Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Освоение социальных ролей

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

;font-family:"Arial";color:#000000">Понятие социализации

;font-family:"Arial";color:#000000">Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

;font-family:"Arial";color:#000000">От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

;font-family:"Arial";color:#000000">Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

;font-family:"Arial";color:#000000">По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

;font-family:"Arial";color:#000000">Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

;font-family:"Arial";color:#000000"> Виды социализации

;font-family:"Arial";color:#000000"> Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

;font-family:"Arial";color:#000000">1. с первой и второй половиной жизни;

;font-family:"Arial";color:#000000">2. с формальными и неформальными институтами.

;font-family:"Arial";color:#000000">Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

;font-family:"Arial";color:#000000">Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

;font-family:"Arial";color:#000000">Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

;font-family:"Arial";color:#000000">Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

;font-family:"Arial";color:#000000">Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Социализация

Жизненный путь, на котором происходит становление личности, описывается в социологии с помощью понятия «социализация». С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые проблемы приобщения его к жизни. Происходит это не просто как передача социального опыта (обучение и воспитание), но и как активное вовлечение каждого человека в деятельность общества. Личность, в известной степени, - это результат социального взаимодействия с другими людьми, которое ведет на определенном этапе к формированию самосознания, пониманию и умению играть свою роль, занятию своего социального места.

Важным аспектом социализации является интернализация превращение общественных норм и ценностей в личные убеждения человека. Американский социолог Т.Парсонс отмечал по этому поводу, что индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», вследствие чего следование общезначимым нормам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Путь социализации пролегает через различные социальные группы, последовательно сменяющие друг друга от возраста к возрасту (семья, сверстники, соседи, сограждане и т.д.). Известный психолог, академик А.В.Петровский так характеризовал «ступеньки» социализации: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различные по уровню развития общности, имеющие особое значение на разных возрастных этапах. Развитие личности определяется характером групп, в которых она интегрирована (включена). Приобщение к жизни группы предполагает формирование определенной системы потребностей и интересов, закрепление специфических (стандартных для данной группы) способов восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях. Социализация это и приобщение личности к культурному наследию человечества. Чем шире доступ к общечеловеческим ценностям, богатствам отечественной культуры, тем гармоничнее и эффективнее процесс становления личности.

Процесс социализации включает в себя не только социализирующихся индивидов, но и тех, кто обеспечивает обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретных людей, группы (родители, учителя, сверстники), так и социальные институты (школу, вуз, производство, церковь, государство, СМИ и т.д.) Агенты социализации не просто передают социальный опыт, но и контролируют правильность усвоения знаний и образцов поведения человеком. Они формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.

Социализация сложный процесс. Во-первых, само общество постоянно меняется, меняется социальная структура, институты, общественные отношения, а значит, меняются требования, предъявляемые к личности.

Во-вторых, социальные агенты могут оказывать совершенно противоположное влияние (родители говорят одно, а сверстники другое).

В-третьих, человек не пассивно приспосабливается к среде, а активно участвует в процессе социализации. Он может сделать выбор из предложенных ему жизненных путей, даже изменить социальную среду, общественные правила. Проявлением активного начала со стороны человека может стать девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение.

Таким образом, в создании личности участвуют и общество и сам человек, как обладатель индивидуальных черт характера, темперамента, взглядов и убеждений.

Вопрос 12. Социализация: понятие, содержание, механизмы. Стадии и институты социализации.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

3. Механизмы и стадии социализации .

С имеет две функции: передача соц опыта и индивидуализация. Механизмы С:

Соц-психологический (внушение, подражание, заражение)

Институциональный.

Обращаясь к Фрейдизму, мы видим, что процесс С протекает в раннем детстве индивида. Пиаже включает в этот процесс и юношество. А Эриксон говорит о бесконечности процесса С. Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе). Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

P.S. Предложите комиссии выделить эту стадию в отдельную, сойдете за умного

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса – характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта – характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т.п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

Можно дать еще один вариант классификации механизмов социализации исходя из онтогенетического принципа их развития у ребенка. В процессе социализации можно выделить следующие части: инкультурацию (трансляция культурных ценностей), интернализацию опыта (усвоение социального опыта и механизмы этого усвоения), адаптацию (рассматриваются результаты социализации). Эти части отражают процесс вхождения в общество. Сторона воспроизводства социального опыта может быть рассмотрена как процесс конструирования социальной реальности. Разделение на части достаточно условно, они неразрывно слиты.

Инкультурация по Херсковицу есть процесс, в котором индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяется два этапа инкультурации: детство (освоение языка, норм и ценностей культуры) и зрелость (касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, новшеств).

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют межпоколенную трансмиссию . Три вида:

    вертикальная трансмиссия – передача от родителей к детям;

    горизонтальная трансмиссия – в общении со сверстниками;

    «непрямая» (oblique ) трансмиссия – в специализированных институтах социализации (вуз, школа) и на практике – у окружающих взрослых, помимо родителей (соседи, тети, дяди).

Интернализация – совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Два частных случая этого процесса: усвоение моделей поведения ; усвоение социальных значений : символов, ценностей, установок.

