Распространенные детские инфекции. Детские инфекционные заболевания

Детские болезни относят к отдельной группе заболеваний, которые впервые возникают в возрасте от 0 до 14 лет. Только в редких случаях (без прививок) ребенку удается их избежать. Но и этот возрастной порог не дает гарантии того, что во взрослой жизни эти инфекции не настигнут человека.

На какие группы делятся и по каким причинам возникают

Детские болезни делятся на две категории:

1. Заболевания, которые преобладают только в детском возрасте:

Как выглядит заболевание:


Развитие болезни: болезнь возникает при атаке вируса, содержащий РНК, который не устойчив к внешней среде. При попадании внутрь, инфекция поражает верхнюю дыхательную систему. Далее проникает в кровь и поражает лимфатические узлы.

Возраст: заражение краснухой возможно уже с 6-ти месячного возраста. Пик заболеваемости приходится на период от 3 до 8 лет.

Инкубационный период: болезнь длится от 10 до 25 дней (чаще 14-18 дней). Первым делом появляется сыпь на лице, затем она плавно охватывает все тело. Далее увеличиваются лимфоузлы и поднимается температура до 38°С. Сыпь пропадает на 3-4 день болезни.

Осложнения: последствия краснухи проявляются очень редко, обычно они перерастают в полиартрит или энцефалит.

Лечение: специальное лечение против краснухи не требуется. Достаточно ребенку регулярно давать жаропонижающие препараты (при высокой температуре). В случае осложнений ребенка госпитализируют. После болезни появляется стойкий иммунитет и повторное заражение практически невозможно. Подробнее о лечении краснухи .

Распространение:

Симптомы: воспаление слизистой носоглотки (першение, боли в горле, насморк), температура 39-40°С, на 2-3 день появляются геморрагические высыпания/пятна. Далее под кожей начинают проявляться кровоизлияния на 2-7 мм, появляется кровь из носа, одышка, тахикардия. Последние симптомы – это рвота, потеря сознания, снижение пульса. При активной стадии заболевания, у ребенка есть 10-19 часов. Если вовремя не оказать помощь – возможен летальный исход.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: попадает через слизистую рта. Далее она переходит в лимфоузлы и проникает в кровеносную систему. Вирус охватывает весь организм. Активно проникает в мозг, вызывая его воспаление и менингоэнцефалит.

Возраст: до 87% случаях вирус поражает детей до 5-6 лет.

Инкубационный период: от 2 до 10 дней (чаще 3-4 дня). Если не оказать ребенку помощь в первые 2-3 дня, то вероятная смертность ребенка увеличивается до 85%.

Осложнения: гнойный менингит (воспаление головного мозга), смерть.

Лечение: проводится исключительно в стационаре.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: температура (38-41°С), насморк, кашель, в 1 день появляются язвочки во рту, схожие со стоматитом. Далее язвочки появляются на лице возле рта и щек. Ребенка беспокоят боли в животе. Может появиться понос. Аппетит отсутствует. Язвочки и сыпь постепенно переходят на все тело.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: первым делом, корь проникает в слизистую рта, носа. Затем переходит в конъюнктиву обоих глаз. Далее вирус попадает в кровь, вызывая сыпь по всему телу.

Возраст: с 3 месяцев до 18 лет. Пик заболеваемости приходится на возраст от 2 до 6 лет.

Инкубационный период: от 7 до 18 дней. В первые 3 дня появляется температура, простудные симптомы, конъюнктивит. Далее происходит высыпание во рту и уже через 14 часов может охватывать все лицо и постепенно переходить на тело. Через 8 дней сыпь проходит и температура нормализуется.

Осложнения : бронхит, ларингит, круп, пневмония, энцефалит

Лечение: в домашних условиях принимают жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен). При осложнениях необходимо стационарное лечение.

В возрасте 12-14 месяцев детям делают прививку от кори

Свинка (эпидемический паротит)

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: увеличиваются околоушные слюнные железы, увеличиваются лимфоузлы, горло красное, боль при жевании, температура 38-40°С. При острой форме бывает головная боль, рвота и боли в животе.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: после попадание на слизистую рта и носоглотки, вирус проникает в кровь. Болезнь поражает околоушные слюнные железы, поджелудочную железу и яички.

Возраст: от 1 до 15 лет. Пик заболеваемости с 3 до 7 лет.

Инкубационный период: от 12 до 25 дней.

Осложнения: менингит, энцефалит, панкреатит, орхит

Лечение: домашнее –постельный режим, прием жаропонижающих препаратов (парацетамол, ибупрофен), орошение рта (тантум верде), обезболивающие. Во время осложнений ребенка необходимо перевести в стационар.

Иммунитет после болезни устойчивый, повторное инфицирование практически исключено. В 1-2 года делают прививку.

