Восприятие времени, почему к старости время бежит быстрее. Почему час в старости длится меньше, чем в юности У детей больше новых впечатлений

А правда, с какого возраста начинается старость и чем это определяется: возрастом, пенсией, здоровьем, настроем души? А ведь в разные времена само понятие старости очень отличалось. Когда вы читаете книгу, вы обращаете внимание, сколько лет тому или иному литературному персонажу? Могу привести яркие примеры:

У Шекспира матери Джульетты всего 28 лет, Анне Карениной из "Войны и мир " -28 , Вронскому - 23 Муж Анны – «старый» Каренин - 48 лет. Что меня поразило, в повести " Метель " Пушкина героине идёт 20-ый год и автор пишет - она была уже не молода.

Ещё пример - старуха – процентщица из "Преступление и наказание" Достоевского аж 42 года. (старуха!?) Кардиналу Ришелье в "Трёх мушкетёрах " тоже 42 года, но автор описывает его стариком. А вот как И.Тургенев писал о герое комедии " Холостяк " "Мошкин, 50 лет, хлопотливый, живой добродушный старик ".
Думаю, что ни один современный человек не согласится с такой постановкой вопроса. И это совсем не удивительно, ведь продолжительность жизни человека сейчас больше 70 лет, в то время как в разные времена это было и 22года, и 33года и 49 лет.

Менялись к лучшему условия жизни человечества и увеличивалась как продолжительность жизни так и период, когда человек остаётся достаточно молодым и энергичным.

Так с какого возраста начинается старость?

В 1977 году на конгрессе по геронтологии (науки о старении) было принята классификация людей по возрасту, по которой приняли, что:

  • возраст до 45 -молодость
  • 46 - 59 лет - средний;
  • 60 - 74 лет - пожилой;
  • 75 - 89 лет - старческий;
  • ну а уже после 90 лет - долгожители.

В настоящее время мы имеем заметное перемещение возрастных границ. Человек в 50 лет, полный сил, энергии, желаний ну никак не может считать себя стариком. А женщины? Да сейчас и определить то иногда трудно, сколько ей лет!

Первобытные люди, жившие миллионы лет назад, имели продолжительность жизни - 25 лет, позднее в рабовладельческом строе - 35 лет. При феодализме, в средние века - 40 лет. Ну и в современной истории на 1900 год - она составляла 50 лет. Современные учёные заявляют, что можно говорить о продолжительности жизни 110-120 лет.

На протяжении жизни человечества науку занимает вопрос:

А можно ли остановить процесс старения, с какого возраста начинается старость?

Эти вопросы остаются пока открытыми и ответа мы не имеем. Отменить старение организма пока никто не может, ну хотя бы на уровне современных знаний. Но зато можно наметить направления, которые могут способствовать сохранению нашего здоровья и активности на долгие годы, даже после окончания периода молодости и среднего возраста.

Активность адекватная вашему возрасту и состоянию и главное регулярная. Нагрузки не рекомендуется прерывать, так чтобы мышцы ослабевали, а потом опять резко напрягались после перерыва. Нагрузка может быть какой угодно: ежедневная ходьба, бег, посещение фитнес центра, бассейн, йога, тренажеры, домашняя серия гимнастики под музыкальное сопровождение, танцклассы и так далее.

Но это не должен быть тяжелый, изматывающий труд, как устраивают себе фанаты на земельных участках, часто в неудобной для позвоночника позе или с чрезмерной физической нагрузкой. Такая активность может принести несчастье вашему здоровью.

А ещё монотонный домашний труд - уборка, стирка, глажение не дают эффекта оздоровления. Это эмоционально утомительный труд без пользы для здоровья. Этот труд конечно нужен, но не считайте его частью оздоровительной нагрузки.

Этот пункт не означает, что вы должны сидеть на постоянной диете. Но посмотреть и почитать, что полезно, а что не очень, всегда можно. Часто, это самое "не очень" как раз и нравится. Но здоровье и хорошее самочувствие может стать тем чудесным бонусом за отказ от этих «не очень» полезных продуктов.

Люди не хотят принять идею, что большую роль в защите организма от вредных факторов играет питание. Именно оно, питание, как продлевает жизнь, так и преждевременно убивает человека. многие заболевания можно подкорректировать полностью или значительно ослабить их негативное влияние.

Опять и опять хочется сказать, что нашему организму ежедневно требуются 90 видов микро и макро - веществ, без которых наше здоровье будет ослабевать и чахнуть. Ни одна диета не может дать такого количества "стройматериалов" нашим клеткам.

Если понять и принять смысл вышесказанного, то лучше всего обратиться к готовым комплексам. В них сосредоточено все то, что нам надо, но в малом объёме и поэтому ничего не стоит их проглотить, а вот польза. … польза многократна: это и хорошее самочувствие, и настроение, и рабочий задор, и... без врача.

