Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха Основные психические функции развития слухового восприятия

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи , эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии , что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия , в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия) ».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха . Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия . С самого рождения человека окружает множество звуков : шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового ) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы) . Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия , и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи , становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое ) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует , а затем воспроизводит , он запоминает благодаря слуховой памяти .

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие , внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства . Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения . Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха . Но слух бывает разный : биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности : сначала для развития слухового внимания , т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам - 1этап. Затем для развития речевого слуха , т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха , т. е. умению слышать составные части слова - 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия .

1этап - начнём с восприятия неречевых звуков , которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению , а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно . Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей , т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах : шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр : ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ .

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух , улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Организуя работу с детьми младшего возраста , необходимо учитывать следующее :

Занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; - необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; - в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; - следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; - содержание материала должно соответствовать опыту детей ; - уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту , задания следует усложнять постепенно; - длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то , что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» . Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая : - стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

Формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей . Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации . Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями : искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей , то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей , все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии , что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту , понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков , таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.) . С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников .

Формирование акустико - перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей .

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» , тел. 89537009098, воспитатель .

Литература :

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. - СПб., 2001г.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов ) .

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов.

Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что “недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. Уточним еще раз функциональные роли каждого из них.

Физический слух – наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему мы слышим различные звуки окружающего нас мира, которые глухие люди не слышат. Физический слух обеспечивается первичными полями слуховой коры мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов.

Неречевой слух, неречевой слуховой гнозис, включая музыкальный, реализуется вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает возможность различать всевозможные природные, предметные и музыкальные шумы.

Речевой слух или, иначе, речевой слуховой гнозис , – более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Место его локализации – вторичные поля височной коры левого полушария.

Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, то есть плохо понимать речь.

Фонематический слух – наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных.

При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фонематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы, за которые ответственно правое полушарие мозга.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Развитие акустического внимания идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

Неречевые звуки играют значительную роль в ориентировке ребенка в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления источника звука (его локализация), помогает ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т.к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Основное качество слуховых образов – предметная отнесенность. Игры на восприятие звука дают представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Природа – живая книга, с которой ребенок находится в непосредственном соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для развития слухового восприятия. Дети познают окружающую действительность через собственный деятельности опыт. Деятельность детей в природном окружении (экскурсии, наблюдения, походы) дают возможность наблюдать за различными природными и бытовыми шумами, например шум ветра, звон капели, скрип снега. Как правило, организуя экскурсии в природу, педагоги ставят ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами, свойствами снега, особенности состояния погоды и растительного мира. Однако в такие наблюдения целесообразно включать и задания направленные на развитие слухового восприятия. Например: идем в сад, ищем места, где уже растаял снег, где видна земля. Это и есть проталины. Присмотримся к ним: есть большие и маленькие, круглые и угловатые. Дети бегают, ищут, находят проталины. Присматриваемся к тому, что на них находится. Вот сухие бурые листья, давайте возьмем их и послушаем, как они звучат. Тем для таких наблюдений много.

Сосульки на крыше у южной стены дома, свисающие в виде роскошной ледяной бахромы. Как много понятий можно дать детям на этом оригинальном материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки, звонкое падение капель и лопающегося льда.

При наблюдении падающего зимой снега послушать его скрип, тишину безветренной погоды, крики птиц. и т.д

Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных вашим планом, но план необходимо точно наметить, с чем вы будете знакомить детей и в каком объеме. При планировании прогулок, экскурсий не забывайте включать задания на развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Для закрепления полученных детьми знаний в ходе проведенных экскурсий, прогулок целесообразно провести беседу, например:

Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:

  • Чем отличаются звуки шуршание листьев в сухую погоду от сырой?
  • Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
  • Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
  • Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде упражнения “Угадай, на что похож звук?” ) В практической деятельности: нарисовать совместно с ребенком предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.

Кроме того для развития слухового восприятия необходимо включать совместную деятельность с детьми упражнения на развитие мелкой моторики, например:

Ветер северный подул:
“С-с-сс”, все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
“Кап-кап-кап, кап-кап-кап!” (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед – назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Закреплению навыков звукоразличения, способствует и специально организованная предметная среда в группе: уголок с различными свистящими, шумящими, гремящими, скрипящими шуршащими и т.п. предметами, каждый из которых имеет свой характерный “голос”, подборка аудиоматериалов.

В специально организованном уголке целесообразно разместитьпредметы, издающие различные звуки:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, песком;
  • шуршание метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
  • шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
  • сосуды с разным количеством воды (наподобие ксилофона);
  • свистки и дудочки из глины и дерева.
  • аудиозаписи природных шумов и подборка игр к ним, например: “Кто кричит, что звучит?”,

Игры с этими звучащими предметами помогают детям открыть хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомство детей со звучащими игрушками начинаю постепенно. На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершать определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ

Развитие у ребенка способности различения на слух неречевых звуков проводится по таким направлениям:

  • звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
  • звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
  • звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.; транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудениесамолета и т. п.;
  • звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
  • звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Желательно ежедневно в группе проводить “Сказочные минутки”, где дети могли бы прослушивать различные аудио-сказки. В результате у детей развивается фонетический слух

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких какшум ветра, звон капели, скрип деревьев и т.д. С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и экологического воспитания дошкольников.