Распространение: воздушно-капельное, контактное.

Симптомы: сильная боль в горле, температура 38-40°С, увеличенные миндалины, возможна рвота и мелкая сыпь по телу. Носогубный треугольник бледнеет.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: в первые дни болезнь поражает верхние дыхательные пути, далее проникает в кровь, вызывая сыпь и общее недомогание. Сыпь начинает пропадать на 5-7 день.

Возраст: от 1 года до 10 лет.

Инкубационный период: от 5 до 7 дней. Начинается заболевание сразу в острой форме, похожей на ангину.

Осложнения: воспаление суставов, миокардит, лимфаденит, отит, синусит, пневмония.

Лечение: в домашнем режиме, прописывают антибиотики (цефтриаксон), антибактериальные и обезболивающие спреи в горло (ингалипт, тантум верде, оралсепт), жаропонижающие (нурофен, панадол). Если ребенок грудной или возникли осложнения, то его направляют в стационар.

После перенесенного заболевания возникает стойкий иммунитет.

Ветряная оспа

Распространение: воздушно-капельное, при прямом контакте с больным.

Симптомы: температура 37,5-38°С, появление розовых пятен по всему телу, через 4-7 часов сыпь превращается в мелкие пузырьки, а через сутки-двое покрывается корочкой. Возможен зуд. Больше информации о симптомах и признаках ветряной оспы найдете .

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: вирус герпеса (ветрянка) поражает верхние дыхательные пути, проникает в лимфатические пути и затем проникает в кровь. Далее выходит в виде сыпи на коже и на слизистых оболочках. Через 7-15 дней корочки отпадают. Температура может подниматься волнами.

Возраст: от 1 года до 13 лет. Пик заболеваемости возникает с 3 до 6 лет.

Инкубационный период: от 11 до 27 дней (чаще 13-21 день).

Осложнения: пневмония, энцефалит, менингит, круп, стоматит.

Лечение: полоскание рта антибактериальным раствором, прием жаропонижающих препаратов, смазывание сыпи зеленкой (точечное), использование противовирусных мазей. Больше информации о лечении ветрянки .

Распространение: воздушно-капельное, фекально-оральное.

Симптомы: высокая температура, простудные симптомы, проблемы со стулом, вялость, слабость, телесная раздражительность, мышечная слабость, ребенку больно садиться на горшок, появляется потливость, сбивчивое дыхание, судороги.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: инфекция сразу поражает нервную систему, проникая в спинной мозг. Первые 1-3 дня появляется высокая температура 38-40°С, появляются боли в суставах. Далее, спустя 2-4 дня, у ребенка возникают проблемы с мимикой, нарушение речи. При сильном обострении заболевания возможна потеря сознания. Через 2 недели все симптомы постепенно утихают.

Возраст: от 1 года до 6 лет

Инкубационный период: от 7 до 23 дней.

Осложнения: менингит, искривление костей и суставов, инвалидность.

Лечение: лекарства от болезни нет, но эффективно помогает укрепить иммунитет – вакцинация. После перенесенного заболевания активно применяется лечебно-восстановительная гимнастика. Как только возникли первые симптомы болезни – ребенка необходимо госпитализировать.

После болезни иммунитет становится устойчивый. Повторное инфицирование исключено. Также активно работает вакцина, она в 99% исключает заражение.

В данном видео представлена программа «Жить здорово» с Еленой Малышевой. Тема передачи «Полиомиелит». В ней рассказывается о симптомах болезни, ее лечения и о последствиях.

Коклюш

Распространение: воздушно-капельное и при близком контакте с больным.

Симптомы: первые 1-2 недели ребенка беспокоит простой кашель и легкая температура, далее кашель становится приступообразным. Ребенок может во время кашля синеть и могут лопаться капилляры глаз.



Развитие болезни: бактерия проникает в верхние дыхательные пути и присутствует там 1-2 месяца. Она почти сразу провоцирует рецепторы кашлевой зоны, в связи с чем возникает непрекращающийся кашель, вплоть до рвотного рефлекса. Даже после исцеления, приступообразный кашель может сохраняться 2-3 месяца.

Возраст: от 6 мес. до 14 лет

Инкубационный период: от 3 до 15 дней. Заразность сохраняется первые 20-30 дней, после инфицирования.

Осложнения: пневмония.

Лечение: в домашних условиях, используют противокашлевые препараты (оралсепт), реже назначают антибиотики (амоксициллин).

Дифтерия

Распространение: воздушно-капельное, контактно-бытовое.

Симптомы: высокая температура от 38°С, боли в горле, отек носоглотки, покраснение миндалин. На второй день в горле появляется налет, начинают образовываться пленки на миндалинах. Возникает отек подкожной клетчатки шеи.

