Фильм матильда почему хотят. Экстремизм или сказка? О чем на самом деле скандальный фильм "Матильда"

Режиссера Алексея Учителя – безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» - грех? Как фильм с претензией на историческую драму стал причиной скандала и заполучил репутацию чуть ли не экстремистского?

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской . Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых , против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом. Во-вторых , Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите? В-третьих , основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская – прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все – сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».


В своих интервью СМИ Поклонская уже не раз высказывалась о том, почему хочет запретить этот фильм. Депутат Госдумы назвала его экстремистским, порочащим честь «нашего государя» . Вот одна из последних цитат о фильме:

«Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером пропагандирующим сатанизм, - экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц» - приводит Regnum слова Поклонской.

Чем ближе премьера фильма, тем больше накаляется атмосфера вокруг него. Напомним более ранние сообщения о массовых молебнах в храмах России – с целью обращения ко Всевышнему, дабы он посодействовал в запрете «Матильды» . До поры до времени РПЦ не использовала агрессивные методы давления на власть, ограничиваясь молитвами о запрете, публичными высказываниями и тому подобным. Теперь крайние меры используют псевдо-активисты, прикрываясь Церковью.

Уже доподлинно неизвестно, кто кого спровоцировал на травлю фильма Алексея Учителя – Поклонская церковь, или церковь Поклонскую, но скандал вокруг «Матильды» стал причиной опасных спекуляций на эту тему. Так, накануне уже был задержан «православный активист» - Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство» . Задержан он был за угрозы кинотеатрам в поджоге – если те покажут «Матильду», сообщает «КП» .

«За Матильду гореть» - именно такие листовки были разбросаны у входа в офис адвоката режиссера Алексея Учителя, которые были обнаружены после поджога автомобиля. Как сообщают «Вести» , инцидент произошел 11 сентября, по факту поджога было возбуждено уголовное дело. Сейчас подозреваемые – их трое, включая Калинина – задержаны.

Нельзя сказать, что угрозы не действуют. «От греха» ли, или в целях сохранения репутации - кто знает, но первые отказы от «Матильды» уже прогремели. Сообщается, что от проката фильма уже отказались две крупные кинопроркатные сети – «Формула кино» и «Синема-парк» .

К слову, основной противник фильма – Наталья Поклонская, уже прокомментировала ситуацию с поджогами и угрозами:

«Абсолютно правовая ситуация с фильмом Матильда кем-то используется в целях, не имеющих никакого отношения к защите нашей истории и Вере. Проявление экстремизма в данном вопросе это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих» - заявила Поклонская.

Конечно, это не выход – бороться с «экстремистским фильмом» экстремистскими методами. С этим согласен и Владимир Мединский.

А что же Минкульт? Многих если не возмущала, то, по крайней мере, удивляла отстраненность Минкульта от скандала с «Матильдой». После последних абсурдных событий с поджогами о фильме все-таки высказался глава Минкульта Владимир Мединский, заявив, что Министерство культуры больше не может держаться в стороне:

«Меня часто попрекают в излишнем консерватизме. И вот как консерватор хочу сказать: подобные самозваные «активисты» дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь» - цитирует «КП» слова Мединского – «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более, не готов разгадывать мотивации разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными»

Стоит отметить, что сам Мединский посмотрел картину и отметил, что в «Матильде» нет ничего оскорбительного для памяти Николая II.

Поклонская же, видимо, сдаваться не намерена, утверждая, что Учитель будет отвечать в суде перед потомками дома Романовых.

Как оценили фильм неравнодушные зрители? До премьеры фильма остался месяц, однако, уже были проведены первые показы – во Владивостоке. 20 сентября ожидается показ «Матильды» в Новосибирске, также раньше премьеры увидят кино жители Астрахани.

