Сценарий мероприятия для учащихся частушки матрешек. Конкурс частушек в начальной школе

Сценарий конкурсной программ «Эх, Семеновна!»

Конкурс песен и частушек

Выходят ведущие в народных костюмах.

1-й ведущий.

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.

Гости дорогие - ребята удалые.

2-й ведущий.

Девушки-красавицы,

Все вы нам так нравитесь!

1-й ведущий.

Собирайтесь, собирайтесь!

Приходи на праздник к нам.

Будут песни, будут пляски,

Шум, веселье, смех и гам!

2-й ведущий.

Уж мы словом не обидим,

Но пошутим мы сполна.

Конкурс песен и частушек

Спешит открыть Семеновна!

Выходит Семеновна.

Семеновна.

Ждали, заждалися?

Вот я и пришла.

И частушек море

К вам я принесла.

Хотите их услышать?

Ну что же, я спою!

Но только вот тематику

Сейчас определю.

Начинает петь частушки.

Запою я вам частушки -

Тралялюшки-траляля,

И в округе все услышат.

Как поет Семеновна!

Как-то раз учитель Свете

Объяснял, что знанья - свет.

Света спать легла при свете,

Утром встала - знаний нет.

Всех смелей Андрей бежит

И съезжает с горки,

А за партой он дрожит,

Словно мышка в норке.

Дрессированных мартышек

Увидала Оля,

И теперь она мальчишек

Дрессирует в школе.

Галя сделала дела

Сегодня раньше срока:

Две косички заплела

Всего за 3 урока.

Признаю, что я не очень

В математике сильна -

Мама за меня решает

Все задачки дотемна.

Школа, школа ты моя,

Каменное здание.

Научила ты меня

Бегать на свидания.

Арифметику за Юлю

Делать бабушка взялась,

Потому что наша Юля

Нынче замуж собралась.

Все таблицы умножения

Взяли и попрятались,

Дайте нам для успокоения

Микрокалькуляторы.

Я частушки вам пропела,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь прошу я вас,

Чтобы вы похлопали!

Семеновна.

Ох, и притомилася!

Напелась, наплясалася!

И прошу теперь я вас

Частушки спеть для всех для нас.

Идет концерт, подготовленный отрядами:

дети исполняют частушки, песни, пляски.

Семеновна.

Ох, ребята, молодцы,

Все таланты, спору нет,

Я повеселилась от души,

Так не смеялась много лет.

Спасибо вам за приглашенье,

За праздник ваш, а мне пора.

Домой хочу попасть ко свету,

Вам всем привет шлю я - Семеновна.

1-й ведущий.

До свиданья, дорогая,

Ждем вновь в гости, приходи,

Да частушечек побольше

Ты с собою захвати.

Ну что ж, пора прощаться,

Спасибо всем, пока, пока!

Не унывать, а улыбаться

Велит нам всем Семеновна!

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2) : Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2) : Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1) : Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА : Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2) : Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я - актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1) : Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача - вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 4 791

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

(для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна .

Цель:

    знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

    обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

    воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

    научиться исполнять частушки.

Оборудование:

    музыкальный инструмент

    костюмы

    музыкальный центр

    оформление

Ход программы:

Ведущий:

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.


Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

    Представление команд.

    команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

    команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

    Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.

«Весельчаки».

Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

    «Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).

    Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

    Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

    Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

    «Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

Ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» - ответила мне ты.

    «Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

    Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет - страницы:

«ГУЛЯЙ, ЛЮДИ ВЕСЕЛЕЙ, САМОВАРУ – ЮБИЛЕЙ»
(Сценарий театрализованного праздничного гуляния).

Главное внимание постановщика в этом сценарии должно быть уделено культуре поведения, этикету, принятым на старинных молодежных развлечениях крестьян. В самом сценарии подробно разработан почти ритуальный чин посиделок.
Спектакль по данному сценарию рекомендуется играть на сценической площадке РДК, СДК, СК. Частично его можно использовать в условиях народного гулянья на фольклорном празднике непосредственно в кругу зрителей.

Поговорки на плакатах:

Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
Если чай не пьешь, где силы берешь?

Праздник украсят развешанные на стенах зала, фойе, яркие плакаты с изображением самоваров, чайников, чашек с блюдцами, расшитых полотенец, матрешек.
На территории Дома культуры можно построить домики-теремки c яркими вывесками: «Чайнная», «Лавка сластей», «Блинная» и т.п.

