Роль прилагательных в речи. Какова роль имен прилагательных в языке и речи

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


















Назад Вперёд

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о роли прилагательных в речи;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
  • совершенствовать навыки правописания прилагательных;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: рисунки учеников на тему «Мои любимые животные», схема-кластер «Прилагательное», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, песня «Беловежская пуща», презентация PowerPoint 1 и 2.

Андреев Леонид Николаевич

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока и цели

Учитель . Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Тема нашей встречи: «Роль прилагательных в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение использовать прилагательные в речи. Сегодня мы будем говорить о Беловежской пуще, которая в 2009году отметила свой 600-летний юбилей, о некоторых животных, об их роли для жизни на Земле. Надеюсь, что такая встреча еще больше расширит и углубит ваши знания о природе нашей Беларуси.

2. Актуализация прежних знаний

Учитель . Нашу работу мы начнём с составления коллективного портрета имени прилагательного (кластер, см. Приложение 1 ), результаты вывесим на доску(групповая работа)

3. Контроль знаний по теме

Составление и заполнение таблицы «Отличительные признаки имени прилагательного». (У учеников таблица с заполненным первым столбцом, второй они заполняют сами, затем таблица сдаётся на проверку учителю. (Приложение 2 ).

4. Разминка «Плюс и минус»

Учитель. Если вы согласны с утверждением, поднимите табличку «+», если не согласны, поднимите «–».

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
  • Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  • Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
  • Имя прилагательноев предложении согласуется с именем существительным и выступает в роли определения.
  • Имена прилагательные могут быть настоящего и прошедшего времени.
  • Слово «прибежать» является прилагательным.
  • Имена прилагательные бывают полные и краткие.

5. Самостоятельная работа

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.

Беловежская пуща – величественный и неповторимо прекрасный лесной массив. История ее берет начало еще в глубине веков. Если мысленно вернуться хотя бы на тысячелетие назад, можно представить себе огромное пространство от берегов Балтики до Буга и Припяти, зеленое море лесов, голубые ленты рек Немана, Буга, Ясельды, Щары с их притоками и множеством лесных ручейков. Полноводные реки и обильные осадки создавали благоприятные условия для роста деревьев, которые имели тогда гигантские размеры. Великаны-дубы, ясени, клены, сосны, ели, достигнув предельного возраста, падали, тут же давая жизнь молодой поросли. Пройти сквозь его дебри было почти невозможно. Климат в те времена был очень суровым. Зимой трескучие морозы, вьюги, глубокий снежный покров. Весна проходила бурно, талые воды заполняли все низины, лес превращался в сплошное море, и только отдельные сухие островки давали убежище животным.

Задания к тексту:

– Определите тему текста. Озаглавьте его. Определите стиль речи. Ответ обоснуйте.
– Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, ответ обоснуйте.
– Выпишите прилагательные вместе с существительным, к которому они относятся.

Учитель. Проведите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.

6. Исследование текста

Учитель. Сейчас вам предлагаются описания различных животных, которые обитают в Беловежской пуще. Задание: определить стиль отрывка,выписать прилагательные, выявить их роль, определить их морфологические признаки.

Стиль речи Прилагательное

Морфологические признаки

Белка. Этого зверька знают все уже с детского возраста. Сравнительно небольшой грызун и длинным пушистым хвостом. Голова округлая, большие черные глаза. Уши в зимнее время имеют на концах кисточки. Довольно длинные ноги, особенно задние, с продолговатыми пальцами и цепкими когтями. Летом белки окрашены в различные по интенсивности рыжие тона, зимой – в серые с рыжинкой.
Волк. Крупный, пропорционально сложенный зверь со сравнительно высокими и сильными ногами. Шея короткая, малоподвижная, морда относительно широкая и вытянутая, уши остроконечные. Пушистый хвост почти всегда опущен вниз. Волосяной покров густой и пушистый, особенно на шее, но довольно грубый, серого цвета с рыжеватым или черноватым оттенком. У волка хорошо развит слух, несколько слабее зрение и обоняние. Своеобразен голос волка – громкий вой.
Барсучонок. Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! (По Г. Скребицкому.)

7. Отчёт об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, называют прилагательные, определяют их роль в предложении. После обсуждения делается вывод: имена прилагательные являются средством художественной выразительности: они придают описанию образность и яркость.

Учитель. Перед следующим этапом игры проведём физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек.

Высокий, низкий, тих, гениален, громкое, смел,красивый, любим, свеж, плохой, трусливый, широкий.

8. Игровая пауза. Игра «Угадай-ка»

Перед учениками описание разных животных, обитающих в Беловежской пуще, их задача – угадать, кто это.

