Особенности социальной адаптации. Лекция: социальная адаптация как технология социальной работы

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio»- приспособление, прилаживания. Он был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, для описания явления приспособления органов зрения и слуха к воздействию раздражителей.

Можно выделить четыре вида адаптации человека : биологическая, физиологическая, психологическая, социальная . Они тесно взаимосвязаны, но иногда на различных условиях реализации адаптационной потенции личности могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Термин биологическая адаптация используется для обозначения степени приспособленности строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Психологическая адаптация определяется активностью личности, и в общем виде представляет собой процесс взаимодействия личности и среды. Его можно представить как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобления ей») и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление ее себе»).

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида или группы к определенным нормам, ценностям, условиям, изменениям социальной среды.

В социальной работе адаптация рассматривается как процесс приспособления личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию к среде жизнедеятельности. Причиной этого в основном служит изменение социального статуса личности в результате потери работы, выхода на пенсию, инвалидности, вынужденной миграции, резким ухудшением социально-экономической обстановки и т.д.

(При подготовке к семинарскому занятию знать следующие виды социальной адаптации: управленческая, экономическая, педагогическая, психологическую, профессиональную. Источник – Технология социальной адаптации / под ред. И.Г. Зайнышева. Ст. 50-53)

Процесс социальной адаптации это всегда взаимодействие личности со средой. Поэтому на ход этого процесса оказывают влияние, как различные условия среды, так и особенности самой личности. Поэтому следует выделять две характерные стороны процесса социальной адаптации: объективную и субъективную.

Объективная сторона процесса социальной адаптации заключается в том, что человек на протяжении всей жизни приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. То есть происходит непрерывное усвоение и развитие механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда.

Субъективный процесс социальной адаптации связан со всеми аспектами социально-психологического развития личности, с ее характерными свойствами и особенностями.

Процесс социальной адаптации может быть представлен двумя историческими типами. Первый представляет собой способ развития личности в социальной среде. В таком контексте человеческая жизнь рассматривается как поэтапная адаптация к новым жизненным условиям, к новой социальной среде. Второй тип социальной адаптации связан с состоянием переходности общества. Речь идет о макросоциальных изменениях в обществе, происходящих при переходе от одной стадии развития цивилизации к другой.

Исходя из того, что на процесс социальной адаптации личности влияют различные по масштабности факторы социальной среды, его необходимо рассматривать в трех структурных условиях:

1. Общество (макросреда). Этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества;

2. Социальная группа (микросреда). На этом уровне происходит интеграция индивида с его социальной группой;

3. Сам индивид (внутриличностная среда). Индивидуальная адаптация это стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и встречного влияния общества.

Эффективному развитию механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих – это и объективные социальные условия, и условия непосредственной среды обитания и сама личность. В основе понимания механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности.

Социальная адаптация связана со всеми видами преобразований индивида и происходит в социальной деятельности, общении и самосознании.

Социальная деятельность – ведущий механизм социальной адаптации, позволяющий индивиду активно и полноценно включаться в социальную среду.

Общение - механизм социальной адаптации, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами.

Самосознание личности – механизм социальной адаптации, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

(рассказать об активном характере адаптационного процесса, векторе активности)

Результат процесса социальной адаптации можно охарактеризовать с помощью понятия «адаптированность личности».

Под адаптированностью понимать такие взаимоотношения личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляют к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Выделяют следующие виды адаптированнности:

а) адаптированность в сфере «неличностной» социально – экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в среде личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоцианально насыщенные связи с другими людьми.

Именно суммарное проявление этих видов адаптированности можно признаком эффективной социальной адаптации.

Выделение понятия адаптированности личности приводит нас к необходимости проведения анализа механизма взаимодействия личности и среды, приводящего к достижению этого состояния.

Социальная адаптация на личностном уровне включает в себя:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного окружения, путем их рационального осознания;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды.

Для выявления возможностей управления процессом адаптации необходимо уточнить – как обеспечить именно ту форму протекания данного процесса, которая приведет к эффективному осуществлению деятельности индивида без значительных психологических затрат с его стороны.

