Страны где монархическая форма правления. Все страны, где существует монархия

Современная политология может дать полную характеристику любой форме государства (устройство политической организации общества) исходя из формы правления, формы государственно-территориального устройства и типа политического режима.

Формы правления

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти. Есть две формы правления - монархия и республика. Монархия в свою очередь может быть таких видов, как:

  • абсолютная (вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти сосредоточена в руках монарха);
  • конституционную или парламентскую (власть монарха ограничена конституцией, реальная исполнительная и законодательная власть находится в руках избранного или сформированного народом парламента);
  • дуалистическая (власть поделена поровну между монархом и парламентом);
  • теократическая (власть находится в руках у духовного лидера, возглавляющего ту или иную конфесию).

Республиканская форма правления существует в таких формах, как

  • президентская (власть сосредоточена в руках избранного президента);
  • парламентская (страной руководит парламент или премьер - министр; президент исполняет лишь представительские функции);
  • смешанная (власть поделена между парламентом и президентом).

Форма государственно-территориального устройства

Формы государственно-территориального устройства - это способ взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей государства, закреплённый в конституции. Существуют такие формы, как

  • федерация (союз относительно самостоятельных субъектов, подчиняющихся во всех важных вопросах политическому центру);
  • унитарное государство (единое и неделимое государство, состоящие лишь из административных единиц);
  • конфедерация (временный союз полностью независимых друг от друга государств).

Политические режимы

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Существуют такие виды политических режимов, как

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • демократический (власть находится в руках народа, гражданские права и свободы и задекларированы и реально работают);
  • недемократический (власть находится в руках правящей элиты, политического меньшинства, гражданские права и свободы только задекларированы, на практике не работают).

Недемократический политический режим также имеет определённые подвиды: авторитарный и тоталитарный (разница заключается в уровне контроля власти над обществом).

Большинство стран Зарубежной Европы - республики разного вида с демократическими политическими режимами. Республики Зарубежной Европы - это Франция, Италия, Швейцария, Германия, Австрия.

Но, несмотря на это, существует большое количество стран Зарубежной Европы с монархической формой правления. Сколько же их?

Монархии Зарубежной Европы

Какие государства можно включить в список «Монархические страны Зарубежной Европы»?

Его можно представить следующим образом.

Рис.1 Правящий королевский дом Виндзоров

Страна

Форма политической организации

Форма правления

Норвегия

Королевство (правящий дом - Глюкбургская династия)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом – династия Бернадотов)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - династия Глюксбургов)

Конституционная монархия

Великобритания

Королевство (правящий дом – Виндзоры)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - Саксен-Кобург-Готская династия)

Конституционная монархия

Нидерланды

Королевство (правящий дом - Оран-Нассау)

Конституционная монархия

Люксембург

Герцогство (правящий дом -Пармские Бурбоны)

Конституционная монархия

Лихтенштейн

Княжество (правящий дом - Савойская династия)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - Бурбоны)

Парламентская монархия с уклоном в дуалистическую

Княжество (правящий дом -Бурбоны)

Конституционная монархия

Княжество (правящий дом - Гримальди)

Конституционная монархия

Папское государство

Выборная абсолютная теократическая монархия

Ватикан является не единственным государством с выборной теократической абсолютной монархией. Вторым государством является Иран, где власть долгое время удерживал духовный лидер – аятолла Хомейни.

Таким образом, довольно большое количество крупных европейских стран являются монархиями. Особенно велик их удельный вес в Северной Зарубежной Европе (если посмотреть их расположение на карте).

Рис. 2 Политическая карта Зарубежной Европы

Практически все современные династии связаны кровными узами. Королевский дом Великобритании, Виндзоры, являются представителями сразу Саксон-Кобург - Готской династии и династии Глюксбургов. Самая старая непрерывающаяся династия княжеский дом Гримальди. Престол передается по прямой линии от отца к сыну уже 700 лет.

Рис.3 Глава правящего дом Монако - Князь Альбер II Гримальди

Что мы узнали?

Большинство монархических стран Зарубежной Европы - конституционные монархии. Это значит, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти находится в руках парламента и избранного премьер-министра или канцлера. Монарх играет представительскую роль, хотя может высказываться по ключевым вопросам внешней и внутренней политики. В некоторых странах, например, в Великобритании, монарх является значимой фигурой на политической арене. Елизавета II, правящая королева, активно вмешивалась в деятельность многих премьер-министров: Маргарет Тэтчер, Тони Блэра и других.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 247.

