Алеша попович русская народная сказка главная мысль. Сюжеты былин об Алеше Поповиче

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали -

Выезжали два могучие богатыря:

Что по имени Алешенька Попович млад

А со молодым Якимом Ивановичем.

(Завязка – выезд богатырей из дому – традиционна для былин. Алеша отправляется из родного Ростова вместе со своим слугой и оруженосцем Якимом Ивановичем, который в данном варианте также приписан к богатырям).

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское.

Они ездили-гуляли по чисту полю,

Ничего они в чистом поле не наезживали,

Не видели они птицы перелетныя,

Не видали они зверя рыскучего.

Только в чистом поле наехали -

Лежат три дороги широкие,

Промеж тех дорог лежит горюч камень,

А на камени подпись подписана.

(Здесь используется традиционный прием: с помощью отрицания – ничего не видели – выделяется главное – то единственное и очень важное, что увидели: камень с надписью).

Взговорит Алеша Попович млад:

А и ты, братец Яким Иванович,

В грамоте поученый человек,

Посмотри на камени подписи,

Что на камени подписано».

И скочил Яким со добра коня,

Посмотрел на камени подписи.

Расписаны дороги широкие:

Первая дорога в Муром лежит,

Другая дорога – в Чернигов-град.

Третья – ко городу ко Киеву,

Ко ласкову князю Владимиру.

Говорил тут Яким Иванович:

«А и братец Алеша Попович млад,

Которой дорогой изволишь ехать?»

«Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,

Ко ласкову князю Владимиру».

(Развитие действия. Алеша выбирает дорогу не в Чернигов и Муром, а в Киев, который уже в IX-X вв. осознавался как центр Русской земли).

В те поры поворотили добрых коней

И поехали они ко городу ко Киеву...

А и будут они в городе Киеве

На княженецком дворе,

Скочили со добрых коней,

Привязали к дубовым столбам,

Пошли во светлы гридни,

Молятся Спасову образу

И бьют челом, поклоняются

Князю Владимиру и княгине Апраксеевне

И на все четыре стороны.

(Православный русский обычай требовал от гостя вначале помолиться в доме перед образами и только потом учтиво приветствовать хозяев).

Говорил им ласковый Владимир-князь:

«Гой вы еси, добры молодцы!

Скажитесь, как вас по имени зовут -

А по имени вам можно место дать,

По отчеству можно пожаловать».

(Очевидно, что Владимир впервые видит Алешу, он должен знать сословное положение гостей, чтобы определить, в какое место за столом их посадить.)

Говорит тут Алеша Попович млад:

«Меня, осударь, зовут Алешею Поповичем,

Из города Ростова, старого попа соборного».

В те поры Владимир-князь обрадовался,

Говорил таковы слова:

«Гой еси, Алеша Попович млад!

По отечеству садися в большое место, в передний уголок,

В другое место богатырское,

В дубову скамью против меня,

В третье место, куда сам захошь».

(По-видимому, Владимир понаслышке знает об Алеше как о богатыре. Любопытная бытовая подробность: как сын соборного священника он может занимать почетное место в переднем углу, то есть под образами. Как богатырю Владимир уважительно предлагает Алеше место напротив себя.)

Не садился Алеша в место большее

И не садился в дубову скамью -

Сел он со своим товарищем на палатный брус.

(Поскольку Яким не может претендавать на почетное место за столом, Алеша предпочитает сесть на самое скромное и незаметное место – на полатях возле печки вместе со своим товарищем).

Мало время позамешкавши,

Несут Тугарина Змеевича

На той доске красна золота

Двенадцать могучих богатырей,

Сажали в место большее,

И подле него сидела княгиня Апраксеевна.

(Образ Тугарина неясен. Он назван Змеевичем, но атрибутами змея не наделяется. Гиперболизируется огромность Тугарина – его несут двенадцать могучих богатырей. Ему оказывают особый почет, усаживая рядом с княгиней Апраксой. Архаичная деталь: Тугарина вносят в дом на золоченой доске, паланкине, как вносили, согласно ритуалу, татарских владык, не давая им коснуться земли).

