162н регистры бухгалтерского учета в казенном учреждении. Наценка на товары – иное движимое имущество учреждения

Другие
Правовые
Компьютерные
Экономические
Астрономические
Географические
Про туризм
Биологические
Исторические
Медицинские
Математические
Физические
Философские
Химические
Литературные
Бухгалтерские
Спортивные
Психологичексие
↓ добавить свой файл

страница 1
Вопросы по бюджетному бухгалтерскому учёту.
Рекомендуемые документы для подготовки:
  1. Приказ №157н от 01.12.10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету
  2. Приказ №162н от 06.12.10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету

Пожелание: При ответах на вопросы необходимо полное понимание смысла проделываемой работы. Все ответы необходимо будет пояснить устно на собеседовании. (Возможны дополнительные вопросы в пределах приведенных выше приказов). Ответы «своими словами» приветствуются.

  1. Понятие «Регистры бухгалтерского учета», когда и зачем они формируются.
  2. «Журнал операций»- что это? Названия всех используемых журналов в бюджетном учете. Порядок ведения и заполнения журналов операций.
  3. В какой регистр бухгалтерского учета ежемесячно переносятся данные оборотов по счетам из журналов операций.
  4. Каким образом осуществляется исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета до и после сдачи отчетности.
  5. Количество знаков в счетах бюджетного учета. Расписать строение счета по разрядам.
  6. КОСГУ – что это? Цифровое обозначение и расшифровка всех используемых в бюджете КОСГУ.
  7. Что такое объекты нефинансовых активов? Понятие первоначальной и фактической стоимости объектов нефинансовых активов, полученных по договорам купли продажи, по договорам дарения.
  8. Балансовая стоимость объектов? Из чего она складывается?
  9. Основные средства. Что к ним относится, срок полезного использования ОС, на основании чего он определяется
  10. Понятие единицы учета основных средств.
  11. Инвентарный номер. Порядок его присвоения.
  1. Три группы ОС 1) до 3000 руб, 2) от 3000,01 до 40000 руб, 3) свыше 40000 руб, зачем такая градация. Что такое карточка учета ОС, когда она заводится. На каких карточках учета ОС ведутся эти основные (расписать по каждой группе). Различия между ОС, относящимся к разным группам (принятие к учёту, передача в эксплуатацию, амортизация, списание)
  2. Счета учета ОС.
  1. Амортизация, ОКОФ, зависимость срока начисления амортизации от ОКОФ. Описать линейный метод начисления амортизации.
  1. Перечислить первичные документы при поступлении ОС.
  1. Перечислить первичные документы при внутреннем перемещение ОС.
  2. Перечислить документы, оформляемые при выдаче ОС в эксплуатацию.
  3. Задача: Организация принимает к учету Основное средство (телефон) стоимостью 5000р. ОС принимает завхоз Иванов А.А., затем передает в эксплуатацию сотруднику Петрову. Написать проводки (корреспонденцию счетов)
  1. принятие к учету ОС, какой документ при этом напечатаем.
  2. Передача в эксплуатацию (внутреннее перемещение), какой документ при этом напечатаем.
  3. Начисление амортизации.
  4. Списание пришедшего в негодность телефона, какой документ напечатаем.
  5. Рассмотреть этот же случай, если стоимость телефона 2000руб.
  1. Какими документами оформляется списание основных средств.
  2. Счета начисления амортизации движимого и недвижимого имущества.
  3. Как определить остаточную стоимость амортизируемого объекта на определенную дату.
  4. Когда после покупки основного средства начинают начислять амортизацию и в каком размере?
  5. Когда прекращается начисление амортизации.
  6. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью до 3000 руб.
  7. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью от 3000 до 40000 руб.
  8. Как начисляется амортизация на основные средства стоимостью свыше 40000 руб.
  9. Что относится к материальным запасам. Счета учета материальных запасов.
  10. Как определяется фактическая стоимость материальных запасов.
  11. Перечислите регистры бухгалтерского учета, используемые для учета материальных запасов.
  12. Задача: Организация, в лице зав.склада Иванова А.А. производит оприходование материальных запасов (канц.товары), а затем выдает их сотруднику Петрову. Составить корреспонденцию счетов 1) Оприходование ТМЦ (товарно-материальных ценностей) на склад 2) выдача в эксплуатацию. 3) Списание.
  13. Перечислить документы используемые при списании ТМЦ, пояснить назначение каждого из них.
  14. Назначение счета 0106000 «вложения в нефинансовые активы». Назвать счета для иного движимого имущества.
  15. Понятие движимого и недвижимого имущества
  16. Какие счета используются для учета себестоимости готовой продукции.
  17. Назовите виды затрат, которые несет учреждение при изготовлении продукции.
  18. Что такое прямые затраты.
  19. Для чего предназначен счет 020100000 «Денежные средства учреждения», перечислите все группировочные счета, относящиеся к денежным средствам
  20. Назначение счета 020111000, в каком журнале операций отражаются данные по этому счету. На основании каких первичных документов отражается информация по счету.
  21. Назначение счета 020134000, в каком журнале операций отражаются данные по этому счету.
  22. На основании каких первичных документов производится прием денежных средств в кассу от физический лиц, выдача денежных средств в подотчет.
  23. Задача: Организация с лицевого счета, открытого в органе казначейства снимает денежные средства в кассу, и выдает их в подотчет на покупку канц. товаров. Осуществить покупку не удалось, и подотчетное лицо вносит деньги обратно в кассу, а организация сдает деньги на лицевой (расчетный) счет. Написать необходимую корреспонденцию счетов: 1) Выбытие денежных средств с лицевого счета открытого в органе казначейства. 2) Поступление денежных средств в кассу учреждения. 3) Выдача денежных средств в подотчет на приобретение канц.товаров. 4) Возврат подотчетным лицом не использованных денежных средств. 5) Выбытие денежных средств из кассы учреждения. 6) Поступление денежных средств на лицевой счет.
  24. В каком регистре бух учета отражается поступление и расходование наличных денежных средств.
  25. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
  26. Какие счета используется для расчетов по выданным авансам в соответствии с классификацией КОСГУ.
  27. В каких регистрах бух учета отражаются данные по операциям по счету «Расчеты по выданным авансам».
  28. Задача: Организация производит оплату аванса (1000р) за оказанные услуги связи по договору и счету от поставщика. Какой бухгалтерской записью необходимо отразить данную операцию.
  29. Назначение счета «Расчеты с подотчетными лицами», регистры бух учета в которых отражаются данные по этому счету.
  30. Можно ли выдать сотруднику деньги в подотчет, если он не отчитался за ранее выданные деньги.
  31. Что может купить сотрудник, если ему выдали из кассы учреждения денежные средства по 221, 222, 223, 226, 290 коду КОСГУ.
  32. Перечислить счета «расчеты с подотчетными лицами» в соответствии с классификацией КОСГУ.
  33. Задача: Иванову А.А. из кассы выдали 100р на покупку материальных ценностей и 200р на оплату услуг связи. Он купил канц.

