Органы государственной власти и управления в XIX веке.

Чтобы лучше понять, что представляла собой Россия в конце 19 - начале 20 века, я хочу привести слова Льва Толстого из его письма Николаю 2 от 16 января 1906 года. Лучше ситуацию в России той эпохи не описал ни один из историков.

Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.

Лев Толстой

Население

Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек. Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн). Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.

Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:

  • Русские - 44,6%
  • Украинцы - 18,1%
  • Поляки - 6,5%
  • Евреи - 4,2%
  • Белорусы - 4,0%
  • Казахи - 2,7%
  • Остальные народы - каждый не более 2%

Официальный язык Российской Империи начала 20 века - русский. При этом притеснений по языковому признаку не было и другие народы могли использовать свой язык для общения.

Сословия

Важная характеристика российского населения начала 20 века - сохранение сословий. Основная масса населения - крестьяне, сословие которых составляло чуть более 80% населения страны. Дворян в России было примерно 1,5%, но это было ведущее сословие, которое скрепляло власть. Дворянство не было единым, подразделялись на потомственное и личное.

Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.

Отдельное важное сословия в России - духовенство. В начале 20 века оно делилось на разряды:

  • Черное (монашествующее). Монахи, которые приняли обет безбрачия.
  • Белое (приходское). Священники, которым позволено иметь семью.

Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.

Автономии

Автономии - это характерная черта развития российского государства. Империя, присоединяя новые земли в свой состав, в большинстве случаев предоставляла этим землям автономию, сохраняя их национальные традиции, религию и так далее. Наиболее полной автономия была у Финляндии, которая обладала собственным парламентом, законодательством и деньгами. Я специально подчеркнул эту систему сохранения автономий, которая была актуальна еще в начале 20 века, чтобы вы сравнили - как присоединяла регионы Россия, и как это делали страны Запада. Достаточно вспомнить, что в результате колонизации Северной Америки европейцами, индейцы (коренное население практически полностью было истреблено, а та часть, что осталась жива, была помещена в специальные резервации - загоны для скота, выбраться откуда невозможно.

Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.

Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).

Территория

В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.

В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.


Мы рассмотрели территорию России в Европе, поскольку это был тот театр, где происходили основные действия той эпохи. Если говорить об Азии - там в составе России также были включены полностью все государства, которые в дальнейшем присоединились к СССР.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.


Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет - совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 - начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник . Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1 , принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять - тот и побеждал в судах.


Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия». По нему - в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками .

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Армия и охрана

Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.

Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире. С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну , чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования также подчеркивает и Первая мировая война , в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения). В реальности же 75% всех потерь той войны были от артиллерии.


Экономика

Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:

Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.


Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина . Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 - начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому. Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом. Получаются следующие даты:

  • 1905 (1893 + 12) - первая революция
  • 1917 (1905 + 12) - февральская и за ней октябрьская революция
  • 1929 (1917 + 12) - начало коллективизации

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли - понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова - крестьяне за землю были готовы убивать.


Международные отношения

После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.

В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно - России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников. Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта. Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.

Традиционный соперник России - Османская империя - переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М. Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:

  • 1) власть Сената ограничивалась только императором;
  • 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;
  • 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
  • 4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
  • 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;
  • 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
  • 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

“Система уголовного права в конце XIX начале XX вв. строилась на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. В нем предусматривалось сто восемьдесят видов наказаний и не менее двух тысяч преступлений. Законодатель различал следующие категории преступлений:

  • · Тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение)
  • · Преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом)
  • · Проступки (за которые назначались арест, штраф)

Наказания делились на:

  • · Главные (смертная казнь, поселение, заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом, арест, штраф)
  • · Дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом конфискация имущества)
  • · Заменяющие (принудительное лечение, опека)

В Уложении (в редакции 1885 г) предусматривалась смертная казнь через повешенье. Каторга назначалась на срок от четырех до двадцати лет или бессрочно. Ссылка имела тридцать ступеней: от года до четырех лет в разные районов страны (по степени удаления от центра)

В 1903 г. вступило в силу новое уловное Уложение, которое давало формальное определение преступления «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания »

Трехстепенное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок сохранялось. Система наказаний была упрощена

В новом Уложении предусматривалось восемь родов главных наказаний и восемь дополнительных. При определении наказания, судом учитывалась сословная принадлежность преступника и жертвы” И.А. Исаев «История государства и права России» 2005г с. 163-165

Что касается судебного процесса, то он строился на основе судебной реформы 1864 г.