Тут повары были догадливы -

Понесли яства сахарные и питья медвяные,

А питья все заморские,

Стали тут пить-есть, прохлаждатися.

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,

По целой ковриге за щеку мечет -

Те ковриги монастырские,

И нечестно Тугарин питья пьет –

По целой чаше охлестывает,

Котора чаша в полтретья ведра.

(Былина отмечает невоспитанность Тугарина, гиперболизирует его прожорливость и непомерное употребление вина. Русский обычай требовал есть не торопясь, пристойно вести застольную беседу).

И говорит в те поры Алеша Попович млад:

«Гой еси ты, ласковый осударь Владимир-князь!

Что у тебя за болван пришел?

Что за дурак неотесанный?

Нечестно у князя за столом сидит,

Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,

Тебе, князю, насмехается.

А у моего сударя-батюшки

Была собачища старая,

Насилу по подстолью таскалася,

И костью та собака подавилася -

Взял ее за хвост, под гору махнул.

Тугарин почернел, как осенняя ночь.

Алеша Попович стал как светел месяц.

(Алеша нарочно вышучивает и унижает Тугарина, сравнивая его со старой обжорой-собачищей, старается разозлить его и вызвать на бой – это один из его испытанных приемов в обращении с врагом. В отличие от Алеши князь Владимир проявляет беспомощность, никак не обнаруживает своих чувств. Дерзость Алеши по отношению к почетному гостю Тугарину усиливается тем, что он сидит не в «большем» месте, а на полатях, где обычно сидят слуги и дети).

И опять в те поры повары были догадливы -

Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,

И ту рушала княгиня лебедь белую.

Обрезала рученьку левую,

Завернула рукавцем, под стол опустила,

Говорила таковы слова:

«Гой еси вы, княгини-боярыни!

Либо мне резать лебедь белую,

Либо смотреть на мил живот,

На молода Тугарина Змеевича!»

(Княгиня ведет себя неподобающе. Она так засмотрелась на Тугарина, что порезала руку, разрезая традиционное блюдо – лебедь печеную.)

Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,

Всю вдруг проглотил,

Еще ту ковригу монастырскую.

Говорит Алеша на палатном брусу:

«Гой еси, ласковый осударь Владимир-князь!

Что у тебя за болван сидит?

Что за дурак неотесанный?

Нечестно за столом сидит,

Нечестно хлеба с солью ест -

По целой ковриге за щеку мечет

И целу лебедушку вдруг проглотил.

У моего сударя-батюшки,

Федора, попа ростовского,

Была коровища старая,

Насилу по двору таскалася,

Забилася на поварню к поварам,

Выпила чан браги пресныя,

От того она лопнула.

Взял за хвост, под гору махнул.

От меня Тугарину то же будет!»

Тугарин потемнел, как осенняя ночь,

Выдернул кинжалище булатное,

Бросил в Алешу Поповича.

Алеша на то-то верток был,

Не мог Тугарин попасть в него.

Подхватил кинжалище Яким Иванович,

Говорил Алеше Поповичу:

Сам ли бросаешь в него или мне велишь?

Нет, я сам не бросаю и тебе не велю!

Заутра с ним переведаюсь.

Бьюсь я с ним о велик заклад -

Не о ста рублей, не о тысяче,

А бьюсь о своей буйной голове.

(Во второй раз Алеша высмеивает и оскорбляет Тугарина, но биться в палатах Владимира он не хочет, ему нужна не простая драка, а бой с врагом на смерть. Он уверен в своей победе и ставит в заклад, на спор, свою буйну голову).

В те поры князья и бояра

Скочили на резвы ноги

И все за Тугарина поруки держат:

Князья кладут по сто рублей,

Бояре по пятьдесят, крестьяне по пяти рублей.

Тут же случилися гости купеческие -

Три корабля свои подписывают

Под Тугарина Змеевича,

Всякие товары заморские,

Которы стоят на быстром Днепре.

А за Алешу подписывал владыка черниговский.

