Последние назначения и отставки в мчс. В ожидании больших пересадок

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

Когда уволят Пучкова из МЧС? Этим вопросом задаются многие пользователи Интернета, причем многие уверены, что его уход – дело фактически решенное. Однако, все не так просто. Откуда вообще пошли эти слухи?

Среди претензий к Пучкову называется занижение площадей лесных пожаров, причем систематическое, катастрофа ИЛ-76 под Иркутском, а также трагедия с главой МЧС по Приморскому краю Олегом Федюрой. Он осуществлял рабочий визит, в ходе которого инспектировал ликвидацию последствий тайфуна «Лайонрок». Федюра погиб в ДТП, КАМАЗ, не котором он ехал, перевернулся на переправе. Позже стало известно, что водитель, управлявший автомобилем, находился в состоянии алкогольного опьянения. По сообщениям СМИ, есть к Пучкову и другие претензии более локального характера.

Пучкова уволят из МЧС. Кто его заменит?

Отставка Пучкова, если она, конечно, произойдет, может привести к тому, что Министерство чрезвычайных ситуаций перейдет под контроль Министерства обороны. Это вполне в духе преобразований, которые происходят в российских государственных структурах, однако, такое масштабное, пусть и более чем гипотетическое событие нельзя сравнивать, например, с упразднением ФСКН или передачей функций УФМС МВД, слишком уж мощным станет преобразование.

Впрочем, сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал возможный «отвод» главы МЧС «слухами и спекуляциями». Оснований не доверять ему нет, но отставка Пучкова выглядела бы логичным продолжением перемен в министерских кругах.

Отставка Пучкова: третий не пошел

МЧС в 2016 году могло стать не единственным ведомством, претерпевшим кадровые перестановки. Ранее на посту министра образования и науки Дмитрий Ливанова сменила Ольга Васильева, а во главе администрации президента РФ вместо Сергея Иванова встал его заместитель Антон Вайно. Многие предполагали, что третьим будет как раз Пучков, но дальше слухов, пусть и очень настойчивых, дело, судя по всему, не дойдет. Возможно, это просто вопрос времени, так как недостатки в работе ведомства Пучкова никто не скрывает и не отказывается признавать. А возможно следующая отставка в преддверии выборов в Госдуму произойдет с участием кого-то другого.

Общественники год добиваются встречи с Владимиром Путиным, чтобы предупредить президента: пожары тушить стало некому

Фото Алексей Дружинин / РИА Новости

Действия Владимира Пучкова по сокращению численности сотрудников МЧС привели к развалу ведомства, уверены общественные эксперты. Они считают, что министр лжет Владимиру Путину, но попытки донести правду до главы государства успехом не увенчались.

Вскоре после пожара в Кемерове, унесшего жизнь более 60 человек, в редакцию ПАСМИ пришло письмо от главы простого товарищества «Диалог» Светланы Вислобоковой . Руководитель общественной организации заявляет, что пыталась предотвратить эту и подобные ей трагедии, вскрыв факты развала Министерства по чрезвычайным ситуациям под руководством Владимира Пучкова . Больше года общественники безуспешно добивались встречи с президентом РФ Владимиром Путиным . Обращение в суд также не дало результата: судья Мещанского суда отказался принимать иск к главе МЧС.

Факты лжи и нецелевого расходования денег в ведомстве Владимира Пучкова, которые обнаружили общественные эксперты, изложены в шестисерийном фильме «По ком звонит колокол МЧС».

Министр сокращения

Министр МЧС Владимир Пучков, слова которого приводят в фильме, заявил, что численность сокращения в системе МЧС минимальная. «Мы сознательно убрали резерв. Мы сознательно зафиксировали все вакантные должности. Мы сознательно прекратили прием на работу. Мы сознательно прекратили присвоение первых званий », - отметил глава министерства. Он обосновывает сокращения поручениями президента. «Мы приняли все необходимые решения в соответствии с указанием президента РФ по сокращению текущих затрат в системе МЧС России », - говорит глава ведомства.

Однако, как утверждает Вислобокова, это была подмена смысла слов президента . В результате такого подхода начался отток огромного количества хороших специалистов, поскольку Пучков сократил не текущие, а защищенные статьи – зарплаты и социальные выплаты. При этом деньги, выделяемые государством на зарплату спасателям, не уменьшались, а постоянно увеличивались, достигнув в 2017 году 133,5 млрд рублей, а Пучкову и его приближенным, по словам Вислобоковой, выплачивались «очень большие премии».

Как утверждают в фильме, большинство сотрудников ведомства получили зарплату за декабрь 2015 года в январе 2016 года. «Чтобы ликвидировать задолженность перед сотрудниками, Пучков принял решение об увольнении этих самых сотрудников », - утверждает Вислобокова, подчеркнув, что Пучков не учел увеличения выплат работающим при увольнении, что привело к большему росту задолженности с 3,7 млрд рублей в 2015 году до 4,3 млрд рублей в 2016 году.

Испепеляющая ложь

«Идет тотальное сокращение уникальных профессионалов-спасателей, ликвидируются целые подразделения, остаются неприкрытыми множество территорий. В случае возникновения крупного пожара тушить дома и спасать ваших детей, наших детей практически нет возможности и некому », - рассказывает Вислобокова.

