёткого понимания всей опасности табака или любой другой «привычки», то профилактика для детей может принести по-настоящему ошеломительные результаты. Дети-то, вопреки попыткам показать собственную независимость и оппозиционность - существа более чем вменяемые и внушаемые. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика-это це­лостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер во многом зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин страны к охране и укреп­лению своего здоровья, насколько разумно и эффективно использует он предоставленные ему возможности для укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз­личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз­никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас­пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф­фективно.

Семейное воспитание – дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе­ния родительских собраний.

Подростковый возраст - это не только период полового созрева­ния. Это еще и «возраст созревания личности и миросозерцания», - писал Л.С. Выготский. Классные руководители, привлекая к работе с учащимися психологов, врачей, представителей общественности, должны приложить максимум усилий для того, чтобы в результа­те этого «созревания» мы получили доброкачественный продукт: личность, здоровую в духовном и моральном плане. Классные руководители, проводя работу с подростками, не должны видеть в них только нарушителей школьного порядка. Необходимо научиться замечать в них позитивные сдвиги, изменения, приобщать их к получению дополнительных знаний, творчеству, развивать желание вести здо­ровый образ жизни, помогать и поддерживать в выстраивании их личности. Разумеется, пропаганда здорового и безопасного образа жизни должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как профилактика вредных привычек.

Среди вопросов, требующих особого внимания, вопрос воспи­тания волевых качеств. Не секрет, что у современных школьников присутствует такое явление, как определенный дефект воли. Форми­рование воли - это не только проблема подросткового возраста. Это качество воспитывается с детства. Вместе с правильными ценност­ными ориентациями оно становятся залогом нравственной жизни личности. Многие подростки хотят быть волевыми. Они страдают от того, что не обладают волевыми качествами, которые помогли бы им лучше справляться и со своими учебными обязан­ностями, и с противостоянием вредным привычкам. И, если обнаружена их несформированность, классно­му руководителю и родителям учащихся нельзя уходить от этой проблемы. Если подростки почувствуют уважение к себе, своим интересам, проблемам со стороны классного руководителя, человека взрослого, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом, то они будут воспринимать учителя (психолога, врача и т. д.) не просто как передатчика знаний, а как носителя нравственного опыта человечества, человека, к которому стоит прислушаться. Те­плота и искренность взрослых поможет открыть подросткам все положительные перспективы нравственного развития личности, ведения здорового образа жизни. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только сообщение негативных последствий, запугивающих подростка (к сожалению, иногда вся работа сводится именно к этому), это еще и грамотно выстроенный весь воспитательный процесс, который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность (примеры плакатов).

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об­щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и учебного заведения. И тем и другим не следует забы­вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

Колледж должен всемерно способствовать формированию педа­гогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Педагогическая культура - это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые про­блемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования пе­дагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский. Тренинги, анкеты и тесты помогут родителям овладеть методами и приемами вос­питания, учиться творчески использовать полученный материал. Нельзя допускать семейного воспитания «вслепую». Ведь это может сказаться на развитии наших детей. У детей должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и алкоголизма. Важно разъяснить им, что курящие и пьющие – это не «взрослые», не «мужественные» люди, а просто «рабы привычки», что она есть признак слабой воли и плохого самообладания.

А всем – и взрослым, и детям, очевидно, полезно вспомнить слова, сказанные Л.Н.Толстым по поводу табакокурения и употребления алкоголя: «Освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества».

Не секрет, что в жизни у молодого поколения присутствует соблазн выпить или покурить. И этим уже не удивишь - немалую прибыль от сбыта спиртного и табачных изделий в наше время приносят именно дети. Причин для таких действий может быть много:

Желание "показаться" перед сверстниками;

Нежелание оказаться белой вороной в глазах сверстников;

Подражание старшим.

И это далеко не все.

Как так?

В жизнь молодежи никотин и алкоголь так глубоко проникли, что уже для того, чтобы попробовать, не нужно находить себе плохую компанию. Причем такие пагубные привычки могут присутствовать в жизни вполне нормальных ребят из обеспеченных семей. Спрашивается: что побуждает их на это?

