Выборы как форма политического участия. Проблемные вопросы блока «Политика»

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» Ш. Монталабер, французский писатель, оратор и политический деятель

Конституция РФ. Статья 32. «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» . Кого называют гражданами? Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

ВЫБОРЫ – это избрание лиц (представителей) в законодательные органы власти. Граждане непосредственно участвуют в формировании органов власти Граждане поручают своим представителям в законодательных органах решать вопросы государственного управления

Конституция РФ Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. . . Активное избирательное право Право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя Пассивное избирательное право Право гражданина быть избранным в органы государственной власти

Конституция РФ ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие 18 лет имеют право избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Не могут участвовать в выборах Признанные судом недееспособными Отбывающие наказание по приговору суда Не могут быть избранными 18, 21, 35 10

для избрания депутатом местных органов власти – 18 лет для избрания депутатом Государственной Думы – 21 год для избрания Президентом РФ - 35 лет для избрания Президентом РФ проживание в Российской Федерации не менее 10 лет

ВЫБОРЫ ПРЯМЫЕ: президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. Президент РФ избирается сроком на 6 лет Государственная Дума - сроком на 5 лет Выборы в нашей стране проводятся путем ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ: голосование происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

РЕФЕРЕНДУМ – это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Непосредственное участие в принятии важнейших государственных решений 12 декабря 1993 г.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - профессиональная деятельность граждан в органах исполнительной, законодательной, судебной власти, в армии и органах правопорядка.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

Обращения и письма граждан в органы власти - в форме жалобы, т. е обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления - заявления -предложения, в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о способах решения той или иной проблемы. Законы РФ устанавливают жёсткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

1. Существует свобода на проведение лишь мирных собраний, митингов и демонстраций, т. е. только таких, которые не создают угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. 2. О проведении собраний, митингов и демонстраций заранее предупреждают органы власти. 3. Полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны (могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений и др.

Непосредственное участие в обсуждении актуальных вопросов государственной политики Использование свободы слова, собраний, ассоциаций, для того, чтобы выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения.

Влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они принятии законов представляли интересы своих избирателей. Через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности

Конституция РФ Статья 29 Конституции РФ гласит: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 5. … свобода массовой информации. Цензура запрещается Каждый человек имеет право: придерживаться своего мнения, свободно выражать своё мнение, искать, получать, распространять информацию устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения.

Значение свободы слова Существуют ли ограничения СВОБОДЫ СЛОВА? Свобода слова не абсолютна! Ограничения: пропаганда насилия, национальной розни, религиозной вражды, призывы к свержению существующего строя. Граждане, использующие свободу слова для клеветы на других людей могут быть привлечены к судебной ответственности

ЭКСТРЕМИЗМ (от латинского слова extremus- крайний) – это приверженность крайним взглядам, методам, действия создающие угрозу для общества, государства, граждан. Статья 13 Конституции РФ <. .=""> 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. https: //www. youtube. com/watch? time_continue=1&v=Mr. CCRa. Aa. Hfk

Может ли простой гражданин влиять на политику? требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания, умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Кто может участвовать в управлении делами государства?

Домашнее задание 1. УСТНО § 6 2. ПИСЬМЕННО: С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти?

Ответ студента (28.01.2011)

Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. Конкретными проявлениями политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др. Формы политического участия различаются: 1) по своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера; 2) по степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.; 3. по мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная, форма как политическое участие, выражающее политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти; 4) по отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время большую угрозу представляет такая форма неконвенционального участия как терроризм; 5) по степени осознанности: рациональные и нерациональные. В качестве примера нерационального участия можно назвать вандализм, насилие эмоционально возбужденной толпы, выражающей свое недовольство действиями властей. Наиболее оптимальной формой политического участия большинства населения являются выборы в представительные органы власти. 2. Выборы и электоральные системы Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством. Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже. Выделяются следующие функции выборов: – артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения; – контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене); – интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; – легитимация и стабилизация политической системы; – расширение потоков информации между населением и властью; – перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования; – политическая социализация населения, интенсификация его политического участия; – рекрутирование политической элиты; – содействие обновлению общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ и др. Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов. Принципами избирательного права являются: – всеобщность (в выборах принимают участие все граждане); – равенство (каждый избиратель имеет только один голос); – тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно). Принципы организации избирательного процесса: – свобода выборов, иными словами, отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов; этот принцип часто нарушается; – наличие альтернативных кандидатов; – состязательность, конкурентность; – периодичность и регулярность; – равенство возможностей политических партий и кандидатов. Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся: а) на системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос); б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При этом важно, что победитель набрал количество голосов большее, нежели число избирателей, проголосовавших «против всех». В этом случае выборы объявляются несостоявшимися. При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Так, в выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняло участие 64,39% избирателей, то есть более половины – в противном случае выборы считались бы несостоявшимися. Уже в первом туре В.Путин получил 71,31% голосов избирателей, то есть явно больше половины (остальные кандидаты на должность Президента РФ получили следующие результаты по итогам голосования: Н. Харитонов – 13,69%, С. Глазьев – 4,1%, И. Хакамада – 3,84%, О. Малышкин – 2,02%, С. Миронов – 0,75%. Против всех кандидатов проголосовали 3,45% избирателей, принявших участие в выборах. Во многих регионах, в частности в Белгородской области, мажоритарная система абсолютного большинства использовалась при выборе губернатора, главы администрации. За ныне действующего губернатора Белгородской области Савченко Е.С. проголосовало 25 мая 2003 г. 61,15% участвующих в голосовании. Его главный оппонент, представитель КПРФ В.П. Алтухов получил около 22%. В выборах участвовало 66,54% от общего числа избирателей. Все это дало возможность Е.С. Савченко быть избранным уже в первом туре. Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания. При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками. И та и другая система обладают как достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порой трудно бывает сформировать правительство. Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. На следующих ближайших выборах в ГД РФ будет использована пропорциональная система для выбора всех 450 депутатов. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. При выборах в Белгородскую областную думу части депутатов (18 из 35) по пропорциональной системе указанный барьер составит 5%. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций. Следует отметить, что в соответствии с планируемым новым порядком выборов в ГД РФ избирательные блоки исключаются. Каждая партия должна выступать самостоятельно. Предполагается, что этот новый закон о выборах будет содействовать укрупнению партий. На выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года лишь три партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР – 11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» – 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии, представленные в ГД в 1999-2003 гг., на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер: «Яблоко» – 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС – 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших в выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29. По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г. Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П. Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В. Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С. Кулишова – 12,63%). Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Законом устанавливается, что не менее половины депутатов региональных законодательных собраний должно избираться по партийным спискам. Так, из 35 депутатов Белгородской областной думы 18 депутатов избирались по партийным спискам. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если во областной думе Белгородской области II созыва была лишь фракция компартии, а в думе III созыва, избранной в 2001 г., лишь в январе 2005 г. появились фракции «Единой России» и Аграрной партии, то в думе IV созыва, избранной в 2005 г. появилосm сразу 4 фракции. Это фракция партии «Единая Россия» (она в голосовании по партийным спискам получила 52,77% голосов избирателей области), фракция КПРФ, состоящая из 4 депутатов (18,47%), фракция ЛДПР (6,74% и 2 депутатских места), фракция партии «Родина» (6,41% и 1 депутатское место). Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ. Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной кампании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являются выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича. Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим. Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) выдвижение кандидатов; 2) агитационная кампания; 3) голосование; 4) подведение итогов.

