Томар — Последняя Обитель Тамплиеров. Как добраться в Томар из Лиссабона

  • Где остановиться: Поклонникам экскурсионных богатств Португалии прямая дорога в старинные города центра страны. Коимбра - столица Португалии 12-13 вв со старейшим в стране университетом, Обидуш может похвастать длинной историей – город был основан ещё кельтами, Сетубал находится в горах и окружен неимоверно красивой природой, являющейся к тому же заповедной территорией. Эвора – настоящий музей под открытым небом со множеством памятников, а Фатима известна на весь мир чудом явления Девы Марии. Городок Томар достоин хотя бы короткого визита, жилье здесь найдется на любой вкус.
  • Что посмотреть: Старый город и древние ворота Коимбры , а также её главную достопримечательность – Университет, еще – Старую библиотеку, соборы Се-Велья и Се-Нова, церкви и интересные музеи. Обидуш славен удивительным количеством старинных соборов с великолепными часовнями, замком До-Кастело и фестивалем шоколада. Must-see Сетубала – крепость Сан-Фелипе и руины Сетобрига, а также уютные улочки с колоритными особняками. В Эворе стоит увидеть университет и акведук, готический собор, монастырь Св. Клары и неолитический кромлех. Главная достопримечательность Томара - замок Ордена Тамплиеров . Поговаривают, что здесь хранится Священный Грааль. В Фатиме непременно нужно посетить Базилику Святой Девы.
  • Вас также могут заинтересовать

Между двумя речками Тежу и Мондегу, в XII в., рыцари тамплиеры возвели крепость. Вскоре, вокруг ее стен вскоре вырос город, носящий имя Томар. В течение последующих веков орден рос и приобретал все большее влияние и силу.

Данное положение дел не устроило церковь, и в 1312 г. папа римский Климент V распустил тамплиеров, обвинив их в ереси. Четыре года спустя орден был реорганизован королем Португалии и стал называться «Орденом Христа».

В XVI в. крепость превратилась в великолепный рыцарский замок. Город Томар, с его уникальной историей средневекового рыцарства, обязательно стоит посетить. В этом месте сохранилось большое количество памятников архитектуры, так или иначе связанных с тамплиерами и «Орденом Христа». Побродите по небольшим улочкам португальского городка Томара и ощутите древний дух рыцарей тамплиеров, некогда бродивших по этим тропам.

Монастырь строился целых пять веков, начиная с 1160 г. Это воистину величественное сооружение включено в списки «Памятников всемирного наследия ЮНЕСКО». Изначально он был построен как крепость, но позднее его переделали под монастырь. В его стенах жили великие воины-монахи.

Самым древним зданием в комплексе монастыря принято считать круглую церковь, построенную наподобие «купола Скалы» храма Соломона. Стены замка окружает романтический парк с укромными местами, спрятанными за широкими ветвями деревьев. Этот монастырь – одно из самых красивых произведений архитектурного искусства средневековья, которое заслуживает того, чтобы его посетить.

Местоположение: Colina do Castelo.

Отдельного внимания заслуживает достопримечательность, расположенная на территории крепости Томара, а точнее, на одном из ее нефов – изящное окно Томара. Чем же оно так привлекает туристов со всех уголков планеты? Своими искусно вырезанными из дуба наличниками, создающими собой морской узор. Макушку венчает крест «Ордена Христа».

Еще один элемент ансамбля — необычное изваяние головы, которую многие считают автопортретом скульптора этой конструкции. Многие страны считали это окно настоящим, неповторимым произведением искусства XIX в. Даже Англия безвозмездно готова была списать весь долг Португалии, всего лишь из-за красоты Томарского окна.

В 1624 г. король Филипп III повелел построить церковь Сан-Франсишку, привлекающую ежегодно множество туристов. Портал здания выполнен, в характерном для того века, стиле маньеризма. Многие элементы церкви оформлены в позолоте и расписаны декоративной живописью. В здании стоит много изящных каменных колонн и арок.

Самой интересной достопримечательностью Сан-Франсишку является, расположившийся в ее стенах Музей спичек. Здесь хранится более 40 тыс. спичечных коробков со всего света. Коллекция этого музея признана самой крупной во всей Европе.

