Приметы благовещенье* (7 апреля). Традиции и приметы на Благовещение: что можно и нельзя делать Можно ли убираться во дворе на благовещение

На Благовещенье никому ничего не давать - иначе в дом придет бедность. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

Если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз "милый", весь год муж будет любить и холить.


В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь

На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на пятницу, то дела не начинают ни в одну пятницу в течение всего года


С Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый...


Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам, иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его...


Если хозяйка [на Благовещенье] между праздничной заутреней и обедней возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья."Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья.На суровую пряжу не глядят...


Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят.


В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать.


На Благовещенье мороз - к урожаю яровых.На Благовещенье мороз - урожай на огурцы.


На Благовещенье дождь - родится рожь.Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов.Выносят пчел из омшеника.Благовещенье без ласточек - холодная весна.


Накануне Благовещенья сеют горох" ."Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище.


Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.


С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети.


Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.


Если на Благовещенье будет день красный - ... этот год будет пожарный. Если пойдет дождик - ... год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.


"На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет.Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.


Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат - лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.


Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что "день Благовещения - день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят".Икону Благовещения ставят "в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:"Мать божья!Гавриил-архангел!Благовестите,Благоволите,Нас урожаем благословите:Овсом да рожью,Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!"Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру" .


Благовещенье - большой христианский праздник.


По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.


Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!


Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.

Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.


По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.


В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.


В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.


По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.

Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.


Чтобы защитить скот от хищников, на Благовещенье шумели, звонили в бубенцы, грохотали тазами. Считалось, что на какое расстояние распространится звук - на том и зверье лесное держаться будет.

Змей и грызунов отпугивали, сжигая мусор с огорода.


Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.


Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.


В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.


В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.


Сказано:

"птица гнезда не вьет, девица косы не плетет."


Приметы:


Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

Благовещенье — самый большой у бога праздник.

Благовещенье без ласточек — холодная весна.

В Благовещенье мороз — под кустом овес.

Ведро в Благовещенье — к пожарам.

Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит.

Весна зиму поборола.

Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.

Если благовещенье холодное - жди сорок морозов по утрам.

Если в день Благовещенья ветер, иней и туман — к урожайному году.

Если ветер, иней и туман - к урожайному году.

Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека.

Если на Благовещение небо безоблачное и солнце яркое - быть лету грозовым.

Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный.

Если ночь теплая, то весна будет дружная.

Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья или неделю спустя.

Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.

Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.

Мокрое Благовещенье — грибное лето.

На Благовещение весна зиму поборола.

На Благовещение гроза - к теплому лету и урожаю орехов.

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).

На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.

На Благовещенье солнечный день — пшеница уродится: если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

На Благовещенье хороший улов рыбы.

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Окуривают дымом одежду от зимы.

Первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.

Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат — лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.

Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).

Покров не лето, Благовещение не зима.

С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).

Третья встреча весны.

Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).


7 апреля (25 марта ст.ст.). Благовещение; праздник, посвященный дню Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как "начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа"; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.


Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат "по действию духа святого" без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел".


В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога "да будет" привело к созданию бытия, так и ее слово "да будет" низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как "новая Ева" искупила грех "первой Евы" и начала "возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом"; поэтому Благовещение и явилось для христиан "суммирующим предвосхищением" спасения людей.


У славян Благовeщение считалось третьим по значимости и величине праздником, главным после Рождества и Пасхи. В соответствии с этим, крестьяне уверяли, что праздник Благовещения отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире (по поверью, в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых), и само солнце, радуясь благой вести, "играет" (т.е. переливается разными цветами) на восходе. По народному убеждению, даже всякая неразумная тварь чествует этот великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы (т.к. они, в силу своей небесной природы, ближе всех к Богу); поэтому на Благовещение принято было "птицам волю давать", т.е. выпускать их из клеток на свободу, "чтобы они пели во славу Божию" и принесли счастье тому, кто их освободил.


В народном календаре праздник Благовещения был одной из четырех ключевых точек года и соответствовал весеннему равноденствию, отмечая начало весны и день "отворения земли", пробуждение ее от зимнего сна. Русские говорили: "На Благовещение весна зиму поборола", "Цыган на Благовещение шубу продает", "Покров не лето, Благовещение не зима" и т.п. Сербы считали, что зима длится до Благовещения, а чехи - что Благовещение "возвещает весну, но не прогоняет зиму"; зап. украинцы полагали, что зима на Благовещение третий раз встречается с весной (первые два раза - на Сретенье и на день Сорока мучеников) и что в этот праздник "лiто зовсiм переможе зиму". По народному убеждению, "на Благовещение выходит из земли тепло" (Македония) и день увеличивается настолько, что птица может "девять раз свить и развить гнездо" (Черногория). Практически у всех славян верили также, что на Благовещение из раскрывшейся, "растворенной" земли выходят на свет гады (змеи, лягушки, мыши, насекомые и пр.); с этим же днем связывалось и появление на земле нечистой силы, а также пора прилета весенних птиц (ранее считалось, что они прилетают в этот день из рая, Ирия) и пробуждения насекомых (мух, пчел и пр.) и медведя.


Ко дню Благовещения повсеместно приурочивались многочисленные обряды встречи весны. Так, например, в Белоруссии молодежь в этот день забиралась на возвышенные места, на крыши бань, овинов, на поленницы дров и "гукала", "зазывала весну". Специально к этому обряду в каждом доме поутру пекли пироги, а после обеда парни и девки брали себе по куску, выбирали где-нибудь на припеке (чаще всего - у бани, на кострике или на бревнах) местечко и молились Богу, а потом кто-нибудь запевал: "Благослови, Боже, нам весну гукати!", и все собравшиеся подхватывали: "Ай лели-лели, гукати! / Весна красная, теплое ле-течко! / Ай лели-лели, теплое летечко! / Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!.." и т.д. После этой долгой песни все садились в кружок и пили (нередко крепкие напитки - пиво, а то и водку), ели пироги и начинали новые, круговые песни: "Уж ты, ластовка, ты косатая, / Ай лели-лели, ты косатая! / Ты возьми ключи, лети на небо. / Ай лели-лели, лети на небо! / Ты запри зиму, отомкни лето. / Ай лели:" и т.п.


