Сиситемы проведения соревнований: "Швейцарская система". Швейцарская система Шахматы швейцарская система соревнований

) в году. Система названа по стране, в которой была впервые испробована. Швейцарская система применяется и в других, аналогичных шахматам, соревнованиях.

Обычно, шахматные турниры проводились по круговой системе, когда каждый играет с каждым. Это условие ограничивало число участников турниров, из-за возрастания времени проведения турнира с увеличением числа игроков. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда, принимают участие более ста шахматистов, так как по этой системе играют не каждый с каждым, а заранее определённое количество туров.

Пары игроков определяются перед каждым туром. В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по игроков, причём, участник, имеющий наивысший рейтинг, встречается с участником, имеющим высший рейтинг во второй половине игроков. Участник с вторым рейтингом - против участника с вторым рейтингом, второй половины участников. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. После первого тура, выигравшие в первом туре играют между собой, проигравшие - между собой и сыгравшие вничью - также между собой.

В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством очков. Пары игроков, для следующего тура, составляются из одной группы. Если в группе нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу. Внутри каждой очковой группы игроки распределяются по рейтингу и пары составляют по возможности так, чтобы игрок из верхней половины группы встречался с игроком из нижней половины этой группы. Игрок с высшим рейтингом в группе, по возможности, встречается с игроком, имеющим высший рейтинг во второй половине группы, игрок со вторым рейтингом - с игроком, имеющим второй рейтинг во второй половине группы. Например, если в одной очковой группе - 6 игроков, то первый по рейтингу должен играть с четвёртым, второй - с пятым и т. д. Одни и те же участники могут играть между собой только один раз (два раза или более не допускается). При составлении пар, стремятся сделать так, чтобы у каждого участника от тура к тура чередовался цвет фигур. В любом случае, не допускается три партии подряд одним цветом. Стремятся, также, к тому, чтобы каждый игрок имел равное количество игр белыми и чёрными. Принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Это один из основных недостатков швейцарской системы. Правила распределения пар довольно сложны, поэтому, в настоящее время, для этого используются компьютерные программы. В то же время, если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то, практически, все пары складываются однозначно, и почти не бывает свободы выбора.

При проведении турнира по швейцарской системе, в каждом туре (кроме первых одного - двух туров) встречаются игроки примерно равной силы, и победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряженную и интересную борьбу.

Количество туров в швейцарской системе зависит от количества участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе (кубковой системе), при том же количестве участников. То есть, количество туров принимают равным округлённому значению логарифма по основанию 2 от количества участников. Например, при 8 участниках достаточно три тура, при 16 - 4 тура и т. д.

Иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира.

В швейцарской системе, обычно, более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы, места распределяются часто не достаточно точно. Очевидно, что в турнире проводимому по швейцарской системе должно быть чётное количество участников. Если, например, в течение турнира, выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо. Но в швейцарской системе не возможно поступить так же как и в круговой системе, где, в случае выбывания одного из игроков, его результат аннулируется, если он сыграл менее половины, предусмотренных туров, или тем, с кем он не сыграл, присуждается очко, если выбывший сыграл более половины туров. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как, в этом случае, некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за не сыгранные партии.

В швейцарской системе, участники, набравшие равное количество очков, обычно, распределяются по . Иногда, для распределения мест, в случае равенства очков, вычисляют средний рейтинг соперников. Тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место. Применяется также, так называемый, «коэффициент прогресса». Коэффициент прогресса тем лучше, чем дольше игрок находится на более высоком месте.

Швейцарская система получила большое распространение в . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» ( open ) турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Расскажите друзьям об этой статье:

Шевченко Виктор Александрович (Буденновск) предлагает следующую схему:

Таблица движения по турам (пример)

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА ПО ШВЕЙЦАРСКОЙ СИСТЕМЕ

Процедура жеребьевки. Три способа проведения это:
А) слепой жребий;
Б) жребий по алфавиту;
В) расстановка команд по «рейтингу».

В данном примере рассматривается самый сложный вариант - участвуют 11 команд. Команды расставлены по итогам прошлого сезона, в том числе учитываем составы команд, разрядность, в 1-й или во 2-й группе края они участвовали и далее еще ниже рангом; команды сыгравшие в одном из туров в дальнейшем не играют! При желании можно написать компьютерную программу для облегчения расчетов.