Как выглядит заболевание:



Развитие болезни: возбудитель инфекции – бактерия дифтерии, она проникает в верхние дыхательные пути и поражает горло и лимфоузлы. Отличительная особенность – образование дифтерийной пленки во рту. Через 6-10 дней болезнь идет на спад. В острой форме, у ребенка в первый день возникает множество пленок во рту, горло сильно отекает. Если не оказать первую помощь, то через 2-3 дня возможен летальный исход.

Возраст: от 1 года до 13 лет

Инкубационный период: от 2 до 11 дней (чаще 3-5 дней).

Лечение: самостоятельное лечение недопустимо, исключительно госпитализация.

Кишечные инфекции

В детском возрасте нередко возникают кишечные инфекции, которые можно отнести к возникновению исключительно в период от года до 16 лет.
  • Дизентерия. Характеризуется острым поносом и общей интоксикацией. Возраст повышенной заболеваемости 2-8 лет. Болезнь очень заразна. Передается при контактно-бытовой форме. Инкубационный период длится 2-7 дней. Симптомы классические: понос, боли в животе, урчания, кал со слизью, редко бывает кал с кровью. Может быть рвота. Лечение проводятся противомикробными препаратами (энтерофурил) и антибиотиками (см. о ). Важно также и пить «Cмекту».
  • Ротавирусная инфекция . Возникает при несоблюдении правил гигиены. К ротавирусным инфекциям относятся целые группы возбудителей. Важно всегда тщательно мыть руки ребенку, а также овощи, фрукты и куриные яйца. Симптомами болезни являются боли в животе, тошнота, рвота, понос, высокая температура от 38°С, воспаляется носоглотка, может быть заложенность носа. Болезнь длятся 5-10 дней. Лечат ротавирус в домашних условиях или стационаре. Популярные лекарства: «Энтерофурил», «Цефтриаксон», «Смекта». Также нужно придерживаться .
Важной составляющей против заражения кишечными инфекциями является соблюдение гигиены.


Респираторные заболевания

К респираторным заболеваниям относится целая группа инфекций, поражающая дыхательные пути и имеющая воздушно-капельное распространение.
  • . Заболевания имеют следующие симптомы: боли в горле, кашель, температура от 37 до 40°С, слабость. В зависимости от вида инфекции, состояние ребенка может отличаться. Подробнее о симптомах и признаках ОРВИ читайте . Некоторые заболевания проходят в легкой форме, а некоторые имеют осложнения в виде ангины, фарингита. проводят в домашних условиях. Используют противовирусные препараты, жаропонижающие. При осложнениях прописывают антибиотики и предлагают госпитализацию.
  • . Распространенное заболевание детской возрастной группы. Поражает носоглотку, миндалины и лимфоузлы. Имеет воздушно-капельное распространение и контактно-бытовое. : повышается температура (от 38 до 40°С), появляется сильная боль в горле, ощущается болезненность в лимфоузлах, возникает сильный насморк (иногда с выделением гноя), во рту на миндалинах образовывается белый или желтый гнойниковый налет. Заболевание длится 7-12 дней. проводится в домашних условиях при помощи жаропонижающих и противовирусных препаратов. Возможно использование спреев для горла и полоскания.
  • . Отдельная группа вирусов, имеющая множество штаммов. Ежегодно мутирует и образовывает новые подвиды. Передается воздушно-капельным путем. – боли в горле, высокая температура, насморк, ломота, головная боль и светобоязнь. Заболевание длится 7-15 дней. проводится противовирусными препаратами и сильным антибиотиком. В случае осложнений ребенка госпитализируют.
  • . Проникают в организм ребенка через верхние слизистые оболочки. Поражают верхние дыхательные пути и пищеварительный тракт. Инкубационный период составляет 3-10 дней. Болезнь заразна. Симптомы классические – болит горло, появляется насморк. Отличительные черты энтеровируса – напряжение затылочных мышц, высыпания на теле (сыпь или язвочки). Лечение рекомендуется проводить в стационаре. Чаще применяют антибиотик и энтеровирусные препараты.

Анализы

В независимости от вида заболевания, при тревожных симптомах, следует немедленно провести анализы на предположительного возбудителя инфекции. Анализы проводят в стационарном режиме.

В лаборатории проводят 2 метода определения возбудителя:

  • иммуноферментный анализ (ИФА) – предоставляет точные результаты диагностики, определяет антитела и помогает предотвратить вторичное инфицирование.
  • полимеразно-цепную реакцию (ПЦР) – выявляет микроорганизмы в малых количествах. Анализ высокочувствительный и специфичный.
Также проводятся классические анализы:
  • анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала.
Обратите внимание, при своевременном точном диагностировании заболевания, можно назначить эффективное лечение и вовремя оказать ребенку правильную медицинскую помощь.