Вот несколько примеров, которые хорошо показывают, что влечет за собой отсутствие в организме отдельных веществ, в частности посмотрим только на примере витаминов:

А - ослабление сумеречного зрения, повышенная восприимчивость к инфекциям, поражения кожи.

С - снижение работоспособности, восприимчивость к инфекциям, воспаление слизистых оболочек, выпадение зубов, повышение кровоточивости десен.

Д - кости плохо срастаются, атрофия костей

В1 - расстройство нервной системы, неполадки желудочно- кишечного тракта, перебои в мышечной и сердечной системах. При полном отсутствии, возможно развитие пиелонефрита.

Единственное условие - витаминно-минеральные комплексы должны быть хорошо и качественно выполнены. Не поддавайтесь на удочку дешевизны. В этом вопросе дешевизна окажет плохую службу.

  1. Меньше лекарств

Надеюсь, что эта позиция не требует объяснений. У всех лекарств много побочных влияний на организм. Даже если вам сегодня лечат какой-то один орган, то у вас обязательно накапливается проблемы в будущем в другом месте.

Лекарства - это химические соединения, не являющиеся родными нашему организму. Их беда - они не принимаются нашей средой, они там "иностранцы" и организм старается от них избавиться. Но это далеко не всегда получается.

Накапливаясь в организме человека, засоряя печень, кишечник они начинают мешать нормальной работе всей выводящей системы. Кроме того сами эти вещества могут создавать устойчивые соединения, которые вредно влияют на живые клетки организма. И это способствует созданию дальнейших очагов болезни. Наш организм требует чистки, аналогично тому, как мы моем своё тело.

Мы рассмотрели три шага, которых так важно придерживаться, чтобы сохранить здоровье и долголетие. И уже не кажется таким эфемерным вопрос – можно ли отменить старость?

Очень хочется, чтобы статья нацелила вас, уважаемый читатель, на поиски необходимых питательных веществ для себя любимого.

Предлагаю воспользоваться предложениями от компании Вивасан - продукты для здоровья из Швейцарии – натуральные и высококачественные. Полностью соответствующие заявленным данным.

Загляните и воспользуйтесь прямым заказом на сайте

» Течение времени

Почему время ускоряется с возрастом?

«Почему время так быстро бежит?», - часто спрашивают люди среднего возраста. Многие из нас чувствуют, что время будто ускоряется, когда мы вступаем во взрослую жизнь. По мнению психолога и колумниста BBC Клавдии Геммонд, «ощущение ускорения времени в среднем возрасте является одной из самых больших загадок психологии времени». Стремление разгадать эту загадку привело к нескольким интересным открытиям.

В 2005 г. психологи из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Марк Виттман и Сандра Ленгофф опросили 499 человек в возрасте от 14 до 94 лет о том, как они чувствуют течение времени - от «очень медленно» до «очень быстро». В случае коротких периодов, таких как неделя, месяц или даже год, ощущение времени участников эксперимента отличалось несильно: большинство людей ответили, что часы тикают «быстро». Но для длительных периодов, например десятилетия, появилась закономерность: пожилые люди, в отличие от молодежи, склонялись к ускоренному чувству времени. Люди, которым было за 40, сказали, что время шло медленнее в детстве, а впоследствии, в подростковые годы и до раннего взрослого возраста, начало ускоряться.Тому, как пожилые люди воспринимают время, есть хорошие объяснения. Течение времени можно оценить с двух позиций: проспективной, когда событие еще продолжается, и ретроспективной, когда оно уже закончилась. Восприятие времени зависит от того, что мы делаем и как при этом себя чувствуем. Когда нам весело и интересно, время идет гораздо быстрее. Кроме того, когда мы беремся за какое-то новое дело, то тоже чувствуем ускорение времени. Но если вспомним эту деятельность позже, то, наоборот, будем считать, что время шло медленно.Причина заключается в том, что наш мозг кодирует в память только новый опыт, а не привычный. Наше ретроспективное ощущение времени зависит от того, сколько воспоминаний он создает в течение определенного промежутка. То есть чем больше воспоминаний нам оставляет поездка выходного дня, то длиннее она будет казаться задним числом.Это явление, которое Клавдия Геммонд называет «парадоксом выходного дня», служит указателем к тому, почему в ретроспективе время будто бы ускоряется с возрастом. Ведь в детстве и в раннем взрослом возрасте мы имеем много новых воспоминаний и получаем много навыков. Но во взрослом возрасте жизнь становится рутинный, монотонной и менее насыщенной яркими моментами. Как следствие, в нашей автобиографической памяти молодые годы отражены гораздо шире, чем взрослые. И поэтому, когда мы рефлексируем над ними, они текут как будто дольше. Важно, что эти догадки также подсказывают, как можно «замедлить» время во взрослом возрасте. Для этого надо поддерживать активность своего мозга, постоянно учиться чему-то новому, путешествовать и переживать больше незабываемых моментов. Тогда и наша жизнь будет казаться нам длиннее.Джеймс М. Бродвей,