Итак, для первого тура команды расположились в следующем порядке:

Проводим 4 тура (желательно нечетное количество туров, но при большем числе команд). Обязательным условием первого тура - нечетные номера - принимают дома. В последующих турах, как правило, идет чередование. Самая последняя в рейтинговой жеребьевке одиннадцатая команда получает 3 очка и разница +:- (за победу - 3 очка, ничью - 1, неявка, незаявленный игрок и т.д. - 0 очков, а противнику в случае потери очков отрицательного результата: по 3 очка и счет 3:0). После каждого тура последнее место получает аналогичное количество очков.

Составляем таблицу движения по турам с нарастающим итогом очков.

1 тур:

А) записываем команды в зависимости от очков и разницы мячей: делаем пометки игр Дома - Д, Выезд - В.

Б) не игравший «Маяк» получает выезд (пропускающей худшей команды «Динамо»)

2 тур:

Подбираем пару «Строителю», как имеющему наилучшую разницу в 3 - й очковой группе, итак:

3 тур:

Записываем команды по очковым группам в порядке убывания по очкам и разнице забитых мячей:

6 очков В 1. «ФК Невинномысск» 6:0 подбираем пару сверху вниз с наилучшими показателями:
4 очка В 2. «Строитель» 9:1 1. «ФК Невинномысск» - «Колос» 0:5
Д 3. «Колос» 7:1 2. «Строитель» - «ФК Ипатово» 6:2
В 4. «ФК Ставрополь» 6:1 3. «ФК Ставрополь» - «Маяк» 8:0
Д 5. «ФК Ипатово» 4:1 4. «Нефтяник» - «Жемчужина» 1:0
3 очка В 6. «Нефтяник» 4:4 5. «Динамо» - «К/М» 1:1
Д 7. «Жемчужина» 4:7 Стрелками указываем спуск и подъем когда вынужденно берем
Д 8. «Маяк» 0:4 в пару команды близко стоящие, но с разным (минимально)
В 9. «Динамо» 0:8 количеством очков! Каждый спуск и подъем уравновешивают
0 очков Д 10. «К/М» 1:5 друг друга; более двух - нежелательно.
В 11. «Сигнал» 2:10

4 тур:

7 очков Д 1. «ФК Ставрополь» 14:1 х 1. «Строитель» - «ФК Ставрополь» 2:1
Д 2. «Строитель» 15:3 х 2. «Колос» - «Нефтяник» 4:0
В 3. «Колос» 12:1 3. «ФК Ипатово» - «ФК Невинномысск» 4:1
6 очков Д 4. «Нефтяник» 5:4 4. «Жемчужина» - «Динамо» 2:0
Д 5. «ФК Невинномысск» 6:5 5. «Сигнал» - «Маяк» +:- 3:0
4 очка В 6. «ФК Ипатово» 6:7
Д 7. «Динамо» 1:9
3 очка В 8. «Жемчужина» 4:8
В 9. «Сигнал» 2:10
В 10. «Маяк» 0:12
1 очко В 11. «К/М» 2:6

Х - в случае равенства выездов и домашних встреч берем текущий рейтинг команд, т.е. сумма очков с кем играл; если равенство, то разность мячей и дальше - забитые(потом только возможен жребий): для определения кто играет дома.

Вносим результаты последнего тура в таблицу и проставляем суммарный результат.

Примечание: в случае равенства очков выше та команда, текущий рейтинг которой больше, если он равен, игра между собой, если ничья,лучшая разница, если она равна - то большее число забитых. Дальше - жребий.

Теория: Швейцарская система соревнований

1.Порядок проведения жеребьёвки команд - участниц.

А) если команды равны по силам, то они располагаются в алфавитном порядке и в 1-м туре играют 1-2, 3-4 и т.д. При необходимости в первых турах пары можно видоизменить по территориальному принципу. Команды, стоящие в парах первыми, играют на своем поле.

Б) если команды по силам отличаются, либо отличаются группы команд, то они располагаются в таблице-жеребьёвке согласно рейтинга (т.е. с учетом разрядности, подбора игроков, занятого места в предыдущих соревнованиях и т.д.). Если это группы, то жеребьёвка для 1-го тура, делается для сильнейшей группы и им даются (скажем 4 команды) № с 1 по 4, далее следующие команды или группы. Таким образом команды выстраиваются по ранжиру - это и есть жеребьёвка. И № команд нужны лишь для 1-го тура, в котором встречаются: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8, 5-9, 6-10 (для 11 команд как в нашем случае).