Ответ студента Александр из группы Ю 56-10

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и. Выборы и демократия Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч. В условиях современных демократий выборы - это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций. Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Степень и характер включения личности в политическую жизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни. «Роль», по Г. Алмонду - это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом). Понимание факторов политического участия играет принципиально важную роль в толковании его природы и роли индивида в политике. В самом общем плане факторы политического участия тра­диционно рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер). Так, в XIX в. основное внимание уделялось надличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или иным социально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества и другим аналогичным показателям, которые должны были дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что заставляет человека включаться в отношения с публичной властью. В своих крайних формах эта социальная детерминация растворяла личность в общественных отношениях, делала ее безликим исполнителем воли класса, нации, государства. В нынешнем же столетии, наряду с признанием определенного значения общественных норм и институтов, основной акцент делается главным образом на субъективные факторы, на характеристику индивидуальных воззрений, психологические состояния конкретных лиц, наконец, на культурные традиции и обычаи населения. Сложилась даже парадигма «автономного человека» (А. Горц, О. Дебарль), основывавшаяся на признании несовпадения публичных норм и институтов с мотивациями конкретной личности, что якобы обусловливает принципиальную неспособность науки адекватно раскрывать подлинные причины политического участия личности. Такая гиперболизация индивидуального начала превращает политику в совокупность спорадических, случайных поступков личности. В современной политической мысли принято различать предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обусловливающие действия индивида) политического участия. К первым относятся материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявлений индивидуальной активности. В границах этой среды складываются те главные причины, к которым можно отнести макро- (способность государства к принуждению, благосостояние, пол, возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная при­надлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своему общественному положению (Г. Лассуэлл); рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса (А. Лэйн); желанию жизненного успеха и общественного признания (А. Доунс); пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д. В сочетании различных факторов и предпосылок выявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетних социологических наблюдений показывают, что чем богаче об­щество, тем больше оно открыто к демократии и способствует более широкому и активному политическому участию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в политической жизни, у них сильнее развито чувство восприятия эффективности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они будут политически активными (В. Кей). Вместе с тем анализ политических процессов в демократических странах выявил и то, что неучастие является показателем не только пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего не изменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многих демократических странах Запада широкие возможности контроля общественности за правящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отбор профессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степени повседневной вовлеченности граждан в политический процесс. Иными словами, в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав люди весьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществом и оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах и референдумах. Одновременно политическая практика XX в. дала и множество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространении насилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение граждан закону и т.д. Широкое распространение и воспроизводство таких форм политического участия многие ученые связывают с кризисом базовых демократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах, негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейся личности, нарастанием отчужденности индивида, кризисом прежних форм его договора с государством и т.д

Ответ студента (26.03.2013)

Выборы - способ формирования органов государственной власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата. Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют из себя мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить проявление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками: 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы. Возрастной ценз для права быть избранным в органы власти - он нередко выше 18 лет. Так, Президентом РФ может стать гражданин не моложе 35 лет. Имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определенной ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. 2. Альтернативность выбора, что предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. 3. Равные права избирателей, что предполагает, равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному принципу. От разных по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить мест в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин. 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима, для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие. Во - первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части общества. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями. Во - вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная, конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт. В этом качестве выборы по форме и содержанию противостоят радикальным насильственным методам политической борьбы. В - третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно - политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями. К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс. Организационным компонентом избирательных систем является избирательная процедура - комплекс правил, установленных государством, регламентирующих организацию и проведение выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и т.п. Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц. Выделяют следующие стадии избирательного процесса: Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе. Установление избирательных округов и избирательных участков. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают: центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии Регистрация избирателей. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты. Выдвижение кандидата возможно несколькими способами: - самовыдвижение; - выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата; - выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии. Агитационная кампания. Она включает в себя работу кандидатов (партий) и активно поддерживающих их групп по убеждению избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или партийный список. Для убеждения избирателей используются средства массовой информации, проводятся встречи с избирателями, расклеиваются листовки, плакаты, транспаранты, проводятся различные акции (массовые шоу, раздача партийной символики и т.п.). Все это требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и даже государством. Голосование. Технически голосование производится различными способами, например: поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления); на бумажных бюллетенях для голосования (самый распространенный способ), когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак; с применением электронных машин. В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах, (например, на выборах президента США) сначала граждане избирают выборщиков, которые потом отдают свои голоса за того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами (косвенные выборы). Подсчет голосов и установление итогов голосования. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. она обеспечивает победу одной партии даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство населения страны (остальные голоса заберут другие партии) и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос). В случае, когда ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Во втором туре достаточно получения относительного большинства голосов. В нашей стране такая система используется при выборе президента России. Выделим положительные моменты мажоритарной системы: - непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты; - отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии; - способствует установлению двух- или трехпартийности; - способствует при парламентской форме правления формированию стабильного кабинета министров, опирающегося на парламентское большинство. Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской форме правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства, или не может его создать, вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, вводя "избирательный порог" - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Например, в России этот порог составляет 5%. голосов избирателей. Положительными моментами этой системы выборов является то, что она позволяет представить интересы больших групп избирателей, чем при одномандатной мажоритарной системе; стимулирует создание партий. Но у этой системы есть слабые стороны: - отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями; - зависимость депутата от партийной фракции в парламенте; - порождает большое число фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего. Идеальной избирательной системы не существует. В ряде стран пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют смешанную систему, сочетающую элементы пропорциональной и мажоритарной систем. Например, при выборах в Государственную Думу РФ половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий и по общефедеральному избирательному округу.