История с "Матильдой" не мировоззренческая (религиозная), а политическая . Большинству верующих ни фильм, ни его показ не мешают. Или мешают не больше, чем девушки в мини или секс-шопы, например. Максимум, они на фильм просто не пойдут. А "протестуют" политизированные фрики и "православные" боевики - при поддержке влиятельных кругов в Кремле и РПЦ. Не будь "Матильды", нашли бы чем еще "оскорбиться", что громить и запрещать.

Крестный ход в Питере - традиционный (в память кого-то там). И большинство участников пришли не из-за "Матильды". Но организаторы (читай представители РПЦ и местных властей) либо сами поставили в первых рядах фриков с лозунгами против "Матильды" (каких-то "казаков"; "питерские казаки" - это уже само по себе непристойный балаган), либо не решились убрать их оттуда, обратившись к полиции. В итоге - ложная картинка массы верующих, которые, якобы, все против "Матильды".

Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. ...

Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения – это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь – борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех .

Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. ... И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.

Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.

В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях – это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии .

Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы – слишком мелко. ... Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое – когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.

Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.

В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше не похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу . Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами – потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.

Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже не важно, кто их положил, важно, что их не убирают.

Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.

Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с уважением к Сталину и Дзержинскому.

в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне. Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России .

Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская – беспокойная, но в целом своя, а ее критики – хоть и более уравновешенные – чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим .

Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.

В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.

(Отдельные места в цитатах выделены мной).

». Почему, казалось бы, рядовой фильм вызвал такие ожесточенные дискуссии? TUT.BY сформулировал шесть наивных вопросов о картине и попробовал ответить на них.

Кадр из фильма «Матильда»

Кто такая Матильда?

Прежде всего Матильда Кшесинская (1872−1971) известна как возлюбленная будущего императора Николая II. Их отношения продолжались около двух лет (1892−1894) и прекратились после помолвки наследника престола с Алиссой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной). Но Кшесинская известна еще и как талантливая балерина, звезда русского балета начала ХХ века, которая танцевала в труппе Мариинского театра в 1890—1917 годах. В 1911 году она участвовала в знаменитых «Русских сезонах» в Лондоне. Кшесинская известна тем, что прервала гегемонию на русской сцене талантливых иностранок (прежде всего итальянок) и открыла путь к славе многим русским звездам (в том числе и Анне Павловой). После революции Кшесинская эмигрировала, жила в Париже и скончалась, всего немного не дожив до своего столетнего юбилея.

Что за скандал с «Матильдой» происходит в России?

В конце 2016 года появился официальный трейлер фильма, в который были включены несколько любовно-эротических сцен. После этого против показа картины выступила депутат Государственной Думы России Наталья Поклонская, которая после вхождения Крыма в состав России стала полуострова и даже героем онлайн-игр.

Поклонская собрала около 100 тысяч подписей против фильма и направила в российские МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих и осквернения православных святынь сюжетной линией фильма». С того времени в некоторых городах России проходят молитвенные стояния «За веру! За народ и царя!», направленные против выхода фильма. В различных российских городах произошла серия поджогов, которые связывают с выходом фильма. Так, в Петербурге неизвестные бутылки с зажигательной смесью в здание студии «Лендок» режиссера Алексея Учителя. В сентябре 2017 года стало известно, что объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа картины по соображениям безопасности. Кроме того, от показа картины уже отказались в некоторых регионах России (в том числе, в Ингушетии).

В чем наблюдается «оскорбление религиозных чувств»?

Большинство критиков картины еще не видели ее, поскольку фильм не выходил в широкий прокат. Претензии вызывает якобы фривольный показ жизни Николая II, не совместимый с его статусом в глазах православной церкви.

Еще в 2000 году РПЦ причислила Николая II и членов его семьи к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Уточним два важных момента. Собор в данном контексте — это церковный праздник в честь святых РПЦ, которые приняли мученическую смерть за Христа или подверглись репрессиям после революции 1917 года. Николай и члены его семьи являются не «святыми» (в классическом понимании этого слова), а «страстотерпцами» — христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа. Речь, безусловно, идет о расстреле Романовых в 1918 году. Действие картины происходит задолго до этих событий.

