~Что такое потребительское общество? Потребительство, как характеристика потребления.

Потребление - использование природных и искусственных вещей. Человеческое потребление имеет одну особенность: оно как правило одноразовое, причем заметна тенденция к постоянному снижению срока пользования вещами. Цивилизация "породила" миллионы нужных и ненужных вещей, которые при своем изготовлении требуют природных материалов. То есть пользуясь вещью, мы осуществляем вторичное потребление. Даже если вещь ни разу не использовалась - природные богатства были затрачены на её производство. Потребление искусственное не похоже на потребление естественное - оно не регулируется природной средой и потребностями организма. Потребление стремится к бесконечности. И это не всё. Само потребляющее человечество растет. Происходит настоящий взрыв потребления. Как будто этого мало. Потребительство возводится в культ, становится одним из основных мотивов поведения. Потребительство - сознательное увеличенное потребление сверх нужного (диктуемого потребностями), погоня за вещами, приобретательство ради приобретательства. Чем ближе к потребительству, тем меньше используются изготовленные и приобретаемые вещи. Сразу замечу, что неразумно ограничивать рассмотрение потребительства индивидом и призывать каждого к довольству малым. Мы часто приобретаем вынужденно, под давлением социальной среды и требований государства. Кроме того, потребление вовсе не ограничивается индивидом.

Человек не только берет у природы слишком много, беда в том, что он почти ничего не возвращает. Есть гипотеза, что земная биомасса стабильна по величине. Но если и так, неизменность была прервана человеком. Сжигая растительность (древесину, в частности), животные останки, биоотходы, человек выводит большую часть биомассы из природного круговорота. Меняется и соотношение: доля человеческих существ в биомассе растет. И один из основных способов "захоронения" человеческих трупов (если можно так выразиться) - сожжение. Потребление не автоматически ведет к потребительству, но у человека потребление определяется не потребностями, а потому неизбежно превращается в потребительство. В отличие от грабежа, здесь нельзя говорить о неправильной стратегии поведения. Человек может приобретать на результаты своего труда, точнее заработок. Изначально потребление и приобретение вызваны необходимостью, но даже бедные люди необходимостью никогда не ограничиваются. Если же говорить о цивилизации и культуре в целом - они расточительны. Невозвращение биомассы - только один из примеров расточительности. Человек может проиграть и пропить всё своё состояние - вот пример индивидуальной расточительности. Все люди могут промотать природное богатство, которым можно пользоваться миллионы лет, за несколько столетий. Потребительство ведет к истощению, порой быстрому.

Потребительству следует противопоставить не экономию, а простую жизнь. Потребление, основанное на потребностях - поддерживает жизнь, потребительство жизнь угнетает. Уже не искусственные вещи служат жизни, а она тратится на их изготовление, приобретение, использование. Помимо расточительства, потребительское поведение нерационально. И мы находим расточительство и путаницу как на уровне индивида, так и на уровне крупных социальных объединений, особенно в государстве. Большое количество вещей и продуктов пропадает на складах, при транспортировке, в авариях и катастрофах. Каждый может потреблять меньше и отказаться от потребительства как стиля жизни. Поменяет ли это что-то в большом масштабе? Совсем ничего, пусть даже таких людей будут тысячи. Потребительство стало эталоном, человека, не принимающего его воспринимают как ненормального. Если под нормой понимать общепринятое, то отвергающие потребительство (не потребление!) аномальны. Но если говорить о здравом разуме, то как раз они только нормальны. Потребительство можно интерпретировать как манию, болезнь. Лечиться от неё нужно прежде всего для самого себя. В ситуации, когда движение человечества определяется цивилизацией, бороться против окружающего нас потребительства бесполезно. Но осознавать исходящую от него опасность нам необходимо.

Так называемые развитые страны Запада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительское общество - общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что это и есть то общество материального благополучия, которое обещали построить коммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, только западная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будто бы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу стране может и быть по настоящему счастлив. Попробуем разобраться так ли это?