Согласно теории Эйнштейна, описывающей законы физики, время - понятие относительное. И действительно, все люди воспринимают егопо-разному. Для кого-то оно сейчас тянется невероятно долго, а кому-то рядом кажется, что время несется, как метеор и поэтому он ничего не успевает сделать. Не смотря на то, что физика относится к точным наукам, измерение времени в ней не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. У каждого существуют свои, внутренние часы и чем старше становится человек, тем быстрее идет «его время». Но как это происходит и в каком возрасте восприятие времени меняется?

Математические пропорции

О том, что в разном возрасте время течет неодинаково, несколько лет назад задумался известный автомобильный дизайнер из Австрии Максимилиан Кинер. Используя математические пропорции он разработал шкалу, согласно которой, чем дольше живет любой человек, тем более коротким ему кажется год. Например, ребенку 5 лет и тогда, согласно пропорции, год - это пятая часть его жизни, соответственно, она течет очень медленно. В 50 лет год - это одна пятидесятая часть и конечно кажется, что это очень короткое время, которое полетает мгновенно. На эффект пропорциональности накладывается и восприятие прошлого, ведь пожилой человек зачастую помнит свою молодость или отдельное фрагменты всплывают в его памяти. И поскольку в 20 лет один год, согласно шкале Кинера, являлся одной двадцатой бытия, то в 100 лет, когда год - одна сотая часть, человеку кажется, что именно тогда он прожил половину всей своей жизни, хотя это противоречит объективной реальности. Но у этого восприятия имеется своеобразное подспорье.

Время получения опыта

Известный американский нейробиолог и автор книг Дэвид Иглман постоянно проводит тесты и исследования человеческого мозга и принципов его работы. Он считает, что на восприятие времени влияет человеческий опыт. Это доказывает эксперимент, который доктор Иглман провел с десятком добровольцев. Он демонстрировал им различные изображения, часть из которых люди уже видели ранее, а остальные картинки были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям испытуемые тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью. Таким образом нейробиолог выяснил, что время получения новой информации для человека субъективно течет медленнее, чем аналогичные минуты использования накопленного опыта. Соответственно, в 5 лет, когда ребенок только познает мир время для него тянется бесконечно, по сравнению с ощущением 50-летнего человека, умудренного жизненных опытом. И даже если в этом возрасте начать обучение чему-нибудь новому, это все равно будет базироваться на уже имеющейся информации, поэтому только на чуть-чуть «притормозит бег» кажущегося времени. Именно поэтому детские годы, когда для человека все в мире ново, кажутся «растянутыми», в отличие от взрослой «мимолетной» жизни, основанной на уже полученной и ныне используемой информации.

Возрастное замедление биологических процессов

Почему с возрастом человеку кажется, что время для него течет быстрее выяснял и американский психолог Питер Манган. На базе колледжа Университета Виргинии в городе Уайзе, США, ученый проводил эксперимент с тремя группами людей. Молодежи - 19-24 года, зрелым людям - 35 - 47 и пожилым - 65 - 80 лет, он предложил мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли. В группе молодых людей время оценили наиболее точно: для них 3 минуты прошли через 3 минуты и 3 секунды. Люди зрелого возраста ошиблись на 8 секунд, а вот пожилые на целых 40 секунд фактического времени. Таким образом Питер Манган сделал вывод, что люди в возрасте в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле. Но с чем это связано? Получив медицинские освидетельствования своих испытуемых, психолог отметил только возрастные проблемы у третьей группы людей, но оказывается они и влияют на восприятие времени. После наступления климактерического периода, метаболизм у людей становится особенно медленным и в связи с этим в головном мозге уменьшается содержание нейротрансмиттеров - посредников в передаче сигналов между нейронами. Соответственно получение и даже общее восприятие информации у пожилых людей сильно замедляется, но окружающий мир продолжает функционировать все в том же режиме. Поэтому люди в возрасте «отстают» от реального времени и им кажется, что прошли только 4 минуты, хотя на самом деле - 3. И хотя психолог зафиксировал небольшое изменение и в группе зрелых добровольцев, наиболее быстро время идет у человека все-таки после физиологического угасания его эндокринно-половой системы. Соответственно в детском возрасте - до начала полового созревания, время воспринимается максимально медленно, чем есть на самом деле, ведь в этот период метаболизм юного организма максимально высок.