На стенах тексты:

Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей!
Ждут баранки и коврижки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!
Мы блинами угощаем
И поим душистым чаем!

На другой площадке расположилась праздничная ярмарка. Торговые ряды украшены затейливыми рисунками, русскими рушниками, веселыми вывесками.
На третьей площадке состязания спортивные.
У выезда на центральную площадь праздника установлены декоративные ворота с петухом и плакатом «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!».
У ворот гостей встречают ЗАЗЫВАЛЫ, приглашая на праздник.

ЗАЗЫВАЛЫ: Слушайте, слушайте, люди добрые!
В нашем районе проживающие,
В гости приезжающие.
Сегодня у нас в поселке
Состоится праздник.
Приглашаем вас сегодня
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь,
Секреты раскрывать,
Силу, удаль показать.
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим на праздник!
Мы рады гостям, как новым вестям!

В ворота въезжают участники художественной самодеятельности с песнями, частушками, плясками.
Зал дискотеки в русском убранстве: на стенах развешаны расшитые русские полотенца, висят русские пословицы и поговорки. На переднем портале сцены установлена эмблема – русский самовар с двумя кумушками, пьющими чай. На самоваре русским шрифтом написано «Русские посиделки». В левом углу от портала расположены столы-теремки: бабушки Лукерьи и «Русский квас». Деревянные столы накрыты расписными скатертями. На столах самовары, чашки, яства разные: блины с медом, пряники, бублики, конфеты, пироги. У столов стоят лавки.
В зале звучит фонограмма Курского соловья.

1. ПРИВЕТСТВИЕ.

ХОЗЯЙКА ГОРНИЦЫ: Добрый вечер, гости званные и желанные.

ХОЗЯИН ГОРНИЦЫ: Здравствуйте, лебедушки, здравствуйте, молодушки!
Да ребята удальцы, веселые молодцы!

ХОЗЯЙКА: Милости просим к нам на посиделки.
Рады гостям, как добрым вестям!
ХОЗЯИН: Приходите, не тушуйтесь! Будем сегодня чаи гонять,
Да хороводы водить!

ХОЗЯЙКА: Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

ХОЗЯИН: Заходите, будьте как дома

ХОЗЯЙКА: Добрый гость всегда в пору!

2. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ.

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, люди добрые!
Вы позвольте вас поприветствовать
Ото всей души в нашей горенке,
В нашей горнице принаряженной!

ХОЗЯИН: По обычаю, да по русскому
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт!
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.

ХОЗЯЙКА: Приглашаем вас
Отведать чая ароматного,
Бубликов да пряников сахарных.

ХОЗЯИН: Вы уж отведайте, да покушайте,
Да на нас посмотрите, послушайте!
А мы с хозяйкой расскажем вам пока
Историю чая русского, ароматного.

(Музыкальная вставка).
Гости рассаживаются за столы, начинается чаепитие.

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недугов исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

ХОЗЯЙКА: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н.э.
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах.
Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и другие великие китайские изобретения. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру.

ХОЗЯИН: В России чайный напиток стали употреблять с 1638 года, когда монгольский Алтын-Хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чайного листа.
В 18 веке нарастает популярность русских самоваров.

(По ходу рассказа разливают чай, хозяйка угощает, а хозяин спрашивает гостей, где у нас выращивают чай).
(Звучит песня «А я чайничала»).

3. СМОТРИНЫ.

(Во время чаепития входит родня – фольклорная группа «малейка» с песней. Их встречают хозяин с хозяйкой).

ХОЗЯИН: А вот и родня наша из «Долбенькино».
Добрый вечер, гости дорогие!

ХОЗЯЙКА: Добрый вечер, родимые!

(Родня и хозяева кланяются друг другу по русскому обычаю. Родня кланяется гостям).

РОДНЯ: Добрый вечер, добрым людям!
Пусть веселым вечер будет!

(Русская народная песня «Во горнице»).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, познакомьтесь с родней моей. Вот мой шурин – Володюшка. А вот зять разлюбезный – Витюшка, вот моя золовушка – Людмилушка, а вот моя невестушка дорогая – Тамарушка, а это мой деверь – Митюшка. А вот Колюшка – зятек дорогой, а Иринушка – сестрица родимая.
Гости дорогие, вы чаек пейте, прянички кушайте, да нас посидите, послушайте.

