Нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан. Досье

Завершен очередной этап расширения трубопроводной системы ВСТО: запущены три нефтеперекачивающие станции (НПС) в Иркутской области, и еще одна - в Амурской. Новые мощности позволяют поднять производительность нефтепровода на участке Тайшет - Сковородино до 70 миллионов тонн в год, а на участке Сковородино - Козьмино до 44 миллионов тонн. Впереди финальная стадия расширения, в ходе которой на участке от Тайшета до Козьмино появится еще шесть новых нефтеперекачивающих станций.

Оправданные ожидания

Сейчас мало кто помнит ту критику, которая обрушилась на проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" в начале его реализации: о том, что проект преждевременный, и на него не хватит нефти; о том, что он несет угрозу экологической безопасности и бесполезен для регионов… Но нефтепровод построили, и объективная реальность быстро заставила критиков замолчать.

Сегодня Восточносибирский проект "Транснефти" - одно из самых востребованных у российских нефтяников направлений транспортировки нефти. Трубопроводная система ВСТО оборудована самыми передовыми средствами защиты, которые минимизируют экологические риски. Что касается нехватки нефти, то ученые все уверенней говорят об огромном потенциале Восточной Сибири, а нефтяные компании не устают это доказывать, год за годом увеличивая объемы добычи углеводородов. При этом они не только осваивают "советское" наследие, но и ведут разведку новых месторождений и нефтяных пластов.

Стоит напомнить, что изначально увеличить производительность нефтепровода до 80 миллионов тонн компания планировала не ранее 2030 года. Но заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российской нефти и активное развитие Восточной Сибири двигает реализацию проекта на более ранние сроки. Принята и успешно реализуется новая концепция развития. Сегодня расширение ТС ВСТО выходит на финальную стадию.

Опять тройка

В 2015 году после сдачи трех НПС на территории Республики Саха (Якутия) производительность трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" достигла 58 миллионов тонн в год. На следующем этапе расширения ТС ВСТО-1 предполагалось построить еще три НПС, но уже в Иркутской области. Одновременно со строительством компания взялась за реконструкцию систем электроснабжения и модернизацию оборудования действующих станций. Исполнители остались те же - инвестором выступала компания "Транснефть - Восток", а техническая реализация проекта была возложена на ЦУП ВСТО.

4740 километров - протяженность нефтепровода ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино)

Чтобы построить станции, потребовалось два года. Различия в сложности строительства определялись дальностью размещения - чем дальше на Восток, тем сложнее. Сегодняшние стройки ни в какое сравнение не идут с первыми этапами реализации ТС ВСТО: вдоль нефтепровода теперь проложены электросети, есть связь, и вдольтрассовый проезд с обустроенными переправами через реки - конечно, не асфальтированный хайвей, но добротная дорога, приспособленная для круглогодичного использования. Да и опыт строительства в экстремальных условиях, приобретенный компанией за это время, огромен. При этом различия объектов по сложности реализации остаются весьма существенными, и связаны в первую очередь с транспортной доступностью.

Наиболее удобная в плане логистики - НПС № 3, расположенная в районе поселка Вихоревка. Близость к железнодорожным путям и небольшое транспортное плечо до стройплощадки позволяло вести работы на станции практически с колес, и подвозить материалы по мере надобности в любое время года. Вторая площадка НПС № 6 расположилась в 100 километрах от Усть-Кута - материалы доставлялись по железной дороге на станцию Лена, и дальше по вдольтрассовому проезду к месту стройки.

27 нефтеперекачивающих станций участвуют в перекачке нефти на участке Тайшет - Сковородино - Козьмино

Сложнее всего было при строительстве НПС № 9. Площадка расположена в Киренском районе Иркутской области среди тайги. Вся транспортная инфраструктура - вдольтрассовый проезд. До Киренска - ближайшего крупного населенного пункта, более 200 километров. Поэтому основной объем грузов был доставлен в период навигации по Лене, а также по зимникам. На НПС № 9 строителям пришлось связывать инфраструктуру станции с уже существующей площадкой линейной эксплуатационной службы.

Реконструкция и модернизация

Если на предыдущих этапах расширения строительство станций было главной и, по сути, единственной задачей, то в программе 2015-2017 годов прибавился большой объем работы на уже существующих объектах по реконструкции систем электроснабжения и модернизации оборудования. Параллельно строительным работам на площадках станций предприятие ЦУП ВСТО реконструировало системы электроснабжения на НПС № 8 и НПС № 10. Там поставили более мощные трансформаторы, а подстанцию на НПС № 8 перевели на более высокий класс напряжения 220 кВ. Кроме того, от подстанции "Пеледуй" построили две одноцепные линии 220 кВ протяженностью 114 километров каждая. 
На головной НПС № 1 в Тайшете к энергетической инфраструктуре прибавилась 16-километровая воздушная линия напряжением 35 кВ.