И ведь, казалось бы, все родители (даже самые безответственные) проводят лекции своему чаду о вреде курения и употребления спиртных напитков. При этом их дети не спорят и соглашаются со сказанным. Тем не менее, когда в шумной компании, на отвязной вечеринке или просто вечером на лавочке им предлагают попробовать "более опытные" приятели, то слова родителей уходят куда-то на задний план.

Остается спросить себя о том, правильно ли была проведена профилактика вредных привычек своему ребенку. Поговорим об этом подробнее.

Меры профилактики вредных привычек

Не так давно проводилось одно исследование. Объектами его были два подростка. В целом они не отличались друг от друга. Оба были из одного класса. Каждый из них жил в обеспеченной семье. По проведенному опросу оказалось, что родители этих детей в свое время проводили им лекцию на тему вреда употребления спиртного и табачных изделий. И, как оказалось, профилактика вредных привычек в той и другой семье особо не отличалась.

Тем не менее в первом случае мальчик действительно ограждал себя от пагубных занятий. И даже более того - от "употребляющих" компаний. При этом периодически старался помочь тому или иному своему однокласснику отказаться от такой зависимости.

Во втором случае было все иначе. Подросток не стеснялся прилюдно вытащить и закурить сигарету или опрокинуть бутылочку-другую вечером во дворе.

Почему такое различие?

Родители из первой семьи придерживались здорового образа жизни. И спиртное, если и возникало на их столе, то только по праздникам и в малом количестве. Помимо того, они старались быть своему чаду в первую очередь друзьями, а не наставниками. В семье наблюдались теплые отношения, и все разговоры велись в форме дружеской беседы, а не "диктатуры".

Что нельзя сказать о второй семье. В ней частенько преобладали застолья, сопровождающиеся употреблением спиртного. Кроме того, отношения между родителями и их ребенком были напряженными ввиду тяжелого переходного возраста их чада. Стараясь как-то повлиять на него, они не прилагали должного внимания к разработке методов воздействия на своего ребенка.

Вспоминается старый анекдот, где отец читает лекцию своего сыну о вреде употребления спиртного и курения, при этом периодически затягиваясь сигаретой и опустошая все новый и новый стакан вина. Естественно, что данная профилактика вредных привычек не принесет должного результата.

Итог исследования

Для того чтобы профилактика вредных привычек, проводимая родителями, принесла положительный результат, в семье должны фигурировать два основных фактора:

Теплые отношения между родителями и ребенком;

Личный пример родителей (здоровый образ жизни, занятия спортом).

Лишь только так взрослые способны оказать должное влияние на своих отпрысков.

Какие меры профилактики вредных привычек проводятся в школе?

Помимо самих родителей, немалая часть ответственности за ребенка ложится и на плечи школьных преподавателей. Поэтому профилактика в школе вредных привычек имеет особое место в развитии ученика. Если еще несколько лет назад вредным привычкам были подвержены исключительно ребята из старших классов, то сегодня вполне актуальна профилактика вредных привычек младших школьников.

Частой причиной развития пагубной привычки у ребят становится подражание взрослым. В свои юные годы ребенку свойственно хотеть быть свободным и независимым. И употребление сигарет и алкоголя кажется им единственным способом достижения желаемого. Таким образом, им кажется, что они становятся взрослее в глазах своих сверстников, могут произвести впечатление на противоположный пол и добиться уважения в своей компании.

Влияние массовой культуры

Не исключено еще и влияние массовой культуры, пришедшей с запада. Еще в советские годы министерство культуры тщательно следило за идеологией фильмов, мультфильмов и литературы. Таким образом, молодежь росла целеустремленной и не склонной к "разложению". Однако когда появился доступ к западному кинематографу, то на экране перед молодежью появились киногерои нового поколения.

И образ практически каждого такого героя включал в себя сигарету, сигару, кружку пива и стакан виски. Естественно, что все это сказалось на развитии подрастающего поколения.