Для этого необходимо детально рассмотреть психологический механизм взаимодействия среды и личности.

При столкновении с изменившимися условиями среды появляется ряд факторов, вносящих дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в ответной реакции на раздражители, вызванные изменившимися условиями. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для активизации адаптационного механизма, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Схематично этот процесс можно представить так: факторы среды – первичная дезадаптации – активизация адаптивных механизмов – адаптивное поведение.

В таком виде процесс адаптации можно трактовать как систему действий, направленных на ликвидацию временной дезадаптированности и приводящих к созданию состояния адаптированности личности.

Состоянием противоположным адаптированности является состояние дезадаптации. Можно выделить несколько видов дезадаптации личности:

1) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных, адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий;

2) устойчивую дезадаптированность (ситуативную и общую), которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в изменяющихся социальных условиях.

В свете приведенной выше классификации можно выделить два вида адаптационного процесса: адаптация с достижением личностью состояния адаптированности и дезадаптация.

Дезадаптивным называется такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

Существует модель социальной адаптации личности с выделением критериев адаптации личности внутреннего и внешнего плана (рис.1).

Рис. 1 Модель социальной адаптации А.А. Реана

Внутренний критерий ученый связывает с психоэмоциональной стабильностью, личной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса и т. д. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды.

Im- (Im- Imaginary (англ.) – мнимый) адаптация по внутреннему критерию характеризуется дезадаптацией по внешнему критерию, проявляющейся как конфликтное, ассоциальное, контрнормативное и деликвентное поведение. Одновременно при этом может иметь место «внутренняя гармония» – адаптированность по внутреннему критерию. Im – адаптация по внутреннему или по внешнему критерию, это не полная, односторонняя, но вполне вероятная форма адаптации личности.

Системную социальную адаптацию Re (Re – Real (англ.) - действительный) А.А. Реан определяет как появление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Благоприятное течение процесса социально-психологической адаптации обеспечивается функционированием внутренних и внешних механизмов адаптации, которые приводят личность к состоянию комплексной адаптированности, выражающейся как в адекватном новым условиям среды поведении, так и достижением личности внутренней гармонии.

Технология социальной адаптации.
Соц адаптация - адаптивные процессы в соц раб и методика их регулирования
Адаптация - приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году
В широком смысле адаптация - взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)
В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)
Процесс адаптации имеет две стороны:
1. объективная - не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства
2. субъективная - приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.
Процесс соц адаптации - процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.
Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)
1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)
— соц положение и активность
— здоровье (психологическое и физическое)
— умения и навыки работы
— желание и возможности
— коммуникабельность
Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом
2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)
— соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)
— морально психологический климат общества
— экология
— соц эконом положение в обществе
— СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА
— военные конфликты
— безработица, бездомность
— миграция населения
3. ДЛЯ ДЕТЕЙ
— отсутствие получения качественного образования (плата)
— отсутствие качественного здравоохранения
— отсутствие проведения качественного досуга, спорт
Адаптация проявляется:
1. Через смену ориентации человека
2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:
— общение
— учение
— труд
— игры
Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.
Механизм адаптации в соц деятельность включает:
1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне
Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.
Пример:
— ввести человека в новый коллектив
— для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение - механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.
На адаптацию влияет - пол, возраст, соц статус личности и тд.
Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике - самосознание личности - механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.