Профилактика детских болезней


Чтобы максимально обезопасить своего ребенка от инфекционных заболеваний, необходимо соблюдать ряд профилактических мер:

  • огородить (изолировать) здорового ребенка от заразного;
  • закаливать ребенка в соответствии с сезоном;
  • ежедневно проветривать комнату;
  • соблюдать гигиену: часто мыть руки, сделать ребенку отдельное полотенце для рук и лица, ежедневно стирать детское белье (использованное).
  • у ребенка должна быть своя посуда и свое постельное белье;
  • поить ребенка только кипяченой свежей водой;
  • давать ребенку только тщательно вымытые продукты (овощи, фрукты, яйца, ягоды);
  • пользоваться только одноразовыми бумажными платками;

Детские инфекционные болезни известны с древности.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, Древнего Египта указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей.

И только с 20-го века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний.

Детские инфекции - это группа инфекционных заболеваний , которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребёнку и способны приобретать эпидемическое распространение.

И, как правило, это происходит один раз, а стойкий иммунитет сохраняется на всю жизнь.

К детским инфекциям относятся: корь, краснуха, ветряная оспа (ветрянка), скарлатина, коклюш и эпидемический паротит (свинка).

Основным проявлением кори, краснухи, ветряной оспы и скарлатины является сыпь на коже, характер и последовательность появления которой различаются в зависимости от конкретного заболевания. Появлению сыпи практически всегда предшествует повышение температуры, слабость, головная боль.

Для инфекционного паротита (свинки) характерно увеличение и болезненность одной или двух околоушных желез - при этом лицо больного приобретает характерную грушевидную форму.

Основное проявление коклюша - типичные приступы спазматического кашля. При спазматическом приступе после свистящего вдоха следует серия коротких судорожных кашлевых толчков, которые без остановки следуют друг за другом на протяжении одного выдоха.

Некоторые из этих болезней (ветряная оспа, краснуха) в детском возрасте протекают относительно легко, другие - могут давать осложнения и иметь самые серьёзные последствия.

Однако наиболее тяжело и длительно детские инфекции протекают у людей, заболевших ими в зрелом возрасте. Вот почему считается, что детскими инфекциями лучше переболеть в детском возрасте.

Корь

Корь - вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость.

Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

Вирус может распространяться по вентиляционным трубам и шахтам лифтов - одновременно заболевают дети, проживающие на разных этажах дома. После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней.

Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40° С.

Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита - воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем - появлением гнойного отделяемого.

Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней. На четвёртый день заболевания появляется сыпь: мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию.

Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3–4 дней. Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь.

Корь достаточно легко переносится детьми, но при неблагоприятных условиях чревата серьёзными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит).

Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко. Необходимо помнить о том, что после перенесенной кори на протяжении достаточно продолжительного периода времени (до 2-х месяцев) отмечается угнетение иммунитета, поэтому ребёнок может заболеть каким-либо простудным или вирусным заболеванием, поэтому нужно оберегать его от чрезмерных нагрузок, по возможности - от контакта с больными детьми.

После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Краснуха

Краснуха - это вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем.

Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребёнком, являющимся источником инфекции. Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня.

Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и повышения температуры тела до 38° С.

Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2–3 дня после начала заболевания появляется сыпь. Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная, розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличие от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней.

В связи с этим может быть затруднена диагностика. Если период высыпаний пришелся на ночные часы и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция. Осложнения после кори бывают редко.

После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит (свинка) - детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах.

Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50–60% (т. е. 50–60% бывших в контакте и неболевших и непривитых заболевает).

Свинка начинается с повышения температуры тела до 39° С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки. Прикосновение к этому месту вызывает у ребёнка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение 3–4 дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль.

Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы.

Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету.

Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием.

В особенно тяжёлых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит к летальному исходу. После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники.

Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы (вирус, вызывающий ветряную оспу, относится к герпес-вирусам) тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори.

Около 80% контактных лиц, не болевших ранее, заболевают ветрянкой.

Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести. Заразиться ребёнок может в том случае, если он не находился в непосредственной близости от больного. Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня.

Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице.

Обычно сыпь распространяется очень быстро: новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. Красноватые пятнышки, которые вначале выглядят как комариные укусы, на следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы.

К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40° С и выше).

Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний: при скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребёнка.

Для ветряной оспы не характерны насморк и кашель, но если элементы сыпи есть на слизистых оболочках глотки, носа и на конъюнктиве склер, то развивается фарингит, ринит и конъюнктивит из-за присоединения бактериальной инфекции.

Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания.

Обычно это происходит от 3 до 5 дней. В течение 5–7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит.

Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило, это водный раствор зелёнки или марганца). Обработка красящими антисептиками препятствует бактериальному инфицированию высыпаний, позволяет отследить динамику появления высыпаний.

Важно следить за тем, чтобы у малыша были коротко подстрижены ногти на руках (чтобы он не мог расчесывать кожу - расчесы предрасполагают к бактериальному инфицированию).

К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит - воспаление сердечной мышцы, менингит и менингоэнцефалит (воспаление мозговых оболочек, вещества мозга), воспаление почек (нефрит).

К счастью, осложнения эти достаточно редки. После ветряной оспы, так же как и после всех детских инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Скарлатина

Скарлатина - единственная из детских инфекций, вызываемая невирусами, а бактериями (стрептококком группы, А).

Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Болеют дети раннего и дошкольного возраста.

Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые 2–3 дня заболевания. Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39° С, рвоты. Сразу же отмечается выраженная интоксикация, головная боль.

Наиболее характерным симптомом скарлатины является ангина, при которой слизистая зева имеет ярко-красный цвет, выражена отечность. Больной отмечает резкую боль при глотании. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык впоследствии приобретает очень характерный вид («малиновый»): ярко-розовый и крупнозернистый.

К концу первого - началу второго дня болезни появляется второй характерный симптом скарлатины - сыпь. Она появляется сразу на нескольких участках тела, наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых).

Ее отличительной особенностью является то, что ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска.

Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом, а также подбородок. Зуд гораздо менее выражен, чем при ветряной оспе. Сыпь держится от 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7–9 дней). Скарлатина также имеет достаточно серьёзные осложнения.

Скарлатиной болеют практически исключительно дети, потому что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Розеола

Долгое время врачи не могли объяснить причину этой болезни. Возбудитель трёхдневной лихорадки (розеолы) был обнаружен сравнительно недавно. Им оказался вирус герпеса 6 типа.

Розеола начинается с повышения температуры до 38,5–40° С. Ребёнок становится вялым, у него пропадает аппетит, он часто плачет и капризничает. Немного увеличиваются лимфоузлы на шее. Иногда бывает насморк. Но при этом нет гнойных выделений из носа, а отек носоглотки проходит всего за несколько дней.

Через 3–4 дня малышу становится лучше, температура спадает. Однако спустя 10–12 часов после снижения температуры у малыша появляется мелкая розовая сыпь, как при краснухе, в основном на животе, спине и шее. Она держится от нескольких часов до 3–7 дней и при этом не доставляет ребенку беспокойства. Затем точки исчезают сами по себе, кожа остается гладкой.

Осложнения инфекции связаны с воздействием вируса на центральную нервную систему. Наиболее часто родители сталкиваются с судорогами.

Как только у вас возникло подозрение на ту или иную инфекцию у вашего малыша, необходимо обратиться к педиатру, который установит точный диагноз и назначит лечение.

Итак, если у вашего ребёнка:

1) Высокая температура (38° С и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость).
3) Появилась сыпь.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Другие симптомы на фоне высокой температуры.

Будьте внимательны, предпримите нужные меры, помогите своему малышу как можно легче перенести инфекцию.

Нравится

Инфекционные заболевания довольно многообразны, могут быть острыми и хроническими, безобидными и опасными, а есть такие, которыми болеют исключительно в детском возрасте. Возбудители болезней – вирусы или бактерии, попадая в благоприятную среду, начинают свою «подрывную деятельность». И здесь важно своевременно выявить заболевание и начать лечение. Переболев в детстве некоторыми инфекциями, иммунитет к ним остается на всю жизнь.

Какие именно инфекционные заболевания являются детскими.

Корь

Корь очень заразное заболевание, вирус которого, передвигаясь с потоком воздуха, быстро распространяется. Инкубационный период может длиться от недели до 20 дней. вначале похожи на простудные. Температура, сухой кашель, насморк, сильная головная боль, покраснение глаз. Примерно на 4 день заболевания ребенок покрывается сыпью, которая, начинаясь за ушками, моментально распространяется по всему телу.

Маленькие серые точечки есть даже в полости рта. Температура будет держаться до прекращения появления сыпи. С понижением температуры сыпь теряет цвет, ребенку становится лучше. Это заболевание дает «брешь» в иммунитете ребенка, увеличивая опасность других инфекций, таких как пневмония, бронхит, стоматит, отит.

Краснуха

Очень похожа на корь. Инкубационный период от двух до трех недель. Такие же красные высыпания, температура до 38 градусов, кашель, заложенный нос. Но при краснухе воспаляются и увеличиваются лимфатические узлы в области шеи и затылка. Ребенок переносит краснуху легче кори. По прошествие трех дней сыпь исчезает бесследно. Осложнений после краснухи нет.

