Силуанов сын. Силуанов антон, министр финансов

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил президенту РФ Владимиру Путину список членов нового правительства. Глава государства согласился с предложенными кандидатурами. Первым заместителем председателя правительства РФ - министром финансов РФ будет назначен Антон Силуанов.

Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 г. в г. Москве. Отец - Герман Михайлович, работал в министерствах финансов СССР, РСФСР и РФ, до 1996 г. занимал должность заместителя начальника департамента кредита и денежного обращения Минфина. Мать - Янина Николаевна, была сотрудником издательства "Финансы и статистика", затем - редакционно-издательского отдела при Государственном университете Министерства финансов РФ.

В 1985 г. окончил Московский финансовый институт (ныне - Финансовый университет при правительстве РФ) по специальности "финансы и кредит".

В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме "Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям. На примере Российской Федерации".

Доктор экономических наук. В 2012 г. в Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан защитил диссертацию на тему "Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России".

С августа 1985 г. по март 1987 г. - экономист, старший экономист Министерства финансов РСФСР.

В 1987-1989 гг. проходил срочную службу в войсках Комитета государственной безопасности СССР.

С мая 1989 г. по январь 1992 г. - ведущий экономист, экономист 1-й категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант Министерства финансов РСФСР.

В феврале 1992 г. - заместитель начальника отдела Министерства экономики и финансов РФ. В том же месяце на базе ведомства были созданы Министерство экономики и Министерство финансов РФ.

С февраля 1992 г. по октябрь 1997 г. - заместитель начальника отдела, заместитель руководителя - начальник отдела, заместитель руководителя Бюджетного управления (затем - одноименного департамента) Министерства финансов РФ (Минфин России).

С октября 1997 г. по июль 2003 г. - руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина России.

С 24 июля 2003 г. по 17 мая 2004 г. занимал должность заместителя министра финансов РФ Алексея Кудрина, курировал вопросы межбюджетных отношений и макроэкономической политики.

С мая 2004 г. по декабрь 2005 г. - директор Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ.

С декабря 2005 г. по сентябрь 2011 г. - заместитель министра финансов РФ Алексея Кудрина.

С 27 сентября по 16 декабря 2011 г. - и. о. министра финансов РФ. С 16 декабря 2011 г. был министром финансов РФ. В 2011-2012 г. работал в правительстве Владимира Путина. Сохранил свой пост в правительстве Дмитрия Медведева, которое было сформировано в мае 2012 г.

С января 2013 г. одновременно с работой в министерстве занимает должность декана финансово-экономического факультета Финансового университета при правительстве РФ.

Председатель совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (с 2011 г.). Также с декабря 2011 г. возглавляет Национальный финансовый совет (до сентября 2013 г. - Национальный банковский совет).

Управляющий от РФ в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (с января 2012 г.).

Полномочный представитель РФ в совете Евразийского банка развития (с сентября 2012 г.).

Председатель Национального совета по обеспечению финансовой стабильности (с 15 июля 2013 г.).

Сопредседатель трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (от правительства РФ. с 16 сентября 2013 г.).

Входил в высший совет партии "Единая Россия" (с мая 2012 г. по февраль 2016 г.).

Член попечительского совета Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково").

Управляющий от России в Новом банке развития БРИКС (с июля 2015 г.).

Председатель наблюдательного совета Банка ВТБ (с апреля 2017 г.), ПАО "Алроса" (с июля 2015 г.).

Член наблюдательных советов госкорпорации "Ростех" (с сентября 2014 г.), Внешэкономбанка (с ноября 2011 г.), совета директоров АО "Российский экспортный центр" (с июля 2016 г.).

Общая сумма декларированного дохода за 2017 г. составила 25 млн 92 тыс. руб. Доходы супруги в декларации не указывались.

Действительный государственный советник РФ I класса (2008).

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (2011, 2013), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени (2007). Имеет Почетную грамоту (2010) и три благодарности президента РФ (2002, 2012, 2016). Также отмечен Почетной грамотой правительства РФ (2009).

Владеет немецким языком.

Женат. Сын Глеб (род. 1999), студент Финансовой академии при правительстве РФ.

Брат, Всеволод (род. 1976), работает в Министерстве финансов РФ.

Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 года в Москве в семье известных финансистов-профессионалов. Отец - Герман Михайлович Силуанов трудился в Министерстве финансов СССР, РСФСР и РФ, ушел на заслуженный отдых в 1996 году. Мать - Янина Николаевна работала в ведущем экономическом издательстве, затем в редакционно-издательском отделе при Государственном университете Минфинансов РФ. Поскольку разговоры об экономике в семье были постоянной темой, вопрос о том, куда поступать не стоял.



ОБРАЗОВАНИЕ

Силуанов Антон Германович имеет высшее образование, является доктором экономических наук. После окончания школы будущий министр финансов становится студентом одного из старейших российских вузов, готовящих специалистов в сфере экономики - Московского финансового института (МФИ), который после реорганизации в 2011 году становится Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации (Финансовой академией). В студенческие годы Силуанов активен, занимается общественной и организаторской деятельностью и ездит с сокурсниками «на картошку». Работает в стройотряде и в итоге отправляется на БАМ, где, как считает сам политик, получает бесценный опыт. При этом с учебой в институте проблем у будущего министра не возникает, в вузе Силуанов входит в список лучших студентов-отличников. В 1985 году получает диплом о высшем образовании. В 1994 году защищает кандидатскую диссертацию по теме «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям» и получает ученую степень.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Будучи студентом пятого курса, в 1985 году, Силуанов попадает по распределению в Министерство финансов. Занимает должность вначале рядового, затем старшего экономиста. В 1987 году уходит в ряды Советской Армии и попадает в часть под управлением КГБ. Два года исполняет обязанности начальника финансовой части, ведет кассу, начисляет заработную плату и несет дежурство. Завершает службу Силуанов в звании старшего лейтенанта. После демобилизации возвращается в Минфин, где трудится с 1989 по 1992 года. Вначале занимает пост ведущего экономиста, затем становится заместителем руководителя подоходного отдела и консультантом Министерства экономики и финансов Российской Федерации. С 1992 года по октябрь 1997 года является сотрудником Министерства финансов Российской Федерации. Приходит в ведомство на должность заместителя начальника отдела бюджетного управления, затем переходит в бюджетный департамент, где изначально занимает пост заместителя руководителя и начальника отдела. На ту пору Силуанову лишь 29 лет. Зарекомендовав себя отличным специалистом и профессионалом, в 1997 году занимает пост главы Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности в Министерстве финансов Российской Федерации. В 1999 году входит в совет директоров банка «Российский кредит». В 2000 году является членом наблюдательного совета в «Россельхозбанке». Весной 2001 года становится членом коллегии Минфина РФ. В 2002 году входит в состав совета директоров государственной корпорации АКРО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций). В июле 2003 занимает пост заместителя Министра финансов России. На этом посту Силуанов находится год, после этого возглавляет Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.