Большой объем работы по строительству и реконструкции электросетевых объектов выполнен "Транснефтью" в сотрудничестве с сетевыми компаниями. "ФСК ЕЭС" построена и введена подстанция 500 кВ "Усть-Кут" для электроснабжения объектов НПС № 6. Завершается реконструкция подстанций при НПС № 15 и НПС № 16. Компания "ИЭСК" выполнила расширение Братского переключательного пункта для электроснабжения объектов НПС № 3, и реконструировала подстанцию 500 кВ "Озерная" для увеличения надежности электроснабжения ГНПС "Тайшет".

Также реконструирована система защиты нефтепровода от превышения давления. Эти работы начались весной 2016 года. На семи действующих перекачивающих станциях установили автоматизированные программно-технические комплексы контроля и управления насосными агрегатами и запорными устройствами нефтепровода, возвели резервуары аварийного сброса нефти, узлы предохранительных устройств и пр.

5 нефтеперекачивающих станций ТС ВСТО имеют резервуарные парки

Вместе с ЦУП ВСТО в модернизации оборудования участвовали производственные подразделения "Транснефть - Восток". Более чем на 50 насосных агрегатах, задействованных в перекачке нефти, для повышения их производительности провели замену роторов на новые с увеличенным диаметром рабочих колес. Кстати, по словам специалистов предприятия, такая замена не только позволила увеличить мощность станций, но и поднять их КПД, что в свою очередь позволило оптимизировать расходы на транспортировку и снизить затраты на электроэнергию.

В сторону Поднебесной

Поставлена точка и в расширении российской части нефтепровода Сковородино - Мохэ, неотъемлемой части ТС ВСТО-1. Напомним, что увеличение производительности нефтепровода ведется в рамках межправительственного соглашения между Россией и КНР. Работы здесь начались в 2014 году и были разделены на четыре этапа. В ходе первого - на НПС № 21 в Сковородино установили дополнительный магистральный насосный агрегат. На втором этапе реконструировали приемо-сдаточный пункт "Джалинда" на берегу Амура: установили дополнительную линию системы измерений количества и качества нефти, доработали системы автоматики и управления. В прошлом году завершено расширение резервуарного парка на НПС № 21, построен резервуар объемом в 50 тысяч кубометров, в этом году закончено строительство двух резервуаров таким же объемом на ГНПС № 1 в Тайшете. В итоге объемы резервуарных парков на станциях увеличились до 500 и 400 тысяч кубов соответственно.

Осенью пришла хорошая новость - китайские партнеры завершили работы на своей территории, построив вторую ветку нефтепровода Мохэ-Дацин. С 2018 года производительность нефтепровода составит 30 миллионов тонн в год, и поставки в КНР по трубопроводу Сковородино - Мохэ будут увеличены.

К Тихому океану

В 2014 году активизировались работы по расширению на втором участке ТС ВСТО: Сковородино - Козьмино. Все началось с модернизации станций. Первый этап включал техническое перевооружение НПС № 24, 27, 30, который "Транснефть - Дальний Восток" завершило к концу 2015 года. Одновременно такие же работы предприятие "Транснефть - Восток" провело на НПС № 21. Модернизация магистральных насосных агрегатов позволила поднять общую производительность нефтепровода до 35 миллионов тонн, обеспечив тем самым в 2015 году поставки нефти не только в порт Козьмино, но и на подключенный к трубопроводной системе Хабаровский НПЗ.

В том же году в районе поселка Архара началось строительство первой нефтеперекачивающей станции расширения ТС ВСТО-2. Сейчас НПС № 29 полностью готова к вводу, ее запуск увеличивает пропускную способность трубопроводной системы ВСТО на участке Сковородино - Козьмино до 36,7 миллиона тонн нефти в год.

Не обошла реконструкция и конечную точку нефтепровода. В районе Находки на территории нефтяного морского терминала "Транснефть - Порт Козьмино" вело свои работы. В 2015 году произвели дноуглубление второго причала и реконструкцию подходной дамбы, в конце 2016-го причал стал принимать суда дедвейтом до 150 тысяч тонн. В октябре этого года нефтепорт закончил строительство двух дополнительных резервуаров объемом 50 тысяч кубов каждый, и объем нефтебазы вырос до 600 тысяч кубометров.