Википедия даёт следующее определение потребительского общества:

«Потребительское общество - политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменением структуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличением свободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализацией потребления».


Думается, что это определение не объективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.

Совершенно очевидно, что определение принадлежит перу апологета либерализма - идеологии далеко не всеми приветствуемой!. Причиной создания потребительского общества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижении продолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот, и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасение всеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса, с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов - с другой. Известно, что капиталистический способ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчность человеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угроза перепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки уже распределены. Этим рынком и становится потребительское общество - общество с постоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированием соответствующей системы ценностей и установок! Отметим, что термин «общество потребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм один из идеологов этого феномена. Другой мыслитель - Жан Бодрийяр, исследовавший проблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке его книга вышла в 2006 году) даёт потребительскому обществу более реалистичную, чем приведенная выше оценка Википедии. Он считает, что потребление вообще - есть психологическая реакция, природа которой бессознательна. Избыток предметов потребления - только мнимое изобилие. Общество потребления - это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие - следствие тщательно маскируемого дефицита и имеет смысл только для выживания существующего мира. Потребительское общество - есть следствие возведения в культ социальной дифференциации, направленной на оправдание необходимости экономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации - необходимости бедности и войны, преследующих одну цель - создание условий для наращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечить стабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всё новые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Земли ограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен! Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!

Человеческое счастье в потребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологией потребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводит к ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредством внедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальной дискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.

Сегодня на Западе уже не существует рационально потребителя. Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит социальное отличие - стремление человека выделиться из толпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам - стремление отличиться. Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётся неудовлетворённой! Общество потребления буквально толкает человека на активное потребление, наказывает за пассивность и экономичность, ибо такое его поведение ведёт к утрате потребительской способности общества, падению рынка, кризису, чего, естественно, опасаются, прежде всего, хозяева жизни, - это грозит им утратой всех привилегий.

В потребительском обществе, - считает Бодрийяр, - отношение массовой культуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления. Как в основе моды лежит устаревание предметов потребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременного использования. Согласитесь, читатель: современное искусство, в частности, не создало ни одного произведения, которое бы претендовало на звание классического! Ныне и у нас в России уже искусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для «культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского общества является китч - никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характерный лавинообразностью распространения. Это ни что иное, как способ приобщения к моде, приобретение отличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольном заболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарным поп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, как впрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропало понятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!

СМИ, в абсолютном большинстве своём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Они просто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность», состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляют жить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, - лишают его возможности размышлять, анализировать реальность!

Общество потребления насаждает настоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота, эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тоже имеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеет своих потребителей - других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики и т.п. Сексуализация предметов потребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку их производителям. Стыд и скромность, целомудрие и человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом - становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив: распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежение традиционной моралью - признаками высокого общественного социального статуса (продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!

Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе о них. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы и алчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществе маскируется лицемерным участием и доброжелательностью. Услужливость и раболепие скрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушить общество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществе появился новый вид насилия - насилие вещизмом, доказывающий его недолговечность и неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западного человека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачным богатством - «золотым тельцом». Как утверждает Бодрийяр, в потребительском обществе постепенно исчезает, гибнет Человек!

Несмотря на то, что потребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и в целом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. С некоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ. “потребитель»).

Консюмеризм - потребительство, перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью. Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства посредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовольствие, чем покупаемый предмет. Человеческое счастье ставится в прямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью и смыслом жизни! Это уже какой-то новый гедонизм! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости и основой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ, конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревле прибегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление. Статусная трата - это желание показать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее же время показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужен такой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хуже соседа!» - рассуждает обыватель. Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свой потребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов это пиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры - всё, что позволяет заполнить время массового небогатого обывателя. Именно этого добиваются хозяева! И, надо признать, достигли в этом больших успехов. С удовлетворением отметим, что критика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировые религии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковь предлагает с ними бороться. Папа Иоанн Павел II считал консюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!