Уникальным украшением города является церковь Сан-Жуан-Батишта (XV в.). Она сочетает в себе два стиля: готический и, признанный португальским народным, стиль мануэлино. Поскольку XV в. был эпохой становления Португалии как морской державы, церковь содержит в себе множество элементов морской тематики. Стены храма украшают знаменитые панно «тайная вечеря», «Усекновение головы Иоанна Крестителя». В 1910 г. церковь Сана-Жуана Батишты признали одним из национальных памятников страны.

В XIII в., когда Томаром управляли рыцари Тамплиеры, была построена первая готическая церковь города. В то время здесь проводили процессии захоронений членов ордена. Позже церковь стала местом упокоения рыцарей «Ордена Христа».

К сожалению, здание подверглось множественным реконструкциям, но в целом сохранило свой изначальный облик. У алтаря стоит величественная статуя Девы Марии. А от прочих церквей города ее отличает наличие интересного окна над входом, выполненного в форме цветка.

Замок был построен магистром Гуалдимом Паисом в 1160 г. Он стал идеальным защитным укреплением того времени. В XIV в., когда орден был упразднен, в стране разрушили многие здания, принадлежавшие тамплиерам. Однако к этому месту король Португалии был благосклонен и велел всего лишь переименовать орден в «Орден Христа».

Со временем замок превратился в настоящий храм. Место облагородили, проложили дорожки, высадили аккуратные клумбы. Комплекс сочетает в себе несколько стилей. Пристройки выполнены в стиле готики и барокко. Главный же храм, расположившийся на холме, похож на корабль.

В окрестностях Томара находится еще один памятник из списка национальных сокровищ страны – часовня Носса-Сеньора-да-Консейсао. 35 лет шло строительство этой небольшой часовенки. Предназначалась она в качестве места для упокоения короля Португалии Жуана III, правящего в XVI в. Здание построено в традиционном итальянском стиле. Стены внутри сооружения абсолютно гладкие, потолок и окна оформлены цветочным орнаментом.

Еще одной интересной достопримечательностью XV в. можно считать Синагогу – единственное еврейское сооружение Португалии в эпоху Проторенессанса. Найти ее можно в еврейском квартале, который расположен в самом центре Томара. Синагога — своеобразный подарок еврейскому народу от принца Генриха, за оказанную ими финансовую помощь при организации морской экспедиции.

К сожалению, синагогой данное здание было недолго. После изгнания еврейского народа из Португалии, здание некоторое время служило тюрьмой. Несколько лет спустя здесь появилась церковь. Потом помещения приспособили под склад. В 1939 г. здесь открыли еврейский музей имени Авраама Зукуту, в котором теперь представлены экспонаты, рассказывающие посетителям об истории народа. Есть здесь даже надгробная плита 1308 г.

Местоположение: R. Dr. Joaquim Jacinto — 73.

Неподалеку от города стоит Акведук, построенный с целью снабжения монастыря «Ордена Христа» водой. Строительство этого огромного сооружения началось в XVI в., а закончилось в XVII в. Акведук считается памятником времен испано-португальского единения. Это время, когда король Филипп II захватил португальскую корону и объединил земли под своим владычеством. Длина акведука составляет 6 км. Состоит он из 180 арок. Высота арок в разных районах различается. Самое высокое место достигает 30 м. При желании можно спокойно прогуляться вдоль акведука и полюбоваться вблизи на это величественное произведение искусства.

Продолжаем наш тур по маленьким городам Португалии. В сравнении с другими, правда, Томар выглядит не таким уж маленьким — здесь не просто две улицы, а есть целый старый город с центральной площадью и красивейшим собором, вход в который закрыт огромным бархатным покрывалом.

Здесь есть прекрасные двух-трехэтажные дома, вполне себе живые — в них располагаются магазинчики и врачебные практики.

Здесь широкие пешеходные улицы, а вот свободное место, чтобы припарковаться, приходится искать.

Здесь даже названия улиц и площадей не просто написаны на красивейших кафельных табличках, но и снабжены поясняющими подписями. Например, Алвеш Редол — видный писатель родом из провинции Рибатежу, где и находится Томар.


Знаете, что делают эти три веселых парня, обменивающиеся шутками с проходящими мимо полицейскими? Они медленно идут по улице и, ловко орудуя палочками для еды, собирают в пакет разный мелкий мусор, бумажки и окурки.


И в чем подвох, спросите вы? Зачем ехать в этот Томар? Уж явно не на домики смотреть.