600 тысяч кубометров - объем нефтебазы "Транснефть - Порт Козьмино"

И снова в бой

Теперь "Транснефть" приступает к следующему этапу расширения. Чтобы довести мощность трубопроводной системы ВСТО на участке Тайшет - Сковородино до проектной, предстоит построить еще три перекачивающие станции в Иркутской области. Подготовка к строительным работам началась, на площадке НПС № 7 уже идет строительство энергообъектов. Еще две станции будут строиться с нуля. Что касается НПС № 7, то на месте строительства уже разместилась линейная эксплуатационная служба. Там же находится пункт приема и сдачи нефти Иркутской нефтяной компании, поставляющей нефть с Ярактинского месторождения. В ноябре на головной станции ТС ВСТО в Тайшете предприятие начало строительство резервуара объемом 50 тысяч кубов.

1,4 миллиона кубометров - общий объем резервуарного парка для хранения товарной нефти

В активную фазу вступает расширение ТС ВСТО-2. В декабре 2017 года начинается строительство НПС № 23, 26 и 32, а также реконструкция действующей НПС № 27. На ней возведут два резервуара по 50 тысяч кубометров и сопутствующие объекты - два РВС-5000 для аварийного сброса нефти и подпорную насосную на четыре агрегата.

В 2018 году "Транснефть - Дальний Восток" продолжит работы на действующих объектах. Начнется реконструкция НПС № 34 и 41, на них построят дополнительные резервуары противопожарного запаса воды. На НПС № 34 также будет проведено расширение пропускной способности узлов предохранительных клапанов. Параллельно предприятие продолжит модернизацию существующих объектов. На девяти нефтеперекачивающих станциях заменят роторы магистральных насосов. Больший диаметр колес позволит повысить производительность агрегатов. Увеличить мощности восточного нефтепровода намерены не только за счет технологии, но и вводом противотурбулентных присадок. Первая установка появилась в 2016 году на НПС № 27, до 2020 года оборудование установят еще на нескольких станциях.

К 2020 году все основные работы по расширению ТС ВСТО на всем протяжении нефтепровода планируется завершить, после чего производительность ВСТО-1 возрастет до 80 миллионов тонн в год, ВСТО-2 - до 50 миллионов тонн.

ТС ВСТО: хроника расширения

ВСТО-1

2010-2012 гг. (Республика Саха (Якутия), Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 12, 13, 16, 18, 20;

2012-2014 гг. (Республика Саха (Якутия) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 11, 15, 19;

2015-2017 гг. (Иркутская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 3, 6, 9;

2017 г. (Иркутская область) - начало строительства НПС №2, 5, 7. Планируемый срок завершения конец 2019 г.

ВСТО-2

2015-2017 гг. (Амурская область) - строительство и ввод в эксплуатацию НПС № 29;

2017 г. (Амурская область, Хабаровский край) - строительство НПС № 23, 26, 32. Планируемый срок завершения - конец 2019 г.

"Транснефть - Порт Козьмино"

2010 г. - расширение резервуарного парка до 500 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров № 9, 10 по 50 тысяч кубометров;

2011-2012 гг. - строительство площадки приема нефти по нефтепроводу ВСТО-2; 2012 г. - ввод в эксплуатацию причала № 2;

2015-2016 гг. - дноуглубление причала № 2;

2016-2017 гг. - расширение резервуарного парка до 600 тысяч кубометров. Строительство резервуаров № 11, 12 по 50 тысяч кубометров.

Участок Сковородино - Мохэ

2011-2012 гг. - модернизация НПС № 21;

2012-2013 гг. - модернизация ПСП "Джалинда";

2014-2016 гг. - расширение резервуарного парка НПС № 21 до 500 тысяч кубометров, строительство резервуара объемом 50 тысяч кубометров;

2016-2017гг. - расширение резервуарного парка ГНПС № 1 до 400 тысяч кубометров, строительство двух резервуаров объемом по 50 тысяч кубометров.

Благодаря запуску и развитию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан началось активное освоение новых нефтяных месторождений в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Это Талаканское, Верхнечонское, Даниловское, Марковское, Терско-Камовское, Дулисьминское, Ярактинское, Западно-Аянское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское месторождения. В 2016 году по ТС ВСТО-1 было транспортировано 58 миллионов тонн нефти, около половины этого объема - нефть, поставляемая в систему с месторождений Восточной Сибири. Прием нефти в систему ведется с 2008 года. Первыми поставщиками углеводородов стали нефтяные компании "Сургутнефтегаз" и "Верхнечонскнефтегаз". Сегодня нефть в ТС ВСТО сдают пять добывающих компаний. В 2011 году присоединились Иркутская нефтяная компания в районе НПС № 7 и нефтяная компания "Дулисьма" на НПС № 8. В 2013 году в районе НПС № 12 к нефтепроводу подключилась компания "Таас-Юрях Нефтегазодобыча". В ближайшие годы планируется подключение еще четырех нефтяных компаний, которые разрабатывают новые месторождения Восточной Сибири. Сейчас идет строительство двух приемо-сдаточных пунктов.

