Короткое сообщение о пророке мухаммаде. Жизнь мухаммеда

Мавлид ан-Наби, что в переводе с арабского означает рождение Пророка, основные течения в исламе празднуют в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12-го числа Раби аль-авваль, а шииты — 17-го.

Месяц Раби аль-авваль, что в переводе означает начало весны - занимает особое место в мусульманском календаре, в который родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался.

Отмечать рождение Пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода ислама.

Где и когда родился Пророк

Пророк Мухаммед, согласно традиции, родился около 570 года (по другим источникам в 571 года) нашей эры по григорианскому календарю в священном городе Мекке (Саудовская Аравия) — толкователи Корана говорят, что это событие произошло 12 числа третьего месяца лунного календаря, в год слона, в понедельник.

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти — согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

Отец Пророка Мухаммеда умер за несколько месяцев до его рождения, а матери - Амине, явился во сне ангел, который сообщил, что она носит особенного ребенка под сердцем.

Необыкновенными событиями сопровождалось и само рождение Пророка. Появился на свет он уже обрезанным и сразу смог опереться на ручки и поднять голову.

О его рождении тетя Пророка Сафия рассказывала так: "При рождении Мухаммеда весь мир залило светом. Как он появился, сразу сделал сажда (поклон). И, подняв голову, ясно произнес: "Нет Божества кроме Аллаха, я Посланник Аллаха".

Сиротская доля

Мухаммад осиротел, когда ему было около шести и опекуном его стал дед Абдуль Муталиб - глава Хашимитского клана. Через два года, после смерти деда, мальчик попал в дом дяди Абу Талиба, которой стал обучить его искусству торговли.

Будущий пророк стал торговцем, но вопросы веры не оставляли его. Еще в подростковом возрасте он познакомился с религиозными течениями христианства, иудаизма и иных верований.

© photo: Sputnik / Radik Amirov

Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа, которая очарованная Мухаммедом, несмотря на то, что была старше него на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять себя в жены.

Брак оказался счастливым, Мухаммед любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие — свободное время он посвящал духовным исканиям, к которым его влекло с юных лет. Так началась биография Пророка и проповедника.

Пророческая миссия

Мухаммеду исполнилось 40 лет, когда началась его пророческая миссия.

В жизнеописании основоположника исламской религии сказано, что Мухаммед часто любил уединяться от суеты и мира в пещере горы Хира, где погружался в созерцание и раздумья.

Первая сура Корана была ниспослана Пророку в пещере горы Хира в Ночь Могущества и Предопределения или Ляйлят-аль-Кадр, в 610 году.

По приказу Аллаха К Пророку Мухаммаду явился один из ангелов — Джебраил (Гавриил), и сказал Ему: "Читай". Слово "читать" — значит "Коран". С этих слов началось ниспослание Корана — в ту ночь ангел Джебраил передал первые пять аятов (откровений) из суры Сгусток.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Но миссия длилась до смерти Мухаммеда, так как ниспосылался Великий Коран Пророку в течении 23 лет.

После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал проповедовать и число его приверженцев постоянно росло. Пророк рассказал, что всемогущий Аллах создал человека, а с ним все живое и неживое на земле и призывал соплеменников к праведной жизни, соблюдать заповеди, и готовиться к грядущему божьему суду.

В проповедях Мухаммеда влиятельные жители Мекки увидели угрозу власти и планировали заговор против него, а последователей Пророка подвергали издевательствам, насилию и даже пыткам.

Соратники уговорили Пророка покинуть опасный край и переехать из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года.

© photo: Sputnik / Maksim Bogodvid

Именно с этого великого события начинает свой отсчет мусульманское летоисчисление. Новый 1439 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры), наступил в первый день священного месяца Мухаррам — по григорианскому календарю этот день в 2017 году выпал на 21 сентября.

Переселение позволило спасти множество верующих людей от гнета язычников, наладить безопасную жизнь, а в дальнейшем с этого момента началось распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру.

Пророк Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания, где Пророка встретили толпы почитателей со всей Аравии.

После кровопролитных войн окрестные племена признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. И вскоре он стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу.

Смерть Пророка

Здоровье проповедника подкосила скоропостижная кончина сына — он снова отправился путь, чтобы перед смертью увидеть священный город и помолиться в Каабе.

В Мекке собралось 10 тысяч паломников желая помолиться с Пророком Мухаммедом - он объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. С тяжелым сердцем паломники внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Возвратившись в Медину, он простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным. Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года

Пророка Мухаммеда похоронили там, где он умер, в доме его жены Айши. Впоследствии над прахом Пророка возвели прекрасную мечеть, которая стала одной из святынь мусульманского мира. Поклониться гробу Пророка Мухаммеда является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.

Как празднуют

День рождения Пророка Мухаммеда - третья дата по почитанию для мусульман. Первые два места занимают праздники, которые Пророк праздновал при жизни — Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В дни празднования дня рождения Пророка Мухаммеда самым благочестивым делом может стать посещение могилы посланника Аллаха в Медине, совершение молитвы в его мечети. Не всем это удается, но все должны читать молитвы, посвященные Мухаммеду, как в мечети, так и дома.

В день рождения Пророка Мухаммеда в исламских странах традиционно проводят мавлиды - торжественные мероприятия, где мусульмане восхваляют Пророка, рассказывают о его жизни, о его семье и обо всем, что связано с ним.

© photo: Sputnik / Michael Voskresenskiy

В некоторых мусульманских странах праздник отмечается достаточно пышно — в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, люди собираются в мечетях и поют религиозные песнопения (нашиды).

Среди исламских богословов существуют разногласия в вопросе о дозволенности праздника в честь дня рождения Пророка Мухаммеда. Например, салафиты считают Мавлид ан-Наби нововведением и отмечают, что Пророк назвал "каждое нововведение" заблуждением, не сделав при этом различия между "хорошим" и "плохим" нововведением.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого Суда.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение). Все учёные Ислама единогласны в том, что родители обязаны обучать своих детей (даже раньше, чем совершению обязательной молитвы) и сообщать им следующую информацию о жизни и деятельности последнего Пророка (мир ему и благословение).

Они должны знать, что наш любимый (мир ему и благословение) родился в достопочтенном городе Мекка, и пророческая миссия была возложена на него в Мекке. Он переселился в лучезарный город Медина, где и покинул этот мир, там и находится его благородная могила.