И снова вы правы, мои проницательные друзья! Главная причина ехать в Томар — это тамплиеры. О них здесь говорит буквально все.

Духовно-рыцарский орден Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона был создан в начале XII столетия для защиты паломников, отправляющихся в Святую землю — а через двести лет, став одной из самых могущественных и богатейших организаций Средневековья, и положив начало современным финансам (тамплиеры изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи в бухучете и много чего еще), был разгромлен французским королем Филиппом IV Красивым, одним из своих крупнейших должников. Папа римский Климент V, тоже задолжавший храмовникам немалую сумму, особо не возражал и упразднил орден.


Расправа над тамплиерами была тщательно спланирована и осуществлена четко и в срок. Сперва верхушку тамплиеров подвергли показательному процессу, но после того, как юристы ордена выстроили блестящую защиту, о которую разбивались любые доводы обвинения, маскарад закончился, и их запытали и сожгли на костре. Но главный вопрос, который интересовал всех участников мероприятия, остался без ответа: где деньги, Зин?

Тамплиеры были сказочно, баснословно, невероятно богаты, однако в захваченных замках и поместьях удалось найти не так уж много золота. Есть много версий, по которым часть тамплиеров сбежала то ли в Великобританию, то ли в еще не открытую тогда Америку, то ли в саму Атлантиду, увезя с собой большую часть богатств ордена. Одна из таких версий — не хуже и не лучше прочих — указывает на Португалию.

Замок Томар был основан тамплиерами в середине XII столетия, а после разгрома ордена стал центральной резиденцией Ордена Христа — новой организации, созданной королем Динишем I и получившей все земли и владения, которые до этого принадлежали тамплиерам. Символика и устав ордена, который просуществовал аж до XIX века, поразительно напоминали символику и устав тамплиеров, а в финансах рыцари Ордена Христа были ничуть не менее успешны, чем их предшественники. По официальной версии, король Диниш I опирался на рыцарей для войн с неверными во время реконкисты, но поговаривают, что ему кое-что тоже перепало.

Сейчас монастырь Конвенту-де-Кристу, бывший замок Томар, входит в список ЮНЕСКО и является одним из самых красивых и величественных сооружений в Португалии.

Круглая башня-ротонда, которую вы уже видели на нескольких фотографиях выше, построена в подражание арабской мечети Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме. Тамплиеры ошибочно считали ее частью Храма Соломона, и такое подражание исламским святыням тоже было использовано против них на обвинительном процессе.

Поднимаем голову, и что же мы видим? Уж не тамплиерский ли это крест?.. Нет-нет, что вы, это крест Ордена Христа, а тамплиеры тут совершенно не при чем.

Кельи и жилые помещения монастыря достаточно аскетичны. Не удивлюсь, если по ночам тут ходят призраки.

Но в остальном обстановка очень красивая — живопись, скульптура, роспись.

Архитектурный стиль мануэлину, в котором строилась часть замка, немыслим без клуатра — внутреннего дворика с галереей, которых мы с вами видели преизрядно. Впрочем, и в Конвенту-де-Кришту этих двориков тоже не один, а целых восемь.

Другой признак мануэлину — причудливая, изящная декоративная лепнина.


Миниатюрные статуи, выполненные с вниманием к мельчайшим деталям, и уже изрядно поизносившиеся и поросшие мхом.

Некоторые, впрочем, еще очень даже ничего.

Ну и знаменитое окно, которое называют одним из символов мануэлину и печатают в каждом путеводителе.

Глядя на Конвенту-де-Кришту, начинаешь понимать, куда делось золото тамплиеров. Оно, конечно, не уехало ни в какую Америку или Атлантиду. Вот оно! Все тут! Все сто пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек, как любил говорить Остап Сулейман-Берта Мария Бендер.

Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям. Стоит только побывать в Томаре и своими глазами увидеть остатки его былого величия — и это становится настолько очевидно, что даже неловко говорить об этом вслух.

Томар появился в конце XII века на руинах двух существовавших ранее древних римских городов. Своим появлением Томар обязан тамплиерам — город начал расти вокруг основанной в 1160 году крепости тамплиеров, которая практически сразу стала их главной резиденцией в Португалии. Позднее орден был распущен и монастырь стал резиденцией новообразованного ордена Христа. Эта крепость, а если быть точнее — монастырь, и является главной достопримечательностью этого региона. При это самое интересное — что главной ценностью монастыря является обыкновенное, если его можно так назвать, окно... Итак, мой последний рассказ из португальского цикла — про монастырь ордена Христа.