Термин «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей. Социальная адаптация осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем социальной дезадаптации в различных социальных стратах общества. Дезадаптация - разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация - разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации.
Выделяют два крайних варианта общения человека с окружающим миром:

  1. адаптация к внешним условиям;
  2. приспособление и изменение окружающей среды.
Первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию. Социальная адаптация как процесс - это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации - это показатель социализации личности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате социальной адаптации индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики. Социальная адаптация как социальная технология - это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели со-
циалъной работы. Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, социально-ролевой, социально-организационный, социальнопсихологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия господствующего в современном обществе подчиняющего и нерационального типа отношения общества к природе..
Для более полного раскрытия темы процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на трех уровнях:
  1. Макроуровень - физическое и социальное пространство а целом. На данном уровне рассматривается адаптация личности, Социальных слоев, общества в целом к особенностям природной экосистемы, к элементам искусственной среды, техносферы, к особенностям социально-экономической, политической, социокультурной сфер общества.
  2. Мезоуровень - социальная группа, коллектив, окружение человека, семья. Здесь происходит адаптация человека или, напротив, нестыковка интересов человека с нормами социальной группы, производственным коллективом, соседской общиной, учебной группой и т. д.
  3. Микроуровень - семья, ближайшее окружение. На данном уровне происходит адаптация или взаимная адаптация членов семьи друг к другу и к особенностям семейного микроклимата.
4. Миниуровень - это сам индивид, его внутрилично- стная адаптация - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концеп- ции и ее оценки с позиции других людей.
Среди факторов социальной адаптации особое внимание следует обратить на биологические, физиологические, психические свойства и свойства социального развития личности, которые во многом определяют характер и способности человека к адаптации. По этим критериям выделяют следующие типы личности: высокоадаптивный, среднеадаптивный, низкоадаптивный, дезадаптивный. Однако макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодейк ствии и неразрывной связи, следовательно, особенности макросреды в той же степени влияют на формирование типа личности. Социальная адаптация индивида зависит как от его личностно-субъективных свойств, так и от внешне-объективного фактора. Если условно обозначить разновидности социальной среды и внутренние характеристики личности знаками плюс и минус (С+), (С-) и (Л+), (Л-), то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы, где (Л+) это личность с положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностями и ориентациями, (Л-) это личность с устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными, девиантными взглядами и установками, (С+) - внешняя среда с положительной направленностью, где господствуют социально одобряемые и гуманные образцы поведения, и (С-) - среда с отрицательной направленностью, которая носит девиантный, часто преступный характер, то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы.

Таблица 2.1 Характер и особенности социальной адаптации
Таким образом, именно сущность социальной среды часто оказывается доминирующей и определяет характер социальной адаптации. Адаптация личности к новой социальной среде включает 4 стадии:
J. Начальная стадия - индивид знает, как он должен вести себя в новой социальной среде, но в своем сознании полностью не признает ее ценностей и в чем-то их отвергает, придерживаясь прежней системы.

  1. Стация терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей друг друга.
  2. Аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании ценностей и потребностей индивида новой социальной средой.
  3. Ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды. Существует полная и частичная ассимиляция.

Социальная адаптация часто рассматривается в контексте культуры общества и поведения индивида в рамках другой культуры.
Американский антрополог Ф. Бок отмечает, что культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Когда ты в своей группе среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Культурный шо^ это по сути конфликт двух культур на уровне индивида.
По мнению Бока, существует 5 способов разрешения этого конфликта

  1. Геттоизация (гетто). Человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден из- за незнания языка, собственной робости, вероисповедания избегать всякого соприкосновения с другой культурой. В любом западном городе существуют замкнутые районы гетто, населенные представителями других культур (китайские, турецкие, русские кварталы).
  2. Ассимиляция противоположна героизации. Здесь индивид полностью отказывается от своей культу. ры и стремится впитать в себя новую. Затруднения
бывают и в данном случае, причиной их может стать либо недостаточная пластичность самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он пытается стать.
  1. Промежуточный способ преодоления конфликта состоит в культурном обмене и -взаимодействии. Для того, чтобы обмен осуществлялся адекватно, нужны благожелательность и открытость обеих сторон, что встречается довольно редко, особенно если стороны
    изначально не равны, например, коренные жители-эмигранты.
  2. Частичная ассимиляция - индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично. В одной из сфер жизни, на работе он руководствуется нормами доминирующей культурной среды, а в семье и на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры.
  3. Колонизация - когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Другой формой колонизации является распространенная практика помощи слаборазвитым странам (строительство фабрик ведет к внедрению в жизнь коренных жителей новых моделей социальной и технологической организации, а также вносит изменения в культуру организации общества в целом).
Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы. Проблема социальной адаптации остро стоит среди такой категории населения, как дети-сироты и воспитанники детских домов. По мнению специалистов, зачастую условия, в которых живут дети-сироты, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, ее самоопределение, что впоследствии затрудняет социальную адаптацию в будущей личной жизни. Разрешение таких проблем, как смутное представление этих детей о будущей половой роли в семье и о профессии, отсутствие знаний о половой идентификации и индивидуализации, затрудняет формирование полоролевых, нормативных ориентаций в будущей жизни. Эти проблемы могут преодолеваться путем интенсивной, качественной и комплексной работы социальных работников и психологов методами психологической и игровой коррекции, интеграции детей в условия естественного социума, снятия социальных барьеров, ведущих к изоляции детей, лишенных попечения родителей.