Суды делились на:

  • 1. Мировые (рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке без разделения на стадии, в нем соединялись следователь, обвинитель и судья)
  • 2. волостные (сословный, специальный порядок судопроизводства)
  • 3. Общие (уголовный процесс делился на стадии: дознание, предварительное следствие, подготовленные к суду действия, судебное следствии, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора)

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

Значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Национальная политика. Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905--1907 и 1917 гг.

II.Предпосылки изменений в государственно-правовой системе. Начало революции 1905года

К началу XX века политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. «Особую остроту приобрел аграрный вопрос. Помещикам, царской семье, монастырскому духовенству и предпринимателям, составлявшим не значительную часть населения, принадлежало 65% всей земли, а крестьянству, которое насчитывало, прочти 100 млн. человек имело всего лишь 35%. Оно задыхалось от малоземелья, к тому же земледельцы продолжали платить государству деньги за свое освобождение. Крестьяне страдали от нищенского существования, хронического голодание и абсолютного бесправия. Для них все еще сохранялись телесные наказания и сословные суды. Не менее острым был рабочий вопрос. 14 июня 1897 года был принят закон, по которому рабочий день сокращался до 11,5 часов, а предприниматель обязан был предоставить воскресный день для отдыха рабочим, но из-за отсутствия действенного контроля этот закон соблюдался далеко не всегда. У рабочих, отсутствовали элементарные гражданские права, а за участие в забастовках полагалось тюремное заключение. Отсутствовало рабочее законодательство, которое регулировало бы условия труда, найма, социального страхования, несоответствие заработной платы и трудовых затрат» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России » 2002г ст.-38-39

Недовольство народных масс не решаемыми социальными проблемами, поражение в русско-японской войне резко усугубили положение в стране и так стоявшей на гране революционного взрыва.

2 января 1905 в ответ на увольнение нескольких рабочих, на Путиловском заводе вспыхнула забастовка, ее подержали все крупные предприятия Петербурга. Бунт рабочих возглавлял священник Гапон Г.А, который предложил недовольному народу встретиться с царем, устроив мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах народа, в которую были включены следующие требования:

ь Немедленное объявление свободы слова, печати, собраний, равенство всех перед законом;

ь Ответственность министров перед народом;

ь Отделение церкви от государства;

ь Прекращение войны с Японией и много другое.

Утром 9 января 1905 года по мирному шествию около Зимнего дворца военными был открыт огонь. Более 130 человек погибло. В ответ на это во второй половине 9 января по всему Петербургу прокатились массовые беспорядки. А 10 января бастовал уже весь рабочий класс столицы. Забастовки прокатились по всей стране. «Кровавое воскресенье » серьезно подорвало монархические настроения масс и вытолкнуло российский пролетариат на арену борьбы с самодержавием. Забастовки прокатились по всей стране. Вспыхнула революция. Основным вопросам корой стали: крестьянский, рабочий и национальный вопросы.

Крестьянский вопрос. «Участники волнений не выдвигали политических требований. Но их восстания были стихийными и неорганизованными, а 1902-1903 гг. стали сопровождаться разгромом помещичьих усадеб.

Правительство пыталось найти решения крестьянского вопроса при сохранении помещичьих усадьб и без особых затрат для казны.

В начале 1904 года проект реформы крестьянского вопроса был разработан, однако его обсуждение затянулось

Рабочий вопрос. Усилившиеся стачки, рост недовольства рабочих и забастовок, в ходе которых началось выдвижение политических требований, заставили правительство попытаться решить рабочий вопрос. Одной из таких попыток стала «зубатовщина», смысл которой состоял в том, чтобы создавать легальные рабочие организации, которые способствовали бы улучшению быта рабочих, мирному разрешению конфликтов и удержанию забастовок и рабочих стачек.

Национальный вопрос. Сокращение автономии Финляндии, сохранявшаяся черта оседлости, запреты на занятие сельским хозяйством, квоты для студентов высших учебных заведений. Принятие в 1903 году указа о секвестре имущества армянских церквей и передаче контроля за расходами под надзор государства. Все это способствовало усилению националистических движений и среди рабочих и среди национальной буржуазии.