Сначала мы прогулялись по самому городу. На центральной площади стоит церковь Иоанна Крестителя, построенная в конце XV века.

Моё внимание привлекли расположенные на колокольне башни часы.

Потом мы решили по быстрому перекусить в одном из ресторанов, ну и провели там часа два, если не три...

Я вам уже рассказывал про порции в португальских ресторанах? Так вот, если я скажу, что они огромны — то я не скажу ничего. Ближе к концу путешествия я более-менее приноровился и стал заказывать себе половину порции. Но принесённая в томарском ресторане «половина» всё равно оказалась намного больше, чем мог вместить мой желудок. Наверное, не менее часа я пытался запихнуть в себя огромную утку, к которой в качестве гарнира принесли два огромных блюда — одно с рисом, второе с картофелем.

В общем, мы с Аннуир с огромным трудом придерживая набитые животы руками, выползли через пару часов из ресторана и поковыляли наверх — к монастырю ордена Христа. За то время, пока мы обедали, монастырь успел почти закрыться — мы оказались его последними посетителями. У нас было ровно 40 минут на осмотр... Учитывая, что монастырь представляет собой настоящий лабиринт из множества комнат, этого было определённо мало.

Как я уже рассказал выше, монастырь был основан в конце XII века. В те времена он играл важную фортификационную роль, обеспечивая защиту молодого португальского государства от мавров, отброшенных к тому времени к югу.

Главным зданием монастыря является круглая церковь — ротонда. Многие церкви, построенные тамплиерами в это время имели именно такую форму — первые крестоносцы ошибочно приняли Купол скалы в за остатки древнего храма Соломона, поэтому по иронии судьбы свои христианские церкви они строили по образу и подобию мусульманской святыни...

Интерьеры монастыря. Здесь мне рассказать вам нечего — могу только показать.

Пока показываю — расскажу про тамплиеров.

Португалия была первой страной в Западной Европе, в которой обосновались тамплиеры. Их орден был распущен в 1312 году папой Климентом V. Для Португалии это событие стало тяжёлым ударом — португальские монархи очень надеялись на помощь тамплиеров в войнах с маврами.

Поэтому всего несколько лет спустя было образовано новое братство — орден Христа, который де-факто стал правопреемником ордена тамплиеров в Португалии.

По сути всё кроме названия осталось прежним — ордену перешли все земли и богатства тамплиеров.

Одну из главных ролей орден Христа сыграл во время эпохи Великих географических открытий. Мало того, что одним из великих магистров ордена Христа был Генрих Мореплаватель, положивший начало португальской экспансии на юг и на запад. Все португальские первооткрыватели, в том числе и Васко-да-Гама, совершали свои плавания именно под флагом ордена Христа.

Вид на церковь с другого ракурса — на мой взгляд с этой стороны она выглядит намного интереснее.

Церковь построена в стиле мануэлино, я уже рассказывал про него довольно подробно в репортаже про .

В западной стене церкви расположено большое прямоугольно окно, увенчанное крестом ордена. Это окно известно на весь мир — его резные в виде листьев пробкового дуба наличники считаются архитектурным шедевром стиля.

В XIX веке англичане были готовы обменять это окно на обязательство погасить Португалии весь внешний долг.

Вот и всё, что мы успели посмотреть в Томаре. Далее была долгая дорога до Лиссабона. Так как во все предшествующие дни с погодой нам очень везло, в последний день небеса решили отыграться и низвергли на нас какой-то нереальный по своей мощи дождь. Пришлось пробираться на ощупь по автобану со скоростью близкой к черепахам...

На следующий день ранним утром мы сдали Fiat обратно в Sixt, и через вернулись домой в промозглый и только начинающий просыпаться от снежной зимы Питер.

Путешествие в старину

О своих впечатлениях нам расскажет и покажет Анатолий Масляков, который вместе со своим "питерским другом Вовкой" исследовал Томарский замок вдоль, поперек и наискосок...


Один из самых известных замков тамплиеров находится в португальском городе Томар.


