Упражнения на развитие глубокого и правильного дыхания для детей (с видео). Дыхательная гимнастика для ребенка

Время чтения: 7 минут

Нервная система, пищеварительный тракт, головной мозг – не единственные части организма, нуждающиеся в постоянном притоке кислорода, особенно у малышей. С этой целью педиатры и логопеды советуют проводить дыхательную гимнастику для детей разных возрастных групп – комплексы упражнений можно подобрать и для дошкольников, и для самых маленьких. Однако как не навредить ребенку и всем ли доступна такая методика оздоровления?

Что такое дыхательная гимнастика для детей

Система специальных упражнений, созданная для обогащения организма кислородом, присутствует в нескольких системах оздоровления типа «body&mind»: пилатесе, йоге . Отдельно врачи выделяют гимнастику Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, изначально ориентированный на восстановление голоса, однако позже методику Стрельниковой начали применять в остальных сферах медицины, включая педиатрию.

Для чего нужна

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста среди прочих методик выделяется способностью быть полезной для иммунитета малышей, не оказывая на него негативного влияния, как медикаментозные схемы лечения. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит не только поставка воздуха в легкие, но и обогащение кислородом крови и тканей, что приводит к улучшению состояния:

  • сердца;
  • легких;
  • мозга;
  • нервной системы.

Дети, которые регулярно занимаются дыхательной лечебной гимнастикой, реже страдают от частых простудных заболеваний, лучше переносят физические/умственные нагрузки, более гармонично развиваются, получают хорошо разработанный дыхательный аппарат, правильную осанку. Отдельно врачи выделяют благотворное воздействие некоторых дыхательных упражнений на речевой аппарат, что поможет обойтись без вмешательства логопеда при проблемах с произношением.

Показания к выполнению

Врачи советуют делать дыхательную оздоровительную гимнастику не только для лечения уже имеющихся патологий – она может быть и профилактикой заболеваний, либо способом укрепить детский организм и укрепить дыхательный аппарат, находящийся в несовершенной форме. Особо педиатры рекомендуют гимнастику детям, которые имеют:

  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • слабый иммунитет;
  • патологии нервной системы;
  • речевые нарушения;
  • врожденные проблемы сердца.

Противопоказания к занятиям

Дыхательные упражнения для детей любого возраста не стоит делать без врачебного контроля, если недавно были перенесены травмы головного мозга, либо позвоночника. В список противопоказаний к дыхательной гимнастике специалисты включают:

  • остеохондроз, иные патологии шейно-грудного отдела;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонию;
  • проблемы с внутриглазным давлением.

Комплексы дыхательной гимнастики

Все перечисленные ниже упражнения рекомендуется выполнять в умеренном маршевом темпе, обязательно следя за равномерным соотношением длительности вдохов и выдохов. Занятия должны быть регулярными, в идеале этими упражнениями дополняется традиционная утренняя гимнастика . Родителям нужно отслеживать самочувствие детей – занятия прекращают, если есть жалобы на: кашель, головокружение, тошноту.

При кашле

С целью лечения бронхитов и остальных болезней бронхо-легочной системы, врачи советуют делать упор на верхнее дыхание с обязательным произнесением шипящих звуков и активными выдохами.

  • Посадить ребенка на стул. При повороте туловища вправо отвести руку назад и вдохнуть. Вернувшись в исходную позицию, выдохнуть и издать жужжащий звук.
  • Стоя прямо, делая вдох, поднимать медленно обе руки. На выдохе опускать с той же скоростью и издавать протяжный звук «у-у».
  • Продолжая стоять, опустить руки вдоль тела, ладошки к себе. Правую повести вперед, левую назад. Размахивать, как маятником, и негромко произносить «тик-так».