У всех восточных славян к Благовещению приурочивался обычай разжигания ритуальных костров, символизировавших возрождение солнца и весеннее потепление (это называ-лось "палить зиму" и "греть весну"). Костры эти, непременный элемент ритуала "закликания весны", разжигали обычно на возвышенностях, на холмах за селом, а потом водили вокруг хороводы, пели песни и прыгали через огонь. Кроме того, во многих местах "пускали огонь по воде" - зажигали костры из соломы, старых лаптей и пр., раскладывая их на бороне, а за-тем пускали эту борону на воду и сплавляли по реке.


С Благовещения начинали петь песни-веснянки; в Болгарии и Сербии их исполняли лазарки, ходившие по дворам. Русские Пензенской губ. раскладывали на Благовещение пироги на новых холстах и оставляли на ночь со словами: "Вот тебе, матушка Весна"; а в Тульской губ. молодежь устраивала в этот день танцы и игрища, во время которых закликала вес-ну: "Весна-красна! На чем пришла?:" и т.д. В Саратовской губ. рано утром на Благовещение обращались к солнцу: "Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просют". На Украине, в Белорусии и в Польше на Благове-щение "встречали аистов", несущих с собой весну, для чего пекли особые лепешки в виде лап аиста (галепы, бусневы лапы), которые дети потом выносили во двор, подбрасывали вверх и кликали аиста, призывая его попробовать угощение и прося послать хороший уро-жай; потом лепешки либо съедали сами, либо подбрасывали в гнезда аистам, полагая, что это принесет дому благополучие.


Благовещенье представлялось в народе днем полнейшего покоя и совершенной свободы от всяких дел. В этот день величайшим грехом считалась самая легкая работа, даже отход или отъезд в дорогу на заработки. Любая работа на Благовещение, по народному убеждению, могла вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: так, например, у укранцев и белорусов на Благовещение во избежание засухи и градобития строго запрещалось печь хлеб и вообще топить печь и готовить еду, чтобы "не запечь землю" . Женщины в этот день избегали расчесывать волосы, чтобы куры летом не "расчесывали" грядки; а де-вушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. Кое-где запрещалось работать и накануне Благовещения: например, в некоторых русских областях считали, что если сновать на Благовещение, то можно "засновать дождь" на все лето - "хмары сноваться будут, перуны (молнии) будут бить"; в тех же местах на Благовещение очерчивали вокруг дома круг, чтобы не ударила молния. По народному убеждению, "на Благовещение и птица гнезда не завивает"; по старинной легенде, кукушка не имеет своего гнезда именно потому, что завила свое гнездо на Благовещение и Бог покарал ее за то, что она работала в тот день, когда "даже глупая курица на такую работу не пускается" . По другой версии, в кукушку Господь превратил девицу, которая пряла на Благовещение.


В некоторых местах на Благовещение соблюдались и другие запреты, помимо табу на работу. Например, сербы по четвергам с Благовещения до Покрова не носили белое белье, чтобы не навлечь град; в Полесье запрещали на Благовещение давать что-либо взаймы и прикасаться к семенам; на Витебщине избегали в этот праздник переносить бердо из одной деревни в другую, чтобы не навлечь пожары; в Рязанской губ. говорили, что "на Благовещение на суровую пряжу не глядят - грех"; на Черниговщине запрещали на Благовещение разуваться на улице, есть на дворе и т.п. В Московской губ. существовало поверье о том, что на Благовещение нельзя спать днем в доме "под землей" (т.е. в доме, в котором поверх бревен потолка насыпана земля), иначе семена "уснут" под землей.


Очень строго соблюдался на Благовещение и запрет на половую связь, на супружескую близость и пр., так как этот "нечистый процесс" мог оскорбить Господа в его светлый праздник. Собственно, половые сношения запрещались во все мало-мальски значимые праздники; при этом считалось, что виновные в нарушении запрета будут строго наказаны высшими си-лами: на них падет неурожай, болезни, бесплодие и т.д. Во многих местах верили, что ребенок, зачатый в канун Благовещения или иного великого праздника, станет колдуном, а ребе-нок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет неудачником, "непутевым" или злоде-ем, либо будет рожден с каким-либо телесным недостатком. Несчастливая участь в подобных случаях угрожала не только людям, но даже и животным: так, украинцы полагали, что ягненок, теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, будет с изъяном ("Из благо-вiсного теляти добра не ждати"), а по белорусскому поверью, такой теленок "не уйдет от волчьих зубов" .


В древнем русском быту с праздника Благовещения, воспринимавшегося как начало весны и оживания природы (а следовательно, и полевых работ, т.е. как бы нового этапа в жизни земледельца), считали начало года (который в некоторых местах так и называли - "благовещенским"). Соответственно, народные поверья гласили, что Благовещение, подобно Рождеству или Новому году, предвещает и магически предопреде-ляет весь грядущий год: "Каково Благовещение проведешь, таково и весь год". В связи с этим, ко дню Благовещения приурочивалось мно-жество обрядов и примет, связанных с "магией первого дня". Так, например, в Болгарии и Македонии, да и у восточных славян тоже, на Благовещение, как и на Новый год или Рождество, старались быть сытыми, здоровыми, хорошо одетыми, иметь при себе деньги (которые полагалось пересчитать или позвенеть ими при первом куковании кукушки) и т.д.; тогда, по народному убеждению, весь год будешь сытым, здоровым и богатым. Чтобы быть быстрым, "легким" и здоровым весь год, в Полесье на Благовещение рано утром обегали вокруг дома, а в вост. Сербии и ю.-зап. Болгарии качались на веревках, привязанных к деревьям, и обязательно ели рыбу "для здоровья". У болгар, поляков и русских воры на Благовещение "заворовывали", т.е. стремились осторожно и незаметно украсть хотя бы ка-кую-нибудь безделицу, чтобы потом весь год пользоваться удачей в своем ремесле (так как если вора не поймали в этот день, то считалось, что он не попадется и впредь и будет удачлив в воровстве). В некоторых местах с вечера под Благовещение крестьяне всей семьей переселялись "на летнее положение" в холодные клети, в летние избы, в сени или вообще на улицу, а в теплых избах оставались только больные, старики и малые дети.