(Хозяйка вместе с фольклорной группой поют и пляшут «Комарики»).

1. Комарики, комарочки мои,
Комарики, мушки маленькие.
Припев: Ой, ли, ли, ли-ли, ли, ли
Ой, ли, а ли-ли, а ли-ли.
2. Не давали комары ночку спать
На зорюшке приснула молода.
3. Не слыхала как милый мой пришел,
Не слыхала как к кровати подошел.
4. Здравствуй, милая, хорошая моя.
Чернобровая, похожа на меня.
5. Хорошо ль опочивала без меня?
Без тебя, милый, постель холодна.
6. Одеяльце заиндевело,
Под перинушку мороз подполз.
7. Под попону ветер холоду нанес,
Изголовье потонуло во слезах.
8. Тебя, милый, дожидаючи,
Свою долю проклинаючи.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, Митюшка, Володюшка, Людмилушка, золотая моя, Николушка, Никитич, родственники дорогие, проходите к столу, чайку откушать, да с гостями нашими ближе познакомиться.

(Идет чаепитие, хозяин с хозяйкой угощают родню и гостей).

ХОЗЯИН: Никитич, как там хлопцы Ваши поживают?

НИКИТИЧ: Живут, хлеб жуют!
Вон Володюшка с Николой с балалайкой не расстаются.
И в полке, и на вечеринке первые.

(Ребята поют куплеты «Трех Семенов»).
Сл. Гадалова, муз. Поликарпова.
1. Кто не знает трех имен
Сеня, Сема и Семен?
Мы друзья, как говорится,
С незапамятных времен.
Эх! Сеня я, Сема – он,
И балалаечник – Семен.

2. Балалаечка у нас,
Всем известно, – первый класс.
Мы и сами с головами,
Заявляем без прикрас.
Эх! Хоть и ссоримся подчас,
Разлучи, попробуй, нас!

3. Говорят, что наш Семен
С балалаечкой рожден
Он в певунью-говорунью
Просто-напросто влюблен.
Эх! Потому что с нею он
Всюду вместе как закон.

4. Балалайка три струны
С нашей Курской стороны,
Пой, старайся, не стесняйся.
Песни каждому нужны.
Эх! Там, где пляшут и поют,
Три Семена тут как тут.

ХОЗЯЙКА: Иринушка, а девки-то как наши, поют?
Поют, да еще как поют!

(Иринушка поет русскую народную песню «У меня молодой муж гнедой»).

1. У меня молодой муж гнедой
У меня молодой муж гнедой
Припев: Сударыня – барыня, муж гнедой

2. А детушки пели да
По улицам бегали.

3. Диковинку видали да
Диковинку видали.

4. Ехал писарь на свинье да
Писариха на коне.

5. Простой мужик на ежу
И то кричит не сдержу.

6. Давайте вожжи навяжу да
Писариху догоню.

7. У писаря отобью да
У писаря отобью.

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, а все ли вы разобрались в родне? Кто кому доводится? А?
Кто такой шурин? (Брат жены).
Кто такой зять? (Муж сестры).
А золовка это кто? (Сестра мужа).
А невестка? (Жена брата).

(После викторины «Родня» хозяин с хозяйкой одаривают гостей, которые правильно отвечали на вопросы викторины, русскими сувенирами).

ХОЗЯЙКА: Уж вы гой еси, гости любезные! Вы потешьте нас
пляской бойкою, удалью молодецкою, русскою!
выходите-ка на круг, не стесняйтеся,
веселою пляскою разгуляйтеся!

(Проводится конкурс на лучшее исполнение пляски, танцевальная программа, музыка смолкает. Выходит с песней Коробейник).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
У меня полным полна коробушка
В коробейниках хожу
Подходи душа-зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские, раздольные
Приготовил я для вас!
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату беру я не деньгами,
А улыбками гостей!
Вот пряники русские, бублики пухлые, кому пряники мятные, печатные, с повидлом, с маком, да с таком.

ХОЗЯЙКА: А сколько стоит ваш товар?

КОРОБЕЙНИК: А мы ничего не продаем,
А все даром отдаем!
За шутку-прибаутку,
Да за всякую минутку!

4. ТАРЫ-БАРЫ.