Поэтому основным методом учителей в школах стала пропаганда здорового образа жизни. Привлекается внимание учеников к спорту, правильному питанию и целеустремленности, преподавателем ведется профилактика вредных привычек у детей.

Лишь только таким образом получается помочь сформировать действительный образ сильного независимого человека. Профилактика вредных привычек у школьников подразумевает донесение до ребенка необходимости отказа от пагубных занятий путем самоосознания. Иными словами, ученик должен понять, что это нужно не родителям и учителям, а ему самому.

Кроме того, профилактика вредных привычек у школьников включает в себя контроль над ребенком. Преподаватель должен поддерживать связь с его родителями. И в случае если на горизонте появится плохая компания, следует бить тревогу, немедленно оповещая об этом родителей своего ученика.

От выбора ребенком своего окружения зависит его поведение в дальнейшем.

Главная задача профилактики

Цель профилактики вредных привычек - это выработать отвращение ребенка к пагубным занятиям. Недостаточно лишь сказать, что это вредно. Это нужно еще и доказать.

В школах для таких целей часто приглашают людей, пользующихся авторитетом у ребят. Это могут быть актеры, музыканты и писатели. Рассказывая о том, как они добились успеха, благодаря тому, что отказались в свое время от употребления алкоголя или табакокурения, они вносят весомый вклад в развитие ребенка. Помогают приобрести правильные ценности в жизни, тем самым сделать достойный выбор, отказавшись от вредных привычек.

Пара эффективных способов

Профилактика вредных привычек у подростков происходит путем сопоставления правильного и неправильного, хорошего и плохого. Так, если девушке объяснить, что ее кожа будет стареть с каждой выкуренной сигаретой, и таким образом, очень скоро она уже не будет привлекать молодых людей своей внешностью, то это довольно-таки эффективно подействует на нее. Ведь, как правило, уже в подростковом возрасте девочки начинают интересоваться противоположным полом.

Мальчики же в подростковом возрасте увлечены девочками еще больше. И для того, чтобы выработать в них отказ от вредных привычек, эффективно будет рассказать о том, как негативно они влияют на мужское здоровье. Причем, чем подробнее будут описаны последствия, тем результативнее будет данная беседа.

о проведенных социальным педагогом и педагогом-психологом мероприятиях в рамках работы по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни у учащихся КГКСКОУ СКШИ 8 вида 16 г. Николаевска –на - Амуре.

Проводя мониторинг употребления учащимися ПАВ, приходим к выводу, что количество курящих детей в школе не уменьшается. Практически в каждом из классов есть ребята, когда-либо попробовавшие и алкогольные напитки. С каждым годом возраст курящих и употребляющих алкоголь школьников молодеет.

Зачастую ребята поступают в школу уже с большим стажем курения сигарет, со сформированной зависимостью от табака. Данную ситуацию усугубляет асоциальный образ жизни родителей, которые зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.

В связи с выявленной тенденцией, а также исходя из специфики и направленности учреждения, социальным педагогом в 2011 г. была разработана программа «Подросток и закон» в которой большое внимание уделяется профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними. Ежегодно данная программа дополняется новыми методическими наработками (разработками профилактических занятий, различных заданий, тренингов и игр), а также цифровыми образовательными ресурсами (фильмами, мультфильмами, презентациями, видеороликами).

В рамках данной программы с учащимися проведен мониторинг с целью исследования характера преобладающих в их сознании представлений относительно социальных и медицинских последствий употребления ПАВ. На основе полученных результатов определяются мифические (искаженные) представления детей и подростков, нуждающиеся в коррекции. Данные результатов анкетирования «Знаешь ли ты, что такое ПАВ?» от 27.01 2015г. среди учащихся 7-9 классов приведены в таблице №1

Количество

учащихся (опрошено 57 чел.

Знаешь ли ты что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Да знаю, это: ______________________________________

Нет, не знаю, но хочу узнать

Мне это не интересно


ПАВ представляют угрозу для здоровья человека?

