Внутренние резервы организма. Физиологические резервы организма человека

Резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, в частности, тренировочной и соревновательной, можно обозначить как функциональные резервы и резервы структурные (морфологические). Функциональные резервы, это скрытые возможности организма, они заключаются:

  • 1. в изменении интенсивности и скорости энергетических и пластических процессов обмена веществ на клеточном уровне;
  • 2. в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на органном и клеточном уровнях;
  • 3. в увеличении и совершенствовании физических и психических качеств на органном уровне;
  • 4. в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • 1. Резервы биохимические, связанные с интенсивностью и экономичностью процессов обмена и их регуляций;
  • 2. резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и их нейрогуморальной регуляцией;
  • 3. резервы психологические, связанные с готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и дискомфортные, и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения созданной цели;
  • 4. Резервы педагогические (технические), связанные с количеством имеющихся двигательных и тактических навыков, к их совершенствованию и выработке новых.

Из изложения видно, что физиологические резервы относятся к органному и, системному и организменному уровню регуляции функций человеческого организма.

Под физиологическими резервами человека, в узком смысле слова, понимаются возможности органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма, уровень его работоспособности.

Материальными носителями физиологических резервов являются органы и системы органов человека, а также регуляторные механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных и двигательных (анимальных) актов.

Иными словами это обычный механизм регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления человека к изменчивым условиям внешней среды и для нивелировки сдвигов во внутренней среде, используются им в качестве резерва приспособления.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах органов (сердце, лёгкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательная, сердечно - сосудистая, выделительная и т.д.), а также о ре6зервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп между собой и с работой органов дыхания и кровообращения. Это позволяет говорить о физиологических резервах таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость.

Таблица 1.

Указанные в таблице физиологические резервы, как и все остальные, порознь взятые, способствуют достижению успеха, но не гарантируют его, т.к. для достижения спортивного успеха необходима мобилизация всех видов резервов.

Таблица 2.

Физиологические резервы не включаются все сразу. Они включаются поочерёдно и могут быть подразделены на три очереди эшелона.

Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек выполняет работу в пределах 35% своих абсолютных возможностей. Эта привычная работа выполняется свободно, без волевых усилий. При работе с нагрузкой в пределах 35 - 50% абсолютных возможностей требуются волевые усилия, и такая работа приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% абсолютных возможностей лежит порог мобилизации. За пределами этой границы остаются только автономно охраняемые резервы организма, произвольное, при помощи волевого усилия, использование которых невозможно. И, в это же время, всякое «сверхусилие» требует обращения именно к этим резервам.

Первая очередь (эшелон) физиологических резервов (35%) включается при переходе из состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Уровень работы систем (расходуемые резервы м ожет быть охарактеризован энерготратами и функциональными сдвигами, происходящими в организме при повседневной профессиональной и тренировочной деятельности.

Вторая очередь (до 50%, 2 эшелон) физиологических резервов включается в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, связанную с резкими изменениями условий внешней среды, или при изменениях во внутренней среде организма, вызванных чрезвычайными физическими усилиями, работой до произвольного отказа. Человек может усилием воли мобилизовать ещё на 15 - 20% своих резервов, но в этом случае ему угрожает травма, обморок, а иногда и смерть. Эти резервы могут быть охарактеризованы энерготратами и функциональными сдвигами при работе до отказа, т. е. при максимально возможной работе.

Третья очередь резервов включается обычно в борьбе за сохранение жизни, часто после потери сознания, во время агонии.

По размерам эти резервы составляют 65% и более абсолютных возможностей. Изучение их представляется исключительно трудным, т.к. ситуация их не может быть моделирована.

Резервы первого эшелона включаются на основе условных и безусловных рефлексов. Механизмом включения второго эшелона резервов является не только комплекс условных и безусловных рефлексов, но и волевые усилия эмоции, которые могут рассматриваться как механизм экстренной мобилизации физиологических резервов второго эшелона.

Включение резервов второго эшелона обеспечивается, скорее всего, безусловными рефлексами и обратной гуморальной связью. Во всяком случае, механизм условных рефлексов и эмоций исключается.

Приведённое деление резервов весьма условно и схематично, так как чёткой границы между резервами упомянутых эшелонов быть не может. При систематической тренировке резервы второго эшелона, которые реализуются в соревновательной деятельности, т.е. из плохо освоенных организмом в хорошо освоенные. Освоение организмом хотя бы части резервов третьего эшелона весьма вероятно для выдающихся спортсменов, устанавливающих мировые рекорды.

Значительный интерес представляет проблема активизации резервов, перевод резервов второго эшелона в первый и третьего во второй.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка (особенно с максимальными нагрузками). Вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме спортсмена, на основе которых развиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы и годы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции. Они мобилизуют резервы второго и, возможно частично третьего эшелона, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно и с чем приходится бороться.

Искусственным способом мобилизации резервов является прём фармакологических препаратов стимулирующего типа (гормонов мозгового вещества надпочечников и медиаторов симпатической системы). Опасность их применения и заключается в том, что, переводя значительную часть резервов из неприкосновенных в действующие, они могут вызвать ускоренное исчерпание резервов и гибель организма.

Весьма принципиальным вопросом в этом плане является о том, увеличивается ли объём физиологических резервов человека в результате интенсивных тренировок до отказа, или при этом увеличивается объём резервов первого и второго эшелонов за счёт объёма резервов третьего эшелона и человек подходит к грани своих возможностей. Прямого ответа на этот вопрос в настоящее время нет, но косвенные данные говорят в пользу того, что растет, не только объём резервов первого и второго эшелонов, но и общий размер резервов организма спортсмена. Можно предполагать, что так происходит, когда тренировки проводятся продуманно, с разумно нарастающей интенсивностью.

Систематичные тренировки, которые вызывают эффект экономизации функций в покое, ведут к относительному увеличению резервов первого и второго эшелона у лиц тренированных по сравнению с менее тренированными и, тем более, нетренированными людьми.

§ 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его психики. Где предел возможностей человека и когда он будет достигнут? Этот вопрос интересует каждого. Многие мыслители посвятили этому свои труды. Сократу принадлежит знаменитая фраза: «Познай самого себя». Платон, Аристотель с разных позиций рассматривали разум человека как единственный двигатель и организатор поведения. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания – знания самого себя, окружающего мира, в том числе и социального знания. Вот, если хотите, ответ на поставленный вопрос. Но так ли все просто?

В народных сказаниях из поколения в поколение передавались мифы о невероятных возможностях человека – подвиги Геракла, сила Ильи Муромца. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находиться сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близкое – публичные выступления с психологическими опытами, когда ведущий запоминает огромное количество информации, выполняет математические операции с шестизначными цифрами, с завязанными глазами находит в зрительном зале спрятанный предмет. Можно привести конкретные факты из жизни наших современников. Жизненный путь спортсмена-штангиста В. Дикуля, который в результате травмы спины оказался на целых пять лет прикованным к больничной койке, а потом… стал артистом цирка, выступающим с уникальными силовыми номерами. Он открыл известный сейчас во всем мире центр по реабилитации травм спины и конечностей.