Также мы должны обучить наших детей с малых лет тому, что возложил на Пророка, не обученного грамоте (не умеющего читать и писать), который был арабом из племени Курайш, из благородного рода Хашима и который является нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение), донести послание ко всем народам – арабам и неарабам, ангелам, людям и джиннам и даже к неодушевлённым предметам. Важно знать, что Закон, с которым он пришёл, – Шариат – аннулировал все предыдущие законы, которые были даны прежним пророкам. И его Шариат останется непревзойдённым до Судного дня. Всевышний Аллах возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение) над всеми остальными созданиями. И не принимаются слова единобожия: «Нет бога, которому следует поклоняться, кроме одного Аллаха» – без признания того, что Мухаммад – Посланник Аллаха. И вменил Всевышний в обязанность подтверждать истинность всего того, что Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал об Аллахе, и всего, что он сказал о земной и потусторонней жизни.

У Любимца Аллаха цвет лица, кожи был самый красивый, белый с оттенками румянца. Он был самым совершенным из всех людей. Обязательно необходимо рассказать детям о благородном происхождении и чистой родословной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с отцовской и материнской линии, а также о его детях, поскольку они являются лучшими представителями уммы.

Детство Пророка (мир ему и благословение)

В благословенные дни Айяму-ташрик возле Джамратуль-вуста в утробу Аминат проник свет Благодатного Пророка (мир ему и благословение). А родился он в месяце раби-уль-авваль, 12 числа, в понедельник, перед рассветом. В час рождения Пророка (мир ему и благословение) треснули стены и рухнули вниз 14 балконов знаменитого дворца Иван, принадлежащего Хосрову , осушилось озеро Сава, которому поклонялись язычники. В этот миг погас огонь, горевший тысячу лет, которому поклонялись персы.

Отец Пророка (мир ему и благословение) умер, когда ему было два месяца в утробе матери. А когда исполнилось шесть лет, умерла и мать. После её смерти Пророка (мир ему и благословение) взял на воспитание его дед Абдул-Муталлиб , который скончался, когда Пророку исполнилось восемь лет, два месяца и десять дней. После смерти деда Пророка (мир ему и благословение) взял под опеку его дядя Абу-Талиб.

В первое своё путешествие Пророк (мир ему и благословение) отправился в двенадцатилетнем возрасте в Шам (нынешняя территория Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, находящаяся в то время под властью Византийской Империи) с караваном дяди Абу-Талиба. Когда они достигли города Бусра, Пророка (мир ему и благословение) увидел священник Бахира, он узнал его по образу, описанному в Библии. Подойдя к ним и указывая на Пророка (мир ему и благословение), он обратился с такими словами: «Это посланник Творца всех миров, который является милостью для всех существ. С того момента, как вы тронулись в путь, не осталось ни одного камня и дерева, не поклонившихся ему. А они не поклоняются никому, кроме пророков. Святые люди с давних времён рассказывали о нём, и мы видим образ его в наших писаниях». Повернувшись к Абу-Талибу, священник произнёс: «Если ты пойдёшь с ним в Шам, иудеи его убьют!» Опасаясь вреда со стороны иудеев, он отправил их в обратный путь.

Второй раз Пророк (мир ему и благословение) отправился в Шам, сопровождая торговый караван Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Вместе с ним в этом путешествии был раб Хадиджи по имени Майсара. Когда вступили в земли Шама, они остановились под тенью дерева, растущего вблизи монастыря. Через некоторое время к ним подошёл один монах и сказал: «Никто никогда под этим деревом не останавливался, кроме пророков». Майсара рассказывал: «Когда приближался полдень и усиливалась жара, спускались два ангела с небес. И мне было видно, как от них падала тень на Мухаммада (мир ему и благословение)».

По возвращении из путешествия Пророк (мир ему и благословение) женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) – дочери Хувайлида. Тогда Пророку (мир ему и благословение) было 25 лет, два месяца и десять дней.

В возрасте 35 лет Хабиб (мир ему и благословение) участвовал при реставрации Каабы курайшитами и своими благословенными руками установил в стену Каабы Чёрный камень.

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусаййю , Килаб , Муррат , Каабу , Луаййю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Маадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба , сына Абдуманафа , сына Зухрата , сына Килаба . На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Молочные матери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

В младенчестве Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и несколько кормилиц. Среди тех, кому посчастливилось сделать это, была Халимат , дочь Абу-Зуайба из племени Хузайль . Когда он находился у неё, с неба спустились два ангела, рассекли его грудь и святой водой Зам-зам омыли его сердце, наполнили его верой и мудростью и изъяли маленький кусок из его сердца. У каждого человека в сердце есть частица, которую называют «доля шайтана», это частица сердца, которой владеет шайтан и вводит человека в сомнение. Именно эта частица сердца была изъята у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ангелами.

Также его кормила Сувайбат – она была рабыней его дяди Абу-Лахаба. Сувайбат была первой молочной матерью Пророка (мир ему и благословение), кормившая и его дядю Хамзата, ставшего молочным братом Пророка (мир ему и благословение). Сувайбат была освобождена из рабства Абу-Лахабом за радостную весть о рождении племянника.

Нянчила Пророка (мир ему и благословение) рабыня-эфиопка Умму Айман Баракат, которую он унаследовал от отца. Когда Пророк (мир ему и благословение) вырос, он освободил её и выдал замуж за Зайда, сына Харисата. Зайд попал в плен в младенческом возрасте. Он был куплен и подарен Хадидже (да будет доволен ею Аллах) её дядей. Она, в свою очередь, подарила его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Подаренного раба Пророк (мир ему и благословение) освободил и усыновил.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и поможет нам следовать ему во всём, и да обрадует встречей с ним в Раю! Амин!

Дни Айяму-ташрик – три дня, идущие следом за Курбан-байрамом.

Джамратуль-вуста – второе из трёх мест, куда бросают камушки во время хаджа в местности Мина.

Хосров – титул древних персидских императоров.

Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, родился в одной из благородных мекканских семей. Традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения – 570, невозможно подтвердить. Разумеется, не известны и точные месяц и число этого события.

Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер еще прежде, чем родился его сын. Тем самым вдова Амина вместе с новорожденным оказывались на попечении рода.

Младенца при рождении назвали Котаном. Однако после благодарения богам Каабы за их благословение, глава рода Хашим Абд аль-Муталлиб назвал своего внука Мухаммедом, что означает: «Восхваленный». Гости удивились этому имени, довольно редкому, но известному среди арабов. На вопрос одного из гостей относительно того, почему не сохраняется традиция использования родового имени, Абд аль-Муталлиб ответил так: «Пусть Всевышний восхвалит в небесах того, кого Он создал на земле».