Да, конечно

Нет, это не опасно

Не знаю, но хочу узнать какую

Мне это не интересно




Употребляешь ли ты алкоголь?

Мое желание выпить зависит от настроения

Я выпиваю охотно

Я люблю выпить в веселой компании

К спиртному я испытываю отвращение

Я не употребляю алкоголь






Какие спиртные напитки тебе известны, напиши их названия:

47чел. знают названия

Какие марки сигарет тебе известны, напиши их названия:


46чел. перечислили названия сигарет

Какие спиртные напитки ты пробовал?


Какие сигареты ты пробовал?


Как часто ты куришь?



С какого возраста, по твоему, человеку можно:

Курить _______________

Употреблять спиртные напитки ________________

Наркотические вещества ______________________

это вредно в любом возрасте да / нет



С 18 лет - 8чел.

С 20 лет -6 чел.

8 чел. считают с -18 лет;

1чел. с 21 г.

Пробовал ли ты (да, нет)

Курить _________

Спиртные напитки __________

наркотические вещества, ПАВ __________


15 чел.-нет

42чел. –да

21чел. - нет

36 чел. – да

52чел. –нет

5 чел. - да

Как часто ты это делаешь?

Куришь постоянно, редко, никогда

Употребляешь спиртные напитки постоянно, редко, никогда

Наркотические вещества постоянно, редко, никогда



11ч., 20ч., 22 ч.

0 ч., 5ч., 40 ч.

0ч., 2ч., 52ч.

Как родители относятся к твоим привычкам?

Осуждают, ругают

Безразлично, им все равно



Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично

Завидую

Осуждаю

Я сам это делаю


Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать, употреблять ПАВ?

Безразлично, мне все равно

Завидую, они выглядят по-взрослому

Осуждаю, это опасно для здоровья

У меня тоже есть вредные привычки

Согласно результатам анкетирования учащихся 7-9 классов 8, 7% школьников 13-16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. По данным анкеты учащихся 7 – у 49 % школьников сформировано крайне негативное отношение к употреблению ПАВ. Настораживает то, что 26, 3 % не задумывались над этим вопросом, 54 % школьников курят, а 8, 7% пробовали наркотические вещества. И считают что в нашей стране в целом курение, наркомания – это не самая важная проблема нашего общества и их личная проблема.

В процессе профилактической работы осуществляется коррекция выявленных искаженных представлений учащихся, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Данная работа осуществляется посредством проведения тренинговых занятий с учащимися. Занятия строятся таким образом, чтобы дать учащимся как можно больше достоверной информации о ПАВ и их влиянии на здоровье человека и жизнь в целом, а также сформировать способность к критическому мышлению, развить умение противостоять давлению окружающего их социума. Профилактические занятия посвящены обучению жизненно важным навыкам. «Профилактика употребления психоактивных веществ. Занятие – рассуждение «Как сохранить свое здоровье?». «Курение и здоровье» и «Почему люди употребляют наркотики?». Занятие « Правильно ли мы живем? Деловая игра « Я хозяин своей жизни». Занятие рассуждение « Как сохранить свое здоровье?». Беседа: Если друг оказался наркоманом.? Конкурс газет “Есть выбор – жизнь без наркотиков”.Как сказать наркотикам «НЕТ!».(Дать представление о различных формах принуждения под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять наркотики; научить способам отказа. Наркотики. Употребление и злоупотребление. (Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека). Анкетирование (отношение к наркотикам). Просмотр видеороликов и документальных фильмов - проектов об употреблении ПАВ.

В соответствии с планом школы на 2014 – 2015 учебный год, годовым планом работы социального педагога, и , а также программы «подросток и закон» социальным педагогом, педагогом психологом были реализованы следующие мероприятия: В 1, 2 четверти 2014 – 2015 учебного года проведены профилактические занятия с учащимися 5 – 9 классов по следующим темам:

Мероприятие,


5 –е классы

7 - е классы

9 «а» класс

9 «б» класс

1. Профилактическое занятие. Здоровый образ жизни. «Курить – здоровью вредить!»

