Кон тики из чего построен. "Кон-тики": безумие дальнего плавания


Как выдающаяся жизнь становится не только историей, но и искусством. Кино о путешествии Тура Хейердала – том самом, когда он в 1947 году пересек на плоту Тихий океан. Зачем? Чтобы доказать, что инки могли колонизировать Полинезию. Мальчишество, сумасшествие, да? Но именно такие психи побеждают.

Схема судна, которое проплыло 8 тысяч километров.


(Кадры с сайта "Кинопоиск", да)
Норвежец Тур Хейердал с пятью товарищами отправились в плавание от западного побережья Южной Америки к Таити. Они отправились в путь на плоту, чертеж которого нашли при раскопках поселения древних инков…


«Кон-Тики» - назвали плот в честь Бога солнца инков. Он был сделан из 9 бальзовых деревьев, срубленных в джунглях Эквадора. Без единого гвоздя, разумеется!


Никто не верил, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали между собой пари. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.


Плот 28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо, а 7 августа через 101 день путешествия его прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Было пройдено около 8000 километров. Кино – том, как далось это. Шторм, акулы, киты-убийцы и необъятное звездное небо – такое путешествие не забыть и не повторить…

Трейлер фильма (а за трейлером еще кадры будут)

Плот в музее

А где-то даже монету выпустили...

План-конспект занятия

Тема: Изготовление модели плота.

Цель: Рассказать учащимся об этапах строительства настоящего “Кон-Тики”, из каких материалов, как и где он был сделан.

Задачи: Совершенствовать умение склеивать полые бумажные трубки разных диаметров и длин. Закрепить навыки работы с бумагой и клеем. Развивать умение самостоятельно изготовлять недостающие детали.

Краткий ход работы:

Склеить 9 толстых основных бревен, 10 средних поперечных бревен, 2 тонкие мачты, рею. Склеить между собой 9 основных бревен, поперек расположить 10 бревен потоньше, наклеить настил, укрепить бортик вдоль носа и по бокам. Посреди плота установить хижину.

Материалы для работы: картон, бумага, клей.

Судомоделизм по праву является одним из популярных технических видов спорта как у нас в стране, так и за рубежом. Каких только моделей не строят юные корабелы и взрослые моделисты-спортсмены: самоходные, радиоуправляемые, гоночные, модели-копии, в том числе и настольные,- всех не перечислить. Да вот беда, далеко не каждому изготовление таких моделей доступно - нужны сложные расчеты, умение работать по чертежам, с разными материалами.

Настоящим годом рождения судомодельного спорта считается 1949 год, когда на водной станции "Динамо" в Москве ДОСФЛОТ СССР провел первые Всесоюзные соревнования судомоделистов. В дальнейшем они стали проводится ежегодно. Для руководства судомодельным спортом в 1964году была создана Федерация.

Изготовление корпуса модели - это только начало работы. Внешний вид готовой модели определяют главным образом надстройки, рубки, трапы, вооружение. Как правило, это мелкие детали и узлы, поэтому изготовление их требует от моделиста аккуратности и точности. От качества деталей и узлов надстроек зависят и мореходные качества модели - устойчивость и ходкость.

Модель должна быть оснащена еще и движителем: парусом, гребным колесом, водяным или воздушным винтом.



В современном судостроении и судомоделировании используют рули 4 видов: рули с рудерпостом, балансирный, полуподвесной и подвесной. Балансирные рули требуют меньше усилий для поворота, они не снижают КПД гребного винта, и поэтому судомоделисты охотно используют их на своих моделях. От правильного сочетания связки «корпус -гребной винт - руль» во многом зависит скорость судна или модели.

Моделисты устанавливают на модель специальные стабилизаторы курса и автоматические устройства.

Регулировка модели на воде. Испытание модели. Модель построена. Теперь ее предстоит испытать на воде и отрегулировать. Сначала проверяют водонепроницаемость отсеков модели. Если в модели обнаружена течь, отверстие или щель заделывают изнутри нитро-шпаклевкой, смешанной с опилками. Потом устраняют боковые крены и дифферент (крен на корму или нос), регулируют остойчивость. Дополнительным грузом (обычно свинцом) избавляют модель от крена и дифферента, а правильным распределением полезного груза: двигателей, аккумуляторов, приборов автоматики - улучшают остойчивость.

Изготовление модели плота:

С моделью плота «Кон-Тики» можно проводить интересные игры и даже соревнования, хороша она и в качестве сувенира. Можно подарить ее школе для использования в качестве наглядного пособия на различных уроках.