КОРОБЕЙНИК: А ну, девчата молодцы, красные девицы, хлопцы удальцы, веселые молодцы. Кто поговорки знает русские, да пословицы?

(Проводится конкурс на знание русских пословиц и поговорок. Коробейник раздает пряники, бублики, конфеты победителям).

КОРОБЕЙНИК (поет) :
Эх, полным полна коробушка
Я пою и расскажу,
Подожди, душа-зазнобушка,
Все товары разложу.

(Обращается к девушкам в зал)

Подожди, душа-зазнобушка,
Для тебя самую задорную песню,
Самый задорный перепляс выберу.

ХОЗЯЙКА: Ох, и парень же ты хваткий,
Да зазываешь без оглядки.

ХОЗЯИН: А может у нас у самих есть и песни, и пляски, и в игре умение. Верно я говорю, гости дорогие?

КОРОБЕЙНИК: Да для таких красавиц я уж расстараюсь: частушки самоцветные, песни звонкого серебра выберу.
(поет) : Ой, ты, милая моя, выходи скорее
Поплясать, переплясать
Я тебя сумею.

ХОЗЯЙКА (подпевает) :
Месяц скрылся в облаках,
Солнышко за морем,
Ты не хвастайся пока,
Мы еще поспорим.

(Коробейник и Хозяйка пляшут русскую пляску).

ХОЗЯЙКА: Ну, хватит, Коробейник, ой уморил же ты меня пляской бойкою.

КОРОБЕЙНИК: Ну куда тебе, девица-краса, со мной спорить,
Мы, Коробейники, народ твердый, веселый.
Да к тому же только кивну – все добрые молодцы мне помогут.
Вон их сколько во горнице-то собралось.
Верно я говорю, ребята?

ХОЗЯЙКА: А нас еще больше по статистике! На 10 девчонок 9 ребят.
Так что справимся!

КОРОБЕЙНИК: Посмотрим?

ХОЗЯЙКА: Посмотрим!

КОРОБЕЙНИК: Попробуем?

ХОЗЯЙКА: Попробуем!

КОРОБЕЙНИК: Тогда, девицы-красавицы, для разминки вам вопрос:
«Какие советские ансамбли исполняют народные песни
в современных обработках?»
(«Ариэль», «Песняры», «Коробейники» и т.д.)

ХОЗЯЙКА: Тогда и вам вопрос, добрые молодцы!
«А какие исполнители включают в свой репертуар
русские народные песни?»
(Ж.Бичевская, А.Пугачева, С.Ротару и др.)

КОРОБЕЙНИК: Ну что же тут скажешь, молодцы ребята-удальцы!
Кто на вопросы отвечает, разбирайте мой товар.

(Раздает пряники, бублики, конфеты).

ХОЗЯИН: Гостечки дорогие, давайте-ка пляской бойкою распотешимся.

КОРОБЕЙНИК: Хочу, чтобы музыка звенела!
А ну беритесь все за дело!
Споют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!

(Играет ансамбль народных инструментов «___________________». Русские народные песни «Валенки», польку в обработке Широкого, «Барыню». Коробейник выходит на пляску, вовлекает всех в общий танец).

ХОЗЯЙКА: Ой, спасибо вам, гармонисты озорные, ребята-потешники,
потешили вы душу русскими плясками развеселыми!
Пора уж и чаю попить!

ХОЗЯИН: Гости дорогие, проходите за столы дубовые,
за скатерти браные, за питья медвяные!!!

ХОЗЯЙКА: Угощайтеся, не стесняйтеся! Чем богаты, тем и рады!

(Идет чаепитие).

КОРОБЕЙНИК: Эх, хорошо сейчас песню русскую, да с огоньком!

ХОЗЯЙКА: А ты запевай, мы подпоем!

КОРОБЕЙНИК: Я-то запою, а вот все ли вы песни русские знаете?

ХОЗЯИН: Старинных песен много знаем,
Поем их всюду год за годом.
Ведь в них живет, не угасая,
Бессмертная душа народа!

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гостечки дорогие, давайте-ка раздокажем Коробейнику,
что мы тоже не лыком шиты и кое-что умеем.
Давайте-ка посоревнуемся: чей стол песню русскую запоет
звонче да громче.

(Соревнование между столами на лучшую песню, частушку. Лучшему столу вручается каравай).

ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, приглашаю вас на хоровод веселый.