О периоде его отрочества и юности мало что можно сказать определенно, кроме того, что он рано осиротел: в два года он потерял мать, до восьми лет он оставался на попечении дедушки, – Абд аль-Муталлиба, а потом своего дяди – Абу Талиба. Последующая мусульманская традиция породила множество мифических сказаний о детстве «пророка» и разукрасила их самыми разнообразными деталями. Известно, впрочем, что Мухаммед в отрочестве был пастухом, а также ходил с караванами; один раз он побывал в Сирии, где, согласно легенде, христианский отшельник распознал в нем будущего пророка.

В 25 лет Мухаммед поступил на работу к своей дальней родственнице, вдове богатого купца Хадидже, на которой он чуть позднее женился, несмотря на то, что она была старше Мухаммеда на 15 лет. Женитьба, состоявшаяся по инициативе Хадиджи, дала Мухаммеду свободу действий и предоставила ему досуг, необходимый для умственного развития. Ежегодно он проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки (это был обычный для доисламской Аравии образ аскезы).

Во время одного из таких уединений в 610 г., когда ему было около сорока лет, Мухаммед, согласно традиции, услышал обращенный к нему призыв. Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «откровения». Вот как это краеугольное событие описывается в жизнеописании основателя ислама Ибн Хишама:

«Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: -Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так, что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: -Читай! Во имя господина твоего, который сотворил..». (Коран 96, 1-5)».

Призвание Мухаммеда, как оно описано в мусульманских источниках, очень напоминает способ призвания шамана духами. Известно, что шаманами никто не становится по своей воле, и никто не стремится ими стать. Шаманы сами избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь») кандидата в шаманы принять определенную им миссию. Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – это насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять свою волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, М. Элиаде, который проводил также параллели между чудесным вознесением Мухаммеда на небо – «мираджем» и видениями шаманского транса.

В страхе Мухаммед прибегает домой и рассказывает о видении своей жене Хадидже. Та отправляется к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и именно в разговоре с ним появляется концепция ислама – Варака толкует видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Хадиджа уверовала в это и постаралась убедить в этом самого перепуганного Мухаммеда, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо. Довольно долго он пребывал в подозрениях, что это диавол.

Однако довольно оригинальным способом Хадидже удалось убедить его, что ему является именно ангел, а не шайтан. Когда Мухаммед в очередной раз увидел явившегося ему духа в образе человека, он сказал об этом Хадидже. Была ночь. Она спросила: «Видишь ли ты его сейчас?» Он сказал: «Да». После этого она раскрылась и спросила: «Видишь ли ты его теперь?» Он ответил: «Нет, он исчез». Она сказала: «Крепись и радуйся, потому что мы теперь точно знаем, что это ангел, а не дьявол». По ее мысли, будь он шайтаном, то остался бы посмотреть на обнаженную женщину, а ангел, с подобающей ему стыдливостью, обязательно бы удалился (см. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда. М., 2003. - С. 94 ).

Примечательно, что при этом формировании начальной концепции ислама, роль самого Мухаммеда была пассивной. Приняв определенную ему миссию, Мухаммед стал получать новые откровения, но еще целых три года он рассказывал о том, что ему открылось только в интимном кругу. Появились первые немногочисленные последователи – мусульмане («покорные»). Само название религии «ислам» переводится мусульманами как «покорность», в смысле, покорность Аллаху. Первыми мусульманами стали, прежде всего, родственники (жена Хадиджа, племянник Али и т.п.) и близкие знакомые.

Первой мусульманкой была Хадиджа, вторым – его племянник Али, которому тогда было 12 лет, и которого Мухаммед взял на воспитание. Следующим мусульманином стал раб Мухаммеда – Зейд. Потом появились другие, но, за исключением Абу Бакра – как правило, незнатные, не игравшие никакой роли в политической жизни Мекки люди, которые, тем не менее, верили, что Мухаммед пророк единого бога, которого он проповедовал под именем Аллаха. Они вместе собирались, молились, Мухаммед пересказывал им свои откровения, учил верить в одного Бога и себя, как пророка.

Следует процитировать несколько хадисов, которые описывают, каким образом Мухаммеду были откровения. Видения, подобные первоначальному, были очень редки. Откровения большей частью приходили в другом образе.

Ибн Саад приводит следующий хадис:

«Ал-Xapuc ибн Хишам сказал: -О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?» Посланник Аллаха, ответил ему: -Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали. Иногда ангел появляется передо мной и говорит, а я вспоминаю все, что он сказал». Айша сказала: -Я была свидетельницей, когда откровение пришло ему в очень холодный день, когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине»».

«Убейд б. Самит рассказывает, что когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменению»(Хадис из сборника Муслима).

«Лицо пророка было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освобождался от этого» (Хадис из сборника ал-Бухари).

Надо сказать несколько слов о версиях, которые существовали в христианском мире, и о понимании этих откровений. Их три основных.

Первая версия: Мухаммед это имитировал и дурачил своих последователей. Он специально пользовался этим, чтобы произвести большее впечатление вокруг своего учения. Эта версия развита, в частности, у Феодора Абу Курры.

Другая: Мухаммед страдал эпилепсией, и эти состояния были эпилептическими припадками. Первым эту мысль выразил прп. Феофан Исповедник. Она пользуется вниманием в научном мире и до сего дня. Дело в том, что в жизнеописании Мухаммеда, написанном ибн Хишамом, имеются такие моменты, из которых можно сделать вывод, что подобные припадки были у Мухаммеда в детстве. Описывается случай, когда Мухаммед еще в младенческом возрасте, находясь в семье кормилицы Халимы, впал в обморочное состояние. Тогда Халима и ее муж очень перепугались за него, и, как говорит сама Халима: «Отец сказал мне: боюсь, что у этого ребенка был удар, поэтому отдай его в его семью, пока не сказался результат». Так мы взяли ребенка и отнесли его матери».

Еще одна версия состоит в том, что Мухаммед действительно видел все эти видения, которые были сгенерированы отрицательными духовными силами, то есть, во время этих состояний он находился под воздействием бесов, и этим бесообщением объясняется его состояние. Это высказывал Георгий Амартол, христианский историк IX века. Его хронография была переведена на славянский и грузинский языки и оказала колоссальное влияние на русскую историческую науку.