Как с "начальной точкой" сельскохозяйственного года, с Благовещением связывались самые разные "хозяйственные" ритуалы. Например, русские хозяйки на Благовещение, между праздничной заутреней и обедней, сгоняли помелом кур с насеста, полагая, что от этого они начнут нестись уже к Пасхе, чтобы приготовить к Светлому празднику свеженьких яиц для христования. В Тульской губ. хозяйки под вечер на Благовещенье тайно ото всех клали в подвал на землю первый снятый по осени кочан капусты, а когда на другой день приходили от праздничной обедни, этот кочан разламывали и тщательно осматривали, т.к. сущестовало поверье, что в нем можно найти чудесные семена: если вперемешку с ними засеять рассаду, то для выросшей из нее капусты будто бы не будет страшен никакой мороз. Лужичане на Благовещение старались посеять лен, а южные славяне сажали огородные культуры, чтобы они были "благи", т.е. сладкие и сочные. В Македонии девочки-подростки первый раз на Благовещение замешивали хлеб, чтобы он всегда удавался им "благ", т.е. мягок и вкусен; кроме того, девочкам в этот день прокалывали уши для сережек, считая, что ранка в этом случае будет "блага" и быстро заживет. У восточных славян на Благовещение освящали мак и лен вместе с зерном для посевов. На Карпатах к этому празднику приурочивался первый выгон скота, причем он производился даже в том случае, если травы еще не было. Сербы на Мораве жгли на Благовещение огонь на навозной куче перед хлевом, чтобы коровы давали много густого и жирного молока.


Некоторые поверья и обычаи Благовещения были аналогичны обрядам и верованиям других больших праздников - Рождества, Купалы и т.д. Например, кое-где в Македонии верили, что в полночь перед Благовещением раскрываются небеса, сам Господь выходит из рая и все деревья кланяются ему до земли; в этот светлый миг Бога можно попросить о чем угод-но, и он непременно исполнит желание. У южных славян день Благовещения, как и празд-ник Ивана Купалы, считался временем выхода из-под земли кладов: так, болгары полагали, что в ночь под Благовещение над местами сокрытия сокровищ горят огоньки-"свечки", а ма-кедонцы верили, что в это время змеи выносят клады на поверхность земли.


Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы "не дадут себя в обиду". В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы "повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие".


У восточных славян немало благовещенских обрядов было связано с просфорами (специальными ритуальными хлебцами), которые, наряду с семенами для посева, традиционно освящались накануне или в самый день Благовещения; потом эти просфоры клали бод божницу, а позднее использовали в различных обрядах. Каждый человек старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем, полагая, что он приносит счастье, удачу и здоровье. Во многих местах благовещенских просфоры пекли в каждой семье, по числу домочадцев, и при этом в одну из просфор запекали копейку; человека, которому досталась такая просфора, считали счастливым и удачливым, поэтому в течение всего года поручали ему начинать раз-ные важные работы, и в первую очередь - пахоту и сев.


Благовещенские просфоры (как полученные в церкви и освященные, так и не освященные, испеченные дома) использовали в течение года с самыми разными целями. Например, их широко применяли для лечения лихорадок и вообще различных болезней, причем как у людей, так и у скота (так, крошки просфор иногда примешивали в корм скоту для защиты от мора). Однако наиболее часто просфоры, как знак видимого благословения Божия, использо-вались в обрядах, связанных с урожаем: кусочки их зарывали по углам поля от града и засухи, клали в семена, предназначенные для сева (для хорошего роста и плодородия нив), или в первый сноп, в сусек (чтобы мыши не поели зерна) и т.д. Во многих местах просфору обяза-тельно брали с собой при севе, привязывали ее к сеялке или клали в сеялку для обеспечения благополучия всходов, урожая и пр.; считалось также, что это ограждает нивы от всякого "полевого гнуса". Схожим образом обходились и с другим ритуальным благовещенским пе-ченьем - "галепами", "бусневыми лапами", "птичками", "боронами", "серпами", "плугами" и пр.: так, "серпы" отдавал девушкам, чтобы те быстро жали, а "бороны" и "плуги" - пар-ням, чтобы те споро и весело пахали и сеяли; кроме того, печеные "плуги" и "бороны" брали с собой на пахоту для обеспечения урожая. Ритуальным печеньем у славян также подкармли-вали скот и домашнюю птицу.


Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля "пробуждается" от зимнего сна. Прикасаться к земле, "беспокоить землю" до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, "сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние" ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ "праздника" в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: "Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!"


С праздника Благовещения у восточных славян традиционно начиналась пахота. При этом на Благовещение сев обычно не начинали, полагая, что этим можно накликать неурожай; существовало даже поверье, что тот день, на который пришелся этот праздник, будет несчастливым для посевов и пахоты, зато следующий за ним день будет для урожая самым удачным и счастливым. Вероятно, запрет начинать пахоту в самый день Благовещения был связан с общим запретом на работу в этот день; кроме того, крестьяне, по-видимому, считали нужным дать земле на Благовещение окончательно очнуться от сна, принять благословение небес и, возможно, выпустить из недр своих всех существ, укрывшихся там на зиму (не толь-ко зимующих под землей гадов, но и нечистую силу, которая, по народному убеждению, с первыми заморозками проваливается сквозь землю - в ад или подземные вертепы, - а весной, во время "раскрывания" земли, снова выскакиет наружу). Поэтому вместо пахоты на Благо-вещение обычно занимались гаданием о будущей погоде, урожае и пр., опираясь при этом на различные приметы, например: "каково Благовещение, такова и Святая ", "на Благовещение дождь - родится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!", "мокрое Благовещение - грибное лето, спорый ход красной рыбы", "Благовещение без ласточек - холодная весна" (южн.), "если на Благовещение ветер, иней и туман - к урожайному году, гроза - к теплому лету и урожаю орехов", "на Благовещение мороз - урожай на грузди", "вёдро в Благовещение - к пожарам", "коли на Благовещение снег на крышах есть, так и будет еще и на Егорья в поле", "на Благовещение солнечный день - пшеница уродится", "если на Благовещение на небе ма-ло звезд, то будет мало яиц", "коли ночь на Благовещение теплая, весна будет дружная", "в Благовещение мороз - и под кустом овес", "на Благовещенье солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет чего поесть!" и т.д.