Сегодня и в России и на Западе уже многие считают, что потреблятство - нечто заразное, вирус, болезнь, наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, от потребления совершенно ему ненужных для жизни товаров и услуг. Но США - первая страна, где это приобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалисты используют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни по всему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобального процесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительно легче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных, примитивных потребностей. Стеклянные бусы, зеркальца, другие украшения и «огненная вода» издавна использовались колонизаторами! Современное потреблятство - это особый образ мыслей, особое понимание действительности:

1) Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).

2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешь купить (отсюда и культ «золотого тельца»!).

3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое (надёжность изделия перестала служить критерием его качества, пропало уважение к предметам человеческого труда!)

Деньги правят современным западным миром. Абсолютно всё покупается и продаётся! Оглянитесь вокруг: сколько вы увидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Это особенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили: «Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди» в борьбе за власть и деньги!

Если подумать, то потребительское общество - это общество сплошных рабов, рабов «золотого тельца». Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разница заключается только в цене! В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет его здоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обучения физкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики! Раб должен быть здоров, и понимать язык хозяина! Сегодня быть больным не только не престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоит удивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащий ремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современной литературе. Человек - герой романа - предупреждается о сроке принудительной эвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназия добровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемся известию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом они даже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали это высшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества, живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же - раб «золотого тельца»?

Как уже говорилось, общество потребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимость всестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Это ускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их как личностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами и поддерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процесс манипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!

Ныне даже мыслящая часть американцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США - ни что иное, как результат сознательного деяния властей ради достижения экономических целей - прежде всего продления существования капитализма. Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателем автомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуется творениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. А это ущемит интересы хозяев. Вот власти и стараются не допускать роста общей культуры населения. Разве не это происходит сегодня у нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!? Настоящие патриоты России отрицательно относятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, в частности. К голосам протеста присоединилась и русская православная церковь. Патриарх Кирилл приводит следующие доводы: «Простые люди, покупая новую вещь радуются. А безудержное потребительство убивает эту радость. Таким образом, человек обкрадывает себя. Если всё наше общество встанет на путь такого безудержного потребления, то земля наша и её ресурсы этого просто не выдержат! Давно доказано, что, если средний уровень потребления будет такой как в США, то основных ресурсов хватит только на 40 - 50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем так жить. А если все не могут так жить, так что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?» К сожалению, по данным «Российской бизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российского потребительского рынка - 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый на примере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большую отрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками, преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитию процесса глобализации по-американски. В новой России уже пышным цветом расцвёл вещизм - пристрастие к материальным ценностям в ущерб традиционным для нашей страны ценностям духовным. Россия из самой читающей и образованной страны на планете Земля превратилась усилиями реформаторов в рядовую страну третьего мира, пока ещё имеющую ядерное оружие. У нас появилась прослойка неграмотных граждан, что было совершенно изжито в СССР.

Чем же ещё характерно такое общество? Чего в нём больше: положительного или отрицательного?

Общеизвестно, что капитализм основан на активном товарообмене. Вместе с техническим прогрессом наступает время, когда количество людей, занятых в сфере производства, становится меньше, чем их количество, занятых в сфере обслуживания и торговле. Торговля теперь при меньшем напряжении сил приносит больше дохода, чем производство товара. Всё продаётся и всё покупается! Человек так же становится товаром. Появляется термин «человеческий капитал». Производство всё теснее связывается с потреблением. Бизнес производит не только материальные, но и духовные ценности. Он формирует вкусы человека, его желания, систему ценностей, нормы поведения (мораль), жизненные интересы. Важнейшую роль при этом играют СМИ и реклама - средство воздействия на сознание потребителя материальных и духовных благ. Конкуренция производителей, присущая капитализму, порождает и конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится всё больше потреблять. Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики человека, но и его социальный статус. Сегодня в России процветает то, над чем смеялись в 70-х - 80-х годах, говоря о южанах-торговцах фруктами на рынках: «Большой человек должен носить большую кепку!» Только сегодня о статусе россиянина свидетельствует не большая кепка, а большой автомобиль!

