Человек как элемент социальной системы. Активность и сопротивляемость социальной организации

Социальные системы – это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические.

Понятие «социальная система», являясь обобщающим наименованием целого класса систем, очерчено не вполне однозначно и четко. Диапазон социальных систем достаточно широк, простираясь от социальных организаций как наиболее развитого вида социальных систем до малых групп.

Основательный и глубокий поиск устойчивых элементов общественной жизни приводит к выводу, что эта жизнь представляет собой бесконечное множество переплетающихся взаимодействий людей, а, значит, именно на этих взаимодействиях и должно быть сосредоточено внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры – это позиции (статусы, роли) индивидов в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то конкретные индивиды перестанут участвовать в ней, выпадут из своих «ячеек», а их место займут другие индивиды.

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Термин организация применительно к социальным объектам подразумевает:

1) некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций;

2) некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т. е. целенаправленное воздействие на объект;

3) состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.

Организация – одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия – организационный эффект. Суть этого эффекта – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта – одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

34. Социальная организация как вид социальной системы. Типы социальных организаций

Организации – это целеустремленные социальные системы, т. е. системы, формируемые людьми по заранее намеченному плану в целях удовлетворения более крупной социальной системы или же для достижения совпадающих по направленности индивидуальных целей, но опять-таки – через выдвижение и стремление к достижению общественных целей. Следовательно, одним из определяющих признаков социальной организации выступает наличие цели. Социальная организация – это заведомо целевая общность, что и вызывает необходимость иерархического построения ее структуры и управления в процессе ее функционирования.

Основной фактор объединения людей в организации состоит, прежде всего во взаимном усилении их участников в результате такого объединения. Это служит дополнительным источником энергии и общей эффективности деятельности данной совокупности людей.

Выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные, или тоталитарные, и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и т. д.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т. д.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Можно также выделить следующие виды организаций:

1) деловые организации. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности;

2) общественные союзы. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей;

3) промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

1Социальная система - это способ организации жизни коллектива людей, который возникает в результате взаимодействия индивидов на базе диктуемых социальных ролей. Система возникает как объединение в упорядоченное и самосохраняющееся целое с помощью норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы и последующую интеграцию целого.

Социальная система может быть представлена как иерархическая структура следующих организационных уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера . На каждом уровне иерархической пирамиды (рис.1) мы описываем поведение индивида, как члена некоторой группы, посредством определенных правил поведения, направленных на достижение поставленной цели.

На нижнем, биосферном, уровне группа людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Биосфера Земли рассматривается с точки зрения теории В.И.Вернадского . Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти. Данное общество лучше называть популяцией.

На втором, этническом, уровне группа - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта. Основой для построения модели на данном уровне является этническая теория историка Л.Н.Гумилева .

На третьем, социальном, уровне группа - это социум. Каждый индивид имеет собственную систему действия, которая согласуется с общественным сознанием. Здесь мы рассматриваем социум на основе теории социального действия Т.Парсонса . Объединяя индивидов в сплоченную группу, общество регулирует поведение каждого в пределах данной группы. Поведение членов группы основывается на социальных действиях, обусловленных социальными статусами и набором социальных ролей.

На четвертом, психическом, уровне группа - это толпа. Каждый член группы имеет совокупность коллективных рефлексов. Коллективный рефлекс - это ответная синхронная реакция группы людей на внешний стимул. Поведение группы представляет собой цепь последовательных коллективных рефлексов. Основой модели на данном уровне является теория коллективных рефлексов В.М.Бехтерева .

На последнем уровне группа - это мыслящая организация, каждый член которой имеет собственный внутренний мир. Для конструирования мульти-агентной модели общества на данном уровне, мы можем выбрать теорию аутопоэтических систем Н.Лумана . Здесь элементами системы являются коммуникации. Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и самореферентный процесс.

Для моделирования социальной системы могут использоваться различные теории, описывающие общество. Но эти теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Моделируя социальную систему на основе выбранной теории, мы получаем модель определенного уровня. Далее мы объединяем эти модели по иерархическому принципу. Такая многоуровневая модель будет наиболее адекватно отражать динамику развития реального общества.

б)Понятие иерархичности строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п. 1

Существуют различные виды статусов.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Таким образом, социальная стратификация - это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. 2 Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования,

3) доступ к власти,

4) престиж профессии.

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности. 3

Указанные критерии принимаются за основу социальной стратификации. Выделяют стратификации:

    экономическую (доходы),

    политическую (власть),

    образовательную (уровень образования),

    профессиональную.