Дыхательная гимнастика в стихах

Совмещение говорения, движения и дыхания очищает слизистую дыхательных путей, помогает укреплять общую выносливость и сердце. Эффективна такая дыхательная гимнастика при кашле у детей, приступах бронхиальной астмы, проблемах с речевым аппаратом. Упражнения простые:

  • На строчке «У медведя дом большой» потянуться вверх, раскинуть руки со вдохом. Следом на «а у зайки маленький» сесть на корточки, выдыхая и обхватывая колени. Со строчкой «мишка наш пошел домой» пройтись косолапыми шагами с шумными вдохами-выдохами, а с «да и крошка заинька» пропрыгать аналогично.
  • Читая «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад», дети совершают аналогичные движения головой с короткими вдохами-выдохами. Со строкой «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете» сначала производятся повороты головы вправо-влево, а после нужно накрыть её «домиком» из рук.
  • Сомкнув руки у рта и округлив, дети читают: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».

Для укрепления иммунитета

Общее оздоровление подарит использование любых комплексов дыхательной гимнастики, поскольку все они хорошо проводят кислород в организм. Ниже предложено 3 самых используемых педиатрами даже у грудных детей. Все эти дыхательные упражнения выполняются около минуты. Список такой:

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, делать короткие вдохи носом (свободной частью), считая до 8. Поменять стороны, повторить.
  • Поставить перед ребенком банку с водой, опустить туда соломинку. На выдохе – пусть долго дует через нее, провоцируя пузырьки, а вдох нужно делать носом.
  • Выдыхать попеременно долгие звуки «О» и «А», чередуя и одновременно рисуя разведенными в стороны руками круги или треугольники.

Для развития речевого аппарата и речи

Самым маленьким такая гимнастика нужна редко – правильное речевое дыхание развивают преимущественно в старшем дошкольном возрасте, работая над силой воздушной струи. Тренировку дыхательного аппарата и речи проводят с такими упражнениями:

  • Сдувать пушок с одуванчика, не округляя щеки.
  • Попробовать долго дуть на лист бумаги, лежащий на столе, не набирая воздух в рот.
  • Подбросить в воздух кусочек (маленький) ваты и пытаться держать его дыханием – поддувать вверх.

От заикания

Для лечения заболевания такого типа нужно знать его первопричину. При проблемах с речевым дыханием специалист может прописать указанные выше варианты гимнастики. Если же с ними ребенок справляется, а речь сбивается ввиду напряженной нервной системы, подобранные врачом упражнения способствуют ее расслаблению :

  • Выставить вперед ладошки, сжимать на вдохах и разжимать на выдохах в быстром темпе, постепенно замедляясь.
  • В вертикальном положении делать шумный выдох, опуская голову и запрокидывая назад. Вдох тихий, между этими движениями.
  • Аналогично предыдущему упражнению, наклоняя голову, тянуться ухом к плечу. В каждой нижней точке шумно выдыхать носом, вдох делать тихим.

Дыхательная гимнастика для детей 1-3 лет

У самых маленьких важно следить за правильным дыханием в целях профилактики простудных заболеваний, улучшения работы легких, стимуляции деятельности органов ЖКТ, для чего подходят приведенные выше варианты. Если же совместить дыхательные комплексы упражнений с физическими (берите простую гимнастику), это поспособствует и обретению правильной осанки. Несколько упражнений, которые выполняются стоя:

  • Потянуться руками вверх, медленно вдыхая. На счет «2» расслабиться, делая шумный выдох.
  • Разводя руки в стороны, медленно вдыхать, а на быстром выдохе обнять себя за плечи.

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Детям старше 3-х лет специалисты советуют больше внимания уделять гимнастике, помогающей укреплять речевой аппарат и иммунитет, развивать дыхательную мускулатуру. Некоторые педиатры рекомендуют покупать ребенку мыльные пузыри – они способствуют правильному дыханию и особенно хорошо помогают научиться совершать долгие дующие выдохи, которые полезны для развития речи.