К празднику Благовещения, как к празднику весны и "открытия земли", было приурочено множество различных очистительных обрядов (близких по своему характеру к купальским). К их числу, например, относилось традиционное и повсеместно известное умывание на рассвете в источнике или на реке, у "бегучей воды" , а также побелка дома (уко., бел.), мытье хлебной дежи (Полесье) и т.п. Однако подавляющую часть очистительных ритуалов составляли обряды изгнания или обезвреживания всей пробуждающейся и активизирующей-ся с Благовещения "нечисти" - гадов, вредных насекомых, нечистой силы, болезней, диких животных и пр.


Так, например, у восточных и южных славян на Благовещение крестьяне били в металлическую посуду или в заслонки и пр., звонили в колокольчики и колокола, кричали и стре-ляли из ружей, щелкали кнутами и т.д., полагая, что это защитит скот во время летнего выпаса от волков, и вообще отгонит диких зверей подальше от села. Подобные ритуалы могли быть как общественными (преимущественно у восточных славян), так и индивидуальными: у гуцулов, например, каждый хозяин трижды обегал нагишом вокруг своей хаты, звоня в коло-кольчик и приговаривая: "Как далеко слышен этот звон, так далеко чтобы волк держался от моей скотины".


Примерно такими же способами прогоняли и змей: так, в Болгарии на Благовещение женщины и дети до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему ложкой и кричали: "Бягайте, змии, Благовец ща ва затисне (т.е. задавит)!"; а в Сербии ходили по селу и били в металлические предметы, считая, что змеи летом будут держаться от домов на таком расстоянии, на какое распространится лязг металла. Помимо этого, для изгнания и обезвреживания змей применяли также огонь: например, у восточных славян с этой целью поджигали во дворах мусор, разные тряпки, изношенные лапти и зимние соломенные постели, конский и коровий навоз и пр. (белорусы называли этот обычай "чистить землю"); то же метод применяли и сербы, которые кидали к каждому строению во дворе зажженные тряпки, а также разжигали общественные костры, вокруг которых всю ночь танцевала моло-дежь. Украинцы на Карпатах отгоняли змей, обходя дом по солнцу и трижды бросая за собой горящую тряпку. Во многих районах Болгарии хозяева утром на Благовещение мели двор и поджигали собранный мусор перед домом или в огороде, а затем перепрыгивали через огонь босиком, чтобы защититься от вторжения и от укусов змей; при этом в некоторых местах, в дополнение к этому ритуалу, хозяйка брала зажженный факел и трижды обходила с ним дом, выкрикивая: "Бягайте, зъми и гущери (ящерицы)!" В Хомолье накануне Благовещения или рано утром в этот праздник кто-либо из домочадцев перебрасывал через порог тлеющий уголь, а первый вышедший из дома человек становился на этот уголь и заклинал змею: "Преко прага преhо, ама преко жара не мого!" (т.е. "Через порог пройду, а через уголь - не могу!").


В некоторых случаях змей старались не изгнать, а задобрить: например, в некоторых районах Македонии на Благовещение специально готовили змеям что-нибудь сладкое ("благо"), чтобы змеи были "добрыми" ("благими") и не кусались. Помимо этого, повсюду у славян к празднику Благовещения приурочивались определенные запреты, соблюдавшиеся для защиты от змей: например, запрещалось в этот праздник упоминать змей и ящериц (Болгария), выходить в сад или вносить в дом зелень (особенно зеленый лук), протягивать веревки или волочить что-либо по земле (Сербия), шить новую обувь (вос. Сербия), продевать нитку в иголку (Босния), вообще брать в руки иглу и веретено (Полесье) или даже смотреть на ве-ретено, пряжу и пр. (Пензенская обл.), ходить с палкой или вносить в дом дрова (Карпаты), отдавать что-либо из дома (Волынская обл.) и т.д. Собственно, и сам запрет на любую работу в Благовещение соблюдался в том числе и для защиты от змей и волков.


Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание "порчи", либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.


Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.


Помимо этого, к Благовещению приурочивались также различные запреты, которые следовало соблюдать для защиты от нечистой силы. Так, болгары верили, что на рассвете праздника Благовещения самодивы и самовилы возвращаются из своих жилищ (где они пре-бывали со дня Усекновения) и купаются в реках, озерах и даже колодцах; поэтому утром на Благовещение запрещалось подходить к воде, чтобы потревоженные самовилы не наслали свои чары. Считалось также, что в день Благове-ще-ния появляется змей-домовик, который пересчитывает всех домочадцев, и тот, кого он не увидит и не сосчитает, в течение года ум-рет; поэтому к этому празднику все домочадцы старались вернуться из отлучки домой. У ук-раинцев на Карпатах существовало поверье о том, что из яйца, снесенного на Благовещение, может вылупиться "осинавец" (нечистый дух, родственный огненным змеям), поэтому хо-зяйки выбрасывали благовещенские яйца в реку; белорусы же полагали, что из яиц, снесен-ных на Благовещение, выведутся цыплята-калеки, и чтобы предотвратить это, яйца клали в ступу и "угрожали" ему, делая вид, что толкут его пестом. Украинцы Волыни не советовали охотиться и вообще приходить в лес на Благовещение, полагая, что в этот день черт или ле-ший (который как раз в это время выходит из-под земли) "водит" охотников по непролазным чащам; а белорусы полагали, что на Благовещение ружье "не убивает" дичь или леший не позволяет охотникам метко целиться, поэтому охотнику в лес идти не следует - все равно удачи не будет.