В 2004 году Силуанов входит в совет директоров корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и в наблюдательный совет «Внешторгбанка». В 2007 году становится членом наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», а в апреле 2009 года - совета директоров ОАО «УралВагонЗавод». Одновременно с этим в 2005 году становится заместителем министра финансов. С сентября 2011 года - исполняющий обязанности министра в том же ведомстве. В этот период является сторонником программы моногородов, направленной на социально-экономическое развитие населенных пунктов, связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин при согласовании с президентом Дмитриевым Медведевым подписывает указ о назначении Силуанова на пост министра финансов России. Главу Минфина вводят в состав Совета Безопасности России, одновременно с этим Силуанов представляет Россию в качестве управляющего в Международном валютном фонде (МВФ), а также во Всемирном банке. Входит в антикризисный совет Евразийского экономического сообщества. Пост главы Минфина РФ занимает до настоящего времени. Также с января 2013 года Силуанов занимает должность декана финансово-экономического факультета в Финансовом университете при Правительстве России.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В этот период вступает в ряды Всероссийской политической партии «Единая Россия». В мае 2012 года входит в высший совет структуры, определяющей стратегию развития партии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Силуанов, будучи человеком с аналитическим складом ума, является сторонником жесткой денежной политики и после прихода на пост руководителя главного финансового ведомства страны начинает работать над восстановлением инвестиционной привлекательности России. В 2015 году входит в наблюдательный совет Сбербанка России. Особое внимание уделяет банковской сфере страны, лично курирует вопросы бюджетных отношений между субъектами федерации. В конце 2014 года после обвала национальной валюты делает все для стабилизации рубля. Ситуацию Силуанов объясняет падением цен на нефть и геополитическими вопросами. Главной задачей ведомства считает стабильность государственного бюджета и умение контролировать качество расходной части. Заявляет, что страна не должна обращать внимание на санкции, но обязана отслеживать котировки цен на биржах. Летом 2017 года Силуанов дает оптимистичный прогноз относительно экономического роста России. Во время общения с журналистами в кулуарах G20 в Гамбурге заявляет, что РФ может догнать страны еврозоны по темпам экономического роста уже к концу 2017 года. Свое видение экономического развития страны Силуанов широко представляет во время дискуссии на площадке Петербургского международного экономического форума. По словам министра, для достижения стабильности не следует отступать от расчетных 40 долларов за баррель нефти, от которых планирование зависит напрямую, однако для роста следует сделать ставку на привлечение частных инвестиций, особенно в инфраструктурное строительство. Такая программа уже находится в разработке ведомства. Министр подчеркивает, что важным для страны является не количество денежных средств, которое имеется в России, а качество денег и расходов. Делать ставку на легкие доходы от продажи нефти не стоит, опираться необходимо на то, что реально есть. Силуанов отмечает, что капитал следует вкладывать не только в баланс бюджета и рост экономики, но и в человеческий капитал, в обучение россиян новым навыкам, и это вопрос не денег, а эффективности профессионалов. Важно выстраивать долгосрочную перспективу тренда на стабильность бюджетной системы государства, а когда «закончится жизнь в долг», можно обеспечить баланс финансовой сферы и задачи роста. В феврале 2016 года покидает Высший совет «Единой России». 18 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина назначен Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Министром финансов Российской Федерации.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Антон Германович Силуанов состоит в официальном браке, воспитывает сына Глеба 1999 года рождения. Семейную жизнь министр предпочитает не выставлять напоказ. Известно, что супруга чиновника является финансистом. Единственного сына Силуанов воспитывает в строгости, а себя называет хорошим семьянином, который, несмотря на постоянную занятость, находит время для близких людей. Своеобразной традицией в семье стали еженедельные обеды в ресторане, где предпочтение отдается средиземноморской кухне. Силуанов владеет немецким языком.

НАГРАДЫ

В 2001 году работу Силуанова отметили почетной грамотой Минфина РФ. В 2002 году получил сразу две Благодарности от Президента и от Министра финансов Российской Федерации. В это время награжден Юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов Российской Федерации». В 2003 году Силуанов получил медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга». В 2004 году удостоен Благодарности Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В 2006 году награжден медалью Федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». В 2007 году получил Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2009 году работа Силуанова отмечена почетной грамотой Правительства, медалью «За содействие» от СК при Прокуратуре РФ, медалью «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» от Министерства транспорта. В 2010 году награжден знаком отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации». В этот же период получает медали «За взаимодействие с ФСБ России», «За укрепление таможенного содружества» от таможенной службы России, «За содружество во имя спасения» от Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также почетную грамоту Президента и памятный знак «90 лет Республике Карелия». В 2011 году Силуанова получает медаль «За боевое содружество» от МВД, знак «За развитие международного сотрудничества» ФТС России и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

14:46 — REGNUM Поступками человека управляет его прошлое.

Какой жизненный опыт аккумулирован в личности Антона Силуанова, будущего первого заместителя председателя правительства?

Став министром финансов России, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в 2012 году, применив и служебные знания.

Тема диссертации — «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России».

Кажется, масло масляное. Развитие федерализма в диссертации рассматривается как развитие бюджетного федерализма, а это и есть отношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Вот, и получается: межбюджетные отношения в условиях развития межбюджетных отношений. Масло масляное. И в чём, спрашивается, проблема?

Но не всё так просто.

В мире немало государств-федераций с вертикально-территориальным разделением властей со своими бюджетами. Понятие бюджетный федерализм было придумано для констатации и обобщения именно этого факта и в надежде на то, что реальный бюджетный федерализм когда-нибудь перестанет быть средоточием внутренних конфликтов и скрытых противоречий.

Пока это мечта. На деле даже на бумаге не получается так распределить полномочия и обеспечить их деньгами (доходными источниками), чтобы общефедеральные обещания человеческих благ овеществились в каждом российском муниципалитете, а деньги не растерялись по дороге к местному бюджету.

