Что значит научный стиль в русском языке. Научный стиль

Что такое научный стиль?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность.

Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.

Выделяется три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

Академик Д. С. Лихачев писал о научной речи:

    Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

    Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

    Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

    Главное достояние научного языка – ясность.

    Другое достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

    Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамеченным».

    Каждую написанную фразу следует проверять на слух, надо прочитать написанное вслух для себя.

    Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено.

    Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

    Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот , различие лучше, чем разница . Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, – словами-«новоделами».

(Д. С. Лихачев. Книга беспокойств. М., 1991. )

Научный стиль

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера , а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона .

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века , когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Пример

Пример, иллюстрирующий научный стиль речи:

Примечания

Литература

  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. - СПб. : БХВ-Петербург, 2005. - 496 с. - ISBN 5-94157-804-0
  • Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. - Минск: ООО «Харвест», 2005. - 512 с. - ISBN 985-13-4208-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинениеи т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи - чаще всего монолог, вид коммуникации - общественная.

Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона,интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.


Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача - сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры - диалог, личные письма, личные записки, телефон

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры - эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

В русском языке используется несколько стилей: официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный, а также научный. Сегодня поговорим о научном стиле. Что такое научный стиль, как его правильно применять в жизни?

Научный стиль - это действующий стиль в речи литературного языка, он имеет несколько особенностей: точность и однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии, характер речи - монологический, нормированность, логичность, ясность.

В научном стиле пишутся учебники, справочники, словари, рефераты, доклады, курсовые, дипломные, контрольные. Научный стиль речи подразделяется на несколько подстилей, таких как научный (научная статья, диплом), учебный (рекомендации, всевозможные справочники), популярный подстиль (статья в научном издании, научный очерк).

Особенности научного стиля в русском языке

Научный стиль речи используется в ряде различных дисциплин и наук. Также ему присущи различные жанры (монография, доклад, статья, научная книга, учебник, дипломная работа).

В научном стиле приветствуется логика и последовательное изложение мыслей автора, четкая и упорядоченная связь между предложениями. Этот стиль не приемлет недоговорок, излишней «воды» в тексте, выражения эмоций. Все должно быть описано точно, лаконично, сжато, при этом содержание должно быть насыщенным. Что такое логичность в научном стиле? Это присутствие смысловых связей между предложениями, абзацами и параграфами в тексте.

Текст, который обладает последовательностью изложения мыслей, предполагает выводы, вытекающие из его содержания. Часто научный текст разбит на отдельные блоки для лучшего понимания. Мысль в каждом из них должна четко просматриваться или дедуктивно, или индуктивно. Этот стиль должен быть ясным, понятным и доступным.

Лексика научного стиля речи

Также в научном стиле присутствуют и такие лексические единицы, как термины. Обычно они составляют пятнадцать-двадцать процентов от общего содержания в тексте, написанном в научном стиле. Пример текста в научном стиле с содержанием термина: "Булимия – эти психическое заболевание, вызванное извращенным восприятием своего внешнего вида, присуще большому количеству людей, проживающих в развитых странах". Часто термины – это слова, понятные и на других языках, так как они интернациональные.

Морфология научного стиля

Научный стиль предполагает экономию слов в пользу краткости и точности, поэтому в нем используются определенные грамматические формы. Например, это употребление слов в мужском роде вместо женского: "манжет" (м. р.) вместо "манжета" (ж. р.).

В научном стиле названия понятий преобладают над названиями действий, таким образом используется меньшее количество глаголов.

Каждый школьник мог заметить, что в научном стиле в форме единственного числа подразумевается множественное. Например, это происходит, когда в учебнике пишут определение того или иного понятия: "слово - это...", "лягушка - это...", "атом - это...". Используется понятие в единственном числе, хотя само определение относится не только к одному этому понятию, а ко всем таким же. "Атом - это..." - определение относится не к одному атому, а ко всем атомам в мире. Выходит, что термины в определениях используются в обобщенном виде.

Что касается глаголов в научном стиле, то они используются со слабыми значениями лица, числа и времени: вместо "вычисление производит" - "вычисление производится путем..."; вместо "ответ находят" - "ответ находится с помощью..." и т. д.