Выход из сложившейся ситуации Николай II попытался найти в министре внутренних дел В.К. Плеве, однако в июле 1904 он был убит, его полномочия перешли к Святополку-Мирскому. Он попытался добиться взаимного доверия между обществом и правительством: были ослаблены цензурные преследования печати, некоторые общественные деятели возвращены из ссылки и др. Однако новый курс правительства так же не увенчался успехом» Е.Е. Вяземский, Л.В.Жукова, В.А. Шестаков «история России с древнейших времен до наших дней» 2005 г

18 февраля 1905 года Николай II подписал рескрипт о возможности законосовещательной работы выборных представителей от народа. Но стачки не прекращались, а лишь набирали все больше массовый характер. Так, начавшаяся 18 февраля массовая политическая забастовка, 23 февраля превратилась во всеобщую.

Весной по стране прокатилась новая волна забастовок. В мае в ходе стачки в Иваново-Вознесенске, был организован первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Некоторые требования были выполнены. И уже в июле предприятия Иваново-Вознесенска заработали в полную силу.

14 июня вспыхнуло новое массовое восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» Восстание развивалось под лозунгом «Долой самодержавие». Восстание продлилось не долго, уже 25 июня «потемкинцы» сдались властям.

В июле 1905 года Булыгин вместе со специальной комиссией по личному указанию Николая II разработал указ об учреждении законосовещательного органа Государственной Думы.6августа были опубликованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах» Выборы предполагались многоступенчатые, избиратели делились на три курии: землевладельцы, горожане и крестьяне. Право на участие в выборах не получили рабочие, женщины, военнослужащие и учащаяся молодежь. Устанавливался высокий имущественный ценз.

В октябре 1905 года началась новая стачка в Москве на Казанской железной дороге, 15 октября она приобрела всероссийский характер, в ходе которой активно начинают создаваться Советы. Основные требования бастующих:

8-ми часовой рабочий день, демократические свободы, Учредительное собрание.

Октябрьские выступления являли собой мощный революционный взрыв, сплотивший все слои населения России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки.

III.Манифест и его правовые последствия

17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.

  • 1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;
  • 2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие, начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку,
  • 3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Октябрьский манифест представлял собой значительный этап в политической борьбе либералов. Однако вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Наиболее консервативная часть либералов высказывалась за участие в выборах, надеясь использовать будущую Думу. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял Союз союзов), то оно потребовало бойкота заранее фальсифицированных выборов. Социалисты - революционеры в свою очередь тоже высказывались за бойкот, так как рабочие, на которых они опирались, были лишены избирательных прав. Пока оппозиция, в значительном большинстве отрицающая любую форму цензового совещательного собрания, продолжала компанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей стачки - единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 года.

Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт - Петербурге и в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж на военно-морской базе в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой - на военно-морской базе в Севастополе. Под руководством лейтенанта П. Шмидта мятежники создали Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, который просуществовал с 11 по 15 ноября.

Истолковав Манифест 17 октября как снятие всех запретов и под влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали бунтовать крестьяне. В разгар волнений консервативные силы организовали так называемые черные сотни. В них набирали как крестьян, так и городских люмпен - пролетариев, разжигая в них чувство антисемитизма.

3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крестьянские надельные земли.

Самым значительным испытанием в последние месяцы 1905 года оказалось противостояние правительства и Санкт - Петербургского Совета, а затем и Московского Совета рабочих депутатов. Санкт - Петербургский Совет, сформировавшийся 13 октября во время всеобщей забастовки преимущественно из депутатов, избранных на предприятиях, и членов революционных партий, сумел добиться роста своего влияния и стал представлять интересы рабочих столицы.

Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления» Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 года). С апреля по июль 1906 года Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 года).

Закон от 11 октября 1905 г. установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.

Основные законы Российской империи. После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал «Основные государственные законы Российской империи», которые считают первой русской Конституцией. Конституция провозгласила, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещания, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.

Государственный совет превратился из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с участием церкви и предпринимательских организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения их обеими палатами и утверждения царем. Между сессиями Думы царь издавал указы, которые затем утверждались Думой.

I Государственная Дума. Выборы в I Думу, проведенные весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте были «трудовики», представлявшие крестьянство и рабочих - 24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в открытую конфронтацию с царизмом и увлекли за собой всю Думу, отражая тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью.

Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали предоставить Думе право формировать правительство, упразднить Государственный совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования были отвергнуты главой правительства Горемыкиным. По аграрному вопросу трудовики предложили национализировать все земли, превышающие «трудовую норму», передать их в пользование сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых земель. Был и проект «социализации земли».

Либералам было предложено сформировать коалиционное правительство вместе с бюрократами из окружения царя.

Николай II по традиции, как во времена Московского царства, продолжал считать Россию своей собственностью и видел свой долг в передаче государственной власти своему сыну в неограниченном виде. 7 июля 1906 г. он распустил I Думу и установил дату созыва II Думы 20 февраля 1907 г. Одновременно царь назначил председателем Совета министров П.А. Столыпина.

II Государственная Дума. 220 депутатов из числа кадетов, трудовиков, социал-демократов собрались в Выборге и призвали народ к протесту, пассивному сопротивлению - не платить налоги, бойкотировать военную службу. Призыв думцев не дал каких-либо.результатов. Зато самих этих депутатов привлекли к суду и лишили возможности участвовать в выборах во II Думу. Но революционный террор в стране продолжался: в 1906 г. было совершено 2 600 террористических актов. В том числе 12 августа 1906 г. на даче премьер-министра Столыпина прогремел взрыв огромной силы, 27 человек погибло, 30 ранено, в т.ч. дочь и сын Столыпина, сам он не пострадал. Покушение совершили эсеры, исполнители погибли во время теракта, их вожаки затем были схвачены и казнены. 19 августа указом царя было объявлено военное положение и на основе 87-й статьи Основных законов учреждены военно-полевые суды. Их практика во многом предвосхитила работу сталинских судов 30-х годов, в эпоху большого террора. Суды из офицеров рассматривали дела террористов по законам военного времени, при закрытых дверях, без адвокатов, в течение двух суток, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись в течение суток. По приговорам военно-полевых судов были казнены 1 102 чел., а от рук террористов погибли 4 131 человек.

Заботясь о повышении своей популярности, правительство по инициативе Столыпина упразднило круговую поруку в общинах, уравняло крестьян в правах с другими сословиями, начало аграрную реформу. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, Решение правительства отменить дискриминирующие евреев законы не были утверждены царем.

Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. II Дума оказалась более левой, чем первая. В правительственной декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сословий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение экономических стачек, осуществление аграрной реформы. На левое большинство Думы такая программа не произвела впечатления. Социалисты особо не дорожили парламентом, не боялись его разгона, обостряли обстановку, открыто призывали к революции. Столыпин старался сотрудничать с кадетами, предложил Милюкову осудить террор. Однако большинство Думы мешало такому сотрудничеству и совместная работа правительства и парламента вновь стала невозможной. Правительство обвинило социал-демократическую фракцию в заговоре против существующего строя, потребовало лишить некоторых депутатов неприкосновенности и, не дождавшись ответа Думы, 3 июня 1907 г. арестовало социал-демократических депутатов.

Царским указом 3 июня Дума была распущена, и был обнародован новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и правительство, нарушив её, 3 июня совершили государственный переворот. Это означало и окончание революции.

Целью нового избирательного закона 3 июня 1807 г. было обеспечение лояльного императору состава Думы. Решили долю крестьян в числе выборщиков снизить с 42 до 22%, рабочих - с 4 до 2%, долю помещиков увеличить с 32 до 43%. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам городских богачей, 60 голосам мещан, 240 голосам крестьян и 480 голосам рабочих. Была лишена представительства Средняя Азия, втрое сокращалось представительство Польши и Кавказа.

III Государственная Дума. В III Думе из 442 мест у октябристов было 154, умеренных правых 70, независимых националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство опиралось на большинство из октябристов и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных органов. Россия превращалась в конституционную монархию. В послереволюционный период Госдума стала постоянно действующим органом высшей власти. Но ее законодательные права были ограничены, некоторые законы, предлагаемые Думой, отвергались Госсоветом или не утверждались императором, а правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.