А вот еще один факт, говорящий о необычайных возможностях человека. Во время полета отечественного космического корабля отказал маршевый двигатель. Посадка корабля за счет работы двигателей маневрирования была весьма проблематичной, корабль мог остаться на орбите и стать искусственным спутником Земли. Посадка все-таки состоялась, но в экстремальном режиме. Считалось, что организм может перенести 9-кратную перегрузку в течение 20 с, но какая-либо деятельность невозможна. Во время же посадки перегрузка была 12-кратной в течение более 2 мин, и космонавт Н. Рукавишников все это время докладывал в центр управления, что происходит на борту.

Еще один факт – из артистической биографии народного артиста И. Певцова. От рождения он был заикой, в школе не мог отвечать устно и свои ответы давал письменно. Когда он заявил близким, что хочет стать артистом, его назвали сумасшедшим и отговаривали. Тем не менее он стал артистом. Сам Певцов отмечал: «…когда творческое мое воображение было настолько сильным, что переселяло меня в какой-то другой образ, с другой судьбой, с другой манерой говорить, я делался кем-то другим, говорил текст, идущий органически от другого, как слова, ему принадлежащие. Сила воображения побеждала мой недуг».

Есть такая наука биомеханика (изучающая закономерности движения), в рамках которой также решается вопрос прогноза спортивных достижений. Каждое десятилетие ученые делают заключения о предельных возможностях спортсменов, а те постоянно их превышают. В настоящее время в рамках спортивной медицины и спортивной педагогики формируется новая научная дисциплина максимология – изучение максимальных возможностей человека.

Еще в начале века известный физиолог И. П. Павлов указывал, что перед науками о человеке стоит важная задача приумножения, развития и использования «величайших резервов нервной системы и психики». Б. Г. Ананьев, один из крупнейших отечественных психологов, определяя задачи психологии, подчеркивал, что будущее психологии – в раскрытии резервов психики, установлении принципов и механизмов их развития и реализации.

Почему, говоря о возможностях человека, говорят о его резервах и прежде всего имеют в виду резервы психики? Попытаемся разобраться.

Вопрос о резервах тесно связан с принципами и механизмами функционирования организма, поведения и деятельности человека. В основе существования любого вещества лежит закон сохранения целого (закон самосохранения). Нужно добавить, что без энергии, без энергетического обеспечения ничто и никто существовать не может. Реализуется самосохранение благодаря механизмам приспособления. Принципы приспособления в живой и неживой природе разные. В неживой материи – это принцип устойчивого статического равновесия. Камень до тех пор является камнем (т. е. сохраняет свою целостность), пока силы молекулярного взаимодействия могут противостоять силам внешнего воздействия (закон Гука – сила действия равна силе противодействия).

В основе же существования, жизнедеятельности живого организма заложен иной принцип – принцип устойчивого динамического неравновесия. Суть этого принципа заключается в постоянном неравенстве энергетических потоков. Максимальная активность животного наблюдается не в период, когда он сыт, полон сил и энергии, а когда испытывает голод. С системных позиций живой организм рассматривается как самонастраивающаяся система. Особенность такой системы также заключается в том, что она в своем функционировании стремится к так называемому равновесному состоянию (равенству потоков накопления и расходования энергии), но никогда в таком состоянии не оказывается. Это главное условие ее существования. Вегетативная нервная система отвечает за энергетические процессы в организме. В живом организме функционируют две энергетические системы. Функция экзогенной системы заключается в расходовании энергии, эндогенной накоплению. Их энергетические потенциалы никогда не бывают равны. В каждый конкретный момент времени в организме преобладает один или другой потенциал. Превышение одного потенциала включает механизм другого. За это отвечают процессы гомеостаза. Это одно из главных проявлений самосохранения, заключающееся в принципе активности (в биологии этот принцип называется принципом развития). Чем больше израсходовано энергии, тем интенсивнее начинают работать механизмы ее накопления. Поскольку биохимические процессы весьма инертны, энергетический потенциал не только восстанавливается, но и превышает исходный (явление сверхвосстановления). На использовании этого принципа строится тренировочный процесс спортсменов, этим обеспечивается повышение уровня функциональных возможностей.

Принцип активности имеет одну особенность. Любая активность – это удовлетворение потребности. Специалисты выделяют потребности биологические (организма) и социальные (личности). Наивысшей считается потребность самореализации, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Отметим, что в мифах проявляется не что иное, как потребность человека в самореализации.

Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Цель, которую мы достигли, в дальнейшем нас уже не устраивает, мы стремимся к новому. Вспомним детей, их отношение к игрушкам, их тягу к новому, в том числе в учебе. У взрослых то же самое: как только мы приобрели что-то, достигли чего-либо, через некоторое время нас уже это не устраивает, мы стремимся к новым достижениям. Все это проявления принципа активности.

Возможности человека стали предметом научного изучения лишь в последние пятьдесят лет, и связано это с развитием техники и деятельностью человека во все усложняющихся условиях. Приведем два высказывания основоположника отечественной кибернетики академика А. И. Берга, характеризующие эволюцию представлений о возможностях человека: «будущее за разумными автоматами» и «какие бы функции ни выполняла техника, принятие решения всегда будет за человеком». Первое относится к 50-м, второе к 70-м годам прошлого столетия.

Развитие возможностей заложено в самой природе человека и прежде всего в его активности. Все главы настоящего учебника, по своей сути, раскрывают механизмы и особенности активности человека. В данной главе назовем определяющие слагаемые активности – задатки, интерес, социальное окружение, которое может поддерживать, а может и отвергать конкретную активность человека, и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности). Вот слагаемые активности, самореализации потенциальных возможностей. 25-летний опыт полетов в космос привел специалистов к заключению, что для того чтобы летать в космос, не нужно обладать какими-то неординарными способностями; необходимо иметь хорошее здоровье и целеустремленность, т. е. устойчивые мотивы к этой деятельности.

§ 35.2. РЕЗЕРВЫ В РАЗВИТИИ

Термин «резервы» применительно к человеку заимствован из теории надежности. Резервирование – главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяется структурное и функциональное резервирование. Под структурным резервированием понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы, избыточность (наличие нескольких вариантов взаимодействия между элементами системы управления) и дублирование (автопилот самолета представляет собой тройную систему автоматического управления полетом, которая работает по принципу согласованности). Под функциональным резервированием понимаются те диапазоны условий, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. В этом случае говорят о технических характеристиках системы, т. е. о функциональных возможностях техники.

Такой принцип можно использовать и для анализа резервированности человека. Структурное резервирование человека исчерпывающе показано в нейрофизиологической и физиологической литературе. Приведем лишь некоторые примеры. При многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работают лишь доли процента общего количества нейронов. Правое и левое полушарие, с одной стороны, выполняют разные функции, с другой, в случае необходимости, каждое может взять на себя функции другого полушария. В качестве примера можно привести также огромное количество проводящих нервных путей, парность органов нашего организма и др.

Функциональное резервирование, как уже сказано, тесно связано с функциональными возможностями. Строго с научной точки зрения под функциональными возможностями понимается тот предельный уровень интенсивности физиологических процессов, при котором сохраняется константность их функционирования. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере теста функциональной пробы. Суть теста заключается в выполнении дозированной физической нагрузки (например, работа на велоэргометре) и регистрации физиологических показателей. Самый простой показатель – это частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС измеряется до работы и в процессе работы на велоэргометре. По мере нарастания усталости пульс убыстряется, но частота сокращений остается постоянной (в медицине это называется адекватной реакцией на нагрузку). Наконец, наступает такой момент, когда начинает наблюдаться резкое скачкообразное изменение ЧСС (неадекватная реакция – организм не может адаптироваться к условиям, происходит рассогласование в функционировании его систем). У тренированных спортсменов предел адекватной реакции по показателю ЧСС достигает 220–250 ударов в минуту. У здоровых людей, не занимающихся физической культурой, – 120–150 ударов в минуту.