    Модели поведения. Основные положения:

    1. интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости модели.

      успешность интернализации моделей зависит от степени согласованности требований ближайшего социального окружения.

      межиндивидуальные различия редки или не рассматриваются вообще.

      популярный объект исследований: полоролевое и просоциальное поведение.

    Усвоение значений. Общие положения:

    1. интернализация социальных влияний является многоуровневым процессом.

      данный модус является необратимым.

      индикатором усвоения является добровольное социально утилитарное поведение.

      основным фактором успешности выступает степень осознанности интернализируемых влияний.

Рассматривают различные механизмы интернализации. Теории научения – классическое и оперантное обусловливание, теории социального научения – наблюдаемое поведение и условия, в которых оно разворачивается, психоанализ – механизм рационализации, когнитивисты – механизм интернализации есть редукция когнитивного диссонанса.

Адаптация – рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

    Социализация понимается как конечный процесс.

    Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.

    Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

      реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные;

      способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты социального мира по-другому, чем они есть на самом деле.

Можно рассказать о стадиях развития по Колбергу

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности анало-гично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных на-выков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достига-ют по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остают-ся нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (пер-вая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей ста-дии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслу-жить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают инте-ресы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии фор-мируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слиш-ком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоко-нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются соб-ственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принци-пы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

4. Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений , то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Здесь обязательно соблюдение тех норм и правил, которые господствуют и в других социальных институтах, здесь формируется представление о принятых в обществе санкциях - наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность для ребенка в том, что он обретает независимость от контроля взрослых, порой даже возможность противодействия ему. И. С. Кон называет три психологические функции группы сверстников: они представляют собой специфический канал информации, что особенно важно в области проблем пола; они воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений (в групповой игре, например, развиваются такие навыки социального взаимодействия, когда статус в нем надо еще заслужить, что способствует развитию соревновательной активности); наконец, они предлагают особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных, что обеспечивает ощущение благополучия . Активный процесс общения в группе сверстников способствует включению коммуникации в процесс социального познания.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз . Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив . В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

средства массовой информации можно рассмотреть как канал формирования массового сознания. Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфическиесоциально-психологические функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них - это функции социальной ориентировки человека и группы, формирования социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Ориентировка человека или группы в социальном мире осуществляется путем создания общественного мнения и конструировании стратегий поведения в различных ситуациях. То есть СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлагается уже готовый образ какого-либо социального явления. Стоит также отметить, что средства массовой информации играют большую роль в распространении социальных стереотипов.

Другие институты – церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире. Хотя в любой религии содержится система взглядов и на человека, и на природу, и на общество, особый интерес анализ религиозного сознания представляет с точки зрения того, как в нем осмысливаются общественные проблемы.

Этнокультурная вариативность процесса социализации

и в процессе культурной трансмиссии. Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на дитя:

Опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

Дисциплинаторов, распределяющих наказания;

Воспитателей, целенаправленно обучающих дитя, передающих ему соответствующие знания и навыки;

Компаньонов, участвующих в совместной с ребенком деятельности на более менее равных правах;

Сожителей, проживающих в одном доме с ребенком

совсем разумеется, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры «общей иерархии степени влияния и социальной значимости социализаторов».

В зависимости от культуры в обществе существует разная иерархия, распределение ролей, разные ценности, а также различные способы воспитания и передачи опыта. И бла-бла-бла. Вспомнить даже разные виды пеленания детей).

Критерии сравнения

    Жесткость, мягкость, род власти, сепарация. Отлучение от груди

    Допустимость интимных отношений

    Способ пеленания

    Насколько взрослый вмешивается в игру, изолированность детской игровой культуры

    Допустимая форма эксперссивности

Политическая социализация

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации .

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип , которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы.

конфликтный тип , характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип , предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и устано­вок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.

Немного об информационной среде. Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство».

С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)

Внутренняя информационная среда – это информационные ресурсы и все, связанное с информационной деятельностью работника и пользователя в информационной службе (в нашем случае в библиотеке). О ее роли в социализации можно додумать самостоятельно)))

Социализация в изменяющемся мире (я не знаю, где про это можно что-то нормальное найти)

Социальная нестабильность - это не просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений, но возможная рассогласованность их, т.е. смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений). Именно сцепление этих обстоятельств приводит к социальной нестабильности. Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму: она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность накладывается и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей или, напротив, период достаточно динамичного развития. Все это имеет непосредственное отношение к тому, как будет складываться процесс социального познания в возникающей ситуации.

Специальный акцент на том, какое это имеет значение в ситуации нестабильности, делает А. Тэшфел: фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Поэтому для человека всегда является проблемой взаимодействие социального изменения и выбора поведения. Но выбор поведения обусловлен пониманием своего окружения. Следовательно, нет другого адекватного выбора поведения, кроме как умение столь же адекватно оценить сущность происходящих в обществе изменений.

Социализация личности – процесс усвоения индивидом содержания социальных ролей.