Чаще всего для научного стиля берутся глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: "процент составляет", "популяция обитает", "молекула делится" и т. д.

Для научного стиля практически не характерны местоимения вы, ты, формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения "мы" и формы 3-го лица.

Синтаксис и научный стиль

Все мы знаем, что текст, написанный научным стилем, очень сложен для восприятия, перегружен терминами и определениями. Предложения построены сложно и иногда занимают по целому абзацу. Обычно для научного стиля используют предложения с однородными членами предложения и словами-обобщениями для них. Также используются подчинительные союзы, вводные слова и сочетания, слова-клише. Примеры присущих научному стилю единиц в тексте: "Рассмотрим приведенный вариант"; "Стоит сравнить текущее предложение"; "Текст представлен следующим образом"…

Подстили научного стиля

  • Научный выявляет и описывает современные факты, новые открытия и закономерности. Им пользуются для написания научных докладов, статей, рецензий.
  • Научно-учебный. Обычно в этом стиле пишут учебники и справочники для учащихся в различных учебных заведениях.
  • Научно-технический. Этим стилем пользуются для написания различных материалов для специалистов технического направления.

Жанры научного стиля

В этом стиле можно отметить такие жанры, как статья журнальная, монография, учебник, рецензия, учебное пособие, лекция, выступление в устной форме, отчет научный. Все вышеперечисленное - это первичные жанры, так как излагаются автором в первый раз.

Есть и вторичные жанры, такие как реферат (уже переработанная информация), конспект, аннотация и т. п. Жанры стиля учебно-научного – это доклад, лекция, курсовая. Словом, все, что относится к учебному процессу.

В нашей стране впервые услышали об особенностях научного стиля в восемнадцатом веке, когда стала развиваться наука. Тогда стали необходимы и термины, и книги, их содержащие. Стали выходить статьи, написанные в научном стиле. Особую благодарность стоит выразить Ломоносову М. В. за огромный вклад в развитие науки нашей страны.

Стилеобразующие черты научного стиля

Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказыва­ния; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.

Этапы научной деятельности.Формы существования научной речи

Наука есть один из наиболее эффективных способов добывания нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта.

В научной деятельности перед человеком стоят две основные зада­чи:  получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и ‚ сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соот­ветственно следует выделить и два этапа в научной деятельности чело­века: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия .

Научный стиль речи относится ко второму этапу научной дея­тельности – этапу речевого оформления добытого нового знания.

Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная , и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговре­менно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточно­стей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выра­жении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чте­ние "по диагонали"). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к ин­формации многократно и в любое время, что также очень важно в на­учной работе.

Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.

Терминосистемы каждой науки

Каждая отрасль науки располагает своей терминосистемой . Термин (лат. terminus – "граница, предел") – это слово или словосочетание, являющееся на­званием понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства). В тер­минологии каждой науки можно выделить несколько уровней в зависимо­сти от сферы употребления и от характера содержания понятия. К первому уровню относят наиболее общие понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Например: система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, величина, условие, движение, свой­ство, скорость, результат, количество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом.

Ко второму уровню относят понятия, общие для ряда смеж­ных наук, имеющих общие объекты исследования. Например: вакуум, вектор , генератор, интеграл, матрица, нейрон, ордината, радикал, термический, электро­лит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между нау­ками одного более или менее широкого профиля (есте­ственные, технические, физико-математические, биологические, социо­логические, эстетические и пр.), и их можно определить как профильно-специальные.

К третьему уровню следует отнести узкоспециальные понятия, харак­терные для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность предмета исследования, например: фонема, морфема, флексия, лексема, дериват и др. лингвистические термины.

Язык символов. Научная графика

Специфическим свойством языка науки является то, что научная информация может быть представлена не только в форме текста. Она бывает и графической – это так называемые искусственные (вспомогательные) языки: 1) графики, чертежи, рисунки, 2) математические, физические символы, 3) названия химических элементов, математических знаков и пр. Например: ¥ – бесконечность, – интеграл, S – сумма, Ö – корень и т.д.

Язык символов – один из наиболее информативных языков нау­ки.

Текст, с одной стороны, и формулы, и символы, графические ил­люстрации и фотоснимки – с другой, находятся в определенном взаимоотношении в разных областях науки.