Формирование акустико перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух
направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных
звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух. Оба направления имеют для человека
жизненно важное значение и начинают развиваться уже в мла-
денческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие
звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному
возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий* чем
слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по
тембру звучания.

Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано
отличает голос матери от голосов других людей, улавливает ин-
тонацию. Лепет ребенка - активное проявление возникновения
собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно
слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонема-
тического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некото-
рых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все
звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без
искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным разви-
тием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей пато-

Логической инертности в младенческом и раннем возрасте нет ин-
тереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало диф-
ференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки
может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития
фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или
же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые
дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают
за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами.
Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со снижен-
ным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторич-
ный, и при правильной постановке обучения он поддается педа-
гогической коррекции. Поэтому проведение дидактических игр,
направленных на развитие слухового восприятия, является необхо-
димой составной частью коррекционно-воспитательного процесса
в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая
работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психи-
ческого развития детей.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке чело-
века в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает
воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении
или удалении отдельных предметов или живых существ. Пра-
вильное определение направления, откуда идет звук, помогает
ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местона-
хождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о
приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо
опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять
характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься
только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно, что зна-
чительно легче и должно предшествовать изолированному слухо-
вому восприятию.

Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие
эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспри-
нимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятель-
ности. Они испытывают большие трудности не только в дифферен-
циации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правиль-
ной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям.
Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них доста-
точно хорошо, если правильно организовать коррекционное
обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых
детей на специальных музыкальных занятиях.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной
реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их раз-
личению и восприятию, а затем к использованию в качестве сиг-
нала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены
предлагаемые ниже игры.


Тук-тук-тук

Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать
внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук)
могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование. Кукла, мишка.

Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).
1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раз-
дается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает
палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повто-
ряется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее.
Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это
она стучала»,- говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми
поплясать.

2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь.
За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где
сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он
был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он - на улице
холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему
не бывает холодно - у него теплый мех. Педагог предлагает де-
тям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит
всех детей.

Что гудит

Цель. Та же.

Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон
или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.

Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предла-
гают повозить машину и покатать в ней кукол.

После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что
\ за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сиг-
налы машины.

Кто там

Цель. Та же.

Оборудование. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается
звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они
что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог
быть? - спрашивает педагог - Давайте спросим: «Кто там?»
Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы».
! Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй
взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.

На чем играл зайка

Цель. Учить различать звучание двух резко различных инстру-
ментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое
внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц
(мишка, кукла), барабан, детская гармошка.


Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и
гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их зву-
чание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на бараба-
не и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит,
что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он
спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Пе-
дагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инстру-
менты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем
играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в при-
сутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гар-
мошке.

Веселый петрушка

Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как зна-
чимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.

Оборудование. Разные музыкальные инструменты (ба-
рабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).

Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит,
что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять
в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат
звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.
Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы
они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бу-
бен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется
и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

Шагаем и танцуем

Цель. Различать звучание различных инструментов и действо-
вать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под
гармонь - танцевать.

Оборудование. Барабан, гармонь.

Ход игры. 1-й вариант. Дети стоят в ряд, повернувшись
к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем л&жат барабан
и гармонь. Педагог объясняет детям, что под барабан надо мар-
шировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как
это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновремен-
но шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. За-
тем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки бара-
бана и пляшут под гармонь.

2-й вариант. Дети действуют уже не по подражанию педа-
гогу, а самостоятельно. Педагог просит детей внимательно слу-
шать: если он будет играть на барабане, надо шагать, а если на
гармони, то нужно плясать; с окончанием звучания каждого инстру-
мента следует прекращать движение. Перед звучанием того или
иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто оши-
баются или не знают, что надо делать, педагог вновь переходит
к подражанию, т. е. сам марширует и пляшет с детьми точно по
сигналам звучания барабана и гармони.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и во втором ва-


рианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на
чем играет педагог.

Клоуны

Цель. Различать более близкие по звучанию инструменты,
осуществляя выбор из двух -трех инструментов; развивать слухо-
зрительное восприятие.

Оборудование. Детские музыкальные инструменты (гар-
монь, металлофон, пианино), знакомые детям клоуны Ловкий и
Неловкий.

Ход игры. На столе у педагога металлофон, гармонь, дет-
ское пианино (рояль). Приходят клоуны, рассматривают инстру-
менты. Ловкий рассказывает Неловкому, как они называются, и
одновременно демонстрирует их звучание. Потом Ловкий предлагает
поиграть.

Неловкий. А как?

Ловкий. Я буду играть. Ты угадаешь, на чем я играю: на
металлофоне, пианино или гармони.

Неловкий. А мне ребята помогут. (Обращаясь к детям.)
Поможете?

(Неловкий встает спиной к Ловкому.)

Ловкий (играет на одном из инструментов). Всё!

Неловкий (поворачивается). Вот этот? (Указывает на дру-
гой инструмент.)

Дети. Нет!

Неловкий. Этот? (Указывает правильно.)

Неловкий (Ловкому). Вот! Видишь, мы угадали - ты иг-
рал на этом.

Ловкий. А как он называется?