Цель: употребления табакокурения среди учащихся среднего звена

2.Профилактическое занятие “Вредным привычкам скажем: «Нет!» Круглый стол “Курить бросим – яд в папиросе».

Цель: профилактика употребления табакокурения среди учащихся старшего звена

3. Профилактическое занятие «Умей сказать НЕТ!» «Чем опасны алкогольные напитки?». Упражнение - групповая дискуссия.

Цель: способствовать выработке умения у учащихся 5 – 9 классов противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.

4. Просмотр документального фильма проекта «Чем опасны алкогольные напитки?». «Давайте выпьем!» (о вреде алкоголя) с последующим обсуждением. Упражнение «групповая дискуссия».

5.Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой выбор!».

6. Беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?»,

7.Час общения – обсуждение газетной статьи «Исповедь курящей девушки»

8. Просмотр документального фильма проекта «Общее дело» о вреде табакокурения, «Правда о табаке!» с последующим обсуждением

9. Просмотр документального фильма «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики» с последующим обсуждением

Всего занятий в каждом классе:

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения и профилактики вредных привычек.

План работы социального педагога и педагога психолога по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включает следующие мероприятия: учащихся в кружки и секции учреждений и школьные; организация конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.

В кабинете социального педагога имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по профилактике и профилактике вредных привычек.

Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы содружество социального педагога и педагога психолога основывается на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе ведется удовлетворительно. Однако не у всех школьников сформировано негативное отношение к наркомании и алкоголизму, как к социальным проблемам нашего общества и не у всех учащихся сформирована потребность в ЗОЖ. В связи с этим, в совместной деятельности с рекомендуем:

1. Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить учащихся с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек». Включить в план воспитательной работы на следующий учебный год и провести классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.

2. Социальному педагогу, педагогу психологу, разработать соответствующие памятки для учащихся.

3.Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.

4.Включить в план работы на следующий учебный год и рассмотреть на заседаниях МО классных руководителей формы и методы воспитания у учащихся потребности в ЗОЖ, провести по обмену опытом.

Вредные привычки – термин, характеризующий такой образ жизни, при котором человек осознанно наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами, приносящими приятные ощущения. Особенно это характерно для подростков, которые ещё развиваются и не имеют чётко выработанных принципов. Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несёт серьёзный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений. Да и не все знают, насколько это вредно.

Разновидности вредных привычек

Специалисты выделяют множество видов вредных привычек. Какие-то из них пришли к нам из далекого прошлого, а что-то появилось лишь в последние годы. Самыми распространёнными и опасными сегодня считаются табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. Но есть и другие. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Табакокурение – бич современности. К счастью, сегодня всё чаще ставится вопрос о том, как снизить количество людей, страдающих от этой вредной привычки. Правительство запрещает продажу сигарет несовершеннолетним, курение в публичных местах, увеличивает стоимость табачных изделий. И всё это приносит пользу, но не уберегает подростков и их друзей от пагубной привычки полностью.

Основная опасность табакокурения – быстрое привыкание и огромный вред для здоровья растущего организма. Профилактику курения лучше всего начинать с беседы подростков и их родителей. Даже если мама или папа курит, пусть поделится с сыном или дочерью, как пагубно воздействует привычка на организм и как сложно с ней расстаться. Нужно описать минусы курения, в том числе желтеющие зубы, одышку, неприятный запах изо рта, бессонницу, потливость.

Токсикомания

При токсикомании человек получает удовольствие от вдыхания паров тех или иных веществ. Справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно. Поэтому, если есть подозрения, что ребёнок страдает от токсикомании, следует немедленно обратиться за помощью к специалисту. Должны насторожить повышенная агрессивность, неадекватное поведение, таинственность и другие нехарактерные манеры поведения подростков. Причём внимание на эти симптомы появления вредной привычки могут обратить как их родители, так и учителя.