В более широком смысле функциональные возможности – это способность человека выполнить ту или иную работу с учетом его знаний, умений, навыков. Мы часто слышим, что предела возможностей человека не существует, они беспредельны. Если говорить о человечестве, то история показывает все расширяющиеся возможности человека, в основе которых лежит опыт всех предыдущих поколений. Но если иметь в виду конкретного человека, то все-таки предел развития существует – это так называемые потенциальные возможности человека, слагаемые которых заключены в задатках, способностях и одаренности. Пределы развития возможностей человека изучаются на уровне биохимических, нейрофизиологических и физиологических процессов, но центральной проблемой является изучение возможностей психики. Как показано в первых главах учебника, психика осуществляет регуляцию взаимодействия организма человека с окружающей средой. Психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Вот почему развитие возможностей прежде всего связывается с резервами психики. Резервы психики – это нереализованные возможности. Ученые считают, что современные люди реализуют свой потенциал в среднем на 30–40 % и лишь некоторые – на 50–60 %.

Развитие возможностей складывается из двух составляющих. Это естественный механизм роста, развития организма и психики в период созревания (до 18–23 лет) и целенаправленная деятельность человека (подробно этот вопрос описан в гл. 11 и особенно в § 11.7 «Потенциалы человеческого развития»). Здесь же остановимся на факторах, сопутствующих развитию психических функций, развитию возможностей человека.

Каждый знает, как важна физическая культура в развитии ребенка. Действительно, занятия физическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, координацию, интенсифицируют обменные процессы и тем самым способствуют росту ребенка. Но есть одна особенность движения. Мы можем выполнить движение только при соответствующей работе психических процессов – ощущений, восприятия, внимания и др. С другой стороны, движение, двигательная активность способствует развитию абсолютной и дифференциальной чувствительности (см. гл. 4), на фундаменте которых строится вся психическая сфера человека. Более подвижные дети начинают раньше ходить, говорить, читать, потому что у них лучше развиты абсолютная и дифференциальная чувствительность.

В последние два десятилетия резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы начальных классов. Причин много, но следствие заключается в отставании психического развития. Родители приглашают репетиторов, дети посещают подготовительные группы, модным стало обращаться к психотерапевтам. Анализ же показывает, что современные дети двигаются в 2–3 раза меньше детей 50-60-х годов. И в значительном числе случаев отставание развития психики ребенка связано с недостаточной двигательной активностью. Сегодня психологическая наука располагает данными, как с помощью специально подобранных двигательных упражнений способствовать развитию конкретных психических функций – внимания, памяти, мышления. Психологи ведут исследования, помогающие понять, как с помощью двигательных упражнений развивать психические функции у людей с нарушениями психической сферы от рождения или в результате полученной травмы.

На этом роль и значение движения не ограничиваются. Каждый хорошо знает, что реализация возможностей человека во многом зависит от того, в каком состоянии он находится, – усталый или отдохнувший, здоровый или болезненный, бодрый или вялый. Известный спортивный психолог Р. М. Загайнов в одной из своих книг описывает работу с А. Карповым. Он пишет, как трудно было ему заставить чемпиона мира каждый день по 40 минут заниматься спортом. И только после ряда поражений Карпов изменил отношение к физической культуре и стал рассматривать функциональную подготовку как обязательное условие как в период подготовки к шахматным турнирам, так и во время турниров для сохранения состояния мобилизованности.

С возрастом функциональные возможности снижаются. Наука геронтология располагает массой фактов высокого физического и умственного потенциала людей преклонного возраста, и во всех случаях эти люди большое внимание уделяли физическим упражнениям. И. П. Павлов как директор физиологического института организовал для сотрудников обязательные регулярные занятия физкультурой, сам всю жизнь занимался городками. Народный артист И. В. Ильинский до 80 лет увлекался коньками. Известный авиаконструктор О. К. Антонов в 70-летнем возрасте играл на уровне 2-го разряда в теннис. Таких примеров можно приводить много. Физическая культура, двигательная активность действительно являются эффективнейшим средством сохранения соматического и психического здоровья, поддержания и повышения функционального тонуса, продления активного периода жизни человека, активности жизненной позиции.

Остановимся на деятельности как факторе развития возможностей человека. Психологи классифицируют деятельность на три вида – игра, учеба и труд. В предыдущем параграфе мы показали, что в основе жизнедеятельности лежит активность. Если активность рассмотреть в возрастном аспекте, то в детском возрасте это преимущественно спонтанная, непознаваемая (непроизвольная) активность. Направленность активности ребенка, как правило, связана с задатками (биологически детерминированная предрасположенность к чему-либо). Если понаблюдать за играми детей, то можно увидеть, что одни дети предпочитают одно занятие, другие – другое. Ребенок предпочитает заниматься тем, что лучше у него получается. Так формируются интересы – это этап осознания своей активности, ребенок может сказать, «почему он этим занимается». Следующий шаг осознания своей активности – это ответ на вопрос «для чего я это делаю». Так формируется осознание цели деятельности. В спортивной педагогике существует определенная схема формирования у начинающего спортсмена, еще ничего не достигшего в спорте, так называемой «далеко отставленной цели» – например выступление на Олимпийских играх. Главным условием формирования цели является личностный смысл тех результатов, к которым стремится человек. Достижение цели становится смыслом жизни человека на данном этапе жизни. Чем сложнее достижение цели, тем значимее она для человека. Все приводимые в настоящей главе примеры имеют одно общее – цель, к достижению которой стремится человек, имеет для него личностный смысл и определяет смысл жизни на определенном временном отрезке. Это могут быть минуты в экстремальных ситуациях, годы жизни в профессиональном труде. Вспомним, что такое талант – способности плюс труд, труд и еще раз труд.

§ 35.3. РЕЗЕРВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резервирование – основополагающий принцип надежного функционирования техники, деятельности человека. Ни техника, ни человек на максимуме своих возможностей выполнять свои функции не сможет. Если мост рассчитан на максимальную нагрузку в 30 т, то движение транспорта будет ограничено весом 20 т. Американские автомобили с большой мощностью двигателя изготовляются не для того, чтобы ездить со скоростью 200 миль в час, а для долговечности и надежности работы мотора. То же самое касается и человека. Резервирование возможностей человека является классической проблемой инженерной психологии, изучающей человека в условиях профессиональной деятельности. Эта проблема встала в период интенсивного внедрения в труд человека автоматизированных и автоматических систем управления.

Вернемся к высказыванию академика А. И. Берга: «будущее за разумными автоматами». Считалось, что человек со своими ограниченными возможностями проигрывает технике – медленнее считывает информацию, хуже запоминает и при этом забывает, долго принимает решение и т. д. Оказалось не совсем так. В одном исследовании изучался объем информации, которую может одновременно воспринять шахматист. На доли секунды ему предъявлялась шахматная композиция, которую он должен был воспроизвести. Результаты оказались плачевными, шахматисты ничем не отличались от контрольной группы испытуемых, нешахматистов. Однако при этом было замечено, что хотя шахматисты не могли воспроизвести композицию, но говорили: «Белые дают мат в два хода». Оказывается, человек перерабатывает информацию не формализованными единицами, битами, а смысловыми. При корректорской работе единицей информации является буква, пробел, знак препинания, при чтении научной литературы – научный факт, идея. 20 лет устраиваются матчи между чемпионами мира и шахматными компьютерами. В 1997 г. компьютер выиграл у Г. Каспарова, но потом оказалось, что компьютеру помогали гроссмейстеры. Разразился скандал.