В) число команд должно быть четным! Если же, все-таки, нечетное число команд, то не играет самый слабый противник, который автоматически получает победу (либо ничью) - это решает до начала соревнований судейская коллегия с представителями. Для определения коэффициента эти очки в зачет не идут. После каждого тура слабейшая команда меняется и получает в системе игр дома - выезд место очередной выбывший команды.

Г) в случае если команда выбывает в середине тура, то "очки" ей в оставшихся турах не начисляются, а сохраняются имеющиеся.

2. Начиная со второго тура команды разбиваются по очковым группам с нарастающим итогом.

3. Число туров желательно нечётное, что при большом количестве команд позволит подбирать для каждой очковой группы соперников с равным количеством выезд-дома. В итоге этот показатель не должен разниться на 1, что обеспечит подбор соперников.

4. Минимальное число команд в швейцарской системе рекомендуется - 16.

5. Число туров - кратно 3-5-7,в зависимости от числа команд (т.е. число команд делится на 3-5-7 и т.д.), но не более 13-15 туров (решает судейская коллегия с учетом выше указанного - кратности).

6. Начиная со II-го тура идет разбивка команд по очковым группам и подбор соперников с равным или наибольшим количеством очков, в том числе с учетом:

дома - выезд.

При неоднородном составе участников, после прохождения экватора соревнования, рекомендуется для одинаковых очковых групп командам определить коэффициент, т.е. им коэффициентом для каждой команды служат очки соперников с которыми искомая команда встречалась, что повысит равноценность каждых пар.

7. В случае, если участники большей очковой группы окажутся в нечетном количестве, то им в пару берется команда из ближайшей очковой группы - имеющей лучшие показатели. Этим командам делается спуск и подъем. Два подряд спуска и подъема нежелательны. Если у команды есть спуск и подъем - то дальше команда считается не имеющая их.

8. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. В случае равенства очков у двух или нескольких команд, расстановка команд в порядке убывания проводится с помощью коэффициентов (сумма очков соперника с которыми играла искомая команда). Если коэффициент равен у команд, то учитываются следующие показатели: разница забитых и пропущенных мячей, разница на чужих полях, забитых на чужих полях и т.д. В случае равенства всех показателей - жребий.

9. За победу команда получает 3 очка, за ничью 1 очко. Встреча заканчивается в основное время.

ПО ШВЕЙЦАРСКОЙ СИСТЕМЕ

С.04.1 Основные правила для турниров по швейцарской системе

Следующие правила имеют силу для любой швейцарской системы, если явно не установлено иное.

а. Количество туров, которое должно быть сыграно, объявляется заранее.



b. Два игрока не должны сыграть друг с другом более одного раза.

с. Если общее количество игроков будет (или станет) нечётным, один игрок остаётся без пары. Он получает освобождение от игры (bye): без цвета и столько же очков, сколько даётся за победу, если регламентом турнира не установлено иное.

d. Игрок, который по какой бы ни было причине получил какое-либо количество очков без игры, не должен получать освобождение от игры.

е. Обычно жеребьёвка проводится для игроков с одинаковым количеством очков.

f. Для каждого игрока разность между количеством партий, сыгранных чёрными и бе-лыми, не должна быть больше 2 и меньше -2.

g. Ни один игрок не может получить один и тот же цвет три раза подряд.

Каждая система может иметь исключения из этого правила для последнего тура со-ревнования.

h. 1. В общем случае игроку назначается один цвет фигур столько же раз, сколько ему назначается другой цвет фигур.

2. В общем случае игроку назначается цвет, отличный от того, которым он играл в предыдущем туре.



i. Правила жеребьёвки должны быть такими прозрачными, чтобы лицо, ответственное за жеребьёвку, могло объяснить её.

С.04.2 Общая трактовка правил для турниров по швейцарской системе

А. Системы жеребьёвки


  1. Используемая в рейтинговом турнире ФИДЕ система жеребьёвки должна быть или одной из опубликованных швейцарских систем ФИДЕ, или подробно изложенным описанием правил, представленным участникам в явном виде.