    План счетов бюджетного учёта на 2018 год - инструкция 162н

    товаров на 80 руб., и оплатил услуги связи стоимостью 200р., предоставив в бухгалтерию соответствующие чеки и авансовый отчет. Вернул неиспользованные деньги в размере 20руб в кассу. Составить проводки: 1) Выдача из кассы денежных средств, 2) Принятие к учету сумм произведенных сотрудником расходов на основании авансового отчета. 3) Возврат неиспользуемых сумм. 4) Заполнить Расходный кассовый ордер, Авансовый отчет, Приходный кассовый ордер, по приведенным в задаче данным.

  34. Назначение счета 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»
  35. Назначение счета 0302000 «Расчеты по принятым обязательствам», бухгалтерские регистры в которых отражаются обороты по счету.
  36. Перечислить счета в соответствии с КОСГУ.
  37. Задача: Сотруднику начислена заработная плата в размере 10000 руб., Эту сумму организация снимает с расчетного счета в кассу учреждения и выдает сотруднику. Составить проводки: 1) Выбытие денежных средств с расчетного счета, 2) Поступление денежных средств в кассу учреждения, 3) Начисление ЗП 10000, 4) Выдача ЗП из кассы сотруднику.
  38. Организация получила по накладной основное средство стоимостью 4000, оплатила поставщику эту сумму на основании договора и счета. Составить проводки 1) Поступление основного средства (Машины и оборудование), оплата основного средства безналичным расчетом.
  39. Организация оплатила аванс за продукты питания в размере 1000 руб. Поставщик привез товар на сумму 9000 указанную в накладной. Организация оплатила остаток суммы. Составить проводки 1) Оплата аванса по безналичному расчету, 2) Поступление продуктов питания, 3) Оплата остатка суммы, 4) Зачет обязательств по полученным продуктам в счет перечисленной ранее оплаты.
  40. Акт сверки, порядок заполнения, отражаемые данные.

Смотрите также:
Инструкция по бюджетному учету Приказ №162н от 06. 12. 10 Минфина РФ и прилагаемая к нему инструкция по бюджетному учету
I. Общие положения Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Бухгалтера по учету материалов
Инструкция "геолога I категории " Вид документа инструкция должностная инструкция
Инструкция по применению средства «Клиндезин-Окси»
Приказ № от 2012 г. № Должностная инструкция
Приказ № от 201 г. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп Настоящая должностная инструкция воспитателя дошкольных групп разработана на основе
Мобу сош №2 с. Кармаскалы
Временная инструкция по безобогревному выполнению швов и стыков в крупнопанельных жилых зданиях
Правила устройства электроустановок глава учет электроэнергии область применения, определения
Инструкция по программированию стр. Инструкция по программированию
Законом Кировской области
Должностная инструкция уборщика служебных помещений мбоу пмс-центра

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 24 декабря 2012 г. N 174н пункт 4 изложен в новой редакции, применяющейся при формировании учетной политики и ведения бюджетного учета начиная с 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Положения настоящего Приказа применяются к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

А.Кудрин

Приложение 1

Приложение 2

Законодательная база Российской Федерации

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее – Инструкция) устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения (далее – План счетов бюджетного учреждения).

Новшества в Инструкции N 162н (Ларцева Л.)

2. Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н1 (далее – Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.

3. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24 – 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

4. Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

5. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15

Часть изменений, внесенных приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года № 209н (далее – Приказ № 209н) в Инструкцию по применению плана счетов № 162н вступила в силу уже 30 декабря 2016 года, часть – с 1 января наступившего 2017 года. Применять в 2017 году необходимо все изменения, утвержденные Приказом № 209н, но те, которые вступили в силу раньше необходимо учитывать уже при составлении бюджетной отчетности за 2016 год

Кто применяет

Инструкцию № 162н применяют различные субъекты учета. Однако из-за разнородности (от территориальных органов казначейства до казенного учреждения), не все субъекты учета используют схожие планы счетов. В рамках статьи прежде всего рассмотрены особенности применения Инструкции № 162н с изменениями в 2017 году казенными учреждениями. Также статья интересна:

  • государственным академиям наук;
  • другим юридическим лицам, которые осуществляют бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - ПБС), в том числе бюджетными и автономными учреждениями.

Бюджетные учреждения могут стать ПБС, получая бюджетные инвестиции:

  • в рамках нового капитального строительства;
  • при покупке объектов недвижимости.

В этом случае такие не типичные ПБС должны применять Инструкцию № 162н и ввести под нее отдельный раздел учетной политики

Главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС), контрольные органы и органы кассового обслуживания осуществляют контроль над ПБС. Разделы настоящей статьи, посвященные разъяснениям чиновников и рассмотрению сложных ситуаций применения плана счетов могут быть интересны и более широкому кругу, чем юридическим лицам в роли ПБС.