В младшей группе

Для разминки специалисты советуют дать малышам простое имитационное дыхательное упражнение: пусть они произносят звуки, которые издают поезд, машинка, собачка, либо протягивают гласные распевкой. На это задание отводится минута-полторы, а после можно перейти к основному комплексу. Пара эффективных упражнений дыхательной гимнастики для самых маленьких:

  • Детям нужно изображать насос: встать прямо, поставить руки на талию. Приседая вниз, нужно вдыхать воздух, а поднимаясь – выдыхать.
  • Набрать воздух через нос как можно сильнее, округлить щеки. Выдыхают его порциями из собранного трубочкой рта.

В средней группе

Упражнения на дыхание для детей возрастом 4-х лет подразумевают первичное освоение разных типов выдохов. Перед основной гимнастикой нужно научить малышей дышать беззвучно: совершать плавные вдохи-выдохи носом, поднеся к нему ладонь для контроля струи воздуха – она не должна ощущаться. После выполняют такие дыхательные упражнения:

  • Делая вдох, потянуться руками вверх, встать на носочки. На выдохе в том же положении наклониться в сторону, замереть. Вернуться со вдохом в исходную позицию.
  • Ноги на ширине бедер, руки согнуты и прижаты к бокам. На выдохе сгибать ноги поочередно, заводя их назад, подражать звуку коньков «с-кр-р».

В старшей группе

Дыхательная гимнастика для детей 5-ти лет уже сочетается с двигательной активностью, тогда она не только обогащает организм кислородом, но и укрепляет мышцы. Ребенок должен научиться чередовать короткие и длинные выдохи, разные типы дыхания . Несколько упражнений:

  • Подняться, делая вдох, на носочки. Руки вверх, сомкнуть ладони над головой. Опуститься резко, выдыхая со звуком «у-у», присесть.
  • Собрать пальцы в замок, согнуть руки, занести за голову. Резко на выдохе разогнуть руки, опуская их вниз со звуком «у-у-ух!».

В подготовительной группе

Детям, приближающимся к младшему школьному возрасту, уже можно давать меньше игровых упражнений, а в идеале на каждое дыхательное давать легкое физическое упражнение (желательно из пилатеса). Данный комплекс будет полезным для укрепления мышц живота:

  • Лежа на спине, сделать вдох. Оторвать лопатки от пола. Медленно выдыхая, совершать пружинящие движения вытянутыми вперед руками. Досчитав до 10, лечь обратно, расслабиться.
  • Лежа на спине, медленно набрать в легкие воздух. Выпускать из приоткрытого рта рваными порциями, со звуком «х-ха».

Видео

Дыхательная гимнастика для носа позволяет улучшить кровоснабжение всех внутренних органов и обогатить кровь кислородом. Выполнять упражнения для детей нужно регулярно, делать это необходимо в форме игры или конкурсов. Не стоит заставлять ребенка выполнять те или иные действия, поскольку под влиянием стрессовых факторов увеличивается риск снижения функции . Далее на странице можно ознакомиться с рядом упражнений, которые помогут справиться с заложенностью носа, а также научат малышей правильно дышаться и управлять этим процессом.

Дыхательная гимнастика для дыхания носом для детей

Дыхательная гимнастика для дыхания носом должна начинаться с восстановления спокойствия и равновесия. Дыхательная гимнастика для носа для детей может проводится в утренние или послеобеденные часы.

1. Исходное положение - стоя. Рот закрыт. Одну ноздрю плотно закрыть пальцем, дышать поочередно по 4 - 5 раз через каждую ноздрю.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно по 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну ноздрю, а выдыхать через другую, по 5 - 6 раз через каждую.

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5 - 6 раз.

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить: «М-м-м» медленно, до 8 раз.

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1 - 2 - вдох, на 3 - 4 - 5 - 6 - выдох, на счет 1-2 - вдох, на 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - выдох (2 - 3 минуты).