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора или профессора – наверху.

Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке.

В) Социетальное сообщество

Наше центральное понятие - социетальное сообщество – имеет своей основной функцией (как интегративной подсистемы) определение обязательств, вытекающих из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества. Так, в большинстве современных обществ готовность к военной службе является проверкой лояльности для мужчин, но не для женщин. Лояльность состоит в готовности откликнуться на должным образом “обоснованный” призыв, сделанный от лица коллектива или во имя “общественного” интереса. Нормативная проблема состоит в определении тех случаев, когда подобный отклик устанавливает обязанность. В принципе в лояльности нуждается любой коллектив, но особую важность она имеет для социетального сообщества. Обычно от имени и в интересах социетальной лояльности выступают государственные орга­ны, они же следят за выполнением соответствующих норм. Однако существуют и другие общественные инстанции, пользующиеся таким же правом, как государство, но не являющиеся раз­новидностями его структур.

Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социетальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению обществ современного типа. Поэтому одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социетальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим коллективам. Индивидуалистская социальная теория настойчиво преувеличивала значимость индивидуального “личного интереса” как препятствия, стоящего перед интеграцией социальных систем. В целом же личные мотивы индивидов эффективно канализируются в социальную систему через лояльность и членство в различных по отношению к ним коллективах. Непосредственной проблемой для большинства индивидов является проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей. Например, нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи. И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям.

Социетальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга. А каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает несколько человек, и из многих локальных сообществ.

Лояльность по отношению к социетальному сообществу должна занимать высокое место в любой устойчивой иерархии лояльностей и потому является предметом особой заботы общества. И все-таки высшее место в этой иерархии принадлежит культурной легитимизации нормативного порядка общества. В первую очередь она действует через институционализацию системы ценностей, которая является составной частью и социетальной, и культурной систем. Затем выборочные ценности, являющиеся конкретизациями общих ценностных образцов, становятся частью каждой конкретной нормы, интегрированной в легитимный порядок. В системе норм, которые управляют лояльностями, следовательно, права и обязанности коллективов должны быть согласованы не только между собой, но и с легитимными основаниями порядка в целом.

2) общество, как социальная система.

общество – это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?

Признаки общества как социальной системы таковы:

    Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

    Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

    Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

    Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

    У него есть собственное название и своя история.

    Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

    Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Характеристики общества как системы

Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы:

субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей. Так, С.Г. Спасибенко определяет общество как «совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей»;

деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей. Например, К.Х. Момджян определяет общество как организационную форму совместной деятельности людей;

организационное - когда общество рассматривается как,.социт альный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Г.В. Пушкарева отмечает, что общество представляет собой универсальный способ социальной организации, социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей, - самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся

Во всех этих определениях есть рационально? зерно, так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Какое из этих определений предпочесть - должно определяться, скорее всего, конкретной задачей исследования.

Продолжим выявление сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.

Анализ общества как системы предполагает:

Выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

Определение целостности системы, системообразующего фактора;

Изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;

Анализ социальных изменений, основных форм таких изменений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

Разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее основного элемента - человека,; обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, типа поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

Социальная система – это упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей и процессов, образующих интегративные качества, не свойственные данным компонентам, рассматриваемым автономно.

Уровни социальных систем.

А) Все конкретно историческое общество, т.е. это совокупность членов данного общества, а так же весь комплекс общественных отношений: экономических, политических, социальных и духовных.

Б) сообщества и объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, этнические группы, поселения и т.д.)

В) организации, действующие в реальных секторах экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные и образовательные учреждения, фирмы, общественные объединения и т.д.)

Г) первичный 3уровень социальных систем(отделы, подразделения, участки работ, проектные группы в рамках фирм и предприятий)

Синергетический эффект формирования социальных систем.

Синергетический эффект формирования социальных систем позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечение выживания

2) Увеличение народа, населения

3) Расширение и освоение территории

4) Объединение, сохранение и использование ресурсов

5) Разделение, специализация и распределение труда

6) Формирование необходимого разнообразия для существования

7) Осуществление гармоничного и комплексного развития.

Основные компоненты социальных систем.

1. Человек , т.е. существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – это сущностная и важнейшая черта социальной системы, которая отличает ее от других систем.

2. Процессы . Экономические, социальные, политические, духовные. Это смена состояний системы в целом или отдельных ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но все они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.



3. Вещи . Предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни.