Неловкий (спрашивает у детей). Как он называется?

(Дети называют инструмент.)

Игра повторяется 3-4 раза. При этом Ловкий может два раза
подряд играть на одном и том же инструменте. Этот момент клоуны
обыгрывают: вначале Неловкий путается, затем называет пра-
вильно. Потом отгадывает Ловкий. Он выполняет задание всегда
правильно.

Кто играл

Цель. Та же, продолжать учить детей различать близкие по
звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми
глазами; воспитывать слуховое внимание.

Оборудование. Металлофон, гармонь и детское пианино
или рояль, игрушки (мишка, зайка, кукла), ширма или экран.

Ход игры. На столе у педагога сидят кукла, мишка и зайка.
Перед каждым из них свой инструмент: перед мишкой - гармонь,
перед зайкой - металлофон, кукла сидит за роялем. Педагог
объясняет детям, что они будут угадывать, кто играл - кукла,


мишка или зайка. Для этого надо внимательно слушать. Педагог
руками куклы играет на рояле. Дети видят, как играет кукла, и
слышат звучание рояля. На вопрос: «Кто играл?» - они легко отве-
чают. На другой вопрос: «На чем играла кукла?» - педагог уточ-
няет ответ детей, повторяя: «Наша кукла играла на рояле». Затем
играют мишка и зайка, педагог просит запомнить, что зайка иг-
рает на металлофоне, мишка играет на гармони. После этого пе-
дагог закрывает игрушки ширмой. Теперь они должны не только
определить на слух звучание того или иного инструмента, но и
соотнести это звучание с той зверюшкой, которая играет на дан-
ном инструменте. Сначала играет, например, мишка. Педагог спра-
шивает, кто это играл, а дети отвечают. Каждый раз независимо
от того, правильно они ответили или нет, педагог снимает ширму,
и мишка снова играет, чтобы дети проверили точность своего
ответа. Педагог уточняет ответ: «Мишка играл на гармони». Вновь
закрывает все ширмой и просит детей быть внимательными.

Звени, колокольчик

Цель. Учить по звуку определять направление в простран-
стве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по
звуковому сигналу.

Обдрудование. Колокольчик с достаточно громким и
приятным звучанием.

Ход игры. 1-й вариант. Дети гурьбой стоят около педа-
гога. Педагог показывает им колокольчик, просит послушать, как
он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиг-
рать: все должны закрыть глаза, а он тихонько отойдет и позвенит
колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза и бежать
прямо к педагогу. Вначале педагог недалеко отходит от детей и ос-
танавливается на видном месте, чтобы они могли проверить пра-
вильность своих действий зрительно. В дальнейшем он отходит
дальше и становится так, чтобы дети не сразу могли его увидеть,
а лишь тогда, когда начнут двигаться в нужном направлении.

Взрослый прячется в углу комнаты или за дверью и продолжа-
ет (с перерывами) звонить в колокольчик, пока все дети не под-
бегут к нему.

2-й вариант. В этом варианте прячется часть детей (3-
4), а остальные их ищут. Один из тех детей, которые прячутся,
держит колокольчик, но звонит лишь тогда, когда все спрята-
лись. Педагог руководит как теми, кто прячется, помогая им
находить новые направления, не останавливаться на одном и том же
месте, так и теми, кто ищет, следит, чтобы они не поворачивались
раньше времени, прислушивались к звону колокольчика, выбирая
направление движения. При повторении игры подгруппы ме-
няются ролями.

3-й вариант. Прячется один ребенок, а другой его ищет.
Остальные наблюдают за их действиями.

Поймай меня

Цель. Та же.


Оборудование. Колокольчик, платочек.

Ход игры. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В середи-
не круга двое: один с колокольчиком убегает, а другой должен
поймать, ему завязывают платком глаза. Педагог стоит вместе с
детьми в центре круга и помогает обоим детям. Ребенок с коло-
кольчиком тихо, на носочках отходит от «ловишки» и, остановив-
шись, звенит колокольчиком. «Ловишка» идет на звук и старается
его поймать. По мере усвоения игры педагог не помогает детям,
а лишь следит за выполнением правил.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит
у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями.
Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что ска-
зывается и на понимании речи окружающих и на развитии собст-
венной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная
работа в этом направлении, тем больше возможностей для пре-
дупреждения в отставании пассивной и активной части умственно
отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая
сторона речи, усваивается лексический материал.

При развитии речевого слуха работа также проходит от раз-
личения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозри-
тельного восприятия к чисто слуховому восприятию.

Слухозрительное восприятие слова - это такое восприятие,
когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего.
Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием
со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название пред-
мета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной
опорой намного легче. По существу этот процесс является непол-
ноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, уз-
наванием. Например, перед ребенком на столе лежат два пред-
мета - юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие,
а различение слов. По звуковому составу эти слова различны.
Но даже такое различение может происходить по-разному. Если
ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и раз-
личаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ре-
бенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет
зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит

уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить
слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо

и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на

слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при вос-

приятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному вос-

Приятию.


Кто за дверью

Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить
их с предметами; учить звукоподражанию.

Оборудование. Игрушки (кошка, собака, птичка, петух,
лягушка и др.).

Ход игры (участвуют двое взрослых: один находится за
дверью, держит игрушку и подает сигнал). Дети сидят на стульях.
За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит
детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто
бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и при-
носит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как
мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: «Мяу, мяу».

