Чего будет лишен и что получит человек, не совершающий намаз.

Как вести себя мусульманину, если случилось так, что его жена не хочет читать намаз, носить хиджаб? Становится ли обязательным для него развод, если в течение определенного времени нет положительных изменений в этом отношении?

В данной ситуации важно проявление тактичности и деликатности, ведь человек не может измениться в одночасье. Слишком уж долго мусульманам не давали возможности полноценно выполнять религиозные обязанности и предписания, поэтому возвращение к истокам - путь тернистый, требующий от всех нас терпения и взаимопомощи. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь и, возможно, вы придете к согласию, «ведь согласие (примирение) - лучше всего» (см. ).

Я лично знаю случаи, когда жены-немусульманки становились мусульманками, а не религиозно-практикующие становились практикующими. Но от мужей это требовало терпения, мудрости, выдержки. По времени это занимало годы! Главное - не торопить время, не раздражаться и не создавать напряженной обстановки. Есть богословское правило: «Кто торопит результат и хочет получить его до назначенного Свыше срока, тот не получит его вообще».

Если вы будете все это время сами соблюдать каноны Ислама, применять их, то и ваша благоверная проявит покорность Творцу, станет практикующей мусульманкой. Зачастую людям свойственно мифическое стремление изменить окружающий мир, не изменив себя. К сожалению, желаемый результат не достигается. И наоборот, совершенствуя себя, можно изменить не только одного человека, но и многих, даже весь мир, по милости Всевышнего.

В браке я уже два года, жена на восемь лет младше меня, у нас растет дочь. За эти два года у меня с женой было много серьезных разговоров, я пытался исправить ее, воспитать, немало ругал ее, немало было скандалов. А причина в том, что от нее постоянно исходит неповиновение, ложь, обман, и в целом очень глупо себя ведет, не по-взрослому. Наставлений и проповедей на тему повиновения мужу и запрета лжи в Исламе много приводил. Видно по ее поведению, по выполнению религиозной практики, что иман у нее слабый, и повлиять на нее будет непросто, а то и невозможно. Много, много объяснял, большие обещания давал (если исправится и будет хорошей), доносил до нее, убеждал, исправлял, всю известную мне психологию использовал мягко и жестко - бесполезно. Что мне делать, как быть, какое решение будет правильным? Игорь.

Ответ моей супруги, Зили Аляутдиновой. Каким же будет мир, если разумному, понятливому супругу всегда будет попадаться такая же разумная жена, а глупой женщине будет доставаться глупый муж?! Потеряется баланс... Очень часто бывает так, как у вас. Муж ведет, а неразумная жена идет за ним по жизни. В награду за терпение, за молчание в порыве гнева, за прощение в период полной оплошности супруги Всевышний дарует этой семье благочестивых детей, благих потомков (об этом сказано в Коране).

Примите тот факт, что ваша жена неразумна, молода, сквернословит и даже лжет. Но в ней, конечно же, есть и много хорошего. Вам только нужно это хорошее увидеть (в первое время можно использовать лупу). Все в этой жизни происходит неспроста, все имеет свой хикмет , Божественную мудрость, и поэтому вас свело с ней. Любой человек, встречающийся на нашем пути, подобен ангелу, который преподносит нам уроки от Бога. А вы уверены, что другой вариант будет лучше? А как быть с ребенком? И вспомним, что самое нелюбимое пред Богом, но разрешенное - развод. Нелюбимое!

Оставьте былую практику исправления и воспитания, вы муж, а не отец вашей жене. Занимайтесь своими делами вне дома, а на ее промахи и недостатки смотрите как на черту характера. Если приукрашивает реальность, лжет, как вы говорите, учитывайте это. Если надо, проверяйте или просто не слушайте плохое мнение о других.

Помните, у вас разница в возрасте (восемь лет), думаю, есть также значительные отличия и в образовании, все это сказывается на отношениях. Более опытной женщина может стать ближе к 35 годам. Маловероятно, что раньше. Жизнь еще малознакома. Наш мозг продолжает свое формирование вплоть до 25 лет, до этого возраста нам сложно анализировать последствия сказанного и совершенного.

Мой муж периодически порывается заняться чем-то, что мне кажется недопустимым с точки зрения шариата. Сначала хотел ходить в бассейн (в общий и в плавках), теперь хочет заняться боксом (и бить не только грушу). Меня он предупредил, что, когда мы будем жить с его родственниками, мне придется повязывать платок не хиджабом, а назад, как принято у людей его нации. Когда я указываю ему на неправильность его действий или мыслей, он говорит, что сначала надо сосредоточиваться на крупных грехах и важных делах (например, стараться всегда молиться вовремя), а потом уже исправлять такие мелочи. В общем-то, вопросов у меня два: 1. Права ли я в указанных случаях? 2. Прав ли он, говоря, что сначала надо уделить внимание исправлению больших грехов?