«Причём тут тамплиеры?» - подумал я. Все их загадки и отгадки во Франции. Как-то Португалия у меня с тамплиерами не вязалась. «Заманивают» - сказал я себе и начал читать. Ничего такого особенного не нашел, пока не дошел до Томара. Ах вот оно что - португальский король сохранил тайну преследуемых тамплиеров у себя в стране! В отличие от неблагодарного французского короля Филиппа IV, позарившегося на богатство ордена и уничтожившего его, хотя тамплиеры не раз спасали его, в том числе от разгневанной парижской толпы, португальский король Диниш I не забывал услуг тамплиеров португальской короне и дал им приют в своей стране, благоразумно переименовав храмовников в Орден Христа.


Правда, этот замок не совсем тамплиерский или - не только тамплиерский. Томарский замок (Convento de Cristo) был построен еще около 1160 года и был главной твердыней тамплиеров в Португалии. Замок осаждали мавры, но безуспешно.

Скала! Однако, с роспуском ордена тамплиеров - 1312 год, так, на минуточку, судьба замка немного подвисла, как и всех остальных владений тамплиеров. Но предприимчивый португальский монарх Диниш подсуетился и создал орден Христа! И более того, уболтал Папу передать тамплиерские владения этому новому ордену, в который вошли оставшиеся без дела бывшие тамплиеры. Довольно скоро (1357) томарский замок был выбран главным оплотом ордена Христа. Позднее он был обращен в монастырь, а в наши дни является объектом культурного насления ЮНЕСКО. Невероятно красивая там архитектура.


В томарском замке (и заодно в Томаре) я совместно с питерским другом Вовкой был аж целый день по дороге из Порту в Лиссабон. Сам городишко совсем крохотный, милый такой, европейский. Одна печалька - до большой воды довольно далеко. В городе есть речка, но совсем какая-то неубедительная. Томарский замок - это, естественно, главная достопримечательность Томара, однако по пути от ж/д станции к замку можно зарулить в еще пару приятных местечек. Как то: церквуха, парк, кладбище…


И вот мы дошли до территории замка. И тут заблудились в трех соснах, и свернули не на ту тропинку. Жалеть не жалею, ибо дорожка шла по парку и вдоль замковых стен. Там никого не было. Чудное место!


Правда, мы, отличившись особой сообразительностью, заметили, что что-то не так, только через час. Соответственно, назад к заветной развилке с отвороткой к замку топали еще час. Ноги уже гудели…


Но тут мы увидели замок…Ах, как я люблю замки! Особенно снаружи. Увы, внутри они совсем не такие, какими мне бы хотелось их увидеть. Нет там никакого духа средневековья. Половина всех замков была обитаема чуть ли не до сегодняшнего дня - и соответственно дизайн внутренних апартаментов менялся с учетом моды - фарфоровые статуэтки, печки на изящных ножках… Тьфу! А вторая половина хуже того: побелена и совершенно не интересна - замок Дракулы, ага!


Но нам очень хочется попасть внутрь и мы идём туда, гуляем по кулуарам, осматриваем все лестницы и закоулки, кельи монахов, залы и переходы.


Климат раскрасил... Но красоту не испортишь.


Тамплиерки. И ведь прекрасно выглядят, несмотря на возраст...


Эти лестницы поражают. Это ведь надо суметь такое спроектировать и воплотить!Спрашивается - зачем так мучиться? Думаю, не только ради красоты. Чудится, что это символ, напоминание монахам о спиралевидных галактиках Вселенной.


Знали монахи о числе Фибоначчи и золотом сечении? Архитекторы точно знали. И математики при португальских королях служили самые лучшие - арабы и евреи. Один из них Абрахам Закуту усовершенствовал астрономические таблицы так, что стало возможным определять широту места без использования солнечного меридиана. Он же сконструировал металлическую астролябию, более точную, чем деревянная.


Находим знаменитое прямоугольное окно в стиле мануэлино, так называемое «жанела»: ненамного больше простой отдушины, его проем был облеплен со всех сторон морскими и подводными сувенирами, водорослями, ракушками, якорями, брамселями и швартовами - в прославление достижений здешних рыцарей на поприще океаноплавания. По сторонам окна, на чем-то вроде декоративной ленты, опоясывающей приоконные пилоны, я увидел высеченные знаки Подвязки. Как может быть символ английского ордена в португальской военной крепости? Гид не знал что отвечать, но через некоторое время, проводя нас по противоположному крылу, кажется, северо-восточному, обнаружил и показал нам знаки Золотого руна. Я не мог не подумать о тончайшей игре соответствий, объединяющих Подвязку с руном, руно с аргонавтами, аргонавтов с Граалем, Грааль с тамплиерами. Я вспоминал и бредни полковника Арденти, и какие-то страницы из сочинений одержимцев… И прямо подскочил, когда гид-португалец ввел нас в залу со сводчатым потолком, усеянным розетками. Из доброй половины розеток глядела бородатая, козлоподобная физиономия.