Развитая система кредитования превращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основано на вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателя в свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитные возможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовому долгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом, стариками, родиной!

Приобретения в потребительском обществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически даже при намеренно сниженном качестве (надёжности) товаров. Вещи могли бы служить ещё годы, но должны быть заменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо». Человек должен покупать, покупать и покупать, иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретя товар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилось что-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулирует экономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли это хорошо и как долго может продолжаться? Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил даже Пётр Мостовой - активный соавтор либерализации экономики России (См. сайт ПОЛИТ.РУ).

По его словам ещё в середине XIX века было замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребитель товаров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя в обратном. Для того, чтобы всё возрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был создан потребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая, эффективная форма социального контроля: конфликт на работе - безработица - кредитный долг - санкции. Система на деле эффективнее всякой репрессивной! С другой стороны всякий кредит - это фиктивные деньги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальный сектор экономики составляет только 15% от ВВП, а 85% - это рынок финансовый. Примерно тоже происходит в России. Иными словами, деньги появились, а ничего ещё не произведено! Нужны рынки сбыта! Первая Мировая война шла за рынки сбыта для Запада. Вторая - за передел рынков (обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового идёт «война эпохи ВТО», война экономическими методами. Зададимся вопросом: почему сегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-то развитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведь можно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Запад потеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров! Задачей в новой войне ставится - прежде всего, не допустить чужих на свои внутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает! Она не хочет даже сопротивляться. Почему и кому это нужно - вопрос отдельный!

Всем ясно, что сегодня ограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны за ресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «У соседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!» Не ожидает ли Россию участь Ливии, а её руководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстом говорил в сенате США сенатор Маккейн.

Жизнь людей, запрограммированных на потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске. Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как и американцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговоры ведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал! Но ведь для Человека потребность души, духа и является базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребности материальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной и духовной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова специфика потребительского общества.

Даже безработный в этом обществе не перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы. Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское общество сохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца до российского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится! Он приучен жить «красиво».

Экономика потребления и информационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучают людей думать. Надо признать, что человека потребительского общества весьма трудно изменить так, чтобы безболезненно, легко перейти к образу жизни подобному советскому, когда на машинах ездили десятки лет, обувь и одежда служили пока не износятся, излишки продуктов питания не выбрасывались в помойку. При этом ещё и воспитывая людей духовными, нравственными. К счастью, сегодня уже многие россияне ностальгируют по прошлому, готовы отделиться от Запада и создать на Родине нечто подобное СССР. Эти люди понимают, что ресурсы Земли очень ограничены, чтобы сохранить жизнь придётся рано или поздно перейти к экстенсивной форме потребления, то есть, думают не только о себе, но и о будущих поколениях!

Беда в том, что в обществе потребления индивидуальные потребности населения страны далеко выходят за рамки борьбы за физическое выживание. И это относится не только к богатым. Потребление становится инструментом социокультурной интеграции населения. Массовое производство позволяет потребителю конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Общество производит символы различия, знаки, позволяющие индивиду не слиться с толпой. Можно, например, не демонстрировать своего шикарного коттеджа всем и каждому, но показать другими способами, что его имеешь. Вспомним: «Большой человек носит большую кепку!»

В потребительском обществе хождение по магазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формы общения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всё больше определяются рынком - практической пользой. Люди, живущие в соседних квартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседей бесполезными и не ожидая от них добра и соучастия. Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи, на глазах разваливается! Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе! На глазах ныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура. Ещё совсем недавно мы жили в культурной среде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношения к предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуется совершенно противоположное - расточительство, основанное на кредите! Стала нормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русского неприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долг никто не стреляется!