Какова позиция православной церкви?


Кадр со съемочной площадки фильма «Матильда»

Российская православная церковь (напомним, что БПЦ подчиняется ей) однозначно не выступила против показа картины. В настоящее время не известно ни одного подобного категоричного заявления. Тем не менее отдельные высокопоставленные иерархи позволили себе высказаться против картины. Так, митрополит Сургутский Павел благословил сбор подписей о запрете производства и проката фильма. Теперь митрополит Павел прихожан не ходить на фильм «Матильда». Уточним, что оба иерарха еще не видели фильма. Как признается Павел, он просмотрел несколько видеороликов, после которых у него сложилось «очень неприятное впечатление о фильме».

Роман с Кшесинской действительно дискредитирует Николая II?

Если называть вещи своими именами, то нет. Романы на стороне были едва ли не у всех российских императоров и императриц. У Екатерины II сменилось едва ли не с десяток фаворитов. Но показ сериалов «Екатерина», «Великая» и «Екатерина. Взлет», которые шли в прайм-тайм в эфире крупнейших российских каналов, не вызвал никакого общественного возмущения. Хотя там личной жизни Екатерины II уделялось не меньшее внимание, чем государственной политике. Император Александр II после смерти законной жены и вовсе сочетался с возлюбленной морганатическим браком.

Пожалуй, лишь два правителя России — Николай II и его отец Александр III могли похвастаться безусловной верностью в браке и позволяли себе романы до него. Правда, судя по описанию фильма, любовные отношения между Николаем и Матильдой продолжались и во время брака будущего императора, образуя «любовный треугольник». То есть тут наблюдается отход от исторической правды. Но все же сложно давать какие-то категоричные оценки, не смотря фильм.

Покажут ли фильм в Беларуси?

Из-за скандала с «Матильдой» компания — правообладатель фильма в Беларуси «Гельварс Синема» инициировала просмотр ленты комиссией Минкульта Беларуси, чтобы получить досрочный ответ о возможности выхода фильма в широкий прокат. В комиссию вошли первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, недавно назначенный начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Александр Рыдван, представители Минского и областных киновидеопрокатов, директора кинотеатров, руководители отделов лицензирования белорусских телеканалов, представитель церковного духовенства.

Решение о прокате фильма было единогласным.

— Картина богатая, добротная и очень красивая. В ней есть художественный вымысел, но крамолы нет, — так прокомментировали члены комиссии Минкульта свое решение.

Поэтому премьера «Матильды» должна состояться в конце октября согласно расписанию белорусских кинотеатров.


Фильм.
В картине Алексея Учителя Матильда, которую сыграла польская актриса Михалина Ольшанская, - блестящая красавица. На экране вокруг прекрасной польки бушуют такие страсти, что по-другому быть не может. «Более пятидесяти актрис пробовались на роль Кшесинской, поиск был мучительным, - признается режиссер. - Когда на съемочную площадку приехала Михалина, я понял, что нашел Матильду и, опасаясь потерять ее, в тот же день без кинопроб подписал контракт». Кстати, Матильду должна была сыграть Кира Найтли, но актриса забеременела, и пришлось искать ей замену. Михалина не танцовщица, она киноактриса, скрипачка и певица, но фигура и стать при росте 1 м 65 см у девушки балетные.

Кшесинской не было 18, когда в марте 1890 года она познакомилась с цесаревичем во время торжественного обеда в честь выпускниц Петербургского балетного училища. Михалине 25, выглядит она старше своих лет, и это уместно: фильм не о романической влюбленности, а о страсти.