Дыхательные упражнения носом для дыхания через нос

Дыхательные упражнения носом позволяют контролировать процесс насыщения крови кислородом. Большинство движений сопровождается удлиненным выдохом - это рефлекторно вызывает углубленный вдох. Звуки произносятся только при удлиненном выдохе. Дыхательные упражнения через нос для правильного дыхания стоит выполнять вместе с малышами.

Комплекс № 1

1. «Поиграй на трубе». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки согнуть перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!» Выполнять в течение 15 - 20 секунд.

2. «Косарь». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, слегка согнутые руки поднять вперед, пальцы сжать в кулаки. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать широкие, размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить в среднем темпе 5 - 8 раз.

3. «Часики». Исходное положение ребенка - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так! Тик-так! Тик-так!» Повторить в среднем темпе 10- 12 раз.

4. «Дровосек». Исходное положение ребенка - стоя, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, изображая колку дров, с выдохом произнося: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!» Повторить 5 - 8 раз.

5. «Лови комара». Исходное положение ребенка - стоя. Ноги врозь, руки опустить. Делать хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой, произнося: «Ж-ж-ж-ж! Ж-ж-ж-ж!» Повторить 4 - 5 раз.

6. «Помаши крыльями, как петух». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам, выдыхая: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Повторить 5 - 6 раз.

7. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками и приговаривая: «Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 20 - 30 секунд.

8. «Погреемся». Исходное положение ребенка - стоя, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки опустить. Обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой - правое плечо, развести руки в стороны, снова обхватить руками плечи, затем руки опустить; обхватывая плечи, произносить: «Б-р! Б-р! Б-р!» Повторить в среднем темпе 4 - 6 раз.

9. «Вертушка». Исходное положение ребенка - стоя, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 - 7 раз.

10. «Маятник». Исходное положение ребенка - сидя на полу, скрестив ноги, руки поставить на пояс. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Т-а-к! Т-а-к!» Повторить в среднем темпе 8 - 10раз.

Комплекс N° 2

1. «Качалка». Исходное положение ребенка - сидя на полу, скрестив ноги, руки положить на колени. Раскачивать туловище вперед и назад, произнося на выдохе: «Ф-р-о-о-х-х! Ф-р-о-о-х-х!» Повторить в среднем темпе 6 - 8 раз.

2. «Елочка растет». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх - шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х-х! Страх-х-х!» Повторить в среднем темпе 2 - 3 раза.

3. «Зайчик». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «ф-ф-р! ф-ф-р! Ф-ф-р!» Повторить медленно 5-7 раз.

4. Наклоны к мячу. Исходное положение ребенка - сидя на полу, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить в медленном темпе 4 -6 раз.

5. «Как гуси шипят». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперед, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3 - 4 раза в среднем темпе.

6. «Прижми колени». Исходное положение ребенка - сидя, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «У-у-р-р! У-у-р-р!» Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5 - 7 раз.

7. «Гребцы». Исходное положение ребенка - сидя, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперед, коснуться палкой носков ног, произнести: «Г-у-у-у! Г-у-у-у!», выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3 - 5 раз.

8. Скрещивание флажков внизу. Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны. Опускать прямые руки вниз, скрещивая их перед собой со звуком: «Т-а-а-к! Т-а-а-к!», и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4 -6 раз.

9. «Достань пол». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Наклониться вперед и достать флажками пол со звуком: «Б-а-а-к! Б-а-а-к!» Повторить медленно 2 - 4 раза.

10. «Постучи флажками». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки с флажками опустить. Низко присесть и несколько раз постучать палочками флажков о пол, приговаривая: «Т-у-у-к! Т-у-у-к!» Повторить в среднем темпе 2 - 3 раза.

Дыхательная гимнастика при заложенности носа

Предлагаемая далее дыхательная гимнастика при заложенности носа позволит эффективно сузить мелкие капилляры и освободить носовые ходы для прохождения воздушных масс.

1. «Погрейся». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «У-х-х-х-х! У-х-х-х-х!» Разводить руки в стороны назад. Повторить 8 - 10 раз.