Социализация как процесс проходит две фазы:

1) социальная адаптация, то есть период, в течение которого человек приспосабливается к новым для себя социально-экономическим условиям, тем нормам, которые сложились в этом обществе, ролевым функциям, знакомится с социальными институтами, организациями и группами, в которых ему придется жить и действовать;

2) интериоризация – период, в течение которого происходит включение социальных норм ценностей во внутренний мир индивида. Адаптация, приспособление к новым для человека социальным условиям, еще не означает их одобрение, а на фазе интериоризации человек принимает эти условия как должные. Он не нарушает принятых правил и поддерживает существующие нормы не из-за боязни быть наказанным, а потому что по-иному быть не может. Таким образом, интериоризация – это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

В течение всей жизни личности приходится осваивать множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, поэтому процесс социализации продолжается всю жизнь: человек не остается неизменным, он меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли и т.п.

Ребенок длительное время находится в зависимости от родителей, он не способен самостоятельно освоить все существующие в обществе и необходимые для нормального существования в нем нормы и правила. Кто-то должен помочь ребенку (и не только ребенку) в усвоении этого жизненно важного материала. Эта помощь приходит со стороны людей и учреждений, получивших в социологии название агентов и институтов социализации.

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Агенты и институты социализации также делятся на первичных и вторичных.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

К агентам первичной социализации относятся родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя и т.д., то есть люди, находящиеся максимально близко к социализирующемуся. Воздействие агентов первичной социализации является наиболее сильным, а потому и более важным.

Агентами вторичной социализации являются работники и должностные лица вуза, в котором учится человек, работники предприятия, на котором он работает, командование того армейского подразделения, в котором он проходит службу, сотрудники средств массовой информации и т.д. Таким образом, эти агенты социализации находятся на втором плане, их воздействие на человека не так сильно, как агентов первичной социализации. Контакты с такими агентами происходят реже и они менее продолжительны, поэтому их воздействие менее глубокое, чем у первичных агентов.

К институтам социализации относятся официальные учреждение, в рамках которых происходит социализация, где действуют агенты вторичной социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в детском и юношеском возрасте, вторичная социализация связывается со взрослым состоянием человека, когда он вынужден для удовлетворения своих потребностей и выполнения предписанных ролей больше иметь дело с формальными организациями и учреждениями – производственными, поддерживающими в обществе порядок, обеспечивающими его безопасность и т.д.

В детском и подростковом возрасте пока индивид социализируется в семье и школе, как правило, резких изменений в его жизни не происходит – он еще только готовится к вступлению в активную социальную жизнь, продолжается накопление и усвоение новых знаний, ценностей и норм, его социальное положение все еще связано социальным положением родителей.

В период взрослой жизни человеку приходится многому обучаться или переобучаться, приспосабливаться к новым условиям на новом месте работы или службы, а в случае переезда на новое местожительства в условиях иноязычного окружения – к новой для него культуре и т.д. Этот процесс взрослой социализации сложный, так как человек уже социализирован, уже наработаны навыки существования в обществе.

В период старости, с выходом на пенсию, завершается активный цикл социализации. Происходит снижение социального статуса личности, сокращается количество социальных ролей. Но послетрудовая социализация позволяет пожилым людям вносить вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

В то же время процесс социализации не всегда идет ровно и одинаково у всех людей. Сложности социализации возникают в связи с тем, что, с одной стороны, от молодого человека требуют стать полноценным членом общества, гражданином, а это предполагает развитие чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремлен-ности. С другой стороны, такое становление достаточно сложно, оно требует от человека целенаправленной и непростой работы, волевой напряженности, развития сознательности.

Характер социализации определяется типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном, авторитарном – имеет принципиально иной характер. Современное российское общество переживает переход от авторитарного к демократическому правовому государству. Такой переход ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с изменившейся социальной средой.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся друг с другом понятия «личность» и «индивидуальность»?

2. Возможно ли преодоление отчуждения человека от труда без обобществления производства и построения коммунистического общества? (дискуссия)

3. Почему Ч. Кули говорил, что в его теории предметом изучения являются представления о представлениях?

4. Приведите примеры семейных статусов, с которыми человек рождается, которых он достигает благодаря своим усилиям и независимо от них.

5. Какие социальные роли свойственны обладателю статуса студента?

6. В каком возрасте происходит социализация личности?

Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ВОПРОСЫ ЕЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

1. Природа власти.

2. Ресурсы власти.

3. Легитимность власти и ее типология.

Политику отличает от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и т. д.) то, что ее основой служит власть. Она выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть - абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».



Многоликость форм существования и проявления властной воли обусловила нестихающие дискуссии относительно ее природы и породила различие подходов и трактовок ее.

Первый ряд определений характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В таком случае власть отождествлялась с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности и могущества она наделяется такими ценностными характеристиками, как божественный характер, справедливость, ответственность, добропорядочность. Природа власти объясняется биологической и психической природой человека.

Второй подход трактует власть в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие по крайней мере двух сторон. В таком контексте наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером.