В отличие от технических устройств человек воспринимает информацию не только от формальных источников информации, но и неформализованных – вибрации, шумы и т. д. В 70-х годах английские авиакомпании стали использовать автоматические системы управления самолетом на самом сложном этапе полета – посадке. И оказалось, что в тех случаях, когда техника отказывалась управлять самолетом, пилот не успевал взять на себя управление, ему необходимо было время, для того чтобы включиться (вработаться) в процесс управления. В последующем отечественными психологами была сформулирована концепция «активного оператора». Человек постоянно должен быть включен в процесс управления, но перегружать его профессиональными обязанностями так же чревато, как и не догружать. Где же решение? В резервировании возможностей человека.

Еще на заре автомобилестроения братья Форд организовали сборку автомобилей на конвейере. Производительность возросла, но увеличился брак. Снижение скорости движения конвейера позволило снизить процент брака. Сегодня установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65–75 % возможностей человека. Таким образом, 25–35 % текущих возможностей резервируется. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Это, так сказать, внешняя сторона организации деятельности, реализации возможностей человека.

Показатели деятельности человека зависят не только от организации его труда, но и от функционального и психического состояния. Под функциональным состоянием понимается комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Функциональное состояние тесно связано с возможностями человека и актуализацией в данный момент психофизиологических ресурсов индивида для выполнения определенного поведенческого акта в конкретных условиях. Актуализация ресурсов, регуляция внутренних процессов в организме, поведение и деятельность человека полностью детерминируются психическим состоянием. Психическое состояние рассматривается как результат приспособительной реакции психики человека в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата и проявляющийся в степени мобилизации возможностей. Психическое состояние – это интегральная характеристика психики человека в конкретный момент времени. От того, в каком психическом состоянии находится человек, зависит протекание всех процессов регуляции функционирования организма (биохимических и физиологических), психических процессов (ощущения, память, мышление, эмоции и др.)» зависит степень выраженности проявления свойств личности человека (тревожность, агрессивность, мотивационные установки и др.). Психическое состояние характеризуется двумя совокупностями переменных – объективными и субъективными.

Объективные составляющие психического состояния – это характеристики протекания психических процессов, ответственных за выполнение деятельности. Интегральным проявлением объективных составляющих является уровень активированности всех систем организма. В этом смысле под активацией понимается «степень энергетической мобилизации». Все состояния человека можно разделить на две группы – состояние адекватной мобилизации (адекватная реакция) и состояние динамического рассогласования (неадекватная реакция). Адекватная мобилизация характеризуется полным соответствием напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями. В случае состояния динамического рассогласования наблюдается реакция неадекватной ситуации или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные, т. е. имеющиеся в наличии возможности человека.

Одним из простых методических приемов оценки уровня активации является биоэлектрический потенциал (БЭП), измеряемый с помощью двух контактных пластин, прикладываемых к поверхности кожи руки. Исследования, проведенные на легкоатлетах-спринтерах, показали, что в состоянии полной мобилизации у мастеров спорта уровень активации по отношению к фону, измеряемому в спокойной обстановке, повышается до 400 %, у разрядников – до 200–250 %, а у неспортсменов превышение уровня активации на 150 % приводит к снижению продуктивности деятельности. В тех случаях, когда у спортсменов регистрировалось превышение указанных диапазонов (были случаи повышения уровня активации до 500–700 %), спортивные результаты у них снижались. Из приведенного примера следует одно заключение. Степень реализации функциональных возможностей осуществляется за счет повышения уровня активации. Чем больше функциональные возможности, тем выше должен быть уровень активации для их реализации. Вот конкретный пример адекватной и неадекватной мобилизации возможностей человека. Само по себе увеличение значения уровня активации ничего не дает, необходимо приучать функциональные системы организма согласованно функционировать при таких высоких уровнях активации. Это достигается только упорным трудом. Автор был свидетелем, как будущий Олимпийский чемпион 1972 г. по прыжкам в высоту Ю. Тармак на тренировках выполнял прыжковые упражнения на координацию движений с интенсивностью ЧСС 270 ударов в минуту только потому, что в момент прыжка на максимальную высоту сердце билось с частотой 250 ударов. Задача таких тренировок заключалась в формировании навыка контролировать свои движения при такой интенсивности функционирования организма.

Подводя итоги разговора о резервах человека в деятельности, нужно выделить два аспекта. Первый – повышение функциональных возможностей (а более широко следует говорить о профессиональных возможностях) есть процесс структурного резервирования возможностей, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй – в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием оптимального резервирования возможностей следует считать величину 25–30 % максимальных возможностей человека.

§ 35.4. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ

Главный прием активизации неиспользуемых резервов организма и психики, а их предостаточно, заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. Вспомните слова Ф. Энгельса: «Труд сделал человека человеком». Наивысшая потребность человека – это самореализация потенциала, заложенного в каждом из нас. В последнее десятилетие психологи занялись изучением явления самоактуализации. Научные факты показывают, что самоактуализация реализуется в профессиональном и социальном статусе человека, в удовлетворенности теми личными достижениями, которые достиг человек, уверенности в себе. Сейчас, в период социальных преобразований российского общества, это наиболее актуально. Исследования показывают, что сегодня до 80 % россиян неудовлетворены тем, как они реализуют свои возможности. Здесь заложен потенциал, резерв в масштабах страны. Раскрытие потенциала людей в масштабах общества – дело длительное. Оно связано с преобразованием самого общества, устройство которого или способствует или ограничивает реализацию потенциала человека. Но начинать надо с самого себя, с отношения к себе, своим возможностям, с отношения к устройству общества и своей роли в его преобразовании.

Говоря о раскрытии потенциала конкретного человека, следует выделить следующее. Многое в нашей жизни – поступки, дела, планы – зависит от нашего настроения. Сколько раз каждый из нас отказывался от какого-либо дела, говоря: «Нет настроения». Наше настроение – это проявление субъективных составляющих психического состояния, о которых мы уже упоминали выше. Переживания возбуждения, тревоги, раздражительности, апатии, подавленности, усталости, пресыщения и т. д. существенно сказываются на результатах деятельности. Умение управлять, контролировать свое состояние – очень мощный фактор реализации своих возможностей. Каждому в школьные и студенческие годы приходилось участвовать в соревнованиях. И в тех случаях, когда удавалось справиться с предстартовым волнением, выступление приносило если не первые места, то удовлетворенность собой, спортивным результатом. А кто не сидел последние дни перед экзаменом по 15–20 часов в сутки, не чувствуя усталости? Вот примеры управления своим психическим состоянием. В психологии это направление называется приемами психической саморегуляции состояния. Для умения управлять своим состоянием нужно научиться чувствовать себя. Существуют разные методы обучения приемам саморегуляции, в основе которых лежат упражнения для психомышечного расслабления и мобилизации. В более широком плане управление своим состоянием, прежде всего своими эмоциями, называется психологической культурой. Психологическая культура – это в том числе образ жизни, организация жизнедеятельности и общественной деятельности.

