Развитие и особенности психической деятельности человека. Отличительные особенности психической деятельности человека Отличительными чертами психической деятельности человека являются

· Деятельность и мышление человека.

Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. Поведение животных направлено только на приспособление к природе. Человек изготавливает орудия производства, широко применяя их в своей производственной деятельности, а также применяет преемственный характер труда (например, работа на конвейере) и планирование труда.

У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных - только конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая - абстрактное мышление только у человека.

У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВНД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных человеческих типах ВНД. В основе их деления положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (писатели, художники, музыканты и др.) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимущественно философы, математики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

· Вторая сигнальная система.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов.

Первая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека - средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также - формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения - восприятию.

У животных тоже имеется язык - это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 - 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7 - 11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (возраст 11 - 17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности.

· Развитие речи в онтогенезе.

Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быстрее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию нейронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8 - 10 мес. отдельные предметы и объекты внешней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать - тоже «ма», а свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать. Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Сенсорная речь развивается у ребенка в 7 -8 мес. К году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10 - 12 мес, к году словарный запас составляет обычно 10 - 12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение. Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Наиболее яркие переходные периоды в развитии детей наблюдаются в 3 года и 7 лет, кроме того, у девочек в 11 - 15 лет, а у мальчиков - в 13 - 17 лет. Эти переходные периоды называют кризисами (лучше название «критические периоды»).

На 2-м году жизни ребенка происходит соединение слов в фразы. Вначале они состоят из 2 - 3 слов, «речевые цепи» пока еще коротки. К концу второго года словарный запас ребенка достигает 200 - 400 слов, а к концу третьего - 2000 слов и больше.

Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение - с помощью речедвигательного. Процесс понимания речи обеспечивается декодированием поступающей в акустической или оптической форме информации. У правшей он осуществляется височно-теменно-затылочными областями левого полушария, у левшей - правым, левым или обоими полушариями.

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается как при слуховом восприятии. По-видимому, в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

· Латерализация функций.

У человека, в отличие от животных, выражена функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций), что в конце 60-х годов XX столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о левополушарных и правополушарных людях.

У каждого полушария имеются особенности памяти, тонуса, характера мышления, т.е. левое полушарие воспринимает и обрабатывает преимущественно сигналы второй сигнальной системы (абстрактное мышление), а правое - преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное, конкретное мышление). Однако в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. дополняют друг друга. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса - левое. Правое полушарие осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному), при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предметов. Левое полушарие производит обработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции (от частного к общему), лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения. В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами, создает предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчлененно, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируются раздельно, легче опознаются знакомые предметы.

Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций - большинство людей правши.

Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях - либо в правом, либо в обоих полушариях. Появляется все больше литературных данных, свидетельствующих о том, что правое полушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем левое. Таким образом, правильнее отмечать не доминирование полушарий вообще, а их взаимодополняющую специализацию с преобладанием речевых функций, как правило, у левого полушария.

Левое полушарие специализируется не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела.

· Социально-детерминированное сознание.

Сознание - это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

психический деятельность сознание мозг потенциал

В настоящее время известно, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно высших) одинаковы. Основные закономерности ВНД изучались физиологами в опытах на животных. Однако, психическая деятельность - идеальная, субъективно осознава­емая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейро­физиологических процессов. Следовательно, психическая деятель­ность осуществляется с помощью высшей нервной деятельности. Психическая деятельность человека и животных имеет существенные различия.

Одно из важнейших различий касается деятельности и мышления человека. Человек ведетцеленаправленную трудовую деятельность, с помощью которой изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями социума. При этом поведение животных не имеет социально-детерминированной направлен­ности, т.к. ориентировано в основном на приспособле­ние к природным условиям.

У человека деятельность связана с образным (конкретным) и абстрактным мыш­лением, а у животных - только с конкретным. Первая сигнальная сис­тема обеспечивает образное мышление и у челове­ка, и у животных, вторая - абстрактное мышление только у че­ловека. И.П. Павлов проводил эксперименты с обезьянами, когда для получения пищи они должны были потушить огонь на плоту. Плот находился на озере, а воду надо было носить из бака, стоявшего на берегу. Обезьяны всякий раз носили воду из бака, в то время как ее можно было набрать с плота в озере. Этот эксперимент подтверждает отсутствие у обезьян абстрактного мышления.