Он понимал власть как способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого индивида. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения. Они складываются между субъектом властной воли (субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (объект власти - тот, кто осуществляет свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, т. е. с характером предъявляемых субъектом власти требований).

Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти. Он представил власть, во-первых, как способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения и, во-вторых, как способность общества мобилизовать свои ресурсы для достижения общих целей.

Поведенческое понимание власти стало активно разрабатываться в 30-х годах XX в. благодаря введению в политическую науку бихевиоризма. Это событие оказало заметное влияние на политическую мысль и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Они выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики; более того, они рассматривали человека как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего-неосознанное) к власти.

Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Концентрируясь на «наблюдаемом поведении», бихевиористы пытались выявить одинаковые и регулярные реакции в поведении индивида. Они отметили недостаточность легальных форм регулирования поведения со стороны власти (например, правовых) и стремились проникнуть глубже в механизм мотивации. В ходе исследований обнаружилось, что большинство обывателей воспринимает политическую реальность в терминах иррационального начала: традиции, обычаи, религия, чувства. Для подобных выводов дает основания и ситуация при тоталитарных режимах, в частности в Германии и СССР, где эти режимы пользовались массовой поддержкой внутри своих обществ.

Внимание к бессознательным мотивам политического поведения обусловило доминирование в 50 - 60-х годах в рамках поведенческого подхода психоаналитических и неофрейдистских концепций власти. Основной тезис данных концепций: власть есть способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике задается особая установка средствами скрытого и открытого манипулирования. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование ирра-цибнальных начал в политической деятельности: страха, агрессивности, стремления к разрушению и деструктивности.

Так, американский психоаналитик К. Хорни в качестве определяющего мотива политического поведения рассматривал страх, порождаемый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх («неврозы»), определяет модели поведения в конкретных обстоятельствах. Скажем, «невроз привязанности» выражается в жажде любви и одобрения любой ценой; «невроз власти» - в погоне за престижем и обладанием; «невроз покорности» - в склонности к конформизму; «невроз изоляции» - в «бегстве» от общества, стремлении «спрятаться» от действительности.

Практическая ориентация бихевиоризма и психоанализа на решение конкретных проблем, возникающих в политической жизни (например, таких: чем вызвано деструктивное поведение личности? Как можно обеспечить поддержку власти со стороны личности? Как власть может влиять и контролировать поведение индивида?), несомненно, расширяла представления о власти и значительно обогатила политическую науку. Однако при всем многообразии эмпирических данных о конкретных формах проявления властной воли содержание властных отношений оказывалось неясным, ценностно нейтральным и социально необусловленным. Даже с введением в анализ власти морального, интеллектуального и религиозного факторов, при сохранении доминирующей роли антропологического принципа, «покрывало таинственности» с власти не снимается.

Например, сторонник теории естественного происхождения власти французский политолог Л. Дюги в «Курсе конституционного права» обосновывает закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых». Обладание властью одними людьми он связывал с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Эти первые, будучи сильнее своих соплеменников, навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. В конечном счете именно они и стали классом правителей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило право на власть (т. е. их «особенную сущность»).

Однако для придания своим властным притязаниям легитимности «сильные» использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти. Величие власти опиралось, по Л. Дюги, на преобладание в коллективной памяти этих двух мифов, свойственных двум различным стадиям эволюции человеческого общества. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась и он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В предсовременных и современных обществах использовался миф об «общественной воле», которая должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

В то же время процесс появления «правящих» и «управляемых» вовсе не раскрывает природы власти. Понимая это, Л. Дюги замечал, что невозможно объяснить, почему существует право публичной власти и чем оно оправдывается. Он полагал, что по вопросу о происхождении власти могут быть выдвинуты две равноправные, но одинаково недоказуемые гипотезы: власть можно считать установленной либо Богом, либо людьми.

Для установления власти необходимо, с одной стороны, наличие веры индивидов в реальное существование публичной власти, а с другой - наличие в данной группе материальной возможности для некоторых индивидов, называемых правящими, ставить в зависимость от своей воли использование силы.

Социологическое понимание строится на анализе власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.

Так, в рамках структурно-функционального анализа (его основателем считается американский социолог Т. Парсонс) власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых. При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующее занимаемому им статусу.

Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т. Парсонс рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определённые функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется социальным действием, поэтому подход Т. Парсонса часто называют теорией социального действия.

Социальное действие включает в себя поведение человека, группы, организации, мотивируемое и направляемое теми значениями, которые эти субъекты находят в окружающем мире. Иначе говоря, социальное действие представляет собой реакцию субъекта на совокупность сигналов, поступающих как от естественных объектов (биологическая природа человека, климат и т. д.Х так и от социальных (т. е. от других субъектов). Через эти сигналы и значения, придаваемые предметам, субъект вступает в отношения. Направленность действий индивида или группы обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Согласно функциональному принципу власть, по Т. Парсонсу, выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.