Алкоголизм

Основная опасность алкоголизма – незаметно вырастающая привязанность, которую сложно побороть. Так, сначала распитие спиртных напитков или пива происходит только по праздникам, потом чаще, а затем ни одна посиделка подростков или встреча с друзьями не обходится без бутылки. Здесь родителям также придётся начинать с себя. Если алкоголь – частый гость на столе, то вряд ли «душеспасительные» беседы принесут хоть какую-либо пользу.

Также важно следить, каков круг общения подростков. Если в него входят те, кто занимается спортом, имеет любимое дело, то можно не переживать. А вот неблагоприятная компания – повод насторожиться. Легче предотвратить возникновение, чем лечить человека от алкоголизма, токсикомании или наркомании.

При наркомании удовольствие получается от вдыхания, введения внутривенно, глотания или курения наркотических веществ. Подростков, имеющих такую вредную привычку, как и страдающих от токсикомании и алкоголизма, можно вычислить по неадекватному поведению. Обычно перемены замечают не только их родители, но и все окружающие. Кроме того, на руках могут появиться синяки от уколов, а глаза будут выглядеть неестественно и «стеклянно».


Даже если кажется, что подросток сможет справиться самостоятельно или употребляет «лёгкие» наркотики, от которых легко отказаться, не стоит надеяться на собственные силы. Лучше обратиться за помощью к специалистам. Ведь даже «лёгкие» наркотики вызывают привыкание и пагубно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье подростков. Тем более, что привыкание к наркомании в некоторых случаях может возникнуть уже после первых применений наркотического вещества.

Другие вредные привычки

К другим вредным привычкам можно отнести такие:

  • игроманию;
  • шопоголизм;
  • переедание;
  • обгрызание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • хруст пальцами;
  • отстукивание ритма руками или ногами и другие.

Все они опасны в разной степени. Например, ковыряние в носу и хруст пальцев приносят неудобства в большей степени окружающим людям. А игромания, хоть и отличается от алкоголизма, наркомании и токсикомании, всё равно представляет горе для всей семьи. Ведь человек, страдающий этой привычкой, может стать психически неуравновешенным или же даже потерять над собой контроль и причинить кому-то вред. К тому же человек, погружённый в компьютерный мир, перестаёт вести нормальный образ жизни, всё своё свободное время посвящает игре, тратит в ней деньги.

Влияние на здоровье человека

Очень сложно найти орган или систему в человеческом организме, которая бы не пострадала от вредной привычки, неважно, от наркомании, алкоголизма, табакокурения или другой. Тем не менее особенно опасно воздействие на состояние сердца, сосудов, головного и спинного мозга, костей и суставов, половой и дыхательной системы. Стоит помнить, что курильщик загрязняет не только свои лёгкие, но также значительно повышает риск развития атеросклероза сосудов.


Ещё более страшно влияние табакокурения, алкоголизма и наркомании на состояние здоровья будущих детей страдающей от одной из вредных привычек женщины. У таких малышей часто наблюдается отставание, проблемы с кровеносной, половой, дыхательной системой, неврологические заболевания.

Да и для окружающих человек с вредными привычками представляет немалую опасность: от пассивного курения до убийства с целью получения денег для покупки очередной дозы наркотика.

Способы борьбы с вредными привычками

В зависимости от того, какая вредная привычка нуждается в искоренении, а также насколько сам человек к ней привязан физически и психически, разнятся и методы борьбы. Например, чтобы справиться с табакокурением, алкоголизмом на начальных стадиях специалисты рекомендуют отвлечься и найти занятие, которое расслабит.

Помогает справиться с тягой к вредной привычке спорт. Неважно, что вы выберите: йогу или плаванье, бег на длинные дистанции или танцы, румбу или поднятие тяжестей. Помните, что интенсивность тренировок должна наращиваться постепенно. Лучше всего обратиться за помощью к опытному тренеру, рассказать ему о своей проблеме. Тогда занятия будут полезны и помогут достичь успеха в избавлении от сигареты или алкоголя.