На последующих занятиях к детям приходят другие живот-
ные - собака, лягушка, петух (каждый раз кто-либо один) - и
игра проводится так же.

Кто как кричит

Цель. Та же.

Оборудование. Ширма или экран, игрушки (кошка, со-
бака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и говорит, что
за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка,
собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукопод-
ражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,-
и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает
по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внима-
тельно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит
за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он
произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей.
Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми.
Игра повторяется, детей зовут другие персонажи.

В дальнейшем педагог может произносить звуки за ширмой,
чтобы дети его не видели, а только слышали.

Какая у меня картинка

Цель. Определять слова, резко различные по звуковому соста-
ву; развивать слуховое внимание.

Оборудование. Листы лото с изображением трех предме-
тов, названия которых имеют резко различный звуковой состав
(например: на одной карте - мак, шапка, паровоз; на другой -
собака, рак, палка и т. п.), маленькие карточки с изображениями
тех же предметов.

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе-
дагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать, какие
картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя
изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на
картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог про-
веряет правильность ответа и, если предмет назван или показан
верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае


просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том,
что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово.
При повторном проведении игры слова произносятся так,
чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает
за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.

Лото (определи слово)

Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; раз-
вивать слуховое внимание.

Оборудование. Листы лото с изображением трех пред-
метов, названия которых близки по фонетическому составу (на-
пример: на одной карте - ком, сом, дом; на другой - кошка, мош-
ка, ложка; на третьей - ворота, ворона, корова и т. п.), маленькие
карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все
предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому
в первой части игры дети выбирают картинки по образцу - педагог
показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот на-
ходит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает
ребенок.

Вторая часть игры проводится так же, как и игра «Какая у
меня картинка» (см. с. 136-137). При этом педагог утрирует про-
изнесение каждого звука.

Угадай, кто пришел

Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса,
различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в ко-
ридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает
его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, вни-
мательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую ком-
нату. Входит один ребенок и говорит: «Здравствуй, Коля (Таня,
Миша и др.)». Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать
того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отга-
дывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.

Кто тебя позвал

Цель. Та же.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу.
В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за-
крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет.
Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если
ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном
случае он продолжает «водить».

День рождения куклы

Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонети-
ческим составом; развивать слуховое внимание.


Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы
(игрушки или картинки с их изображением).

Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ре-
бенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислуши-
вается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит
куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная,
красивая. «У куклы день рождения,- говорит педагог,- обра-
щаясь к ребенку.- Ей друзья прислали подарки, но она не знает,
какие. Помоги узнать их». Сначала педагог предлагает ребенку уга-
дать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками),
а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или
ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в
конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, полу-
чает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться
3-5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом,
без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, не-
смотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово
слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребен-
ком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию
следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово
не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет
слово. ч

Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог
переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет
в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки,
и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из ме-
шочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После
того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрос-
лый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае
затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит
к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежа-
щий на столе.

Кто в домике живет

Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым соста-
вом; продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный
из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки
(мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за сто-
лом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в
нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике
кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике,- говорит педагог,-
а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала». Педагог
закрывает лицо экраном и говорит: «Мишка и мышка». Ребенок
повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: «Мар-
тышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не
может повторить слова парами, педагог произносит их по одному,
не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и


переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию.
После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с
ними. Педагог помогает организовать игру.

Поезд

Цель. Обратить внимание на звуковой состав слова; учить
выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные
мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

Ход игры (проводится индивидуально, а затем подгруп-
пами). 1-й вариант. Педагог показывает детям поезд и говорит,
что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка).
Поезд отправится только тогда, когда во все вагоны положат груз.
Только машинист просил, чтобы все названия грузов начинались
со звука «а» (например, апельсин, автобус, абажур). Называя
предметы, педагог выкладывает их перед детьми, потом предлага-
ет повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук
в слове.

При последующем проведении игры педагог берет предметы,
названия которых начинаются с других звуков (на «м» - мак,
молоток, марка и др.).

2-й вариант. Педагог предлагает детям самим «грузить»
вагоны. Для этого нужно правильно выбратыте игрушки, названия
которых начинаются со звука «а». Перед детьми раскладывают
разные предметы (например: апельсин, абрикос, автобус, матрешка,
ложка, самолет). Педагог просит детей вместе с ним назвать эти
предметы и выбрать те, названия которых начинаются на «а». При
этом взрослый произносит слова, слегка выделяя первые звуки.
Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны,
мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места.

По тому же принципу проводится игра со словами, начинающи-
мися с других звуков.

3-й вариант. Игра проводится так же, но детям нужно уметь
выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В
каждый следующий вагон следует погрузить предмет, название
его должно начинаться на тот звук, которым кончалось предыду-
щее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во
второй - слово, которое начинается на «н» - носок; поскольку
слово «носок» оканчивается звуком «к», в следующий вагон гру-
зят предмет, название которого начинается на «к» - корова и т. д.).


Похожая информация.