4. Компоненты духовной природы . Это общественные идеи, ценности, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действием и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

2) Сущность и признаки организации.

Организация – это разновидность социальной системы. Это объединение 2 и более людей, совместно реализующих некоторую цель на основе определенных принципов и правил. Организация – это первичный элемент любой общественной системы. Это самая распространенная форма человеческой общности. В зависимости от поставленной цели организации могут быть коммерческими и некоммерческими(образовательные, политические, медицинские, правовые и т.д.).

Главные признаки организации:

- наличие цели . Она придает смысл всему существованию организации, а также дает конкретную направленность действиям участников организации и подразделений.

- наличие определенного числа участников . Эффективное достижение цели организации возможно при наличии некоторого критического числа участников соответствующей квалификации.

- разделение труда. Позволяет специализировать деятельность участников, а так же повысить производительность и качество их работы.

1) горизонтальное. По этапам производственного процесса

2) вертикальное. По уровням управления.

- Иерархическая структура организации . закрепляет разделение труда участников в структурных подразделениях и формируют связи между ними.

- Организация является самоуправляемой системой . Наличие внутреннего координирующего центра обеспечивает единство действия всех участников организации

- принцип саморегулирования или самоорганизации . координирующий центр самостоятельно принимает решение относительно внутренней жизни организации, ее сотрудников, а так же обеспечивает рациональное поведение организации во внешней среде.

- обособленность организации . Она выражается в замкнутости внутренних процессов, в наличии границы, отделяющей организацию от внешней среды.

- наличие индивидуальной организационной культуры. Это совокупность традиций, ценностей, верований и символов, разделяемых большинством членов организации и предопределяющих характер взаимоотношений в организации.

3) Основные виды организаций(классификация )

Организации, составляющие основу любой цивилизации можно представить в виде набора правовых форм и организационных структур. Их классификация важна по 3 причинам:

1. Группировка организации по организационным параметрам. Позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2. Использование унифицированной классификации. Способствует созданию необходимой инфраструктуры, которая включает в себя

а) систему подготовки кадров

б) планирование работы контрольных служб

в) подготовка системы законодательства

3. Принадлежность организации к той или иной группе. Позволяет определить ее отношение к налоговым и социальным льготам

Классификация организаций:

1) Коммерческие – главной их целью является извлечение прибыли

Некоммерческие – главной их целью является любая другая, кроме коммерческой.

2) Общественные – строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов.

Хозяйственные – их деятельность нацелена на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

3) Правительственные – организации, имеющие соответствующий статус, например министерства и ведомство.

Неправительственные – организации, не имеющие данного статуса.

4) Формальные – официально зарегистрированные организации.

Неформальные – не включенные в реестры и не имеющие соответствующих документов.

4)факторы, определяющие характер организации.

Существует ряд динамично изменяющихся факторов прямо или косвенно влияющих на характер и состояние организации. К ним относят:

1. Внешняя среда(прямого и косвенного воздействия). Это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководства организации.

А) прямого воздействия. Совокупность организаций и подсистем, с которыми возникают связи данной организации в процессе ее функционирования(потребители, поставщики, СМИ, кредитно-финансовые учреждения, конкуренты)

Б) косвенного воздействия. Это факторы, которые воздействуют на все организации без исключения и создают возможности или угрозы для функционирования организации(экономические, политические, технологические, природно-климатические, социально-демографические, культурные).

2. Цели и стратегии. Переменные, которые отчасти задаются самой организацией, а отчасти регулируются внешней средой.

А) цели. Отражение объективной сущности организации и ее функций в обществе. Это мотивы и стимулы для сотрудников организации. Это критерии оценки результатов деятельности организации и ее подразделений.

Б) стратегии. С одной стороны, это определение основных долгосрочных задач организации, с другой стороны – это курс действий(структуры, технологии), необходимых для достижения основных целей организации.

3. Технологии работ. Данный фактор предопределяет производственную структуру, а так же методы организации производства, а через них организационную структуру и связи управления. Достижение целей зависит от общего уровня развития производительных сил и НТП.

4. Персонал . Это кадровый состав организации. Это социально-культурные и профессионально-квалификационные характеристики работников, их индивидуальные цели и стратегии, а так же ценности и мотивация.

Вопрос 14. Понятие социальной системы.

Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Каковы же в таком случае характерные черты социальной системы?

Во-первых , из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем , ибо индивид включен в различные общественные группы, большие и малые (планетарное сообщество людей, общество в пределах данной страны,класс, нация, семья и т. д.). Коль скоро это так, то общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер : в нем можно выделить различные уровни, - в виде подсистем, подподсистем и т. д., - которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них импульсам и командам, исходящим от системы в целом. В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна. Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и не иерархичен, т. е. обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.