Структура плана счетов

Из двух больших групп в структуре - балансовые и забалансовые счета, только балансовые разделены еще на пять частей (разделов), отражающих:

  • активы (нефинансовые и финансовые);
  • обязательства;
  • финансовый результат;
  • санкционирование расходов.

Таблица 1

Номер разряда счета

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет КРБ 1 101 1 8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

См. таблицу 2

За счет средств бюджета

Основные средства

Недвижимое имущество

Прочие основные средства

Увеличение стоимости ОС

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Подгруппа

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для удобства пользователей структура плана счетов представлена в виде таблицы, которая представляет собой по сути перечень группированных счетов.

Табличная форма подачи обусловлена тем, что результат интеграции кодов бюджетной классификации (далее - КБК) и номера счета бюджетного учета - довольно громоздкая разрядность. Именно длина счета фактически свела на нет все попытки вести бюджетный учет вручную и потребовала компьютеризации всего сектора государственного управления.

Уникальность не только в ее адаптации под автоматизацию учета, но и в том, что она дополнительно отражает увеличение и уменьшение соответствующих величин. Например, раздел с нефинансовыми активами содержит в себе еще ряд позиций: от указанных активов в пути до амортизации.

Благодаря своей структуре план счетов - это полная и стройная иерархическая система, которая содержит в себе:

  • Все разновидности обязательств и активов;
  • Перечень синтетических счетов (обобщают информацию исключительно в денежном выражении).

Структура плана счетов предназначена для большого количества разнообразных субъектов учета, для казенных учреждений ее нельзя назвать идеальной. Далеко не все счета бюджетного учета учреждение будет использовать. Поэтому учреждения разрабатывают для применения на практике рабочий план счетов. Необходимо оставить только те синтетические счета, которые использует учреждение.

В отличие от синтетических счетов, аналитические характеризуют объект более детально и содержат не только денежные характеристики. Аналитические счета не ведутся по денежным средствам. Из-за интеграции с бюджетной классификацией номер счета содержит в себе ровно 26 разрядов. Под каждый разряд, начиная с 18-го выделена отдельная графа.

Первые 17 разрядов своего рода были зарезервированы под коды различных классификаций:

  • Классификации доходов;
  • Ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов;
  • Классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

В 18-ом разряде должен быть указан код вида деятельности. По умолчанию всегда стоит «1» - бюджетная деятельность, но возможны и другие коды:

  • «2» по приносящей доход деятельности (если казенное учреждение утилизировало металлолом в соответствии с требованиями законодательства);
  • «3» по деятельности со средствами, находящимися во временном распоряжении.
  • Коды синтетического счета и аналитического занимают, соответственно 19-21-й и 22-23-разряды. Формирование аналитики для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям должно быть регламентировано ГРБС.

С 1 января 2016 года учреждения были готовы ставить с 24-го по 26-й разряды исключительно нули, так как они были предназначены для кода классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ). Однако с 1 апреля 2016 года ситуация изменилась: по ряду операций учреждения могут предусмотреть использование КОСГУ. Такое решение необходимо закрепить в учетной политике.

Непосредственно код счета бюджетного учета образуют разряды 18-23. Если исходить именно из кода счета, то из около 2000 наименований большинство из них представляет собой субсчета первого - третьего порядка. Например, номер счета по учету основных средств бюджетной деятельности составит 110100000.

Особенности применения плана счетов в 2017 году

Формируя в 2017 году отчетность за 2016 год бухгалтер КУ должен учесть приведение Плана счетов в соответствие с изменениями, внесенными Приказом № 209н в Единый план счетов. Отметим, что указанным изменениям соответствует корректировка Плана счетов, предусмотренная приложением № 6 к Приказу № 209н (далее - Приложение № 6). В частности, это

  • счет 0 210 10 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» с аналитическими счетами, отражающими увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным (далее - счет 0 210 10 000);
  • счет аналитического учета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (далее - счет 0 401 10 174).
  • забалансовые счета 40 «Активы в управляющих компаниях» и 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» (далее - счет 42).

Кроме того уточнены названия некоторых счетов аналитического учета и забалансовых счетов. Это, в частности:

  • счет 17 «Поступления денежных средств»;
  • счет 18 «Выбытия денежных средств»;
  • счет 0 501 93 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (далее - счет 0 501 93 000)

Рабочий План счетов с 1 января 2017 года должен быть изменен с учетом предложенных Приказом № 209н вариантов:

  • формирования 5-17 разрядов счетов учета нефинансовых активов в текущем году;
  • аналитического учета по другим счетам (скорректировано положение об аналитическом учете путем детализации в рамках третьего разряда кода по статьям КОСГУ).

Кроме того появилась возможность установить правила раскрытия информации путем замены «0» в номере счета на иное значение.

Инструкция по применению

Применения любого счета бюджетного учета основано на вдумчивом изучении Инструкции № 162н. Однако найти в ней можно ответы не на все вопросы.

Согласно изменениям, внесенным Приказом № 209н в абзац 3 пункта 2 Инструкции № 162н ГРБС имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. Уточнений необходимо все меньше - Приказом № 209н введены новые бухгалтерские записи. Как по сложным ситуациям, так и в связи с появлением новых счетов.

Основные средства

Из-за изменений, внесенных Приказом № 209н ограничено применение стандартной проводки, отражающая выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» (п. 7 Инструкции № 162н). Если раньше в кредите счета 010100000 «Основные средства» любой из соответствующих ему счетов аналитического учета, то с 30 декабря 2016 года это аналитические счета исключительно до прочих основных средств (0 101 38 310). Такое же ограничение распространено Приказом № 209н на отражение одновременного принятие инвентарных объектов основных средств на:

  • соответствующую группу;
  • вид имущества.