Более 250 миллионов тонн нефти транспортировано по ТС ВСТО (Тайшет - Сковородино - Козьмино) с 2009 года. Из них более 100 миллионов тонн по нефтепроводу Сковородино - Мохэ и свыше 150 миллионов тонн по нефтепроводу ВСТО-2 (Сковородино - Козьмино).

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Тайшет - Сковородино построен 21 жилой дом и сданы 576 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Восток".

Жилье построено в Республике Саха (Якутия) - в Олекминске, Витиме, Алдане, в Иркутской области - в Братске, Вихоревке, Тайшете, Янтале и Речушке и Амурской области - в Сковородино и Джалинде.

За время строительства и расширения ТС ВСТО на участке Сковородино - Козьмино построено 32 многоквартирных дома и сдано 408 квартир для сотрудников компании "Транснефть - Дальний Восток". Жилье построено в Амурской области (Сковородино, Шимановск, Екатеринославка, Белогорск, Архара), Еврейской автономной области (Облучье), Хабаровском крае (Вяземский), Приморском крае (Дальнереченск, Черниговка, Анучино).

Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ТС ВСТО-1)

В апреле 2006 года стартовало строительство крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Эту нефтепроводную систему предполагается использовать для снабжения российских регионов Дальнего Востока и поставок партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено и технологическое присоединение ТС ВСТО к уже существующим магистралям, принадлежащим корпорации ОАО АК «Транснефть», а это означает создание единой трубопроводной сети и, соответственно, оперативное распределение углеводородов как в сторону востока, так и в направлении запада.

Первым шагом инфраструктурного проекта (иначе названного ТС ВСТО-1) стало строительство трубопроводной ветки Тайшет - Сковородино, проходящей через Амурскую и Иркутскую области, а также Якутию. Длина магистрали составляет почти 2700 км, а мощность - 30 миллионов тонн в год. Одновременно был введен в эксплуатацию нефтеналивной порт Козьмино, чья мощность составила 15 миллионов тонн нефти в год и семь станций для перекачки нефти (НПС). В ближайшие годы трубопроводная система ВСТО-1 будет расширена, к 2020 году ее мощность должна достигнуть 80 млн тонн в год.

В процессе реализации строители столкнулись с различными сложностями и применили на практике сложнейшие технические решения. Так, отсутствие инфраструктуры на отдельных участках обусловило использование вездеходов и вертолетов для контроля состояния нефтепровода. Обслуживание также затруднялось плохими природными условиями (низкие температуры, сейсмичность) и особенностями рельефа на всем протяжении трассы (болота, тайга, водные препятствия). Кроме основных сооружений проект предусматривал сопутствующее благоустройство, в результате которого вдоль трассы появились дороги, очистные сооружения и линии электропередач, а необходимые объекты были оснащены средствами связи и автоматизации.

Нефтепровод "Сковородино - граница КНР"

В 2009-2010 годах был успешно реализован проект строительства нефтепровода "Сковородино - граница КНР", имеющего важное значение для укрепления дружественных связей между Россией и Китаем. Список объектов и сооружений включал в себя линейную трубопроводную часть, пролегающую по территории Амурской области, приемо-сдаточный пункт вблизи пос. Джалинда и нефтеперекачивающую станцию Сковородино. Также было необходимо обеспечить технологическую связь вдоль всей трассы на период строительства.

ВЕЛЕССТРОЙ, участвуя в этом проекте как надежный партнер с богатым опытом нефтегазового строительства, возводил пропускной пункт нефтепровода на границе двух держав. Всего за 4 месяца компания возвела целый комплекс энергетических узлов, хозяйственных сооружений, инженерной инфраструктуры. Специалисты ООО "Велесстрой" проводили земляные и сварочные работы, монтировали технологическое оборудование, объекты автоматизации и противопожарной защиты.

Нефтеперекачивающая станция №11

НПС №11 – типовая перекачивающая станция. С обычными трудностями этих мест – изолированностью от большой земли, отсутствием инфраструктуры, низкими температурами – ВЕЛЕССТРОЙ справился в рабочем порядке. Точно в срок были построены магистральная насосная, фильтр–грязеуловитель, емкость сбора утечек нефти и дренажа, кабельная эстакада, дизельная электростанция, насосная станция пожаротушения, два резервуара противопожарного запаса воды, электроосвещение, система связи, радиофикация, структурированная кабельная система, пожарная сигнализация. Автоматизация внутриплощадочные дороги и прочее.