2. «Мельница». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки поднять вверх кистями наружу. Делать круговые движения прямыми руками, скрещивая их перед собой и произнося: «Ж-р-р-р! Ж-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 4 -6

3. «Конькобежец». Исходное положение ребенка - стоя, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, и угоняя туловище с полуоборотом в стороны и подражая движениям конькобежца, произнося: «К-р-р-р! К-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 - 8 раз.

4. «Присядь комочком». Исходное положение ребенка - стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить, произнося: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить медленно 3 - 5 раз.

5. «Лягушки прыгают». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки на талии. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами вперед с одновременным выдохом, произнося: «К-в-а-а-к! К-в-а-а-к!» Повторить 6 - 8 раз.

6. «Заблудился». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у! А-у-у-у!» Повторить 8-10 раз.

7. «Гуси летят». Медленно ходить по комнате. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произношением длительного: «Г-у-у-у-у-у-у! Г-у-у-у-у-у-у!» Покорить 8 - 10 раз.

8. «Насос». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторожу выдох, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом громко произносить: «С-с-с-с-с! С-с-с-с-с!» Выпрямиться - вдох; наклониться в другую сторону - выдох, тоже произнося: «С-с-с! С-с-с!» Повторить 6 - 8 раз.

9. «Аист». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе. Развести руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть - выдох, протяжно произнося: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!»; медленно опустить руки и ногу - вдох. Повторить 4 - 5 раз.

10. «Вырасти большим». Исходное положение ребенка - стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить 4 - 5 раз.

Статья прочитана 5 735 раз(a).

Ищи ветра.

И.п. стоя. Подражать шуму ветра – тянуть длинный звук «с-с-с…» пока выдох не закончится. То же со звуками – «ш-ш-ш… з-з-з… ж-ж-ж… щ-щ-щ…». Каждый раз оправдывая, что шумит в данном конкретном случае. Либо это комарик, либо шум листвы и т.д.

Фырканье.

Длинное фырканье, когда вибрируют обе губы, выходит из ротовой щели сильная воздушная струя. Так маленькие дети делают, когда изображают езду на автомобиле. Задача – удлинить выдох. Это упражнение хорошо тренирует диафрагму.

Насос.

И.п. стоя. Тренируем другой навык: активные движения диафрагмы. С силой выталкивается звук «с». Нужно накачать шину у велосипеда. У нас в руках воображаемый ручной насос. Мы делаем характерные движения руками вниз, вместе со звуком.

Пульверизатор.

И.п. стоя. В этом упражнении еще короче и резче выходит воздух на звуке «ф». Руки сжимают воображаемую грушу, и она «брызгает» водой. Можно в середине круга поставить одного ребенка – пусть он будет пальмой или каким-нибудь южным растением. Сначала ему душно, знойно. По команде все берут в руки пульверизаторы и со звуком «ф» опрыскивают «стебель, листья» со всех сторон. «Растение» возвращается к жизни.

Ладошки.

И.п. стоя. Руки согнуть в локтях, локти вниз, ладошки развернуты от себя. Сделать короткий шумный вдох носом (шмыгнуть) и одновременно сжать ладошки в кулачки и разжать. Таких вдохов-движений сделать без остановки 4, потом отдохнуть. Повторить еще 4 раза. Рот полуоткрыт, неслышный выдох происходит через рот, но не акцентировать на нем внимание. Происходит сам собой.

Погончики.

И.п. стоя. Сжать кулачки и опустить их на уровень пояса. Во время шумного вдоха носом руки разгибаются, кулачки, как бы отталкиваясь от живота, направляются к полу и разжимаются. Потом возвращаются на прежнее место к животу и снова сжимаются. Делать быстро. За один вдох руки должны разогнуться и согнуться. Руки выше талии не поднимать. Делать с отдыхом по 4, 8 движений-вдохов.

Упражнения на дыхание для детей (от 7–12 лет)

1. И.п. лежа на животе. Голова отведена в сторону и прижимается щекой к коврику на полу. Все тело выровнено. Правую руку тыльной стороной кисти положить на поясницу. Лежать и наблюдать за дыханием и за ощущениями под ладонью. Специально не всасывать и не выпускать воздух, не напрягаться. Лежать свободно. Вы наверняка почувствуете волнообразные движения под рукой.

2. То же. Но сдвиньте руку чуть ниже, положите ее на крестец. Те же движения вы ощутите? Сильнее или слабее? Или они исчезли?

3. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке. Упражнение делать 4 раза.

4. На счет раз – пальцем правой руки зажать правую ноздрю. Повернуть голову налево и одновременно сделать вдох. На счет два – выдохнуть через рот (выходит теплый воздух, согревающий голосовые связки) и вернуть голову в исходное положение. Руки при этом опущены. Далее все повторить в противоположную сторону. Упражнение делать 4 раза.

5. Сделать вдох носом и одновременно ввинчивающими движениями пальцев рук провести линию от крыльев носа до переносицы. Выдохнуть на звук «ф». Упражнение делать 4 раза.

6. «Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки (сброс, добор воздуха). И на одном дыхании говорить: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т.д.

Лазер

И.п. стоя. Ноги на ширине плеч. «Разрезать» комнату от потолка до пола фиксированным выдохом. В конце выдоха на оставшемся дыхании произнести «Амба!» (что значит: «Я разрезал(-а) комнату»).

Обмотать дыханием

Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы. На оставшемся дыхании сказать «Баста!» (что значит: «Не вырвешься больше»). И потом также «разматывать» его.

Резонирование

Импульс в нашем мозге дает команду «Звучать!», и, как по велению волшебной палочки, расходится грудная клетка, опускается диафрагма, засасывается порция воздуха, на выходящем дыхании (выдохе) трепещут голосовые складки – возникает первоначальный слабый звук. Говорить на этом звуке можно, но недолго. Складки не выдерживают нагрузки. И когда нужно говорить громче, человек изо всех сил напрягает горло, думает, что от этого зависит громкость голоса.

На самом деле связки только рождают звук. Дальше задача других областей нашего тела – резонаторов – этот тихий звук преобразовать в сильный, полетный, наполненный обертонами. Вибрации распространяются по телу, заставляют полости – пустоты вибрировать с увеличенной частотой.

«Резонирование – максимальная концентрация звуковых волн» (из «Сценической речи» под ред. Козляниновой, Промптовой).

К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные полости, зубы. Для тренировки и проверки работы резонаторов используются сонорные звуки – м, н, л, р. При их произнесении, если приложить ладонь к груди, к носу, к гайморовым пазухам, ко лбу, темени, затылку, к спине – то можно почувствовать вибрацию. Эти ощущения говорят о правильной работе резонаторов. Сонорные звуки освобождают голосовые связки от перенапряжения. Снимается напряжение с окологортанной мускулатуры. Увеличиваются сила, звонкость, полетность голоса.

Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу-жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево)Жу-жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх,потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову,выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. « КУРОЧКИ».

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. « ПЧЁЛКА».

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Дуем, дуем, задуваем произношение звуков улучшаем. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

1.7 Игры первого этапа, направленные на формирование диафрагмального дыхания. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

2.1 – 2.42 Игры второго этапа, направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания. Цель: выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.

3.1 – 3.24 Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха).

4.1 – 4.2 Игры четвертого этапа, направленные на развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания.

5.1 – 5.3 Игры пятого этапа, направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

1.1 “Бегемотик".

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия

1.2 "Качели”

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) , Качели вниз (выдох) , Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос.

1.3 “Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

1.4 “Ракета”

Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

1.5 “Достань жемчужину”

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

1.6 “Часики”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.

1.7 “Щука”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра

Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.

2.1 “Листочки”

Как подул холодный ветер -
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

2.2. “Капельки”, “Снежинки”

Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.

2.3 “Ветерок” (с вертушками)

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.

2.4 “Бумажные флажки”

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

2.5 “Солнышко и тучки”

Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерком стану я,
Уходите, тучи, прочь.

На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.

2.6 “Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

2.7 “Подуй на пальцы”

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

2.8 “Снегопад”

Снежинок много я собрал,
Ветерком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

2.9 “Снег и ветер”

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола

2.10 “Снежинки”

Как подул Дед Мороз -
В воздухе морозном полетели,
закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

2.11 “Берлога”

Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.

2.12 “Раздуй сугроб”

Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит подснежник.
Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты.

2.13 “Горячий чай”

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.

2.14 “Задуй свечи”

Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

2.15 “Фокус”, “Парашют”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа

2.16 “Паровозик свистит”

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

2.17 “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

2.18 “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

2.19. “Горох”

Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

2.20 “Кто спрятался?”

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

2.21 “Деревья”

Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

2.22 “Петушок за забором”

На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка

2.23 “Загнать мяч в ворота”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2.24 “Футбол”

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).

2.25 “Прожорливые фрукты”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

2.26 “Мяч”

Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры

2.27. “Колобок”

Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке

2.28 “Фасолевые гонки”

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша

2.29 “Паровоз” (с трубочками)

Рельсы – рельсы,
Шпалы – шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду

2.30 “Кораблики” (с трубочками)

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.

2.31 “Перекати поле” (с трубочками)

По полю, всем на удивление,
Катится растение.
Ветер громко завывает,
В догонялки с ним играет.

Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.

2.33 “Самолетики”

Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей, дальше, улетит,
Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

2.33 “Лодочки”

Берег – левый,
Берег – правый
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим.
Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

2.34 “Ледоход”

У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

2.35 “Акробат”

В цирк сейчас я поиграю.
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану – проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

2.36 “Черепашки”

Черепашки
Черепашки – малыши
Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь до воды добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.

2.37 “Цветные ленточки”

Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку

2.38 “Бабочки”

Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок подул
– Она и полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок

2.39 “Охотник идет по болотам”

(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц])

Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]

2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р])

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])

Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.

3.1 “Укачаем куклу”, “Покажем горлышко доктору”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”

3.2 “Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У”

3.3 “Гудит пароход”, “Медведь ревет”

Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”

3.4 “Удивление”, “Стонет больной”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О”

3.5 “Ослик”, “Тянем ниточку”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “И –И –И – И- И”

3.6 “Девочка огорчилась”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э”

3.7 “Обезьянки”

Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались.

3.8 “Лесная азбука” К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился;

"Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д.

3.9 “Большой – маленький”

Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”

3.10 “Мычалка”.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

3.11 “Ветер”

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...

И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф...

Активный выдох.

3. 12 Дыхательное упражнение “Аромат цветов”

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.

3.13 “Зайчонок принюхивается”

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.

3.14 “Ветер и листья”

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).

3.15 “Осы”

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...”

3.16 “Пчела”

Пчелка, гуди,
В поле лети.
С поля лети -
Медок неси.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”

3.17 “Ветерок”

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...”

Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.

3.18 “Ежик”

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят
“пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.

3.19 “Корова”

Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”),

делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным.

3.20 “Дятел”

Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек.

Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются.

3.22 “Каша”

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,
Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,
Горшочек, не вари!

3.23 “Звуковые дорожки”

3.24 “Фонетические разминки”

4.1 “Дразнилка”, “Изобрази животное”.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек
И разных там зверюшек,
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква и т.д.

4.2 “Эхо”

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

4.3 Игровые задания и упражнения

Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву, ва – фа – ва – фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”

Позовем голубей” (гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки”

5.1. “Произнеси на одном выдохе”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

5.2 “Произнеси чистоговорку”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”

5.3 “Произнеси чистоговорку”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.