Вирусный паротит (свинка)

Инфекция проникает через дыхательные пути. Инкубационный период от недели до 20 дней. Признаки – температура 38-39 градусов и головная боль. Места «атаки» паротита – центральная нервная система, слюнные железы, поджелудочная, а у мальчиков страдают и яички (в тяжелых случаях может привести в дальнейшем к бесплодию).

Ребенку с трудом даются жевательные рефлексы. Серьезным осложнением свинки может стать менингит. Важно не отказываться от вакцинации против вирусного паротита.

Скарлатина

Скарлатина – стрептококковая инфекция. Заразна с первого дня заболевания. Инкубационный период короткий, до одной недели. Рвота, боль в горле, температура – возникают внезапно. Появляется сыпь, с местами локализации на щеках, животе и в паховой области, подмышках. Возможны осложнения – отит, лимфаденит, нефрит.

Дифтерия

Причина заболевания – инфицирование дифтерийной палочкой, которая проникает через миндалины. От заражения до появления симптомов болезни проходит до 10 дней. От ангины отличается видом миндалин: при дифтерии они покрываются серой пленкой.

Начальная стадия заболевания характеризуется 40 градусной температурой. Ребенка мучают боли горла, головы, живота. Заболевание очень опасно, с угрозой жизни ребенка! Комбинированная прививка АКДС поставила это заболевание в разряд редких болезней.

Полиомиелит

Вирусная инфекция, предающаяся через грязь и воздух. Инкубационный период может длиться целый месяц, но в основном 10-12 дней. Симптомы схожи с любым другим инфекционным заболеванием, но главный признак – боли в конечностях. Может наступить паралич ног или рук, и даже туловища. Для предупреждения этого тяжелого заболевания детям делается прививка.

Ветряная оспа

Первое проявление болезни – сыпь, похожая на маленькие пузырьки. Заразится легко, как и проводить лечение. Практически нет человека, который ей не болел. Инкубационный период – две-три недели. Течение заболевания – легкое, без осложнений.

К инфекционным заболеваниям относят и острые кишечные инфекции, такие как дизентерия, сальмонеллез, вызванные патогенной микрофлорой. Общая картина заболевания выглядит так: высокая температура, боли в кишечнике, пенистый стул.

Кишечные инфекции

Вирусные кишечные инфекции — заболевания раннего возраста. К ним относятся ротавирусная, с признаками воспаления дыхательных путей и энтеровирусная (менингит, миокардит) инфекции. Лечение кишечных инфекций в первую очередь предусматривает восстановление микрофлоры.

Респираторные заболевания

Острые респираторные вирусные инфекции ( , ) поражают дыхательную систему ребенка, способствуя интоксикации организма с возможным присоединением осложнений бактериальной этиологии. Дети болеют ОРВИ часто, стойкого иммунитета к таким заболеваниям не существует. Но с возрастом респираторные заболевания становятся реже. На фоне ОРВИ тяжелее протекает любое хроническое заболевания имеющееся у ребенка.

Инфекционные заболевания у детей могут возникать на фоне ослабленного иммунитета. Поэтому рекомендуется поддерживать организм ребенка полезными витаминами и правильным питанием. В случае обнаружения одних из симптомов какого-либо заболевания необходимо начинать лечение.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детскими инфекциями называют инфекционные заболевания, встречающиеся преимущественно в детском возрасте, однако они могут развиваться и у взрослых.

КОРЬ

Определение. Корь – острое инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусами из семейства Paramyxoviridae. Вирус кори, кроме того, является возбудителем подострого склерозирующего панэнцефалита – фатальной детской медленной инфекции, протекающей с тяжёлым поражением головного мозга. Вирионы всех парамиксовирусов (вирусы кори, эпидемического паротита, парагриппа и респираторно-синцитальной инфекции) содержат F-протеин («фактор слияния»), благодаря которому происходит слияние цитоплазматических мембран инфицированных клеток и образование гигантских многоядерных структур (синцития). Вирус кори обладает выраженным иммунодепрессивным действием. Источником инфекции является больной человек. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Все проявления кори целесообразно разделить на две группы:

1. неосложнённая корь (протекает как ОРВИ с сыпью на коже и слизистых оболочках). Корь у привитых протекает обычно в лёгкой форме и называется митигированной корью.

2. осложнённая корь (осложнения кори). Наибольшее значение среди осложнений кори имеет коревая бронхопневмония. Кроме того, могут развиваться энтероколиты, нома (влажная гангрена мягких тканей лица), деструктивный стоматит, некротическая ангина, ложный круп (стеноз гортани вследствие выраженного отёка подскладочного пространства и спазма мышц гортани).

В течении кори выделяют четыре периода:

1. инкубационный период (клинические проявления заболевания в этот период отсутствуют).