В рамках социальной конфликтологии (основатели - К Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) власть рассматривалась как отношения господства, подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу способность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Например, политическая власть буржуазии над пролетариатом была обусловлена ее экономическим господством и возможностями государственного принуждения. Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем. Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, региональными, культурными различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.

В связи с этим власть следует отличать от господства. Французский политолог М. Дюверже выделяет два элемента внутри власти: «материальное принуждение» и убеждение, веру со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. Если недостает второго элемента, то это уже не власть, а господство. «Господство» - более узкое понятие, чем «власть», и связано с применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении организованного коллектива. Власть же может осуществляться и без применения силы, основываясь на авторитете (т. е. вероятности добровольного подчинения).

Отмечая наличие двух элементов власти, М. Дюверже подчеркивает, что осуществление власти опирается на насилие и на верования субъектов политического процесса, прежде всего на их веру в необходимость власти вообще и на веру в ее легитимность (законность, справедливость), в частности. Двойственность власти выражается в том, что она является инструментом господства одних групп общества над другими; однако одновременно она выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Будучи социальной по своей сущности (т. е. возникающей только в обществе), власть вместе с обществом проходит сложный путь изменения собственных форм. В примитивных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не имела политического характера. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно усилили интенсивность взаимодействий индивидов. Это обусловило необходимость концентрации некогда распыленной власти в руках вождей, групп с тем, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие проблемы. Анонимная форма власти уступила свое место индивидуализированной. Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживал неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения более глубоких социальных конфликтов. Это стимулировало процесс инсти-туциализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты, осуществляющие такие, например, функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка и т. д. Так власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства, партий и других организаций.

Рис. 6. Структура власти.

Власть как общественный феномен имеет ряд «измерений», т. е. она, во-первых, выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных), во-вторых, связана с деятельностью лидеров, элит, масс (т. е. нроявляется в действии), в-третьих, опирается на систему средств и методов властного воздействия (это основания и ресурсы власти), в-четвертых, характеризуется изменениями (например, снижением легитимности, эффективности, изменением соотношения функций законодательных и исполнительных органов), в-пятых, проявляется в результатах (последствиях) ее реализации.

Власть, по определению, есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. С их помощью власть может воздействовать на объекты и достигать поставленных целей.

В литературе средства властного воздействия делят на реальные, т. е. используемые властью в конкретный период времени (их называют основаниями власти), и потенциальные, т. е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Однако представляется, что подобная классификация несколько искусственна. Между реальными и потенциальными источниками власти нет жесткой границы, поэтому целесообразнее использовать термин «ресурс». Американский политолог М. Роджерс понимает под ресурсом «благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов».

Классификация ресурсов власти может проводиться по различным критериям. Одна из первых систем классификаций ресурсов власти была предложена Н. Макиавелли в работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». В основу своей классификации он заложил определение мотивов человеческого поведения. В «Рассуждениях» Н. Макиавелли выявил два главных мотива поведения людей - любовь и страх. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия: если страх прочен и тверд, то любовь очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности. Злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. К тому же ресурс страха, по Н. Макиавелли, имеет различную эффективность воздействия. По его мнению, человек может смириться с утратой власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества. Кроме страха и любви ресурсами власти Н. Макиавелли признавал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).

Впоследствии антропологический принцип стал использоваться и в других классификациях. К страху, на котором власть держалась прежде, добавились убеждение (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. Ресурс убеждения может одинаково использоваться в качестве источника власти как в демократических обществах (на основе свободного выбора самим индивидом политических предпочтений и ценностей), так и в тоталитарных системах (с помощью идеологической обработки населения и контроля за информацией).

Рис. 7. Ресурсы власти.

Ресурс интереса является основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом. В таком случае политика лишается какой-либо таинственности и выступает как сфера купли-продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса. Избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальный интерес. Происходит обмен ресурсами.

Естественно, ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Использование тех или иных ресурсов зависит от ряда факторов, например, от типа режима. Так, в тоталитарных режимах власть опирается на ресурсы страха и убеждения. Причем оба ресурса органично дополняют друг друга. Ведь страх является не только результатом принуждения, насилия, но и следствием активной идеологической обработки, воздействующей на национальные, религиозные и другие чувства граждан. В свою очередь, убеждения формируются не только посредством добровольного принятия образа будущего (например, коммунистического идеала) как желаемого, но и с помощью политического террора, тотального контроля над личностью, информацией.

Ресурсы власти различаются по характеру воздействия и сферам влияния. Соответственно выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы. В первом случае власть влияет на мировосприятие личности, его поведение с помощью изменения норм и правил взаимодействия индивидов. Особенно это заметно, когда общество проводит радикальные преобразования, например, от тоталитаризма к демократии, когда изменяются ценностные ориентации общества. Так, ценности равенства, уравнительности уступают место достижительным ценностям - свободе личности, ее автономности от государства, ответственности и т. д.

Власть может воздействовать на условия существования людей, удовлетворяя их повседневные запросы и требования, скажем, повышения зарплаты и социальных выплат, улучшения условий труда и т. д. Ресурсы этой группы называются утилитарными.