Хороша работает методика откладывания сигареты на потом. К сожалению, этот метод работает лишь при начальной стадии зависимости. В случае с табакокурением после консультации со специалистом можно приобрести жевательные пастилки, леденцы, пластыри, помогающие справиться с никотиновой зависимостью. Сегодня модно также замена обычной сигареты на электронную.

Избавиться от наркомании, токсикомании и алкоголизма в запущенной стадии поможет только специализированная клиника. Комплексное воздействие психотерапии, лекарственных средств и других методик позволяет избавиться от вредных привычек навсегда. Но результат будет максимальным, только если сам человек хочет справиться с зависимостью.

Профилактические меры


Лучшая профилактика вредных привычек – здоровый и активный образ жизни. Вряд ли человек, увлекающийся танцами или греблей на байдарках, решит закурить или напиться. Поможет выплеснуть негатив, переключиться с проблем самый разный спорт.

Да и воспитание имеет огромное значение. Ребёнок, выросший в некурящей и непьющей семье, где с его малых лет ведутся беседы об опасности вредных привычек, не будет курить или увлекаться алкоголем. Но здесь огромное значение имеет ещё среда, в которой развивается подросток. Если все его сверстники пьют и курят, то против соблазна попробовать сложно устоять. Причём подростки редко осознают, как опасна та или иная привычка.

Именно поэтому так важно в школах и других учебных заведениях проводить различные мероприятия, призванные объяснить всю серьёзность проблемы, предотвратить её появление. Профилактика вредных привычек, особенно наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, в школах и университетах может проводиться разными способами:

  • акции, концерты и другие мероприятия;
  • выступления людей, поборовших вредную привычку и вернувшихся к нормальному образу жизни;
  • плакаты, брошюры, газеты;
  • лекции и уроки, посвящённые определённой вредной привычке.

Кроме того, занятия любимым делом также послужат хорошей профилактикой. Шитьё, вышивание, бисероплетение, рисование, игра на различных музыкальных инструментах и многие другие. Прогулки и поездки в различные места, танцы, закаливание, ролики, велосипед или коньки – выбирайте, что по душе. Различные секции, кружки также займут подростка, отвлекут от пагубного влияния сверстников, сделают более выносливым, целеустремлённым.

Меры профилактики вредных привычек, включающие постоянно проводящиеся мероприятия в учебных заведениях, беседы родителей дома, а также другие меры – самый верный шаг, который поможет избежать многих бед и сохранить здоровье растущего организма. Помогите подростку найти себя в жизни, развить умения и желание познавать новое, заниматься любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.

Тема занятия: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Цель: Дать понять какие привычки у нас бывают полезные, а какие вредные.

Задачи:

Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;

Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
Пропаганда здорового образа жизни;
Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям первоклассников

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

(советы психолога)

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

Пробуждение

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: » Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: » Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

…Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе…).

Выход в школу

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

«Вот твои очки» - лучше, чем «Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Возвращение из школы

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?

Нормально.

А что сегодня делали?

А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

Пора спать

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, «заводные» игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле » уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

УЧИТЕЛЬНИЦА

Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- «самая-самая», и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, «что можно» и «что нельзя», чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала, что так нельзя». Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: «Много знает твоя Софья Петровна…» или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.

Более полувека назад известный педагог Я.Корчак писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».

Предварительный просмотр:

«Поступки - плоды помыслов.

Будут разумны помыслы - будут хорошие поступки».

Грасиа-и-Моралес Бальтасар

Ещё вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребёнку пелёнки. Ещё вчера...

А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребёнок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять своего ребёнка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он ещё совсем неопытный?

Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь ещё так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребёнка? Вопросы, вопросы, вопросы... А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Вообще, понимать ребёнка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (её) настроение? К сожалению, многим родителям только кажется, что они “настроены на волну” своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное.

1. Подростковая среда и вредные привычки

Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечёркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребёнка от наркотиков? Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению у людей – и у взрослых, и у детей – сими собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

1.1.Курение

Как уберечь своего ребёнка от курения? Возможно, мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

О том, что табак вреден для организма, знали давно. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: « Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Слайд 22.