В те поры Тугарин взвился и вон ушел,

Садился на своего добра коня,

Поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать.

Скочила княгиня Апраксеевна на резвы ноги,

Стала пенять Алеше Поповичу:

«Деревенщина ты, засельщина!

Не дал посидеть другу милому!»

(Подобно Змею, Тугарин может летать, но крылья у него необычные – бумажные. Все присутствующие на пиру уверены в победе Тугарина над Алешей, поэтому ставят заклад на него, только черниговский владыка сочувствует Алеше и ставит на его победу.)

В те поры Алеша не слушался,

Взвился с товарищем и вон пошел,

Садилися на добрых коней,

Поехали ко Сафат-реке,

Поставили белы шатры,

Стали опочив держать,

Коней отпустили в зелены луга.

Тут Алеша всю ночь не спал,

Молился Богу со слезами:

«Создай, Боже, тучу грозную,

А и тучу-то с градом, дождя!»

Алешины молитвы доходчивы -

Дает Господь Бог тучу с градом, дождя.

Замочило Тугарину крылья бумажные,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

(Знаменательно, что Алеша обращается за помощью к Богу. Иноземец Тугарин воспринимается здесь как «поганый» – язычник, которого побеждает русский богатырь-христианин Алеша Попович.)

Приходил Яким Иванович, сказал Алеше Поповичу,

Что видел Тугарина на сырой земле.

И скоро Алеша наряжается, садился на добра коня,

Взял одну сабельку острую и поехал к Тугарину Змеевичу.

Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,

«Гой еси, Алеша Попович млад!

Хошь ли, я тебя огнем спалю,

Хошь ли, Алеша, конем стопчу,

Али тебя, Алеша, копьем заколю».

(Тугарин прибегает к традиционной угрозе врага «огнем спалить», что подчеркивает его «змеиную» сущность, конём стоптать, хочет запугать богатыря).

Говорил ему Алеша Попович млад:

«Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад,

Бился ты со мной о велик заклад

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы – сметы нет».

Оглянется Тугарин назад себя -

В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.

И пала голова на сыру землю, как пивной котел.

(Кульминация. Алеша в решительную минуту прибегает к хитрости, обманывает и побеждает опасного врага, которого не смог бы победить силой.)

Алеша скочил со добра коня,

Отвязал чембур от добра коня

И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,

И привязал к добру коню,

И привез в Киев-град на княженецкий двор,

Бросил среди двора княженецкого.

И увидел Алешу Владимир-князь,

Повел во светлы гридни, сажал за убраны столы,

Тут для Алеши и стол пошел.

Сколько времени покушавши, говорил Владимир-князь:

«Гой еси, Алеша Попович млад!

Час ты мне свет дал.

Пожалуй, ты живи в Киеве,

Служи мне, князю Владимиру,

Долюби тебя пожалую».

В те поры Алеша Попович млад

Князя не ослушался,

Стал служить верой и правдою.

А княгиня говорила Алеше Поповичу:

«Деревенщина ты, засельщина!

Разлучил меня с другом милыим,

С молодым Змеем Тугаретином!»

(Развязка сюжета былины – Алеша после победы над Тугарином остается служить князю Владимиру. Необычно в развязке то, что княгиня не наказана.)

То старина, то и деяние.

(Последняя строка – былинный исход.)

Русская народная былина "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"

Жанр: былина киевского цикла

Главные герои былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" и их характеристика