И наконец, угроза использования силы связана с принудительными ресурсами, к которым относятся страх за свою жизнь, боязнь насилия, угроза увольнения, потеря собственности и т. д. На выбор ресурсов, используемых властью, влияет целый ряд обстоятельств: состояние экономического развития (спад или подъем), уровень жизни, зрелость гражданского общества, политическая культура лидеров, элит и населения, культурно-религиозная среда.

Если власть опирается только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Двойственность власти состоит в том, что она может быть не Только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатом согласия населения добровольно подчиняться. Противоречивое единство внутри властных отношений (принуждения в согласии и согласия в принуждении) обеспечивается авторитетом власти, ее легитимностью.

Термин «легитимность» (фр. legitimite) имеет несколько значений. Первоначально он возник в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Он использовался для обозначения законно установленной власти в отличие от власти, насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях.

Легитимность - это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, который включал в нее два положения: во-первых, признание власти правителей; во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. В силу этого легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом, что, в свою очередь, возможно тогда, когда власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Вот почему даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

Определяя легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С. Липсет), не следует думать, будто подобное убеждение разделяют все граждане. Естественно, в обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его. Однако, отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки.

Создание убежденности в правомерности и эффективности данных политических институтов может достигаться различными способами. М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности: традиционный, харизматический, рационально-легальный. Однако на практике обозначенные типы легитимности не так явно противостоят друг другу. Скорее, они переплетаются и могут дополнять друг друга.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный (власть вождей, королей). Традиционная легитимность основывалась на праве престолонаследия, которое опиралось на божественный характер власти монарха. «Божественное право» гласило, что «власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого». Таким путем создавалось убеждение в правомерности и величии королевской власти.

Сама же власть опиралась на традиции общества подчиняться монарху и на принуждение. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти является реальностью для ряда стран: Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других. В современных же обществах, подобных Японии или

Англии, сохранение королевской власти есть, скорее, дань традиции: институт монархии в них играет символическую роль и составляет неотъемлемую часть менталитета общества. В других развитых государствах (например, в Испании, Бель-гаи) институт монархии несет определенные представительские и исполнительные функции (так, король Испании является верховным главнокомандующим). Однако рационализация политической жизни привела к замене «божественного права», а вместе с ним и традиционной легитимности достаточно разветвленной системой бюрократии и политических структур.

Второй тип легитимности, по М. Веберу - харизматический. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Понятие «харизма» М. Вебер заимствовал у теолога Р. Зона, поэтому оно имеет религиозный характер. Тем не менее, за термином «харизма» так и не сохранилось какого-то четкого содержания. Его трактуют предельно широко: от культа личности (в СССР - В. И. Ленина, И. В. Сталина и т. д.) до подлинных носителей харизматической власти (например, бывшего лидера Ирана аятоллы Хомейни). Очевидно, что термин «харизма» олицетворяет персонализацию власти в руках кого-то в переходных и нестабильных обществах. Харизматический тип власти, по М. Веберу, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. В результате образ лидера совпадает с чаяниями населения, что и делает его приказы и решения непререкаемыми и выполняемыми беспрекословно.

К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил Моисея, Давида, Магомета, Будду. К современным лидерам харизматического типа можно отнести М. Ганди, Ататюрка, Хомейни и др. Однако заметим, что харизматическая легитимность постепенно исчезает в результате процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Харизматический тип легитимности пока сохраняется в традиционных обществах Африки, где харизма становится формой организованного политического поклонения (т. е. «политической религией»).

Из 170 стран мира в большей части имеет место легально-рациональный тин легитимности власти, основанный на вере в правильность формальных правил (например, формирования власти на свободных выборах, верховенство закона, законопослушности граждан и т. д.) и в необходимость их выполнения. Однако по сравнению с идеальным типом М. Вебера легально-рациональная легитимность на практике трансформировалась в смешанную: легально-рационально-бюрократическую. В рамках данного типа легитимности сосуществуют различные типы режимов, как имеющих высокую легитимность, так и лишенные ее вообще.

Веберовский идеальный тип рациональной легитимности в полном объеме распространяется на развитые плюралистические демократии. В них власть признается легитимной на свободных выборах большинством населения уже в течение продолжительного времени. Таких государств насчитывается примерно тридцать пять: страны Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.

С ним соседствуют авторитарно-бюрократические режимы, где правят либо военные, либо гражданские правительства. Уровень легитимности в них заметно снижается и часто подменяется поиском властью социальной поддержки у определенных групп населения с помощью обещаний либо адресной благотворительности. Примером таких режимов выступают государства Латинской Америки.

Рис.8. Легитимность власти.

За пределами классической теории легитимности М. Вебера находятся тоталитарные режимы. Они не являются легитимными в общепринятом смысле. Если и можно говорить об их легитимности, то только на уровне правящей элиты. Тоталитарный режим отражает интересы и ценности правящего класса, который обладает всеми ресурсами и навязывает нормы и стандарты жизни всему обществу. Однако, будучи нелегитимными, тоталитарные режимы в некоторых случаях (особенно в СССР, бывших странах Восточной Европы) оказываются достаточно эффективными.