Аналогичные ограничения содержит и пункт 10 Инструкции № 62н с бухгалтерскими записями по выбытию основных средств. Так как речь идет о выбытии, то и границы ограничения расширены до аналитического счета 0 101 38 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств - иного движимого имущества учреждения» в отношении:

  • разукомплектации объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета;
  • принятие полученных в результате разукомплектации новых инвентарных объектов учета;
  • ликвидация части объекта основного средства, являющегося единицей инвентарного учета.

Кроме того, из пункта 10 Инструкции № 62н исчезло упоминание о передаче объектов основных средств в доверительное управление, так как такие объекты учета переведены Приказом № 209н в разряд иных финансовых активов.

Непроизведенные активы

Приказом № 209н введены бухгалтерская проводка, для отражения изменения стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости:

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля - недвижимое имущество учреждения»;

Кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы».

Сумма изменения в случае увеличения балансовой стоимости должна быть отражена в положительном значении, в случае уменьшения - со знаком «минус».

Материальные запасы

Приказом № 209н удалено упоминание работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов из расшифровки ремонтных работ, в результате которых к бюджетному учету необходимо принять материальные запасы (п. 23 Инструкции №162н).

Нефинансовые активы имущества казны

Приказом № 209н для земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости, введена бухгалтерская запись аналогичная новой записи для земли в составе непроизведенных активов. Кроме того исправлена опечатка в нумерации одного из счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» - 0 104 59 420 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов в составе имущества казны».

Иные финансовые активы

В пункт 76 Инструкции № 162н введен новый заключительный абзац, который регламентирует отражение в бюджетном учете передачу объектов нефинансовых (финансовых) активов управляющим компаниям в доверительное управление:

Дебет счета 0 204 51 550

«Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях»

Кредит счета 0 215 51 650

«Уменьшение вложений в управляющие компании».

Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, должна быть отражена на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

Расчеты по ущербу и иным доходам

Приказом № 209н введена общая бухгалтерская запись для отражения в учете сумм задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ:

Дебет счета 0 209 30 000

«Расчеты по компенсации затрат»

Кредит счета 0 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Прежняя редакция пункта 86 Инструкции № 162н регламентировала отражение в учете лишь сумм ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках:

  • государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения;
  • иным соглашениям

Такой ущерб возникает, если указанные оплаты контрагент не возвращает в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе:

  • по решению суда;
  • ведении претензионной работы.

Такие случаи могут возникнуть и после 2017 года и, соответственно, указанные суммы необходимо отражать по дебету счета 0 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат».

В описании бухгалтерской записи по отражению в учете сумм финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей уточнено, что речь идет об произведенных предварительных оплатах в рамках

  • государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды и соглашениям;
  • иным основаниям согласно законодательству РФ

Такие факты хозяйственной жизни также связаны с не возвращением авансов контрагентом в случае расторжения указанных контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Уже при формировании показателей бюджетных учета и отчетности за 2016 году необходимо использовать новый аналитический счет 0 210 13 000. Счет необходимо применять для учета расчетов по НДС с перечисленных предварительных оплат в счет предстоящих:

  • поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • передачи имущественных прав.

Соответственно, Приказом № 209н в пункт 88 Инструкции № 162н введены новые проводки для отражения зачета указанных суммы НДС и уменьшение на указанные суммы НДС, подлежащего оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Вложения в финансовые активы

При этом согласно новой редакции пункта 98 Инструкции № 162н по дебету соответствующего счета аналитического учета указанного счета необходимо отражать не только вложения, но и передачу финансовых активов.

Кроме того, Приказом № 209н введена дополнительная возможность отражения по кредиту бухгалтерской записи счета 0 200 00 000 «Финансовые активы». При этом разъяснен порядок забалансовго учета в случае передачи активов (осуществлении вложений):

  • в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций;
  • путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
  • в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества, либо в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества (далее - организации, реализующие цели бюджетных инвестиций, цели бюджетных инвестиций).

В указанных случаях необходимо одновременно увеличить забалансовый счет 42.

Расчеты по принятым обязательствам

Увеличение забалансового счета 42 необходимо и при перечислении денежных средств в виде взносов в организации, реализующие цели бюджетных инвестиций (на сумму произведенных перечислений). Такое изменение Приказ № 209н внес в пункт 102 Инструкции № 162н.

Финансовый результат экономического субъекта

Приказом № 209н в пункт 120 введена бухгалтерская запись для учета уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении:

  • предоставлении скидок (льгот);
  • списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию.

Как уже упоминалось, учет указанных операций стал возможен в связи с введением нового КОСГУ 174 и соответственно счета 1 401 10 174.

Кроме того в отношении признания доходов уточнено применение отражаемых по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года:

  • 0 401 10 110 - 0 401 10 140 и 0 401 10 151 - 0 401 10 153 необходимо применять в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
  • 040110160, 040110171 - 040110173 и 040110180 применяют в том числе по операциям между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) бюджетных средств одного уровня бюджета (в том числе вследствие упразднения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения), а также при передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств).

Расшифрованы более детально и операции с расходами. Причем Приказ № 290н подчеркивает, что оформлять необходимо не просто произведенные расходы, а их признание расходов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Так, счета 040120211 - 040120226, 040120231, 040120232, 040120241 применяют в том числе по операциям между учреждениями, подведомственными разным ГРБМ (РБС) одного уровня бюджета, в том числе при:

  • упразднении, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения);
  • передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств.