Важнейшей формой участия в политическом процессе государства обычных граждан являются выборы. В наше время они стали главным элементом политической системы. Институт всеобщих выборов был введен относительно не так давно, однако сегодня без его реализации нельзя представить себе здоровое развитие не только гражданского общества, но всех остальных частей политической системы и институтов.

Замечание 1

При помощи процедуры выборов реализуются все основные права граждан той иной страны, и формируется состав представительной власти на всех уровнях государства. Основными из них являются выборы главы государства. Также обычно граждане принимают активное участие в муниципальных выборах, выборах в законодательных орган страны и иные местных выборах.

Функции выборов

Процесс волеизъявления граждан привел к появлению процедуры смены правящей верхушки, а также иных представителей народа в государственных и местных органах власти. Этот процесс является признаком стабильности и инструментов легитимации власти. Через выборы осуществляется выявление расстановки политических сил в том или ином территориальном образовании или институте власти. Выборы способны определить наиболее прозрачным, эффективным и оптимальным образом степень доверия общества к определенным партиям, а также их программным обещаниям, продемонстрировать отношения к таким политическим содружествам и отдельным политикам, чиновникам.

При осуществлении процедуры избирательного процесса активизируется политическая социализация, идет приобретение политических навыков и опыта, а также усваиваются политические ценности.

Выборы дают уникальную возможность осуществлять форму контроля над правящей элитой. Эта функция полностью принадлежит населению страны, где проводится подобный демократический процесс. Каждый гражданин независимо от его местоположения в обществе, достигший определенного возраста, может изъявить свою позицию по тому или иному политическому процессу, который проходит в данные время на конкретной территории. Он имеет полное право на критику существующего режима или политической деятельности партии в представительном органе государства при помощи доступного и легального способа в определенный срок, согласно установленным на законодательном уровне датам проведения выборного процесса. Перед выборами проводится ряд мероприятий, направленных на обладание поддержки избирателей и корректировки дальнейшего политического курса.

Признаком любого сформировавшегося демократического государства стала возможность и желание каждого гражданина принимать активное участие в избирательном процессе, влиять на существующую обстановку в политическом строе, стремиться улучшить не только собственную жизнь, но и своих соотечественников. Его также называют единственным мирным способом и средством решения назревших проблем в обществе.