Император Николай II и императрица Александра Федоровна (Аликс). Фото: Global Look Press

Матильда, или Маля, как ее называли близкие, у Ольшанской получилась волевой и своенравной. На пути к цели - завладеть цесаревичем и заставить его отказаться ради нее от престола - она сметает все и всех. Останавливают героиню только судьба и рок. Прототип же, Матильда Кшесинская, и не мечтала о том, чтобы стать женой цасаревича. Когда балерина уходила от родителей жить в дом на Английском проспекте Петербурга, купленный для нее Николаем, она знала, что может быть только любовницей, и мирилась с этим. Но Матильду действительно отличал характер. Более десяти лет она, пользуясь поддержкой всесильных поклонников, безраздельно царила на сцене Мариинского театра. Великие балерины того времени - Тамара Карсавина и Анна Павлова, танцевавшие в одно время с Матильдой, имели статус первых балерин, но прима была одна - Кшесинская.


История.
Одного взгляда на портрет звезды императорского балета достаточно, чтобы отметить: Кшесинская не была красавицей. Крупный нос, широкие брови… Лицо лишено гармонии, но обратите внимание на выражение умных темных глаз. Перед нами явно незаурядная женщина. В рецензиях петербургской прессы на балеты с участием «примы-балерины абсолюта» (так называли Матильду) много сказано о ее «физическом обаянии», однако комплименты в адрес внешности звучали сдержанно: «симпатичная артистка… симпатичная балерина», но никогда - «красавица».


Прима-балерина Матильда Кшесинская (1903). Фото: Global Look Press

Стройную, грациозную, маленькую Кшесинскую (рост балерины 1 м 53 см) хвалили за то, что в ней «много жизни, огня и веселости». Возможно, в этих словах кроется тайна магического очарования Матильды Феликсовны, которая сама о себе говорила: «От природы я была кокеткой». Она любила и умела жить, радоваться роскоши, земным благам и окружать себя первыми мужчинами государства, во власти которых дать все, что она пожелает. В Кшесинскую были влюблены наследник российского престола цесаревич Николай, великий князь Сергей Михайлович, двоюродный брат Николая Андрей Владимирович, которому Матильда родила сына Владимира. За Андрея Владимировича Матильда долго мечтала выйти замуж, но лишь в 1921 году, в эмиграции, в Каннах, смогла обвенчаться с одиним из Романовых и сменить статус любовницы на титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Цесаревич Николай


Фильм.
Цесаревича в фильме играет 41-летний немецкий актер и театральный режиссер Ларс Айдингер, посвятивший работе над ролью почти два года. На контрасте с укрепившейся за Николаем славой слабого царя, Айдингер играет почти шекспировского героя, человека сильных страстей, способного ради любви на бунт. Он страдающий, стремильный и резкий в движениях. Внешне экранный герой тоже мало напомниет исторического персонажа в юные годы. Айдингер высокий (рост 1 м 90 см), крупный, зрелый. Возраста добавляет и окладистая борода. Перед нами не слабый нерешительный цесаревич, а личность. Будь Николай таким героем, каким его сыграл Айдингер, кто знает, как бы сложились судьбы династии и страны. Роль Николая была обещана Даниле Козловскому, но когда решение изменилось, актеру предложили сыграть графа Воронцова, персонажа, которого в реальности не существовало.



Ларс Айдингер в роли Николая. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»


Юный цесаревич Николай (1890). Фото: Global Look Press

История. Рыжеватый, худой, стройный, невысокого роста, короткая стрижка ежиком и спокойные серо-зеленые глаза - таким увидела цесаревича Матильда. На момент встречи с Кшесинской 22-летний будущий император носил небольшие щегольские усики, борода появилась позже. Современники утверждают, что жесты и движения Николая были очень размеренны, даже медленны. «По натуре он был добрый, простой в обращении. Все всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одной из поразительных черт его характера было уметь владеть собою и скрывать свои внутренние переживания, - пишет о Николае Кшесинская в книге «Воспоминания». - Для меня было ясно, что у наследника не было чего-то такого, что нужно, чтобы царствовать… Чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не предназначен ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будеть играть».

Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская


Фильм.
Экранную Алису иначе как рыжая бестия не назовешь. Немецкая театральная актриса Луиза Вольфрам, похожая на Тильду Суинтон, создала гротескный образ. Жалкая, долговязая, нескладная, она пытается соблазнить Николая танцуя и запутывается в юбках, вызывая у зрителей смех. Алиса - полная противоположность блистательной Матильде. Невеста цесаревича неудачно интригует против балерины, устраивает спиритические сеансы, колдует на крови и носит зеленые платья в жутких розочках. Императрица и мать Николая Мария Федоровна то и дело упрекает будущую невестку в безвкусии и явно ее недолюбливает, как и все окружение цесаревича.



Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам, сыгравшая Аликс. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»


История.
Как только в апреле 1894 года принцесса стала невестой наследника, он признался ей в увлечении Кшесинской и прекратил связь с балериной. В ответ получил от Аликс короткое письмо: «Что было, то было, и никогда не возвратится… Я люблю тебя еще сильнее после того, как ты рассказал мне эту историю». По версии авторов фильма, Алисе пришлось добиваться свадьбы с цесаревичем, но на деле все было иначе. Принцесса несколько раз отказывала наследнику, не желая изменять лютеранской вере, но затем поддалась уговорам. Как отмечали современники, Алиса отличалась безупречным вкусом, была высокой и стройной. «Густые волосы тяжелой короной лежали на голове, украшая ее, но большие темно-синие глаза под длинными ресницами смотрели холодно…»

Вся правда о любви

«Послушайте, как будет: это вы, а не я будете ревновать, мучиться, искать встречи и никого не сможете полюбить так, как меня…» - говорит в фильме Матильда наследнику. В действительности Матильда была заинтересована в отношениях больше, чем Николай, любила и страдала в разлуке сильнее, чем он. В июне 1893 года, когда в очередной раз не решился вопрос о помолвке наследника с принцессой Алисой, Кшесинская сняла дачу неподалеку от Красного Села, где стоял полк наследника. Но за все лето он приехал к Матильде всего два раза. В дневниках цесаревича есть записи о том, что сердце и голова его в тот период были заняты только принцессой. «После помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и мы условились встретиться на Волконском шоссе. Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря. Наедине состоялась одна единственная встреча… Что я испытывала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою», - признавалась Матильда.


Кадр из фильма. Фото: PR-агентство «Sarafan PR»

«Маля мне нравится, Аликс я люблю», - записал цесаревич в своем дневнике, и в этой фразе вся правда о любовном треугольнике - Николае, Алисе (или Аликс) и Матильде. А вот строки из дневника царицы, которые она записала в первую брачную ночь: «Мы принадлежим друг другу навеки… Ключ от моего сердца, в котором ты заключен, утерян, и теперь тебе никогда не вырваться оттуда».

Уже больше года не утихают жаркие дискуссии вокруг исторической мелодрамы «Матильда», в которой рассказывается история любви наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. В преддверии премьеры картины, которая запланирована на 26 октября этого года, вновь активизировались общественные и религиозные деятели с требование запретить ее..

Должно быть, ни один из отечественных фильмов в последнее десятилетие не подвергался такой ярой критике со стороны общественности, как «Матильда». В исторической драме режиссера Алексея Учителя идет речь о первой любви цесаревича Николая Александровича. В юности, еще до брака с немецкой принцессой Александрой Федоровной, будущий император увлекся балериной Матильдой Кшесинской. По мнению ряда историков, этот роман прекратился еще в 1894 году, и с тех пор Николай II не поддерживал никаких связей с танцовщицей. И хотя картина еще не вышла на большие экраны страны, многие решили, что в ней грубо искажены исторические факты и последний российский император выставлен не в лучшем свете. Между тем создатели проекта и не претендуют на стопроцентную историческую достоверность.