Счета 040120242, 040120251 - 040120253 применяют в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) получателей бюджетных средств (ПБС)

С 1 января 2017 года дебет счета 0 501 03 000 «ЛБО ПБС» (далее - счет 0 501 03 000) в соответствии пунктом 134 в редакции Приказа № 209н дополнительно корреспондирует с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов:

  • 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» (далее - счет 0 502 07 000);
  • 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (далее - счет 0 502 09 000)

Соответственно ПБС могут отражать с использованием рассматриваемого счета не только принятых бюджетных обязательств, но и принимаемых, а также отложенных.

Кроме того, с 1 января 2017 года ПБС должны учитывать суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием следующих конкурентных способов определения указанных исполнителей государственных (муниципальных) контрактов относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя):

  • конкурсы и аукционы;
  • запросы котировок и предложений.

Такие суммы экономии должны быть отражены по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 03 000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 07 000. Соответствующие изменения внесены Приказом № 209н и в пункт 141.1 Инструкции № 162н с описанием счета 0 502 07 000.

Принятие ПБС обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств с 1 января 2017 года необходимо отражать по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 0 501 03 000 по соответствующему финансовому периоду на:

  • первый и второй годы планового периода.

По кредиту в данном случае отражают соответствующий счет аналитического учета нового счета 0 501 93 000.

Принятые обязательства

С 1 января 2017 года счет 0 502 01 000 «Принятые обязательства» (далее - счет 0 502 01 000) предназначен для учета сумм бюджетных обязательств, принятых ПБС не только в пределах утвержденных ему на:

  • текущий, очередной финансовый год;
  • первый и второй года планового периода.

Приказом № 209н в пункт 140 Инструкции № 162н добавлено также упоминание и иных очередных годах (за пределами планового периода).

Кроме того ПБС с 1 января 2017 года по кредиту счета 0 502 01 000 отражают суммы обязательств участника бюджетного процесса, принятых за счет ранее сформированных отложенных обязательств. Дебетом при этом служат соответствующие счета аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (далее - счет 0 502 99 000), описание которого введено Приказом № 209н и в пункт п. 141.2 Инструкции № 162н

Отложенные обязательства

Пункт 141.2 Инструкции № 162н претерпел изменения не только из-за ввода Приказом № 209н нового счета 0 502 99 000. Внесены и другие существенные изменения, учесть которые необходимо уже в отчетности за 2016 год.

Начиная с 29 января 2016 года ПБС использовали рассматриваемый счет для учета сумм отложенных бюджетных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств, например:

  • по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении;
  • оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.

Кроме того на счете 0 502 09 000 должны были быть учтены расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке, включая взыскание:

  • пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов);
  • судебных расходов (издержек).

Из-за изменений, внесенных Приказом № 209н, применение счета 0 502 09 000 бухгалтерам необходимо откорректировать за весь 2016 год. Указанный счет предназначен для учета обязательств ПБС, имеющих хотя бы один из признаков:

  • величина обязательства определена на момент их принятия условно (расчетно);
  • по обязательству не определено время (финансовый период) их исполнения.

При этом должно быть соблюдено условие создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств).

Сложные ситуации применения плана счетов

Практически весь 2016 год по письмам Минфина России можно было отследить подготовку изменений в Инструкцию № 162н. В сложных ситуациях большинство бухгалтеров ориентировались именно на разъяснения чиновников. Но не все и не всегда согласны с тем, что такие разъяснения не приведут в дальнейшем к искажению бюджетной отчетности.

Статус писем Минфина России хорошо изучен только в отношении рекомендаций по вопросам налогообложения (уже сложилась определенная судебная практика). Последствия применения писем Минфина с разъяснениями в отношении Инструкции № 162н изучены гораздо слабее и не рассматривались в суде.

Согласно статье 21 Закона "О бухучете" разъяснения чиновников можно рассматривать как рекомендации и, следовательно, как документы, регулирующие бухгалтерский учет. Бюджетный учет принято рассматривать как бухгалтерский. Применение Закона "О бухучете" обязательно для казенных учреждений. Таким образом в вопросе следовать или нет разъяснениям чиновников - ответ скорее положительный, чем отрицательный.

Если разъяснения чиновников по каким-либо причинам вызывают у бухгалтера чувство неприемлемости - можно обжаловать такие письма в Верховном суде. Такая возможность стала доступной с 16 марта 2016 года, после вступления в силу Федерального конституционного закона от 15 февраля 2016 г. № 2-ФКЗ.

Однако для того, чтобы не приходилось тратить время в судах, благоразумнее в сложных ситуациях:

  • получать персональную консультацию;
  • в тексе запроса на получение рекомендаций предлагать варианты применения Инструкции № 162н, которые, по мнению бухгалтера, позволяют наиболее полно учесть факт хозяйственной жизни.

Такой подход позволит сократить время ожидания ответа и более конструктивно работать с контролирующими органами.

Для учреждения неправильное применение Инструкции № 162н может привести к судебным разбирательствам (при уверенности бухгалтера в его правоте). Так, суды признают, что к нарушению показателей отчетности приводят, с вытекающими для учреждения последствиями нарушение Инструкции №162н при постановке на учет объектов:

  • основных средств (на счет бюджетного учета, не применяемый для учета этих объектов);
  • недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств.

На основании доказанного нарушения применения бухгалтерских записей об операциях с расходами (п. 121 Инструкции № 162н) суды признают факт бюджетного правонарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2016 года № Ф09-12014/15 по делу № А07-3184/2015).

Административная ответственность

Все учреждения госсектора обязаны формировать бухгалтерские записи на основании первичных документов, формы которых установлены приказом № 52н. Многие учреждения применяют Приказ № 52н еще с 2015 года, а с 1 января 2016 окончательно исчезла какая-либо возможность избежать применения новых форм, в том числе и по причине соответствующих изменений, внесенных в инструкцию № 162н.

Выполнение указанного требования повышает трудоемкость бухгалтерского труда. Например, необходимо к третьей (четвертой) странице Карточки-справки (форма 0504417) подклеивать расчетные листы.