Наверное, это мелочи, но не могли бы вы коротко объяснить, правильно ли я себя с ним веду? Что приоритетнее: настоять на том, что верно по шариату, или оставить мужа в покое, дабы не раздражать?

Приоритетнее в вашем случае (и только Всевышнему ведома истина) прислушиваться к своему мужу. Конечно же, высказывайте свое мнение, но делайте это деликатно, без нажима.

С точки зрения канонов и духа богословских установлений, а также с точки зрения мусульманской культуры и этики, вам лучше принимать во внимание сказанное супругом и не перечить ему. Он не хуже вас знает, что к чему. Он - глава семьи. И будьте мудрее.

Правда ли, что в Судный День муж будет отвечать за свою жену, за то, что она не молилась, не носила хиджаб, что не соблюдала религиозной практики Ислама? Марьям, 20 лет.

Он будет отвечать за (1) соответствующее материальное обеспечение им своей семьи, за то, (2) как относился к жене и детям (благонравно, например, или деспотически, небрежно, без чувства ответственности), и, конечно же, (3) был ли для них хорошим примером - олицетворением терпения, морали и великодушия. Что касается религиозной практики, то каждый сам за себя в ответе пред Богом. Другого мы можем лишь мудро наставить словом или личным примером.

Это не является поводом для развода. Людям необходимо брать положительный пример с кого-то. Если вы не являетесь этим положительным примером, то скорее всего и желания молиться у нее не возникнет. Но в ваших силах сделать так, чтобы, глядя на вас, у супруги возникло стремление приобщиться к религиозной практике.

Уважаемый имам! Я сам молюсь и того же требую от жены. Она говорит, что верит в Бога, не делает ничего плохого, и все на этом. У нас из-за этого возникают конфликты. Я воздерживаюсь, а она поднимает руку на меня и бранит нецензурными словами. Я мог бы поднять тоже и избить ее, но мне этого не хочется. У нас есть маленький ребенок. Мухтор.

Станьте для нее идеальным мужчиной: стройное, с накачанными мышцами тело (кубики на животе!); здоровое, без переедания питание; жесткий каждодневный режим (вне зависимости от того, выходной это или нет); чтение хотя бы одной умной книги в месяц; сдержанное поведение, управление эмоциями; гармонизация интимной стороны супружеской жизни и т. п. Когда вы продержитесь в таком спортивном и во всех отношениях дисциплинированном ритме на протяжении года, при этом будете расти профессионально, достаточно для семьи зарабатывать, тогда вы сможете поднять ваши отношения на новый уровень, и жена пойдет за вами не только в вопросе совершения молитвы, но и на край света.

Уважаемый Шамиль, мой муж каждый раз заставляет меня покупать для него и его друзей алкоголь. Может и в три часа ночи послать в магазин. Обязана ли я это делать или могу отказаться? Диана.

Употребление алкоголя - крайне греховно, вы не должны потакать ему в этом. К тому же для вас такие ночные хождения еще и небезопасны. Если хочет, пусть в три часа ночи сам дойдет до магазина, как и в любое другое время суток.

Я мусульманин, женат на девушке другой национальности и вероисповедания. До нашей женитьбы она говорила мне, что хочет принять Ислам, но после женитьбы не только не стала принимать Ислам, но и начала отрицательно относиться к тому, что я читаю намаз.

Это произошло после разговоров с ее родными и знакомыми. Я стараюсь объяснить ей все, что знаю про Ислам, но она и слушать этого не хочет. В ее понимании молитва идет из души, а намаз - это механическое чтение заученных слов.

Я делаю все, что в моих силах, дабы объяснить и довести до нее смысл намаза, но она даже и слушать не хочет. У нас возникают ссоры из-за того, что я, вечером придя с работы, читаю намаз. Я стараюсь вести себя как можно мягче и спокойней. Я очень сильно люблю ее и расстраиваюсь, стараюсь утешить себя тем, что со временем она сама поймет, что и как, но сомнения не оставляют меня в покое. Как мне поступить и что сделать, чтобы убедить ее и сохранить семью? Тахир.

«Я очень сильно люблю ее » - не стоит сильно любить что-либо на этой земле. Любовь ослепляет. «[Выходящее из-под контроля] чувство любви к мирскому (тому или иному, имеющемуся на этой земле) - начало всякой [серьезной] ошибки» . Вы с вашим поведением уже не имеете в ее глазах авторитета. Стоит о многом задуматься. Уделите себе время. Если вы в корне не начнете изменяться (а ваши слова уже давно не являются убедительными для нее), тогда перспективы вашей семейной жизни с ней крайне сомнительны. Может, не стоит становиться заложником отношений и ситуации у себя дома, постоянно что-то доказывая и стараясь убедить, что ты не безумный фанатик?!