Поэтому можно записать в актив А. Силуанова как ученого министра его попытку лично проанализировать опыт зарубежного бюджетного федерализма и лично сформулировать «направления совершенствования российских межбюджетных отношений с учетом развития отечественной модели бюджетного федерализма и циклических колебаний экономической конъюнктуры».

Такова цель докторской работы.

Совершенствование межбюджетных отношений, оказывается, это нечто, не влияющее на развитие бюджетного федерализма, а лишь учитывающее его российскую модификацию.

По идее, надо бы так разрабатывать проблему, чтобы научно обоснованные изменения в межбюджетных отношениях укрепляли бы бюджетный федерализм в России, усиливали и расширяли возможности его участников на всех уровнях власти и управления. В интересах роста благосостояния граждан.

Иначе получается совершенствование межбюджетных отношений ради их усовершенствования, с потерей мыслимого результата уже на старте.

В итоге цель смещается с результата на процесс.

Ничего удивительного в таком концептуальном разрыве нет. Многие российские государственные документы и федеральные законы структурно верные, но концептуально разорванные. Есть цели, есть задачи, есть показатели их достижения, но между собой все они весьма слабо связаны или не связаны вовсе.

Можно взять любую государственную программу Российской Федерации и обнаружить в ней не одну-единственную цель, соответствующую названию программы, а множество целей. Куда же бьет такая многоцелевая установка: по цели или по квадрату? Ответ ясен — по пространству, а не по месту.

Министерство финансов является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Цель программы изложена в одном предложении, что создает внешнее впечатление о том, что она — единственная. Однако внутри формулы зашито сразу несколько целей:

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы;

— обеспечение ее устойчивости во времени и пространстве;

— повышение качества управления государственными финансами;

— повышение качества правового регулирования финансового рынка.

А. Силуанов соединил все это в один абзац: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка, и назвал целью государственной программы.

Минфин и его подведомственные структуры являются единственными участниками этой программы. Спрашивается — а зачем вообще правительству России эта программа, которая носит узковедомственный и методический характер, а цели — с таким ускользающим горизонтом? Что ни сделаешь, еще больше предстоит сделать.

Гипотетический ответ таков: программа нужна для того, что завести под нее пока излишние бюджетные средства, которые в случае необходимости могли бы быть использованы на самые различные вневедомственные цели. Потому что эта госпрограмма — по определению самого Минфина — носит обеспечивающий характер. Что обеспечивающий? Саму себя, поскольку под другие госпрограммы, направления, проекты деньги тоже выделяются.

В диссертации А. Силуанова смущает также то, что из 222 пунктов библиографии шестьдесят восемь — это ссылки на федеральные законы, приказы и письма министерства финансов России, что к научным доказательствам не имеет никакого отношения.

Такой вот парадокс: деньги счет любят, а слова уплывают в бесконечность смыслов. Перенос фактического, а не заявленного в автореферате методологического подхода к разработке проблемы на управление правительством может оказаться непродуктивным в деятельности первого заместителя премьера.

Научная модель не прогностична для самого министра.

Для него и для вновь назначенных в 2017 году губернаторов оказалось новостью и загадкой — откуда взялись скелеты в бюджетном шкафу субъектов Российской Федерации в виде объемных коммерческих кредитов. В то время, когда правительство всё сделало для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2 триллиона 300 миллиардов рублей — таков долг субъектов Российской Федерации. Это и коммерческие долги, и просроченная задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, высших учебных заведений). У полутора десятков регионов сумма долга составляет до ста процентов от величины годовых доходов, у тридцати — до восьмидесяти процентов. Еще у тридцати — менее 50% от доходов.

Министр финансов теперь надеется снизить долю коммерческого долга до 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов хотя бы к 2020 году. Нужна инвентаризация, после которой состоится перераспределение — «более адресное» — объёма межбюджетных трансфертов.

Таков опосредованный (или непосредственный?) результат реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Как первому вице-премьеру Силуанову уже нельзя будет наступать на грабли бюджетной необеспеченности региональных и муниципальных полномочий, которые уже переданы по вертикали вниз, но не подкреплены ресурсами. Придется либо нарастить бюджетно-трансфертную подпитку, либо изъять не обеспеченные ресурсами полномочия. В худшем случае — проблемы будут нарастать, как снежный ком. И никакого прорывного развития на уровне субъектов Российской Федерации не случится.