Содержание:
1. Государственное управление в Российской
империи в начале XX века.......................... .............................. ...............3
2. Местное самоуправление в России в начале XX века.......................... 5
3 . Ограничение самодержавия в России в начале XX века.....................6
4. Место реформ П.А. Столыпина в системе
государственного управления.................... .............................. ................7
5. Февральская революция 1917 г............................. .............................. .8
6. Реформы управления в период Временного правительства..............10
7. Октябрьская революция и последующая
реорганизация власти в России...................... .............................. ...........11
8. Государственное и местное
управление в первые годы советской власти.............. ............................12
9. Антибольшевистские правительства России........................ ...............14
10. Образование СССР. Распределение власти между
Правительством СССР и союзными республиками.................. .............15
11. Система государственного
управления в СССР в 1930-40-е годы.......................... ..........................16

Государственное управление в Российской империи в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.
Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.
В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.
Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.
Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.
Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.
В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан. В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.
Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.
Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.
Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Местное самоуправление в России в начале XX века

Городовое положение, принятое в 1892 г., действовало вплоть до 1917 г. В отношении избирательных прав горожан данное Положение совершило шаг назад: хотя отменялись избирательные разряды, но сделано это было лишь за ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. Избирательного права лишались квартиронаниматели, таким образом, почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов.
Все сколько-нибудь важные постановления городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали и постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городского имущества, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
В отличие от всех других городов, в Москве в соответствии с Городовым положением городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Городская дума избирала лишь двух кандидатов на этот пост. Члены московской городской управы, как и других городах империи, утверждались в должности правительственной администрацией: товарищ городского головы – министром внутренних дел, остальные члены – губернатором. Все члены городской управы считались состоящими на госслужбе. Чины им не присваивались, но они пользовались теми же правами, что и чиновники соответствующих классов.
Независимо от усиления правительственного надзора и опеки над городским самоуправлением, его функции множились, в находящиеся в ведении органов самоуправления городское хозяйство расширялось и усложнялось. В связи с этим возникает необходимость в работе органов самоуправления широкого круга специалистов. Городская дума вправе назначать таких должностных лиц и создавать исполнительные комиссии.
Развитие исполнительных органов городского самоуправления имело и обратную сторону: этот процесс приводил к возникновению противоречия между думой и управой, тем более что служебная карьера членов и служащих управы зависела не от думы, а от местной администрации. После избрания членов управы дума не могла их сместить.
В деревнях действовало волостное самоуправление. Волостной сход составляли все хозяева на определенной территории, т.е. имевшие земельный удел. Надел переходил по наследству. Волостной сход избирал волостных старшин. Выборы в сельской местности опирались на волостные сходы, которые выдвигали депутатов в земские органы власти и выборщиков, избиравших депутатов Госдумы.

Ограничение самодержавия в России в начале XX века

Самодержавная власть предпринимает первую попытку реально сформировать высшее представительное учреждение России. При этом предполагалось максимально ограничить и урезать влияние этого учреждения на государственную политику. В первом проекте (6 августа 1905 г.) компетенция Государственной думы сводилась к сугубо совещательной функции. Выборы в Думу планировались многоступенчатые, сословно-куриальные. Женщины, рабочие, студенты, военные избирательных прав не имели. Из-за бойкота интеллигенции и революционных событий октября 1905 г. выборы в Думу не были проведены.
Четвертый период охватывает время с 17 октября 1905 г. по 3 июля 1907 г. В октябре 1905 г. в России началась Всероссийская октябрьская политическая стачка. Прекратили работу тысячи предприятий, железная дорога, телеграф и телефон. В докладе царю С.Ю. Витте отмечал, что Россия переросла форму существующего строя и стремится к правовому строю на основе гражданской свободы. Николай II был вынужден сделать ряд серьезных уступок оппозиции. Манифестом 17 октября 1905 г. он даровал народу демократические свободы и законодательную Государственную думу. Был преобразован Государственный совет, который стал верхней палатой законодательного учреждения и получил право вето на решения Думы, являясь, таким образом, ее реальным противовесом в законотворческом процессе.
Создание первого народного представительства положило начало сотрудничеству власти и общественности. Согласно новому положению о выборах избирательные права получили рабочие и была создана, в дополнение к землевладельческой, городской, крестьянской куриям, четвертая рабочая курия. После октябрьского манифеста необычайно быстро оформилась многопартийная система, причем все партии, начиная от правых до левых, были критически настроены по отношению к царской власти. Правые выступали против ограничения верховной власти, левым было недостаточно тех уступок, которые сделала власть, и они требовали свержения самодержавия.
Весной 1906 г. Россия получила Основные законы в новой редакции. Формально, с точки зрения закона, в России была установлена ограниченная монархия, т.к. в соответствии со ст. 86 никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой, однако фактически в России и после октября продолжала существовать абсолютная монархия. За царем сохранялся целый ряд приоритетных прав: глава государства, главнокомандующий армией и флотом, глава исполнительной власти, а также право созыва и роспуска народного представительства и право издания указов в промежутке между думскими сессиями. Государственная дума не имела права пересмотра Основных законов, ограничивались и ее бюджетные права. Новый строй представлял собой странное смешение строя конституционного с абсолютизмом.