Претенденты на выборные должности предлагают свои политические программ действия другим гражданам. Взамен на это они получают поддержку в виде голосов на выборах различных уровнях и пытаются затем воплотить свои обещания на законодательном уровне при непосредственном исполнении своих полномочий на конкретных должностях. Срок и размер полномочий также определяется на законодательном уровне. Эффективность выборного процесса можно наблюдать часто в тех странах, где существует развитый политический рынок, обладающий наличием полноценного законодательства об избирательных системах, наличия ярко выраженного гражданского общества. Оно должно быть представлено в виде различных негосударственных образований, групп людей, объединенных одной целью и идеей. Подобные институты государства должны регулировать интересы граждан и существовать в идее профсоюзов, фондов, центров, ассоциаций и иных клубов.

Принципы выборов

В каждой стране формируется и регламентируется своя собственная процедура выборов. Она складывается согласно развитию государства и традициям избирательного права на определенной территории. В избирательном законодательстве отражаются положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, а также возможности по использованию услуг СМИ и другими источниками финансирования.

Выборы характеризуются определенными основными принципами, которые определяют эту процедуру волеизъявления граждан в качестве безусловной и демократической. Эти общепризнанные нормы имеют большую ценность и обеспечиваются избирательным правом, где важно отдать свой голос за претендента.

Обозначено несколько основных принципов избирательного права в форме выборов, которые являются формой политического участия :

  • выборность;
  • равное избирательное право;
  • непосредственность;
  • состязательность.

На конституционном уровне закрепляется сам принцип выборности. Он существует в странах с парламентской системой управления. В тексте главного закона страны указывается, что существует универсальный способ всеобщих выборов. В них могут принимать участие все граждане конкретного государства как в активном режиме в виде избирателей, так и в пассивном, где необходимо зарегистрироваться в качестве кандидата на определенную должность и представить свою политическую программу.

Существуют некоторые ограничения при участии в выборах у отдельных категорий граждан. Они должны достигнуть определенного возраста, на который поставлен избирательный ценз, а также исключаются люди с психическими отклонениями. В остальных случаях, как правило, процесс выборов проходит без дополнительных ограничений.

Еще одним принципов является из равное избирательное право. Он означает, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан. При этом каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент.

Принцип непосредственности выборов означает, что все избиратели имеют полное право осуществлять свое волеизъявление без участия посредников или иных представителей от его имени.

В процессе осуществления демократических выборов важным аспектом является их состязательный характер. Все конкурирующие между собой политические объединения или кандидаты-одиночки имеют право представить свою программу без ограничений и или провести дебаты в избранном формате диалога. Так уменьшается вероятность внешнего влияния на избирателей.

Проведение выборов

Любые выборы проводятся в определенные сроки, которые предварительно были обозначены в законодательных документах. Этот промежуток времени называется избирательной кампанией.

Избирательный процесс в этот период делится на ряд основных стадий:

  • подготовительный этап, который готовит определенную общественно-политическую почву для непосредственных выборов;
  • выдвижение кандидатов, которое завершается их регистрацией в специальных избирательных комиссиях;
  • агитационно-пропагандистская кампания;
  • непосредственное голосование и подведение итогов выборов.

Также сам избирательный процесс в разных странах мира может иметь свои специфические особенности. Они устанавливаются как в самой процедуре волеизъявления, так и способам подсчета результатов. В мире сложилось две основные системы подсчета голосов избирателей. Наиболее популярной и прозрачной считается процедура, где необходимо считать бюллетени простым способом. В этом случае считается каждый голос участников выборов.

Замечание 2

Некоторые страны устанавливают многоступенчатую систему. Сегодня подобные системы часто используются при избрании верхних палат законодательных органов во Франции и США.

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по обществознанию заключается в составлении плана доклада по определенной теме – может попасться любая тема из курса обществознания, например, «Политическое лидерство» или «Семья как социальный институт». Желательно, чтобы план был развернутым, то есть его пункты должны включать в себя подпункты.

Максимальный первичный балл – 3- дается в том случае, если в плане есть 3 или более пунктов, любые два из которых содержат подпункты, а их формулировки помогают верно и полно раскрыть содержание темы. 2 первичных балла можно получить, если 3 и более пунктов, два из которых содержат подпункты, в целом раскрывают содержание темы, но содержат некоторые неточности.