Справедливости ради следует сказать, что ситуация в регионах гораздо лучше, чем раньше. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составлял десять процентов от их собственных доходных источников. А в прошлом году он оказался минимальным.

Минфин озаботился также тем, чтобы миграция налоговой базы не приводила к потере региональной самодостаточности, а регионы имели устойчивую доходную базу и были стимулированы на развитие экономического потенциала. О мерах, обеспечивающих лучшую ситуацию, мы узнаем вскоре после формирования нового кабинета министров.

Всякая система хороша, если Минфин знает, чем она плоха

А. Силуанов считает, что министерство всегда находится на острие экономики, а его специалисты очень высоко квалифицированы и справедливо экипированы и во многом лучше разбираются в тех или иных отраслях, чем отраслевые ведомства. С его коллегами из Минфина считаются все отраслевые ведомства.

Сам министр в среднем ежемесячно получает зарплату, в три раза превышающую премьерскую. Примерно 1,7 миллиона рублей.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В силу привычки или речевой фигуральности министр использует ленинское выражение о том, что политика есть концентрированное выражение экономики.

На самом деле в правительстве Силуанова-Медведева не экономика будет определять политику и не политика определит экономику. И экономику, и политику отцентрирует бюджет.

Так сложилось или так сложили?

Председатель думского бюджетного комитета А. Макаров с трибуны Госдумы уже доказал, что нас спасет только бюджетная стратегия, потому что качество экономического прогноза у нас никакое. Прогноз социально-экономического развития может пять раз меняться в течение года. Даже в тот момент, когда закон о федеральном бюджете уже находится в Государственной думе.

Он прав, когда говорит, что у нас очень много стратегий, и очень многие уже научились стратегии писать и даже потом отчитываться о том, как их хорошо написали, а в общем-то, эффективность этих стратегий мала.

Это касается государственного программирования в целом. Поэтому функцию главного арбитра в процессе интеграции стратегических замыслов, бюджетирования и управления в стратегическом документальном хаосе вынужденно продолжает исполнять Минфин.

Раньше проектированию федерального бюджета предшествовало Бюджетное послание президента Российской Федерации. После прошлогодних очередных исправлений Бюджетного кодекса основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации разрабатывает и представляет в правительство исключительно Минфин.

Минфин ежегодно получает бюджетные запросы на следующий год и последующий плановый двухлетний период из министерств и ведомств и затем рассылает министерствам «возвратное» распределение бюджетных ассигнований по государственным программам. Что это такое?

Это означает, что в Минфине проанализировали бюджетные запросы ведомств, переоценили их и «возвратили» в виде предельных цифр на согласование министрам. Если министерство не согласно, то далее составляется перечень несогласованных вопросов и направляется в Минфин.

Арбитром — в случае несогласия министерств и ведомств с корректировкой Минфина — является правительство. Но такие случаи, когда разногласия с минфиновскими чиновниками выносились бы на уровень премьера, если и бывают, то очень редко.

Получается, что цели, задачи отраслевой деятельности и необходимый ресурс для их достижения рецензируются и оппонируются в финансовом ведомстве, как будто именно там определяются приоритеты в социально-экономическом развитии страны. По закону — так быть не должно. На практике — получается так, как получается.

Минфин не корректирует цели и задачи министерств, оставляя их на усмотрение ведомства. Может, даже не вчитывается в них. Просто по своему (методическому?) усмотрению применяет два из четырех действия из таблицы умножения.

Поэтому будущее назначение А. Силуанова первым заместителем председателя правительства — скорее формализация его фактического места в правительственной системе управления планирования, прогнозирования и управления. Возможно, на этом этапе истории российского государства это правильно.

Если синтезировать мысли из публичных выступлений А. Силуанова самого последнего времени, то получится следующая программа действий первого экономического вице-премьера.

Сохранится бюджетное правило, суть которого в сохранении расчетной величины цены на нефть и сдерживании инфляции. По мнению министра, это не только мера для сохранения резервов и формирования подушки безопасности для бюджета, но и прогнозируемость того, что у нас не будет рисков повторения кризисов, которые были в последние годы. Потому что кризисы в основном были связаны с бюджетом. Снижались цены на нефть, соответственно снижались и доходы, расходы не финансировались, всё «резали», дефицит увеличивался, высокая инфляция, дестабилизация курса и так далее. Собственно, так всегда шло развитие кризисов. И в этом году мы оцениваем до 3% ВВП дополнительные валютные поступления с нефтегазовых доходов в резервы.