Мой муж всегда с неохотой идет совершать послеполуденную молитву (‘Аср). Обычно я его заставляю, и по этому поводу у нас возникают конфликты. Иногда я так бываю зла, что начинаю его обзывать, но потом сожалею о сказанном. Считается ли грехом то, что я его обзываю? Луиза.

Да. Вы призываете к благому через ругательства? В этом мало хорошего. Тем самым вы все больше отстраняете его не только от молитвы-намаза, но и от самой себя.

Моя жена русская, недавно приняла Ислам. Принятие Ислама произошло самостоятельно, то есть она стала считать себя мусульманкой по своей воле, стала совершать намазы и т. д. Шахаду она проговорила исключительно для себя, без двух свидетелей, так как такой возможности у нас просто нет. Может она считать себя полноценной мусульманкой?

И второй вопрос: я стараюсь на нее не давить в плане религиозной практики. Боюсь, что она будет больше внимания обращать на меня и мои слова, возможные укоры. А это способно вызывать сомнения и душевные переживания (когда она пропускает молитву, она сильно переживает потом по этому поводу). Так вот, прав я или нет в том, что оставляю ее полностью на ее личное разумение веры? Должен ли я следить за соблюдением женой всех правил и столпов Ислама или оставить это под ее личный контроль? Пример: время намаза заканчивается, а жена не делает намаз. Я вижу, что она его делать сейчас и не собирается (например, ей плохо, она занята по хозяйству). Я понимаю, что если я ей скажу, то она обязательно его сделает. Должен я ей указывать, что она должна сделать намаз или нет? Эмиль, 31 год.

2. Оставьте это исключительно для нее. При этом будьте живым примером как в вопросах мусульманской этики, так и в вопросах религиозной практики.

Может ли супруг заставить меня носить платок? Альбина, 21 год.

«Нет принуждения в религии» (см. )

Скажите, пожалуйста, если муж совершает какой-либо грех (например, употребляет спиртные напитки, хоть и редко), может ли жена ему указать на это, запретить совершать грех или только муж может указывать жене на что-то?

Конечно же, может. Однако крайне важно делать это с учетом мужской психологии, то есть тактично и мудро, без нажима.

В данный момент пытаюсь соблюдать религиозную практику, начав хотя бы с элементарного, например с ношения более закрытой одежды. Но, к сожалению, супруг мою тягу и потребность в этом не разделяет. Поначалу данное мое стремление он одобрял, но потом, увидев, что я все больше прилагаю усилий на пути истины, стал осторожничать со мной, объясняя свою позицию тем, что во всем в этой жизни надо соблюдать меру. Он считает, что мое устремление грозит перейти в разряд фанатизма, и это пугает его. Уважаемый Шамиль, как мне совладать с данной ситуацией в соответствии с духом и канонами Ислама? При этом прошу учесть, что мой супруг старше меня на двенадцать лет и он человек с уже сформировавшимися убеждениями и взглядами. А., Казахстан.

1. Прочитайте внимательно мою книгу «Мир души».

2. Не говорите с мужем на религиозные темы. Найдите хотя бы одну современную книгу по позитивной психологии , изучайте ее и свободными вечерами обсуждайте с ним то, что привлекло ваше внимание в ней и показалось полезным.

Насколько на человеке лежит обязанность следить за тем, чтобы члены его семьи соблюдали свой религиозный долг? Например:

1. Платок жены время от времени немного приоткрывает аурат на улице (видны мочки ушей, немного волос и т. п.). На мои замечания по этому поводу жена нервно реагирует. Мне кажется, такое происходит из-за ее безалаберности, но моей жене кажется, что я ее просто третирую.

2. Когда я бужу своего младшего брата (ему уже 22 года) на утренний намаз, это иногда доходит до скандала. Он очень тяжело встает.

Стоит ли мне проявлять усердие в этих делах или же оставить каждого в покое, ограничившись редким (для жены) или коротким (для брата) напоминанием? Все они уже взрослые люди.

3. Также мне интересно, что лучше - вовремя совершить намаз (в течение 10–20 минут после начала его времени) или ждать для джамаата свою жену, которую может задержать выполнение домашних обязанностей, например, дети? Шукран, 29 лет.

1. Ваша жена права.

2. Логика верна. Легкое наставление, напоминание, не более того. В достоверном хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения» . Если вы будете твердить им одно и то же, это только усугубит ситуацию. Зачастую у нас самих полно недостатков, над которыми еще работать и работать.

3. В условиях домашних дел и забот я советовал бы совершить намаз как только появилась для этого возможность. Ожидание друг друга приведет к нервозности, наложению одних дел на другие и нарушению спокойствия выполнения самой молитвы.