В процессе деятельности, напряженной работы энергетический потенциал расходуется, человек устает. Еще И. П. Павлов для восстановления работоспособности определил «принцип активного переключения» – переключения на другой вид деятельности. Восстановление функциональных возможностей связано с обменными процессами. Установлено, что при выполнении функциональной нагрузки с частотой сердечных сокращений в диапазоне 100–120 ударов в минуту наиболее интенсивно происходит восстановление функциональных возможностей. Идеальным можно назвать состояние функциональной и психической свежести. В таком состоянии человек может «горы свернуть».

В заключение сделаем главный вывод. Резервы психики заключаются, с одной стороны, в нереализованных потенциальных возможностях человека. С другой, для полного раскрытия имеющихся возможностей необходимо резервирование интенсивности функционирования психики человека. Раскрытие потенциала человека зависит от него самого, от его активности. Но при этом нужно знать принципы и механизмы функционирования систем организма и психики, проявления психологических особенностей человека. В науках о человеке сформулированы общие принципы, определены механизмы, но в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Этим занимаются практические психологи.

§ 35.5. АКТИВИЗАЦИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Одной из основополагающих идей практической психологии XX в. является идея о возможности изменить черты личности, определенные при зачатии, рождении или воспитании ребенка. Альфред Адлер в 1907 г. сформулировал эту мысль в названии книги «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации». Наблюдая за людьми с соматическими дефектами, Адлер убедился, что они могут полностью или почти полностью компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, но он указал и на то, что процесс компенсации может происходить в сфере психического.

В современной психологии именно изменения в эмоциональных состояниях, качестве отношений к себе и другим людям, поведенческих и когнитивных стереотипах, ценностных ориентациях являются объектом исследований и целью практической работы психолога. Тот способ, каким люди самостоятельно компенсируют нехватку эмоционального тепла, недостаток знаний и поведенческих стереотипов, несоответствие принятым ими ценностям, зачастую является неприемлемым с социальной точки зрения и неэффективным с точки зрения достижения субъективной цели.

Таким примером могут быть результаты исследований неконтролируемой покупательской активности, проведенных в 1996 г. во Франции (Lejoyeux). Французские исследователи показали, что неконтролируемое покупательство может быть понято как «компенсаторное покупательство», которое временно облегчает депрессивные симптомы. В исследовании английских психологов (Babbage) изучался вопрос о том, может ли музыка служить компенсацией удовлетворения эмоциональных потребностей – сравнивались группы студентов, обучавшихся музыке и психологии. Был получен положительный ответ на вопрос, связана ли музыкальная восприимчивость со степенью блокированной способности к близким отношениям, у студентов-музыкантов и отрицательный – на наличие такой связи у студентов-психологов. Т. е. субъекты, испытывающие затруднения в реализации способности к близким отношениям, могут выбрать для себя более легкий, но не эффективный путь компенсации этой потребности – через занятия музыкой; Фрейд обозначал этот процесс как сублимацию.

Примером другого результата реализации компенсаторных возможностей человека является исследование американских психологов (Copeland, Mitchell), в котором изучалось компенсаторное влияние поведения воспитателей дошкольных детских учреждений на детей, чьи отношения с матерями не были достаточно теплыми и безопасными. Воспитатели, которые вели себя доверительно по отношению к детям, чье поведение было социально ориентировано и чьи эмоции были позитивны, смогли частично компенсировать для детей дефицит общения с матерями.

В литературе описан случай (Wilson) амнезии у 32-летнего мужчины, пережившего травму мозгового кровообращения в 20 лет. За счет чрезвычайно интенсивного развития общих интеллектуальных функций, исполнительских навыков, процессов восприятия пациент смог разработать изощренную мнемоническую систему, которая компенсирует большинство из возникающих проблем с памятью.

С развитием в 80-х годах XX в. такого направления в практической психологии, как психология здоровья (психология здорового человека), перед психологической наукой заново встали вопросы о том, каким образом определить результат работы психолога с клиентом и на что будет направлена работа практического психолога.

Американскими исследователями (Strupp, Hardley; Strupp) были определены три области, изменения в которых являются желательными как результат работы психолога: изменения в социальной адаптации (В), изменения в индивидуальной самооценке собственного состояния (W), изменения в оценке профессионального психолога (S) (см. табл. 14).

Таблица 14

§ 35.6. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека путем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после сна и зевоту. Когда эмоционально возбужденный человек судорожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, «играет желваками», бессистемно передвигается «не находя себе места» от волнения, то фактически этим осуществляется подсознательная саморегуляция состояния через воздействие на мышцы. Хорошо известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление особенностями дыхания, вниманием (отключение, переключение, рассредоточение) и т. д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизиологического состояния – аутогенная тренировка (AT).

Немецкий врач Й. Г. Шульц практиковал лечение различных невротических расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги.

Он задался следующим вопросом: как, сохранив лечебные возможности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использования пациентами? Как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?

В создании методики AT решающую роль имели два наблюдения, сделанные Шульцем при изучении дневников, которые вели его пациенты. В этих дневниках они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах сеанса гипноза. При этом обнаружилось следующее.

1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно появляются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала доминирует ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение). Позднее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение).

2. Пациенты, повторявшие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызывать у себя дремотное состояние, аналогичное гипнотическому. Делалось это путем повторения некоторых ключевых фраз, наиболее запомнившихся им при гипнотизации.

Во-первых, мысленное повторение пациентом специальных словесных формул является эффективным средством самовоздействия. Во-вторых, динамика ощущений тяжести и тепла может использоваться пациентом для управления саморасслаблением. Позднее было установлено, что ощущение тяжести возникает при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла является результатом снижения тонуса мышц, регулирующих пропускную способность кровеносных сосудов.

В 1932 г. увидело свет первое издание книги , посвященной новой психотерапевтической методике «самогипноза» (AT), которая должна была помочь пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением. Методика AT слагается из двух ступеней – высшей и низшей. Широкую популярность получила только низшая ступень AT. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. Поэтому под аббревиатурой AT нами будет далее обсуждаться именно ее низшая ступень.

AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое упражнение предполагает воздействие на определенные систему органов или орган. Перечислим их (в скобках указаны вызываемые в ходе упражнения ощущения):

1) создание установки на отдых и расслабление;

2) глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести);

3) расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);

4) формирование успокаивающего ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);

5) снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение тепла в левой руке и левой половине грудной клетки);

6) активизация парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота);

7) устранение гипертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (ощущение легкой прохлады в области лба).

Все упражнения AT разучиваются последовательно, одно за другим. Считается, что в среднем одно упражнение требует двухразовых тренировок ежедневно в течение двух недель. К работе с последующим упражнением целесообразно переходить только при полном усвоении предыдущего.

Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощущение вызывается быстро, переживается отчетливо и является устойчивым к внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство позы) и внешним (шум, свет) помехам. Курс обучения AT составляет 3–4 месяца.

Непосредственно ощутить полезность AT легче в состоянии сильного утомления. Следует помнить, что периоды максимального утомления имеют закономерные суточные колебания. Снижение работоспособности отмечается в следующие часы суток: 0–2, 4–6, 8-10, 12–16, 18–20.