ХОЗЯЙКА: А сейчас, гости дорогие, давайте-ка разделимся на две улицы:
«Широкую» и «Раздольную». А на каждой улице есть свои
первые парни. Прошу первых парней улиц «Широкой»
и «Раздольной» выйти на круг.

ХОЗЯИН: Выходите, не робейте, на вас посмотреть приехали
сватьи из града Курска древнего!

(Выходят сватьи, фольклорная группа хоровой студии, кланяются).

5. ПОХВАЛЬБА.

ХОЗЯИН: Есть ли на улицах ваших женихи, да невесты работящие
да сноровистые, есть ли силачи да балагуры, плясуны
да певцы, которые и блоху подковать смогут, и из полена
щи сварить? Найдутся ли такие у вас? Отвечайте, не робейте.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «ШИРОКАЯ»:
Не робеем, а сробеем, так уйти поспеем.

«ПЕРВЫЙ» ПАРЕНЬ УЛИЦЫ «РАЗДОЛЬНАЯ»:
А наши в плену не робеют, и на печи не дрожат!

ХОЗЯИН: Выходите, женихи, кто тихи и кто лихи,
Удаль-силу показать, свои косточки размять!

6. МАСТАКИ.

ХОЗЯЙКА: Потехе час, а делу время!

ХОЗЯИН: Добрый муж в дому работник,
Немного столяр, немного плотник.

(Выносит две пилы, два бревна, козлы).

ХОЗЯИН: Я прошу «первых» парней набрать на своих улицах
плотников из 6 человек. Каждой артели нужно нарезать
из бревна 4 чурбака. Каждый распил делает новая пара
плотников. Чья артель сделает это быстрее? Начали!

(Звучит русская народна песня, артели пилят, победителям вручают призы).

ХОЗЯИН: Следующая потеха – домашняя утеха!

ХОЗЯЙКА: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Это в сказке говорится, а вы, гости любезные,
сумеете ли нитки распутать, да в клубки смотать?

ХОЗЯИН: А ну-ка, девицы-молодицы, не хотите ль потрудиться?
Выходите, не стесняйтесь, покажите сноровку свою девичью.

(Выходят девушки).

ХОЗЯЙКА: Вот вам нитки. Кто быстрее с работой справится,
того и награда дожидается.

(Проводится конкурс, вручаются призы).

ХОЗЯИН: А ну, ребята-молодцы, есть ли силачи на улицах ваших?

(Выносит гирю, проводится конкурс «Силачи». Ребята поднимают гирю).

ХОЗЯИН: Ну что ж, на славу потрудились, и наверное приморились.
Просим всех к столу, чайку русского откушать.

(Идет чаепитие).

СВАТЬИ: Ох, потешили вы нас удалью молодецкою, силою залихватскою,
да сноровкой девичьей. Ох и ладно же работа у вас идет.
Да и пляски у вас бойкие, да лихие. Довольные вашей работой,
поклон вам русский бьем: русскую песню для вас споем,
веселую да задорную.

(Кланяются, поют русскую народную песню «Порушка-Параня»).

ПОРУШКА-ПАРАНЯ
1. Ох, уж ты Порушка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана
Что головушка кудрява.

2. Что головушка кудрява,
Да бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица
Люблю Ваню-молодца.

3. Уж, как Иванушка по горенке похаживает
Он свою бородушку, да свет, поглаживает,
Он свою бородушку поглаживает,
Ох, сапог да об сапог поколачивает.

4. Ох, сапог об сапог поколачивает,
Ох, крупны речи поговаривает.
Уж, как ты меня, сударушка высушила
Без морозу, без ветру сердце вызнобила.

КОРОБЕЙНИК: Ох, душа русская пляски просит.

ХОЗЯЙКА: А ну-ка, гармонисты озорные, заводи-ка хоровод
Повеселей, да пляску поозорней.

(Играет ВИА «Добрые молодцы», русская пляска, хоровод, танцы).

ПОТЕХА «ПИЛКА ДРОВ».

(Выносят козлы, бревно, пилу, колун. Отыскиваются «охотники» и принимаются за работу. Фонограмма «Русского наигрыша». После того, как «охотники» распилят бревно и расколют чурбаны, парни хвастаются).