Разделы: Логопедия

Недостаточная сформированность процессов фонематического анализа и синтеза по-прежнему является одной из ведущих причин учебной дезадаптации. В основе дизонтогенеза этого звена речевой деятельности лежат различные по своей психологической структуре и мозговой организации патологические механизмы. В теории и практике логопедии достаточной широко разработан вопрос развития и коррекции фонематических функций. Анализируя применяемые методы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях системы образования, диагностические данные детей, прошедших обследование в Городском психолого-педагогическом центре, собственные результаты работы - возникла идея описания системы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста, которая учитывала бы имеющиеся практические разработки при достаточном расширении пропедевтического периода в развитии фонематических процессов.

Теоретическое обоснование данных приемов и методов основано на исследованиях Л. С. Выготского о том, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы "базу" для развития более сложных психических структур. Ученый предавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия. Ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие различных видов восприятия создает основу для обобщенного дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь (известно, что словарный "лексический" код языка организован ассоциативно и ни одно слово не существует в памяти изолированно. И чем больше разноплановых ассоциаций, тем прочнее оно в памяти).Слуховая модальность процесса восприятия рассматривается как дифференцированный процесс звукоразличения. Если кратко остановиться на физиологических, морфологических и психологических основах слуха, то: височная доля правого полушария принимает и хранит в своей памяти информацию о всех неречевых звуках от шелеста бумаги до мелодий народных песен и симфонической музыки; задние, верхние отделы левой височной доли выполняют у правшей сугубо речевые функции дифференцируют признаки фонем, обеспечивая фонематическое восприятие речи, контролируют речь самого говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. То есть психологически можно различить две объективные системы, которые оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая система кодов, вторая - фонематическая (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что нарушения или несформированность данных функций у детей может возникать по разным основаниям: из-за "органических особенностей" указанной зоны мозга и из-за несформированности взаимосвязи анализаторных систем (слухо-моторные связи и т. д.). Из обследования детей дошкольного возраста по данным международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. Р. Лурии 42% детей составила группа с нарушениями по типу сочетания синдромных изменений.

Методологической основой коррекции сегодня остаются классические и развивающиеся положения отечественной нейропсихологической школы о компенсаторных процессах у детей, о принципе хроногенности локализации психических функций, интегративности межанализаторных связей и “таинственной” роли детского правого полушария.

Предлагаемая система методов и приемов представляет собой расширенный пропедевтический курс, являющийся подготовительным для дальнейшего формирования и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста (3-5 лет), способствующий развитию слухового внимания, слуховойпамяти, фразовой речи. Некоторые описанные упражнения являются хорошо знакомыми любому логопеду, другие мало используются в классической логопедии и немного необычны. Методы и приемы разделены на несколько блоков. В статье приведены теоретические обоснования предлагаемых упражнений по всем разделам, соответствующие пояснения и просто интересные факты различныхнаучных и популярных исследований. Примеры упражнений по каждому блоку приведены в Приложении.

Блоки представляют собой комплексы упражнений различной направленности: работа над слуховыми предметными образами, представлениями; дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов; восприятие ритмов, долготы (длительности) звучания; паузация; развитие слуховой памяти, сукцессивных функций; локализация звука в пространстве.

Система упражнений может быть использована как фрагмент или целое групповое занятие, с соблюдением всех обычных принципов методической работы с детьми дошкольного возраста. Продолжительность занятия не более 25 - 35 минут.Требованием к проведению остается последовательность в подаче материала: от более простых заданий к более сложным. Помещение, в котором проводится занятие, должно быть просторным, иметь рабочие столы и достаточно свободного пространства.

Блок 1. Работа над слуховыми предметными образами, представлениями.

Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях. И лишь позже они получают свое отражение в слове. Взаимосвязь процессов восприятия и речи, их взаимовлияние широко известно и бесспорно. Таким образом, используя терминологию, принятую в логопедии, целью данного раздела следует указать развитие фразовой речи, накопление словаря. Следует привлечь внимание детей к миру звуков вообще, немного перевести их от визуально своеобразного компьютерного восприятия в мир разнообразия реальных, осязаемых звуковых ощущений и образов. Нельзя оставить без внимания и возможности развития звуковых ассоциаций, детской фантазии и воображения, возможности ручной творческой деятельности. И сама деятельность начинает доставлять удовольствие в силу того, что она становится творческой, связанной с индивидуальными "находками" и "открытиями", выше обычного пользовательского уровня. Принцип значимости организует всю деятельность, в том числе и деятельность всякого усвоения знаний. Непосредственный интерес всегда сопровождается чувством радости, легкости выполнения. Чувства можно считать показателем значимости. Следовательно, непосредственный интерес придает значимость выполняемой деятельности. “Значимо то, что интересно!” - писал М. Ф. Добрынин. Это высказывание относится к личности вообще, но в еще большей степени может быть отнесено и к детям с "органическими особенностями". Именно непосредственный интерес, первоначальная легкость ввыполнении поставленных задач позволяют получать устойчивую положительную "установку" на дальнейшие занятия.

Блок 2. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов.

Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Тембром обычно называют ту сторону звукового ощущения, которая отражает акустический состав сложных звуков. Всякий звукосложный состав с акустической стороны представляет собой созвучие, образуемое частичными тонами. Впечатление тембра получается в том случае, когда комплекс звуков воспринимается как один звук. Как уже сказано, в высоте звука отражается частота колебаний. Однако проблема высоты является одной из сложнейших проблем в учении об ощущении звука. Сравнивая два звука, мы находим, что они различаются не только по высоте в собственном смысле, но и по некоторым признакам, которые характерны для тембровой стороны, (высокие звуки всегда более светлые, более легкие, тогда как низкие более темные, тупые, тяжелые). В шумных звуках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно-тембровые компоненты не дифференцируются от собственно высотных. Эта недифференцированность двух компонентов высоты является специфическим признаком шумового и речевого слуха. Этим обусловлено объединение в программе тембровысотных параметров. Так же важно отметить, что тембр есть свойство каждого звука как такового, высота есть свойство, характеризующее звук в его отношении к другим звукам. Изложенное свидетельствует о высокой специфичной организациисистем слухового восприятия, богатстве и подвижности звуковых кодов человека. Таким образом, в звуковом ощущении мы различаем четыре стороны: высоту тембр, громкость, длительность. С акустической стороны звуки речи характеризуются самыми разнообразными высотными, динамическим, тембровыми признаками. Слово же с точки зрения слухового ощущения однозначно определяется его фонематическим составом. В русском и большинстве других европейских языков фонемы представляют собой некоторые тембровые качества, таким образом для этих языков ведущими в ощущении звуков речи являются некоторые определенные тембровые моменты, лежащие в основе различения фонем. Таким образом, система звуков речи представляет собой совокупность тембральных признаков. Различия между ними порой достаточно тонкие для акустического восприятия. У детей с различными степенями, формами мозговых дисфункций имеет место как общая недифференцированность, фрагментарность слухового восприятия, так и избирательная глухота "к тонким акустическим различиям, сигналам.

Предлагаемый в приложении комплекс упражнений и заданий позволяет нарабатывать умение сознательно анализировать слуховые ощущения различной степени сложности (не касаясь пока специфических фонематических процессов).

Блок 3. Восприятие ритмов, долготы (длительности звучания).

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия, так как слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Височные доли принимают, перерабатывают слуховые речевые и не речевые сигналы, развертывающиеся во времени или содержащие в себе определенные временные данные. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Ритмическое движение может включать периодическое повторение, но может протекать и без него. Однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторые расчленения временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, при чем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, то есть более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении и раздражении. Восприятие ритма обычно включает те и другие двигательные реакции (это могут быть видимые движения головы, рук, ног, качание всем телом, не проявляющиеся зачаточные движения голосового, речевого, дыхательного аппаратов и т.д.). Таким образом можно сказать, что восприятие ритма имеет активный слухо-моторный характер. При обследовании старших дошкольников на предмет готовности к школьному обучению у половины детей 46,8 %(Садовникова И.Н.) выраженные кинетические и динамические нарушения.

В практической логопедии есть различные методические разработки по логоритмическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эти материалы прекрасно иллюстрируют высказывания Б.М. Теплова о том, что чувства ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Поэтому вне музыки чувства ритма не может ни пробудиться не развиваться. Занятия предполагают включение комплексов игр и упражнений с целью развития слухового внимания, темпа, ритма движений, восприятия метрического, переходного, акцентов и так далее. На возможность развития чувства ритма любопытно сопоставить ту также очень часто повторяющуюся мысль, что чувство ритма свойственно от рождения почти всякому человеку. Все вышеизложенное рассматривается в связи с понятием слухо-моторные координации. Исследования слухо-моторных координации часто выявляет у значительной части детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями трудности анализа раздражений неречевого характера. И причина ошибочного выполнения заданий этого типа - в несформированности четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Вот некоторые варианты выполнения детьми заданий по развитию слухо-моторных координаций:

Воспроизведение ритма выполняется медленно, в виде разрозненных ударов.

Чередование ударов передает неравномерность пауз, напряжен.

По словесной инструкции уловила ритм с четвертой попытки,опиралась на зрительные представления. Выполнение подсчет -лишние элементы, ошибок не замечает.

Воспроизведение ритма - без разницы сильных и слабых ударов, со второй попытки - выполнение без ошибок.

Как показывают общие результаты обследований, трудности анализа сложных слуховых раздражений обнаруживаются и вне всякой речевой деятельности у детей. Дети терпят неудачу при воспроизведении заданной ритмической структуры. Несформированность слухо-моторных координации затрудняет дальнейшую работу логопедов, например, над слого-ритмическими структурами слов, где все построено на уже сформированном умении удерживать ритмическую схему слова, акцент (ударение), позицию акцента, умении воспроизвести схему.

В этот же блок временных параметров анализа слуховыхощущений включены упражнения по развитию восприятия долготы, длительности звучания. В последующей работе логопеда это сравнение долготы гласных звуков (работа над понятием ударения); дифференциация свистящих и шипящих согласных (с, з, ш, ж, щ,) с краткими смычными (ц, т,); начальные этапы звукового анализа - различие в длительности звучания гласных и согласных звуков, фонетических различий согласных звуков (щелевых и смычных).