Длительность каждой отдельной тренировки определяется тем, насколько развито внимание обучающегося. Тренировка продолжается, пока внимание свободно и без волевых усилий удерживается на ощущениях от тела. В начале обучения длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего от 1 до 5 мин.

Начинать самостоятельное изучение AT лучше в комфортных внешних условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном либо сразу после просыпания). Днем комфортными являются: тишина и полумрак в помещении, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутствии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. Кресло должно быть умеренно жестким: до некоторого предела с увеличением жесткости поверхности, на которой расположено тело, увеличивается и скорость расслабления мышц. Положение рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, «закинутые» за голову при расслаблении лежа, и т. д.

При освоении упражнений AT полезно использовать успокаивающее звуковое сопровождение. В настоящее время в продаже представлены несколько наборов лазерных дисков с записями разноплановых природных звуков: «Звуки природы», «Natures Magic», «The Sound of Nature» и др. Из классического музыкального репертуара для включения в упражнения AT в качестве успокаивающего средства рекомендуются: И. С. Бах Прелюдия до мажор, Прелюдия ми минор; В. А. Моцарт «Ночная серенада» (ч. 2), Симфония № 40 (ч. 2), Скрипичный концерт соль мажор (ч. 2), Симфония ля мажор (ч. 2); Л. Бетховен Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль мажор, Романс для скрипки с оркестром фа мажор; Ф. Шуберт Неоконченная симфония (ч. 2); Р. Шуман Фантастические пьесы, «Вечером».

Упражнениям AT соответствуют формулы: «Я абсолютно спокоен», «Моя правая рука тяжелая», «Моя правая рука теплая», «Мне дышится свободно и легко», «Сердце бьется спокойно и ровно», «Солнечное сплетение излучает тепло», «Мой лоб приятно прохладен». На занятии каждая формула мысленно проговаривается обучающимся (размеренно и неторопливо) 6–8 раз подряд с небольшими паузами.

Действия, рекомендуемые в AT для облегчения расслабления, весьма просты: принять удобную, максимально расслабленную позу; по возможности отбросить посторонние мысли; закрыть глаза; сосредоточить все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандартные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Их примерами могут служить тяжесть в мышцах после продолжительной интенсивной физической работы; согревание рук, опущенных в ванну с горячей водой или открытых лучам яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он, озябший и усталый, пришел с улицы и с удовольствием отобедал.

Управление вниманием заключается в его сосредоточении на телесных (преимущественно мышечных) ощущениях, в последовательном переключении с одной части тела на другую. Сосредоточение на мышечных ощущениях резко сокращает силу внешней стимуляции и тем самым снижает активацию нервной системы и, следовательно, мышечного аппарата. Сосредоточенность на отдельном участке тела (например, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность, помогает обнаруживать и расслаблять непроизвольно напряженные мышцы.

Проговаривание словесных формул заключается в мысленном размеренном повторении очень простых по содержанию фраз. Это действие чаще всего ассоциируется с понятиями «внушение» и «самовнушение». На самом же деле главная функция проговаривания заключается в облегчении управления вниманием, которое достигается путем:

1) четкого указания области тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: «моя правая рука…»);

2) напоминания характера ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих («…тяжелая»);

3) «забивания» внутренних помех расслаблению: посторонних мыслей, образов, переживаний; смягчения выраженности непривычного поначалу «умственного вакуума».

Образные представления состоят в возможно более ярком и четком мысленном «видении» таких ситуаций, которые объективно настраивали бы на покой и отдых, а также были бы в жизненном опыте связаны с переживанием желательных ощущений (тяжести, тепла).

Благодаря трем описанным действиям прежде всего происходит общее снижение непроизвольного мышечного тонуса и, что самое главное, расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых повышен по сравнению с остальными мышцами. При переживании эмоций среди прочего появляется специфический «рисунок» повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, то обязательно есть и ее «мышечный рисунок». Однако, с другой стороны, эмоция только тогда сохраняется, когда организм способен ответить мышечными реакциями, соответствующими этой эмоции. Не получая мышечного подкрепления, эмоция обязательно затухает. Благодаря этой закономерности делается возможным один из важнейших путей самовоздействия на психофизиологическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. Посредством аутогенного расслабления обучающийся стирает «мышечные рисунки» своих негативных эмоций, испытывая в результате этого эффект «успокоения».

При упражнениях AT минимизируются энергозатраты на поддержание мышечного тонуса, выключаются из работы участки мозга, отвечающие за осознанное отражение окружающего мира, интенсивно протекают пищеварительные процессы, что в совокупности ведет к наиболее быстрому отдыху мышечной и нервной систем и составляет основу эффекта «восстановления».

Дальнейшее углубление расслабленности, снижение уровня бодрствования при сохранении элементов самоконтроля и контакта с внешним миром благоприятствуют ослаблению критичного отношения к информации, поступающей в мозг, и служат основанием для внушения и самовнушения, составляющих эффект «программируемости».

При длительном использовании методики AT отмечаются также некоторые устойчивые психологические изменения. В качестве ведущих здесь можно отметить снижение личностной тревожности и нейротизма, а также повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоконтролю.

На физическом уровне к устойчивым последствиям использования приемов AT относятся показатели здоровья. В рамках групповых занятий AT с работниками производства у них установлены: сокращение средней заболеваемости работников на 35 % по количеству больничных листов и на 45 % по количеству дней трудопотерь. Наиболее выраженное снижение заболеваемости обнаруживается по язвенной болезни желудка, несколько меньше – по ишемической болезни сердца и прочим сердечно-сосудистым заболеваниям. Нервно-психические расстройства сократились на 33 % исходного количества по числу больничных листов.

Здравствуйте дорогие друзья! С вами Елена Рувье.

Сегодня, я хочу с вами затронуть тему о том как работают самоисцеление и скрытые резервы нашего организма.

А вам хотелось бы обрести железное здоровье? Или даже титановое, чтобы не ржавело! Тогда, эта статья для вас!

Полное здоровье

Этот интересный феномен называется гомеостаз и является неотъемлимой частью всех живых существ. Ведь наша температура и давление регулируются, а наши раны заживают! Также, мы способны выздоравливать.

Так вот, это всё происходит благодаря гомеостазу, или свойству всех живых существ регенерироваться. Нашему организму свойственно возвращаться в состояние равновесия, при котором делается наименьшее количество усилий и энергозатрат .

По идее этот принцип должен срабатывать на все 100, а это означало бы что мы бы с вами самоисцелялись при любой микробной атаке!

К сожалению, дурные привычки постоянно подрывают равновесие и гармонию в организме.

А что для вас означает «Состояние полного здоровья» ? Для меня — это такое здоровье, что даже если все вокруг болеют и кашляют, например, вы продолжаете жить как жили, ничем не заражаясь! Вам это кажется утопически? Не торопитесь делать заключений, ведь я уже такого состояния добилась!

Бывало несколько раз, зимой, что все коллеги вокруг меня кашляли и чихали, а мне — всё как слону дробинка! Почему? Потому что я провела кое-какие расшлаковочные процедуры , и мне удалось так очиститься, что микробам просто больше негде у меня поселиться!

Если нету кучи токсинов ни в межклеточном пространстве, ни в крови, ни в лимфе, ни в кишках, ни в печени, ни в лёгких, ... В таких условиях, все процессы в организме протекают отлично, эффективно .

Как помочь своему телу очиститься?