Реклама - важнейший элемент потребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной. Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания и способна насиловать сознание! Именно отсюда следует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков - различного рода «звёзд» и скоморохов. Эффективной экономической деятельностью становится продажа брендов - марок порой совсем ничем не выдающихся товаров. Мода является двигателем производства и сбыта! В ущерб качеству товара делается привлекательной его упаковка. Для сбыта она важнее качества. Сегодня россияне убедились на собственном опыте в том, что красивая и дорогая обёртка вовсе не свидетельствует о высоком качестве товара!

Образование, медицина, да и вся государственная деятельность в потребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасно многие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Законом о государственных услугах. Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует! На рынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает! Не стоит удивляться и тому, что государственные должности - тоже товар, имеющий свою цену!

Неустанная погоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует в потребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились «трудоголики» - люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным ради денег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы не слиться с толпой!» Слово «трудоголик» созвучно со словом «алкоголик». Объединяет таких людей то, что оба они заражены вирусом потреблятства: один неуёмной погоней за долларом, другой - за бутылкой. Остановить и того и другого в их погоне за призрачным «счастьем» очень непросто!

Итак, капиталистический способ производства на определённом этапе развития порождает тенденцию к формированию общества потребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления в центр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениями во всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики. Общество потребления - это целенаправленный синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека, обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма и буржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!

Особо отметим, что потребительское общество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, для этого потребовались бы ресурсы пяти таких планет. Запад, из опасений народного бунта, естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровня потребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращение населения Земли. Теоретики либерализма уже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однако большинство людей не желают задумываться о будущем своих потомков. Увы, Г. Форд был прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являются наказанием! Они не хотят понять, что идея глобализации по-американски - это реализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО - один из инструментов, обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотого миллиарда»!

В отличие от развитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется в кризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то часть населения уже живёт в них, большинство же довольствуется виртуальным обществом потребления, которое наблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах больших городов. Перспектива доведения потребления материальных благ в России до уровня американского, не реальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вот воспитание человека, подобного американцу, - потребителя, раба «золотого тельца», протекает в России вполне успешно! И, наконец, может ли быть счастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте? Думается, что вопрос чисто риторический!

Смирнов Игорь Павлович

Тест по теме "Человек" представлен в двух вариантах. Составлен на основе материалов ФИПИ. Состоит из части А (30 вопросов) и часть В (7 заданий). Соответствует стрруктуре ЕГЭ. Может использоваться как для подготовки учащихся к ЕГЭ, так и для контроля ЗУН по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Человек». Вариант 1

A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности 2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать

1)культурой 2)экономикой 3)мировоззрением 4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей 2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств 4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1)самосохранении 2)самореализации 3)самопознании 4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента 4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям 4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

Постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

  1. И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4)Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут ствует у животного?

  1. обменные процессы
  2. творческая активность
  3. работа органов чувств
  4. потребность в пище

А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям
  2. цель состоит в получении достоверного знания
  3. субъектом выступает отдельная личность
  4. результатом является новый продукт

А 16. Воля – это

  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
  2. способность дать сдачи обидчику
  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А17 . Ученик для учителя является:

  1. объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. Радиожурналист 2) двоюродный брат 3) преподаватель вуза 4) руководитель предприятия?

А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении

А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру гих людей о себе.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ
  2. познание законов развития природы
  3. формирование религиозных представлений о мире
  4. сочинение музыки

А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека
  2. может доставлять человеку удовольствие
  3. предполагает наличие цели
  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже ния какой-либо цели.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи тель индивидуально свободных черт называется:

  1. Деятелем 2) индивидом 3) лидером 4) личностью

А30. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

  1. Самоотдача 2) материальная выгода 3) гордость за совершённое 4) наслаждение мастерством.

Часть В

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это

Ответ_________

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.