Никотин – сильнейший нервный яд. Для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах). Далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета», 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких, по возможности быстро освобождаться от токсических веществ только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Меры избегания пассивного курения:

В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;

Квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

Научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;

Объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

При первом курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться-отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Можно выделить 3 стадии курения.

1.Нерегулярное курение – психологическая зависимость.

2.Длительное курение – психофизиологическая зависимость.

3.Интенсивное курение – физиологическая зависимость.

Важно объяснить ребёнку опасность курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для девочки или мальчика вещах. Курение влияет на рост. Оно быстро старит человека и делает его менее привлекательным. Ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.

Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить.

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Сын или дочь должны понимать, что за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Ребёнок должен знать, что его поступок очень расстроил вас. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

1.2. Детский алкоголизм – это страшно!

В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребёнок, ещё вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнёт употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребёнок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Второй момент - это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприёмников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеётесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников (“Русского никто во всем мире не перепьёт!”), скептически хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а ещё лучше - пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки.

1.3. Наркомания

« Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это» .

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1) Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы.

2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3) Наркотики и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяют следующие причины начала употребления наркотиков:

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3. Не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Стремление уйти от тоски и одиночества.

Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду.

1. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

2. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, что не делали до этого другие подростки.

3. Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишённым внимания взрослых.

Каждый год подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершает более 20 тысяч преступлений. В последние пять лет общее количество изъятых наркотиков возросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики,1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростков по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам:

1. Резкая смена друзей.

2. Резкое ухудшение поведения.

3. Изменение пищевых привычек.

4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.

5. Резкие перемены настроения.

6. Полная утрата прежних интересов.

7. Внезапное нарушение координации движений.

8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Твёрже пола под ногами, когда я была маленькой. Твёрже скалы, когда нужна поддержка, и много твёрже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

2. Ответственность несовершеннолетних.

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 20. 20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Статья 20. 21. Появление (в общественных местах в состоянии опьянения).

Статья 20.22. Распитие и появление, а также употребление наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Влечёт наложение административного штраф на родителей или их законных представителей в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовный кодекс.

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет).

Статья 231. Незаконное культивирование (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда).

Статья 232. Организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).

Попробуйте помочь понять им, что…

Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.

Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они не помогают решить ни одну проблему.

Ни сигарета, ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребёнка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, ровно как и курение детьми до 14 лет.

Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей занять лучшее положение в обществе. Чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.

Абсолютное большинство известных актёров, музыкантов, певцов, которых часто видим на экранах, приходят к выводу о необходимости трезвого образа жизни, а те, кто этого не понял, плохо заканчивают.

Приёмы противостояния вредным привычкам.

  • Учите подростка иметь свою индивидуальность. Рассказывайте ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает о том, почему они этого достойны.
  • Изучите с ним значение слова «дружба». Попросите его составить список качеств, которыми он бы охарактеризовал бы друга, а другой список – недруга. Напишите свои списки, сравните их.
  • Многие родители учат ребёнка вежливости. Это хорошо. Но объясните подростку, что существуют ситуации, когда о вежливости нужно забыть. Например, когда на него кто-то оказывает давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики, надо твёрдо сказать «нет».
  • Избавьте детей от соблазна. Не разрешайте вашим детям ходить к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы они становились участниками «скрытых» компаний. Никаких вечеринок в отсутствии родителей.
  • Стимулируйте участие подростка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечётся плохим.
    Больше проводите времени с ребёнком, дети это ценят и гордятся.
    Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
  • Есть простая закономерность: чем больше подростков, окружающих вашего ребёнка, употребляют алкоголь или курят, тем больше вероятность, что он будет поступать так же. Пусть ребёнок вращается в благополучной среде.

Памятка родителям от ребёнка.

Не балуйте меня

Не бойтесь быть твёрдым со мной

Не полагайтесь на силу

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить

Не заставляйте меня чувствовать себя младше

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей

Не забывайте, что я люблю экспериментировать

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...

Любите своих детей, но не будьте слепыми!