Каждая из этих интерпретаций имеет своих сторонников в наше время, в том числе и среди исследователей. Характерно, что каждая имеет сильную аргументацию в свою пользу и каждая находит основания в мусульманской исторической традиции. Не исключено, что в реальности все эти факторы сочетались и переплетались между собой.

Общественная проповедь

Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь, что он и делает. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда.

Основным смыслом его проповеди было провозглашение единобожия, что есть только один бог – Аллах. Согласно с этим, происходят нападки на языческую религию арабов, на их чтимых богов и богинь, на их святыни. Он утверждал, что является пророком Аллаха, посланным для арабов, для того, чтобы увести их от ложного почитания, а также для провозглашения о Страшном Суде, о Воскресении, о награде верным и муках тех, кто не уверовал. Это были основные темы ранней проповеди Мухаммеда. Хотя появилось еще несколько обращенных, проповедь была встречена в целом равнодушно. Значительные же люди были оскорблены его нападками на их культ.

Помимо прочего это объяснялось тем, что Мухаммед не был оригинальным на фоне языческой среды. Одновременно с Мухаммедом, и ранее, у арабов существовали аналогичные пророки. Они учили о том, что Бог един, о Его милости, провозглашали себя пророками. У них были похожие на Мухаммеда впадения в транс. Его ранним предшественником и конкурентом был «пророк» Маслама из города Йемама на востоке Аравии. Так что неудача Мухаммеда как проповедника объясняется еще и тем, что он был неоригинален. Известно, что язычники упрекали его, что он просто пересказывает человека из Йемамы, который говорил то же самое, и даже вел себя также. Кроме этого, были другие пророки: Асвад, Талха и многие другие, которые говорили о том, что являются пророками единого Бога.

Конфликт между малочисленными последователями Мухаммеда и язычниками обострился тогда, когда «пророк» выступил против почитаемых мекканских божеств. Со временем конфликт начал выливаться в потасовки и преследования.
Известен эпизод, когда во время диспута на религиозные темы одного из последователей Мухаммеда и язычника, мусульманин, не имея аргументов, схватил лежащую рядом верблюжью кость и ударил ее острым концом своего оппонента, и серьезно ранил. Эта выходка и многое другое заставила элиту Мекки принять решение об уничтожении Мухаммеда, а также его сторонников. Некоторые мусульмане, которые находились в рабстве у язычников, были убиты или замучены, но самому Мухаммеду ничего не угрожало, так как он находился под покровительством своего рода. К главе рода Абу Талибу неоднократно приходили главы других родов и просили его снять защиту рода с Мухаммеда, предлагали ему разные варианты, однако, он не соглашался. Тогда мекканцы провозгласили бойкот роду хашим, но Абу Талиб остался непреклонен.

По мере обострения отношений в течение двух лет открытой проповеди, Мухаммед счел необходимым отослать в христианскую Абиссинию тех верующих, которые вызывали наибольшее раздражение. Состоялась эта первая хиджра в 615 г. При этом некоторые сподвижники Мухаммеда, переселившиеся в Абиссинию, узнав христианство, крестились (например, Убайдаллах ибн Джахиз).
Самому Мухаммеду по-прежнему не угрожали гонения. Когда остальные курайшиты объявили бойкот роду хашим, и это не заставило Абу Талиба изменить свою позицию. За это время умерла Хадиджа. Положение ухудшилось в 619 г, когда умерли Абу Талиб, несмотря на уговоры племянника, так и оставшегося язычником, а также глава рода Хадиджи. Преемником Абу Талиба становится другой дядя Мухаммеда Абу-Суфиан, который впоследствии стал его самым заклятым врагом, он снимает покровительство рода с Мухаммеда. Отчасти это было вызвано тем, что Мухаммед сказал, что поскольку его дядя Абу Талиб не принял ислам, то после смерти он отправится в ад.

Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределы Мекки – в соседнем городе Таифе, но первая попытка не увенчалась успехом, и возвеститель новой религии был забросан камнями.

Вообще, в целом можно признать, что Мухаммед как проповедник был совершенно несостоятелен. Кроме поражения в Таифе, в самой Мекке он за десять лет не смог приобрести достаточно заметное число сторонников, а из горстки обратившихся многие были обращены не им, а его сторонником, уважаемым в Мекке торговцем Абу Бакром. Для сравнения: старший современник Мухаммеда и пророк-конкурент Маслама без труда смог обратить всех жителей своего родного города Йемамы. Тогда Мухаммед принимает решение о переселении в город Ясриб или Медину, в качестве третейского судьи, куда его приглашали представители племен, населявших город. Ясриб погрязал в междоусобных войнах и распрях между родами племени бану кайла, а также тремя иудейскими племенами. Их представители пригласили Мухаммеда и его общину поселиться в Медине в надежде, что присутствие мусульман окажет стабилизирующее воздействие. Вероятно, это было связано с тем, что мать Мухаммеда – Амина происходила из Ясриба. После двух лет переговоров с мединцами, часть из которых также приняла ислам, Мухаммед решается на вторую хиджру. Летом 622 г. около 70 членов его общины устремилось в Ясриб. Так что, когда 4 сентября Мухаммед вместе со своим другом Абу Бакром также прибыл в Ясриб, он нашел там личную охрану из мухаджиров (переселенцев). Мединские мусульмане назывались ансарами (помощниками). По прибытии Мухаммеда была построена первая мечеть.

Жители Медины вняли просьбам Мухаммеда и приняли на свое иждивение мусульман из Мекки. Однако так долго не могло продолжаться, ансары сами были небогаты, и община не могла существовать в нищенских условиях. Необходимостью было в сжатые сроки обеспечить экономическую независимость иммигрантов, которые лишились всего имущества.

Тогда Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории. Видя, что невозможно прокормить общину честным трудом, он принимает решение заняться грабежом и совершает первый вероломный набег. Арабы почитали четыре священных месяца в году, во время которых было запрещено производить какие-либо военные действия. Во время этих месяцев Мухаммед, который хорошо знал о передвижении караванов, будучи в прошлом их участником, приказал небольшому отряду своих сторонников напасть на караван, зная, что тот будет незащищен.

Именно из этой точки начинается история успехов ислама, построенных не на проповеди, результаты которой были незначительны, а на грабежах, убийствах и военных столкновениях.

Первый такой налет был осуществлен по его приказу во время священного перемирия.

«Пророк услышал, что Абу Суфъян ибн Харб возвращается из Сирии с большим караваном курайшитов, везущим деньги и товары… Услышав о том… Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: -Вот караван курейшитов. В нем– их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!»» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 278–279).