У нас сократилась доля расходов на оборону. Доля расходов на здравоохранение, на человеческий капитал, наоборот, увеличилась. Силуанов считает, что одна из ключевых задач — это улучшение инфраструктуры. Очевидно, что без этого роста экономики не будет. Это и дороги, и авиасообщение. Особенно в восточной части нашей страны, на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Хабаровск только через Москву можно добраться. Это же совершенно недопустимо. Поэтому вопрос инфраструктуры, очевидно, будет являться одним из приоритетов следующих бюджетных планах.

То же самое — вложение в человеческий капитал. Нам нужно вовлекать больше населения (особенно уязвимые группы) в активные производственные процессы. С другой стороны — населению должно быть доступно лучшее качество услуг независимо от того, в Москве вы находитесь или в любой другой точке нашей страны. И здесь есть отставание. Нам эти вопросы нужно подтягивать.

Какие могут быть источники? В первую очередь, конечно, это налоги. И совершенствование администрирования, что сокращает и теневой сектор. Оттуда будут браться деньги для приоритетов. Таким образом, изменения налоговой системы и улучшение администрирования — основные доходные источники для манёвра.

Мы должны создать у себя такой климат, который был бы более либеральным, более привлекательным, чтобы нивелировать влияние тех ограничений, которые вводятся в отношении России. Здесь и налоги, валютная либерализация, улучшение конкуренции, в том числе уменьшение доли госсектора и улучшение положения компаний (не госкомпаний, которые сегодня во многом доминируют в тех или иных секторах). Поэтому вопрос валютного контроля и валютного регулирования — один из важных в повестке дня.

По таможне: к 2020 году будет создано несколько центров электронного декларирования, которые позволят без контактов с работником таможенной службы оформлять таможенные грузы, оформлять экспорт и импорт участников внешней экономической деятельности. Такое дистанционное взаимодействие с таможней снизит и административные издержки, и коррупционные риски. Это, в конечном счете, улучшит администрирование. Все это делается для того, чтобы нормальные добросовестные компании могли работать с меньшими издержками и приносить больше доходов.

Как будет на самом деле — увидим.

Антон Силуанов – один из самых значимых чиновников в правительстве России, возглавляет министерство финансов. «Финансовый карьерист», как его называют коллеги, в столь трудное для страны время уверенно управляет бюджетом РФ и профессионально ведет деятельность по распределению финансовых средств государства в рамках возможного.

Министра финансов РФ считают человеком аналитического склада ума и жестким экономистом, который чувствует себя как рыба в воде в стихии цифр и расчетов. Способности чиновника высоко ценит и руководство РФ, неоднократно награждавшее главу Минфина высшими государственными наградами.

Родился Силуанов Антон Германович 12 апреля 1963 года в Москве в семье финансистов. По национальности русский. Герман Михайлович, отец будущего главы Минфина, был сотрудником министерства финансов СССР. Янина Николаевна, мать Антона Германовича, работала в экономическом издательстве и сегодня продолжает осуществлять деятельность в госуниверситете финансового ведомства РФ.

Тягу к финансам будущий министр приобрел еще в раннем детстве – в его доме постоянно обсуждались экономические темы разного плана, поэтому уже в школьные годы Антон Германович твердо решил, что будет финансистом. По окончании средней школы юноша без труда поступил в Московский финансовый институт, откуда и вышел дипломированным финансистом-экономистом. В это время на практике попробовал себя в роли сотрудника министерства финансов.

В студенческие годы Силуанов старательно изучал экономические науки и с полной отдачей выполнял общественные поручения. Ему не чужды и поездки на картошку, и работа на БАМе, куда будущий чиновник отправился за приключениями, а не за деньгами.


В 1987 году Антон Германович призван в ряды Советской армии, где также исполнял обязанности начфина, занимаясь контролем кассы и начислением зарплат сослуживцам. После армейской службы, получив звание старшего лейтенанта, Силуанов пошел работать в Минфин, несмотря на то что работа в финансовом ведомстве не приносила дохода. Тем не менее это поворотный момент в биографии будущего главы российского Минфина.