В случае, если план не развернут, но содержит не менее 3 пунктов, полностью раскрывающих содержание темы, или же он содержит два пункта, один из которых детализирован в подпунктах, и полностью раскрывает тему, дается 1 первичный балл. Столько же баллов дается, если в плане есть 2 и более пунктов, любые 1-2 из которых имеют подпункты, но в формулировках есть неточности.

Теория к заданию №28 ЕГЭ по обществознанию

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет…

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в 2 случаях, однако для большей уверенности (и если вы точно уверены в правильности написанного) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема – «Политическое лидерство», можно первой цифрой плана просто написать «Понятие политического лидерства».

Однако определение можно дать не во всех случаях – например, в теме «Институт президентства в РФ» оно не подойдет – логичнее написать о правовом статусе президента или порядке его избрания. Детализировать удобнее всего такие пункты, как «функции», «виды», «типы классификации». Рассмотрим возможные варианты заданий и планов.

Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие граждан». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).

Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:

1) Понятие политического участия.

2) Формы политического участия:

  • участие в выборах;
  • голосование на референдумах;
  • участие в деятельности местного самоуправления;
  • членство в политических партиях.

3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

  • участие в выборах в органы местного самоуправления;
  • участие в публичных слушаниях;
  • обращение в органы местного самоуправления.

4) Важность политического участия граждан.

5) Политический абсентеизм.

Второй вариант задания

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начинаем с определения; далее можно написать пункт о причинах безработицы. Детализировать его мы не будем, в отличии от следующего пункта – виды безработицы. Как мы помним, она бывает структурная, фрикционная, циклическая и сезонная. Дальше можно написать и о формах безработицы – открытая, скрытая, текучая, застойная. Следующий пункт назовем «последствия безработицы»; если вы не помните виды или формы безработицы, можете попробовать детализировать его, например, написав о снижении уровня жизни населения, недоиспользовании экономического потенциала, формировании резервов рабочей силы и снижении инфляции. И в конце напишем пункт «Методы борьбы с безработицей».

Пишем план:

1) Сущность понятия «безработица».

2) Виды безработицы:

  • фрикционная;
  • структурная;
  • циклическая;
  • сезонная.

3) Формы безработицы:

  • открытая;
  • скрытая;
  • текучая;
  • застойная.

4) Последствия безработицы.

5) Методы борьбы с безработицей.

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Международное раз­де­ле­ние труда в усло­ви­ях глобализации». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Эта тема несколько нестандартна – здесь сложно указать какие-то формы и виды, как мы делали это в двух предыдущих заданиях. Первым пунктом можно было бы дать определение, но не очень понятно, для чего лучше это сделать – для понятия «международное разделение труда» или «глобализация». Поэтому мы можем пропустить определение и начать, допустим, с факторов международного разделения труда в условиях глобализации.

К ним относятся: научно-технический прогресс, спрос на мировом рынке, положение страны в структуре мировой экономики, структура национального производства, экологические проблемы… Потом можно написать пункт «преимущества от международного разделения труда». Для того чтобы у нас был еще один детализированный пункт, можно написать просто «международные экономические отношения в условиях глобализации» и упомянуть там такие вещи, как международная торговля, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения, международное движение капитала.

Можно сказать и о государственной политике в области международного разделения труда и при желании (или если не смогли детализировать какой-то другой пункт) написать подпункты – протекционизм и фритредерство.

Возможный вариант плана выглядит так:

1) Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:

  • спрос на мировом рынке;
  • положение страны в структуре мировой экономики;
  • структура национального производства;
  • научно-технический прогресс.

2) Преимущества от международного разделения труда.

3) Международные экономические отношения в условиях глобализации:

  • валютно-финансовые отношения;
  • международное движение капитала;
  • миграция рабочей силы;
  • международная торговля;
  • экономическая интеграция.

4) Государственная политика в области международного разделения труда.