И сердце вновь горит. На холмах Грузии лежит ночная мгла… (Пушкин)

Сочинения по литературе: И сердце вновь горит и любит - от того, что не любить оно не может

В лирике А. С. Пушкина с необыкновенной яркостью и силой выразились все глубокие и разнообразные чувства. Для Пушкина любовь - одно из самых сильных чувств, самое естественное проявление человеческих отношений. Она овладевает всем людским существом и приводит в движение все его внутренние струны.

Одним из важных событий, оставивших неизгладимый след в душе поэта, стала его встреча с А. П. Керн. Женщина очаровала Пушкина, и под влиянием этой встречи он написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье». В произведении выражен искренний восторг женской красотой. Однако образ пушкинской героини представляется настолько обобщенным, что нетрудно представить себе на ее месте любую прекрасную женщину. Поэт стремился нарисовать совершенный идеал женской красоты, наделяя свою героиню небесными чертами. В первых строчках мы узнаем о встрече поэта с Керн, которая явилась перед ним,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Затем мы видим самого молодого Пушкина в светском Петербурге:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты...

Однако после этой незабываемой встречи произошло немало событий в судьбе поэта. Нам открываются его романтические мечты, которые с годами проходят, сменяются другими стремлениями и заботами:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

И затем ему снова является та, которая возвратила его к жизни. Таким образом, произведение становится не только любовным лирическим посланием, но и краткой поэтической биографией самого поэта. Личные чувства у Пушкина неразрывно связаны с творческим подъемом, с приливом свежих сил и энергии. Красота женщины очаровала поэта, в нем снова проснулась жизнь. А любовь - это то высокое чувство, которое вызвало в нем вдохновение, пробудило жажду творчества:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Автор использует в нем простые, привычные выражения:

Мне грустно и легко; печаль моя светла...

Унынья моего ничто не мучит, не тревожит...

Однако они соединяются в удивительный, прекрасный образ светлой и тихой печали. Это чувство уже не похоже на то, которое мы наблюдали в предыдущем стихотворении. Поэт взволнован способностью своего сердца гореть и любить. И эта любовь существует как бы независимо от него самого. Виновато сердце, потому «что не любить оно не может». Здесь перед нами предстает чистое чувство, свойственное любому человеку, но автор мастерски избавляет его от всего постороннего, в нескольких строчках удивительно преображая и превознося. Не случайно эта вечная тема, так просто и вместе с тем глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. К произведению поэта не раз обращались композиторы.

Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении «Я вас любил...» Здесь мы также наблюдаем просветление души поэта. Однако это уже не умиротворенное упоение любовью. Здесь ощущается тревога. Пушкина еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу. Перед нами проходит все многообразие его чувств, все смены настроений его страдающей души. Он все время обращается к любимой, но не любящей его:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренне, так нежно...

Однако, несмотря на силу своей любви, - а может быть, именно потому, что она так сильна, глубока, искренна, - он не смеет беспокоить дорогую ему женщину. Он сознательно побеждает свою страсть, так как покой любимой для него важнее собственной безответной любви:

Я не хочу печалить вас ничем.

И в этом стихотворении, как в других творениях поэта, поражает благородство чувств, окрашенных тонкой и светлой грустью, тепло и непосредственность, но вместе с тем яркость их выражения, чарующая мелодичность.

Таким образом, интимная лирика поэта несет много общих черт. Мы видим, насколько глубоко и преданно способен любить автор, как готов жертвовать собой ради любимой, как сама любовь наполняет светом и смыслом всю его жизнь, вдохновляет на создание великих шедевров, заставляет жить и творить с удвоенной силой и страстью. В этих стихотворениях отразилась вся пылкая и нежная душа Пушкина, все пережитое и перечувствованное им. Именно поэтому его любовные стихотворения всегда волновали и будут волновать многие поколения, раскрывать им их собственные сердца, учить настоящей, искренней, глубокой и возвышенной любви.

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

«На холмах Грузии» одно из немногих стихотворений о любви Пушкина к будующей жене, красавице Наталье Гончаровой. Поэт встретил Наталью Гончарову в Москве в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 года, понимая, что может получить отказ, Пушкин просил руки Натальи у её родителей через Фёдора Толстого-Американца. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: Наталья Ивановна считала, что 16-летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было. Получив весьма неопределенный ответ, Пушкин решил отправиться в действующую армию на Кавказ.

Друзья Пушкина, не желая подвергать жизнь поэта опасности, все же уговорили Пушкина погостить несколько месяцев в Тифлисе, где и было создано короткое и чувственное стихотворение «На холмах Грузии».

«На холмах Грузии» – это лирическое стихотворение, написанное в жанре элегии. Размер стиха - ямб с перекрестной рифмой. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Автор повествует только свои мысли, причем не окрашивая их эмоционально. В стихе только одна метафора – «сердце горит», но и она настолько привычна, что даже не воспринимается как метафора.

В период написания стиха у Пушкина было желание оставить затею с женитьбой и больше никогда не возвращаться в Москву. Однако чувства к Наталье Гончаровой оказались столь сильны, что в 1830 году поэт вновь сделал предложение Наталье Гончаровой и на этот раз получил согласие. Любопытно, что после брака Пушкин не посвятил Наталье Гончаровой ни одного лирического стихотворения.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

29-летний Александр Пушкин, огорченный отказом первой красавицы Москвы Натальи Гончаровой уезжает на Кавказ, где пишет эти стихи. В Тбилиси, или как было принято тогда называть - Тифлисе, Пушкин был две недели - с 27 мая по 10 июня 1829 года. Был замечен не только на приемах, но и совершал неприемлемые для его положения поступки - бродил по базарам, играл с мальчишками, ходил в серные бани и (о, ужас!) покупал здесь, на этой площади груши и поедал немытыми. Тбилиси тогда уже был превращен в гарнизонный город армии Российской империи, намеревавшейся захватить не только Кавказ, но и покорить Персию и Турцию. Само собой, по русской традиции, большинство улиц возводимых домов в современных районах Сололаки и Мтацминда были названы именами генералов и высоких царских чиновников. А влюбленный и отвергнутый поэт искал возможность отвлечся от своей грусти. Всего лишь. И опять же по русской традиции, лучшее отвлечение - уехать на войну.