Кроме того, у человека имеются присущие только ему типы психической деятельности. В основе их деления И.П. Павловым положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигналь­ной системы над второй характеризует художественный тип, преобладание второй сигналь­ной системы над первой - мыслительный, или логический, тип, при их равенстве наблюдается средний (промежуточный, смешанный) тип. Художественный тип (писатели, художники, музы­канты и др.) характеризуется цельным восприятием действитель­ности. Мыслительный тип (преимущественно философы, матема­тики и др.) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. делит ее на части (фрагменты). Средний тип характеризуется определенными свойствами мыслительного и ху­дожественного типов.

К другим особенностям психической деятельности человека относят вторую сиг­нальную систему, латерализацию функций и социально детерми­нированное сознание.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы действи­тельности, у животных - только первая.

Первая сигнальная система организма представлена сенсорными систе­мами, которые обеспечивают формирование непосредственного представ­ления об окружающем мире. Ее сигналами являются условные и безусловные раздражители - цвет, запах, форма объектов и предметов и т.д. Например, за­пах может сигнализировать о местонахождении пищи, опасных для организма веществах и существах. К первой сигнальной системе относятся нервные процессы, вызванные действием на органы чувств любых предметов и явлений окружающего мира.

Вторая сигнальная система - это головной мозг человека с входными каналами связи слуховой и зрительной сенсорных сис­тем организма. Она обеспечивает формирование обобщенного представления об окружающем мире. Ее сигналами являются элементы языка человека – слова. Слово – сигнал сигналов, условный знак, обозначающий предмет или явление. Один и тот же предмет в разных языках обозначается разными звуками и написанием, а особенности звукового и видимого обозначения слова не соответствуют его свойствам. Ко второй сигнальной системе относятся нервные процессы, возникающие в ЦНС в результате сигнализации окружающего мира выраженными речевыми сигналами. Язык человека является средством общения людей. Основ­ная форма общения – устная и письменная речь, а также различные формулы и символы, иероглифы, буквы, значки, рисунки, особые жесты, мимика. Речь это средство общения людей друг с другом с помощью устных и письменных сигналов в виде слов. Она является элементом мышления человека.

Первая сигнальная система свойственна животным и челове­ку, но у человека она тесно связана со второй. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающего мира. При этом сначала возникает ощущение отдельных свойств предметов и явлений – через соответствующи­е рецепторы. Из ощущений складывается восприятие – целостный образ предмета или явления.

У животных имеется свой язык - язык сигналов. Сло­весные сигналы человека отличаются от условных сигналов жи­вотных. Их действие зависит в основном от смысловых особенностей, т.е. имеет первоочередное значение смысловое содержанием слова. Кроме того, язык человека обеспечивает передачу знаний от предков к потомкам, чего нет у животных. Обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом, потому что через первую во вто­рую поступает необходимая информация. Разделение всех процессов ВНД на две сигнальные системы условно, потому что это активность одних и тех же нервных структур, но включенных в разные системные отношения и процессы мозга.

Частая и разнообразная сигнализация словом в антропогенезе около 50 000 лет назад превратили звукоиздающий аппарат человеческого организма в речедвигательный анализатор. В коре большого мозга человека выделились центры словесно-образно-знаковой деятельности (рисунок 6).

Рисунок 6 – Речевые центры в левом, доминантном в отношении речи, полушарии (а) – выделены серым. Соответствующие области в правом (б) полушарии

Основу речевого анализатора представляет речевой аппарат – гортань, язык, рот, связывающие с ЦНС афферентные и эфферентные нервные пути, речедвигательный центр в больших полушариях и ее коре. Речевой аппарат обеспечивает тончайшее различие раздражений, поступающих в мозг при произнесении слов. Центр речевого анализатора образован рядом отделов в коре больших полушарий. К ним относятся:

1) центр Брока – моторный центр, управляющий движениями губ, языка, гортани; находится в задней части нижней лобной извилины (у правшей – в левом полушарии, у левшей – в правом); при поражении собственная речь нарушается, но сохраняется понимание чужой речи;

2) центр Вернике – речезвуковой сенсорный центр, управляющий звуковым анализом устной речи; находится у верхней височной извилины левого полушария (у правшей); при поражении нарушается понимание устной речи.

В речевой деятельности участвуют и другие отделы коры большого мозга, образующие ассоциативное поле речевого анализатора. Компоненты его могут находиться во всех отделах, представляющих центры других анализаторов.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 - 2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это период предоперацион­ного мышления, которое определяется развитием языка (ребе­нок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления).

Третий период (возраст 7 - 11 лет) – период развития логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый период (возраст 11 - 17 лет) – период формирования абстрактного мышления.

К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических ме­ханизмов мыслительной деятельности.