Я вышла замуж год назад, мы с мужем общались до этого два месяца, и я была счастлива, потому что, по его словам, он был истинно верующим, то есть намаз не пропускает, пост соблюдает, любит и уважает свою мать и сестер, ведь уважающий свою мать и сестер сын и брат не будет плохо относиться к жене. Но, увы, через неделю после свадьбы выяснилось, что все совсем по-другому: намаз - по настроению, пост так же. Все, что он делает, - это ест, спит и общается по Интернету. Мать и сестер обзывает последними ругательными славами, про себя я и не говорю.

У нас недавно родился сынишка, думала, может, муж опомнится, ан нет. На мои уговоры он отвечает: «Не тебе за меня отвечать, на том свете я сам за тебя в ответе». Лиана.

Не давите на мужа и прямым текстом не критикуйте его. Таких, как он, в реалиях современной жизни много, очень много. И не столько они сами виноваты в том, что так уродливы духовно, сколько то окружение, общество, в котором они родились и выросли. Но! Неразрешимых проблем нет. Для вас это хороший повод расти и развиваться, его минусы могут стать отличными тренажерами для вашего духовного развития и становления.

«[Проводит Он вас в том числе через столь сложные и опасные жизненные обстоятельства] дабы одних из вас [людей] испытать посредством других [людей, дабы в критических ситуациях вы самим себе показали свое истинное лицо]» (см. ).

Кстати, ему за себя отвечать, а не за вас. К сожалению, он этого до сих пор не понял, по крайней мере на деле.

Данное богословское высказывание см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 223, № 3662.

Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

Мы говорили об ошибках и халатности, свойственной многим молящимся, которые могут сделать намаз недействительным. Проанализировав отклики и комментарии к ней, мы решили посвятить этой теме ещё одну статью. Сегодня мы поговорим об обязательности совершения намаза в формате ответов на самые распространённые отговорки, которые придумывают для себя люди, рассмотрев некоторые тексты Корана и Сунны, касающиеся данной темы.

Сразу хотелось бы отметить, что данная публикация обращена к людям, считающим себя мусульманами, верящим во Всевышнего Аллаха и , в который каждый человек предстанет перед Ним и будет отвечать за то, как провёл отведённый ему на земле срок, после чего отправится . Она обращена к людям, которые желают и надеются заслужить довольство Аллаха и Его награду и будут рады получить информацию, которая, возможно, поможет им в этом.

1. «Я верю в душе и не делаю ничего плохого, этого достаточно»

Эта, наверное, самая популярная отговорка не совершающих намаз содержит два, мягко говоря, спорных тезиса: 1. , не проявляющаяся внешне, является достаточной. 2. Не совершающий намаз не совершает ничего плохого.

1. Достаточной для чего? Возможно, какие-то идеологии или религии утверждают достаточность одних лишь убеждений, чтобы человек мог к ним относиться. Но только не ислам. Ислам – это не религия взглядов или умозаключений, это не философия, не информация в голове. , охватывающий все её сферы. Это убеждения, слова и дела – модель поведения: одно без другого обнуляет всё. Мусульманин, так, что эта вера никогда не выходит наружу, это всё равно что законопослушный гражданин страны, который свято чтит в душе её конституцию и уголовный кодекс и при этом занимается убийствами, хищениями и вымогательством. За примерами за границу республики можно не ходить.

Вообще, навскидку могу вспомнить только одну мировоззренческую тенденцию, соответствующую принципам « » и «борода должна расти на сердце» – это призывы некоторых деятелей к мусульманкам о том, что «наши бабушки так не ходили», которым их благородные порывы не мешают одеваться так, как их бабушки не смогли бы себе и представить.

На самом деле вера в душе – это основа ислама, но если она не проявляется в делах, значит, в душе веры нет. Поэтому, упоминая верующих, Всевышний Аллах десятки раз повторяет в Коране обязательные составляющие этой веры – дела. Аллах говорит в Коране (смысл): «Клянусь временем: все люди находятся в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура «Время»). Таким образом, все люди находятся в убытке и не обретут успех, кроме тех, кто соответствует перечисленным условиям.

А лучшим и самым важным из дел является намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первое, за что раб будет отчитан в Судный день из своих деяний, – это намаз, если он будет в порядке, то он обретёт успех, если же нет, то он потерпит убыток» (Ат-Тирмизи). В другой передаче говорится: «…если его намаз будет принят, то будут приняты и остальные его дела, если же его намаз будет отвергнут, то будут отвергнуты и остальные его дела» . Как видно из этих хадисов, нет никакого сомнения, что веры в душе, которой не хватает даже на обязательный намаз, мусульманину недостаточно.