ПАРНИ: Ох, как живо сработали!.. Одно удовольствие было смотреть
на такую… изящную работу! А теперь очередь и до вас дошла,
не отсидитесь с теплом углу… А ну-ка, печь, чугуны, ухваты,
прялицы, коромысла, ведра на вольный свет выходите!
Тесно, поди, вам в избе стоять, пусть теперь нашу задачу решат.

(Выносится нужный реквизит, он расставляется по очереди: сначала бочки с водой, из которых надо зачерпнуть ведро и на коромыслах поднести их к печи, там на лавке чугуны разные, в которые надо налить воды и ухватами поставить в печь).

ДЕВУШКИ (кликают) :
Отыщется ли среди вас, дорогие гостюшки,
Такая мастерица-рукодельница, что и воды принесет,
и в печь чугуны поставит, и у прялки за работой песню споет?

(Находят желающую, можно двоих, если реквизит двойной, то получится вроде соревнования среди девушек, и только она захочет приступить…)

ПАРНИ: Э не-ет!.. Как раньше-то… и платок на голове,
и сарафан до пят… Вот и пробуй!

(Парни выносят платки и сарафаны).
(«Охотницы» облачаются в платки и сарафаны, начинается ПОТЕШИНА. Фольклорный ансамбль поет русскую народную песню «Кудерыши»).

Красная девица вила кудерышки
Да на реке оставила ведерышки.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да на реке оставила ведерышки!
Что ты, мила-ненаглядная,
Да почему ты не нарядная?
Раз-два, люблю тебя…
За водой поторопилася,
Да потому не нарядилася,
Раз-два, люблю тебя…
За водицей ходить версточку
Да взяла орешков горсточку,
Раз-два, люблю тебя…
Тебе, тятенька, бить – не отбить,
Да я задумала молодчика любить.
Раз-два, люблю тебя…
Полюбила не за ум, не за красу,
Да полюбила за поглядку веселу,
Раз-два, люблю тебя…
Весела его поглядока,
Да от милого пришла карточка,
Раз-два, люблю тебя…
Пришла карта, нарисованный портрет,
Да опиши, милая, любишь или нет?
Раз-два, люблю тебя…
Я писала другу Ванюшке,
Да не женись, дружок, на Танюшке.
Раз-два, люблю тебя…
Если женишься – спокаешься,
Да со худой женой намаешься,
Раз-два, люблю тебя…
Со худой женой намаешься,
Да с хорошей накрасуешься.
Раз-два, люблю тебя, люблю тебя,
Да с хорошей накрасуешься.

После того, как потешина выполнена, один из парней восклицает: «Ну и девушка! Вот так девушка! Всем девушкам девушка!»

ПАРНИ (кричат) : Ну что! Утерли носы?!

ДЕВУШКИ: Знаем, знаем! Да все знаем… Все ваши характеры и привычки
по полочкам разложены.

ПАРНИ: Где это они разложены?!

ДЕВУШКИ: В песнях!

ПАРНИ: В песнях? Это хорошо. Сейчас мало кто песни поет, все больше
песни слушают. Как там… (Один парень обращается к другому).
Какое там словечко-то придумали?.. Ах, бал-де-ют!
И добалделись до того, что скучища по городам
и селам гулять пошла…

ДЕВУШКИ: Да не все балдеют, кое-кто и песни петь умеет, и про вас пропоют.

Фольклорный ансамбль поет:

Дело к вечеру, а солнышко сияет горячо,
У плетня мы сядем, бабы, потолкуем кто про че.
Ой, куда, куда ты катишься, глубокая река,
Никакой нам, бабы, праздник не хорош без мужика.
Нам, конечно, веселее, поспокойнее при нем,
Стопроцентного-то, бабоньки, не сыщешь днем с огнем.
Пока ходит в женихах-то, уж и вежлив, и не пьян,
А как женится, так сразу тут и вывернет изъян.
А что верно, то верно, с мужиками просто грех,
До того порой обидно – разогнала бы их всех.
Ой, подруга, не ругайся, ой, подружка, не греши,
Иной раз они бывают даже очень… хороши.
Уж такая наша доля, нам сердиться ни к чему:
Я вон новую рубаху нынче сшила своему.
Ну а я – костюм купила, ой как ладно, по плечу,
Я моднющие ботинки своему купить хочу.
Уж что правда, то и правда, мы не станем спорить тут,
С мужиками веселее… ладно уж, пускай живут!