  1. Алеша Попович. Сын соборного попа, хитрый и расчетливый, молодой и горячий, на слова остер, на расправу скор.
  2. Тугарин Змеевич. Басурман, огромный, с хорошим аппетитом, молодой и красивый. Летает на коне с крыльями бумажными.
  3. Князь Владимир. Несчастный, обманутый, доброжелательный, благодарный.
  4. Княгиня Апраксеевна. Легкомысленная, ветреная.
План пересказа былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
  1. Ростовские богатыри
  2. Камень на распутье
  3. Княжеский двор
  4. Появление Тугарина
  5. Первое оскорбление Алеши Поповича
  6. Лебедь и княгиня
  7. Второе оскорбление Алеши Поповича
  8. Бросок кинжала
  9. Вызов
  10. Пари княжеское
  11. Молитва о дождике
  12. Встреча с Тугариным
  13. Военная хитрость
  14. Голова Тугарина
  15. Служба князю.
Кратчайшее содержание былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Поехал Алеша Попович в Киев-град к князю Владимиру с товарищем своим Якимом Ивановичем.
  2. Увидел как ведет себя за столом Тугарин, обозвал его дураком и болваном
  3. Метнул Тугарин в Алешу кинжал, да уклонился богатырь, вызвал Тугарина на поединок
  4. Ставки ставить начали князья и бояре, а Тугарин на коня сел и на крыльях полетел.
  5. Помолился Алеша о дожде и намочил дождь крылья бумажные, упал Тугарин на землю
  6. Срубил Алеша голову басурманскую, да в Киев отвез.
Главная мысль былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
Если нельзя победить врага грубой силой, то надо проявить хитрость и смекалку.

Чему учит былина "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
Эта былина учит Родину защищать, учит тому, что гость в доме должен вести себя как гость, учит заступаться за слабых. Учит былина патриотизму, любви к Родине, ненависти к врагам своего народа.

Отзыв на былину "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
Мне понравилась эта былина и даже немного позабавила. Княгиня Апраксеевна в ней оказывается не совсем верной женой, увлеченной молодым басурманом, а Алеша стыдит и ее и всех сидящих за столом бояр и князей. Он понимает, что шансы против Тугарина у него маленькие и хитростью побеждает его. Не зря Алеша Попович считается самым хитрым и умным русским богатырем.

Пословицы к былине "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
На всякого мудреца довольно простоты.
Русский молодец - всем басурманам конец.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
На бога надейся, да и сам не плошай.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
Однажды, из города Ростов, отправились в путь два богатыря - Алеша Попович и его товарищ Яким Иванович.
В поле все было тихо. Доехали богатыри до развилки. Одна дорога на Чернигов вела, вторая на Муром, ну а третья - на Киев. И решил Алеша Попович путь держать на Киев.
Приехали богатыри в Киев, приветствует их князь Владимир, о роде-племени расспрашивает. Проводит в палаты, на любое место усаживает. Сели богатыри в уголок.
И видит Алеша Попович, заносят в зал Тугарина на доске золотой. А садится Тугарин рядом с княгиней Апраксеевной и ест за десятерых, нечестно. По ковриге хлеба за раз в рот отправляет, ведром вина запивает.
Не по нраву это пришло Алешеньке. Молвил он слово, что была у отца его собака, все под столами кости собирала, пока не подавилась, да не выкинули ее под гору.
Рассердился Тугарин, но тут лебедя повара внесли, и Тугарин его целиком заглотил.
Еще пуще обиделся Алешенька. Говорит, болван и дурак за столом сидит, нечестно ест. Вот была у отца Алеши корова старая, да чан браги выпила и лопнула.
Не стерпел оскорбления Тугарин. Метнул кинжал в Алешу, да тот легко отклонился. Подает ему кинжал Яким, спрашивает сам он будет его назад кидать, или как.
А Алеша Попович отвечает, что кидать за столом не станет. Вызывает Тугарина в чистое поле, на бой смертный. И стали тут князья и бояре спорить, кто кого победит, да залоги богатые ставить. И все на Тугарина ставят.
Совсем осерчал Тугарин, из-за стола выскочил, на коня вскочил, да на крыльях бумажных полетел.
А княгиня Апраксеевна вскочила, да давай Алешу ругать, деревенщиной обзывать.
Но Алеша не стал ее слушать, а поехал к Сафат-реке и там шатер разбил. Стал о дожде молится и молитва его была услышана.
Дождь пошел, крылья Тугарину намочил. Упал Тугарин на землю.
Взял тогда Алеша саблю острую да поехал биться.
Увидел его Тугарин, насмехается. Чем, говорит, тебя уничтожить, копьем, конем или огнем?
А Алеша отвечает, что договаривался один на один биться, а за спиной Тугарина сила немереная. Удивился Тугарин, обернулся, а Алеша подскочил к нему и голову быстренько снес.
Привез голову в Киев, показывает. Радуется князь Владимир, на службу Алешу приглашает, а княгиня печалится

Рисунки и иллюстрации к былине "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"

“Богатыри” – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

“Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…”, – вспоминал художник. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном “Богатыри” (1898), венчающим героический цикл работ живописца.

Образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев… Культура
Не в городе Муроме, не в селе Карачарове, даже и не в Москве белокаменной, а в славном городе Питере есть чудо-студия “Мельница”. Не зерно толчет, не хлебы печет, а делает кино веселое: детям на радость, взрослым на потеху. Кино развеселое все про богатырей русских…

Это – присказка, а теперь сказка.

Необходимость создания отечественных полнометражных мультфильмов назрела давно. Американские “Короли Львы”, “Аладдины” и “Шреки” уже давно и настойчиво вытесняют с прилавков, а также из детских сердец родных Василис, Матроскиных, Серых Шеек. На фоне подъема, который переживает сегодня российский кинематограф, отсутствие крупных анимационных проектов выглядело до последнего времени несколько странно. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: “Алеша Попович и Тугарин Змей” (2004), “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” (2006), “Илья Муромец и Соловей-Разбойник” (2007), “Три богатыря и Шамаханская царица” (2010) и “Три богатыря на дальних берегах” (2012). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин – задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было…

О том, как “братки” богатырями стали

Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?

Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.

Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.

Алеша Попович , например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня . Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…

Былину пишет… осел

Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.

Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир.

Из-за своей алчности эти “герои” попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к “маленьким человеческим слабостям”, а вот к чему уж нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи.

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!

Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с “уставными” буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет… осел.

В Древней Руси считали, что в действительности жил молодец по имени Алеша Попович - сын ростовского священника, храбрый, могучий и жизнерадостный богатырь. И у нас есть все основания верить этому. Летописи повествуют о храбром ростовском богатыре Александре Поповиче. Он погиб в 1223 году в знаменитой битве с монголо-татарами на реке Калке, проявив чудеса удали и силы. Повествование тверского летописца о подвигах известного в Ростовской земле Александра Поповича своим источником имело какие-то местные предания о богатыре Алеше Поповиче. Имена Александр и Алексей имеют общий корень. Алеша называется в некоторых былинах сыном святителя Леонтия, прославленного ростовского святого, мощи которого покоятся и доныне в Успенском соборе Ростова Великого. О том, что Алеша Попович родом из Ростова, говорит и самая главная былина об этом богатыре - «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Она начинается словами «Из славного города Ростова…» Но богатырь защищает не только свой родной город, а всю Русскую землю. На росстани у камня богатырь из трех дорог выбирает ту, что ведет в столицу.
Первая дорога в Муром лежит
Другая дорога-в Чернигов-град
Третья-ко городу ко Киеву..
Говорил ему Алёша попович млад:
-Лучше нам ехать ко городу ко Киеву
Ведь киевский князь в эпоху объединения русских княжеств - глава единой Русской земли. Главный подвиг этого богатыря - поединок с Тугарином, опасным притеснителем Руси, грозящим ей гибелью. Алеша становится на защиту родины и мстит за все бедствия, которые Тугарин принес Руси. В эпосе многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: змеями, драконами, чудовищами. В русских былинах в образах змеев, драконов и других чудовищ изображаются настоящие враги Руси, иноземные захватчики, совершавшие набеги на Русь. Они наделены и звериными, и человеческими свойствами. Так и Тугарин, которого еще величают Змееви-чем, изображается в виде мерзкого и опасного чудовища. Есть варианты былины о Тугарине, где он представлен человеком - огненным всадником, конь которого извергает огонь. Некоторые исследователи былин считают, что Тугарин - это половецкий хан Тугор-кан. Но исторические детали в былине говорят о том, что образ змея Тугарина несет в себе обобщенные черты монголо-татарских захватчиков. Князь Владимир и княгиня встречают Тугарина с почетом, потому что они бессильны сопротивляться безобразному, отвратительному чудовищу.
Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры.
Только Алеша без страха наблюдает за Тугарином, который за один присест по лебедушке проглатывает, по полведра вина выпивает. Алеша - богатырь, который не только мечом хорошо владеет, но и словом не промахнется. На устах его всегда меткая и острая шутка. Взбесился от этих слов Тугарин. Бросил в Алешу булатный нож, но Алеша успел схватить его. Едут они в чисто поле один на один сразиться. Алеша силен, но знает, что над всеми есть сила Божия. Он всю ночь молился со слезами, чтобы Господь дал дождя, и дождь пошел. Размокли крылья змеиные, и не смог злобный змей взлететь. Не только храбрость, но и хитрость помогает богатырю одолеть Тугарина. Он отвлекает врага, спросив:
«Что за силу ты за собой ведешь?» Оглянулся Тугарин…
Втапоры Алёша подскочил, ему голову срубил.
И пала голова на сыру землю, как пивной котёл.
Не только силой богатырь побеждает противника, но и превосходством ума. Если бы не сметливость богатыря, он и сам бы погиб, и дело загубил. Алеша Попович не так силен, как Илья и Добрыня, но ему помогают другие качества. Как говорит Илья: «Алеша силой не силен, да напуском смел». Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют как бы единое целое. Они между собой крестовые братья, стремление у них общее: они не знают более высокой цели, чем служение родине, за которую готовы отдать жизнь.