Место реформ П.А. Столыпина в системе государственного управления

В 1906 г. на должность главы правительства был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Цель реформ Столыпина – сделать из России правовое государство. Правовое государство по Столыпину означало, что права и обязанности народа определены законом и не должны зависеть от воли отдельных лиц.
Деятельность Столыпина в области государственного управления сводилась к следующим моментам:

      чрезвычайное положение для подавления революционных выступлений;
      смертная казнь за политические преступления;
      частная собственность на землю для крестьян;
      освоение восточных окраин.
В ноябре 1906 г. выходит подготовленный Столыпиным указ, разрешающий крестьянам выходить из общины. Для обеспечения всех крестьян необходимым количеством земли Крестьянский банк скупал помещичьи имения для продажи земельных участков крестьянам по льготной цене в многолетний кредит. Земли Алтайского округа обращались для устройства переселенцев. В с/х пришла рыночная экономика. Крестьянин должен был превратиться в мелкого землевладельца и стать опорой государственного управления.
В сфере международной политики Столыпин придерживался курса на поддержание мира, поиск новых союзников для России. Столыпин считал, что на европейские страны Россия не может опираться, потому что Европа соперничает с Россией за жизненное пространство. Союзником России Столыпин видел США, с которым у России не было конфликтов и на которые надлежало ориентироваться при построении гражданского общества, развития регионального самоуправления и экономики.
Негативные последствия Столыпинских реформ: конфликтная ситуация не была полностью решена, проблемы приведшие к революции, остались. Жесткие карательные меры остановили открытые выступления, но скрытое недовольство сохранялось. Освоение восточных окраин не было хорошо подготовлено, часто переселенцы оказывались на голой земле без средств к существованию, пополняли ряды нищих и преступников, участвовали в социальных выступлениях. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки в обществе, критиковались и правыми, и левыми. Правительство, осуществляющее программу по изгнанию из деревни помещиков, сталкивались с ликвидацией тех слоев населения, на которые оно политически опиралось. Правые экстремисты считали, что реформы колеблют вековые российские традиции, левые видели в реформах препятствие для революции.

Февральская революция 1917 г.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». 25 февраля Николай II, находившийся в Ставке, отправил командующему Петроградским военным округом телеграмму с требованием «завтра же прекратить в столице беспорядки!». Но революционные события в Петрограде нарастали. 27 февраля восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения. Вечером Председатель Совета министров телеграфировал в Ставку, что правительство не может справиться с положением, просил распустить его и призвать к власти лиц, пользующихся доверием в обществе. Тем временем восставшие овладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом. Правительство разбежалось.
Решено было создать особый орган - «Временный комитет членов Государственной думы» во главе с председателем Думы М. В. Родзянко для управления столицей и государством. Также был создан Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. Комитет обратился с призывом к рабочим и солдатам срочно выбрать своих делегатов в Совет. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран лидер социал-демократической фракции Думы меньшевик Н. С. Чхеидзе, его заместителями - А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев. Большинство в Исполкоме и в самом Совете принадлежало меньшевикам и эсерам.
1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства, которое возглавил князь Г. Е. Львов. Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П. Н. Милюков. А. И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А. Ф. Керенский занял кресло министра юстиции.
В ту же ночь, когда было образовано Временное правительство, Петроградским Советом был издан приказ № 1 по гарнизону Петроградского военного округа, который отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.
Задача Советов заключается в контроле за деятельностью Временного правительства и давлении на него в случае отклонения от демократического курса. Прекрасно осознавая, что либеральные деятели в отличие от социалистов имеют некоторый опыт государственного управления, они считали, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии в России. Так в стране сложилась система двоевластия.
Николай II возвращался в Петроград, но по дороге получил телеграммы от всех главнокомандующим фронтами, где единогласно «умоляли» императора «во имя спасения родины и династии» согласиться с предложением Председателя Государственной думы – отречься от престола. И 2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола, но в пользу не сына, а младшего брата Михаила. Одновременно с отречением царь подписал указ о назначении Г. Е. Львова Председателем Совета министров. Но и Михаил под давлением почти всех политических лидеров отказался от престола, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учредительное собрание. Российская монархия фактически прекратила свое существование.
После отречения императора Николая II Россия стала самой свободной страной мира. Началось строительство новой системы государственного управления и поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, начался переход от унитарного государства к федеративному.
Последствия:

    Падение самодержавия и установление двоевластия
    Изменение политического режима
    Старые государственные органы были упразднены.
    Был распущен Государственный Совет Российской империи.
    Временным правительством была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования должностных преступлений царских министров и высших чиновников.
    Смертная казнь заменялась 15-летней каторгой.
    Была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам и по политическим мотивам.
    Отменены ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.
    28 февраля в Петрограде фактически была упразднена полиция и сформирована народная милиция.
    Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания.
    Изменения в системе местной власти (устранялись должности всех губернаторов и вице-губернаторов, что парализовало систему местного управления).
    Объявление равенства всех религий перед законом, восстановление системы патриаршества.

Реформы управления в период Временного правительства

Временное правительство предоставило стране демократические свободы, освободило политзаключенных, отменило смертную казнь. Однако наладить систему исполнительной власти Временному правительству не удалось.

    Это правительство было сформировано стихийно и не имело конкретной программы действий.
    Дестабилизирующую роль играло сложившееся двоевластие. Стихийно образованные Советы имели большое влияние на общественную жизнь и старались принимать собственные решения, часто специально противоречащие правительственным, но демонстрирующие политическое влияние Советов. Особенно губительным оказался Приказ № 1 Петраградского Совета, разрешавший солдатам обсуждение приказов командиров. В армии начались массовое дезертирство, анархия, сдача позиций противнику.
Тем временем в стране усугублялся кризис. На фронте Россия понесла поражение. Экономика России пришла в упадок из-за непрекращающихся забастовок. Активизировались национальные движения в Финляндии, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и даже среди казаков. Амнистия способствовала наплыву уголовников в города, что привело к росту преступности. В деревнях начались стихийные бунты. Попытка Временного правительства восстановить в стране порядок с помощью военного переворота генерала Корнилова превратилась в фарс. Напуганные решительностью Корнилова деятели Временного правительства отказались от сотрудничества и объявили его мятежником.
Перед Временным правительством стояли задачи прекращения войны и решения земельного вопроса. Крестьянам было предоставлено право пользования землей до Учредительного собрания. Это привело к новым конфликтам в деревне. Чтобы спасти Россию от военной катастрофы, было принято решение начать мирные переговоры и разрешить самоопределение Польше и Прибалтике. Это способствовало еще большему разложению армии, особенно наряду с отменой смертной казни за дезертирство.
Фактически Временное правительство смогло осуществить только муниципальную и церковную реформы. Февральская революция 1917 г. принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в июне 1917 г. выборы в Мосгордуму. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы.
После ликвидации самодержавия православная церковь освободилась от государственного контроля и должна была выработать принципы своего самоуправления. После двухсотлетнего перерыва в России было восстановлено патриаршество.
Несмотря на объявленную амнистию, Временное правительство преследовало крупных государственных чиновников старого режима. Сразу после отречения Николая была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц. Установить преступные деяния и антигосударственную деятельность бывших чиновников Комиссии не удалось. Однако в ходе следствия некоторые бывшие госслужащие оказались в тюрьме, т.е. стали первыми жертвами «красного террора».
Осенью 1917 г. преступность и продовольственный кризис нарастали. Из-за забастовок многие предприятия закрывались, что привело к массовой безработице и росту социальной напряженности. Временное правительство не обладало поддержкой народа и не решило имевшиеся проблемы. В сложившейся обстановке возникли благоприятные условия для захвата власти большевиков. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский знал о попытках большевиков захватить власть, но не имел опоры в лице вооруженных сил, чтобы принять решительные меры, поэтому попытался решить конфликт мирным путем.

Октябрьская революция и последующая реорганизация власти в России

Вечером 24 декабря в Петрограде под предлогом предотвращения нового военного мятежа большевики стали раздавать оружие рабочим. Дезориентация населения была обеспечена после захвата отрядами большевиков учреждений связи и транспортных узлов. Керенский попытался послать в столицу войска для наведения порядка, на армейские комитеты отказались исполнять приказ.
25 октября 1917 г. открылся 2-ой съезд Советов народных депутатов. Керенский уехал из города, Временное правительство было блокировано в Зимнем. Съезд Советов оказался перед фактом захвата власти большевиками. Часть делегатов покинуло съезд, оставшиеся избрали новое правительство – Совет народных комиссаров. Председателем СНК стал В.И.Ленин.