Ведущую роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним во время его бодрствования. Чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быст­рее развивается его мышление. Критическим для овладения речью является возраст до 10 лет. Позднее способность к развитию ней­ронных сетей для построения центра речи утрачивается.

Первые слова ребенка относятся не к конкретным предметам, а к ситуации в целом. В возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внеш­ней среды дети еще не выделяют. Хотя они в этом возрасте иногда уже произ­носят слова «папа», «мама», но платье мамы, ее очки или кро­вать - тоже «мама». При этом свою маму, но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может и не узнать и даже испугаться. Ребенок в этом возрасте мо­жет понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взросло­го (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (разви­тие гуления и лепета), который начинается с конца второго меся­ца. Обычно это свидетельствует о хорошем самочувствии ребенка. Сенсорная речьразвивается у ребенка в 7 - 8 месяцев. К. году он знает названия нескольких десятков действий, понима­ет значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близ­ких ему людей, названия игрушек. Моторная речьначинает развиваться в возрасте 10 - 12 месяцев. К году словарный запас составляет обычно 10 - 12 слов. Слово ста­новится сильным сигналом и приобретает самостоятельное зна­чение. У девочек моторная речь обычно развивается раньше, чем у мальчиков.

Для развития речи большое значение имеет дви­гательный анализатор. Понимание (сенсорная речь) и артикуляция (моторная речь) это две стороны речевого процесса. Физиологическая основа понимания речи связана с приобретением сигнального значения услышанными словами. При этом различение звуков речи происходит не толь­ко за счет анализа проприоцептивных импульсов с артикулярного (речевого) ап­парата. Установлено, что участие неречевых мышечных групп (напри­мер, мышц рук) также облегчает анализ звуковой речи.

На втором году жизни ребенок начинает образовывать фразы из двух-трех слов. К концу второго года его словарный запас составляет 200 - 400 слов, а к концу третьего - 2000 слов и больше.

Вформировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свой­ствами обозначаемого им предмета. Данный процесс более ус­пешен, если произнесение слова подкреплять определенным действием. У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова. Если в возрасте 1 года слово для ребенка эквивалентно одному кон­кретному предмету («ляля» - только данная кукла), то в 2 года слово эквивалентно предметам («ляля» – это уже все куклы). Ребенок на слово отвечает словом, у него четко сформирована повелительная форма обращения – «иди», «дай». Все это имеет для ребенка важное адаптивное значение. В 3 года ребенок одним словом объединяет несколько разнородных предметов в одну группу. Например, кукла, мяч, кубики - все это игрушки. В 4-5 лет ребенок одним словом объединяет уже несколько разнородных групп предметов (например, игрушки, посуда, ме­бель - все это вещи). Таким образом, период до 3 лет является сензитивным для становления и формирования речи. В литературе описаны случаи, когда потерявшиеся дети воспитывались зверями, а потом были найдены. Полноценного формирования речи после возвращения их в общество людей у них так и не проис­ходило.

В отличие от животных, у человека выражена функциональная асимметрия полушарий – латерализация функций, которая касается как психической, так и физической деятельности. Еще в середине ХХ века английским врачом-психиатром С.Кенникотом проводились эксперименты по одностороннему выключению у психических больных одного из полушарий с помощью электрического тока. Тогда и были сделаны выводы о левополушарных и правополушарных людях. В дальнейшем было доказано, что функции полушарий большого мозга заметно различаются. Было выяснено, что левое полушарие обеспечивает владение письменной и устной речью, даже будучи изолированным от правого. Изолированное правое полушарие речи не обеспечивает, но оно способно к зрительному и тактильному распознаванию форм и к какому-то определенному пониманию речи (больные могли прочесть простые слова, выполнить услышанные команды). Ученые пришли к выводу, что левое полушарие воспринимает и обрабатывает в основном сигналы второй сигнальной системы, чем обеспечивается абстрактное мышление. В то же время правое полушарие в основном обрабатывает сигналы первой сигнальной системы, чем обеспечивается образное (конкретное) мышление. В организме как в целостной саморегулирующейся системе оба полушария работают как единое целое, дополняя друг друга. Когда происходит выработка условного рефлекса, более активно правое полушарие, а когда рефлекс закрепляется – левое. В правом полушарии обработка информации происходит одновременно, синтетически, дедуктивно (от общего к частному), чем обеспечивается лучшее восприятие пространственных и относительных признаков предметов. В левом полушарии обработка информации происходит последовательно, аналитически, индуктивно (от частного к общему), чем обеспечивается лучшее восприятие абсолютных признаков предметов и временных отношений. Правое полушарие обусловливает более древние, отрицательные, эмоции и контролирует проявления сильных эмоций. Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции и контролирует проявление более слабых эмоций. Леворукость и праворукость тоже свидетельствуют о латерализации функций (большинство людей – правши). При этом следует отметить, что левое полушарие специализировано не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, потому что левая предцентральная извилина участвует в выработке направления любого движения – безотносительно к выполняющей его стороне тела.