Уже в 2015 году в МЧС образовалось 25 тыс. вакантных должностей и 11 тыс. некомплекта личного состава, отмечают создатели фильма. К началу 2017 года численность сотрудников ведомства оказалась почти на 60 тыс. меньше от штатной, определенной правительством России, в 289 тыс. человек , т. е. прошло сокращение на 20% . Положение пожарных и спасателей катастрофично, поскольку объем задач не уменьшился, и, кроме того, каждый год возникают все более масштабные и опасные катастрофы, констатирует Вислобокова.

По данным ПТ «Диалог», по состоянию на декабрь 2017 года в целом по России сокращено 30% личного состава МЧС, а в боевых расчетах – до 50% . Приводя пример пожара в 2017 году в Ростовской области, Вислобокова указывает, что огонь там тушили 1987 человек , из которых только 231 – сотрудники МЧС, а из 212 единиц техники только 60 принадлежали спасательному ведомству. При этом Пучков докладывал президенту о постоянно наращиваемой на пожаре группировке МЧС, составившей якобы около 2 тыс. человек , об отлаженной системе реагирования на чрезвычайные ситуации и минимальные потери от них.

«Кого пытается обмануть министр Пучков – себя, нас, президента? В итоге эффективно бороться с таким сложным и масштабным пожаром при жесткой нехватке личного состава и пожарной техники для локализации пожара при отсутствующей подаче воды на пожарные стволы неисправным гидрантом, при блокировке катеров в порту, у пожарных не было никаких шансов », - утверждает Вислобокова.

Спасти спасателей

Глава ПТ «Диалог» напоминает, что еще в апреле 2015 года, в разгар сибирских пожаров, когда погибли 30 человек и не менее 21 тыс. жителей пострадали, у руководства страны были вопросы к Пучкову. Однако министр, даже не побывавший на месте ЧП, не смог ничего ответить. «К 2015 году системный кризис в МЧС вошел в активную фазу. К 2017 году ситуация ухудшилась катастрофически », - утверждают в фильме.

В результате «реформаторской» деятельности Пучкова МЧС доведена до критической точки, передает мнение общественных экспертов Вислобокова. «Сегодня, если не предпринять срочных мер, Россию накроет волна страшных катастроф, пожаров, стихийных массовых бедствий и несчастий. Противостоять этому будет уже просто некому », - утверждает общественная активистка, отмечая, что пришло время спасать МЧС.

Безнадзорный и выгодный бизнес

Сокращения в МЧС не обошли стороной и службу государственного пожарного надзора. По данным экспертов ПТ «Диалог», штатная численность службы сокращена более чем вдвое. «Из решения коллегии МЧС от 18 ноября 2015 года: до 21 ноября 2015 года подготовить директиву о сокращении штатной численности надзорных органов в подразделениях МЧС России на основе изменения законодательства РФ» , - отмечает Вислобокова.

Позднее министр заявлял, что в МЧС перестроена вся контрольно-надзорная деятельность. «Цель ее - не досаждать бизнесу постоянными проверками, тормозя их развитие, а управление рисками и минимизация рисков возникновения ЧС. Поэтому в МЧС изменили весь формат работы в этом направлении. Новые надзорные подразделения создавать не будут. В каждом пожарном отряде есть специальные отделения профилактики, и их достаточно», - пояснил Пучков.

«Очевидно, что при таком количестве инспекторов невозможно системно проверить несколько миллионов объектов. Таким образом, функция пожарного надзора была передана Пучковым коммерческим структурам. И результат этого для государства и простых граждан легко предугадать, учитывая то, что сегодня представляет из себя коммерция», - заявляет глава ПТ «Диалог» в фильме, снятом в декабре 2017 года.

Задай вопрос Пучкову

После страшной трагедии в Кемерово глава МЧС Владимир Андреевич Пучков попал в фокус спецпроекта ПАСМИ « ». Журналисты издания готовят вопросы министру - о самом важном, интересном, волнующем каждого. Мы объединим все вопросы и зададим их министру.

В СМИ появилась информация о возможном смещении нынешнего главы МЧС Владимира Андреевича Пучкова с занимаемой должности. Информация весьма спорная, так как получена из неназванных источников, но, как все прекрасно знают, дыма без огня не бывает.

Пост Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков занял 21 мая 2012 года, став преемником Сергея Шойгу, занявшего тогда пост Министра Обороны РФ. После почти двадцати лет безупречной службы Шойгу от Пучкова ждали как минимум тех же результатов, ведь он много лет был заместителем Сергея Кужугетовича, но… У него не заладилось с самого начала.

В июле 2012 года, спустя полтора месяца после его назначения на должность, происходит страшное происшествие на Кубани: кубанские города переживают серьезное наводнение, в котором город Крымск пострадал больше всего: погиб 171 человек. Пучков хоть и признал провал системы оповещения жителей во время ЧП и согласился с несовременными действиями спасателей и местных властей, назвал данные о 171-м погибшем «незначительным количеством жертв». Как оказалось после, ликвидация последствий была затруднена банальным отсутствием у местных спасателей простейшего инвентаря (лопат). Это стало первым серьезным «звоночком».