Новое правительство должно было действовать следующим образом: «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу, т.е. главой государства с 8 ноября стал Я.М.Свердлов».
Первые декреты Правительства большевиков были о мире, земле и печати. Декрет о мире отражал намечавшийся еще Временным правительством курс на проведение мирных переговоров. Декрет о земле передавал всю землю в госсобственность. Декрет о печати закрывал все печатные издания, оппозиционные новому правительству. Произошли изменения в системе управления и на муниципальном уровне. Решением Московского военно-революционного комитета Городская дума была распущена. Через 3 дня общее собрание районных дум признало Советскую власть. Управление городским хозяйством было поручено совету районных дум, а в марте 1918 г. передано Президиуму Моссовета рабочих и солдатских депутатов.
В декабре 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Большевики набрали только 20 % голосов, не могли контролировать собрание. Поэтому принято решение о его роспуске, хотя у большевиков не было легитимных прав распускать его. В январе 1918 г. на открытии Учредительного собрания большевиками предложено принять декларацию, которую большинство отвергло. Это дало формальный повод ВЦИК распустить собрание. Именно с этой даты, когда был распущен легитимный орган госвласти, и началась так называемая диктатура пролетариата.
и т.д.................

Усложнение управления и суда вызвали необходимость увеличения числа высших правительственных учреждений, подчиняющихся непосредственно императору.

Государственный совет был создан в 1810 году. Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие ведомств, председателем – император. Часть членов (высшие чиновники России), назначались императором, часть (министры) – входили в состав Государственного совета по должности.

Государственный совет состоял из общего собрания и департаментов. Департаменты формировались из членов Государственного совета.

Государственный совет был высшим законосовещательным органом России , он принимал участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК) возникла в конце XVIII века. Она являлась высшим государственным учреждением России и постепенно оттесняла Государственный совет на второй план.

Это был орган, связывающий императора с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Общегосударственные функции получила в 1812 году. При Николае Павловиче СЕИВК фактически стояла над всем аппаратом управления.

К
омитет министров
. Законодательное оформление получил в 1812 году. В его состав входили не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

Комитет министров являлся высшим административным учреждением. В случае отсутствия в столице императора Комитету министров передавалась вся власть над правительственным аппаратом. На рассмотрение Комитета министров выносились:

    проекты новых указов, постановлений и правил;

    дела о крестьянских волнениях и революционных выступлениях;

    дела по надзору за государственным аппаратом;

    дела по охране и распространению православия.

6-й период.

Органы государственной власти и управления во второй половине XIX– начале XX века

Совет министров – высший правительственный орган, учрежденный в 1861 году. Состоял из министров, главноуправляющих ведомств, председателей Государственного совета и Комитета министров, лиц, назначаемых царем. Создан для обсуждения дел общегосударственного характера, материалов и годовых отчетов о деятельности министерств и ведомств.

Заседания Совета министров были нерегулярными, и с конца 1882 до января 1905 года Совет министров не собирался.

По закону 19 октября 1905 года Совет министров был преобразован и превратился в постоянное высшее правительственное учреждение для:

    объединения действий министров и главноуправляющих ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления;

    предварительного рассмотрения проектов законоположений перед внесением их в Государственную думу и Государственный совет;

    обсуждения предложений по общему устройству министерств;

    утверждения уставов акционерных обществ.

С апреля 1906 года компетенция Совета министров расширилась. Он получил право, в случае прекращения заседаний Государственного совета и Государственной думы, обсуждать законопроекты и передавать их на утверждение императору.

Комитет министров был упразднен в апреле 1906 года и его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.

В 1906 году проведена реформа Государственного совета. Его деятельность была приспособлена к деятельности Государственной думы, и по правовому статусу Государственный совет стал второй, высшей парламентской палатой. Он стал состоять не только из членов по назначению императора, но и из равного числа членов по выбору. Выборы проводились не населением, а по специальному списку дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Академией наук и университетами.

Государственный совет имел равные права с Государственной думой, но мог не утвердить любой законопроект, принятый думским большинством.

После Февраля 1917 года высшим органом государственного управления стало Временное правительство .