2. Утверждение человека, относящего себя к исламу и не совершающего намаз, о том, что он не совершает ничего плохого, неверно. Во-первых, понятия «хорошо» и «плохо» – вещи среди людей довольно относительные. Для кого-то почётно быть вором, а кому-то стыдно быть целомудренным. Мировоззрение мусульманина в этом отношении полностью строится на Коране и Сунне. Скверным является то, что скверно согласно шариату, так же как благим является то, что является благом согласно шариату. Наихудшим делом, согласно исламу, является неверие и . Только после них идут такие грехи и преступления, как и т. д. И это ни в коем случае не оправдание подобных преступлений, поскольку предусмотренные за них шариатом наказания известны и говорят сами за себя. Это показатель тяжести неверия и многобожия, которые являются основой всех остальных дел.

Посланник Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) сказал: «Между человеком и неверием с многобожием стоит оставление намаза» (Муслим). Учёные разошлись в вопросе о том, идёт ли в данном хадисе речь о простом несовершении намаза, или же в нём имеется в виду полное оставление намаза человеком, не считающим его обязательным. Однако в любом случае формулировка слов посланника Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) говорит сама за себя.

Также Всевышний Аллах упоминает в Коране диалог обитателей Рая с обитателями Ада: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: “Мы не были в числе тех, которые совершали намаз…”» (сура «Завернувшийся», аяты 42, 43). Оставление намаза упоминается в аяте как причина, которая приведёт людей в адский Огонь.

Можно привести большое количество других подобных шариатских текстов, однако приведённого вполне достаточно, чтобы понять, что, согласно Словам Всевышнего Аллаха и словам Его посланника, оставление намаза – это большое преступление и грех, совершая который, мусульманин никак не может сказать, что он не делает ничего плохого.

2. «Начну совершать намаз в старости»

Некоторые люди ошибочно полагают, что намаз – это . Если они считают так, думая, что старикам нечем заняться в старости и надо как-то разбавить свою скуку, то подобные убеждения несовместимы с исламом, поскольку обязательность намаза для каждого совершеннолетнего мусульманина – вещь предельно известная. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Повелевайте ребёнку (или учите его) совершать намаз, если он достиг семилетнего возраста, и наказывайте ребёнка с десяти лет за его [оставление]» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи). Данный хадис касается воспитательных аспектов. Юридически же обязательность совершения намаза связана с совершеннолетием (примерно, 12–15 лет).

Однако многие, понимая, что намаз является обязательным для них и в молодости, откладывают его на старость. Первое, что приходит на ум в этом случае: а кто дал тебе гарантию, что ты доживёшь до старости? Никто никому такую гарантию дать не может, и человек просто рискует умереть, не совершив ни одного земного поклона своему Создателю. Однако, предположим, что он доживёт… до старости.
Во-первых, всё то время, которое человек не совершает намаз, он совершает один из самых больших грехов перед Аллахом и находится под Его гневом, зарабатывая тем самым тяжёлый груз на Судный день. Во-вторых, он может окончательно сбиться с прямого пути и потерять намерение начать совершать намаз, окончательно отвернувшись от ислама.

В-третьих, если человек доживёт до старости и на самом деле начнёт совершать намаз, то будут возможны два варианта: 1) он за то, что не совершал его в молодости, и будет сильно сожалеть об этом; 2) он не покается за это и будет рад, что добился желаемого «малой кровью», продолжая полагать, что намаз – это удел стариков, не обязательный для молодых. К первому случаю мы вернёмся в одной из следующих «отговорок», а во втором – намаз в старости не принесёт человеку никакой пользы, поскольку подобные убеждения и суждения несовместимы с исламом.

3. «Я слишком грешен, чтобы совершать намаз, начну, когда дойду до соответствующего духовного уровня»

Многие полагают, что совершение намаза – удел высоконравственных людей. В принципе, это правильно. Так должно быть. Неправильно другое – думать, что менее нравственные мусульмане не обязаны совершать намаз. Как уже было сказано выше, намаз обязан совершать каждый совершеннолетний мусульманин. И эта обязанность не снимается с человека из-за его грешности. Напротив, оставление намаза будет самым большим грехом, добавляемым человеком к тем, из-за которых он его не совершает.

Более того, одна из главных целей намаза – очищение человека и прощение его грехов. «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45). А в известном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил мусульманина, совершающего пятикратный намаз, с человеком, который пять раз в день купается в реке: намаз стирает грехи, как вода смывает грязь. И если человек не будет пользоваться установленными шариатом причинами улучшения нрава, то он рискует умереть, не совершив ни одной молитвы Создателю, оправдывая себя низкой духовностью.