Блок 4. Паузация

Выделение в отдельный блок продиктовано особенностью данного акустического раздражителя для слухового восприятия. Роль паузы в речи весьма значительна. Отношение пауз к звучанию в русской речи равно 16 % - 22 % (Л.А. Варшавский, В.И.Ильина). Естественно, что основная информация сообщения выражается в звучащих сегментах речи. Но отрезки, не заполненные речевой фонацией, также несут сигнальную и языковую информацию. Они могут сообщать об отношениях между частями речевого сигнала, предупреждать об изменении предмета высказывания, свидетельствовать об эмоциональном состоянии говорящего и, наконец, они являются выражением определенных свойств звука. Пауза - воспринимаемый феномен, осознанное восприятие прекращения звучания. Перерыв в звучании есть такой же реальный акустический раздражитель для рецептора (как и сама речевая фонация). Перерыв в звучании воспринимается согласно основным закономерностям восприятия звучания, фонематичным является длительность перерыва.

Блок 5. Развитие слуховой памяти, сукцессивных функций

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Физиолог И.М. Сеченов указывает, что одним из основных видов синтетической деятельности, которыми обладает человек, является объединение поступающих в мозг раздражений в последовательные (сукцессивные) серии или ряды. Слуховое восприятие прежде всего имеет дело с этим видом синтезов и в этом состоит его основное значение. Некоторое время хранят в своей памяти информацию о слуховых (речевых, неречевых) сигналах височные доли мозга. Известно, что с развитием ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Влияние каких факторов обуславливает данный процесс? Процессы забывания также сходны у детей и взрослых. Что же развивается? Развиваются способы (стратегия) запоминания и воспроизведения материала. Дети 3-5 лет значительно лучше запоминают в игре, (т.е.непроизвольно). Знание 6-летнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может использовать специальные приемы припоминания. Дети же с отклонениями речевого развития часто обнаруживают недостаточность различных форм памяти. С возрастом проблема имеет тенденцию к нарастанию. Несформированность произвольного запоминания может повлечь за собой трудности на начальной ступени обучения.

Формирование функционального базиса будущих чтения и письма предполагает в целом развитие сукцессивных способностей ребенка. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений, должны быть адресованы ко всем анализаторам. В статье рассматриваются возможные варианты развития сукцессивных функций на примере слуховых сигналов (раздражений). Структурно эти задания входят в блоки I, II, III, IV, являясь одновременно ииндикатором успеха в прохождении системы.

Блок 6. Локализация звуков в пространстве.

К отмеченным выше общим особенностям слухового восприятия у детей с различными формами мозговых дисфункций надо добавить встречающиеся затруднения в возможности чуткой локализации звуков (звуковых раздражений) в пространстве. Эти затруднения имеют место при дисфункции теменно-височных отделов коры. (В этих случаях звуки от обоих периферических рецепторов начинают доходить до коры неравномерно, в результате чего нарушается "бинауральный эффект", дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве). Поэтому данная система упражнений предусматривает включение специальных игровых приемов.

Развитие слухового внимания является целевым назначением, предполагаемым для всех блоков программы. Речь существенно влияет на развитие процессов восприятия, уточняет и обобщает их. Поэтому на всех занятиях по мере возможности необходимо требовать от детей фразовых, развернутых ответов, по образцу и самостоятельно, обращать внимание на новые, незнакомые слова.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.Р. Лурия "Ощущения и восприятия"; издательство Московского университета, 1975 г.
  2. Л.С. Цветкова "Методика диагностического нейропсихологического обследования детей"; М, 1997 г.
  3. Э.Г. Симерницкая "Нейропсихологическая методика экспресс-диагностик"; М, 1991 г.
  4. Б.М. Теплов - Избранные труды; М., Педагогика, 1985 г.
  5. М.К. Бурлакова "Коррекция сложных речевых расстройств"; М., 1997 г.
  6. Г.А. Волкова "Логоритмическое воспитание детей с дислалией"; С-П., 1993 г.
  7. Безруких М.М. Ефимова С.П. Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе? И по какой программе лучше"; М., 1994 г.
  8. В.И. Селиверстов "Речевые игры с детьми"; М., и-во Владос, 1994 г.
  9. Сб."Научное творчество Выготского и современной психологии"; М., 1981 г.
  10. А.Н. Корнев "Дисграфия и дислексия у детей"; С-П., 1995 г.

В теории и практике сурдопедагогики по вопросу о развитии слухового восприятия и его роли в обучении и воспитании детей с недостатками слуха существовали две противоположные точки зрения. В одних случаях слуховое восприятие явно недооценивалось. Высказывалось даже необоснованное опасение, что специальные слуховые упражнения могут неблагоприятно отразиться на формировании у детей навыка чтения с губ. Результатом такой недооценки являлось полное игнорирование слуховой работы в школах для детей с недостатками слуха, что в свою очередь отражалось на качестве обучения, в частности на состоянии произношения, у глухих и слабослышащих детей.

В других случаях возможности развития слухового восприятия крайне преувеличивались, что приводило к превращению слуховой работы в самоцель. Перед слуховой работой ставилась задача «выведения из состояния практической глухонемоты», т. е. превращения глухих детей в слышащих. Естественно, что такая задача оказывалась невыполнимой, что приводило на практике к разочарованию и спаду интереса к слуховой работе.

Наблюдения показывают, что под влиянием жизненного опыта и в процессе обучения языку слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей до некоторой степени развивается даже без специальных слуховых упражнений. Нередко отмечается, что при поступлении в детский сад и в школу глухой ребенок реагирует лишь на громкий голос у самой ушной раковины или не обнаруживает никаких остатков слуха, а при повторном исследовании в середине или конце года оказывается в состоянии различать некоторые неречевые звуки (звонок, звук горна), а иногда и те или иные элементы речи из пройденного речевого материала.