Ответ_________________

В 3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

В 4 . Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Найдите в приведенном списке базовые потребности человека

  1. Потребность в законе
  2. Потребность в общении
  3. Потребность в нравственном совершенствовании
  4. Потребность во взаимодействии
  5. Потребность в достижении истины
  6. Потребность в возрастании добра

Ответ______________

В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1 ) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».

Ответ_____

В 6

«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»

Ответ_____________

В 7 . Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности
  2. Стремление к самореализации
  3. Умение приспосабливаться к природным условиям
  4. Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем
  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ_______

Ответы:

Деятельность

индивид

ВАБВА

2122

ВДЖБИА

Вариант 2

А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.

А2 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.
  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще ния.

А3 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по требность в

1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности

А4 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1)членораздельная речь 2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей

А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А6 . Основным фактором формирования личности является

1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности

А7 . Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
  2. темперамент человека, его характер
  3. неповторимые психофизиологические особенности человека
  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А8 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода
  2. особенности темперамента человека, его характер
  3. трудовую активность человека
  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А10 . Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

А11 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12 . Какой признак характеризует человека как личность?

1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье

3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности

А13 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1)художественного образа 2)мифологического знания

3) религиозной нормы 4) научного знания

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность

А15 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной 2) практической 3)материальной 4)творческой

А16 . И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании

А17 . Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение

3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве

А18 . В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы

3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий

А19. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться

А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной 2) социально-преобразовательной

3)практической 4)духовной

А21. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей

А22 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:

  1. проявление активности 2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

А23 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

А24 . Результатом самопознания, в частности, является

  1. накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества

3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

А25 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности 2)различных типов темперамента

3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы

А26 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности 2) биологической природы

3)физиологических особенностей 4) психологических качеств

А27 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности

А28 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А30 . Основой человеческого существования является

  1. потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба

Часть В.

В1 . Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ___________________________________

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».

Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.

Ответ____________________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Интересы
  2. Мировоззрение
  3. Задатки
  4. Умения
  5. Наследственность
  6. Идеалы

Ответ_________

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.

Ответ_________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»

Ответ_________

В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Учителя
  2. Компьютерное обеспечение
  3. Знание основ наук
  4. Наглядные пособия
  5. Учащиеся
  6. Умения применять знания
  7. Практические навыки

Ответ____________

Ответы по теме «Человек» вариант 2:

мотивы

общение

ВБА

1246

1211

ГВАЕБЗ


Добавить в избранное

Потребительство это внутреннее стремление человека видеть только один смысл жизни и цель – материального обогащения. Морально-этические аспекты жизни таких людей как правил интересуют меньше всего. Они находят счастье в вещах, их использовании.

Причиной Потребительства, является само развитие общества и социума, по техногенному пути развития. Большое значение имеет искусственно поощряемое мнение о значимости материальных вещей для человека. Иногда Потребительство превращается в манию или зависимость от которой сложно избавится.

В гигантских городах, в гигантских странах людьми управляют, как вещами и всё, что эти люди покупают, становится мусором.

Жить в обществе потребления не так и просто. Потребительство – это искусственно навязанные избыточные стандарты общества, для получения прибыли. Фактически все наше существование на планете земля напоминает прожорливых червей, которые нагло, безжалостно, неэкономно, алчно и бездумно сжирают все на своем пути.

Желание человека жить лучше - естественно и нормально. Но во всём нужно знать меру. В потребительстве она отсутствует. В неестественном раздувании чувства потребительства отсутствует материальная и моральная основа.

Человек утрачивает возможность стать целостной личностью, которая гармонично удовлетворяет свои физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности

Потребительство крадет у человека осознание себя и смысла жизни, заменяя его эгоизмом и корыстью.

Жизнь предназначена для развития внутренних начал, для пробуждения или осознания духовных ценностей.

На первое место среди жизненных целей, необходимо ставить приоритеты, связанные с самосовершенствованием, личностным ростом.