Изготовить 9 бревен, накрутив детали на трубку 10 мм, средние бревна изготовить, накрутив детали на карандаш (Рис 2.1).

Рис 2.1. Заготовки для «бревен»

Ø Основные бревна укладывают таким образом: самое длинное посередине, по бокам расположить по росту более короткие бревна. Их склеивают между собой

Ø поперек плота укладывают бревна потоньше через ровные расстояния, после визуальной проверки они приклеиваются

Ø Наклеить настил, имитирующий бамбуковые латы

Склеить хижину, приклеить ее в центре плота, предварительно оклеив расщепленными вдоль соломинками или же расчерченной фломастером желтой бумагой.

Самостоятельно определить размеры бортов на носу и по бокам плота. Они делаются из полосок бумаги и приклеиваются

Паруса можно сделать из кальки, окрашенной в светло-серый цвет слабым водным раствором черной туши или акварели. Прикрепите их на рее первой мачты и гике второй при помощи согнутых пополам бумажных полосок, которые оборачиваются вокруг рея, мачты или гика и смазываются клеем.

Из плотной бумаги и кусочков оструганной рейки, пользуясь резаком, сделайте штурвал (его диаметр 20 мм).

Теперь нужно установить такелаж - тросы и снасти для крепления мачт и парусов из суровых ниток коричневого или серого цвета (обычные катушечные нитки).

Готовую модель при помощи кисточки покройте гуашью соответствующего цвета, смешанной с ПВА. Модель при хранении потребует простейшей подставки.

Добрый день, коллеги!

При изготовлении данной модели не было использовано ни единого чертежа. Но этот факт совершенно нельзя расценивать как повод для утверждения, будто итог моих трудов получился далёк от оригинала - в основе моей работы лежали книга, фото- и видео материалы путешествия Тура Хеердала по Тихому океану. Эти источники предоставили исчерпывающие данные для постройки модели. Масштаб 1/65.

Как Вы уже поняли, модель построена не из какого-либо готового набора, а с нуля. Я постарался максимально детализировать плот, на сколько позволяли пока еще кривые руки (эта модель - моя первая, строительство которой удалось довести до конца). Сказку не открывал сознательно, т.к. до последнего не был уверен, что мне удастся привести весь процесс к его логическому завершению.

Отталкиваясь от исходных размеров оригинального плота и имеющихся в инете фотографий, удалось найти пропорции всех элементов модели: начиная от размеров хижины и заканчивая размерами реев и парусов. Не хочу углубляться в нюансы, но и замолчать один момент считаю недопустимым - фотоматериалы не в полной мере подтвердили описанный в книге Хеердаом процесс строительства плота.

При изготовлении модели постарался в полном объеме воспроизвести процесс создания оригинального плота Кон-Тики - корпус модели собран без единой капли клея, все держится за счет канатов (их узлы для надежности фиксировал каплей ЦА). Для основы плота покупались идеально круглые бревна, которые потом я постарался приблизить по виду к стволам бальзового дерева из которых этот плот и строился. Для этого в самом начале кругляк вымачивался в спирте, потом немного изгибался в различных плоскостях при помощи струбцин и в самом конце ему придавалась шероховатость. Помимо этого обработал торцы бревен для придания им более интересной фактуры (тут я немного переврал действительность - на оригинальном плоту линии распиловки бревен более ровные). После связки основа получилась очень прочной - канаты так крепко держали бревна, что их с большим трудом удавалось выгибать руками. Благодаря первоначальной деформации бревен, перья дополнительных килей вошли как родные. В довершении "бутерброда" плота в нужных местах палубы идут расщепленные бамбуковые жерди, укрытые сверху циновками. На приложенных фотках процесса сборки это наглядно показано. В промежутки между поперечными бревнами, как и подобает, уложил коробки с провизией. Каюсь: экипаж этого плота я оставил без воды, т.к. мне было лень делать с нуля канистры, которые потом никто не сможет увидеть...

Кстати, в общей сложности на плот ушло около 1,2 км нитей (чуть менее 6 катушек основного цвета + немного других. Из этих нитей делал канаты 4 типов - 0,29 (использовались для найтовки всяких разностей и кнопов на более толстых канатах), 0,44 (такелаж), 0,55 (для связки бревен основы плота и такелаж грота) и 1 мм (три ванты грота мачты).

Также постарался воспроизвести достоверный интерьер внутри хижины - сделал имитацию гитары, керосиновой лампы, книжных полок и самих книг (все видно на фотках процесса сборки). Единственное, не получилось разместить скатанные в трубки листы с картами в исходное место. Но ничего, пристроил их немного левее, после установки крыши содержимое хижины без фонарика вообще не видно, да и чтоб разглядеть даже с фонариком приходится втискивать нос практически внутрь дома).