Политика

Карьера будущего министра финансов РФ началась, когда его взяли на госслужбу рядовым экономистом, но через несколько лет молодой чиновник сумел стать ведущим сотрудником и дослужиться до должности заместителя начальника финансового отдела. В министерстве финансов и экономики Силуанов продержался и в период распада СССР, когда финансовое ведомство разделилось на две части.


С 1994 по 2011 профессиональный экономист уверенно продвигался по карьерной лестнице – руководил департаментом макроэкономической политики Минфина, а также занимал должность заместителя министра финансов . Став одним из заместителей, Силуанов курировал вопросы, касающиеся отношений между бюджетами разных субъектов федерации, в результате чего возглавил департамент межбюджетных отношений.

За время работы в Министерстве финансов Силуанов участвовал в создании банковской сферы страны. Антон Германович являлся членом советов директоров нескольких банков и госкорпораций. При этом в 2007 году чиновник вошел в состав наблюдательного совета «Фонда содействия развитию ЖКХ» и выступал участником программы по развитию моногородов.


В тот период Антон Германович был малоизвестным специалистом, что обуславливалось узконаправленностью его деятельности. Но ему все же удалось быть замеченным высшим руководством страны, которое после разногласий с экс-министром финансов Алексеем Кудриным доверило Силуанову бюджет РФ. Тогда же вошел в антикризисный совет Евразийского экономического сообщества, был назначен управляющим от РФ в МВФ и во Всемирном банке, а также стал членом Совета безопасности.

Должность главы Минфина РФ досталась Антону Силуанову в нелегкие для России времена, из-за чего на нового министра были возложены большие надежды как простых граждан, так и государства в целом. Люди верят, что Силуанов сможет решить животрепещущие вопросы бюджета.


Главная цель в работе Силуанова – соблюдение и исполнение бюджета, что заставляет придерживаться жесткой денежной политики, направленной на ограничение бюджетных расходов. При этом министр финансов стойко выступает против повышения налогов и увеличения внешних заимствований, умея отстоять такую точку зрения в кабинете министров.

Личная жизнь

Статный (рост Силуанова - 178 см) финансист всегда находился в центре внимания, но личная жизнь чиновника тщательно скрыта от общественности. Известно, что министр финансов женат и воспитывает единственного сына Глеба, рожденного в 1999 году. Жена Антона Силуанова занимается финансовой деятельностью.

Супруги Силуановы воспитывают сына в строгости, требуя от него не выделяться среди сверстников и придерживаться скромности. По мнению министра финансов, выставлять напоказ благосостояние семьи – признак глупости и невежества, поэтому Антон Германович учит Глеба завоевывать место в обществе личными достижениями.


Силуанов называет себя примерным семьянином, который, несмотря на постоянную занятость, находит время для общения с семьей. Ввиду плотного графика мужчина организовал с близкими своеобразную традицию по выходным выбираться в ресторан, обсуждать семейные дела, наслаждаясь средиземноморской кухней.

Помимо экономической работы, министр финансов участвует в политической жизни страны, находясь в составе партии «Единая Россия», а также ведет научную деятельность в финансовом университете при правительстве РФ в должности декана. За свои достижения глава Минфина неоднократно награждался почетными орденами и благодарностями высшего руководства России.

Доходы

Согласно декларации за 2014 год, семья Силуанова – одна из богатейших в России. Совместный доход с супругой на тот момент составил 40 млн рублей. При этом министр финансов владеет несколькими квартирами в российской столице общей площадью порядка 500 кв.м, земельными участками для индивидуальной жилой застройки общей площадью почти 13000 кв.м, а также двумя жилыми домами площадью 152 и 204,5 кв.м.

По состоянию на 2014 в собственности Силуанова числились 3 автомобиля ГАЗ 69, ВАЗ 21011, BMW X6 и 3 мотоцикла BMW R 1200 GS, K 1600 GTL и Harley-Davidson FLSTC 103 ANV. Жена министра финансов владеет одним легковым авто марки BMW X5.


В 2016 году Антон Силуанов заработал 95,44 млн рублей. Об этом свидетельствует декларация о доходах членов правительства, опубликованная на сайте российского кабмина.

Из декларации 2016 года уже следует, что сегодня руководитель финансового ведомства владеет домом и квартирой, четырьмя гаражами, тремя земельными участками, а также двумя нежилыми зданиями. Кроме того, в собственности Силуанова находятся 5 транспортных средств. В 2015 году чиновник заработал 34,4 млн рублей. Таким образом, доходы Силуанова увеличились в 2,8 раза.