ДЕВУШКИ: Да разве только мы одни песни о вашем характере знаем?
Среди наших гостей такие песенницы отыщутся, что
похуже нашего про вас пропоют.

(Проходит конкурс песен о мужском характере. Приглашаются все желающие женщины).

ПАРНИ: Да и нам в долгу оставаться негоже,
И у нас есть песни пригоже.
Есть, народ мужской?
Не забылись ли они у телевизоров сидючи?

(Пока мужчины готовятся, участники фольклорного ансамбля добавляют «огонька»).

Хвастать, милая, не стану,
Знаю сам, что говорю:
С неба звездочку достану
И на память подарю.
Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и неспесив,
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

(Проводится конкурс песен о женском характере. Приглашаются желающие мужчины).

ДЕВУШКИ: Хорошо вы песни поете, а все-таки мы лучше. Мы вас перепоем!

ПАРНИ: Ни в жизнь.

ДЕВУШКИ: А вот послушайте… Вот сейчас мы всем женским миром
о вас споем.

(Выбирается общая песня, поют женщины праздника. Например: Сенюшка, Семенушка (игровая), сл. Соколова, муз. Астровой).

ПАРНИ: Неплохо, местами аж голосисто, да и мы в долгу не останемся.
(Предлагается общая песня, поют все мужчины праздника, к примеру: сл. Пойко, муз. Поликарпова «Рябина, рябиночка», русская народная песня «Колокольный звон»).
После исполнения песни.

ВЕДУЩАЯ: Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь все за дело!
Споют гармони заливные,
А с ними пляски и частушки озорные.

ПАРНИ: Ну, что – слышали?

ДЕВУШКИ: Слышали, да не расслышали, за большими крышами.

ПАРНИ: А может вас в частушках передернуть?

ДЕВУШКИ: Попробуйте, только вот нас сколько (Показывает на всех
зрительниц)
. Охнем и вы оглохнете!

ПАРНИ: А мы вас плясом, плясом.

ДЕВУШКИ: Да уж плясуны давно перевелись на нашей земле.

ПАРНИ: Как бы не так… Пока частушечками разминаемся, плясуны
сами в круг выйдут.

(Фольклорный ансамбль начинает петь частушки, поочередно мужчины, женщины или наоборот).

ЖЕНЩИНЫ: Гармонист, неси трехрядку.
Мы частушки пропоем,
Как добились мы успехов
И уменьем и трудом.
На гармошку я повешу
Ленту алую свою,
Ты играй, играй, гармошка
Я частушки пропою.

МУЖЧИНА: Тают белые туманы,
Пахнет скошенной травой
Жду я милую одну
У тропинки луговой.

ЖЕНЩИНЫ: Вспомни милый, дорогой,
Как стояли мы с тобой.
Шумела белая черемуха
Над нашей головой.
Уж под полем, в вышине
Зажглась звезда лучистая,
Когда ты придешь ко мне
Тропиночкой росистою.

МУЖЧИНА: Загрустила, стихла нечто
Разудалая гармонь,
Отзовись Любовь-Надежда,
Не гаси во мне огонь.

ЖЕНЩИНА: К тебе навстречу в этот час
Пойду я стежкой горною.
Пусть голосочек мне подаст
Гармонь твоя задорная.

МУЖЧИНА: Плачет верба над рекою
Грудь страданием полна.
Мне для полного покоя
Только ты одна нужна.

ЖЕНЩИНА: Слетает с вишен белый цвет,
Кружит в водах порошею.
Но вот и встретила тебя
Желанного, хорошего.

ВМЕСТЕ: Мы частушки петь кончаем
Под удалую гармонь.
Наша встреча состоялась
На тропинке луговой.

(После частушек проводится конкурс частушечников и плясунов. Постепенно фольклорный ансамбль уходит на затейное поле, там проводятся массовые игры и танцы, желательно русского плана. Например, как «А мы просо сеяли, сеяли…», «Заплетися, плетень», «Кадриль»).
После того как массовая часть проведена, фольклорный ансамбль снова поднимается на Красное крыльцо.

ДЕВУШКИ: Ох, и повеселились мы сегодня.

ПАРНИ: Да и мы распотешились на славу.
Есть еще в вас это самое… веселье, не все покуда растеряли.

ДЕВУШКИ: Да и вас задор пронял, ой, как вскинулись.