Самое главное - в ходе экспедиции Кон-Тики на борту плота присутствовал наш брат-моделист Кнут Хаугланд - за время путешествия он собрал модель этого плота. На своей модели я изготовил и его модель - она располагается на ящике слева от входа в хижину (ее размер 5х5мм).

Единственный непонятый мной момент из сборки оригинального плота - это то, как крепился носовой борт. Канаты притягивают его к конструкции плота (в горизонтальной плоскости), но что его держит и не дает упасть ниже (вертикальная плоскость) я так и не сумел разобраться. Поэтому нос - это первая деталь, которая держится исключительно благодаря клею, а не привязана канатами. Но и про канаты я не забыл, они расположены на своих законных местах и вроде как выполняют возложенную на них функцию.

При сборке не обошлось и без косяков:

1. При изготовлении бизань мачты не перепутал рангоутные деревья и в месте их пересечения правое получилось ближе к носу, а должно быть левое;

2. Возможно, использовал неверную древесину для грот мачты. В книге говорится про мангр, а на всех фотках стволы светлые;

3. Мангр должен быть (если вообще должен) только от палубы до марсовой площадки (назовём так для понимания седушку на крестовине мачты), а выше - бамбук. Первую мачту сделал по этому рецепту, но она оказалась неверного размера и ушла в утиль, а на второй я уже забыл про бамбук и сделал все из одной древесины;

4. На главной палубе я сделал всего 3 циновки, а в оригинале должно быть 4;

5. Блоки на которых крепится бизань выглядят переразмерными, но меньше я их просто физически не смог сделать без спец инструмента - у меня они 4 мм;

6. Недостаточный натяг шкотов блинда и грота по левому борту - следствие надутия парусов;

7. Паруса я "надул" очень красиво. Но в итоге пришлось выбирать либо оставить это надутие, либо все шкоты будут с провисом. Выбор сделал в пользу натяга нитей, что в значительной мере нивелировало пузатость парусов.

PS: извиняюсь на "многабукф". Изначально рассказ был написан лишь до середины на 4 листах. Ужал его как смог.

Спасибо за внимание, готов ответить на все Ваши вопросы!

С уважением, Дмитрий.

Кто в детстве не вырезал из сосновой коры кораблик, чтобы отправиться на нем в путешествие по звонкому весеннему ручью? А ведь мальчишеское подспудное стремление построить модель корабля из коры повторяет мысль древнейших корабелов: это один из самых плавучих материалов. Блестяще подтвердил это норвежский антрополог Тур Хейердал в 1947 году.

В те времена еще безвестный ученый выдвинул гипотезу, что тысячи лет назад, на заре человечества, люди отважно пересекали океаны и моря, чтобы осваивать необжитые земли. Особенно заинтересовало Тура Хейердала то обстоятельство, что жители Американского континента - перуанцы и островитяне-полинезийцы - имеют много общего в укладе жизни, в языке. Но как могли древние пересекать Тихий океан, когда и в наши-то дни не все корабли приходят в порт назначения?

Туру Хейердалу было известно, что перуанцы пользуются плотами, построенными из бальзового дерева, которое имеет очень прочную и легкую - легче пробки! - древесину, напоминающую сосновую кору. Кстати, подобные суда встречаются и в древних наскальных рисунках.

После тщательных приготовлений Тур Хейердая построил плот из девяти крупных стволов бальзового дерева, которому и доверил свою и своих пяти спутников судьбу.

Отважные путешественники, влекомые течением Гумбольдта, отправились через Тихий океан. 101 день понадобился им, пока, наконец, они смогли воскликнуть: «Цель достигнута!» Цепочкой островов на горизонте была Полинезия. (Совсем недавно Тур Хейердал, ставший знаменитым путешественником, совершил еще один замечательный рейс: выйдя из Марокко на папирусной лодке «Ра-2», экспедиция, в которой участвовал и советский врач Юрий Сенкевич, достигла берегов Америки.)

Сегодня мы предлагаем нашим читателям модель плота Тура Хейердала «Кон-Тики», изготовленную моделистами из Германской Демократической Республики.

Она очень декоративна и экзотична. Материалом служит, как и при постройке прототипа, бальзовое дерево. Нужны также кусок кленового дерева для мачты, реев, руля, несколько сосновых планок для устройства волнореза и киля, солома, имитирующая плетеные стены каюты и настил палубы. Парус можно вырезать из тонкого холста.

Постройка не представляет особых трудностей, так что с нею справится, пожалуй, самый неопытный судомоделист.