4. «Я понимаю, что обязан совершать намаз, но у меня нет времени»

Говоря экономической терминологией, поведение человека, знающего всё, о чём было сказано выше, и не совершающего при этом намаз, можно назвать нерациональным. Но если в экономике речь идёт о потерях благ этого мира, то в нашем случае – на кону вечность. Вечность, которую каждый человек будет проводить либо в блаженстве, либо в наказании. Стоят ли дела, из-за которых у тебя нет времени на намаз, потери довольства Создателя и Его награды? Не говоря уже о том, что совершение намаза занимает лишь малую часть дня, способствуя лучшей организации дневного графика.

В самом начале суры «Верующие» Аллах описывает их такими качествами, как совершение намаза, оставление пустословия и праздности, (обязательного налога в пользу нуждающихся), избегание разврата, соблюдение договоров и обязательств… В конце перечисления вновь упоминается намаз, с которого оно началось. Это и есть вера. . Она не заперта в душе и проявляется в делах. Важнейшим из которых является молитва Создателю.

Каковым будет положения человека, сознательно оставляющего намаз в будущей жизни?

Ответ:

Отрицание того что намаз является фардом (обязательным) делает человека кяфиром (неверным), а оставление намаза по причине ленивости делает человека фасиком (грешником)

Намаз (молитва) является второй по значимости основой ислама после имана (веры) и не может быть и речи о его оставлении. Поскольку отрицание обязательных предписаний ислама является куфром (неверием), отрицание обязательности намаза также является неверием. Именно по этой причине человек, не верящий в обязательность намаза, не является мусульманином. Ислам запрещает не только вступать в брак с таким человеком, но и есть зарезанное им животное. Но если человек не отрицает обязательность намаза, но не совершает его по причине ленивости, он считается грешным мусульманином. По исламскому фикху (праву) такой человек подвергается наказанию, поскольку считается виновным. В ханафитском праве такой человек приговаривается к тюремному заключению до тех пор, пока тот не покается и не начнёт заново совершать намаз. А в шафиитском праве человек, настаивающий на несовершении намаза если не покается в этом, приговаривается к смертной казни.
Умышленное оставление намаза является причиной мук и мучений и в этой и в следующей жизни
Имеется единодушие в том, что намаз является фардом (обязательным) для всех психически здоровых людей достигших полового созревание и очистившихся от месячных крововыделений. Вот что сказано в Благородном Коране о последствиях несовершения намаза:
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.» (Завернувшийся, 40-43)
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.» (Марйам, 59-60)
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам.» (Подаяние, 4-5)
Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто умышленно оставляет намаз, лишается покровительства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).» (Ахмад бин Ханбал)
«Тот, кто оставляет послеполуденный намаза лишается всех благих деяний, который он совершил.» (Бухари, Насаи)
В хадисе переданным Убадой бин эс-Самитом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Аллах дал слово, что возьмёт в Рай тех, кто совершают пятикратный намаз наилучшим образом и не относятся к намазу небрежно. Но для тех, кто не совершают намаз, нет такого слова. Если Аллах пожелает наказать их, Он подвергнет их мучениям. Если же Аллах пожелает простить их, Он дарует им прощение.» (Абу Давуд)
В хадисе переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами. А потом то же самое будет сделано и для других фардов (обязательных предписаний).» (Тирмизи, Ибн Маджа)
Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза
Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза» (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд)
В другом хадисе Тирмизи и Абу Давуда сказано: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
Досточтимый Бурайда (да будет доволен им Аллах) передаёт:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Договором между мной и ими (лицемерами) является намаз. Тот, кто оставит его впадёт в куфр (неверие).» (Тирмизи, Насаи, Ибни Маджа)
Абдуллах Ибни Шакик передаёт:
«Сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из всех деяний только на оставление намаза смотрели как на куфр (неверие).» (Тирмизи)
Навави:
Навави сообщает, что богословы дают четыре разных толкований хадису: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
1-Человек оставивший намаз заслуживает наказания кяфиров (неверных) и этим наказанием является смерть.
2-В хадисе говорится о тех, кто считает дозволенным оставление намаза.
3-Человек оставивший намаз впадает в куфр (неверие)
4-Действие оставление намаза является действием кяфиров (неверных)
Намаз защищает человека от неверия. Человек, оставивший намаз оставляет признак, отличающий его от неверных, и по этой причине внешне может считаться неверным. К тому же оставление намаза может стать причиной того что человек может совершить ошибки в результате которых он может впасть в неверие. Ведь недаром говорится, что каждый грех приближает человека к куфру (к неверию). (Кутуб-и Ситте)
Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный)
Абдуллах бин Курт (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первое, за что раб даст отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенным, будут совершенными и другие его деяния, а если намаз будет неполноценным, будут неполноценными и другие его деяния.» (Табарани)
Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первым деянием, сделанным Аллахом фардом (обязательным) для людей в религии является намаз, последним (в конце времён от религии) что останется, будет намаз, первое, за что будет отчёт (из деяний в День Суда) будет намаз (обязательный). (В Судный День) Аллах прикажет (ангелам) «Посмотрите на намаз Моего раба!» Если намаз будет совершенный, то будет написано что намаз совершенный, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами.» (Абу Йала)
Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Намаз является ключом от Рая» (Дарими)
poznayteislam.