Личностный рост и ценности подвергаются забвению. Смысл жизни человека предается глубокому забвению. Потребительство сегодня превратилось в пагубную зависимость. Для него характерно, маниакальный шопинг, рисовка и показушничество. Для человека, ставшего обладателем такого качества личности как Потребительство, товары утрачивают свои естественные характеристики, становясь лишь символом элитарности, избранности, возможностью пустить понты, потешить Тщеславие собственной крутизной и значимостью.

Вкус Счастья, да и само , такие люди связывают с уровнем потребления материальных благ. В конечном итоге он становится целью и смыслом жизни.

Потребительство не воспитывает в человеке добродетели. Наоборот провоцирует Гордыню, Зависть, Тщеславие, Эгоизм.

Человек стремится урвать у других, становится беспринципным, когда речь заходит о потреблении, безудержно рвется к наживе, переступая через нравственность и совесть.

Потребительство реализуется в жесткой конкурентной, соревновательной среде, поэтому отстающие проявляют недовольство жизнью, осуждают тех, кто действовал бессовестно, но более проворно.

Это общее для всей нашей России чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравновесить создавшееся положение возвращением вечных ценностей, которыми на протяжении многих поколений руководствовалась наша страна. Необходимо настойчивое и глубокое внедрение таких ценностей, как Любовь, Вера, Семья, Ответственность, Благородство, Дружба, Честность.

Помните: ценность человека и смысл его жизни это — настоящая любовь к другому человеку, бесконечное стремление вселенной к совершенству и красоте.

Само собой разумеется, что все это пошло, нагло и безвкусно. Однако в фотографиях с сайта Rich Kids of Instagram («Богатые дети в Instagram»), о котором писала на прошлой неделе Guardian, есть кое-что еще, не сводящееся к обычному отвращению к грубой демонстрации роскоши. На этих фотографиях юноши с четырьмя часами Rolex на руках и другого юноши, позирующего перед своим вертолетом, на бесчисленных машинах, яхтах, туфлях, особняках, бассейнах и испорченных белых мальчишках, кривляющихся в частных самолетах, изображая гангста-рэперов из черных гетто, лежит тень чего-то худшего. После просмотра нескольких десятков подобных картинок возникает непонятное, но тревожное чувство.

Разумеется, такие фотографии, по идее, должны возбуждать зависть. Однако вместо этого от них несет отчаянием. Юноши и девушки теряются на фоне собственной дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Голова лежащей на кровати девушки едва виднеется из-под завала пакетов Chanel, Dior и Hermes. Подписи гласят «шоппинг-шоппинг» и «#золотаялихорадка», однако вместо картины изобилия перед нами наглядный образ пустоты. Эта сцена буквально пропитана отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.

Возможно, я проецирую свои предубеждения. Однако мои ощущения подтверждаются впечатляющим количеством психологических исследований. Психологи утверждают, что «вещизм» — свойство, которое встречается и у бедных и у богатых и которое исследователи определяют, как «систему ценностей, основанную на пристрастии к вещам и к создаваемому ими социальному образу», разрушителен как для общества, так и для отдельного человека. Он лишает тех, кто ему поддался, радости жизни и душевного спокойствия и несет тревогу, депрессию и крах отношений.

Корреляция между вещизмом, несчастьем и неспособностью к сопереживанию и взаимодействию с людьми была замечена давно. Однако исследования, проводившиеся в последние годы, устанавливают причинно-следственную связь. Например, серия экспериментов, результаты которых в июле опубликовал журнал Motivation and Emotion, продемонстрировала, что рост вещизма снижает человеческое благополучие (качество отношений, автономность, осмысленность жизни и т. д.). Когда вещизма становится меньше, люди, напротив, становятся благополучнее.