ПАРНИ: Да мы – чё?.. Мы ни чё, ежели бы не вы?

ДЕВУШКИ: И не говорите лишнего. Вот ежели бы не вы, тогда и мы
бы были не мы.

ПАРНИ: Да мы чё? Ежели бы не расставаться…

ДЕВУШКИ: А зачем нам расставаться? После такого праздника самое время
влюбляться.

ПАРНИ: Да как-то уходить с праздника неловко.

ДЕВУШКИ: А чё, неловко? Поклонимся низехонько всем добрым людям,
авось мы чем-то понравились.

(Вечер подходит к своему завершению. В центр игрового круга выходят парень и девушка).

ПАРЕНЬ: Хорошо прошел ли праздник?

ДЕВУШКА: Это надо вам решать.

ВМЕСТЕ: Мы довольны нашей встречей
Рады встретиться, сплясать.

ДЕВУШКА: Завтра ждет всех день забот,
На прощанье хоровод!

(Фольклорный ансамбль выстраивается в линию, кланяются. Частушечный наигрыш, кто-то из ансамбля запел).

До свиданья, до свиданья,
До свиданья три раза.
И еще раз до свиданья
Ваши милые глаза…
Много жанров на эстраде,
Но частушки образец.
И всегда веселья ради
Мы поем их под конец.

(Красное крыльцо пустеет. Фонограмма русского наигрыша. Уносятся петухи, печи, прялки, пилы, ведра, коромысла, чугуны).

Ольга Терентьева
Сценарий праздника «Задорная частушка»

Сценарий праздника «Задорная частушка »

Цели : обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника ; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Предварительная работа.

Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.

Действующие лица : Хозяйка, Баба Яга, дети в русских национальных костюмах.

Ход праздника

Зал украшен в русском стиле, хозяйка в национальном костюме, пьет чай из самовара. Стук в дверь. Входят гости.

Хозяйка. Просим в избу, красному гостю - красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее.

Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками .

Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь собрались лучшие певуны. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.

Выходите, ребята, петь частушки !

1. Выходи частушки петь ,

Будем рядышком сидеть.

Хорошо на улице!

Ох, посмеются курицы.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась ,

надо пляской помогать.

3. Кто сказал "Частушки вроде

В наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

4. У частушки есть начало ,

У частушки есть конец .

Кто частушки наши слушал ,

Прямо скажем, молодец!

Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка ? Верно, частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

Выходят ребята.

1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,

Запоем-ка мы частушки .

2-й мальчик. Девочки беляночки,

Где вы набелилися?

Две девочки. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь,

2-й мальчик. На лугу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

Хозяйка. Какие молодцы, ребята!

Как у наших у ворот собирается народ,

Собирается народ и ведет свой хоровод.

Хоровод «На горе-то калина»

Стук в дверь, появляется баба Яга.

Б. Яга. Услышала ваши веселые частушки , песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек , но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.

Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.

Баба Яга поет : Посмотрите на меня-

Писана красавица,

Что прическа, что походка -

Всем ужасно нравится.

Я диету соблюдаю,

Уже не помню сколько лет :

Мухоморы ем на завтрак

И поганки на обед.

Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!

Баба Яга. А давайте с вами поиграем.

Игра «Плетень»

Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.

Все. Вы послушайте, мальчишки,

Мы частушки будем петь .

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь.

1. Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик,

а мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

2. Саша - парень ничего,

Только он кусается,

Все собаки от него

Наутек бросаются.

3. Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихает,

Если Петя погулял,

Дворник отдыхает.

4. Не умеет есть Андрюша,

Словно хрюшка чавкает,

Пришел пес его послушать-

Под окошком тявкает.

Все. Мы частушки вам пропели ,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек .

1. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

2. Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

баба ехала пешком

В ситцевой карете.

3. Хороши наши частушки ,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем -

Ставим точку с запятой.

Вот и наполнилась моя корзина частушками , а за это я вам подарю песню "Посею лебеду на берегу". А Баба Яга и воспитатели мне помогут.

Песня «Посею лебеду на берегу»

Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.

Что же это? Танец? Песенка? Игра?

Выступление оркестра нам начать пора.

Игра на музыкальных инструментах

Баба Яга.

Ай да ребята, ай да молодцы!

Ай да красавицы!

Славный у нас получился праздник !

Пришла пора прощаться.

Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец !