Книжный бизнес с нуля: возрождение и новый виток издательского дела. Свой бизнес: как открыть специализированное книжное издательство

Что входит в понятие «Издательский бизнес»

Издательский бизнес начинался с издания книг и газет, но сейчас он этим не ограничивается. Почти всё то, что сейчас называется «шоу-бизнес», выросло из издательского бизнеса. Поэтому, несмотря на то, что в этой статье в основном имеется ввиду классическое литературное издательство, принципы применимы и к студиям звукозаписи, и к кинокомпаниям, и даже к «контент-провайдерам».

Если отбросить всё лишнее, то издательский бизнес – это:
1. Поиск авторов и покупка авторских прав на произведения авторов.
2. Создание из произведения автора товара.
3. Продажа товара (произведений).
4. Раскрутка и продажа авторов.

Если с первыми тремя пунктами всё ясно практически сразу, то последний требует некоторых комментариев.

В издательском бизнесе есть две бизнес-модели:
1. Продажа товара
2. Продажа авторов

Эти две модели редко когда существуют в чистом виде. Чаще всего они сочетаются. Но вот какая особенность в сочетании этих моделей. Крупные издательства («мейджоры») работают в основном по первой модели – берут раскрученных авторов и штампуют их произведения. Редко когда они раскручивают новых авторов. Мелкие же издательства в основном вынуждены работать как раз с начинающими авторами – ищут таланты и продают их «мейджорам». И иногда продажа автора может принести прибыли больше, чем прибыль от продаж произведений за год.

Почему этот бизнес можно начать с нуля

Сразу скажу, что политика «мейджоров» недоступна для семейного бизнеса (ну, если это только не семья Бориса Николаевича). А вот открыть небольшое издательство можно с минимальным начальным капиталом. Правда, при этом придётся много потрудиться. Если же начальный капитал есть, то можно сэкономить усилия. Впрочем, это относится ко всем стартам.

Для того, чтобы открыть издательство с нуля, вам нужно:

1. Компьютер с выходом в Интернет и хотя бы одним издательским пакетом (для начала может быть даже Word и PDFMaker).
2. Телефон/факс.
3. Один-два человека.
4. Некоторая небольшая сумма денег (на аванс автору и услуги типографии).

Что желательно, но необязательно:

1. Место для временного складирования тиража. При определённой сноровке (или хорошо поставленной логистике) можно обойтись и без него – придержать тираж в типографии с вывозом из типографии прямо к оптовику и т.п. (В гараже книги лучше не хранить). Но на всякий случай, пока логистика не отлажена, место быть должно.
2. Собственный автотранспорт. Для перевозки небольших тиражей вполне подойдёт ВАЗовская четвёрка. Но лично я предпочёл бы либо услуги специализированной кампании, либо доплатить типографии за доставку.

Что не нужно для начинающего издательства

1. Собственная полиграфическая база (у аутсорсера всё равно будет дешевле).
2. Представительский офис (если очень будет нужно произвести впечатление, то переговорные комнаты в
бизнес-центрах сдаются по часам).

Авторов у нас – каждый второй, не считая каждого первого. Поэтому после небольшой рекламной кампании в издательстве появится «самотёк» — присланные произведения. Присылать будут как по электронке, так и обычной почтой (да, такие маньяки ещё остались – печатают на машинке и присылают заказной бандеролью!) И вам потребуется не столько искать авторов, сколько ставить «фильтры». И здесь на первое место выходит личность редактора. Даже Редактора. Это самый главный человек в издательстве. Именно он должен отсечь откровенную халтуру, отфильтровать «середнячков» и выцепить из самотёка потенциальный шедевр.

Как только появляется откровенный талант, его жизненно необходимо посадить на эксклюзивный контракт. Он понадобится, чтобы «перепродать» автора. Если эксклюзивный контракт не подписывается, то хотя бы заключитесь на несколько книг вперёд – сможете неплохо заработать.

Сказанное выше применимо не только к художественной литературе, но и к любой другой – специализированной, литературе по хобби, гороскопы и т.п. Даже среди этих авторов существуют свои звёзды.

Как сказано чуть выше, такого быть не должно. Но если вдруг случилось – обратите свой взор к классике. Классика неплохо покупается (особенно если близится выход фильма или сериала по классическому произведению, как это было с «Идиотом»). А самое главное достоинство классики – отсутствие необходимости покупки прав.

Как работать с розницей

Главный принцип издательства в работе с розницей – не работать с розницей. Лучше месяц уговаривать оптового клиента и получить заказ на 1000 экземпляров, чем потратить день на точку и, получив отказ в половине случаев, за месяц набрать заказов на 150 экземпляров.

Берите пример с промышленности. Аналогия – 100%. Издательство = завод. Завод редко когда договаривается с розницей. Старайтесь действовать только через оптовиков. А если интересуют данные о продажах в конкретных точках – покупайте данные у тех же оптовиков со своими розничными сетями.

Книгоиздание - один из тех видов бизнеса, которые, пожалуй, не требуют практически ничего, кроме идеи, небольших инвестиций и элементарной организации бизнеса. Это роднит его с такими полувиртуальными бизнесами, как программирование или Интернет-проекты. Большинство этапов здесь без труда, как ныне модно говорить, «аут-сорсятся». Сколько стоит создать и поддерживать собственный издательский бизнес?

Со стороны может показаться, что книжное издательство - бизнес крупный, или, по крайней мере, средний. Многие еще помнят издательства советских времен, кои занимали целые здания, а те, что калибром поменьше, - хотя бы отдельный подъезд. А там - коридоры, по которым сновали редакторы, корректоры, технологи, ну и, конечно, вечно недовольные авторы.

Впечатление о физическом размахе бизнеса может возникнуть и оттого, что в качестве неотъемлемой части издательства предполагается полиграфический комплекс с печатными станками, переплетным цехом и перманентно похмельным заведующим складом готовой продукции. В действительности все не так. Издательство может занимать всего одну комнату, а может и не занимать вообще. В штате нужен генеральный директор, бухгалтер, главный редактор, начальник отдела продаж и начальник производственного отдела. Все эти функции могут успешно выполнять 2–3 человека. А то и вовсе один человек, который к тому же по совместительству еще и автор. Теоретически можно создавать издательство даже для выпуска одной книги, если популярность ее гарантирована.

Все это стало возможным благодаря появлению персональных компьютеров, точнее, росту их мощности до такой степени, что они легко справляются с настольными издательскими системами, то бишь, по-простому говоря, программами верстки. Кроме того, издание книг как вид деятельности сегодня не требует лицензирования.

Неслучайно в настоящее время малый издательский бизнес переживает настоящий бум. Если в Советском Союзе в конце 80-х существовало всего около 200 государственных издательств (многие из которых сегодня откровенно загибаются), то сейчас каждый год появляется около 1500 новых частных издательств, а общее количество ежегодно издаваемых названий, по разным оценкам, составляет от 50 до 100 тысяч. Многие издательства создаются ради печати не более 5 книг, и это не предосудительно. Рентабельность бизнеса составляет от 30 до 100%, и на хлеб с маслом можно заработать, издав всего одну-две книги. Лишь бы они раскупались.

Основы бизнеса

Начнем с того, что издательство физически не изготавливает книги. Их печатает типография. Основные же его функции - подготовка рукописи (которая заканчивается изготовлением оригинал-макета) и последующая продажа книг (как правило, оптовая).

Начинать издательский бизнес необходимо с регистрации юридического лица (ЗАО или ООО). Эта процедура не имеет никаких особенностей по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности, поэтому нет смысла рассказывать о ней подробно. Просто нужно создать юридическое лицо, в уставе которого будет прописан такой вид деятельности, как издание книг. Если нет опыта в регистрации юрлиц, то лучше воспользоваться услугами специализирующихся на этом фирм. В Москве регистрация «под ключ» обойдется примерно в 500–600 долларов вместе со всеми сборами, уставным капиталом, юридическим адресом, печатью и прочими атрибутами официального бизнеса.

В принципе можно зарегистрировать издательство и как ПБОЮЛ. Раньше книготорговые фирмы это не любили, поскольку возникали проблемы с зачетом НДС (для книг он составляет всего 10%, а НСП книги не облагаются). Сейчас ПБОЮЛы платят этот налог, так что принципиальной разницы в выборе формы предпринимательства нет.

Получать лицензию для издания книг в настоящее время нет необходимости. В закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 8 августа 2001 года) книгоиздание не попало, хотя прежде нужно было получать лицензию Минпечати РФ. Книгоиздание не относится и к такому лицензируемому виду деятельности, как СМИ, поскольку, по определению закона «О средствах массовой информации», СМИ предполагает «периодическое печатное издание» на регулярной основе. Книги же издаются однократно, не считая, конечно, переизданий.

В то же время книгоиздание остается в правовом поле российского законодательства, в том числе таких законов, как «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах» и т.д., поэтому отсутствие лицензирования не означает, что можно издавать что угодно и как угодно.

Требуется упомянуть также обязательность регистрации в Российской книжной палате bookchamber.ru Это позволит получать международные коды ISBN . Без такого кода книгу издать теоретически можно, но это создает определенные трудности для оптовых и розничных продавцов, к тому же книги с нарушением правил издания не станут закупать библиотеки. Коды ISBN стоят относительно недорого (около 500 рублей за штуку), однако в России издательства, особенно региональные, как ни странно, пытаются на этом экономить. Способов здесь три: не использовать код, «срисовать» (то есть украсть) код с любой другой книги, наконец, использовать полученный от Книжной палаты код многократно. И все три вызывают проблемы с книготорговлей, внося путаницу в товарный учет, который проще всего организуется именно по уникальным номерам ISBN .

Вообще деятельностью Книжной палаты не стоит пренебрегать: хотя она играет и незначительную роль в рекламе, но извещает библиотеки о выходе новых изданий, рассылает в наиболее крупные библиотеки и коллекторы экземпляры, которые издательства обязаны предоставлять с каждого издания (это около 15 экземпляров, обычно их отдают сами типографии). Книжная палата также занимается и определением кодов УДК и ББК, они отражают тематику издания. За 350 рублей эксперты Палаты вам подберут их, хотя в этом случае как раз можно списать эти коды с аналогичного издания.

Идея

Конечно, чтобы выпускать книги, нужны идеи. Тут, по классическим законам маркетинга, надо или издать книгу, подобной которой нет, или сделать ее лучше, чем другие (и/или дешевле). Многие книги сейчас выходят в расчете на узкопрофессиональные группы. В целом же можно отметить, что выгодно издавать полезные книги. Однозначно не стоит связываться с художественной литературой, если вы, конечно, не наткнулись на гениального автора. Но для раскрутки даже гениального автора вряд ли у вас найдутся такие же средства, как у титанов вроде «Эксмо», АСТ или «Росмэна».

Думая, издавать или не издавать книгу, необходимо понять, кому она интересна и нужна, купят ли ее по предполагаемой цене, как вообще продвигать ее на рынок. Чтобы получить представление о том, что сейчас хорошо продается, можно зайти, например, в Интернет-магазин «Озон» www.ozon.ru и посмотреть, какие книги там считаются бестселлерами.

Легко готовить книги, на которые не распространяется авторское право: тексты законов и нормативных актов (особенно ценятся хорошо прокомментированные законы), перепечатывать старые, срок авторских прав на которые истек (например, можно было бы неплохо заработать, издав «Идиота» Ф. Достоевского на волне популярности одноименного сериала - здесь, кстати, подсуетилось только издательство АСТ). Легко делать книги советов, гороскопов, анекдотов из Интернета. Но их трудно продавать из-за высокой конкуренции и невозможности на первых порах печатать большие тиражи (а это залог конкурентной цены), к тому же у такого безымянного материала впоследствии может обнаружиться и автор.

Одним словом, для начинающего издательства нужна толковая книга, конкурентов у которой практически нет и которую читатель готов взять, не экономя. Есть и такое правило: число будущих покупателей должно быть на порядок больше, чем предполагаемый тираж. Желательно иметь и априорные ресурсы для раскрутки книги (то есть извещать о ней потенциальных читателей). Хорошо, если сам автор обладает соответствующими ресурсами (известен в нужных кругах, пользуется доверием как эксперт, имеет популярный сайт и т.д.).

Как правило, у хорошей книги все же есть автор (или авторский коллектив). С ним необходимо заключить авторский договор. Договор регулирует взаимные права и обязанности автора и издателя. Автор обязуется представить рукопись в конкретный срок в виде, определяемом издателем (обычно это документ в формате Word). На автора, как это часто бывает, перелагается ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц, а также за разглашение государственной, коммерческой или ведомственной тайны. Издатель отследить это обычно не в состоянии. Последний, в свою очередь, обязуется выпустить книгу (можно определить минимальный тираж и крайний срок) либо забраковать представленную рукопись (можно обозначить условия отклонения - задержка сдачи рукописи или ее низкое качество). Договором предусматривается и порядок уплаты гонорара (авторского вознаграждения). В основном гонорар определяется как процент от стоимости тиража (отпускная цена издательства, умноженная на тираж книги, - схема распространяется и на оплату переизданий). Для российского рынка характерен размер гонорара в 7–12%, хотя возможны и иные ставки, равно как и фиксированная оплата за рукопись с правом издания определенного тиража.

Для издателя выгодно заключать договор на передачу исключительных прав на издание конкретной книги, которые предусматривают права на издание и продажу книг по всему миру, в том числе издание на других языках, частичную или полную переуступку прав третьим лицам. Исключительные права могут быть срочными (например, 5 лет). Но опять же, поскольку время летит быстро, издателю выгоднее иметь бессрочные права. Примерные тексты авторских договоров без труда можно найти в Интернете.

Заключив договор, остается ждать, когда автор принесет рукопись. Надо сразу смириться с тем, что не все, кто обещает написать книгу, сделают это в действительности. Пишущие - люди творческие и переменчивые. Поэтому на первых порах лучше работать с теми, кто приносит готовые рукописи.

От рукописи до оригинал-макета

Итак, рукопись в издательстве. Опишем стандартный технологический цикл, в котором можно оптимизировать отдельные элементы.

Первым знакомится с рукописью главный редактор. Он оценивает ее качество, логику и структуру. Здесь нелишне бывает привлечь экспертов. Если не требуется принципиальная доработка рукописи, то за дело берется редактор, который (в интерактивном режиме с автором) оттачивает стройность книги, лексику, терминологию, грамматику, стиль. Работа редактора оплачивается в довольно широких пределах, она зависит и от объема книги, и от качества рукописи. Даже в крупных городах нетрудно найти редактора (непременно надо брать с опытом работы), который возьмется обработать книгу по 20–40 центов за страницу (как правило, редактору отдается текст без иллюстраций). То есть на 300-страничную книгу с 30%-ным заполнением иллюстрациями потребуется около 50–100 долларов.

После первичного редактирования книги рукопись отдают верстальщику. Оплата его труда зависит от сложности макета и квалификации верстальщика (он ведь может в разной степени выполнить и дизайн книги). Здесь вариации труда в оплате также велики, но если снова ориентироваться на цены крупных городов, то верхняя планка лежит в пределах 0,5–1 доллара за страницу, хотя можно найти и значительно дешевле. Что касается выбора программы верстки, то это дело вкуса и профессионализма самого верстальщика. Несмотря на снобизм профессиональных дизайнеров, с полной ответственностью утверждаю, что даже сложные макеты нетрудно сверстать в «родном» Word " e , тем более что и сама рукопись часто готовится автором в той же программе.

Сверстанная рукопись в виде распечатки (то, что раньше называлось «гранками») передается корректору, работа у которого проще, чем у редактора, - он только вычитывает текст и исправляет грамматические ошибки (их после работы редактора уже гораздо меньше, чем в авторском тексте) и ошибки верстки. Посему работа корректора оплачивается дешевле: 10–20 центов за страницу. Корректор отмечает исправления понятными верстальщику знаками, и последний вносит их в макет книги.

Желательно редакторскую и корректорскую правки согласовывать с автором (это может оговариваться в договоре). Так же как и последнее слово, подписание в печать культура книгопечатания требует оставить за автором. Тот получает чистовой макет и обязан дать добро на издание с устранением отмеченных им недостатков (в разумных, конечно, пределах).

Путь в типографию

Дальнейшая судьба макета зависит от выбранного способа печати. В настоящее время их по сути два: цифровая и офсетная (плюс уже редко используемая высокая печать).

Увы, нет возможности обсуждать достоинства и недостатки того или иного вида печати. Отметим только, что офсет в плане себестоимости печати эффективен на тиражах от 1000 (лучше от 3000) экземпляров. И чем больше тираж, тем ниже себестоимость печати (дорогостоящая операция - изготовление печатных форм). Дешевая печать начинается от 5000 экземпляров. Очень большие скидки типографии дают только при тиражах от 100 тысяч. До этого порога стоимость печати практически линейно зависит от количества страниц в книге и тиража.

Для заказа печати офсетным методом в типографию необходимо представить диапозитивы - макет книги на прозрачной пленке, впрочем, практически все производственники могут изготавливать пленки сами или через смежников. Требования к макету лучше согласовывать с выбранной вами типографией. Способов изготовления диапозитивов два - фотовывод и печать на лазерном принтере.

Фотовывод, безусловно, привлекательней по двум причинам: он дает практически абсолютно черный цвет, идеальное разрешение (от 2400 точек на дюйм и выше), точную передачу полутонов в иллюстрациях. Даже дорогие лазерные принтеры не всегда на это способны. Недостаток - относительно высокая стоимость (как правило, заказывается в виде услуги, собственная машина фотовывода - удовольствие дорогое). В Москве фотовывод стоит порядка 1 доллара за одну пленку А4. Сэкономить можно, печатая на больших листах (по несколько страниц на листе), однако это потребует соответствующей подготовки макета.

Изготовить диапозитивы на лазерном принтере стоит дешевле, для этого вместо обычной бумаги надо использовать «прозрачку» или кальку. Тут есть, правда, тонкость: «под офсет» диапозитив изготавливается «эмульсией вниз», то есть необходимо печатать макет в зеркальном отображении. На лету это умеют делать только postsript-принтеры или принтеры с эмуляцией режима postscript . Обойти это можно путем промежуточного изготовления PDF-файлов.

Когда готов макет, остается разместить заказ в типографии, выбрав бумагу для книги и обложки. Это дело вкуса и во многом зависит от цели издания: одно дело бюджетное, другое дело - подарочное. Еще труднее определиться, когда хочется сделать книгу и дешевой, и хорошо оформленной.

Бумага для самой книги («блока», то есть книги без обложки) стоит от 14 тысяч рублей за тонну (газетная) до 22–27 тысяч (офсетная; цена ее во многом зависит от степени белизны и плотности). Чтобы посчитать нужное количество бумаги, необходимо перемножить площадь листа (например, 60 на 90 см) на количество печатных листов (обычно по 16 книжных страниц формата 84х108/32) и на плотность бумаги (60–70 г/кв. м). Бумага продается в «ролях», поэтому важно знать формат книги. Например, полиграфический формат 60 x 90/16 соответствует размеру A 5, для этой книги нужна бумага с шириной роля 60 см.

Бумагу можно приобрести как у фирм-агентов, так и в типографии. Ответить, где лучше покупать, однозначно нельзя. Во-первых, не все типографии предлагают бумагу в необходимом ассортименте; во-вторых, надо просто сравнить цены. Как правило, около типографий «крутятся» фирмы, торгующие бумагой. Можно договориться с ними - они доставят бумагу в нужном количестве в типографию. Вообще по всем подобным вопросам лучше консультироваться непосредственно с местным технологом.

Что касается бумаги на обложку, то она должна быть плотной, может быть гладкой или рифленой («скорлупа», «лен», «молоток» и т.д.). Обычно продается в листах. Здесь лучше не экономить и приобрести хорошую импортную бумагу, которая стоит около 1,5 долларов за килограмм.

Вообще обложке следует уделить особое внимание в плане и дизайна, и полиграфического исполнения. Ведь первое визуальное и тактильное ощущение потенциальный читатель получает именно от нее. Возможно, стоит потратиться на ламинирование или, по крайней мере, на лакирование (оно повысит износостойкость) и сэкономить на самом блоке (на такую хитрость часто идут именитые издательства). Можно разориться и на переплет (то есть твердую обложку), но это стоит намного дороже и ограничивает выбор бумаги для книги.

Не стоит забывать, что книга может долго стоять на полке в магазине, и экономия на качестве бумаги и полиграфии приведет к тому,

что после просмотра десятком читателей она потеряет презентабельный вид. Для достижения высокого качества обложки ее можно печатать отдельно от книги, воспользовавшись услугами небольшой типографии. Там, возможно, сделают заказ оперативней и аккуратней. К тому же, если вы привезете свои обложки, то застрахуете себя от печати типографией «левого тиража» (то есть сверх заказанного количества, которое потом попадет на рынок по демпинговой цене).

Вот и все, книга готова. Остается отвезти ее на заранее арендованный склад и начать продажу. Как - разговор отдельный, но подумать об этом надо, разумеется, до того, как браться печатать книгу.

Как вы уже поняли, прелесть издательского бизнеса в том, что практически все операции без труда передаются на аутсорсинг: не надо иметь в штате ни автора, ни редактора, ни корректора, ни верстальщика. Надо просто уметь их найти и договориться. Они могут быть в другом городе и другой стране.

От вас требуются только идея книги и умение ее продать.

Сегодня набирает новые обороты издательство как бизнес. Рентабельность такого проекта просчитать довольно сложно, а отзывы владельцев говорят о предстоящих трудностях. Но если составить бизнес-план и развиваться постепенно, то можно добиться грандиозного успеха.

В данном деле многое зависит от удачи, настроений и предпочтений читателей. Бизнес на издании книг сопряжен со множеством рисков и непредвиденных обстоятельств, но в целом он является перспективным вложением денег. Ведь сейчас все больше людей возвращаются к книге как к источнику вдохновения или для получения важной информации.

Особенности издательского дела

Создание и выпуск книг, другой печатной литературы выполняет просветительские, социальные и интеллектуальные функции. Чтобы успешно реализовать идею в данной сфере нужно обладать многими знаниями и навыками:

  • быть начитанным и разбираться в хороших книгах;
  • иметь опыт работы на издательском рынке;
  • постоянно искать и налаживать контакты с перспективными молодыми авторами;
  • понимать, за какие проекты стоит браться;
  • четко представлять целевую аудиторию, ее вкусы, пожелания;
  • уметь доносить продукт до потребителя;
  • разбираться в законодательстве (издательство, авторское право, реклама) и т. д.

И хоть опытные предприниматели говорят о сложностях данного бизнеса, многочисленных минусах проекта, все же уровень вхождения не является слишком высоким. И если хотя бы одна из выданных вами книг станет бестселлером, то успех всего дела гарантирован.

Стоит отметить и тот факт, что многие издательства в нашей стране начинались не с попытки выгодно вложить инвестиции, а с возможности выпустить на рынок ту литературу, которой не хватает. К примеру, владельцы фирмы «Манн, Иванов и Фербер» начали свое дело за счет желания компенсировать недостаток на полках качественной специализированной полиграфической продукции в сфере бизнеса.

С чего начать?

Если вы желаете открыть свое издательство с нуля, нужно, прежде всего, составить план действий:

  1. Определиться с направлением выпускаемой литературы, узким сегментом. При этом вы сориентируетесь в том, на какую целевую аудиторию можно рассчитывать. Уточните предпочтения, пожелания и потребности читателей.
  2. Создать бренд, логотип компании, продумать, как назвать издательство, чтобы имя стало со временем узнаваемым.
  3. Найти источник финансирования для реализации проекта.
  4. Пройти процесс официального оформления фирмы в налоговой службе. Получение всех требуемых разрешений, заключение договоров.
  5. Нанять персонал для эффективной деятельности издательства.
  6. В современных реалиях уместно будет создать и собственный сайт, на котором указывается вся информация, способная заинтересовать как авторов, так и дистрибьюторов.
  7. Поиск перспективных писателей, заключение с ними договоров, получение права на перевод и пр.

Сам же процесс издания не связан с какими-либо техническими сложностями. Выпуск книги занимает не дольше 3-4 месяцев и проходит стандартные шаги полиграфической печати. Простота данного этапа – один из плюсов издательского бизнеса.

Выбор специализации

На сегодняшний день самый высокий спрос наблюдается на остросюжетную литературу, к которой относятся детективы и женские романы. Второе место занимают обучающие книги, пособия, методички. Еще одним популярным направлением стала детская тематика. Но новичкам не рекомендуют сразу браться за художественную литературу, так как этот сегмент рынка связан с высокими рисками и более крупными инвестициями.

Считается, что лучше начинать издательское дело с узких специализированных направлений, например, бизнес-литературы, кулинарии, выпуска календарей, книг по психологии или эзотерике.

Также выгодными и перспективными считаются такие сегменты:

  • Периодическая печать – газеты, журналы, которые получают прибыль не только от тиража, но и от размещаемой в них рекламы. Это направление сопряжено со своими сложностями. Здесь нужно уметь находить актуальную информацию и подавать ее в сжатые сроки. Помните и о том, что рекламодатели, за счет которых и процветает данный бизнес, предпочитают красивые глянцевые издания.
  • Электронные книги – сегодня набирают все больше популярности. Для начинающего предпринимателя они выгодны тем, что не требуют крупных капиталовложений и сотрудничества с . Реализация же продукции происходит с помощью интернета.
  • Создание мини-игр – одно из современных направлений. Здесь есть своя специфика. Над каждым проектом работает множество профессионалов – от авторов до программистов. Распространяется продукция в интернет-магазинах, через гаджеты, социальные сети, приложения, специализированные игровые порталы и пр.

Быть универсальным издательством, которое может позволить себе заниматься сразу разноплановыми проектами, изначально вряд ли получится. Таким преимуществом обладают лишь крупные компании, давно утвердившиеся на рынке. А вот конкурировать с подобными гигантами можно как раз счет выбора узкого специализированного направления, которое и создаст вам узнаваемое имя.

Какие нужны документы?

В зависимости от предполагаемых объемов печатной продукции следует выбрать один из доступных способов регистрации – ООО или ИП. При небольших стартовых вложениях можно ограничиться вторым вариантом, то есть стать индивидуальным предпринимателем. В данном случае подают минимальный пакет документов, а вести бухгалтерию намного проще.

Но у общества с ограниченной ответственностью есть больше шансов на расширение и дальнейшее развитие. Правда, тогда нужно создать устав компании, заложить уставный капитал в определенном размере, оплатить более высокую госпошлину. Система налогообложения в любом случае может быть упрощенной (УСНО), при которой государству выплачивают 6% от всех доходов издательства или же 15% от разницы между прибылью и расходами.

Обязательно укажите все коды ОКВЭД:

  1. 1 – издательская деятельность.
  2. 13 – выпуск журналов и газет.
  3. 40 – печать рекламной продукции.
  4. 15 – прочие разновидности полиграфии.

Офис и оборудование

Издательство может выглядеть по-разному. Менее затратный вариант – наличие простого помещения для нескольких работников со стандартным набором офисного оборудования и мебели. Здесь принимают клиентов, авторов, заключают договоры с дистрибьюторами и пр. Саму же техническую часть по печати книг отдают в типографию.

Второй вариант предполагает полный цикл издательства. Для этого нужно дополнительно закупить:

  • компьютеры для верстки и подготовки документов;
  • печатное оборудование;
  • специальные устройства для послепечатной обработки – аппараты для разрезания и подбора листов, создания брошюр, переплет и пр.

Поиск перспективных писателей

Основная сложность состоит в работе с авторами. Именно они могут сделать ваш бизнес успешным или провальным. Для начинающего предпринимателя этот пункт оказывается еще более сложным, так как рассчитывать на раскрученные имена не приходится, вы просто не сможете обеспечить им требуемые условия работы и высокие гонорары.

Единственный шанс – найти такого же новичка, но в писательской сфере. Успешные тандемы гарантируют длительное сотрудничество и прибыль для обеих сторон. Но нужно понимать, что прежде чем обнаружить ценную «изюминку» придется пересмотреть тысячи рукописей, которые были отвергнуты другими редакторами.

Существует такая статистика – на 2000 присылаемых в издательства текстов только 1-2 обладают ценностью. Многое же зависит от вкусов и предпочтений читателей. Если людям понравится книга, то вам обеспечен успех, если нет – это зря потраченные деньги на тираж.

Издательский бизнес также отличается еще одной специфической деталью. Вы не можете заключать договор с автором на будущие книги. Поэтому очень часто перспективных новичков перекупают или просто переманивают более крупные компании. Иногда это действительно выгодно, так как предложенная за автора сумма окажется выше, чем прибыль от годовой продажи его книг. Но вам придется опять заняться поиском нового писателя.

Персонал

Также издательству нужны люди, занимающиеся подготовкой, редактурой, вычиткой, печатью и другими этапами полиграфического дела. И хоть крупные фирмы имеют в штате более сотни человек, все же это необязательно. Обратите внимание на самые ключевые фигуры в данном бизнесе:

  1. Редактор – именно он сможет выделить успешную и перспективную рукопись среди остальных, подобрать удачную обложку и представить книгу читателям в самом выгодном свете.
  2. Менеджер по продажам – связывается с дистрибьюторами, книжными магазинами, задействует рекламные и маркетинговые каналы, чтобы предъявить книгу как можно большему числу читателей.
  3. Иногда требуются и другие люди – переводчики, дизайнеры, корректоры.

Если вы хорошо разбираетесь в издательском деле и внутренне «горите» данной идеей, то большую часть работы можете выполнять и самостоятельно. Тогда точно будете знать, что продукция выглядит именно так, как вы того желаете.

Риски

Недаром опытные издатели говорят о сложностях и проблемах в данном деле. Среди них самые ощутимые для новичка:

  • Непредсказуемость популярности того или иного проекта. Можно как угодно хорошо разбираться в литературе, модных тенденциях в данной сфере, предпочтениях читателей. Но если выпущенная книга по какой-то непонятной причине не понравится покупателям, то она останется лежать на полках в магазине.
  • Работа с авторами – сложность состоит не только в их поиске, но и в дальнейшем сотрудничестве. Здесь существует довольно широкий спектр форс-мажорных обстоятельств и человеческого поведения. Так, перспективный и успешный начинающий писатель может получить аванс, но не выдать книги, затянуть на несколько лет с ее написанием, начать экспериментировать в сомнительном направлении, перейти к другому издателю, если там ему предложат более интересные условия или высокий гонорар.
  • Также существует и сильнейшая зависимость от автора, если за счет кого-то одного издательство стало узнаваемым. Его успех и неудачи напрямую влияют на прибыль.

Реализация продукции

Еще одной сложностью в издательском деле является процесс дистрибуции, то есть распространение книг в массы. Большинство компаний, которые закупают и развозят по магазинам печатные издания, интересуются лишь популярными экземплярами, бестселлерами. Да и приобретать желают только большие оптовые партии. Сотрудничество с новичками и малым тиражом для них непривлекательно.

В таком случае лучшим выходом становится личная работа в данном направлении. То есть, вы как владелец бизнеса или же нанятый менеджер должны приложить все усилия по реализации выпущенной книги. Для этого существуют такие методы:

  1. Налаживайте контакты с ретейлерами.
  2. Распечатайте рекламную продукцию для популяризации книги.
  3. Сотрудничайте с книжными магазинами напрямую. Но ориентируйтесь не только на Москву или другие мегаполисы, но и на менее крупные города.
  4. Купите рекламное место перед заведением, в котором ваше печатное издание выставлено на продажу.
  5. Проследите за тем, как именно размещают на полках вашу продукцию.
  6. Используйте и другие рекламные площадки – глянцевые журналы, радио, телевидение, интернет и пр.

Чем больше будет задействовано каналов сбыта и рекламы, тем выше шансы на то, что люди заинтересуются именно вашей книгой. Хотя результат все равно будет зависеть от того, понравится она им или нет. А на этот фактор повлиять практически невозможно.

Где взять деньги?

Начинающий предприниматель сталкивается еще с одной проблемой – поиск нужной суммы для старта. Издательское дело отличается тем, что банки практически никогда не кредитуют такие проекты. Поэтому вам придется искать финансирование другими способами:

  • Иметь личные накопления.
  • Привлечение заинтересованных инвесторов – правда, они, как правило, вкладывают деньги в подобный бизнес лишь на основании собственных интересов, так как издательство является слишком рискованным делом.
  • Поиск совладельцев фирмы, тогда можно рассчитывать на то, что несколько человек смогут своими силами обеспечить требуемое финансирование проекта.

Также сегодня существует весьма выгодный для новичка способ сотрудничества. Начинающее издательство выкладывает свою идею более крупной компании. Та соглашается реализовать ее на практике, а прибыль владельцы делят поровну или согласно другим ставкам по составленному договору.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца .

Рентабельность проекта

Сумма вложенных средств существенно будет отличаться в зависимости от объемов выпускаемой продукции, выбранного направления и формата работы. Так, если вы доверяете всю техническую часть типографии или другим подрядчикам, тогда инвестиции окажутся минимальными.

При организации полного цикла выпуска полиграфической продукции придется закупить профессиональное оборудование, что существенно увеличит затратную часть. Но тогда и себестоимость каждого экземпляра окажется значительно ниже. По средним подсчетам, для старта в издательском деле достаточно иметь 650-700 тысяч рублей. Если же ориентироваться на выпуск электронных книг, то инвестиций потребуется намного меньше.

Доходы и рентабельность проекта также зависят от выбранного направления. Более перспективным считается издание глянцевых журналов, календарей, кроссвордов, игр и пр. На тираже периодической печати в 5000 экземпляров можно заработать около 80 000 рублей. Но просчитать заранее полученные доходы довольно сложно.

Видео: издательский бизнес.

В настоящее время ситуация в книгоиздательском бизнесе складывается довольно тревожная. Повсеместное распространение устройств, с помощью которых можно легко читать книги в различных электронных форматах, а также развитие сети Интернет, поставили под угрозу существование издательств, занимающих печатанием книжной продукции.

Стоит отметить, что столь мрачная обстановка складывается практически во всех странах. Ранее некоторые эксперты связывали снижение объемов продаж книжной продукции с кризисом 2008 года, однако, и в настоящее время спрос на некоторые виды бумажной литературы так и не восстановился. Не исключено, что немаловажную роль сыграл тот факт, что на протяжении двух десятков лет рынок книгопечатной продукции развивался крайне хаотично, в результате чего на складах магазинов начало скапливаться крайне много невостребованной литературы.

Несмотря на неясные перспективы, среди российских предпринимателей издательский бизнес очень популярен, что, в принципе, объясняется довольно низкой себестоимостью издания книги, колеблющейся в пределах 150-300 тыс. руб.

Проблема сбыта

Проблема сбыта книжной продукции состоит в специфичности ее потребления. Человек, как правило, читает больше или меньше только в зависимости от наличия на рынке качественного продукта. Таким образом, практически каждая книга с определенной долей вероятности может стать бестселлером. Помимо сложности определения потенциальной популярности книги, начинающему предпринимателю нужно учитывать, что в настоящее время происходит значительно снижение спроса на художественную литературу. Однако веяния прогресса не захватили такие сегменты в издательской сфере, как детская, профессиональная и подарочная литература. Родители по-прежнему стараются приобретать ребенку именно бумажные книги, так как они имеют привлекательный, яркий и позитивный дизайн. Подарочная литература изначально ориентирована на информационную составляющую и красивое оформление.

Авторы

Одной из самых сложных частей в организации собственного издательства является поиск авторов. Сложность, в частности, заключается в том, что состоявшиеся авторы уже работают в крупных издательствах, способных предложить им более выгодные условия, нежели начинающие издательства. Еще одним неприятным моментом является низкая вероятность того, что начинающий писатель сможет быстро завоевать популярность среди читателей, хотя, конечно, успешные примеры есть. Между тем, практически невозможно просчитать окажется ли автор читаемым.

Персонал

Начинающему издательству не стоит нанимать слишком большой штат сотрудников. В принципе, большую часть работы можно отдать подрядчикам, так как в этом случае не придется нести ежемесячные расходы на оплату труда не задействованных сотрудников. Однако на должности редакторов и менеджеров по продажам людей в любом случае придется нанимать. Дело в том, что функционирование любого издательства практически полностью держится на работе редакторов. Редактор книжного издательства должен чувствовать возможного читателя книги, он также должен следить за соответствием содержания книги и ее обложки.

Реализация

Полный цикл производства книги занимает около четырех месяцев, однако издание книги составляет только часть работы. Гораздо сложнее начинающему издательству продать книгу, ведь большинство компаний, занимающихся распространением книжной продукции, интересуют большие объемы, а также сотрудничество с уже состоявшимися издательствами. Поэтому наиболее оптимальным выходом представляется заниматься продвижением книги собственными силами, то есть заключать соглашения с ритейлерами и договариваться об информационной поддержке книг издательства.

Риски и перспектива

Основной риск для любого издательства представляют авторы, работающие с ним. Среди возможных проблем стоит выделить такие, как:

  • Зависимость издательства от одного автора;
  • Появление разногласий с авторами;
  • Конечность плодотворного периода любого автора;
  • Переманивание хороших авторов конкурентами.

Перспективность деятельности книжного издательства очень трудно просчитывается. По сути, продажи книги напрямую зависят от того, насколько она понравилась читателям, причем иногда известность автора не является залогом успешной реализации продукта. Также малоприятным моментом является отсутствие перспективы продажи готового бизнеса, так как, по сути, сам по себе он не представляет для инвестора сильного интереса, в отличие от авторов, на которых завязана работа издательства.

* В расчетах используются средние данные по России

Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ проводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Издательская деятельность (издательское дело) – отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании, издании и массовом распространении информации в печатной, музыкальной и других формах продукции. Исторически специализировалась на печатной продукции, однако с развитием технологий стала охватывать издание и распространение информации в электронном виде – на цифровых носителях, в информационных сетях и т.д.

В классическом понимании издательская деятельность включает в себя поиск авторов и рукописей, подготовку рукописи к началу печати (редактура, корректура, оформление), печать и распространение.

Издатель – организация, выступающее в качестве посредника между автором (обладателем авторских прав на произведение, текст и т.д.) и конечным потребителем. Издательства классифицируются на книжные, газетные, журнальные, музыкальные, онлайн и т.д.

При составлении аналитики, отрасль, как правило, разбивается на сегменты: книги, журналы, газеты, интернет-издания.

КЛАССИФИКАТОР ОКВЭД

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, издательское дело относится к разделу ОКВЭД 22.1 «Издательская деятельность», имеющему следующие подразделы:

    22.11 «Издание книг»

    22.11.1 «Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых»

    22.11.2 «Издание карт и атласов, в том числе для слепых»

    22.11.3 «Издание нот, в том числе для слепых»

    22.12 «Издание газет»

    22.13 «Издание журналов и периодических публикаций»

    22.14 «Издание звукозаписей»

    22.15 «Иные виды издательской деятельности»

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ

По данным Роскомнадзора, на начало 2016 года в России зарегистрировано более 8 тысяч средств массовой информации, из которых 65% приходится на печатные СМИ – газеты (28%) и журналы (37%). Далее идут онлайн СМИ – 11%, телевизионные – 10%, радио – 7%.

В целом, в отрасли наблюдается постоянные рост количества игроков. С 1990 года все основные средства массовой информации ежегодно увеличивали свое количество; единственное падение прироста пришлось для некоторых типов СМИ на 2004-2005 год.

Рисунок 1. Количество зарегистрированных СМИ по основным категориям в России в 1990-2015 гг., шт.


Несмотря на стабильный рост количества СМИ в категориях газеты и журналы, в общем, спрос на их продукцию в последние годы снижается. Особенно обострилась ситуация в 2015 году. Эксперты, в первую очередь, связывают это со снижением платежеспособности населения на фоне роста цен на печатную продукцию – произошло удорожание бумаги, типографской краски, типографских пластин и других материалов. Население, расходуя более 50% доходов на продукты питания, отказывается от товаров не первой необходимости, к которым, безусловно, относится и печатная пресса. При этом, за IV квартал 2015 года цены на нее выросли на 5%, а в январе 2016 произошел рост еще на 2% по сравнению с декабрем 2015 года. На некоторые периодические издание, однако, наблюдалось снижение розничных цен. В частности, снижение произошло по таким группам как ежедневная и деловая пресса, молодежные и рекламные издания, издания о здоровье, коллекционные и деловые журналы. Выросли в цене такие категории как журналы для мам, по рукоделию, кулинарии, научно-популярные журналы. На вторую половину 2016 года экспертами ожидается сдерживание роста цен за счет падения спроса – рост составит порядка 1-2%.

В связи с ростом цен на печатные СМИ происходит логичное смещение спроса в сторону онлайн-СМИ с бесплатным доступом. Прогнозируется снижение емкости рынка как в денежном, так и в натуральном выражении (Рис. 2).

Рисунок 2. Прогноз развития отрасли печатных СМИ России на 2016 год, млн. руб. и млрд. экз.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2015 году объем печатных СМИ, распространяемых в розницу, снизился на 15% в натуральном выражении, а распространяемых по подписке – на 16%. Рынок рекламы в печатных СМИ упал на 29%, что привело к значительному снижению прибыли издательств.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На снижение инвестиционной привлекательности издательского бизнеса в России повлияли также законодательные ограничения. Первым из них является запрет на рекламу в печатных СМИ отдельных видов товаров, что существенно снизило количество потенциальных рекламодателей. Оценочно, запрет на рекламу табака и алкоголя снизил доходы издательств на 15-20%. Второе – это Федеральный закон от 14.10.2014 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»», установивший предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ в 20%. Вследствие этого, многие международные издательские дома были вынуждены снизить деловую активность и закрыть ряд успешных изданий.

На снижение тиражей повлияло также снижение количества торговых точек. Продажи большинства изданий через филиалы Почты России не показали сколько-нибудь серьезного эффекта.

Рисунок 3. Динамика объемов рынка распространения печатной прессы в России, 2005-2018 гг. (прогноз), млрд. экз. (по данным АРПП, Почта России, экспертные оценки)

Основным трендом последних лет в печатных СМИ считается создание электронных версий своих изданий. Это позволяет создать симбиоз, направленный на расширение аудитории и привлечение рекламодателей, доля прибыли от которых составляет в среднем 48%; 51% - доходы от розничной продажи изданий, 1% - от подписки на электронные издания.

Некоторые издательства полностью отказываются от печати и реорганизуются в интернет-издания, что позволяет во много раз сократить расходы. По данным TNS Россия, ежегодно до 5% аудитории печатных СМИ перемещается в онлайн; интернет-изданиям проще привлечь внимание к себе за счет создания более современных и удобных сайтов, разработки мобильных приложений и т.д.