Многие ритуалы Благовещения посвящались распознаванию и обезвреживанию ведьм (босорок, вештиц и пр.). Так, например, для защиты от ведьм украинцы на Благовещение обводили топором или косой по земле вокруг хаты круг, "чтобы ведьма не приступила". В Закарпатье, чтобы воспрепятствовать "босурканям", крадущим молоко у коров, в ночь на Бла-говещение клали на ворота дерн и рисовали кресты на дверях, а также старались в день праздника не отдавать из дома никаких вещей, "чтобы босорка не отняла у коровы молоко". Украинцы Закарпатья на Благовещение прогоняли скот через воду и протягивали по земле от дома хворостину, чтобы "вiдтянути всяку нечисту силу вiд себе". Словаки Закарпатья счита-ли, что на Благовещение ведьмы (босоркани) собирают росу в решето, отбирая таким образом молоко у коров; поэтому их старались прогнать, пугая ритуальным шумом, колокольным звоном и пр. Сербы вост. Герцеговины для защиты от ведьм-вештиц обходили дома с за-жженными свечами слева направо и сыпали просо. На Волыни в Благовещение обметали и обкашивали косой дом, а также караулили в хлевах, и если обнаруживали рядом со скотом жабу или другое животное, то калечили его, полагая, что это ведьма пришла отбирать у ко-ров молоко. Гуцулы считали, что на Благовещение "чередiнницi" (ведьмы) заходят в загоны к скоту и пытаются отобрать у коров манну (жирность) или молоко, поэтому, оберегая жи-вотных, люди обходили с огнем дома и хозяйственные постройки. Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), "пугая" таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).


Вообще, с огнем в праздник Благовещения были связаны самые разные приметы и обычаи. Так, например, во многих местах к этому празднику приурочивался ритуал добывания ("вытирания", получения трением) особого "живого" огня: от него зажигали очисти-тельные благовещенские костры, а также разносили его по всем домам, обновляя, таким об-разом, домашний огонь. При этом, впрочем, кое-где у восточных славян запрещалось зажигать огонь в доме накануне Благовещения и (реже) в сам праздник, чтобы не ударила молния или чтобы в яровых хлебах "не повредилась солома" . Однако в других местах, напротив, под Благовещение в избах на ночь не тушили огней, чтобы лучше уродился лен и не выжгло молнией урожай и постройки. В огне печи вечером на Благовещение русские старухи пережигали соль, полагая, что этом случае она приобретет удивительные лечебные свойства и не хуже "страстрой-четверговой" будет снимать всякие недуги, горячки и лихорадки; эту же "благовещенскую соль" использовали в течение года и для лечения скота (для этого соль сыпали в ржаное тесто и пекли колобки, которыми потом подкармливали животных). Даже зола и головни от благовещенского огня наделялись в народе полезными свойствами: на-пример, в русских деревнях, когда капуста и прочие растения в огороде портились, их посы-пали этой золой, полагая, что она "поправит" овощи.


Во всех подобных "огненных" обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, "медвежьи праздники", языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.


Праздники комоедиц, праздновавшиеся около дня весеннего равноденствия, были известны как у славян, так и у древних греков; и отголоски этих праздников сохранились (и очень неплохо сохранились) и при христианстве. Так, например, в Белоруссии "комоедицы" проводились обычно 24 марта, накануне православного Благовещения, и в честь этих празд-ников деревенские хозяйки подавали на стол "медвежью еду" - сушеный репник, овсяный кисель и специальные "комы" из гороховой муки; после такого обеда все ложились спать, однако не спали, а перекатывались с боку на бок, подражая медведю. В этот же день народ устраивал пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медве-дя. В Болгарии также отмечали Благовещение как "медвежий праздник" и полагали, что медведь в этот день просыпается и купается в реке, очищая воду, после чего можно купаться.


Очевидно, в древности комоедицы, "медвежьи праздники", были связаны с культом Велеса, "звериного бога", в глубокой древности выступавшего в медвежьем обличье. В последние годы язычества у славян Велес имел очень много функций: он считался богом богатства и торговли, охоты и земледелия, скотоводства и всяческого благополучия. Его культ был широко распространен у славян, и посвященные ему праздники отмечались широко и разгульно; и приурочивание ко дню весеннего равноденствия христианского праздника Бла-говещения как раз и имело целью перекрыть древнее языческое празднество и уничтожить языческие "богопротивные" обряды и суеверия, такие, как "бесовские пляски", ряжение и т.п. Но обряды и обычаи сохранились, пусть и не в исконном виде; и поэтому церковь не могла не осуждать их. Так, например, уже в Кормчей 1282 г. содержался запрет против тех людей, которые в день Благовещения "пред храмины своими, или враты домов своих, пожар (т.е. костер) запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю".

Христианский праздник Благовещение возродился в честь того, что архангел Гавриил принес благую весть Марии, поведав о том, что совсем скоро от ее плоти родится Иисус Христос! Православные особо чтят это радостное событие и в честь уважения регулярно отмечают этот святой день.

Празднуют православный праздник во всех уголках России примерно одинаково. Уже с вечера, накануне этого славного события, стараются выполнить все крупные дела по дому, по хозяйству, готовят еду и лакомства. Проснувшись рано утром, обязательно приводят себя в порядок, кушают, одевают «нерабочую» одежду и отправляются на утреннюю литургию. После нее молятся, еще некоторое время проводят в Храме с Богом и возвращаются домой.

Работают ли на Благовещение?