Антон Силуанов сейчас

«Мы не должны обращать внимания на санкции, но обязаны смотреть котировки цен на биржах», - добавил Силуанов.

В июле 2017 глава Минфина заявил об оптимистичных прогнозах относительно экономического роста страны. В кулуарах саммита G20 в Гамбурге Антон Силуанов заверил представителей СМИ, что Россия способна догнать страны еврозоны по темпу экономического роста к концу 2017 года.


«Идем поэтапно в реализации задачи президента в достижении мировых темпов экономического роста. Напомню, что темпы мировой экономики в текущем году планируются в 3,6%. В Европе и еврозоне 2%», –– отметил Силуанов.

18 марта 2018 года состоялись , на которых победу вновь одержал Владимир Путин. Сразу после избранного президента РФ правительство во главе председателем ушло в отставку.

После вступления в должность Владимир Путин вновь предложил место премьера Дмитрию Медведеву. 18 мая был озвучен перед журналистами. Антон Силуанов сохранил за собой должность министра финансов РФ. также политик стал и первым вице-премьером РФ.

Силуанов Антон Германович — российский экономист и политик. На сегодня главным в биографии Антона Силуанова является пост министра финансов Российской Федерации.

Детство и образование Антона Силуанова

Антон Силуанов родился 12 апреля 1963 в Москве. Родители будущего министра по образованию и трудовой биографии были связаны с финансовой деятельностью.

Отец — Силуанов Герман Михайлович — работал в Минфине СССР.

Мать — Янина Николаевна Силуанова — работала в издательстве «Финансы и статистика». Сейчас — сотрудница редакционно-издательского отдела Государственного университета Министерства финансов РФ (бывшая Академия бюджета и казначейства).

Брат — Силуанов Всеволод Германович (1976 г. рожд.) — получил высшее образование сначала в Московском авиационном институте, затем в Академии бюджета и казначейства Минфина РФ.

Вся семья Антона Силуанова — профессиональные финансисты. Не удивительно, что и Антон пошел по стопам отца и деда.

Окончив школу, Силуанов Антон Германович поступил в Московский финансовый институт на специальность «Финансы и кредит».

«Антон Силуанов никогда не был заводилой на курсе, но общественной жизни тоже не сторонился, от коллектива не отрывался: и на картошку ездил, и на собрания ходил», — вспоминал бывший декан факультета «Финансы и кредит» Борис Супрунович .

Он также отмечал, что Антон Германович отлично учился и «было заметно, что в мире цифр он себя ощущает, как в своей стихии».

«Больше всего Антон Силуанов меня удивил, когда на 5-м курсе сам попросился, чтобы его распределили на работу в Минфин РСФСР, куда наши выпускники вообще-то не стремились: зарплата там была невысокая, работа скучная, да и само ведомство тогда мало что решало», — цитировал декана «Собеседник».

Трудовая деятельность и карьера Антона Силуанова

В 1985 году Силуанов Антон Германович начал работать экономистом, а затем старшим экономистом в министерстве финансов РСФСР. В 1987 году Антон Силуанов был призван на срочную службу в Советскую армию. В 1989 году он вернулся в Минфин, заняв должность ведущего экономиста, позднее был экономистом 1 категории, заместителем начальника подотдела и консультантом, говорится в биографии Антона Силуанова на сайте «Википедия».

Силуанов продолжал продвижение по карьерной лестнице, занимая руководящие должности на различных уровнях до 2011 года. Наконец, в сентябре 2011 года Антон Силуанов был назначен исполняющим обязанности министра финансового ведомства, а затем указом премьер-министра Владимира Путина по согласованию с президентом Дмитрием Медведевым Антон Германович Силуанов стал министром финансов РФ.

Также министр финансов признался, что втайне присутствует в социальных сетях. Силуанов рассказал, что его аккаунты есть в Facebook и Instagram, однако ведет он их под псевдонимом.

«Сам почти не пишу, друзей там у меня по минимуму ─ не более десятка человек. В соцсетях мне интересны обсуждения событий, комментарии пользователей», — рассказывал Силуанов.

В 2017 году Владимир Путин перед началом совещания с членами правительства поздравил министра финансов Антона Силуанова с 54-летием и подарил имениннику собрание сочинений государственного деятеля Российской империи Сергея Витте .