Как разгорался скандал

Алексей Учитель задумал снять историческую драму о личной жизни императора Николая II еще в 2010 году. Изначально на роль Матильды рассматривалась британская актриса Кира Найтли - ей очень понравился сценарий, и она с радостью согласилась. Однако во время подготовки к съемкам Найтли забеременела и выбыла из проекта. Долгое время ей не могли найти замену и, в конце концов, утвердили начинающую польскую актрису Михалину Ольшанскую. На роль правителя Российской империи изначально претендовал Данила Козловский, но вместо него цесаревича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер. Впрочем, Козловский остался в проекте - ему просто достался другой персонаж. Помимо этого, в картине снялись Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Григорий Добрыгин.

Съемки фильма стартовали в 2014 году в разных исторических локациях. Тогда на этот проект почти никто не обратил внимания и, естественно, ни о каких общественных волнениях и речи быть не могло. Однако чем дальше продвигалась работа над лентой, тем больше негодования вызывала.

По-настоящему всполошил общественность выход первого трейлера к «Матильде» в 2016 году. Увидев не связанные между собой отрывки, многие поспешили сделать выводы о том, что Николай II выставлен в нем как ветреный человек, придерживающийся нестрогих моральных принципов. В Русской православной церкви, например, предстоявшую картину о любовных похождениях императора сразу назвали «клеветой».

Особенно же видеоролик с содержанием любовно-эротических сцен разочаровал общественное движение «Царский крест», в котором заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». За поддержкой они обратились к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, чтобы она инициировала проверку фильма «Матильда».

Поклонская, в свою очередь, приложила немало усилий для того, чтобы Генпрокуратура РФ взялась за это дело. Более того, она попыталась добиться запрета показа фильма. По мнению политического деятеля, «Матильда» оскорбляет чувства верующих, поскольку Николай II официально причислен Русской православной церковью к лику святых. Такую позицию поддержали многие россияне, которые в том же 2016-м создали на сайте Change.org петицию, обращенную к патриарху Кириллу и министерству культуры.

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем», - говорится в прошении, которое подписали почти 25 тысяч человек.

Режиссер картины Алексей Учитель в открытую полемику с недовольными общественными и религиозными деятелями не вступал и попросил дождаться ее выхода на большие экраны, чтобы делать соответствующие выводы. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - высказался Учитель в апреле этого года в интервью агентству РИА Новости.

Однако Наталья Поклонская решила идти до конца и нашла очередные зацепки, которые помогли бы ей официально добиться запрета на показ «Матильды». Депутат заявила о том, что в ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Учителя. А позже она сообщила о том, что намерена представлять в суде интересы семьи Романовых, члены которой также скептически отнеслись к исторической драме.

Кто заступился за Учителя и «Матильду», а кто поддерживает нейтралитет

В столь непростой ситуации многие коллеги режиссера поддержали его. В защиту члены Киносоюза опубликовали открытое письмо, в котором выступили против цензуры в индустрии в связи с давлением на Учителя.

«Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой», - говорится в послании.

Кроме того, председатель комитета Государственной думы по культуре, режиссер Станислав Говорухин, раскритиковал идею о проверке фильма. Он заявил, что такие инициативы нужно «прерывать на корню», поскольку невозможно проверить то, чего еще по факту нет. Говорухин отметил, что не понимает, почему людей возмущают реальные факты из биографии исторического лица.

К дискуссиям даже присоединились представители исполнительной власти. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил не делать поспешных выводов до премьеры фильма. А премьер-министр Дмитрий Медведев предостерег граждан против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры.

О ситуации высказался и министр культуры РФ Владимир Мединский. «В законе не оговариваются нарушения, которые бы могли оправдать запрет фильма. Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - сообщил политик в интервью французскому изданию Figaro.

До премьеры самой обсуждаемой картины этой осени остался месяц. Однако многие общественные деятели не теряют надежды, что фильм все-таки запретят в последний момент. Из-за поднявшейся волны негатива несколько сетей кинотеатров уже отказались от показа «Матильды» по соображениям безопасности. Так, недавно экстремисты подожгли автомобили возле офиса адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя. Возле искореженных машин были разбросаны листовки с лозунгом «За Матильду гореть».