Нефтеперекачивающая станция №12 с АДЭС

Функция нефтеперекачивающей станции №12 с автономной дизельной электростанцией – повышать давление в нефтепроводе и подпитывать его нефтью. Именно в этом месте, к ТС ВСТО подключается ТААС-Юряхское месторождение. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ построил не только типовой набор промежуточных НПС: магистральная насосная, здания ЗРУ, КТП, система сглаживания давления, пожарный комплекс и так далее, но и здание автономной дизельной электростанции, работающей на сырой нефти.

Нефтеперекачивающая станция №13

Объект располагается на 1 562 км трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2. В общей сложности на объекте были задействовано 80 единиц спецтехники и 550 строителей. Одним из важных элементов станции, который построил ВЕЛЕССТРОЙ, - кабельная эстакада инженерных сетей, выполняющая функции управления автоматизации. На объекте на полную мощность работает линейно-эксплуатационный участок, обслуживающий линейную часть магистрального трубопровода. Здесь имеются свои автозаправочные станции, котельные, три дизельные станции, которые находятся в режиме постоянной готовности. Для сотрудников на строительной площадке были созданы максимально комфортные условия: удобные жилые комплексы, столовая с фактически ресторанным меню, спортивный и тренажерный зал, комнаты отдыха, медицинский кабинет.

Нефтеперекачивающая станция №14 с АДЭС

Нефтеперекачивающая станции «Олёкминск» нефтепровода «ВСТО» - сложный строительный объект, состоящий из технологических, производственных и административно-бытовых сооружений, сетей и коммуникаций. Критическими факторами реализации проекта являлись не простые климатические условия, грунты многолетнего промерзания и полное отсутствие транспортного сообщения. ВЕЛЕССТРОЙ проводил комплексные работы по возведению корпусов для вахтовых рабочих, площадок и стоянок, насосной станции и резервуаров, прокладке технологических трубопроводов и монтажу оборудования.

Якутия – территория вечной мерзлоты.

На объекте строительства НПС №14 с АДЭС устройство всех фундаментов было выполнено на сваях, с поднятием здания до 1 метра от земли. Каждая свая была в паре с вертикальным термостабилизатором, который дополнительно поддерживает устойчивость самого фундамента.

Специфика работы вертикального термостабилизатора состоит в том, что зимой он собирает холод через ребристую часть термостабилизатора, находящегося над землей, что не позволяет верхним слоям грунта растаять в летний период. Всего было установлено 8 тысяч вертикальных термостабилизаторов.

Для ВЕЛЕССТРОЙ данный проект является наиболее значимым, именно с него начался стремительный рост компании.

Нефтеперекачивающая станция №15

Нефтеперекачивающая станция №15 – самая северная в проекте расширения ВСТО. Она находится в зоне вечномерзлых грунтов, поэтому применялись специальные строительные технологии. Резервуары ставили на сваи с термостабилизаторами грунта, а здание магистральной насосной было сооружено с проветриваемым техподпольем, позволяющим сохранять стабильным состояние вечномерзлого основания как в процессе строительства, так и во время эксплуатации.

Нефтеперекачивающая станция №17

ВЕЛЕССТРОЙ выступил в качестве генерального подрядчика при строительстве нефтеперекачивающей станции № 17, расположенной недалеко от города Алдан и принадлежащей инфраструктуре нефтепровода "ВСТО". Впервые специалисты компании столкнулись со столь суровыми климатическими условиями. Работы осложнялись экстремально низкими температурами – до -45С, но в отличие от Олёкминска, в этом случае недалеко от строительной площадки проходили и автомобильная, и железная дороги, что сильно облегчало снабжение. Специалисты ВЕЛЕССТРОЙ провели комплекс строительно-монтажных работ: возвели здание магистральной насосной и бытовой корпус, котельную, емкость сбора утечек нефти, операторную, резервуар объемом 5 тыс.куб.м, а также ввели в эксплуатацию узлы автоматики, систему пожаротушения и сеть коммуникаций и технологических трубопроводов.

Нефтеперекачивающая станция №18

По заказу ООО «ЦУП ВСТО» в 2010-2012гг. ВЕЛЕССТРОЙ выполнял работы по строительству нефтеперекачивающей станции №18. Она расположена близь города Алдан, республики Саха (Якутия). Компанией был выполнен комплекс работ по строительству зданий и сооружений, в т.ч. здание магистральной насосной, склады, инженерные сети, сети электроснабжения, технологические трубопроводы, топливораздаточный пункт, резервуары для хранения топлива, сети связи, сигнализации, автоматизации, пять прожекторных мачт, здание операторной автозаправочной станции с технологическими трубопроводами.