2. продромальный (катаральный) период сопровождается развитием острого катара верхних дыхательных путей и появлением сыпи на слизистой оболочке щёк (коревой энантемы продромального периода). Сыпь носит название пятен Коплика (Бельского–Филатова–Коплика) и представлена немногочисленными мелкими пятнами белесовато-серого цвета.

3. период разгара (период кожных высыпаний) характеризуется появлением обильной ярко-красной пятнисто-папулёзной сыпи на коже (коревая экзантема периода разгара). Элементы сыпи мелкие, но, сливаясь между собой, они образуют обширные очаги покраснения кожи. В типичных случаях высыпание происходит в течение трёх дней (динамика высыпания): в первый день элементы сыпи покрывают кожу головы и шеи, во второй – туловища и верхних конечностей, в третий день – нижних конечностей. Сыпь держится три дня и исчезает в той же последовательности (сверху вниз). В этот период развивается выраженная общая реакция интоксикации.

4. в периоде реконвалесценции (периоде пигментации) элементы сыпи, исчезая, оставляют после себя малозаметную транзиторную пигментацию и отрубевидное шелушение кожи.

Пневмония при кори может протекать в двух формах: гигантоклеточной интерстициальной пневмонии и бронхопневмонии. Интерстициальная пневмония (ранняя коревая пневмония) развивается в катаральный период или в первую половину периода разгара, протекает легко, вызвана вирусом кори. Бронхопневмония (поздняя коревая пневмония) возникает обычно во вторую половину периода разгара и в период реконвалесценции, протекает тяжело и вызвана прежде всего бактериальной флорой. Характерным морфологическим признаком коревой бронхопневмонии является деструктивный панбронхит (некротические изменения развиваются во всех слоях стенок поражённых бронхов) с последующим формированием бронхоэктазов.

ПОЛИОМИЕЛИТ

Определение. Полиомиелит – инфекционное заболевание, вызываемое РНК-вирусом из семейства Picornaviridae (род Enterovirus). Источники инфекции – вирусоносители и больные люди. Основные механизмы заражения – фекально-оральный и аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Различают три формы заболевания:

1. висцеральная форма (проявляется чаще всего энтеритом и острым катаром верхних дыхательных путей).

2. менингеальная форма – поражение мозговых оболочек без клинически выраженного вовлечения в процесс вещества головного и спинного мозга.

3. паралитическая форма сопровождается развитием параличей, прежде всего мышц нижних конечностей и дельтовидных мышц. При паралитической форме поражается вещество спинного и/или головного мозга. Наиболее частой формой паралитического полиомиелита является спинальная форма – поражение передних рогов спинного мозга; наиболее тяжёлой, нередко фатальной – бульбарная форма – поражение продолговатого мозга (bulbus – продолговатый мозг).

В течение паралитического полиомиелита различают четыре периода:

1. предпаралитический период характеризуется изменениями, типичными для висцеральной и менингеальной форм.

2. паралитический период – период формирования параличей. Стойкий паралич возникает при гибели не менее 75% нейронов двигательного центра.

3. восстановительный период – период репарации возникших повреждений ткани ЦНС.

4. период резидуальных (остаточных) изменений (стойкие параличи, атрофия скелетных мышц).

ДИФТЕРИЯ

Определение. Дифтерия – инфекционное заболевание, вызываемое Corynebacterium diphtheriae. Основным фактором агрессии этого микроорганизма является экзотоксин. При дифтерии возбудитель находится во входных воротах (поражённая кожа или слизистые оболочки), поэтому дифтерию называют местной инфекцией. Проникновение коринебактерий в кровь и развитие генерализованного процесса (сепсиса) встречается крайне редко. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи).

Классификация. Формы дифтерии классифицируют по локализации входных ворот инфекции: дифтерия зева (наиболее частая форма), дифтерия верхних дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов), дифтерия носа, дифтерия глаз, дифтерия кожи (дифтерия ран; например, дифтерия пупочной ранки у новорождённых) и дифтерия половых органов (например, послеродовый дифтерийный эндометрит).

Различают четыре формы дифтерии зева:

1. катаральная форма, при которой в зеве отсутствуют типичные для дифтерии фибринозные плёнки. Проявляется катаральной ангиной. Диагноз дифтерии при этом можно поставить только на основании бактериологического исследования.

2. локализованная форма – сероватые фибринозные плёнки (дифтероидное воспаление) не выходят за пределы нёбных миндалин.

3. распространённая форма – плёнки покрывают не только нёбные миндалины, но и соседние участки слизистой оболочки зева и полости рта.

4. токсическая форма – тяжело протекающая дифтерия зева, основным клинико-морфологическим признаком которой является отёк мягких тканей глотки, зева, полости рта, кожи лица, шеи и верхней части туловища.