Определенно сказано, что сам Мухаммед был инициатором захвата каравана с деньгами и товарами. Мухаммед понимал, что имущество в караване принадлежит не ему, не мусульманам, а другим людям. Однако он призывает мусульман захватить эти ценности, и это единственный мотив, который приведен биографом.

Караван практически шел без охраны, и вероломное нападение увенчалось успехом: посланный отряд мусульман возвратился с добычей. Однако многие последователи Мухаммеда были смущены нарушением священных месяцев перемирия, запретных для военных действий. На их недоумения ответило откровение: «Они спрашивают тебя [дозволено ли,] сражаться [с мекканскими многобожниками] в запретный месяц. Отвечай: -Сражаться в запретный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из нее – еще больший грех перед Аллахом, ибо многобожие – грех больший, чем убийство»»(Коран 2. 217).

Через год мекканцы отправили к Ясрибу отряд с целью покарать Мухаммеда за разбой. Около 15 марта 624 г. они напали на мусульман. Со стороны язычников в битве участвовало около шестисот человек, со стороны мусульман – чуть больше трехсот. Благодаря дисциплине и рвению мусульман победа оказалась на их стороне. Это оказало значительное укрепление позиции Мухаммеда в Медине, многие язычники стали активно принимать ислам. Мусульмане были убеждены, что эта победа – подтверждение их правоты. «Не вы их убивали, но Аллах их убивал» (Коран 8. 17), – сказало об этом откровение.

В битве при Бадре было захвачено много язычников в плен. Некоторых из них «пророк» велел продать родственникам за выкуп, тех, кто был нищим, отпустил под клятвой, что те никогда не станут противостоять ему, а некоторых приказал убить:

«Пророк двинулся, возвращаясь в Медину. Вместе с ним были пленные язычники, и среди них – Укба ибн Абу Муайт, ан-Надр ибн аль-Харис… Когда Пророк находился в ас-Сафре, был убит ан-Надр ибн аль-Харис. Потомдвинулся дальше, и… был убит Укба ибн Абу Муайт. Когда Пророк приказал убить Укбу, Укба спросил: «Что же будет с мальчиками, о Мухаммед?» Пророк ответил: «Огонь». Его убил Асим ибн Сабит алъ-Ансари…» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 300).

Указанные люди отмечены особо, поскольку они в свое время досаждали Мухаммеду насмешками над ним и его стихами. Такого Мухаммед не прощал и устраивал показательные казни. А мальчики, о которых Мухаммеда спрашивает поэт Укба, это его, Укбы, дети…

В случившейся еще спустя год следующей битве – при Ухуде, мусульмане потерпели ощутимое поражение, хотя Мухаммед накануне предсказывал победу, тем не менее, под ним был убит его верблюд, и ему самому выбили два зуба.

Для мусульманской общины наступили не лучшие времена, хотя она и не развалилась, несмотря на поражение. Мухаммеду снизошло откровение, объяснявшее, что во всем виноваты сами мусульмане, но не «пророк». Если бы, мол, они его слушались, то победили бы. Вместе с тем Мухаммед усиливает свои позиции внутри Медины. Начинаются репрессии на тех, кто выступал против Мухаммеда. Все проповеди Мухаммеда, которые потом стали Кораном, были в стихотворной форме, и хотя сам Мухаммед утверждал, что никто и никогда не сможет написать таких замечательных стихов, тем не менее, арабские поэты скептически относились к его стихотворчеству и к уровню его стихов. Они высмеивали их в своих стихах, и этого он не мог терпеть. По приказу Мухаммеда помимо захваченных в плен мекканских поэтов, были убиты два поэта, жившие в Медине. Причем для убийства старика-поэта, который был очень осторожным, Мухаммед разрешил убийцам прибегнуть ко лжи. Они сказали поэту, что они не мусульмане и, войдя к нему в доверие, убили старика и принесли Мухаммеду его сердце. Этим репрессиям подвергались и женщины. Мухаммед лично приказал своему вольноотпущеннику и приемному сыну Зейду убить поэтессу Умм Кирфа, которая высмеивала «пророка» в своих поэмах. Зейд убил ее, привязав к ее ногам по веревке, на другом конце привязанных к двум верблюдам, ведя верблюдов в противоположных направлениях, пока женщина не была разорвана на две половины (Al «saba – Ibn Hagar – vol. 4, page 231)

Большая часть язычников Медины стали мусульманами, меньшинство же заставили выселиться. Другой оппозицией в городе оставались иудейские племена, которых было четыре. Некоторые из иудеев также приняли ислам, но их количество было незначительным. Большинство иудеев высмеивали пророческие притязания и потуги к пересказу библейских историй, которые предпринимал Мухаммед. Это его раздражало, и он начал планомерную войну против иудейских племен. При этом он поступал как хитрый политик, пользовался ссорами между племенами и добивался того, чтобы каждое племя уничтожить по отдельности, при этом находясь в мире со всеми остальными. Три племени он уничтожил поголовно. Это первый пример геноцида при исламе. Одно племя он заставил выселиться.

«В полдень Пророку явился Джабраиль… [и сказал]: «Всемогущий и всеславный Аллах приказывает тебе, о Мухаммед, пойти на Бану Курайза. Я отправлюсь к ним и потрясу их». Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них не стала невыносимой… «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Говорят, что их было от восьмисот до девятисот человек». (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 400).

Некоторых из влиятельных язычников – мединцев, например, Халида ибн Суфьяна и Кааба ибн аль-Ашрафа, Мухаммед убил через подосланных убийц, других – заставил выселиться. Таким образом, Мухаммед получил в свое распоряжение целый город с крепкой и обученной общиной, полностью ему послушной. Поэтому, когда мекканцы предприняли следующий поход, положение было другое.

Мекканцы собрали большой отряд и выдвинулись против Медины с намерением уничтожить ислам. Однако Мухаммед, который понимал, что сил еще недостаточно, прибег к советам специалиста-перса, состоявшего в общине, и подсказал новшество, с которым арабы были незнакомы. Салман-Перс посоветовал выкопать ров вокруг Медины. Когда мекканцы пришли к этому рву, то не решились его преодолевать и отступили, довольствуясь тем, что уничтожили финиковые пальмы, которые росли вокруг. Большинство последующих битв мусульмане выигрывали, несмотря на то, что некоторые племена объединялись против них, поскольку противники совершали ошибки и не были едины. За счет этого ислам усиливался.