Ответ:

По мнению большинства алимов, тот, кто отвергает обязательность намаза, является неверующим. Однако если человек верит в обязательность намаза, но не совершает его из лени, то такой человек не может быть обвинен в неверии.

По мнению ханафитов, человек, не совершающий намаз из лени, считается грешником и фасиком, но не считается вероотступником, до тех пор, пока не отвергнет обязательность намаза. Такого человека увещевают и призывают к покаянию. То же самое касается и того, кто не соблюдает пост в месяц Рамадан.

Доказательства ханафитов : передается от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, свидетельствующего что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, за исключением трех случаев: женатого прелюбодея, отмщения кровь за кровь, оставившего свою религию – покинувшего общину» (Бухари, Сахих, 6878; Муслим, Сахих, 1676). Исходя из этого хадиса, Абу Ханифа считал недопустимым наказывать мусульманина за не совершение намаза.

В хадисе, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху), говорится: «Тому, кто, как положено, выполнял пятикратный намаз, Аллах обещал Рай. А тому, кто не совершал намаз, Аллах не обещал ничего. Если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то простит».

Мнение маликитов и шафиитов : человек не совершает намаз по одной из трех причин: либо не признавая его обязательность, либо не придавая ему значения, либо из лени. Тот, кто не совершает намаз, не признавая его обязательности, или не придавая ему значения, является неверующим.

Доказательства маликитов и шафиитов: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он не уверовал и не совершал намаз. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (аль-Кыйама 75/31-32).

В хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Первым делом, за которое будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, то это прекрасно. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него нафиль-намазы? Если у него будут нафиль-намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем так же поступят со всеми остальными его обязанностями».

Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто намерено отказывается от намаза, будет лишен защиты Аллаха и Его посланника».

Исходя из этих хадисов, маликиты и мафииты пришли к выводу, что тот, кто не совершает намаз, не отвергая при этом его обязательности, не становится вероотступником, но совершает преступление

Мнение ханбалитов : Тот, кто не совершает намаз, является неверующим и вероотступником.

Доказательства ханбалитов:

Джабир (радыйаллаху анху) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека отделяет от неверия намаз» (Тирмизи). В другом хадисе, переданном Тирмизи и Абу Давудом, говорится: «Между мною и лицемерами, находится намаз. Тот, кто откажется от него, станет неверующим». Исходя из этих хадисов, ханбалиты высказали мнение о том, что невыполнение намаза является причиной неверия.

Имам Вехби Зухайли после упоминания мнения всех четырех , в своей книге «аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», сказал: «В этом вопросе предпочтение следует отдать мнению ханафитского мазхаба, так как после того, как человек произнес «Ля Иляха Илляллах», он не останется навечно в Аду, по этому поводу существуют твердые доказательства».

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!

Начиная с Адама (алейхи салям) в каждой религии существовало хотя бы одно время молитвы. Общине пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) намаз так же был вменен в обязанность. Хотя сам намаз и не является условием веры, но вера в его обязательность является частью имана.

В основе намаза лежит дуа и восхваления. В Исламе намаз, называется салят. Для каждого мукалляфа, то есть мусульманина, достигшего совершеннолетия и являющегося умственно полноценным, пятикратный намаз является персональной обязанностью (фард айн). Обязательность намаза подтверждается Кораном и сунной.

По единодушному мнению ученых ахлю-сунна, поклонение не является составной частью веры. Однако по поводу намаза существуют разногласия, так как в одном из хадисов говорится: «Верующего от неверующего отличает намаз».

Человек, который не признает обязательность намаза и не боится наказания за его невыполнение, является неверующим. Аллах Всевышний не вменил в обязанность намаз и пост для неверующих. Эти повеления обращены к верующим. Неверующие подвергнутся наказанию не за то, что они не совершали намаз и пост, а за то, что они не уверовали. В книге «Задуль-Муквин» говорится:

«Прежние алимы говорили, что тот, кто не выполняет пяти обязанностей, соответственно будет лишен пяти вещей :

  1. Тот, кто не выплачивает закят, не получит блага от своего имущества.
  2. Тот, кто не выплачивает десятину, не будет иметь баракята в доходах.
  3. Тот, кто не дает садака, не обретет здоровья.
  4. Тот, кто не делает дуа, не обретет желаемого.
  5. Тот, кто не совершает намаз, не сможет на последнем вздохе произнести слова шахады».