Эффективность экономической и социальной политики (стабильность экономического роста, уровня жизни населения) вместе с разветвленной системой принуждения и контроля за обществом практически снимает проблему легитимности. В указанных странах, в частности, жизнь в условиях чрезвычайных обстоятельств, создававшихся как реальной опасностью иностранного порабощения, так и искусственно проводившимися кампаниями по борьбе с «врагами народа», обеспечила достаточно высокий потенциал развития и широкую поддержку режимам со стороны значительной части общества. Попытки различных групп оспорить легитимность режима жестоко подавлялись. Однако это не означает, что в тех странах, где отсутствует насилие, непременно присутствует легитимность. Для большинства экономически бедных стран Африки и Азии проблема легитимности не представляется актуальной. Население этих стран не связывает нищету, войны, болезни с неэффективностью власти, а объясняет Божьей немилостью. Приход к власти демократов рассматривается народами как знак судьбы, поэтому там и власть не нуждается в признании со стороны общества, и населению безразлично, насколько власть эффективна и демократична.

Следовательно, современная политическая практика заметно расходится с идеальными типами легитимности М. Вебера. Многие режимы вообще лишены легитимности, другие строят ее на многоэлементной основе (например, на сочетании традиции и рациональности).

Однако очевидно и то, что добиться полной легитимности также не удается нигде. Диапазон легитимности очень широк: от всенародного одобрения до полного отрицания режима. Даже в развитых демократиях граждане отмечают существенные изъяны в политической системе. И тем не менее считать режим нелегитимным, как свидетельствуют результаты обследований, проведенных в 1981 г. в 12 странах мира, склонны лишь 9% американцев, 3% немцев, 7% канадцев, 10% австралийцев. А вот во Франции доля тех, кто воспринимал режим как нелегитимный, составляла 26%, в Великобритании - 24%, в Индии - 41%. В последнем случае налицо признаки того, что легитимность исчезает.

Для стран, переходящих от тоталитаризма к демократии (к ним относится и Россия), проблема легитимности является одной из самых актуальных еще и по другой причине. Только высокий уровень легитимности власти позволяет реформаторам осуществлять широкомасштабные и радикальные преобразования. Однако именно в переходные периоды доминирует многоэлементная (смешанная) легитимность, которая опирается не только на закон, но одновременно и на традиции, рациональность, чувство и т. д.

При этом законность и легитимность часто не совпадают. Так, российская Конституция 1993 г. стала законной, но нелегитимной, поскольку не получила поддержки большинства общества. Не случайно поэтому, что для России проблема легитимности представляет сегодня не только теоретический интерес. Обеспечение высокой легитимности режима означает создание политических условий «мягкого» и контролируемого перехода к демократии, сокращения опасности возвратного движения к тоталитаризму.

Для того, чтобы не быть заложником в политической борьбе различных сил за власть, отличать непопулярность правительства от его нелегитимности, важно знать признаки проявления нелегитимности власти. Наиболее существенным признаком потери легитимности демократически сформированных режимов служит рост в них степени принуждения, ограничения прав и свобод личности, запрещение политических партий и движений. Кроме этого, падение легитимности режимов может быть связано с растущей коррумпированностью всех институтов власти, их сращиванием с криминальным миром. Ситуация реального контроля «теневой властью» официальных институтов свидетельствует о параличе власти. Однако такая ситуация не является универсальной и не распространяется на все страны. Например, политические скандалы в США с продажей оружия Ирану или подслушивание переговоров в штаб-квартире демократической партии, санкционированное президентом Р. Никсоном (лидером республиканцев), не обязательно являются признаками делегитимации режима. Скорее, это исключение из правил, следование которым является признаком стабильности системы.

Наиболее существенный показатель делегитимации режима - его низкая экономическая эффективность. В частности, именно экономическая неэффективность привела к краху коммунистические режимы в Восточной Европе и СССР. В то же время экономический рост, ликвидируя нищету, расширяет границы и уровень легитимности, поскольку открывает возможности к согласию, преодолению конфликтов, возникающих из-за высокой степени социального неравенства, что подтверждает, например, опыт Южной Кореи, Сингапура, Тайваня.

Конечно, даже в условиях режимов достаточно высокой легитимности население может высказывать (и даже активно) недовольство деятельностью конкретных институтов и лидеров. Это естественно. Так, по данным Института Докса, ответы швейцарцев на вопрос «Кому Вы доверяете, рассматривая в совокупности институты и организации, а не отдельных лиц или групп лиц?» распределились следующим образом: 38% доверяют палате представителей, 36% - сенату, столько же - кантональному правительству и церкви, 42% - армии, 35% - суду, 13% - прессе, 12% - политическим партиям.

Демократия никогда не считалась идеальной формой государства. Однако несомненное ее достоинство состоит в том, то она обеспечивает возможность перемен на основе правил, общих для всех участников политического процесса, и тем самым создает условия для совершенствования, поэтому ей нет лучшей альтернативы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое именно содержание вкладывается в понятие «политическая власть»?