По мере роста силы, Мухаммед навязывал свою религию окружающим малым племенам. Бедуины воспринимали это в большинстве случаев пассивно, нескольких всадников было достаточно, чтобы уничтожить племенные идолы, сопротивления это практически не встречало.

В 630 г. Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку. Город капитулировал. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов. Те, столь же демонстративно в числе первых поспешили принять ислам. В год смерти (632) Мухаммед совершил ритуал хаджа в Каабу, очищенную от идолов, и совершил обряд поклонения черному камню. Со всех сторон в Мекку стекались представители арабских племен, спешивших вступить в союз с грозной силой. В год смерти Мухаммеда насчитывалось около 100 000 приверженцев ислама. Однако не все было гладко. Ряд областей Аравии (Восток и Юг) прогнали с позором его эмиссаров, сплотившись возле своих собственных пророков – Асвада и Мусейлимы. Именно эти альтернативные пророки вместе со своими приверженцами стали самыми твердыми препятствиями на пути ислама в Аравии.

Тяжелая болезнь застала Мухаммеда за приготовлением большого похода против Византии. Смерть помешала осуществить задуманное. Перед смертью он тяжело болел, призраки умерших беспокоили его. Умер он в Медине, в 632 г.

Личная жизнь

Согласно исламскому учению: «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха» (Коран 33.21). Поэтому действия и нравственный облик Мухаммеда имеют огромное значение для каждого мусульманина.

В Медине Мухаммед обзавелся гаремом, он имел единовременно до девяти жен, а всего за всю жизнь у него было 13 жен. Для мусульман Мухаммед поставил ограничение не брать больше четырех жен, но потом получил «откровение», что ему самому, в виде исключения, можно брать неограниченное количество жен. Среди этих жен были некоторые интересные примеры. Например, Айша бинт Абу Бакр, на которой Мухаммед женился, когда ей было девять лет. Поскольку Мухаммед – образец для мусульманина, то это является правовым прецедентом в мусульманском праве. В Иране и Марокко до сего дня девочек могут отдавать замуж в девять лет. Другой из его жен была жена его приемного сына Зеида, она очень понравилась Мухаммеду, и он заставил сына развестись с ней, и взял ее в жены. Когда некоторые из мусульман посмели этим возмутиться, поскольку, по понятиям арабов такой брак являлся кровосмешением, то Мухаммед тут же получил «откровение», разрешающее жениться на женах приемных сыновей.
Была также одна иудейка, захваченная «пророком» на поле боя, которая отказалась от «чести» быть «женой пророка», и, более того, пыталась отравить Мухаммеда.

Большую роль играло обоснование и призывы военной агрессии против немусульман. Пророк сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, они не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть, то, что мы убиваем, и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них» (Абу Дауд, 2635, – здесь и далее в сносках первым стоит имя автора сборника хадисов, составляющих Сунну, а вторым – номер хадиса в сборнике).

«Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4, 74), умерший на джихаде «будет возвеличиваем за свои дела до Дня Воскресения, и будет свободен от загробного Суда» (Муслим, 2494).

Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8, 65). И он – воодушевлял. «Посланник Аллаха побуждал людей на джихад и говорил им о Райских Садах. Один из ансаров ел финики, которые держал в руках, и сказал: -Я так желаю попасть в этот мир, должен ли я сидеть пока закончу есть?» Он выбросил то, что было в руках, и взял свой меч и сражался, пока не был зарублен». (Малик, 21,18,42).

При этом участие в джихаде – обязанность мусульманина, не зависящая от желания ее выполнять: «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно, то, что для вас – зло. Аллах ведает об этом, а вы не ведаете» (Коран 2. 216).

Отношения Мухаммеда с христианами

С Мухаммедом регулярно встречались представители христианских арабских племен, и он с удовольствием беседовал с ними о вере. На протяжении жизни основателю ислама приходилось сражаться с четырьмя иудейскими племенами – канук, надир, курайз и хайбар, и один поход он направил против православных византийцев.

С Мухаммедом заключили договор христиане Наджрана. Они также имели религиозные диспуты, оканчивавшиеся для лжепророка неудачно. Видимо, эти неудачи и послужили тому, что он в последние годы жизни испытывал к христианам и христианству всевозрастающую неприязнь. В Коране можно встретить как восхваляющие христиан аяты, так и прямые проклятия. Он завещал изгнать всех христиан с Аравийского полуострова и умер за приготовлением большого похода против православных византийцев.

Цитаты : 1. Вера - это свидетельствование сердцем, изречение языком и подтверждение деяниями вашего тела. 2. Мусульманин это тот, кто никогда не причиняет вреда другому ни языком, ни руками 3. Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца. 4. Не совершайте насилия над другими и не допускайте насилия над собой. 5. Если то, что я делаю, – на пользу мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, задача моя легка и благословенна. 6. Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам, тогда и они будут к вам чисты! 7. Почитает женщину только благородный, а унижает ее - только подлец! 8. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры. 9. Тот, кто познал себя, познал своего господа. 10. Кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности. 11. Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия! 12. Истинное богатство - это богатство души. 13. Слеп не тот, чьи глаза не видят, но тот слеп, чей разум слеп. 14. Нельзя ни причинять людям зло, ни возмещать злом. 15. Поистине большая радость быть искренним и честным.

Достижения:

Социальная позиция: Мухаммед духовный учитель и пророк ислама, политический и военный деятель.
Основной вклад: Мухаммед является основателем религии ислама. Его большим достижением было объединение арабских племен. Он создал новое мощное государство, арабскую империю или Халифат.
Вклады: Мухаммед является основателем религии ислама (что означает «покорность») и рассматривается мусульманами как посланник и последний пророк Бога (араб. Аллаха).
Он был религиозным, политическим и военным лидером, моральным и социальным реформатором, который основал мусульманскую общину. Мусульмане считают, что он возродил истинную, исходную монотеистическую веру (ислам) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и других пророков.
Мусульмане верят, что Мухаммед был последним пророком и посланником Бога, «Печатью пророков» . В то же время в исламе традиционно признается, что Мухаммед получил окончательное откровение в виде Корана для всего человечества и на все времена.
Согласно Корану Бог даровал Мухаммеду шесть достоинств:
Он был наделен даром лаконичной и совершенной речи.
Он одержал полную победу над своими страхами.
Он обрел законное право на все военные трофеи.
Вся земля была названа местом поклонения нему.
Он был послан Аллахом, чтобы нести Его Божественное послание всему миру.
Он завершил ряд пророков.
Основными положениями его учения были: Есть только один Бог, люди должны во всем и всегда подчиняться Ему, в этом мире народы были строго наказаны за отказ от пророков Бога, и рай и ад ждут нынешнее поколение, мир придет к Судному Дню.
В учении Мухаммеда были изложены:
Пять столпов ислама (сунниты) — 5 основных обязанностей религиозного ритуала Ислама:
1. Шаха́да (вера) — свидетельствует что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Посланник Его;
2. Салят (молитвы) — совершение ежедневной пятикратной молитвы.
3. Закят (милостыня) подаяние милостыни, особенно во время Рамадана.
4. Сыям -пост в течение месяца Рамадан.
5. Хадж (паломничество в Мекку, где находится мечеть аль-Харам (Священная Мечеть), наиболее известная исламская мечеть.
Мухаммед предписал в качестве религиозных обязанностей частые молитвы и подаяние милостыни и запретил ростовщичество.
Этическая система ислама включает в себя несколько основных принципов, которые позволяют всем людям жить в любви, мире и гармонии. Одним из самых важных вкладов Мухаммеда в развитие социальных отношений является утверждение им принципов всеобщего братства и доктрины равенства человечества. Согласно исламу, все расы и национальности равны, женщины равны с мужчинами по своей человеческой сущности, но просто имеют разные обязанности.
Мусульманам предписывалось уважать представителей всех вероисповеданий и даже атеистов. Ненависть по отношению к другим культурам и религиям, была запрещена.
Мухаммед учил: Уважайте и любите родителей, даже если они относятся к вам не так, как вы хотите. Помогайте другим всегда, когда только можете, подаяние бедным является обязательным. Так мусульмане должны уважать все живые существа (включая растения). Убийство мирных людей строго запрещено в Коране («убийство одного человек, это убийство всего человечества»). Грабеж, мошенничество, нарушение обещания, ложь и проституция, алкоголь и наркотики строго запрещались. Признается, что Аллах видит все, что делают люди.
Одним из величайших жизненных уроков, который дает служение Мухаммеда, является важность выполнения своего предназначения и значение постоянных усилий и правильных действий. «Поистине, Бог любит творящих добро!» (3:134), “Аллах — на стороне тех, кто выполняет свой долг и тех, кто вершит добрые дела”. (Сура «Пчелы», 127-128.) и “Творящим благое уготовано еще большее и прекрасное благо” (Сура «Йунус», 10:26)
В 632 году, после завершения паломничества в Мекку, Мухаммед произнес знаменитую речь, которая была известна как Последняя проповедь.
В своей Последней проповеди, он сказал:
… у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам… Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен и совершает добрые дела.
“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. …” (Коран 5:3). Одними из его последних слов были: «Мы, сообщество Пророков не оставляем наследства. Все, что остается после нас, должно быть отдано на благотворительность».
Мухаммед также был успешным дипломатом, купцом, философом, оратором, законодателем, реформатором, военным лидером. Его большим достижением было объединение арабских племен. В Медине он построил свою модель теократического государства и оттуда управлял своей быстро растущей империей. Мухаммед создал новое мощное государство от Атлантического океана до реки Инд, которое впоследствии переросло в арабскую империю или Халифат.
Основные труды: Коран, который согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками.

Жизнь:

Происхождение: Он родился в 570 году в Арабском городе Мекке. Мухаммед был сыном Абдаллаха ибн Абд аль-Муталлиба торговца из правящего племени и его жены Амины.
Образование: В детстве он не посещал школы и не имел учителей. Однако он обладал высшей степенью мудрости, понимания и славлся красноречием и чистототой языка.
Жизнь и служение Мухаммеда:
Неудовлетворенный своей жизнью в Мекке, он время от времени, отправлялся в одну из пещер в окрестных горах для медитации и размышлений.
Первое откровение (610). Согласно исламским верованиям, в возрасте 40 лет, в 610 году в месяц Рамадан, Мухаммед получил первое откровение от Бога.
Архангел Джабраил явился к нему в пещере на горе Хира вблизи Мекки и сообщил Мухаммеду, что он есть посланником Бога. Джабраил приказал ему читать стихи посланные Богом и сказал Мухаммеду: «Iqraa», то есть «Читай». Кроме того, Джабраил приказал ему начать проповедовать Послание.
Эти откровения продолжались у Махаммеда на протяжении 23 лет до самой его смерти. Собрание этих откровений, составило содержание священной книги ислама Коран, который был запомнен и записан его последователями, и собран в единую книгу вскоре после его смерти.
Проповедование и сопротивление (613-621). Через три года, примерно в 613 году, он начал публично проповедовать, призывая богатых помогать бедным и требуя уничтожения идолов. В первые годы Мухаммед обратил в свою веру многих людей и привлек учеников и последователей.
В 619 году умерли его жена Хадиджа и его дядя Абу Талиб и этот год был назван «годом грусти».
Ночное путешествие. По Исламскому преданию, около 621 года, Мухаммед пережил Исра и Мирадж, чудесное ночное путешествие вместе с ангелом Джабраилом. Оба они оседлали белого крылатого коня Аль-Бурак и отправились в путешествие в Иерусалим, где он встретил Авраама и Моисея. Затем они совершили второе путешествие за пределы времени и пространства через семь небес. Большинство мусульман считают это физическим путешествием, в то время как другие говорят, что оно представляет собой духовно метафорическое видение.
Мадина и приход к власти (622-630). В 622 году правители Курайшитов решили убить пророка. Джабраил сообщил Пророку об их плане и попросил его немедленно покинуть Мекку.
24 сентября 622 он и его последователи оставшихся в Мекке переехали в Медину (называвшуюся тогда Ясриб). Это бегство, известное как Хиджра, знаменует собой начало мусульманской эры. Этот год явился началом мусульманского календаря Хиджры: 1A.H. (After Hijra -англ, после Хиджры).
В Медине, Мухаммед объединил конфликтующие племена Аравийского полуострова в федерацию союзных племен со столицей в Медине. Во время пребывания в Медине, Мухаммед взял в жены нескольких женщин, в основном по политическим или гуманитарным соображениям. После 8 лет борьбы с мекканскими племенами, Мухаммед укрепил свои позиции в регионе, проведя несколько успешных военных кампаний. Его известность возросла, а в 629 он беспрепятственно совершил паломничество в Мекку.
В 630 году он выступил против Мекки, которая сдалась без боя. Он объявил амнистию за прошлые преступления и обратил большинство жителей Мекки в ислам. Таким образом, он выиграл контроль над всей Аравией и стал правителем мусульман.
Основные этапы личной жизни: Отец Мухаммеда Абдаллах умер почти за шесть месяцев перед его рождением. Он потерял мать, когда ему было 6 лет и остался полным сиротой. Мухаммед был отдан на попечительство своего деду Абд аль-Мутталибу, а по истечении 2 лет, своему дяде дядя Абу Талиб, который воспитывал его до совершеннолетия. Мухаммед вырос и стал успешным и богатым купцом.
В 595 году, когда ему было 25 лет, он женился на Хадидже, богататой сорокалетней вдове. Их счастливый брак длился 25 лет и у него не было другой супруги при жизни Хадиджи. Он имел с ней шестеро детей — четырех дочерей и двух сыновей, которые оба умерли еще детстве. Все дети, за исключением двух его дочерей, Фатимы и Зейнаб, умерли при его жизни.
Мухаммед является одним из самых влиятельных личностей в истории. Исламская традиция подчеркивает его исключительно человеческую природу. Он исповедовал самый простой, строгий и скромный образ жизни. Он проводил одну или две трети каждой ночи в молитве и медитации.
Говорят, что Мухаммед был крепкого сложения, с выпуклым лбом, у него был нос с горбинкой, большие коричнево-черные глаза и приятная улыбка. Он проявлял большой такт в общении с людьми и, если это было необходимо, мягкость и даже нежность. Мухаммед до сих пор служит примером для всех мусульман и воспринимается как высший образец подражания.
Он совершил свою последнюю поездку в Мекку в 632 году, установив обряд хаджа или паломничества в Мекку. Через несколько месяцев после возвращения в Медину, Мухаммед заболел и умер на руках своей любимой жены Аиши, в понедельник, 8 июня 632 года, в возрасте 63 лет.
Он похоронен там же, где скончался, на месте, где был дом Айши и в настоящее время находится мечеть Пророка в Медине.