По приходу из Храма у человека появляется много свободного времени и, согласно славянским традициям, его ни в коем случае не нужно тратить на работу. Существует поверье, что на Благовещение работать категорически запрещено! Грех это большой, и чтобы его искупить, придется много молиться и просить у всевышнего прощение. Однако работа работе рознь!

Какую же все-таки работу на Благовещение не делают? Относительно работы в столь священный день можно сказать следующее – нельзя делать то, что может подождать и до завтра. В первую очередь это такие дела, как колоть дрова, шить одежду, вязать наряды, убирать около двора или копать огород, мыть пол или стирать одежду, ремонтировать машину, красить пол, топить баню и мыться, кого-то подстригать. Также разрешается выполнять работу, за которую вам заплатят деньги (калым). Каждый из нас понимает, что такие дела без проблем подождут до «завтра» или их вообще можно было выполнить вчера!

Что можно делать на Благовещение?

Тем не менее, условно можно выделить и такой список дел, которые разрешено. Кроме того, их нужно выполнять на любой православный праздник, в том числе и Благовещение. Прежде всего, это мытье посуды, которая остается после праздничной трапезы. Не могут же горы чашек стоять до следующего дня, особенно когда семья большая.

Можно подмести около стола или печи, если за день получилось намусорить. В такой день, как и в любой другой принято управлять животных, скотина не может в православные праздники стоять голодной в навозе и недоенной. Такая работа не может считаться грехом, ведь, прежде всего, это жизненная необходимость, без которой никак нельзя!

Важно понимать, что работа может быть всякой и ее выполнение не всегда обязательно. Поэтому если вы считаете, что это дело необходимо выполнить в этот день, хотя он и выпал на православный праздник Благовещение, тогда делайте его спокойно, не упрекая себя ни в чем.

В конце концов, церковь абсолютно не запрещает работать в церковные праздники. Все, что должен сделать каждый верующий человек – это провести большую часть дня с Богом, посетив Храм и помолившись. Оставшуюся часть дня можно проводить в делах, но не конкретно заниматься чем-то реально сложным и существенным! Например, нельзя, конечно, с утра помолиться и посетить церковь, а ближе к обеду сесть на трактор и вспахать гектар земли от нечего делать!

Предлагаем вашему вниманию подборку ответов на самые распространенные вопросы о Благовещении.

Можно ли есть рыбу в Благовещение?

Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на самый строгий пост в церковном году - Великий. Но в честь этого праздника в гастрономическом посте делается послабление - рыбу есть можно.

(Кроме тех случаев, когда Благовещение попадает на Страстную неделю (как было в 2015 году). В таком случае уставом разрешается пища с растительным маслом).

Что можно есть на Благовещение?

В честь праздника Благовещения в гастрономических правилах Великого поста делается послабление - можно вкушать рыбу. Мясо, яйца, молоко при этом по-прежнему исключаются из трапезы.

(Однако есть исключения: если Благовещение выпадает на Страстную неделю (как было в 2015 году) - рыбу нельзя.)

Правда ли, что на Благовещение нельзя ничего делать?

Это народная традиция, главная цель которой, скорее - найти повод для оправдания своего бездействия, невыполнения определенных обязательств.

На самом деле нет никакого запрета и быть не может. Церковь говорит о том, что в день Благовещения, как и другие большие церковные праздники, каждому верующему христианину следует постараться отложить свои дела ради присутствия в храме и молитвы. Далее - человек наделён свободой и правом выбора. Как самостоятельная зрелая личность каждый из нас в праве сам рассуждать и выбирать, как ему лучше поступить, исходя из своих собственных возможностей и ресурсов.

Также нам следовало бы задуматься о своем личном отношении к празднику.
Когда у кого-то из наших близких намечается торжественное событие, не стараемся ли мы отложить по возможности все дела и этот день провести с ними?
Так же ли мы относимся к Благовещению? Воспринимаем ли Благовещение как праздник? Для многих, к сожалению, это очередное событие в жизни Церкви и не более того. С собой этот праздник мы никак не ассоциируем…

Но все же всегда надо смотреть по ситуации. Ведь никто не знает, в каких обстоятельствах вы находитесь. Какие у вас обязательства перед семьёй или перед работодателем.
В любом случае, главное - не погрязнуть в суете, заботах, гневе, раздражении и т.д. По возможности отложить все-то, что может помешать вам встретить это Праздник с радостью и благодарностью.

Можно ли жениться на Благовещение?

В редких случаях бывает, что Благовещение выпадает на Светлую седмицу (неделю после Пасхи), но и в этот период венчания в храмах не совершаются.
Можно сказать, что Светлая седмица и Страстная - это единый период в центре которого стоит Пасха.
На Страстной седмице вспоминаются последние дни земной жизни Христа, а на Светлой Церковь прославляет и воспевает Его Воскресение!
Поэтому всё внимание Церкви приковано к этому Великому событию.
В любом случае, если вы хотите просто расписаться в ЗАГСе, то государственная регистрация никакого отношения к Церкви не имеет, здесь вы вправе самостоятельно принять решение.
Но если для вас важно следовать церковным традициям, то вступать в брак можно, начиная с первого воскресения после Пасхи - это Антипасха (Анти - значит напротив), в народе называемая Красной горкой. Тогда смело можно и повенчаться, и отпраздновать событие подобающим образом, не вступая в противоречия с православными традициями.

Можно ли делать поминки на Благовещение?

На Благовещение, как и в другие важные и чтимые Церковью праздники заупокойные службы и моления не совершаются.
Праздник - время радости, поэтому не должно грустить и печалиться в такой день. Особенно если он выпадает на период поста, когда и без того человек совершает определенную работу над собой.
В жизни Церкви для всего есть своё место и время. Существуют дни особого поминовения усопших, когда совершаются сугубые молитвы за почивших. И в обычные дни за богослужением читаются определенные молитвы за упокой души.
Но также вы можете молиться за своих родных и близких усопших самостоятельно в любой день.

Можно ли мыться на Благовещение?