Помимо второй сигнальной системы и латерализации функций, рассмотренных нами выше, к особенностям психической деятельности относится социально детерминированное сознание.

Сознание - идеальное субъективное отражение мозгом реальной действительности. Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различ­ных формах психической деятельности человека, которыми явля­ются: ощущение, восприятие, представление, мышление, вни­мание, чувства (эмоции) и воля.

Сознание нематериально (идеально), хотя и являетсяпродуктом деятельности высокоорганизованной материи – мозга. Материя пер­вична, сознание вторично.

Человеческое сознаниеоно не наследуется. По наследству передается лишь возможность появле­ния сознания в процессе индивидуального развития. Эта возможность реализуется только в социуме, который формирует сознание. Т.е., сознание – совокупный продукт мозга и общественной жизни человека. Если ребенок в детстве лишен общества людей, то после определенного срока он утратит способность к развитию человеческого сознания.

Специфическая особенность человеческого сознания проявляет­ся в том, что оно не только отражает действительность, но и позволяет направить действия человека на про­изводство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности не только одного какого-то человека, а общества людей в целом.

С помощью сознания формируются образы предметов и яв­лений, которые в данный момент не действуют на органы чувств: такие образы отражают общее, существенное в явлениях и вещах (представление).

Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, рисунок и т.д.). С помощью сознания человек может вести мысленный диалог с самим собой, что ведет к появлению самосознания, без которого сложно осуществить оценку собственной деятельности.

Ранимость сознания заключается в том, что длительный избы­точный прием ряда веществ с лечебной или какой-либо другой целью ведет к при­страстию и разрушению личности, что в последние годы тревожит все большее количество людей. Речь идет о таких веществах, как кофеин, алкоголь, сильнодействующие галлюциногены наподобие кокаина, марихуаны.

Физиологическими основами сознания являются многие нервные структуры, но ведущее значение принадлежит коре большого мозга с ближайшей подкоркой и лимбической системе. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

Существует предположение, что лобные доли большого мозга имеют главное значение для прояв­ления высших психических функций. Наблюдение за больными в условиях клиники показало, что поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфо­рией (беспричинно повышенным настроением), раздражительностью. Такие больные не имеют твердых пла­нов, базирующихся на прогнозировании. Они достаточно легкомысленны, проявляют грубость, осуществляют настойчивые повторяемые действия, конфликтуют с окружающими.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Вариант № 4

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

Введение

Психика и организм

Психика, поведение и деятельность

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческоговосприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень - уровень особых видов деятельности;

· уровень действий;

· уровень операций;

· самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· волевые;

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

· центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

психический сенсорный двигательный действие

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

· http://aefremov.ucoz.ru/publ/9-1

· http://www.psyhoterapevt.ru/lekction.htm

· Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология: Учебник / Марат Исхакович Еникеев. - 2, перераб. и доп. - Москва: Издательство "НОРМА" ; Москва: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010. - 640 с. . - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология: Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2009. - 384 с.. -

Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Понятие навыка: автоматизация действий и элементы сложной деятельности. Основные группы водительских навыков: сенсорные, двигательные и мыслительные. Упражнения, необходимые для формирования данных навыков, принципы и порядок переноса старых привычек.

    контрольная работа , добавлен 03.07.2013

    Психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественной деятельности. Имплицитные и эксплицитные функции психики - формы отношений личности с окружающей действительностью; их содержание, социально-психологическая трансформация.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Составляющие психической деятельности человека и исследование сна как естественного процесса пребывания человека в состоянии с минимальным уровнем мозговой активности. Различные подходы к оценке сновидений как процесса субъективного восприятия образов.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.

Психическая деятельность - это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение

Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность - это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности

Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт - психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное

Бессознательный уровень - инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей - самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример - состояние аффекта.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения - привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности - желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае - последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы - таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное

Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Виды

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители - это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт - изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания - психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива - внутреннего побуждения. Мотив - это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные - присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные - проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность - та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность - примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка - он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни - умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека - это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.