Можно по-разному относится к литературному дарованию Пушкина, но то, что он был пропагандистом завоевательных войн Российской империи - вне сомнения. Когда Пушкин вернулся с Кавказа, Фаддей Булгарин писал в своей газете «Северная Пчела»: «Александр Сергеевич Пушкин возвратился в здешнюю Столицу из Арзрума. Он был на блистательном поприще побед и торжеств Русского воинства, наслаждался зрелищем, любопытным для каждого, особенно для Русского. Многие почитатели его Музы надеются, что он обогатит нашу Словесность каким-нибудь произведением, вдохновенным под тенью военных шатров, в виду неприступных гор и твердынь, на которых могучая рука Эриванского героя водрузила Русские знамена».

Пушкин во время поездки пользовался полным вниманием Эриванского героя - генерала Паскевича, который, при прощальном визите поэта, 21 июля 1829 г. в Эрзеруме, подарил ему турецкую саблю, а Пушкин в ответ посвятил ему строки в стихотворении «Бородинская годовщина»:
"Могучий мститель злых обид
Кто покорил вершины Тавра
Пред кем смирилась Эривань
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.

Пушкина называли поэтом при войске, по-нашему - пропагандистом. Телевидения тогда не было, радио - тоже, газеты выходили редко и единственным способом воспеть завоевания - писать хвалебные поэмы. Впрочем, Паскевич наиболее искренним оказался уже после гибели поэта, написав письмо Николаю I, в котором есть такие строки: «Жаль Пушкина, как литератора, в то время когда его талант созревал; но человек он был дурной». Тоже - российская традиция - возвеличивать и унижать, одновременно... a propo...

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
‎Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
‎Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
‎Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
‎Что не любить оно не может.

Пушкин, 1829

Пушкин сопровождал стихотворение в печати заглавием (или подзаголовком) «Отрывок ». Первая черновая редакция:

Все тихо - на Кавказ идет ночная мгла,
Восходят звезды надо мною.
Мне грустно и легко - печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою -
Тобой, одной тобой - унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.
Где вы, бесценные созданья?
Иные далеко, иных уж в мире нет,
Со мной одни воспоминанья.
Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Стихи датированы в рукописи 15 мая; они написаны в Георгиевске, на Северном Кавказе; холмы Грузии и Арагва внесены в текст позднее.

Стихотворение обращено к M. H. Волконской , с которой поэт общался на Северном Кавказе в 1820 г.

Княгиня Волконская, Мария Николаевна (урождённая Рае́вская; 1805-1863) - дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского. В январе 1825 года вышла замуж за будущего декабриста Сергея Волконского. В 1826 году, несмотря на сопротивление родных, оставив годовалого сына, уехала в Сибирь вслед за сосланным мужем. В сибирской ссылке провела около тридцати лет.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина

В 1829 г. Пушкин предпринимает свое второе путешествие на Кавказ. Современники отмечали, что в это время поэт постоянно находился в задумчивом и печальном состоянии. Вероятно, он сочувствовал участи декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Освобождение поэта из ссылки только усилило тайный надзор. Поэт все время чувствовал на себе пристальное неослабевающее внимание со стороны царской власти. Ссылка сделала его предметом насмешек и подозрения среди высшего общества. Двери многих домов были для него закрыты. Стремясь вырваться из этой удушливой атмосферы, Пушкин решает добровольно отправится на Кавказ. Во время поездки в Георгиевске он пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829 г.).

Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Исследователи творчества поэта так и не пришли к единому выводу, чей женский образ описан в стихотворении. По одной версии Пушкин имеет в виду свое первое неудачное сватовство к Н. Гончаровой. Родители девушки дали неопределенный ответ. Они утверждали, что дочь еще очень молода. Но действительной причиной, мешающей браку, была, вероятно, скандальная слава поэта. По другой версии Пушкин обращается к М. Н. Волконской, к которой испытывал большое влечение. Сама Волконская была уверена, что стихотворение посвящено ей.

Первые строки описывают величественный ночной пейзаж, раскинувшийся перед поэтом. Это описание предельно кратко и служит лишь фоном, на котором автор раскрывает свои душевные терзания. Поэту одновременно «грустно и легко». Это странное сочетание объясняется тем, что печальное состояние вызвано огромным чувством любви. Пушкин боготворил женщин. Он всегда считал их воздушными неземными существами, к которым не относится грубость и жестокость физического мира. Даже в случае любовной неудачи поэта никогда не охватывало чувство злости или мести. Он признавал свое несовершенство и покорно удалялся, по-прежнему испытывая благоговение и восторг перед любимой.

Пушкин полностью отдается воспоминаниям. Они светлы и безоблачны. «Ничто не мучит, не тревожит» — строка, в полной мере объясняющая состояние поэта.

Многие считают Пушкина бессердечным ловеласом, который не дорожил ничем ради обладания предметом своей страсти. Это далеко не так. Широкая творческая натура поэта была направлена на постоянный поиск женского идеала. Этот идеал он на время находил в разных женщинах, и каждый раз отдавался всей душой вспыхнувшему чувству. Любовь была необходимой духовной потребностью поэта, аналогично потребности в дыхании или пище. Поэтому в конце стихотворения Пушкин заявляет, что его сердце «не любить… не может».