Государство обладает сложной структурой -- обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства» Кутафин О. Е. Основы государства и права. - М., 1994. - 739с. - с. 32.

В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первую очередь его сущностью и типом Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 29. Думается, что это не совсем так. Если бы форма государства определялась в первую очередь его сущностью, то у всех государств существовали бы примерно одинаковые формы, поскольку сущность государства всегда неизменна и выражается в том, что государство во все времена было и остается политической организацией, осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развития государство меняет не сущность, а свое содержание, что обычно и приводит к смене одних государственных форм другими. Что же касается обусловленности формы государства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, при многообразии подходов к типологии государств невозможно объяснить, какими конкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, если даже основываться только на формационном подходе, то и здесь зависимость государственных форм от типов государства является относительной, поскольку в государствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формы государственного устройства, и политические режимы.

Форма правления -- это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления -- это монархия и республика и их разновидности Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910 г. - 395 с. - с. 68.

Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

Существуют три формы правления Кутафин О. Е. Основы государства и права. - М., 1994. - 739с. - с. 83.

1. Монархия представляет собой определенную форму правления, когда верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства по принятому порядку престолонаследия.

Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

Конституционная монархия существует в двух видах:

1) дуалистическая конституционная монархия;

2) парламентарная конституционная монархия.

Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.

Парламентарная конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

Республика - это форма правления, основанная на двух вариантах формирования правительства: высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональным волеизъявлением.

Республика может быть президентской и парламентарной.

Президентская республика основана на республиканской форме правления, она характеризуется тем, что президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует, и формирование правительства проводится внепарламентским методом. Президент не имеет права роспуска парламента.

Парламентарная республика основывается на принципе первенства власти парламента, правительство несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Также в данном случае учреждена должность премьер-министра. Правительство формируется парламентским путем из числа лидеров партии, занимающей большинство мест в нижней палате.

Это можно представить в виде таблицы:

Две основные формы правления

Страны с монархической формой правления.

Тип монархии

княжество (КМ)

королевство (КМ)

папство (АТМ)

Великобритания

королевство (ПМ)

королевство (КМ)

королевство (КМ)

Лихтенштейн

княжество (КМ)

Люксембург

великое герцогство (КМ)

княжество (КМ)

Нидерланды

королевство (КМ)

Норвегия

королевство (КМ)

королевство (КМ)

эмират (КМ)

королевство (КМ)

королевство (КМ)

наследственный эмират (КМ)

Малайзия

султанат (ОМ)

империя (КМ)

королевство (ОМ)

Иордания

королевство (КМ)

эмират (АМ)

эмират (ОМ)

султанат (АМ)

султанат (АТМ)

Саудовская Аравия

королевство (АТМ)

Камбоджа

королевство (КМ)

королевство (КМ)

королевство (КМ)

Свазиленд

королевство (АМ)

королевство

КМ - конституционная монархия;

ПМ - парламентская монархия;

ОМ - ограниченная монархия;

АМ - абсолютная монархия;

АТМ - абсолютная теократическая монархия.

Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием самых различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910 г. - 395 с. - с. 68.

Для понимания особенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формы государственного (территориально-политического) устройства.

Понятие «форма государственного устройства» предполагает национально-территориальную организацию государства и процесс взаимоотношений между государственными органами разного уровня.

Государственное устройство - это процесс территориальной организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения.

Существуют две формы государственного устройства:

1) унитарная форма;

2) федерация.

К основным признакам унитарного государственного устройства относят:

1) единую конституцию, действие которой распространяется на всю территорию государства без ограничений;

2) единую систему высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент);

3) территориальное деление на административно-территориальные единицы без политической самостоятельности;

4) единую систему права. Местные органы управления обязаны применять все необходимые нормативные акты, которые принимаются центральными органами государственной власти;

5) единое гражданство, т. е. население такого государства имеет право на единую политическую принадлежность;

6) единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права.

Федерация - это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.

Субъектами федерации являются государственные образования - штаты, земли, провинции, кантоны, государства Марченко М.Н. "Проблемы общей теории государства и права: В 2 тт: Т. 1: Государство: Учебник для вузов - М., 2008 - 837 с. - с. 93.