Для этого, нужно нейтрализовать максимум нарушителей порядка:


Для некоторых из вас, это получается конечно очень много изменений, но всё же лучше знать как идеально жить, чтобы потом как можно ближе приблизится к этому.

Ведь здоровая среда принесёт нам здоровые элементы для тела , и это отлично повлияет на очистку нашего организма.
Глотая качество, мы получаем качество! Логично!

Если сравнить аналогично, когда мы поранились, мы ведь не будем ковырять рану или заливать её раздражающими продуктами? Надо её оставить просто в покое , и организм обо всём позаботится.

До определёного возраста, с гомеостазом у нас особо проблем не имеется. Ведь тело развивается.

А вот когда накапливается слишком много токсинов в организме, начинаются дегенеративные процессы. После долгих лет плохих привычек, приходится нам за них платить! Будь то климакс, ожирение, аллергия, диабет, ... всё это нарушения внутреннего равновесия в организме! А любое нарушение гомеостаза — это уже болезнь, то есть ненормальное состояние.

Вы может находите это нормально, что все люди стареют, изнашиваются, начинают всё больше и больше болеть? А я — нет! Эти проблемы не естесственны для нас, надо просто изменить кое-какие привычки...

Тут, я вспоминаю одного знакомого, заядлого курильщика, который на это всё отвечал: "Наш мир итак загрязнён! И все равно мы все умрём в конце концов! "
Но разве надо этот момент приближать?
Разве надо наработать кучу болячек и мучаться в последние годы своей жизни? Разве надо доводить своё тело до полной деградации?
Лично я без этого обойдусь! Мне предпочтительней жить в полное удовольствие до самого последнего, безболезненного вздоха!

Почему чем старше человек, тем дольше у него заживают раны и переломы?

Конечно, я имею в виду людей, которые вели «цивилизованный» образ жизни, как принято у большинства народов северного полушария.

По моему мнению, мы ещё совсем не старые в 70-80 лет . Наши органы могли бы гораздо дольше продержаться, если бы мы имели бы лучшие привычки. На мой взгляд, можно и в 100 лет жить и радоваться, ни в чё себе не отказывая!

Так вот, почему оздоровление проис ходит всё медленней и медленней с возрастом?

Зашлакованность организма

Во первых, тело всё больше и больше наполняется токсинами, которые мешают телу эффективно функционировать . Чем дольше мы живём, тем больше токсинов накапливаем и тем медленнее проходят все процессы в теле!

Проводить регулярные расшлаковки — это супер-привычка супергероев ! Все, кто заботится о своём здоровье должны были бы внедрить её в свои привычки! Конечно, не ожидайте быстрых, «волшебных» результатов. Следуя плохим привычкам, мы годами загрязняем организм, так что и очиститься он тоже не сразу!

А вы проводите регулярные чистки организма? Расскажите мне о них в комментариях и опишите, какого результата они вам помогли добиться.

Обязательно меняйте свои привычки, если вы хотите изменений в жизни. Но только делайте это постепенно . Слишком быстрые изменения могут привести к неприятным расшлаковочным кризисам . Наблюдайте за реакциями вашего тела и делайте так, как вам идёт: иначе вы рискуете себе навредить!

Нарушение обмена веществ

Живя с плохими привычками, мы, как я уже говорила, зашлаковываем наш любимый организм. Когда токсины откладываются между клетками , они мешают их комуникации . Таким образом, сигналы и вибрации, которые излучают клетки, воспринимаются всё слабей и слабей.

К тому же, часто нарушается работа эндокринных желез, которые не производят гормоны так как положено природой (бывает слишком много, а бывает и слишком мало). А ведь от этих гормонов зависят ещё и другие процессы... Так, цепной реакцией , нарушаются фукции организма.

Стресс, негативный настрой, а также гормональные препараты очень способствуют этим нарушениям!

Итак, в завершение, я напоминаю, что гомеостаз — это природное свойство для всех живых существ . Если он не работает как надо, это ещё не значит что ситуация безисходна !

Оздоровляя и очищая организм, а также заменяя вредные привычки на полезные, мы можем полностью восстановить былое могущество нашего организма!

Хорошая доза силы воли, целеустремлённости и осознанности вам отлично поможет достичь желанного результата!

На этом, моей статье конец. Буду рада если вы поделитесь своим мнением и опытом в комментариях. Также, подписывайтесь на обновления блога и делитесь статьёй с вашими друзьями в соцсетях.

До скорого на блоге elenarou. Да пребудет с вами Сила!

Притчу о том, как в банку со сметаной попали две лягушки, слышали, вероятно, многие:

одна лягушка смирилась и утонула, а вторая продолжала бить лапками по сметане, активно барахтаться в надежде на спасение. Под ударами ее лапок сметана загустела и превратилась в масло, это позволило упрямой лягушке обрести опору и выпрыгнуть из банки.

Мораль этой притчи:

каждое живое существо имеет врожденный инстинкт самосохранения, запускающий скрытые организма при определенных условиях.

Каковы эти условия, почему неизлечимые больные становятся на ноги, продолжают жить и даже рожать детей?

Доказано наукой:

Физиологи установили, что человек усилием своей воли может потратить около 70% своей мышечной . Остальные 30% составляют резерв на случай непредвиденной ситуации.

Академик Амосов Н.М. считал, что коэффициент запаса прочности человека равен 10. Это значит, что наши системы и органы способны выдерживать напряжение и выполнять нагрузки в 10 раз превышающие обычные. Такие возможности позволили человеку выжить как биологическому виду.

Современные люди в массе своей искусственно занижают свои .

В этой статье приводятся истории людей переживших тяжелые испытания, а также их мнения, почему им удалось изменить тупиковую ситуацию, выжить вопреки «здравому смыслу» и вернуться к полноценной жизни.

Сергей Елизаров в результате удара током (10 000 вольт) получил ожоги, несовместимые с жизнью. Это случилось сразу после выпускного бала, он был на эмоциональном подъеме, собираясь с друзьями отметить это торжественное событие…

Когда парня привезли в больницу, медики были скептично настроены, не верили, что он будет жить. Сергей мужественно переживал ужасные боли, не позволяя себе даже стонать, а тем более раскисать. Он был настроен на победу и уже через 2 месяца пошел на поправку.

Вместе с ним в реанимации лежала молодая девушка, ожоги которой не угрожали жизни, но она бесконечно себя жалела и истерила по малейшему поводу. В результате ее лечение продвигалось гораздо медленнее, чем у Сергея.

Мнение Сергея:

излишняя жалость к себе мешает выздоровлению. Он стеснялся стонать, считая такое проявление слабости позором для мужчины. Главным условием его выздоровления был настрой на здоровье и уверенность в своих силах.

Мнение терапевта общей практики Чернякова Юрия Иосифовича:

Сергею было стыдно показать свою боль перед окружающими, ведь он мужчина. Стыд и чувство собственного достоинства – это сильнейшие эмоции , за которые отвечают стволовые структуры мозга. Благодаря этому происходит естественная анестезия, боль притупляется .

Ревили Кохман врачи поставили страшный диагноз - рассеянный склероз. Болезнь быстро прогрессировала и заставила Ревили ходить с помощью палочки вначале, затем взять костыли.

Ревили не собиралась привыкать к таким печальным изменениям в своей жизни, а тем более умирать, ведь у нее было четверо деток.