Нефтеперекачивающая станция №19

Строительная площадка НПС №19 находится всего в 15 км от железнодорожной станции, поэтому у ВЕЛЕССТРОЙ не возникало проблем с логистикой – все материалы для строительства доставлялись равномерно, по мере необходимости. Кроме обычного набора зданий и сооружений, которые построил ВЕЛЕССТРОЙ на данном объекте, особой гордостью является возведений подстанций, мощностью двести двадцать киловатт. Кстати, сотни километров линий внешнего электроснабжения, к которым подключены эти подстанции, построил тоже ВЕЛЕССТРОЙ.

Центральная ремонтная станция "Нерюнгри"

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) включает в себя не только линейную часть, но и сопутствующую инфраструктуру, в том числе 4 центральных ремонтных станции. В строительстве одной из них, в Нерюнгри, ВЕЛЕССТРОЙ принимал активное участие. Сотрудники компании возвели строительно-бытовой комплекс со столовой, узлом связи и контрольно-пропускным пунктом, склад, гараж, закрытую стоянку техники, а также проложили линии электроснабжения на 6кВ, оборудовали внутриплощадочные сети и молниеотводы, подключили дизельную электростанцию.

Центральная ремонтная станция "Олекминск"

При строительстве центральной ремонтной станции "Олёкминск" специалисты ВЕЛЕССТРОЙ столкнулись со сложными грунтами и сложнейшей транспортной схемой. Им пришлось использовать технологию горизонтальной термостабилизации грунтов и провести серьезные монтажные работы, чтобы обеспечить надежность и неизменное качество результата. Технологически, горизонтальная термостабилизация отличается от вертикальной тем, что состоит из конденсаторных блоков, которые зимой собирают холод и распространяют его по горизонтальным трубам, расположенным между сваями по всей площади здания. Сами трубы, длина которых достигает 5 метров, расположены спирально на отметке -1,5 м.

Компанией была возведены различные объекты технологического и бытового назначения: вахтовый жилой корпус, насосная станция хозяйственно–питьевого водоснабжения, стоянка для техники и площадки складирования, топливозаправочный пункт, резервуары для хранения топлива и воды. Были смонтированы сети и коммуникации, подключены узлы автоматики и дизельная электростанция, проведены электромонтажные работы.

НПС №2, НПС №5, НПС №7

В конце 2017 года ВЕЛЕССТРОЙ заключил контракт с ООО «ЦУП ВСТО» на строительство трех нефтеперекачивающих станций в Иркутской области. НПС №2, НПС №5, НПС№7 возводятся в рамках второго, завершающего этапа в проекте «Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО) до 80 млн тонн нефти в год». Территориально площадки станций расположены в удаленности от населенных пунктов, в Чунском, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах Приангарья. Наиболее труднодоступная - НПС №7, ее удаленность от развитой дорожной инфраструктуры превышает 180 км. Две другие станции находятся на расстоянии 20 км от крупных железнодорожных узлов и проходящих мимо федеральных автодорог.

Нефтеперекачивающая станция №9

НПС №9 считается непростым с точки зрения географического расположения объектом: она строится в Киренском районе Иркутской области, в 33 километрах от села Коршуново. Ключевой особенностью станции является сложная логистика: грузы на НПС доставляют по вдольтрассовому проезду ТС «ВСТО», в 400 км от ближайшей ж/д станции в городе Усть-Куте. Этот участок дороги имеет множество крутых подъемов и спусков, он невероятно сложен для прохождения большегрузной техники. Во время весенней и осенней распутицы движение по вдольтрассовому проезду запрещено. С этой трудностью специалисты ВЕЛЕССТРОЙ справились, станция находится в завершающей стадии работ. В 2015-2017 году ВЕЛЕССТРОЙ осуществлял строительно-монтажные работы на проектах НПС № 3, НПС № 6 и НПС № 9 в рамках расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Протяженность - 4 740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть ». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO .

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта «ВСТО-1» - трубопровод от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год. 25 декабря 2012 года сдана вторая очередь «ВСТО-2» Сковородино - Козьмино .

К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино - до 20 млн т в год.

Завершение строительства и ввод нефтепровода в эксплуатацию позволило уменьшить затраты на строительство и энергоснабжение газопровода «Сила Сибири ».

Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. Marshall I. Goldman ) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году . На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС » - в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря № 1737-р.

По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть », нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).

Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году). .

Трубу предполагается строить в два этапа - на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти », строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино - в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.

Протяжённость первой части ВСТО - 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска . Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье - по железной дороге.

В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет - Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC , строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году .

Для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода в течение двух лет потребовалась прокладка 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.

Дополнительно к нефтепроводу рассматривалась возможность прокладки параллельного газопровода «Сила Сибири », ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона .

К нефтепроводу подключены два крупных действующих НПЗ - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (в 2015 году) и Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (в 2018 году) . Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.

Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале… Основные причины отставания от графика - экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы

По данным на конец 2011 года, объем поставок нефти по ВСТО составляет около 300 тысяч баррелей в сутки.

В 2012 году но маршруту Сковородино - Мохэ было поставлено 15 млн тонн.

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров. Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода, после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.

К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.

Впервые проверить «Транснефть» попросил депутат Государственной думы от «Единой России» Дмитрий Савельев , 20 августа 2007 года он направил соответствующий запрос. 17 сентября 2007 года Семён Вайншток оставил должность президента «Транснефти» и возглавил ГК «Олимпстрой ». В октябре 2007 года новым президентом «Транснефти» был назначен Николай Токарев . В том же месяце новым руководством «Транснефти» была создана комиссия по проверке ВСТО. В феврале 2008 года Вайншток по поводу её деятельности заявил: .

«Стояла конкретная задача - вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти - найдут»

21 ноября 2007 года были обнародованы результаты работы специальной комиссии, которая выполняла проверку хода строительства ВСТО. Согласно этой проверке, готовность первой очереди ВСТО по линейной части составляла тогда 41,1 % (при плановом показателе 60 %), а по нефтеперекачивающим станциям - 23,9 % (при плановом показателе 56 %).

По итогам рассмотрения запросов депутата Савельева, 15 февраля 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО .

2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».

24 марта 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что в результате проведённой Счётной палатой проверки строительства ВСТО в отношении руководства Транснефти по фактам мошенничества (сумма ущерба - 3,54 млрд рублей) было возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) нет. "Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему", - сказал Путин журналистам.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Однако по распоряжению президента Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи, автоматики и т.д.

К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода.

28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода - спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 километра, мощность - 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 километра трассы, Якутии - 1458 километров, Амурской области - 252 километра. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тысяч тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд - освоено на строительстве порта в Козьмино.

На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 декабря в торжественной обстановке премьер-министр России Владимир Путин открыл первую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан". Это первый из трех масштабных нефтегазовых экспортных проектов, которые были задуманы во времена его президентства. Остальные два – "Северный поток" и "Южный поток" – дела ближайших нескольких лет. Но даже "первенец" вызывает вопросы: а не зря ли закопали в землю 360 миллиардов рублей?

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) началось в 2006 году. Он должен связать месторождения в Восточной Сибири с потребителями углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, причем предполагается, что одним из крупнейших "клиентов" ВСТО станет Китай: для него даже придумано специальное ответвление от нефтепровода, который должен пройти до порта Козьмино в Приморском крае.

Пока, впрочем, построена только первая часть нефтепровода – от города Тайшет в Иркутской области до Сковородино в Амурской. Из Сковородино нефть направляется в Козьмино по железной дороге.

Поэтому говорить о том, что нефтепровод открылся сегодня, некорректно. Нефть по нему гнали уже несколько недель, а 28 декабря она прибыла в Козьмино, где Владимир Путин дал старт для отгрузки первой нефти на танкер. Покупателем углеводородов стала, как сообщалось ранее, финская компания IPP Oy, близкая к миллиардеру Геннадию Тимченко, считающемуся близким к правительственным кругам и лично к премьеру. 28 декабря выяснилось, что нефть пойдет в Гонконг – об этом сообщил президент "Транснефти" Николай Токарев.

Что касается самого премьер-министра, то он на торжественной церемонии не скупился на патетические слова. "Для России это серьезное событие. Это стратегический проект", - цитирует премьер-министра агентство РИА Новости . "Я вас поздравляю, это отличный подарок России к Новому году", - добавил премьер.

Именно так будет называться сорт нефти, который Россия будет поставлять на мировой рынок по ВСТО. Он должен оказаться дороже Urals, который поставляется в Европу, так как нефть будет качественнее. С помощью ввода VSTO Россия планирует дополнительно увеличить выручку от продажи нефти за рубежом.