  2. При представлении отчёта о турнире в ФИДЕ арбитр должен пояснить, какая из офи-циальных швейцарских систем ФИДЕ была использована. Если была использована другая система, арбитр должен представить правила этой системы для проверки Комиссией по жеребьёвкам швейцарских систем.

  3. Ускоренные методы приемлемы, если они были объявлены организатором заранее и не пристрастны в пользу какого-либо игрока.

  4. Жеребьёвка игроков по швейцарским правилам ФИДЕ объективна и беспристрастна, и различные арбитры или компьютерные программы, соответствующие правилам жеребьёвки, должны приводить к одинаковым результатам.

  5. Не допускается изменять правильную жеребьёвку в пользу какого-либо игрока.
Если можно доказать, что первоначальная жеребьёвка была изменена в пользу какого-либо игрока для выполнения им нормы, то в Квалификационную комиссию должен быть представлен отчёт для инициирования дисциплинарных мер через Комиссию по этике.

В. Стартовый список

1. Перед началом турнира каждому игроку назначается показатель его силы. Эта сила обычно представлена рейтинг-листами игроков. Если для всех участвующих игроков имеется один рейтинг-лист, то должен быть использован этот рейтинг-лист.

2. Перед первым туром игроки классифицируются соответственно в порядке их:

[b] звания ФИДЕ (GM - IM - WGM - FM - WIM - CM - WFM - WCM - без звания),

[с] в алфавитном порядке (если ранее не было установлено, что этот критерий заме- няется на другой).


3. Эта сортировка используется для определения номера для жеребьёвки; игрок само- го высокого ранга получает № 1 и т.д.


С. Включение опоздавших игроков

1. В соответствии с Правилами соревнований ФИДЕ любой потенциальный участник, который не прибыл на место проведения соревнования ФИДЕ до запланированного времени жеребьёвки, должен быть исключён из турнира до тех пор , пока он не поя-вится вовремя на месте соревнования перед жеребьёвкой другого тура.

Исключение может быть сделано в отношении зарегистрированного участника, кото-рый заранее предоставил письменное уведомление, что он неизбежно опоздает.

2. В тех же случаях, когда главный арбитр решает допустить к участию в турнире за-паздывающего игрока,


  • если время прибытия, о котором уведомил игрок, является временем до начала первого тура, игроку дается стартовый номер и он участвует в жеребьёвке в обыч-ном порядке.

  • если время прибытия, о котором уведомил игрок, является временем до начала только второго (или третьего) тура, то игрок не участвует в жеребьёвке тех туров, в которых он не может играть. Вместо этого он не получает очки за несыгранные туры (если в регламенте турнира не сказано иное), а соответствующий стартовый номер и участие в жеребьёвке игрок получит только тогда, когда он фактически прибудет.
3. При таких обстоятельствах стартовые номера, которые были даны в начале турнира, считаются предварительными. Окончательные стартовые номера даются только тогда, когда список участников закрыт, и в таблицы результатов внесены соответствующие поправки.

D . Жеребьёвка, цвет фигур и опубликование правил

1. Незавершенные партии считаются ничьими только для жеребьёвки.

2. Цвет фигур освобожденных от игры игроков и пар, фактически не сыгравших или по-терявших одного из игроков из-за опоздания или вообще отсутствия, не будет прини-маться во внимание. Такая жеребьёвка последующих туров не считается неправильной.



3. В любой ситуации, где имеет смысл последовательность цветов, несыгранные пар-тии не засчитываются. Так например, если игрок имеет историю цвета BWB=W (то-есть, партия четвёртого тура недействительна), она будет рассматриваться как если бы его история цвета была =BWBW. WB=WB будет считаться как =WBWB, BWW=B =W как ==BWWBW и так далее.

4. Игрок, который отсутствует без уведомления арбитра, будет считаться выбывшим из турнира, если до опубликования очередной жеребьёвки отсутствие не будет объяс-нено приемлемыми аргументами.

5. Игроки, которые выбыли из турнира, больше не будут участвовать в жеребьёвке.

6. Игроки, о которых заранее известно, что они не будут играть в конкретном туре, не участвуют в жеребьёвке этого тура и получают 0 очков (если в регламенте турнира не сказано иное).