Важной предпосылкой развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи. Механизм развития слухового восприятия в данном случае надо понимать как установление условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражениями, соответствующими тем или иным элементам речи, доступным слуху глухого иди слабослышащего ребенка. Одновременно с этим в процессе формирования речи происходит и уточнение собственно слуховых дифференцировок.



Существенная роль в выработке слуховых дифференцировок, в установлении связей между слуховыми и речевыми кинестетическими раздражениями, т. е. в развитии слухового восприятия у детей с недостатками слуха, принадлежит специальным слуховым упражнениям.

Трудами ряда советских ученых (С. В. Кравков, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев) установлено большое значение специальных упражнений для развития и совершенствования функции различных анализаторов, в частности слухового анализатора. Как показал опыт обучения глухих с остатками слуха, а также слабослышащих детей, слуховое восприятие неречевых звуков и элементов речи под влиянием специальных упражнений, направленных на их сопоставление и различение, становится более дифференцированным.

Основными методическими положениями, определяющими построение занятий по развитию слухового восприятия, являются следующие.

1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей.

Состояние слуховой функции как у глухих, так и слабослышащих детей далеко не одинаково, а следовательно, различны и возможности, которыми они обладают для различения тех или иных звуковых раздражителей. В связи с этим при проведении занятий по развитию слухового восприятия должно учитываться состояние слуха каждого учащегося, особенно при работе со звукоусиливающей аппаратурой.

Так как обычно в каждом классе имеются учащиеся с разными остатками слуха, то для специальных слуховых занятий желательно комплектовать группу из детей с примерно одинаковым состоянием слуха или, что еще лучше, проводить индивидуальные занятия.

2. Значимость (сигнальность) звукового материала.

Как неречевые, так и речевые звуки, применяемые для выработки слуховых дифференцировок, должны по возможности иметь конкретный характер, соотноситься с каким-либо предметом или действием. Если дифференцируются звуки, издаваемые игрушками или другими звучащими предметами, то ребенок должен видеть эти предметы, держать их в руках, приводить в состояние звучания. Если дифференцируются речевые звуки, то они по возможности включаются в слова и фразы, а сами слова предъявляются не только на слух, но и наглядно в письменном виде, а также в виде показа самого предмета или действия, обозначаемого этим словом, в натуре или на картинке. В тех случаях, когда дифференцируемые звуки речи не удается включить в слова, допустимо их сопоставление в изолированном виде или в слогах, однако и здесь необходимо прибегать к своего рода наглядности - показу соответствующей буквы или слога на доске или в тетради учащегося.

Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Звуковой материал, предлагаемый детям на слуховых занятиях, должен прорабатываться в определенной последовательности, путем перехода от более грубых дефференцировок к дифференцировкам более тонким, т. е. в порядке постепенного нарастания трудности. Критерием для суждения о степени сложности дифференцировок является прежде всего большая или меньшая акустическая близость сопоставляемых звуков: чем ближе друг к другу сопоставляемые звуки, тем тоньше, тем труднее дифференцировка; чем они дальше друг от друга, тем грубее, тем, следовательно, легче дифференцировка.

Упражнения по развитию слухового восприятия производятся в основном при выключенном зрении, для чего источник звука - рот учителя или звучащий предмет закрывается специальным экраном либо ребенка ставят спиной к источнику звука. При проведении таких упражнений следует исключать также и тактильно-вибрационные ощущения. Для этого надо не допускать прикосновения ребенка к тем предметам, которые вибрируют под влиянием резонанса (например, к крышке стола). Говоря на ухо ребенку, следует отгораживаться листом бумаги и пр. Однако при ознакомлении детей с материалом предстоящих слуховых упражнений, а также при затруднениях в ходе этих упражнений в помощь слуховому восприятию привлекается зрительное и тактильно-вибрационное (чтение с губ, чтение табличек или надписей на доске, показ звучащих предметов, прикосновение к гортани при произнесении звуков и др.).

Работу по развитию слухового восприятия надо проводить со всеми детьми, у которых обнаружены остатки слуха. Вследствие ненадежности результатов первичного исследования слуховой функции у глухих детей, поступающих в школу без дошкольной подготовки и в детские сады, слуховые занятия в подготовительном классе и на первом году пребывания в детском саду следует вести со всеми детьми.

На занятиях по развитию слухового восприятия необходимо регулярно применять звукоусиливающую аппаратуру, позволяющую приближать источник звука непосредственно к уху ребенка и дающую возможность проведения фронтальных занятий с группой учащихся без излишнего напряжения голоса учителя.

Однако такого рода работа должна чередоваться с упражнениями без применения звукоусиливающей аппаратуры, особенно при проведении слуховых занятий со слабослышащими детьми, с тем чтобы не лишать детей тренировки в восприятии звуков в естественной обстановке, без аппаратуры. Кроме того, надо иметь в виду, что даже наиболее совершенная аппаратура дает некоторое искажение звуков. Поэтому следует приучать детей воспринимать неречевые звуки, а также доступные им элементы речи в естественных условиях, регулируя их громкость посредством изменения силы звуков и расстояния от источника звука в соответствии со слуховыми данными детей.