В ходе одного из исследований ученые работали с группой 18-летних. Затем — через 12 лет — они снова проверили ту же группу. Исследуемых просили оценить важность различных целей — работы, денег и статуса с одной стороны, и принятия, общности интересов и причастности к сообществу, с другой. После этого им давали стандартный диагностический тест, выявляющий проблемы с душевным здоровьем. И в 18 лет, и в 30 лет, люди, более склонные к вещизму, были больше склонны и к психическим расстройствам. Но те из них, в ком за это время вещизма стало меньше, стали счастливее.

В другом случае психологи изучали то, как исландцы переносили экономический коллапс, который произошел в их стране. Одни пытались найти опору в вещизме, а другие стали меньше интересоваться деньгами и больше обращать внимания на семью и общественную жизнь. Вторая группа продемонстрировала более высокий уровень благополучия, чем первая.

Эти исследования — при всей своей показательности — устанавливают только корреляцию. Однако затем исследователи пропустили группу подростков через церковную программу, направленную на то, чтобы переключить детей с трат на помощь и сбережение. Самооценка участвовавших в программе детей, которые до этого проявляли вещизм, заметно возросла, в то время, как у их собратьев в контрольной группе — нет. У тех, кто не страдал от вещизма до программы, самооценка не изменилась.

В другой статье, вышедшей в Psychological Science, сообщается о контролируемом эксперименте, в ходе которого на людей постоянно воздействовали образами предметов роскоши, текстами, адресованными не гражданину, а потребителю, и словами, ассоциирующимися с вещизмом (такими, как «покупать», «статус», «престижный» и «дорогой»). Подопытные демонстрировали незамедлительный, но временный рост материальных устремлений, тревожности и депрессии. Они также становились более склонными к конкуренции и эгоистичными, у них снизились чувство социальной ответственности и склонность участвовать в трудоемкой социальной деятельности. Исследователи подчеркивают, что, так как реклама постоянно бомбардирует нас подобными образами, а наши СМИ постоянно представляют нас именно потребителями, эти временные эффекты могут возникать на более или менее постоянной основе.

Наконец, авторы третьей работы, опубликованной, парадоксальным образом, в Journal of Consumer Research, наблюдали в течение шести лет 2 500 человек. Исследование выявило двухстороннюю взаимосвязь между вещизмом и одиночеством: вещизм взращивает в людях социальную изоляцию, которая, в свою очередь, развивает вещизм. Люди, отдалившиеся от окружающих, привязываются к вещам, и эта привязанность в дальнейшем вытесняет социальные отношения.

Оба варианта вещизма, приводящие к этому эффекту — использование вещей как мерила успеха и поиск счастья через приобретение — можно увидеть в Rich Kids of Instagram. Только прочтя эту статью, я понял, что в этих фотографиях так выбивало меня из колеи: они выглядят как своего рода сознательное нанесение себе социальных увечий.

Вероятно, это отчасти объясняет, почему основанная на безостановочном росте экономическая модель продолжает, на свой лад, преуспевать, пусть и оставляя за собой хвост из неоплатных долгов, душевных болезней и разрушенных отношений. Социальная атомизация — это, возможно, лучшая стратегия продаж в истории, а бесконечный маркетинг выглядит почти идеальным методом атомизации.

Вещизм заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Вредоносный сайт о «богатых детях» издевательски иллюстрирует и грубо подстегивает эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у тебя четыре «ролекса», а у кого-то — пять, тебе не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Материальное выражение самооценки снижает самооценку.

Я хочу подчеркнуть, что говорю не о различиях между богатыми и бедными: бедные могут поддаваться вещизму не хуже, чем богатые. Речь идет об общей социальной тенденции, порожденной государственной политикой, действиями корпораций, коллапсом сообществ и общественной жизни и нашей покорностью системе, которая выедает нас изнутри.

Мы делаем ужасную ошибку, позволяя себе верить, что чем больше у нас будет денег и вещей, тем благополучнее будет наша жизнь. В это верят не только несчастные запутавшиеся дети с фотографий, но и почти каждый министр почти каждого правительства. Суетные амбиции, страсть к материальному, безостановочный рост: вот формула массового несчастья.