При токсической форме возникают различные висцеропатии (поражения внутренних органов). Основными органами-мишенями при этом являются сердце (миокардит) и структуры периферической нервной системы (невриты, ганглиониты). Миокардит протекает в двух формах: интерстициальной (менее тяжёлой) и альтеративной (более тяжёлой). Различают два патогенетических варианта острой сердечной недостаточности при токсической форме дифтерии: ранний и поздний паралич сердца. Ранним параличом сердца называют сердечную недостаточность, развившуюся на фоне миокардита, особенно альтеративного. Поздний паралич сердца – острая недостаточность сердечной деятельности, развивающаяся в результате поражения нервов сердца.

Дифтерия гортани, трахеи, бронхов сопровождается развитием фибринозного воспаления и образованием спонтанно отслаивающихся фибринозно-некротических плёнок, которые могут перекрывать просвет дыхательных путей и вызывать асфиксию (истинный круп).

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение. Менингококковая инфекция – инфекционное заболевание, вызываемое бактериями Neisseria meningitidis. Эти микроорганизмы вызывают образование гнойного экссудата серовато-белого цвета. Источники инфекции – бактерионосители и больные люди. Механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя).

Классификация. Формы менингококковой инфекции подразделяются на две группы: локализованные и генерализованные. К локализованной менингококковой инфекции относится менингококковый назофарингит, к генерализованным – менингококковый менингит, менингоэнцефалит и сепсис.

1. Менингококковый назофарингит является формой ОРБИ (острой респираторной бактериальной инфекции). При этом развивается острый катар верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки. К характерным для менингококкового назофарингита изменениям относятся зернистость задней стенки глотки (результат гиперплазии лимфоидных фолликулов) и наличие обильного слизисто-гнойного экссудата серовато-белого цвета, покрывающего заднюю стенку глотки.

2. Менингококковый менингит характеризуется развитием гнойного конвекситального лептоменингита (конвекситальный менингит – менингит с преимущественным поражением оболочек свода черепа). Наличие в гнойном экссудате фибринозного компонента может приводить к персистенции экссудата и его организации. При организации экссудата разрастающаяся в мягкой оболочке грубоволокнистая соединительная ткань может вызвать облитерацию путей оттока ликвора и привести к развитию гидроцефалии (водянки головного мозга).

3. Менингококковый сепсис (менингококкемия, менингококцемия) отличается поражением прежде всего стенок сосудов (васкулиты) под влиянием находящегося в крови возбудителя. Повреждение стенок сосудов приводит к развитию геморрагического синдрома, основными проявлениями которого являются геморрагическая сыпь на коже (различные по размеру пятна тёмно-красного цвета звёздчатой формы, преимущественно локализованные на ягодицах и бёдрах) и двустороннее кровоизлияние в надпочечники с развитием сосудистого коллапса (синдром Уотерхауса–Фридериксена).

СКАРЛАТИНА

Определение. Скарлатина (от итал. scarlatto – алый) – одна из форм инфекции Streptococcus pyogenes (бэта-гемолитического стрептококка группы А), протекающая с поражением зева и появлением характерной сыпи на коже. Яркая гиперемия зева и сыпь обусловлены действием эритрогенного токсина стрептококка. Источники инфекции – бактерионосители и больные скарлатиной или стрептококковой ангиной. Основной механизм заражения – аэрогенный (воздушно-капельный путь передачи возбудителя). Входными воротами инфекции чаще всего является зев; при другой локализации входных ворот (повреждённая кожа, эндометрий, лёгкие) скарлатину называют экстрабуккальной.

Патологическая анатомия. Изменения во входных воротах (первичный скарлатинозный аффект), лимфангит и регионарный лимфаденит в целом обозначаются как первичный скарлатинозный комплекс. В зеве отмечается яркая гиперемия («пылающий зев»), развивается ангина (острый тонзиллит) в виде катаральной, гнойной или некротической. В первые три дня болезни язык покрыт густым белым налётом, с 4-ого дня он очищается и становится красно-малиновым с увеличенными сосочками («малиновый язык»). Скарлатинозная экзантема появляется уже в конце 1-ого дня болезни (или на 2-ой день, редко позже), представляет собой многочисленные ярко-красные розеолы диаметром 1–2 мм. Характерен вид лица: ярко-красные щёки, бледный носогубный треугольник (треугольник Филатова) и скудная розеолёзная сыпь в области лба и висков. Сыпь держится в среднем 3 дня и постепенно исчезает. К концу 1-ой недели заболевания начинается шелушение кожи: отрубевидное на лице и шее, пластинчатое – на туловище и конечностях.

К осложнениям скарлатины относятся гнойные (вплоть до септикопиемии) и аллергические (гломерулонефрит, артриты) процессы. Аллергические поражения являются осложнениями позднего ("второго") периода скарлатины.