Проблема социальной адаптации важна и для других категорий населения. Бывшие осужденные сталкиваются с проблемой восстановления социального статуса и социально значимых навыков - умение зарабатывать, обеспечивать себя и своих близких, умение общаться в рамках социально принятых образцов взаимодействия и т. д. В работе с этой категорией населения социальная адаптация считается успешной, если бывший осужденный налаживает прочные социальные связи, искореняются пороки поведения и прерываются негативные связи.
Также одной из задач социальной работы является адаптация лиц, страдающих различными психическими и соматическими заболеваниями, индивидов, потерявших определенный социальный статус (беженцы, мигранты, бомжи). В зависимости от контингента населения, охватываемого социальной работой, меняются и содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы. Особое внимание следует обратить на вопросы социальной адаптации людей с умственной отсталостью. Итогом социальной адаптации этой категории людей является их вовлечение в доступную им социально-профессиональную сферу и приобретение социального опыта. Все более важный характер приобретает процесс социальноадаптивной работы с пожилыми, что во многом связано:
» с изменением демографической ситуации в стране, увеличением числа лиц старших возрастных групп f

  • изменением традиционных форм семьи, увеличением числа одиноких граждан.
  • трансформацией структуры нашего общества, переходом от ориентированности на использование человеческих ресурсов ради достижения всеобщих идеалов к новым гуманным установкам, когда каждый человек независимо от его способностей приносить пользу государству имеет право на достойную жизнь, является ценностью.
Обсуждение проблем социальной адаптации в пореформенный период связано с такой важной особенностью

взаимодействия личности и общества, как несинхронный характер общественных и индивидуальных адаптивных реакций. Основной причиной своеобразного адаптивного лага последних оказывается необходимость затрачивать некоторое время на преодоление разнообразных, разноуровневых адаптивных барьеров, способных затруднить, а в ряде случаев - помешать осуществлению социальных приспособительных процессов.
Барьеры, тормозящие адаптацию, целесообразно разделить по их месту в адаптивном взаимодействии в системе «личность - общество» на индивидуальные (характеризующие особенности адаптирующейся личности), информационно-адаптивные (затрагивающие адаптивное инфовзаимо- действие) и ситуативные (связанные с качественной спецификой адаптивного воздействия социальной среды).
Адаптивные (приспособительные) барьеры отражают систему объективныхи субъективных, внутреннихи внешних факторов, которые тормозят или затрудняют адаптацию личности (группы) кразноуровневым адаптивным ситуациям. Барьеры вступают в действие в тот момент, когда реальная ситуация превращается в адаптивную, т. е. в момент получения субъектом значимой информации об изменениях социальной среды. Предлагается следующая номенклатура адаптивных барьеров:

  1. возрастной;
  2. эмоционально-психологический;
  3. мировоззренческий;
  4. знаковый;
  5. тезаурусный;
  6. контрсуггестивный;
  7. ситуативный (включающий в себя наибольшее количество переменных, непосредственно влияющих на приспособительные процессы в социальной среде);
  8. национально-культурный;
  9. режимный;
  10. временной;
  11. дискретного сознания.
Разумеется, здесь перечислены не все, а лишь наиболее активные адаптивные барьеры.
Остановимся на путях минимизации барьера дискретного сознания и роли индивидуальной системы значения человека в этом процессе. Преодоление дискретности сознания как информационно-адаптивного барьера необходимо начинать с корректировки «информационного ядра» индивидуальной системы значения личности. Понятие «индивидуальная система значений» (далее: ИСЗ) было предложено Я. Рейковским для фиксирования индивидуальных результатов накопления и упорядочения информации. По Я. Рейковскому, ИСЗ личности служит основой того, «что человек замечает и как понимает то, что замечает (ориентационные процессы), как он оценивает замеченное и какие эмоции вызывает то, с чем он сталкивается {эвалюативные и аффективные процессы), чего желает и к чему стремится». Накопленная и упорядоченная личностью в процессе социализации информация служит основным источником формирования ИСЗ. Основная сложность состоит в том, что из всего многообразия идеологических взглядов, теорий и традиций человек сам отбирает те, которые позволяют ему сформировать собственное непротиворечивое миропонимание. Размышляя о субъективной природе индивидуального выбора, Н.Д. Арутюнова пишет: «Человек не может быть склонен к объективному анализу явлений и событий, но он обычно придерживается вполне определенной системы ценностей, убежден в ее непреложности и твердо делит все то, что так или иначе его затрагивает, как, впрочем, и то, что его не касается, на хорошее и плохое: добро и зло, счастье и несчастье, благо и беду, соответствующее его интересам или мешающее ему достигнуть цели». Известно, что ИСЗ личности - это открытое образование, которое постоянно испытывает на себе разнообразные информационные воздействия. ИСЗ будет оставаться в неизменном виде до тех пор, пока она помогает упорядочивать новый опыт (информацию) человека, а также в том случае, если рефе
рентная группа, к которой принадлежит субъект, придерживается этой системы и продолжает ее практиковать. Здесь фактически появляется возможность вести речь о некой «критической массе» новой информации, набрав которую, человек уже не может мириться с существованием ИСЗ в неизменном виде. Сейчас индивидуальные системы значений миллионов россиян перестали их удовлетворять, поскольку традиционная мировоззренческая информация, лежащая в их основе, устарела, а новая информация, частично прорвав мировоззренческий информационный барьер, достигла «критической массы», парализовав тем самым работу ИСЗ, утративших способность адекватно упорядочивать вновь поступающую информацию. Возник антагонистический конфликт между «информационным багажом» старой ИСЗ и новой адаптивной ситуацией в реформируемом обществе. Причем в данном случае мы сталкиваемся с выраженным непродуктивным конфликтом: устаревшая мировоззренческая информация прочно блокирует любые попытки человека адаптироваться - настолько стойкой бывает реакция отторжения всего того, что расходится с привычными представлениями, лежащими в основе ИСЗ. В результате если общество не сумеет гуманно, ненасильственно, применяя новейшие информационные технологии, модернизировать ИСЗ миллионов людей, оно может потерять надежду на возможность преодоления инерции насилия и дискретного сознания.
Проблема социальной адаптации существует практических для всех категорий населения. Критическая ситуация связывается с участниками вооруженных конфликтов, жертвами локальных войн, мигрантами и беженцами, безработными и инвалидами. Существуют особенности социальной адаптации женщин, переживших стрессовую ситуацию, подростков и детей, пострадавших от жестокого обращения.

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными социальными учреждениями социального обслуживания и отдельными социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной защиты населения. Основное отличие технологий социальной работы от других социальных технологий - направленность на человека (т. е., на клиента социальной работы - отдельного индивида или группу).

Одна из самых востребованных технологий социальной работы - социальная адаптация. Особое внимание при характеристике социальной адаптации надо уделить понятию «социализация».

Оба понятия характеризуют усвоение чего-либо нового и приспособление к каким-либо изменениям.