Основные признаки федерации:

1) территория федеративного государства в политико-административном отношении представляет собой совокупность территорий субъектов федерации, которые не обладают суверенитетом. Центральная власть обладает исключительным правом использования принудительных мер по отношению к субъекту федерации в случае нарушения союзной конституции. Субъекты федерации не могут выйти из союза в одностороннем порядке;

2) субъекты федерации обладают учредительной властью;

3) субъекты федерации обладают властью в пределах собственной компетенции, правом издания законодательных актов;

4) субъекты федерации обладают собственной правовой и судебной системой;

5) федерация основана на двухпалатной структуре союзного парламента;

6) федерация дает возможность людям, проживающим на ее территории и обладающим гражданством этого государства, получать двойное гражданство. В соответствии с тем, что федерация является союзом субъектов, человек, получивший гражданство одного субъекта, автоматически становится гражданином всей федерации и всех субъектов федерации.

Необходимо особо остановиться на месте и роли главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства.

Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять государство как в мировом сообществе, так и внутри страны и отождествляться как символ государственности народа.

Различают статус главы государства:

1) единоличный (монарх или президент);

2) коллегиальный (постоянно действующий орган парламента).

К полномочиям главы государства относят:

1) созыв парламентских сессий;

3) право роспуска и право вето;

4) формирование правительства или его формальное утверждение;

5) право увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей;

6) право предоставления гражданства и политического убежища;

7) право заключать международные соглашения определенного рода, назначать дипломатических представителей;

8) право награждать, помиловать осужденных и другие права.

Полный перечень всех прав может варьироваться в зависимости от формы государственного строя и национальных обычаев. Практически при любой форме правления некоторые полномочия глава государства обязан согласовывать или утверждать в парламенте, правительстве в установленном конституцией порядке.

Главой государства могут быть монарх, король, султан. Как правило, такие представители высшей власти одновременно являются и главами исполнительной власти. На практике полномочиями главы государства и главы исполнительной власти глава государства пользуется в дуалистической монархии и абсолютной монархии. В остальных вариантах обязанности главы государства и главы исполнительной власти лицо может совмещать по указанию правительства. Президент государства может выполнять обязанности главы государства и одновременно совмещать другие обязанности (например, главы государства и исполнительной власти, руководителя правительства при наличии особой должности административного премьер-министра). Президент в отличие от монархов, королей и султанов избирается на определенный временной срок.

Существует несколько способов избрания президента:

3) избрание президента специальной избирательной коллегией;

4) избрание непосредственно избирателями, т. е. открытым всенародным голосованием.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ (ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Перевалов В.Д. "Теория государства и права. Учебник. - М., 2009 -528 с. - с. 102.

Парламентом является высший орган народного представительства, основная функцией которого - выражение воли народа государства. Члены парламента обязаны контролировать и организовывать все общественно значимые отношения путем принятия законов, деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Члены парламента вправе формировать другие высшие органы государства, избирать на должность президента, избирать членов нового правительства. А также парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д.

Состав парламента:

1) верхняя палата;

2) нижняя палата.

Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. В большийстве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней.

Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4-5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторых государствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламента выбираются косвенными выборами.

Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Члены верхней палаты используют принцип ротации, т. е. состав нижней палаты и однопалатного парламента обновляется по определенным частям в определенные сроки. В мировой практике используется правило равнопропорциональной замены сенаторов и заседателей палат, т. е. состав обеих палат обновляется на равное число членов, такой порядок установлен, например, в Польше и Италии.

Состав верхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых - по конкретному назначению вышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами.

Установленная законом определенная часть сенаторов верхней палаты избирается по мажоритарной системе, остальная часть - по пропорциональной системе. Такая система выборов сенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторов смешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается только одна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретным представлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальными советами заочным путем.

Состав парламента формируется не только из самих сенаторов, но и их заместителей, делегатов от мелких территорий, владений, федеральных округов и других образований, входящих в состав государства.

Понятие «формы государства» включает в себя характеристику форм правления , государственного устройства и государственного режима государств мира.

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления .

Монархическая форма правления возникла в давние времена, еще в условиях рабовладельческого общества (организацию государственной власти в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. характеризуют термином «восточная деспотия»). При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. Тем не менее, и в настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.)- Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий (АМ). В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии (АТМ). Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Страны с монархической формой правления

п/п

Регион

Страна

Форма правления

Е В Р О П А

Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии)

Испания (Королевство Испания)

Бельгия (Королевство Бельгия)

Нидерланды (Королевство Нидерландов)

Монако (княжество Монако)

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

Швеция (Королевство Швеция)

Норвегия (Королевство Норвегия)

Дания (Королевство Дания)

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

Андорра (Княжество Андорра)

Бруней (Бруней Даруссалам)

Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия)

Катар (Государство Катар)

Оман (Султанат Оман)

Кувейт (Государство Кувейт)

Бахрейн (Государство Бахрейн)

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Непал (Королевство Непал)

Бутан (Королевство Бутан)

Камбоджа (Королевство Камбоджа)

Таиланд (Королевство Таиланд)

Малайзия (Федерация Малайзия)

Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство)

Марокко (Королевство Марокко)

Свазиленд (Королевство Свазиленд)

Лесото (Королевство Лесото)

Тонга (Королевство Тонга)

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают так называемую президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия). Он же и наиболее известен в политических кругах.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth ) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности).

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

    территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Лидии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

    субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

    компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

    каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

    в большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

    федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

    В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархии – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

  • Андорра - сокнязья Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа (c 2003)
  • Бельгия - король Альберт II (с 1993)
  • Ватикан - папа римский Франциск (с 2013)
  • Великобритания - королева Елизавета II (с 1952)
  • Дания - королева Маргрете II (с 1972)
  • Испания - король Филипп VI (с 2014)
  • Лихтенштейн - князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • Люксембург - великий герцог Анри (с 2000)
  • Монако - князь Альберт II (с 2005)
  • Нидерланды - королева Беатрикс (с 1980)
  • Норвегия - король Харальд V (с 1991)
  • Швеция - король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия и Арабские монархии

  • Бахрейн - король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)
  • Бруней - султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  • Бутан - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • Иордания - король Абдалла II (с 1999)
  • Камбоджа - король Нородом Сиамони (с 2004)
  • Катар - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • Кувейт - эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • Малайзия - король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
  • Оман - султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • Саудовская Аравия - король Салман ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2015)
  • Таиланд - король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • Япония - император Акихито (с 1989)

Африка

  • Лесото - король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990-1995)
  • Марокко - король Мухаммед VI (с 1999)
  • Свазиленд - король Мсвати III (с 1986)

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархии здесь представлены не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-карликах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

- (греч., от monos один, и archo управляю). Единодержавное государство, т. е., где управляет государством одно лицо, монарх. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАРХИЯ греч. monarchia, от monos, один, и … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАРХИЯ (от греч. μον κρχία единовластие) одна из форм монократии единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма)… … Философская энциклопедия

Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

- (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Юридический словарь

Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар,… … Географическая энциклопедия

МОНАРХИЯ, монархии, жен. (греч. monarchia единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, монарху; единодержавие.… … Толковый словарь Ушакова

- (греч. monarchia – единовластие) – одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица – монарха – верховной власти, которая передается по наследству. Различают… … Политология. Словарь.

Монархия - Монархия ♦ Monarchie Власть одного человека, однако подчиненная законам (в отличие от деспотизма, не признающего никаких норм и правил). Когда эти законы сами зависят от воли монарха (именуемого самодержцем), мы говорим об абсолютной… … Философский словарь Спонвиля

Жен. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино или само державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх муж. единодержавный государь или самодержец. Монархиня жен. самодержица; супруга… … Толковый словарь Даля

Абсолютизм, деспотия, самодержавие, царство, монократия Словарь русских синонимов. монархия сущ., кол во синонимов: 5 абсолютизм (7) … Словарь синонимов

МОНАРХИЯ, государство, главой которого является монарх (например, царь, король, шах, эмир, кайзер), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (так называемую… … Современная энциклопедия

Книги

  • , Смолин Михаил Борисович. Книга Михаила Смолина "Монархия или республика?"состоит из текстов, положенных в основу передачи" Белое слово", которую автор вел на телеканале" Царьград" . В основе книги - ответы на…
  • Монархия или республика? Имперские письма к ближним , М.Б. Смолин. Книга Михаила Смолина Монархия или республика? состоит из текстов, положенных в основу передачи Белое слово, которую автор вел на телеканале Царьград. В основе книги ответы на актуальные…