Представляет собой собирательный образ русского богатыря.

История создания

Возможно, у богатыря Алеши Поповича был реальный прототип - боярин из Ростова по имени Александр, тоже Попович. Летописи описывают этого человека как знаменитого воина, который состоял на службе сначала у великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, затем у Константина Всеволодовича, его сына. Этот Александр выступал на стороне последнего против Юрия, его брата, который хотел захватить владимирский княжий престол.

Описывается ряд поединков, где Александр Попович сразил сильнейших воинов Юрия Всеволодовича. В результате Юрий все-таки становится князем владимирским, после того как Константин умирает, и прототип Алеши вынужденно уезжает в Киев, где идет на службу к великому князю Мстиславу по прозвищу Старый. В 1223 году Александр Попович погибает вместе с новым князем в битве при Калке.


Некоторые ученые, впрочем, утверждают, что дело обстоит ровно наоборот, и это былины об Алеше Поповиче повлияли на то, как в летописях говорится о на самом деле существовавшем боярине Александре. Образ же собственно Алеши Поповича сформировался на базе представлений о некоем древнем мифологическом герое. Ученые усматривают в описаниях богатыря архаичные черты и связи с хтонической стихией.

Биография

Отец Алеши - Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах - «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.


В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши - хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич - названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша - обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.


С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.


Поединок со злым богатырем Тугарином - наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами - грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым - постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань - завалить вход камнем и замуровать злодеев там.


Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь - коня Юлия, а после - старого , который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.


В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений .


Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.


Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей - Любава, Аленушка и Настасья Филипповна - вместе со приходят разобраться с узурпаторами...

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер .

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый - киносказка «Илья Муромец» - вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок , а роль Алеши Поповича там исполнил актер .


Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.


Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Верещагин . Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).


Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник , у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.


В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и .

Цитаты

«Я боюсь серьёзных отношений?! Ха-ха! Да я себе в зеркало не улыбаюсь от того, что серьёзный такой!»
«Проголодался, лохматый? Отведай-ка силушки богатырской!»
«Богатырское ли это дело - бабью работу по дому выполнять?!»
«Любава: - Не нарушайте композицию!...
Аленушка: - Имейте совесть, наконец! Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве»!
Алеша: - Хоть бы супостаты налетели, что ли - отведали бы силушки богатырской!
Добрыня: Какие теперь супостаты, всех перебили...
Илья: Да... поторопились».