Ответ однозначный - можно.
Подобные вопросы «Можно ли мыться на Благовещение?» как правило порождают разные народные мудрости, которые скорее имеют отошение к язычеству, чем к Православию.
Здесь подразумевается то, что в праздник, как и в любой другой значимый для Церкви день, нужно по возможности оставить все заботы, всю суету и уделить внимание главному событию, в данном случае - Благовещению Пресвятой Богородицы.
Благовещение (то есть благая весть) - день, когда Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о рождении в мир сына Божьего Иисуса Христа. Это более чем достойный повод, для того чтобы отложить наши менее значимые дела ради посещения храма и молитвы.
Но если вы будете ходить неумытыми - это, конечно, доставит вам кучу неудобств, раздражения и всех тех неприятных эмоций, которые просто не дадут сосредоточиться, а тем более разделить со своими близкими радость этого праздника.

Можно ли работать на Благовещение?

На Руси существовала традиция в день Благовещения не работать. Крестьяне не шли в поле, а целиком посвящали свое время православному торжеству. Но и тогда, в прошлые века, и сейчас, запрета работать как такового не существует. Другое дело, что лучше употребить часы этого дня на дела молитвы и милосердия. Сходить всей семьей в храм, помолиться Господу и Божией Матери, разделить радость праздника с другими прихожанами храма.

Также Церковь благословляет на Благовещение (как, впрочем, и на другие православные торжества) помогать тем, кто больше всего в этом нуждается. Навестить своих пожилых родственников, сходить вместе с волонтерами в детский дом, перечислить пожертвование на операцию больному ребенку.

Можно ли вышивать на Благовещение?

На Руси девушки не вышивали на Благовещение, потому что существовала традиция откладывать все бытовые дела ради молитвы и радостной встречи праздника. В наше время этот обычай сохранился лишь отчасти, но чаще всего верующие стараются посвятить Богу весь день 7 апреля. Сходить в храм, собрать всю семью за праздничным столом.

Можно ли стричься на Благовещение?

Сомнение по поводу того, можно ли стричься на Благовещение, возникли из-за старинной поговорки: «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Эта поговорка, конечно, не строгий запрет стричься и причесываться, она, скорее, говорит о том, что в этот важный для каждого христианина день стоит отложить все суетное, бытовое и сосредоточиться на смысле праздника. Почитать Евангелие, посетить богослужение в храме, сделать что-то доброе для ближнего, собраться всей семьей и разделить друг с другом радость.

Можно ли убирать дом на Благовещение?

На Руси было принято делать все дела по дому до праздника Благовещения, чтобы 7 апреля (по новому стилю) проснуться в чистой избе и не отвлекаться на суету. Верующие и тогда, и сейчас стараются посвятить этот день молитве и радостному общению с братьями и сестрами во Христе.

Можно ли причащаться на Благовещение?

На Благовещение причащаться, конечно, можно.

Можно ли вязать на Благовещение?

Рукодельницы на Руси в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы откладывали до вечера свое шитье и вязание. Считалось, что в этот день нельзя ничего делать по дому.

В наше время Церковь тоже рекомендует христианам отложить мирские, суетные дела, чтобы посвятить этот день Господу и Божией Матери. Помолиться дома и в храме, сделать какое-то доброе дело для ближнего, собрать на торжественной трапезе родных и друзей.

Что нельзя делать в Благовещение?

Каких-то конкретных предписаний и запретов Церковь не даёт.
Нужно перестать уделять своё внимание приметам, поверьям, которые к жизни и миру Церкви никакого отношения не имеют.
Следование надуманным правилам ограничивает собственную свободу.
А в таком состоянии о какой радости и благодарности может идти речь?
Православие - религия взрослых, зрелых людей. Никто нас не принуждает и не заставляет. Мы сами делаем свой выбор. И только так можем осознанно к чему-то прийти, глубоко познакомиться с традициями, со смыслами.
Когда мне понятен смысл, ради чего я что-либо делаю, тогда и отношение к происходящему будет совсем иное.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Благовещение один из самых важных и значимых праздником в религиозном мире. Ежегодно, он отмечается 7 апреля, эта дата не является текучей, потому иногда праздник совпадает с периодом Великого Поста. Как и многие другие религиозные праздники, Благовещение имеет свою историю, традиции и некоторые каноны, как проводить этот день.

Есть много праздников, на которые накладываются некоторые ограничения, например нельзя ссориться на Пасху. А что нельзя делать 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы?

Церковные обычаи

Благовещение нередко совпадает с периодом Великого Поста, иногда совпадает с периодом Светлой Седмицы и Вербным Воскресеньем. Если таких совпадений нет, но все равно праздник приходиться на Великий пост, то церковная служба, которую обязательно надо посетить в день Благовещение, проходит следующим образом:

  • Великое повечерие – это служба, всенощная, накануне самого праздника, как перед Рождеством или Пасхой.
  • Утреня служба по случаю праздника является одной из самых длинных в году. Отличие ее от службы, которая проводиться не в дни праздника, в наборе молитв. Также происходить освящение пищи, а по окончанию службы священнослужитель раздает и благословляет хлеб и вино.
  • Вечерняя служба проходить в том порядке, которая принята для дня на неделе, она же является завершающим этапом празднования Благовещение.

Возвращаясь к тому, что обычно Благовещение совпадает с Великим Постом, допускаются некоторые послабления в постном рационе питания. На этот праздник церковь дозволяет отойти от строгих правил Поста и скушать рыбу, выпить немножко вина.

Кроме того, что следует обязательно сходить в церковь, на Благовещение принято делать еще и другие вещи. Но, помимо этого, есть и то, что нельзя делать 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы. В честь праздника можно сделать .

Основные запреты на праздник

В список самых основных и строгих запретов на этот праздник попадет то, что нельзя выполнять никакие работы, а также начинать новые дела. Работать нельзя, так как Благовещение большой праздник. А вот начинать новые дела не следует потому, что они не принесут успеха и того блага, которые ожидаются в любом начинании. Согласно одной поговорке, даже птица гнезда не вьет в этот день.