Совершение намаза подразумевает размышление над величием Аллаха и осознание собственной ничтожности. Человек, осознавший это, будет совершать только добро, не причиняя никому зла. Сердце того, кто пять раз в день предстает пред своим Господом, наполниться искренностью. Каждое движение, совершаемое в намазе, приносит пользу сердцу и телу. Совершение намаза в мечети, соединяет сердца верующих и укрепляет братские узы.

В одном из хадисов, упоминаемых в книге «Курратуль-Уйун», говорится: «На того, кто без причины не совершает намаз, Аллах нашлет пятнадцать бедствий. Шесть из них постигнут человека в мирской жизни; три – в момент смерти; три – в могиле; и еще три – при воскрешении.

Бедствия, которые постигнут человека в мирской жизни:

  1. В жизни того, кто не совершает намаз, не будет баракята.
  2. Такой человек будет лишен любви Аллаха.
  3. Он не получит вознаграждения ни за одно благодеяние.
  4. Его дуа не будут приняты.
  5. Никто не будет любить такого человека.
  6. Дуа мусульман за него не принесут ему никакой пользы.

Бедствия в момент смерти:

  1. Он отдаст душу тяжело и страдая, будучи опозоренным.
  2. Он умрет голодным.
  3. Сколько бы он не пил, он умрет, испытывая сильнейшую жажду.

Бедствия в могиле:

  1. Могила так сильно сдавит его, что его кости зайдут друг за друга.
  2. Его могила наполнится огнем, который днем и ночью будет жечь его.
  3. Аллах создаст в его могиле огромную змею, которая не будет похожа на земных змей. И эта змея станет жалить его каждый день, во время наступления каждого намаза.

Бедствия в судный день:

  1. Ангелы наказания постоянно будут с ним.
  2. Аллах встретит его с гневом.
  3. Его отчет будет очень тяжелым, и он будет брошен в огонь Ада».

Что надо делать, если ленишься научится намазу:

Если Вы не знаете суру «аль-Фатиха», можете вместо неё читать те молитвы, которые знаете, например: ля иляха илля-лЛах, субханалЛах и т.п., читать их нужно столько раз, чтобы количество букв, из которых они состоят было не менее, чем в суре «аль-Фатиха» (алхам) или «Ташаххуд» (ат-тахиййят). Если вообще ничего не знаете, то достаточно молча простоять столько времени, сколько требуется для чтения «аль-Фатихи» (секунд 15) и «ташаххуда» (секунд 30).

Если в Вашем населённом пункте есть мечеть, сходите туда, там Вас обязательно научат, не бойтесь и не стесняйтесь!

С точки зрения психологии:

Первое, на что Вам следует обратить особое внимание, так это на сам факт появления у вас таких мыслей и желаний. Это уже первый и очень значительный шаг, поскольку он показывает Вам, в каком направлении продвигаться и какими именно вопросами стоит задаваться. Но вместе с тем, недопустимо будет просто довольствоваться тем, что Вы осознали необходимость совершения обязательной молитвы.

Для начала можете составить список основных причин, по которым Вы откладываете совершение молитвы. Это может быть просто список в уме, а лучше написать его на листочке. Дело в том, что когда визуально увидите то, что Вас удерживает, Вам будет легче распределить свои силы. Кроме этого, составьте и другой список, в котором перечислите всё, что обретёте, начав совершать молитву. Кроме главного мотива (соблюдение религиозных предписаний) Вы, как минимум, избавите себя от постоянных терзаний и сомнений. Это очень важно, поскольку, откладывая каждый день, Вы всё больше и больше будете корить саму себя. Да и с практической точки зрения, это намного лучше для Вас, потому что, совершив молитву, обретёте душевный покой и уверенность в себе.

Очень важно усвоить мысль о том, что «завтра», по сути, никогда и не наступит, другими словами, откладывая на потом, вы так и останетесь ни с чем.

В заключение хотелось бы повторить, что пятикратный намаз является фардом для каждого мусульманина. Невыполнение намаза будет причиной того, что человек уйдет из жизни без веры. Тогда как совершение намаза становится причиной наполнения сердца нуром, и обретения человеком вечного счастья. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз – это свет ».

Некоторые этнические мусульмане задаются вопросом: "Зачем вообще быть мусульманином, если я ленюсь соблюдать молитвы, пост и закят, и я все равно попаду в Ад"? У человека зарождается чувство безнадежности . Хочется им сказать: мусульмане , даже, если они не совершали намаз при жизни, после Судного Дня, отбыв в аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в аду навечно. Следовательно, положение верующих во Всевышнего людей после смерти будет несомненно лучше, чем участь неверующих и лицемеров.