2. Когда и почему возникла власть?

3. Что такое монополия на законное насилие?

5. Можно ли свести власть к одному только насилию? Если нет, то почему?

6. Что имеют в виду, когда говорят, что в сфере политики власть играет ту же роль, что деньги в экономике.

Лекция 5. ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

1. Государство: понятие, признаки, структура, функции

2. Типология государств по формам правления и формам государственного устройства

3. Основные принципы правового, демократического государства и гражданского общества

Современная политология определяет государство как важнейший политический институт общества, как особую форму организации политической власти на определенной территории, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление обществом с помощью специального механизма.

Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Его появление – результат общественного развития.

В досоциальных, естественно-природных условиях, разрозненно жившие люди были равны между собой. В суровой борьбе за выживание они тысячелетиями неизбежно вступали в изнурительную войну «всех против всех», пока не осознали, что разумнее договориться друг с другом, взаимно ограничив права каждого соблюдением определенных правил, исходя из того, что это гарантирует индивидуальную безопасность и мир. Так люди объединились в общество и начали постепенно отлаживать властные органы социального управления – государство.

Неравномерность экономического и общественного развития сказалось на времени появления и процессе развития государства у разных народов и проявлению особенностей государствообразования на территории Европы, Азии и других континентах. Данное обстоятельство в теории государства позволило выдвинуть концепцию первичных и вторичных государств или первоначальный и производный путь образования государства. Первичное государство складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста общественного производства, земледельческого хозяйства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.

Первоначальный путь – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей институтов государственности. Вторичное государство появляется под воздействием первичного. Когда народы уже имевшие государственные формы организации общества (первичные государства) оказывали влияние на развитие соседних регионов и способствовали образованию на их территории государств (вторичные государства). Производный путь имеет место когда к возникновению государства или его трансформации приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность (захватнические войны, торговля, революционные преобразования, организационные изменения, распад колоний).

В научных теориях также рассматривают особенности азиатского и европейского пути образования государства.

В обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для азиатского пути характерно:

Возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

Экономическая основа - общественная и государственная собственность;

Политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

Чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

♦ государство возникло до появления классов.

♦ насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

♦ основой государства является частная собственность;

♦ классовая дифференциация по занимаемому отноше­нию к собственности;

♦ определение политического господства через богатство;

♦административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

♦ государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура.

В современном мире общества без государств единичны. Например, племена в экваториальной Африке.

Рассмотрим структуру современного государства.



Рис. 9. Структура государства

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков:

1. Единая территория и население государства . Государство выступает как территориальная организация политической власти в масштабах всей страны, ни одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает все население. Каждый человек в силу своего рождения имеет определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно–властным влияниям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.

2. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата принуждения. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает правотворчество, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Основу организации публичной власти образует специальный аппарат принуждения. Только государство обладает специальными силовыми структурами (суд, прокуратура, органы внутренних дел и т. п.) и материальными придатками (армия, тюрьмы). В целом публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность институтов, органов и учреждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно – контрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) вооруженные силы.

3. Государство обладает суверенитетом как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним – независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

4. Наличие права , т.е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты.

5. Сбор налогов с населения. Налоги - материальная основа деятельности государства и его органов. Денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся на территории государства которые используются на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Налоги создают возможность экономической независимости государства.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать целостность общества. Оно является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка. На первом плане его деятельности находятся проблемы согласования интересов различных социальных групп, защита государственного механизма от насильственного разрушения.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической системы общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы. Функции государства - это главные направления его деятельности. Принято выделять внутренние и внешние функции современных государств. К внутренним функциям следует отнести политическую, экономическую, организаторскую, правовую, социальную, культурно – воспитательную.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, регулирование национальных отношений и др.

Экономическая функция проявляется в создании комплексных программ развития экономики, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создании стимулов экономического роста, в антикризисном программировании.

Организаторская функция государства состоит в использовании организационных рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики: исполнение решений, формирование и использование кадров для государственного аппарата, осуществление контроля исполнения нормативных актов, информационного обеспечения политики.

Правовая функция выражается в создании законов и подзаконных актов, защите прав и свобод гражданина и человека, борьбе с антиобщественными проявлениями (преступность, мафия, коррупция).

Социальная функция направлена на создание условий для нормальных трудовых отношений, обеспечения большей социальной справедливости, гарантий для реализации гражданами права на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, образование.

Культурно – воспитательная функция состоит в удовлетворении культурных потребностей людей, приобщении их к достижениям мировой культуры.

Среди внешних функций следует выделить следующие:

1. Поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение целостности, безопасности и суверенитета государства.

2. Организация взаимовыгодного сотрудничества и делового партнерства с другими странами.

3. Участие в работе международных организаций (ООН, СБСЕ, НАТО и др.).

Таким образом, функции государства направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества. Содержание, объем и проявление всех этих функций государства обусловлены типом общества, политическим режимом, формами государственного устройства и правления.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.