Есть в этом что-то бесовское. Бафомет!!! Ну, не обязательно он, но вот такие украшения были в консистории ордена.


Венчают окно королевский символ Мануэла I армилярная сфера и крест - символ ордена Христа. Что за тайна в нём скрыта? Мы не разгадали. Все пишут о его красоте. Но сдается мне, что дело тут в зашифрованных символах. При нас в монастыре была группа российских туристов, которым экскурсовод долго рассказывала о символике окна. И всё в плоскости богатства и торговли. Вот мол артишок - символ богатства, эта мешок соли - основной доход того времени, вот канат - символ морских странствий, благодаря которым богатела португальская корона не без помощи рыцарей Ордена Христа и т.п. Как-то скучно.


Считается, что корни и ветви пробкового дуба поддерживают бюст капитана и обвивают мачты. Но зачем у основания должен быть пробковый дуб? Мне милее версия, что это дерево познания добра и зла, или мировое древо.


Где-то видел-слышал фразу, которой потом искал объяснение и подтверждение в сети, но безуспешно - мол, то ли британский, то ли испанский король был готов простить Португалии весь ее долг за это окно. Как это все должно было происходить, да и правда ли все это - увы, выяснить не получилось. Расскажите, если кто знает.


Может из-за вот этого пояса? Считается, что это символ британского Ордена Подвязки. Почему бы монахи Ордена Христа стали изображать здесь символ светского Ордена Подвязки, основанного английским королём? Орден не монашеский, очень камерный - туда входит только 24 члена (утверждаемых королём) помимо членов английского королевского дома и других монарших домов Европы. Кстати все российские императоры, начиная с Александра I, были кавалерами Ордена Подвязки.


К тому времени Англия уже вступила в торговый союз с Португалией. Возможно таким образом Орден Христа, так плотно связанный с португальскими королями и их морскими торговыми делами, решил скрепить «братские узы» с английской короной? Считается также, что цепь, которая окружает окно - это символ Ордена Золотого руна. Это другой светский орден Европы, основанный в 1430 году герцогом Бургундским Филиппом III Добрым. Благодарность герцогам Бургундским за их роль в создании Португалии?


Роль Бургундии в вопросе появления Португальского королевства на карте Европы меня удивила. Вон как далеко занесло герцогов! В XI веке Генрих Бургундский просто помогал королю Кастилии в борьбе с маврами при помощи крестоносцев (читай тамплиеров). Благодарный кастильский король отдал ему в жёны свою дочь Терезу и в качестве приданого - графство Портукале. И как же повёл себя бургундский зять? Как только король умер, Генрих отказался признать власть кастильской короны и повёл войну против Кастилии. Как теперь принято говорить «отжал» Портукале без зазрения совести.


И хотя Тереза (верная дочь своего отца) в пору своего регентства при несовершеннолетнем сыне Афонсу Энрикише (то есть Генриховиче) хотела вернуться к Кастилии, сын выступил против матери, разгромил её войска, изгнал её из страны и стал править единолично. Честно говоря, мне эта история образования королевства Португалии кажется какой-то нелицеприятной. И роль бургунцев в ней тоже.


А что же в монастыре осталось именно от тамплиеров? Конечно Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров.


Церковь Шарола представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. Считается, что форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона.


Вот это действительно настоящий алхимический сосуд, имеющий кристаллическую структуру для преобразования человеческого духа. Здесь чувствуется дух тамплиеров, не только воинов и торговцев, но и алхимиков, хранителей сокровенных магических знаний Востока.


Снаружи Ротонда выглядит очень грозно, а внутри это настоящий шедевр. Умели тамплиеры платить настоящим мастерам, вот те и старались. Все в сплошной символике - разбираться и разбираться знатокам. А обычным туристам, вроде меня, просто с открытым ртом ходить и восхищаться изысканности и красоте.