Она придумала для себя чудесную сказку, которая спасла ей жизнь:

Ревили нарисовала спинной мозг в своем воображении. Она знала, что мозг состоит из множества волосков, на которых образуются бляшки, разрушающие мозговую структуру.

Множество малюсеньких спасателей должны были входить в организм и наводить там порядок, очищать волоски от бляшек. Визуализацией этой фантастической сказки женщина занималась пять недель, а затем ей пришло прозрение, что этим же способом она может помочь детям, больным онкологическими заболеваниями.

Ревили создала кукольный театр, и стала разыгрывать представление для себя и детей, изгоняя из сказки плохое существо - болезнь.

Юрий Власов , величайший богатырь планеты, тяжелоатлет, военный инженер. Он перенес три тяжелейшие операции: удаление опухоли от удара штангой на руке, две операции на позвоночнике. Врачи предупредили родных, что он вряд ли выживет.

5 лет Юрий искал способы выздоровления, испробовал все: от антибиотиков до голодания. Ничего не помогало.

Тогда он обратился к силе своей воли и физическим нагрузкам. Это позволило ему вернуться к полноценному образу жизни и любимому виду спорта.

Вот так он сам оценивает свое выздоровление:

«Я не умер после операции только благодаря сильным духу и воле, закаленным спортом.

Избавиться от страданий и недугов нельзя, не изменив свою личность, свой характер, отношение к жизни. Необходимо безжалостно избавляться от мнительности, брюзгливости, зацикленности на болячках.

К лечению нужно приступать с чувством радости. Она расширяет сосуды, гармонизирует психику, нормализует все внутренние процессы.

Важно иметь в жизни достойную цель. Больной человек не сможет ее достигнуть. Стремление быть сильным и здоровым должно обязательно присутствовать».

Сила самовнушения

Человек силой самовнушения может не только излечивать себя сам, но и загонять в болячки - доказал Зональд Вельд, профессор венской клиники, в середине девятнадцатого столетия.

В качестве подтверждения он продемонстрировал своим ученикам занимательный опыт:

Он наблюдал молодого крепкого мужчину, болевшего воспалением легких. Каждый день на обходе профессор внимательно рассматривал и ощупывал большой палец на левой ноге пациента.

Эти манипуляции он делал всю неделю. Когда на шестой день стали осматривать мужчину, у него палец оказался завязанным. «Болит!» - пожаловался больной, а когда повязку сняли, палец был распухшим от гнойного нарыва, образовавшегося под ногтем.

И это на абсолютно здоровом пальце!

Еще пример:

заболел живот, обратились к врачу, который, посмотрев, скажет: «Да, да! Там вполне может быть язва!»

Язвы ещё нет, быть может, мы просто переели жирной пищи, но наше воображение начинает рисовать картины болезни и примерять на себя. Проходит время, и язва появляется на самом деле.

Самовнушение - сильнейший резерв человека , считает Хасай Алиев, дагестанский философ и врач-психолог.

С помощью самовнушения можно вызывать необходимые нам изменения в организме:

если представлять себе, что голова становится свежей в течение минуты, то сосуды начнут расширяться и избавляться от спазмов, кровоток улучшится.

Психолог считает, что 40% людей имеют живое воображение и хорошую внушаемость, но они не используют свои возможности по незнанию или лени.

Каждый из нас может запускать свои резервы в повседневной жизни и в сложных ситуациях.

Техника включения резервных возможностей от Хасая Алиева.

Найдите простейший образ, с которым связан ярко-выраженный рефлекс. Это может быть лимон, вызывающий ощущение кислого и усиление . В нужный момент вызывайте мысленно этот образ и старайтесь представить наиболее правдоподобно все связанные с ним ощущения - кислоту во рту, слюноотделение.

Представили? Заметили, что отступили на второй план все мысли, которые до этого теснились у вас в голове? Вот теперь вы можете задать себе желаемое действие: избавление от боли, усталости, улучшение настроения и другое.

В обыденной жизни порой случаются ситуации, анализ которых может помочь понять, как действуют наши резервы .

Например, вы испугались злую собаку и, убегая от нее, перемахиваете через высоченный забор. Впоследствии вы не можете поверить, что могли совершить такое действие.

А случилось следующее:

образ злой собаки вытеснил все ваши посторонние мысли и сомнения, желаемое на подсознательном уровне (спасение от собаки) исполнилось наяву.

Как почувствовать скрытые силы и научиться правильно ими пользоваться

  • Мотивация - главный двигатель. Сильные намерения запускает внутренние резервы.
  • Необходимо ставить высокие цели. К примеру, спортсмены, стремясь стать чемпионами, становятся мастерами.
  • Обязательны твердость и последовательность.
  • Используйте самовнушение и силу образа.
  • Голодание, физические упражнения и закаливание отлично развивают скрытые силы.
  • Применяйте «Стояние столбом» для наращивания энергетики:

Встаньте прямо, слегка согните ноги в коленях, руки принимают положение, как будто вы охватываете столб. Стойте вот так периодически, и вы почувствуете возрастающий поток энергии внутри организма, проявление возможностей, которых раньше вы не наблюдали.

Сила мысли - наш главный скрытый резерв

Роджер Сперри, ведущий нейропсихолог, доказал, что наши мысли материальны и все события в жизни являются следствием мыслеформ нашего внутреннего разума. За этот труд в 1981 году он получил Нобелевскую премию (совместно с Торстен Визел и Дэвидом Хью-бел).

Наша Вселенная заполнена энергией. Каждый человек может подключаться к ней при определенных условиях. Искренние и добрые посылаемые человеком в Мир, позитивное мышление возвращаются к нему, повышая его жизненную энергию и формируя хорошие события в жизни.

Это интересно:

  • помогает понять состояние психики. Значения и примеры реальных снов.
  • . Оружие поражения или исцеления.

Под физиологическими резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптаци­онная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

В качестве примера проявления физиологических резервов мож­но указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минут­ный объем крови (МОК) у хорошо тренированного человека может дости­гать 40 л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма Л. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы:

1. Социальные резервы (психологи­ческие и спортивно-технические)

2. Биологические резервы (струк­турные, биохимические и физиологические).

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно:

первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого про­цесса - условные и безусловные рефлексы.

вторая очередь включе­ния осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экст­ремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных воз­можностей (тренировки, соревнования). При этом включение резер­вов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

− резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закалива­нием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физи­ологические резервы организма, ведут к их расширению.П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен: повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма.В этом и состоит главный эффект систематических тре­нировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в про­цессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое адаптация?

2. Какие виды приспособительных изменений в организме происходят в результате адаптационных процессов?

3. Охарактеризуйте стадии адаптационных изменений у спортсмена?

4. Что такое «цена адаптации»? В каких формах она выражается?

5. Дайте определение тренированности. Раскройте физиологическую сущность состояния тренированности.

6. Опишите изменения, происходящие в организме в результате срочной и долговременной адаптации?

7. Перечислите и охарактеризуйте звенья функциональной системы, ответственной за адаптацию к физическим нагрузкам.

8. Что такое физиологические резервы организма?

9. Перечислите и охарактеризуйте группы резервных возможностей организма по Л. С. Мозжухину.

10. Опишите очередность включения резервных возможностей организма при физических нагрузках.

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. Пособие / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.– М.: РУДН. 2006.– 284 с.

2. Давыдова Н.С. Физиология двигательной деятельности: учебное пособие.− Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.−112 с.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.− 608с.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528с.