8. Если


  • какой-либо результат был записан неправильно, или

  • партия была сыграна с неправильным цветом фигур, или

  • должен быть исправлен рейтинг игрока (и возможно пересчитаны нумерация игроков, как в С.3),
и игрок сообщил об этом арбитру после публикации результатов в пределах соот-ветствующего заданного времени на апелляцию, эти факты должны быть использо-ваны для турнирной таблицы и жеребьёвки предстоящего тура. Время на подачу апелляции устанавливается заранее при разработке расписания турнира.

Если уведомление об ошибке сделано после жеребьёвки, но до окончания следую-щего тура, оно повлияет на следующую сделанную жеребьёвку.

Если уведомление об ошибке сделано после окончания следующего тура, исправ-ление будет сделано только после турнира для представления оценки рейтинга.


9. После завершения жеребьёвки и прежде, чем сделать её достоянием общественно-сти, пары сортируются.

Критериями сортировки являются (по убыванию приоритета):


  • очки включённого в жеребьёвку игрока, занимающего более высокое место;

  • сумма очков обоих включённых в жеребьёвку игроков;

Система соревнований , порядок проведения шахматного соревнования (турнира, матча, матч-турнира), личного или командного. Выбор системы соревнований зависит от числа его участников, сроков проведения, целей и задач, которые оно преследует. Среди систем соревнований наиболее известны следующие.

  • Круговая - все участники (команды) играют друг с другом поочерёдно в порядке, определяемом таблицами очерёдности игры. По сравнению с другими системами отличается наименьшим влиянием случайности на итоги соревнования.
  • Швейцарская , или система по жребию , - проводится с любым числом участников (команд) в ограниченные сроки. Разработана для соревнований Швейцарского рабочего шахматного союза (отсюда название). Шахматный кодекс СССР рекомендует проводить 6-9 туров при 18-30 участниках, 9-12 - при 30-50 участниках, 12-15 - при числе участников свыше 50. Для составления пар перед началом каждого тура производится жеребьёвка . В каждом туре встречаются участники с равным или почти равным числом очков, повторные встречи не проводятся и игра одним и тем же цветом свыше двух раз подряд исключается. При подведении итогов в случае равенства очков у двух или более участников для определения мест чаще всего применяется система коэффициентов Бухгольца (см. Система коэффициентов). Наиболее массовые соревнования, проведённые по швейцарской системе, - чемпионат СССР 1967 (13 туров при 130 участниках), международный турнир в Лондоне (6 туров при 910 участниках), Всемирные шахматные олимпиады (с 1976) и другие.
  • Олимпийская - выбывание участника или команды из соревнования после проигрыша партии (матча) или после потери определённого числа очков в личных соревнованиях. При ничейном результате: партия (матч) переигрывается или игравший белыми выбывает (возможен также жребий); личная встреча обычно играется до конца, исход командного матча решают коэффициенты, при использовании которых предпочтение отдаётся очкам, набранным на более высоких досках. Цвет фигур определяется вначале жребием, затем чередуется. Применяется для массовых соревнований.
  • Схевенингенская - половина участников (одной команды, группы) играет поочерёдно с остальными. Впервые применена на турнирах в Схевенингене в 1923 (отсюда название). При наличии двух команд результат командного матча определяется суммой очков, набранных участниками каждой команды. Применяется для тренировочных соревнований между молодыми и опытными шахматистами, а также в международных командных встречах.
  • Система Силли - расположение участников соревнования в турнирной таблице (перед началом соревнования) согласно жребию или в соответствии с их квалификацией; предложена итальянским шахматистом А. Силли (отсюда название). Все участники играют одинаковое число партий. Применяется при проведении массовых соревнований по переписке.
  • Матчей - встреча двух шахматистов или команд между собой (например, матчи на первенство мира среди мужчин и женщин и другие).
  • Матч-турниров - соревнования, в которых ограниченное число участников или команд играют между собой по круговой системе в несколько кругов (например, матч-турнир на первенство мира 1948; матчи-турниры сборных команд СССР 1973 и 1981).

Для одного соревнования возможно использование нескольких систем; например, первый, наиболее массовый этап проводится по олимпийской или швейцарской системам, а заключительный - по круговой.