Действительно, важность азиатских рынков для России сложно переоценить. Ведь сейчас почти все углеводороды в стране поставляются либо на местный рынок, либо в Европу, которая, во-первых, сама стремится всячески избавиться от зависимости от России, а во-вторых, активно ищет способы снижения энергопотребления и замены нефти и газа на возобновляемые источники энергии. В таких условиях России важно иметь другой канал сбыта – стабильно развивающиеся азиатские экономики, которые еще долго будут испытывать нехватку топлива.

Так что необходимость ВСТО в макроэкономической перспективе кажется очевидной. Далеко не очевидна, однако, стоимость проекта – ради него стране пришлось пойти на значительные жертвы. Жертвами стали, как всегда, налогоплательщики.

Вспомни "ЮКОС"

Идея нефтепровода, который бы связал малоосвоенные российские месторождения с потребителями в Азии, не нова. Если не брать слухи о существовании подобного проекта в советское время, то инициатива в этой области принадлежит бывшему владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому. Он начал договариваться с Китаем еще в 1999 году, предлагая построить экспортную трубу за 4 миллиарда долларов (около 120 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу). Правда, тот нефтепровод был поменьше и предлагал активное использование частных инвестиций. Государство не смогло на это пойти: в итоге был выбран полностью государственный вариант "Транснефти", а Михаил Ходорковский довольно скоро оказался в Забайкалье, аккурат на границе с Китаем, но уже совсем .

У самой "Транснефти" справиться со сметой никак не получалось. Сначала мешала инфляция и резкое повышение цен на трубы и строительно-монтажные работы. Потом – экологи и сам Владимир Путин, изменить маршрут нефтепровода ради сохранения Байкала, что сделало проект длиннее больше чем на тысячу километров. Удивительно, что нефтепровод рос в цене даже во время кризиса, когда подешевели и трубы, и стоимость монтажных работ.

Впрочем, удивительного мало, если взглянуть на отчет Счетной палаты, проинспектировавшей строительство. Счетная палата выяснила, что многие контракты на строительство отдавались без конкурса, причем подрядчиками выступали офшорные компании. В итоге заказы выполняли дочерние организации "Транснефти", а вот деньги оседали на счетах офшоров. Самый известный скандал связан с "Краснодарстройтрансгазом" – бывшим основным подрядчиком строительства. Эта компания, во-первых, задержала работы на год, а во-вторых, на ее счета были перечислены десятки миллиардов рублей. "Ведомости" писали даже, что на рынке ходили слухи о связи между "Краснодарстройтрансгазом" и бывшим руководством "Транснефти" (до 2007 года компанию возглавлял Семен Вайншток, который ушел в "Олимпстрой", а в 2008 году неожиданно и вовсе отправился на пенсию). Подтвердить их не удалось, но осадочек, как говорится, остался.

Естественно, что при увеличении затрат падала экономическая ценность проекта, ведь средства приходится тратить не только на собственно трубу, но и на разработку месторождений в сложных условиях. Чтобы стимулировать эту разработку, правительство отказалось от взимания экспортных пошлин с нефти, добытой в Восточной Сибири. Это означает, что федеральный бюджет от новых месторождений не получит одну из основных пошлин, которая составляет основу всего финансового планирования страны.

При таких уступках сразу же начались разговоры о том, что экономическая составляющая в ВСТО играет не такую важную роль, как геополитическая, связанная с переориентацией России на азиатский рынок. Те же "Ведомости" обращали внимание на то, что в первое время ВСТО придется заполнять с месторождений, с которых нефть можно легко отправлять в Европу. Тем не менее, дружба с Китаем показалась властям важнее или перспективнее. Во всяком случае, в 2009 году нефтегазовые отношения России и Китая заметно улучшились: азиатская страна даже выделила "Роснефти" (основному наполнителю ВСТО) и "Транснефти" 25 миллиардов долларов кредита под обязательства поставки нефти в ближайшие даже не годы, а десятилетия.

Есть и еще один существенный аргумент в пользу геополитической направленности проекта. В конце декабря Федеральная служба по тарифам утвердила тариф на прокачку нефти по ВСТО в 1598 рублей. При этом ранее в "Транснефти" утверждали, что только себестоимость прокачки составляет 130 долларов за тонну (почти 3900 рублей), ведь нефть надо не только запустить в нефтепровод, но потом ее слить, наполнить железнодорожные цистерны, потом опорожнить и их и, наконец, перелить нефть в танкер.

Получается, что потратив на ВСТО огромные суммы, "Транснефть" на восточном направлении будет работать себе в убыток. Компенсировать убытки компания будет за счет других (читай европейских) направлений – больше денег "Транснефти" взять неоткуда. Китайцы, конечно, таким дотационным экспортом должны быть довольны.