Многие бухгалтеры хотели бы получить разъяснения о том, как избежать подобной нагрузки. Однако в результате при несоблюдении требований проверяющие квалифицируют такие действия как нарушение Закона о бухучете в части:

  • обязательных реквизитов первичных учетных документов;
  • оформления фактов хозяйственной жизни.

Так согласно пунктам 2.2 и 2.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014, при подобных нарушениях предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.11 КоАП. Причем штраф получит главный бухгалтер.

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. N 127н приказ дополнен пунктом 5, применяющимся при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения

5. Положения настоящей Инструкции в части первичных учетных документов применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 г. регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 2015, 6 февраля).

Регистрационный N 19593

Утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению.

Ими устанавливается единый порядок ведения бюджетного учета в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондах, академиях наук, казенных учреждениях, иных юридических лицах, являющихся согласно БК РФ получателями бюджетных средств. План и инструкция также применяются финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства.

Они разработаны на основе Единого плана счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами и Инструкции по его применению (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н). Последние были приняты вместо Плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н) в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды в счета, чтобы получать информацию, необходимую внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в очередные регистры бухучета не переходят.

Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Он применяется к бюджетным учреждениям до принятия решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета.

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19593


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и и применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.


В связи с введением новых федеральных стандартов уточнили и изменили План счетов бюджетного учета. Рассмотрим последние правки в Инструкции 162н в 2019 году.

В 2019 году ввели в действие еще 5 новых федеральных стандартов и обновили порядок применения КОСГУ по Инструкции 209н . В связи с изменениями в учете обновили и Инструкцию 162н приказом Минфина от 28.12.2018 №297н. Изменения описаны в приложении к приказу. Рассмотрим их подробнее далее в статье.

Изменения в Инструкции 162н в 2019 году

Все изменения смотрите в приложении к Приказу Минфина от 28.12.2018 №297н или готовом обзоре Системы Госфинансы:

Счета учета финансовых активов и обязательств

На счетах 0 201 22 510 и 0 201 22 610, отражающих движение денежных средств на депозитных счетах в кредитных организациях, с 2019 года можно учитывать и движение денежных эквивалентов.

В отношении балансовых счетов 0 205 00, 0 206 00, 0 208 00 в Инструкции 162н произошли изменения, аналогичные 157н. Специфика единого плана (157н) в том, что в него входят только синтетические счета для отражения определенных показателей без учета аналитики, которая в зависимости от типа учреждения может меняться. В 162н к каждому синтетическому счету добавлены регистры для учета увеличения и уменьшения задолженности с указанием соответствующих КОСГУ. При изменении в синтетических счетах эти регистры тоже меняются.

В бюджетном плане в 162н используются КОСГУ 340, 440, 540, 640, 560, 660, 730, 830 и другие, для которых в 209н предусмотрены подстатьи. В аналитической части должна быть показана полная детализация, поэтому у большого количества позиций плана добавлен в новой редакции значок <2>. Он означает, что при формировании счета нужно выбрать соответствующее КОСГУ из 209н или из Учетной политики, если какие-то коды учреждение детализировало самостоятельно. В некоторых случаях подстатьи учтены в Инструкции 162н:

  • увеличение задолженности подотчетных лиц 0 208 хх 567;
  • уменьшение задолженности подотчетных лиц 0 208 хх 667.

Код «7» в конце КОСГУ означает, что взаиморасчеты производятся с физлицами. Подотчетники – всегда физлица, поэтому в плане стоит и статья, и подстатья. Когда подстатьи нет (например, при поступлении и выбытии МЗ), ее нужно правильно выбрать и учесть в рабочем плане в Учетной политике.

В названии счета 0 206 24, отражающем авансы по арендным платежам, указано, что сюда не относятся расчеты по аренде земельных участков, для которых в 2018 году введен счет 0 206 29.

В 162н добавлен счет 0 208 94 для расчетов с подотчетниками по штрафам за нарушение долговых обязательств, которого в бюджетном учете раньше не было.

Счета учета обязательств

В учете обязательств, помимо изменений, аналогичных 157н, можно отметить корректировки, коснувшиеся счета 0 304 04 по внутриведомственным расчетам. Здесь убраны все расшифровки и оставлены группы внутриведомственных расчетов:

  • по доходам – 0 304 04 100;
  • по расходам – 0 304 04 200;
  • по приобретению НФА – 0 304 04 300;
  • по выбытию НФА – 0 304 04 400;
  • по поступлению финансовых активов – 0 304 04 500;
  • по выбытию финансовых активов – 0 304 04 600;
  • по увеличению обязательств – 0 304 04 700;
  • по уменьшению обязательств – 0 304 04 800.

Дальнейшая расшифровка должна быть сделана в каждом учреждении в Учетной политике в зависимости от того, какие счета используются в бухучете.

Учет финансовых результатов

По счетам 401 10 и 401 20 так же оставлены только группы:

  • 0 401 10 100 – для отражения всех полученных доходов;
  • 0 401 18 100 – для отражения доходов предыдущего отчетного периода;
  • 0 401 19 100 – для отражения доходов прошлых отчетных периодов;
  • 0 401 20 200 – для отражения всех произведенных расходов;
  • 0 401 28 200 – для отражения расходов предыдущего отчетного периода;
  • 0 401 29 200 – для отражения расходов прошлых отчетных периодов.

Дальнейшую детализацию выполняет учреждение.

Поправки в приложении № 2 к 162н

В обновленной Инструкции 162н содержится, как и в 157н, требование о формировании 26-значных счетов. В первых 17 разрядах содержится КБК. Для казенных учреждений это:

  • 1-3 – код ГРБС;
  • 4-5 – раздел;
  • 6-7 – подраздел;
  • 8-14 – целевая статья;
  • 15-17 – вид расхода.