Но социализация - длительный, постепенный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

А адаптация - кратковременный и интенсивный процесс, скорость которого позволяет быстрее или медленнее нормализовать социальное функционирование.

Процесс социальной адаптации представляет собой единство следующих стадий:

  • 1) Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванное резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Эта стадия является наиболее тяжелой, ей сопутствуют фрустрация, парализующий страх ил чрезмерная физическая активность. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели;
  • 2) Мобилизация адаптационных ресурсов. На данном этапе наступает глубокое осмысление ситуации и концентрация усилий на сознательном поиске оптимального выхода из нее. Эта стадия предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под ним понимается совокупность свойств и ресурсов, которые имеются у человека или группы в скрытом виде, и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации;
  • 3) Ответ на «вызов среды» - завершающая стадия социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

Технология социальной адаптации осуществляется с помощью разных механизмов. Можно выделить следующие механизмы:

  • 1) Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на нее различных факторов социальной среды. В эту группу можно отнести, например, психологическую защиту. психологическую травму, психологическое внушение, убеждение;
  • 2) Социально-психологические механизмы. Они предназначены для приспособления индивида к среде через ее освоение различными способами. Сюда включаются, во-первых, когнитивные механизмы - т. е., приспособление к среде через ее исследование, изучение и познание (механизм воображения, мышления, познавательной деятельности). Во-вторых, эмоциональные механизмы - приспособление субъекта к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В-третьих, поведенческие механизмы - выбор и реализация субъектом в новой для него ситуации определенной модели поведения и деятельности;
  • 3) Социальные механизмы - это наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности. Его можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Также механизмом этой группы является механизм социального общения. Он позволяет субъекту совершенствовать имеющиеся у субъекта навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности. Внешней формой адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение. Оно представляет собой процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определенные механизмы социальной адаптации.

Также социальная адаптация классифицируется в зависимости от готовности принятия субъекта:

  • 1) Добровольная адаптация - это ситуация, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые возможности и перспективы, поэтому принимается без сопротивления;
  • 2) Вынужденная адаптация - это ситуация, противоположная предыдущей. В данном случае характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Но при этом, субъект не может не принять эти новые характеристики.

Таким образом, социальная адаптация - достаточно обширное понятие. Как технология социальной работы, социальная адаптация представляет собой систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Рассмотрение социальной адаптации как технологии указывает на определенную последовательность действий, выстраивающую в один ряд цель, средства и результат.

Поэтому социальную адаптацию можно представить в виде определенного алгоритма.

Алгоритм - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности действий получить результат с определенными исходными данными. Применительно к социальной работе - это последовательность воздействий, направленных на преобразование клиента социальной работы и его перевод в искомое состояние. Таким образом, алгоритм социальной адаптации как технологии социальной работы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

  • 1) Диагностический - на нем определяются причины и продолжительность необходимого воздействия на клиента;
  • 2) Формирующий - социальный работник определяет степень готовности клиента к возможным изменениям своей жизнедеятельности;
  • 3) Обучающий - специалист объясняет и обучает клиентам таким формам обучения, которые будут способствовать нормализации его социального функционирования;
  • 4) Реализующий - клиент начинает реализовывать новые формы поведения либо корректирует старые. Этот процесс может проходить либо под контролем специалиста (когда клиенту указывают конкретное направление изменений), либо при сопровождении (т. е., создание наиболее оптимальных условий для самостоятельной реализации клиентом новых форм поведения или коррекции старых);
  • 5) Итоговый - социальный работник производит оценку результатов с учетом целей и задач адаптационного воздействия.

Очевидно, что при применении данной технологии специалист следует определенным принципам. И в первую очередь - принципу опоры на собственные силы. Это особенно актуально на реализующем этапе алгоритма социальной адаптации.

Поэтому социальный работник старается не контролировать, а сопровождать клиента при реализации новых форм поведения или коррекции старых. Важно развивать самостоятельность у клиентов социальной работы и активизировать их адаптационный потенциал.

В процессе изучения темы необходимо , во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.

Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки , имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.