К тому, что нельзя делать на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля, так же относятся следующие действия:

  • Нельзя одалживать друзьям, близким или просто знакомым вещи и деньги, это может привести к потере личного благосостояния, здоровья и энергии. Просить что-либо в долг у других людей также нельзя;
  • Нельзя заниматься вязанием, шитьем и плетением, так как нити у многих народов ассоциируются с жизнью и судьбой. Выполняя такие действия, человек выполняет работу (а это основной запрет на Благовещение) и может своими действия запутать свою судьбу, сбиться с истинного пути.
  • Не следует надевать новую одежду, так как быстро износиться, а приобрести новые одеяния не будет возможности;

Это основной список того, что нельзя делать на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля. Также рекомендуется отметить праздник в узком кругу семьи, отказаться от похода в гости и приемов гостей у себя в доме. Обратите внимание, когда .

Другие приметы и обычаи на Благовещение

Название этого дня происходит из-за того события, что некогда случилось. А именно, именно в это день архангел Гавриил сообщил Богородице, что она, будучи непорочной девой, родит сына, который станет Спасителем всего человечества. Как и многие другие религиозные праздники, Благовещение имеет свои приметы и обычаи. Если в список того, что нельзя делать 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы, попадет запрет на работу, означает ли это, что можно просто лежать целый день на диване и не делать ничего вовсе?

Есть много обычаев и примет, которые приурочены к празднику, некоторые из них все же призывают к некому действию, или налагают еще некоторые запреты:

  • Предки считали, что нельзя не только работать, но и мыться, и расчесывать волосы;
  • Нельзя зажигать в доме огонь;
  • Те жены, которые успеют назвать мужа «милый» 34 раза до полуночи, в течение года будут получить от мужа большую любовь и заботу;
  • Если в ночь праздника на улице стоит теплая погода, то весна будет теплой и приятной;
  • Если 7 апреля пойдет дождь, значит, осенью будет много грибов в лесу;
  • Чтобы обрести счастье и здоровье, на Благовещение следует пожечь соль, и в дальнейшем добавлять ее к пище;

Благовещение – это религиозный праздник, который следует провести разумно. Посетить службу в церкви, помолиться, исповедаться. Далее сделать свои дела, если они не перечат тому, что нельзя делать на благовещение, и завершить день скромным постным ужином с семьей. В этот день следует особое внимание уделять именно своей семье и близким людям, особо не предаваясь развлечениям. И, главное, не забывать о том, что если Благовещение совпадает с Великим Постом, то следует блюсти пост и ознакомится с тем, что можно кушать и что нельзя кушать в этот день.

Важнейшая дата в числе (про мы писали ранее). Этот день пользуется особенным благоговением у верующих людей, а поэтому на Благовещение существует ряд канонов, которых следует придерживаться. Далее читайте о том, что нельзя делать на Благовещение, а также, что можно есть на , ввиду того, что пока что идет перед .

Напомним, что 7 апреля православные христиане по всему миру отмечают праздник . История даты говорит о том, что в этот день Архангел Гавриил сообщил деве Марии благую весть о том, что именно она станет матерью сына Божьего —Иисуса Христа.

Праздник 7 апреля — событие, когда взрослые и дети пытаются провести день, не совершая грехов и придерживаясь традиций. Главный вопрос в этот день для многих, — можно ли работать на . Читайте далее обо всех запретах к празднику.

Благовещение: что нельзя делать

Итак, отвечая на вопрос о том, можно ли работать на Благовещение, отвечаем: как и в любой другой большой церковный праздник, не следует заниматься тяжелым трудом или выполнять домашнюю работу. Лучше по максимуму посвятить день самообразованию и духовному развитию.

Из того, что нельзя делать на Благовещение, стоит помнить, что нежелательно уезжать из дому (лучше отсрочить поездку), нельзя работать на земле или подрезать деревья. Считается, что именно в этот день Господь благословляет все растущее, и растения идут в рост и начинают зеленеть.

Ни в коем случае нельзя девушкам 7 апреля заплетать косы. Считалось, что из-за этого можно перепутать свои нити судьбы и вся жизнь пойдет наперекосяк.

Что нельзя делать на Благовещение: что надо знать каждому

Что нельзя делать на точно, так это нельзя ничего отдавать из дома, а особенно занимать кому-нибудь деньги. Иначе вы можете отдать свое здоровье и благополучие.

На какой день недели выпадает 7 апреля, в тот день на протяжении всего года нельзя начинать новых дел.

В Благовещение не одевают новой одежды — или порвете и испачкаете так, что не отстираете. Ранее девушки, которые хотели в этот день похвастаться обновками, носили их тайком несколько дней на себе, чтобы никто не видел.

На нельзя что-либо шить, плести или вязать. Этот древний запрет связан с тем, что жизнь человека представляет собой нить, управлять которой могут лишь ангелы-хранители и сам Господь. В этот день вероятность перепутать жизненные нити чрезвычайно высока. Это может привести к разрушению семьи или возникновению распрей с родными и близкими, перекидывание судьбы от одного человека к другому и т.д.

Что нельзя делать на Благовещение — запреты, которые передавались из уст в уста веками, поэтому к ним стоит прислушаться. Напомним, что пока еще длится с его ограничением в питании. Поэтому есть моменты, которые нужно знать о том, что можно есть на Благовещение.

Что можно есть на Благовещение

Так как Благовещение приходится на , стоит придерживаться предписаний Великого поста (о том, и вкусные на этот период мы публиковали ранее). Но в виде исключения и в честь праздника можно делать послабление и есть рыбу. Мясо, яйца, молоко при этом по-прежнему исключаются из трапезы.

Но есть важное исключения: если Благовещение выпадает на Страстную неделю — рыбу нельзя.

Теперь вы знаете, что нельзя делать на Благовещение, а также что можно есть на Благовещение. Хорошего праздника!

Фото: обложка - Майстерня Треті Півні, открытые источники в Сети