ШВЕЙЦАРСКАЯ СИСТЕМА используется тогда, когда число участников соревнования значительно превосходит возможное количество игровых дней или кругов. Количество кругов (К ) вычисляется по формуле К = log 2 N + log 2 (Р– 1) , где N – число участников; Р – число призовых мест (при Р =1 вторая часть формулы равна нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три круга, при 16 – четыре круга и т. д. Чтобы выявить тройку сильнейших, нужно соответственно четыре круга при 8 участниках, пять при 16 и т.д.

Общее количество матчей (М Ш ) определяется формулой: М Ш = (N·К)/2 , где N – число участников соревнования.

Швейцарская система не имеет чётко составленной турнирной сетки или таблицы, а имеется своего рода алгоритм проведения соревнования, который приведён ниже. В качестве примера выбрано 17 участников.

1-й круг

Группа сильных

1

2

3

4

5

6

7

8

Группа слабых

16 17*

Набранные очки

2-й круг

Очковая группа «1»

1

2

3

Набр. очки за 2 круга

Очковая группа «0»

9

17**

10

11

12

Набр. очки за 2 круга

3-й круг

Очковая группа «2»

1

2

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «1»

5

6

7

8

9

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «0»

13

Набр. очки за 3 круга

4-й круг

Очковая группа «3»

1

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «2»

3

4

5

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «1»

9 **

11

12

13

Набр. очки за 4 круга

5-й круг

Очковая группа «3»

1

2

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «2»

6

7

8

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «1»

14

15

Набр. очки за 5 кругов

Алгоритм проведения соревнования

Желательно чтобы в соревновании участвовало чётное число игроков, но допускается и нечётное. Все участники разбиваются на две равные группы либо по рейтингу (группа сильных и группа слабых), либо по жребию.

В 1-м круге пары соперников разбиваются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т.д. (В таблице каждая пара соперников выделена или чёрным , или голубым цветом). Если, например, в турнире 32 участника, то первый (по рейтингу) играет с 17-м, второй с 18-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в 1-м круге очко без игры (в таблице участник под номером 17).

В следующих кругах все участники разбиваются на группы, в которых участники имеют, как правило, одинаковое количество набранных очков. В таблице жирным шрифтом отмечены номера участников выигравшие свои матчи. Так, после 1-го круга, групп будет две: с 1 очком (выигравшие) и с 0 очками (проигравшие). Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, нижнюю очковую группу (в таблице участник под номером 17).

Пары соперников для следующего круга составляются из одной очковой группы по тому же, что и в 1-м круге, рейтинговому принципу: лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы. Но при этом не допускается, чтобы одни и те же участники встречались более одного раза .

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков. Места для участников, набравших одинаковое количество очков, обычно распределяются:

  • по коэффициенту прогресса – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте (подсчитываются занимаемые места в каждом круге).
  • по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире;
  • по среднему рейтингу соперников. Тоэтому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое место.

Достоинства системы :

  • подбор пар в каждом круге организован так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам;
  • когда не применяется или не существует рейтинг, она имеет преимущества перед олимпийской системой и её разновидностями. Даже совершенно случайный посев (жеребьёвка) в очковой группе (с учетом ограничения неповторяемости пар) не имеет большого значения. Участник, если в первых кругах проигрывает сильнейшими, то продолжает играть и может набирать очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают турнирный опыт;
  • в каждом круге (кроме первых: одного-двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Это создаёт напряжённую и интересную борьбу;
  • никаких групп, сеток, первых и вторых финалов.

Недостатки:

  • определяются победитель, призёры и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы чёткого распределения мест нет;
  • иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречались между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах;
  • фактическая реализация достаточно сложна, что требует либо использование компьютерной программы, либо очень опытного судьи. В последнем случае, как правило, ошибки неизбежны. Правда, они не сильно влияют на конечный результат;
  • при компьютерном варианте реализации системы, в случае отказа одного или нескольких участников, приходится составлять пары вручную, что также требует большего опыта. В швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных кругов, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. То есть невозможно отменить результаты предыдущих матчей, т.к. в этом случае некоторые участники потеряют одну игру.
  • при нечётном числе участников в каждом круге присуждается одна техническая победа (правда, имеющему наименьшее число очков);
  • участники не могут прогнозировать, с кем им придётся встречаться в следующих кругах, как это возможно в разновидностях олимпийской системы.