Во-вторых поскольку в лице социальных систем мы имеем целостность, то главное в системах - это их интегративное качество , не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное,обособленное существование и функционирование системы. Между целостностью системы и ее интегративным, сплачивающим всю систему качеством, прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе системы в целом. Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента , «притягивающего» к себе все другие компоненты и создающего то самое единое поле тяготения, которое и позволяет множеству стать целостностью.

В-третьих ,из этого определения следует, что человек является универсальным компонентом социальных систем , он непременно включен в каждую из них, начиная с общества в целом и кончая семьей. Появившись на свет, человек сразу же оказывается включенным в сложившуюся в данном обществе систему отношений, и прежде, чем он станет их носителем и даже сумеет оказать на нее преобразующее воздействие, сам должен; вписаться в нее. Социализация индивида по сути дела есть его адаптация к существующей системе, она предшествует его попыткам адаптировать саму систему к своим потребностям и интересам.

В-четвертых ,из этого определения следует, что социальные системы относятся к разряду самоуправляемых . Эта черта характеризует только высокоорганизованные целостные системы, как природные и естественноисторические (биологические и социальные),так и искусственные (автоматизированные машины). Сама же способность к саморегулированию и саморазвитию предполагает наличие в каждой из подобных систем специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов и институтов. Роль этой подсистемы чрезвычайно важна - именно она обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие. А если мы вспомним, что индивид, социальная группа, общество в целом всегда действуют целенаправленно, то значимость подсистемы управления станет еще зримей. Мы часто слышим выражение: «Система работает в разнос», т. е. саморазрушается.Когда такое становится возможным? Очевидно, тогда, когда начинает давать сбои,а то и вовсе выходит из строя, подсистема управления, вследствие чего наступает рассогласование в действиях компонентов системы. В частности, грандиозные издержки, которые терпит общество в период своего революционного преобразования, во многом связаны с тем, что образуется временной разрыв между сломом старой системы управления и созданием новой.


Введение 2

    Понятие социальной системы 3

    Социальная система и её структура 3

    Функциональные проблемы социальных систем 8

    Иерархия социальных систем 12

    Социальные связи и типы социальных систем 13

    Типы социальных взаимодействий между подсистемами 17

    Общества и социальные системы 21

    Социальные и культурные системы 28

    Социальные системы и индивидуум 30

    Парадигма анализа социальных систем 31

Заключение 32

Список литературы 33

Введение

Теоретико-методологические основания развития теории социальных систем связаны с именами Г.В.Ф. Гегеля как основоположника системного анализа и мировоззрения, а также А.А. Богданова (псевдоним А.А. Малиновского) и Л. Берталанфи. В методологическом плане теория социальных систем ориентируется на функциональную методологию, исходящую из принципа первичности идентификации целого (системы) и его элементов. Такая идентификация должна проводиться на уровне объяснения поведения и свойств целого. Так как подсистемные элементы связаны различными причинно-следственными связями, то существующие в них проблемы могут в той или иной степени порождаться системой и влиять на состояние системы в целом.

Каждая социальная система может быть элементом более глобального социального образования. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности при построении концептуальных моделей проблемной ситуации и предмета социологического анализа. Микромоделью социальной системы является личность – устойчивая целостность (система) социально-значимых черт, характеристик индивида как члена общества, группы, общности. Особую роль в процессе концептуализации играет проблема установки границ изучаемой социальной системы.

    Понятие социальной системы

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях образующих единое целое. Такая система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.

Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902 – 1979) в его работе «Социальная система». Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированные взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.

Механизмом социальной системы, стремящимся к поддержанию равновесия, есть самосохранение. Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя: институционализацию; межличностные санкции и воздействия; ритуальные действия; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения. Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная система является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.

Каждая из основных функций социальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций (менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными в ту или иную нормативную и организационную социальную структуру, более или менее отвечающую функциональным требованиям общества. Взаимодействие микро- и макросубъективных и объективных элементов, включенных в данную организационную структуру для реализации функций (экономических, политических и др.) социального организма, придает ей характер социальной системы.

Функционируя в рамках одной или нескольких основных структур социальной системы, социальные системы выступают в качестве структурных элементов социальной реальности, а следовательно, и исходных элементов социологического познания ее структур .

    Социальная система и её структура

Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы является целостность и интеграция.

Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т.е. его существования как целого, а второе (интеграция) – процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные и интегральные качества.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями, которые они занимают, и конкретными социальными функциями, которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные и случайные элементы.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенные в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведения личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов отдельности.

Определенный способ связи взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы. В социологии нет общепринятого определения понятия «социальная структура». В различных научных трудах это понятие определяется как «организация отношений», «определенная артикуляция, порядок устройства частей»; «последовательные, более или менее постоянные регулярности»; «образец поведения, т.е. наблюдаемое неформальное действие или последовательность действий»; «отношения между группами и индивидами, которые проявляются в их поведении» и др. Все эти примеры, на наш взгляд, не противостоят, а дополняют друг друга, позволяют создать интегральное представление об элементах и свойствах социальной структуры.

Видами социальной структуры являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображения; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирующая характер повторения систем; случайная структура, состоящая из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии. Первые два вида социальной структуры связаны с концепцией культурной структуры, а два других – с концепцией социетальной структуры. Нормативная и организационная структуры рассматриваются как единое целое, а элементы, включенные в их функционирование, - как стратегические. Идеальная и случайная структуры и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры как единого целого, могут вызвать и позитивные, и негативные отклонения в ее поведении. Это, в свою очередь, имеет следствием рассогласование во взаимодействии различных структур, выступающих в качестве элементов более общей социальной системы, дисфункциональные расстройства этой системы.

Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, обладает своей собственной детерминированностью. Вследствие этого существование, функционирование и изменение структуры определяется не законом, стоящим как бы «вне ее», а имеет характер саморегулировки, поддерживающей – в определенных условиях – равновесие элементов внутри системы, восстанавливающей его при известных нарушениях и направляющей изменение этих элементов и самой структуры.

Закономерности развития и функционирования данной социальной системы могут совпадать и не совпадать с соответствующими закономерностями социетальной системы, иметь позитивные или негативные социально значимые последствия для данного общества .

    Функциональные проблемы социальных систем

Отношения взаимодействия, анализируемые с точки зрения статусов и ролей, имеют, место в системе. Если такая система формирует устойчивый порядок или в состоянии поддерживать упорядоченный процесс изменений, направленных к развитию, то для этого внутри нее должны существовать определенные функциональные предпосылки. Система действия структурирована в соответствии с тремя интегративными исходными пунктами: индивидуальным актором, системой взаимодействия и системой культурных эталонов. Каждый из них предполагает наличие других, и, следовательно, изменчивость каждого лимитируется необходимостью соответствовать определенному минимуму условий для функционирования каждого из двух остальных.

Если смотреть с точки зрения любого из этих пунктов интеграции действия, например, социальной системы, то можно выделить два аспекта дополнительных взаимосвязей его с каждым из двух других. Во-первых, социальная система не может быть структурирована способом, радикально не совместимым с условиями функционирования ее компонентов, индивидуальных акторов как биологических организмов и как личностей, или с условиями поддержания относительно стабильной интеграции культурной системы. Во-вторых, социальная система требует необходимого ей минимума «поддержки» от каждой из остальных систем. Она должна, иметь достаточное количество своих компонентов, акторов, адекватно мотивированными на действие в соответствии с требованиями ее ролевой системы, настроенными позитивно относительно выполнения ожиданий, и негативно – к слишком деструктивному, т.е. девиантному поведению. С другой стороны она должна поддерживать согласие с культурными эталонами, которые в противном случае либо окажутся неспособными обеспечить необходимый минимум порядка, либо будут предъявлять невыполнимые требования к людям и тем самым вызывать отклонения и конфликты в степени, которая будет несовместимой с минимальными условиями стабильности или упорядоченного изменения.

Минимум потребностей индивидуального актора образует ряд условий, к которым социальная система должна адаптироваться. Если изменчивость последней зайдет слишком далеко в этом отношении, то может возникнуть «отдача», которая породит девиантное поведение акторов, в нее входящих, поведение, которое будет либо прямо разрушительным, либо выразится в избегании функционально важных видов деятельности. Такая неизбежность, как функциональная предпосылка, может возникнуть скачкообразно. Последний вид поведения избегания возникает в условиях увеличивающегося «давления» в пользу реализации определенных стандартов социального действия, что ограничивает использовании энергии для других целей. В определенный момент для некоторых индивидов или классов индивидов это давление может оказаться слишком сильным, и тогда возможен разрушительный сдвиг: эти люди перестанут участвовать во взаимодействии с социальной системой.