Дальнейшие четыре года с Владимиром Пучковым во главе для МЧС были не из легких. Ведомство перекраивалось, от чего простые сотрудники неоднократно выражали недовольство нововведениями. Складывалось впечатление, что министерство встает на коммерческие рельсы: количество услуг для населения, оказываемых на платной основе, росло. Кроме того, неоднократно ходили слухи о коррупционных делах внутри ведомства, что при Шойгу вообще было нонсенсом.

Ежегодные лесные пожары, которые каждое лето уничтожают не только тысячи гектаров российского леса, но и приграничные с лесом районы – еще одно испытание нынешнего министра. Кроме всего прочего, он регулярно занижает площади пораженных огнем территорий.

Серия ошибок Пучкова – как ком, что катится вниз, становясь все больше и больше. Но рано или поздно ком разбивается, так и ошибки Пучкова не могут быть вечными. И текущий год, судя по всему, будет для него последним в этой должности, ведь только в 2016 произошло несколько очень серьезных провалов ведомства:

— 25 февраля – авария на шахте «Северная». В серии взрывов погибло 36 человек, в числе которых пятеро спасателей.

— 2 сентября – гибель главы МЧС по Приморскому краю Олега Федюры во время обрушившегося на регион тайфуна.

Пучков – туча, нависшая над ведомством, растратившим из-за нее престиж, заработанный за много лет безукоризненной деятельностью Шойгу. Эта серия неудач вполне может быть последней каплей в решении об отстранении с занимаемой должности нынешнего главы МЧС.

Так что если в ближайшее время выйдет официальный указ о назначении на должность министра по чрезвычайным ситуациям другого человека, будет неудивительно. Лишь бы это был компетентный и надежный человек.

О кадровых перестановках стало известно из приказа, подписанного Владимиром Путиным. Документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Как следует из текста,

должностей лишились 16 генералов , и , при этом двое из них также были уволены с военной службы.

Большая часть увольнений пришлась на МЧС — без кресел остались 11 высокопоставленных сотрудников ведомства, среди которых начальники Дальневосточного, Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского региональных центров ведомства.

Также от должности директора департамента пожарно-спасательных сил и спецформирований МЧС освобожден , который руководил ликвидацией последствий крушения самолета Airbus A321 в Египте, а директор департамента территориальной политики МЧС освобожден от этой должности и уволен с военной службы.

Наконец, коснулись перестановки МВД и Следственного комитета. В числе двух уволенных генералов полиции оказался глава МВД Карачаево-Черкесии генерал-майор полиции . Что касается Следственного комитета, то он лишился руководителя СУ СКР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре генерал-майора юстиции Аркадия Сынгаевского. Летом 2016 года издание Znak.com предполагало, что он может возглавить региональное подразделение СКР на Ямале.

Причины отставок не называются, однако, вероятнее всего, большая часть из них произошла не по компрометирующим причинам:

достижение пенсионного возраста, отставка по собственному желанию и так далее. Однако не исключено, что некоторые из перестановок были приближены внутренними расследованиями и недовольством со стороны высшего руководства.

В МЧС отставки объяснили новым подходом к управленческой политике.

«Новые подходы к организации работы территориальных органов МЧС России будут реализованы на основе внедрения передовых технологий управления, позволяющих сократить численность управленческого звена и пропорционально увеличить штат пожарных и спасателей реагирующих подразделений, — заявили в ведомстве. — В МЧС России продолжается переход на трехуровневую систему управления, в связи с чем в системе МЧС России в соответствии с указом президента Российской Федерации проведены новые назначения».

В МЧС пообещали, что с каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России.

«Тех, кто достиг предельного или пенсионного возраста, после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, но при желании они смогут продолжить работу во Всероссийском добровольном пожарном обществе (ВДПО),

в Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» («Россоюзспас») и в других общественных организациях», — заявили в МЧС.

Стоит отметить, что подобные кадровые ротации, сопровождающиеся увольнением чиновников в генеральском звании, происходят ежегодно. Особенно в этом плане отличился минувший год, за время которого должностей лишились многие высокопоставленные чиновники.

В частности, весной 2016 года Владимир Путин подписал указ об освобождении 70-летнего от должности директора (ФСО) по собственному желанию. Его место занял , ранее занимавший пост главы службы безопасности президента.

Также большое количество силовиков остались без работы в результате ликвидации и федерального миграционного ведомства.

Примечательно также, что 4 сентября 2016 года «Новая газета» со ссылкой на свои источники сообщала, что главу МЧС Владимира Пучкова в ближайшее время могут отправить в отставку. Как писало издание, среди возможных причин для такого решения — систематическое занижение площадей лесных пожаров, гибель спасательного отряда на шахте «Северная» в Республике Коми, катастрофа Ил-76, вылетевшего на тушение пожара под Иркутском, а также гибель главы МЧС по Приморскому краю во время недавнего наводнения. Однако пресс-секретарь президента назвал эту информацию «слухами и спекуляцией».