В электронных изданиях эксперты видят очень большой потенциал. По темпам развития инновационных форм интернет-СМИ Россия очень сильно отстает от западных стран, где даже на классические онлайн-версию издания приходится в 3-4 раза больше аудитории, чем на его печатную версию. При этом, в Европе печатная пресса имеет льготы по НДС и ряд других преференций.

Большую роль играет и вопрос доверия населения к источникам информации. Согласно данным Synovate Comcon, наибольшим доверием пользуются именно интернет-издания, далее – примерно на одном уровне находятся телевидение и газеты; наименьшее доверие у населения вызывает радио.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако, есть и противоположное мнение. Согласно статистике, интернет-пользователи тратят не более 1% времени на чтение новостей, формируя иную аудиторию, чем у печатных изданий. Кроме того, классическая газета способствует «погружению» в информация, заставляя читателя игнорировать внешние раздражители, чего очень сложно добиться в интернете.

Объем государственной поддержки печатных СМИ в России достаточно велик, однако средства расходуются на покрытие дефицита оборотных средств и прочие текущие нужды, а не на развитие бизнеса, внедрение инноваций и т.д. В частности, на поддержку печатных СМИ в 2015 году в региональных бюджетах было совокупно заложено 36,2 млрд. руб.

В то же время, Россия на сегодняшний день является единственной из развитых стран, где отсутствует государственная поддержка подписки на газеты и журналы. Доля подписных тиражей в общем объеме в 2015 году составила 33%. Такой низкий уровень, по мнению экспертов, обусловлен тем, что цены на подписку превышают барьер психологической приемлемости.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, для печатных СМИ может стать только полная реорганизация бизнес-процессов, формирование лояльной аудитории с понятными для рекламодателей характеристиками.

Рисунок 4. Распределение аудитории газет по платформам, 2015 г. (по данным Association of Audited Media)


На рынке книжных изданий ситуация несколько лучше, однако, по различным данным, присутствует либо незначительный прирост, либо незначительное падение спроса. В денежном выражении рынок однозначно вырос за счет роста цен на книги, который повлекло за собой удорожание бумаги и полиграфических материалов. Таким образом, в 2015 году было продано книг на общую сумму 51,8 млрд. руб., что на 2,1% больше, чем в 2014 году. Однако, в натуральном выражении объем продаж снизился на 10,3% (в 2014 г. – на 13,1%). Средняя цена при этом выросла на 13,6%. Рост цен обусловлен не только повышением стоимости расходных материалов, но также и подорожанием прав на перевод и издание иностранной литературы. По мнению экспертов, в 2016 году следует ожидать дальнейшего роста цен – не менее чем на 10-20%.

Рисунок 5. Совокупный тираж книг и брошюр в 2008-2015 гг., млн. экз.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Важной тенденцией рынка книжной продукции является постоянный рост числа переизданий книг – в период с 2008 по 2015 год количество переизданий увеличилось с 26,2% до 37,3%. Доля переводных изданий остается стабильной в течение всего рассматриваемого периода – на уровне 10%. При этом, основная доля переводной литературы приходится на произведения детской и художественной литературы. Лидируют книги и брошюры, переведенные с английского языка.

Совокупный тираж по основным видам книг с 2008 по 2015 год стабильно снижается. При этом количество издаваемых наименований остается примерно на одном уровне. На сегодняшний день издательская система в России характеризуется преобладанием небольших издательских организаций, выпускающих в среднем одну книгу (наименование) в год. На такие организации приходится около трети всего количества издательств. Только у 8,5% издательств общий тираж превышает 500 тыс. экземпляров в год.

Рисунок 6. Динамика выпуска отдельных видов книг в 2008-2015 гг., млн. экз.

Рисунок 7. Соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции в 2015 г. (внешнее кольцо – в общем тираже, внутреннее – по количеству наименований)


АНАЛИЗ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.

Рисунок 8. Динамика основных финансовых показателей отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Рисунок 9. Динамика основных финансовых коэффициентов отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Как видно из приведенных диаграмм, основные финансовые показатели и коэффициенты демонстрируют определенную стабильность. Выручка растет на фоне роста себестоимости и розничных цен на издательскую продукцию. При этом растет и прибыль отрасли. Валовая рентабельность и рентабельность продаж в течение всего рассматриваемого периода остаются практически на одном уровне. В некоторой степени изменяется структура займов в пассивах организаций – снижается доля долгосрочных, повышается доля краткосрочных займов. Это может быть связано с удорожанием банковских кредитов в последние годы.

Рисунок 10. Отгружено товаров собственного производство в 2007-2015 гг., тыс. руб.


Рисунок 11. Доли регионов в совокупном объеме выручки в 2015 г.


Ожидаемо основную долю в совокупной выручке имеет Центральный ФО, поскольку здесь расположены крупнейшие издательства и штаб-квартиры федеральных средств массовой информации. Доля остальных регионов обеспечивается в первую очередь за счет региональных СМИ; в значительно меньшей степени – за счет книжных издательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что все сегменты издательского бизнеса сегодня подвержены влиянию ряда негативных факторов таких как рост цен на расходные материалы, снижение спроса на печатную продукцию и смещение его в сторону интернет-изданий СМИ и электронных версий книг. Сказывается также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли.

В отношении печатной продукции, как книжной, так и периодических изданий, прогноз однозначно негативный. При незначительном росте цен объем потребления будет существенно снижаться. Роста можно ожидать только в сегменте интернет-изданий.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

49 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22006 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Консультирование с метафорическими картами (МАК) - услуга, которая все чаще предлагается психологами, тренерами и специалистами смежных отраслей. Какие форматы практик с МАК существуют, каковы...

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что строительная отрасль в настоящий момент находится на завершающем этапе роста последних лет, за которым последует длительный спад. Длительност...

На сегодняшний день сельское хозяйство в России является одним из наиболее перспективных объектов инвестирования. Инфраструктура сельского хозяйства – производство кормов, премиксов, удобрений – также...

По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2017 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2016 году.

Несмотря на ряд трудностей, связанных с общей сложной экономической ситуацией в стране, а также с несовершенством законодательства и недостаточном уровне государственной поддержки, отрасль демонстриру...