Последние три позиции – КОСГУ, который должен соответствовать экономической сущности отражаемого факта хозяйственной жизни. Актуальны указанные в 157н новые правила расчета остаточной стоимости, принятие обязательств перед единственным поставщиком, корректировки, относящиеся к некоторым балансовым и забалансовым счетам.

В Инструкции 162н добавлены новые проводки практически по каждому счету. Основные причины – изменение КОСГУ, необходимость отражения новых фактов (например, расчеты по аренде) в соответствии со стандартами, проведение выплат в денежной или натуральной форме и т.д. Примеры изменений в проводках:

  • принятие к учету безвозмездно полученных и выявленных при инвентаризации ОС отражается по КОСГУ 190 (доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор госуправления), а не по 189 (прочие доходы), как было в прошлой редакции;
  • принятие ОС, полученных по результатам НИОКР, отражается по КОСГУ 199 (прочие неденежные безвозмездные поступления);
  • начисление доходов от предоставления в аренду земель выполняется по дебету 1 205 23 560 (доходы от пользования природными ресурсами) и кредиту 1 401 40 123 (доходы будущих периодов).

В таблице «Порядок включения КБК при формировании номера счета» произведены изменения, связанные с поправками, внесенными в план счетов.

Скачать Инструкцию 162н в действующей редакции

Всегда актуальную версию Инструкции 162н смотрите в правовой базе Системы Госфинансы. Также вы можете сравнить текущую и предыдущую версии Приказа Минфина от 06.12.2010 162н.

Изменения Инструкции 162н от 8 мая 2018 года

В 2018 году также были внесены изменения в Инструкцию 162н, приказом Минфина 65н, который вступил в действие с 08.05.18г. Бухгалтерский учет должен быть приведен в соответствие с изменившимся планом счетов с 01.01.2018г.

Рассмотрим подробнее изменения 2018 года:

Аренда

Стандарт «Аренда» (приказ 258н) обеспечивает единство требований к бухучету всех операций по возмездному либо безвозмездному получению или предоставлению имущества в пользование. Лизинговый контракт рассматривается как соглашение об аренде, а полученные по нему активы – как арендованные. В связи с этим в Инструкции 162н по бюджетному учету в новой редакции удалены балансовые счета, связанные с учетом полученного в лизинг имущества:

  • 0 101 40 000 – основные средства;
  • 0 102 40 000 – нематериальные активы;
  • 0 105 40 000 – материальные запасы;
  • 0 106 42 000 – вложения в нематериальные активы – предметы лизинга;
  • 0 106 44 000 – вложения в материальные запасы – предметы лизинга;
  • 0 107 40 000 – предметы лизинга в пути.

Изменилось назначение счета 0 106 41 000. До 01.01.2018г. на нем учитывались вложения в ОС, полученные по договорам лизинга. Теперь здесь учитываются вложения в ОС – находящихся в финансовой аренде.

Стандарт разделил две категории аренды: операционную и финансовую.

ОС, находящиеся в финансовой аренде, приходуются на соответствующие балансовые счета для учета основных. Для ОС, находящихся в операционной аренде, создана специальная группа счетов 0 111 40 000 – права пользования нефинансовыми активами. КОСГУ 350 для целей аналитического учета прав пользования введен приказом 255н.

Счет 0 205 21 000, использовавшийся для учета доходов от собственности, теперь предназначен для доходов от операционной аренды. Доход от финансовой аренды учитывается на 0 205 22 000.

Основные средства, нематериальные и непроизведенные активы

В Стандарте «Основные средства» определены группы, выделяемые для целей бухучета:

  1. Жилые помещения.
  2. Нежилые помещения.
  3. Машины и оборудование.
  4. Транспортные средства.
  5. Инвентарь производственный и хозяйственный.
  6. Многолетние насаждения.
  7. Инвестиционная недвижимость.
  8. Основные средства, не включенные в остальные группы.

Эта классификация обусловила следующиеизменения в Инструкции 162н:

В связи с тем, что группы «Сооружения» в Стандарте нет, они будут отражаться по балансовым счетам 0 101 12 000 и 0 101 32 000 вместе с нежилой недвижимостью. Называются счета в новой редакции: «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Появилась новая группа «Инвестиционная недвижимость». Это помещения, не использующиеся для основной деятельности, а предназначенные к сдаче в аренду. Вестись учет инвестиционной недвижимости должен на балансовых счетах 0 101 13 000 и 0 101 33 000.

Еще одна новая группа «Многолетние насаждения» или «Биологические активы» выделена из перечня прочих ОС. Счет поступления и выбытия – 0 101 37 000. В прежней редакции на нем учитывался библиотечный фонд. Новый Стандарт разрешает комплектовать ОС с одинаковым сроком эксплуатации и небольшой стоимостью в объект с единым инвентарным номером. Вот в виде такого комплексного объекта будет учитываться библиотечный фонд в составе основных, не вошедших в другие группы.

Заменено наименование счета 0 101 36 000 вместо формулировки «Производственный и хозяйственный инвентарь» теперь употребляется «Инвентарь производственный и хозяйственный» в соответствии с наименованием группы.

Введены балансовые счета для имущества, непроизведенных активов и земли, передаваемых по договорам концесии.

Добавлены счета для учета непроизведенных активов – иного движимого имущества.

Непроизведенные активы.

Ресурсы недр.

Прочие непроизведенные активы.

Удалены давно существующие счета, не использующиеся в учете:

  • 0 101 18 000 – прочие основные средства недвижимое имущество;
  • 0 101 31 000 – жилые помещения движимое имущество.