В детстве казалось, что летние каникулы длятся всю жизнь, а каждого Нового года приходилось ждать целую вечность. Почему же по мере взросления время летит все быстрее, а недели, месяцы и даже времена года сменяют друг друга с головокружительной скоростью? Разбираемся вместе с «Футуристом».

Вопрос восприятия

По-видимому, такое ускоренное «путешествие во времени» совсем не связано с обязанностями и тревогами взрослой жизни. Исследования показывают, что на самом деле меняется наше восприятие времени, заставляя нас чувствовать себя все более загруженными в постоянной беготне.

Есть несколько теорий, объясняющих такой сдвиг. Согласно первой из них, это связано с постепенным изменением внутренних биологических часов человека. Замедление метаболизма по мере старения выражается в том числе и в замедленных сердцебиении и дыхании. Дети испытывают гораздо большее, нежели взрослые, количество биологических маркеров (биений сердца, вздохов) в конкретный промежуток времени, заставляя их ощущать, что время тянется дольше.

По другой теории воспринимаемое нами время связано с количеством новой информации, которую мы поглощаем. Мозгу сложнее справиться с большим объемом новых стимулов, что расценивается как более длинный промежуток времени. Это объясняет ситуации с так называемым замедленным движением, часто случающимся за секунду до аварии. Незнакомые обстоятельства означают поток новой информации, которую мозгу нужно обработать.

В самом деле, столкнувшись с неожиданной ситуацией, мозг гораздо более подробно записывает воспоминание, что было доказано в ходе эксперимента, в котором участники испытывали свободное падение. Так что скорее это событие выглядит замедленным в нашей памяти, а не время замедлилось в тот момент.

Куда уходит время

Однако подобные объяснения не отвечают на вопрос, почему время укорачивается, в то время как наш возраст только увеличивается. Психологами была выдвинута теория, что, чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы перестаем замечать детали дома, квартиры или рабочего места. Для детей, напротив, мир полон незнакомых вещей, взаимодействуя с которыми они получают новый опыт. Именно поэтому дети уделяют значительно большую часть мозговой активности перестройке мыслительных представлений о внешнем мире. Согласно этой теории, обработка идей замедляет время для детей, а у погрязших в рутине взрослых оно убегает как песок сквозь пальцы.

Чем привычнее повседневность, тем быстрее летит время, а с возрастом все больше вещей становятся до боли знакомыми. В основе такого объяснения лежит биохимический механизм: в ходе восприятия новых стимулов происходит высвобождение нейромедиатора дофамина, помогающего оценивать время. После 20 и до самой старости уровень дофамина падает, убыстряя тем самым время.

Логарифмы во времени

Но ни одна из этих теорий не соответствует почти математическому постоянному ускорению времени. Заметное сокращение длительности определенного промежутка времени по мере старения предполагает логарифмическую шкалу во времени. Логарифмический масштаб используется вместо традиционного линейного при измерении землетрясения (шкала Рихтера) или звука (децибелы), поскольку позволяет отобразить очень большой диапазон значений величин. То же верно и для времени.

По логарифмической шкале Рихтера увеличение магнитуды от 10 до 11 не соответствует увеличению движения земли на 10%, как это было бы в линейной шкале. Каждое приращение по шкале Рихтера означает десятикратный рост в движении. В логарифмическом масштабе времени все известные нам важные исторические события могут быть записаны на одной странице в десяти строках.

Детское время

Но почему наше восприятие времени подчиняется логарифмической шкале? Идея состоится в том, что мы оцениваем период времени как пропорцию относительно прожитой нами жизни. Например, для двухлетнего ребенка один год – это половина жизни: вот почему в раннем детстве каждый день рождения ждешь бесконечно долго. Для десятилетнего год – это уже 10% всей жизни (что делает ожидание чуть менее жестоким), а для двадцатилетнего – всего лишь 5%.

Согласно логарифмической шкале, для того, чтобы двадцатилетний человек испытал ту же пропорцию увеличения в возрасте, что испытывает двухлетний ребенок между днями рождения, ему придется ждать празднования до 30. Учитывая этот факт, ускорение времени с возрастом уже не кажется таким удивительным.

Обычно мы думаем о нашей жизни с точки зрения десятилетий (наши 20-е, 30-е и так далее), что предполагает равный вес для каждого из них. Однако по той же логарифмической шкале мы воспринимаем разные периоды времени как одну и ту же длину. В таком масштабе следующие различия в возрасте будут казаться одинаковыми: пять и 10 лет, 10 и 20, 20 и 40, 40 и 80.

Не хотелось бы завершать на грустной ноте, но те пять лет, которые вы прожили в возрасте с пяти до десяти, равноценны по длительности периоду между 40 и 80 годами.

В общем, действуйте. Время бежит, независимо от того, веселитесь вы или нет. И будет бежать быстрее и быстрее с каждым днем.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.