Вопрос – ответ

Почему арабы, особенно курайшиты, заслуживают большей любви мусульман, чем другие народы?

Арабы были избраны Всевышним для распространения Ислама. Аллах ниспослал человечеству последнее Священное Писание – Коран – на арабском языке. А из арабов Он выделил курайшитов, избрав из этого рода Мухаммада (ﷺ ) Пророком. Об этом сказано и в хадисах Посланника Аллаха (ﷺ ). И так как Пророк (ﷺ ) был арабом, Коран ниспослан на арабском и язык обитателей Рая – арабский.

Какие знаменательные события предшествовали рождению Пророка (ﷺ )?

В ночь, когда родился наш Пророк (ﷺ ), в небе появилась новая звезда. Все идолы, находившиеся в Каабе, рассыпались; погас огонь, которому неверующие поклонялись и который не потухал в течение тысячи лет; озеро Савва, которому неверующие поклонялись, высохло. С той ночи жрецам прекратились вести с небес, которые им приносили джины; стены дворца персидского шаха (Кисра) треснули, и упало 14 балконов; войска правителя Йемена Абрахи, который собирался разрушить Каабу, взяв с собой боевых слонов, были погублены Всевышним и т. д.

Перечислите некоторые знамения и чудеса, которые произошли в то время, когда мать Пророка (ﷺ ) была беременна им.

В ночь, когда Амина, забеременев, была избрана Аллахом стать матерью Господина всех людей и общин, животные курайшитов заговорили, свидетельствуя о том, что Амина носит в своём чреве будущего Посланника Аллаха (ﷺ ). Троны многих королей и правителей перевернулись, рассыпались их идолы.

После долгих засух и неурожаев земля вновь пышно расцвела. Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее Создание Всевышнего. Она не чувствовала при родах боли и тяжести.

Во время своей беременности Амина замечала, как птицы почтительно окружали её из уважения к тому, кого она носит в своем чреве. А когда она подходила к колодцу набрать воды, то вода сама поднималась наверх в знак почтения перед величием Посланника Аллаха (ﷺ ). Когда она рассказала обо всём этом своему мужу Абдуллаху, он сказал, что причина этого – величие их будущего ребёнка. Амина вспоминала, что она слышала восхваление (тасбих) ангелов в его честь.

Куда забрали ангелы Пророка (ﷺ ) сразу после его рождения?

Сразу после рождения Мухаммада (ﷺ ) ангел Джабраил по велению Аллаха поднял его над землёй от востока до запада и донёс до всех людей и джиннов, находящихся на земле и на небесах, весть о рождении Пророка (ﷺ ). Ему была показана вся Вселенная. Всё это продолжалось не больше часа, и Мухаммад (ﷺ ) был возвращён в свой дом (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 111).

Что сделали с Пророком (ﷺ ) три ангела сразу после его рождения?

Когда родился Пророк (ﷺ ), явились три ангела, чтобы подготовить его перед поднятием на небеса. У одного ангела был серебряный кувшин с ароматом мускуса, у другого – золотая чаша, а у третьего – сложенный шёлк, белый, как снег.

Сначала ангелы, поливая водой из кувшина, семь раз омыли тело Пророка (ﷺ ). Его положили в чашу и вымыли голову и ноги, после чего надушили прекрасными благовониями, а глаза обвели сурьмой. Затем ангел Ризван приложил печать пророчества, что была завернута в шёлк, между лопатками Пророка (ﷺ ) (Саид-афанди, «Кисасул анбия», т. 2, с. 113–114).

В чём заключается мудрость рассечения ангелами груди Пророка (ﷺ )?

Сердце Пророка (ﷺ ) омывали несколько раз. В детстве сердце Пророка (ﷺ ) омыли для того, чтобы защитить его от сатаны. Перед возложением посланнической миссии его сердце было омыто вновь для принятия им откровения (вахью) в самом совершенном, чистом виде. В ночь вознесения его омыли для подготовки к диалогу с Аллахом. (Подробнее об этом читайте в книге Мухаммада аль-Алави «Мухаммад аль-инсануль-камиль».)

Кто и почему дал Пророку (ﷺ ) имя Мухаммад?

Сразу после родов мать Пророка (ﷺ ) послала весть о рождении ребёнка его дедушке Абдульмутталибу. Он очень обрадовался и назвал новорожденного Мухаммадом (ﷺ ). Это имя не было широко известным среди арабов. Но оно было упомянуто в небесных писаниях (в Торе, в Евангелии и др.), и Всевышний Аллах внушил Абдульмутталибу назвать ребёнка именем Мухаммад (ﷺ ), осуществляя Своё предопределение («Нуруль-якин», с. 10).