Амортизация

В Стандарте «Основные средства» предусмотрен обновленный, отличающийся от существующего алгоритм расчета амортизационных отчислений. В старой версии Инструкции 157н был расписан порядок, одинаковый для всего государственного сектора экономики. В новой редакции 157н, в п.92 сказано, что рассчитывать амортизацию надлежит по правилам, изложенным в Стандарте «Основные средства». До 2018 года учреждения, использующие Приказ 162н, считали амортизацию в соответствии со 157н, теперь нужно обращаться непосредственно к Стандарту.

С удалением неиспользуемых для учета ОС счетов удалены и соответствующие счета для начисления амортизации: 0 104 18 000; 0104 31 000;

В приказе Министерства финансов 255н от 27.12.2017г. детализированы КОСГУ 410 и 420. Для начисления амортизации используются:

  • 411 – основные средства;
  • 421 – нематериальные активы.

На счетах группы 0 104 40 000 отражается амортизация прав пользования. Вновь введенное КОСГУ 450 используется в целях аналитического учета. Все названия счетов для начисления амортизации приведены в соответствие со счетами учета ОС. Добавлено два новых счета.

Амортизация имущества казны в концессии.

Амортизация имущества в концессии.

Обесценение активов

С 01.01.2018г. бухгалтеру бюджетного учреждения в рамках инвентаризации придется заниматься выявлением признаков обесценения активов. При наличии таковых нужно будет определить справедливую стоимость актива, посчитать, насколько она меньше остаточной и сформировать убыток. Эти действия предусмотрены стандартом «Обесценение активов», утвержденным приказом Минфина 259н. Для отражения всех операций, связанный с обесценением, в последней версии Инструкции 162н добавлена новая группа счетов 0 114 00 000. Она подразделяется на три подгруппы:

Обесценение недвижимого имущества.

Обесценение иного движимого имущества.

Обесценение непроизведенных активов.

Для учета уменьшения стоимости активов за счет обесценения применяются КОСГУ:

  • Основных средств – 412;
  • Нематериальных активов – 422;
  • Непроизведенных активов – 432.

Для учета убытков от обесценения добавлен счет 0 401 20 274. При внутриведомственных и межведомственных передачах активов наряду с амортизацией должны передаваться и начисленные суммы обесценения. КОСГУ 274 введено в Указания 65н приказом 255н.

Состав инструкции

Приказ Минфина 162н имеет два приложения:

  1. План счетов бюджетного учета.
  2. Инструкция по применению плана счетов.

Структура плана не изменилась. Балансовые счета распределены по пяти разделам:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов бюджета.

В Инструкции по применению также сохранена прежняя структура. Здесь изменения коснулись пункта 2 в части перечня документов, которыми должны руководствоваться учреждения при ведении бухучета. На первое место поставлен Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".

В новом варианте Инструкции нет приложения «Корреспонденция счетов». Право определять корреспонденцию счетов теперь принадлежит финансовым органам и главным распорядителям бюджетных средств (абзац 21 п.2). Перечень корректных проводок для отражения хозяйственных операций, скорее всего, будет утверждаться теперь ведомственными приказами.

Структура счета

В Приказе 162н уточнен порядок формирования номера счета. В разрядах с 1 по 17 указывается КБК. Возможно четыре варианта:

  1. Групповой счет. Пример: 0 101 00 000. Для таких счетов в первых 17 разрядах указываются нули;
  2. Счета с доходной классификацией. Пример: 0 205 21 00. В первых 17 разрядах проставляется КДБ. Код дохода состоит из 20 цифр, включаются в счет с 4 по 20: код вида доходов и код подвида доходов.
  3. Счета с расходной классификацией. Пример 0 302 25 00. С 1 по 17 разряд вносится КРБ, с 4 по 20 цифры: раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода.
  4. Счета, учитывающие источники финансирования. Пример: 0 201 04 00. В первые 17 разрядов проставляются 4 – 20 цифры КИФ: код группы источника финансирования, код подгруппы, код статьи и код вида источника.

Для определения бюджетной классификации счетов в Инструкции 162 есть Приложение 2. В 18 разряде проставляется код вида деятельности. 19 – 23 разряды – счет аналитического учета из плана счетов. Для казенных учреждений последние три цифры – КОСГУ. Для автономных и бюджетных – аналитический код поступления и выбытия.

КОСГУ

29.11.2017г. подписан приказ Минфина 209н об утверждении Порядка применения КОСГУ. Начало его действия 01.01.2019г. В приказе детализированы КОСГУ в разделах:

  • Поступление нефинансовых активов (ст.300);
  • Выбытие нефинансовых активов (ст.400);
  • Поступление финансовых активов (ст.500);
  • Выбытие финансовых активов (ст.600);
  • Увеличение обязательств (ст.700);
  • Уменьшение обязательств (ст.800).

Статья 220 дополнена следующими подстатьями КОСГУ:

  • 227 – страхование;
  • 228 – оказанные услуги и выполненные работы для целей капитальных вложений;
  • 229 – арендная плата за земельные участки и другие природные объекты.

Эти расходы ранее входили в состав КОСГУ 226. В Инструкции 162н введены новые синтетические счета с аналогичными объектами учета.

В 2018 году затраты по страхованию, услугам в целях капвложений, арендной плате за землю будут учитываться на отдельных синтетических счетах, а аналитика будет, как и прежде, вестись по КОСГУ 226.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете и отчетности.

Применение Инструкции 162н по бюджетному учету

Приказ Минфина 162н утвердил инструкцию для юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств. В первую очередь это органы государственной власти и местного самоуправления, казенные учреждения, органы управления внебюджетными фондами.

Бюджетные и автономные организации, корпорации «Росатом» и «Роскосмос» в определенных ситуациях тоже выступают в качестве получателей бюджетных средств. Это происходит, например, при осуществлении бюджетных инвестиций в государственную собственность или при приобретении объектов, становящихся собственностью РФ. Бухгалтерский учет подобных операций ведется на основании Инструкции 162н. Это обязательно отражается в Учетной политике организации.