Этот зверёк широко и хорошо известен, относится он к отряду насекомоядных млекопитающих. Тело приземистое, длиной до 30 см, с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы, с вытянутой в короткий хоботок носовой частью. Уши и глаза хорошо развиты. Спина и бока унизаны иглами, на остальных частях тела – длинные и грубые волоски. Иглы диной до 3 см окрашены чередующимися буроватыми и светлыми поясками. Шерстный покров рыжевато-бурый. Под кожей, покрытой иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых зверек свертывается, приобретая форму колючего шара. Обоняние и слух хорошо развиты. Издаваемые им звуки несколько напоминают тихое хрюканье и ворчание. В пуще в основном встречаются по опушкам лесного массива, на полянах, в кустарниках и запущенных садах. Летом прячется в любых укромных местах: в чаще кустов, в пустотах поваленных стволов, в углублениях среди корней. Зимой, с конца октября – начала ноября по март – апрель, впадает в глубокую спячку, предварительно отложив жировые запасы. (Ёж)

Это самое крупное животное беловежского леса. Не всем посчастливилось видеть его в натуре. Иллюстрации, экраны кино и телевизора не дают во всей полноте того представления об этом мощном и красивом звере, каким он является в действительности. Его вес 600–700 кг. Телосложение тяжелое, массивное. Передняя часть с сильно развитой мускулатурой, отчетливо выделяющимся горбом, относительно небольшой головой и очень широким лбом имеет густой волосяной покров, образующий сравнительно короткую бороду и гриву. Задняя часть тела резко отличается от передней сухостью и плоскостностью и кажется как бы недоразвитой. Окраска шерсти буро-коричневая. Тяжелая, медленная и вроде бы ленивая поступь создает впечатление о нем как о малоподвижном животном, но оно ошибочно. При испуге или в ярости движения становятся молниеносными, а бег, хотя и непродолжительный, но быстрый. Голос – глухое хрюканье. Признаки раздражения проявляются сопением, частым облизыванием морды языком и загребанием передними копытами. Продолжительность жизни около 30 лет. (Зубр)

Окраска меха варьирует от ярко-рыжего до тусклого песочно-желтого тона. Чаще встречаются тускло окрашенные звери. Зрение развито слабее по сравнению с прекрасным слухом и обонянием.Голос – негромкий тявкающий лай, при драке или ранении пронзительное тонкое верещание.Селится чаще по опушкам, реже в глубине лесного массива, но и в том, и другом случае в разреженных насаждениях, обязательно по соседству с большими полянами, лугами или относительно сухими болотами, где она может добыть себе пищу.Основу питания составляют мышевидные грызуны. (Лисица)

9. Творческое задание

Задача: Вообразите и опишите прогулку по Беловежской пуще.

Учитель. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. (Читает ученик). Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засух. Он дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; в лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей. Лес – наше богатство! Наши руки ещё не очень умелы и уста не совсем опытны, мы только учимся, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Опишите лес. Присмотритесь к краскам. Прислушайтесь к звукам. Подумайте о лесных жителях. Напишите пейзажную зарисовку, используя прилагательные. Если кто-то затрудняется сделать эту работу, пусть составит синквейн на тему «Жители Беловежской пущи». (Во время выполнения работы идет показ презентации2 и звучит песня «Беловежская пуща»).

10. Рефлексия

Устная публикация (представление)
Учащиеся по желанию зачитывают свои миниатюры, остальные отмечают, чем услышанный текст понравился. Работы, которые не были зачитаны, ученики «публикуют» в рукописном журнале.

Учитель. Надеюсь, что этот урок еще раз напомнил нам о том, что природа – это наш общий дом! Дорогой друг! Береги природу. Беречь воду, землю – долг и твой, и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете. Следует лишь помнить, что жизнь природы, поддерживающая жизнь всех людей на планете Земля – самое главное, что должно быть в центре внимания человека. Довольны ли вы своей работой на уроке? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет-доволен! Похвалите себя! Я очень довольна вами!

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, –
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! Вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..

11. Домашнее задание

Нарисуйте зимний пейзаж красками и опишите его 5-6 предложениями, используя прилагательные.

Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В.


Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето , Праздничная ель, Зимние забавы, Весенняя капель Всё ты можешь описать И красиво показать.


Проблема: Во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи. Задачи: - изучить тексты разных стилей; - выяснить частоту употребления прилагательных и их значение.


Прилагательные используются в разных стилях речи 1.В текстах художественного стиля – 28,4% 2.В текстах публицистического стиля- 18,7% 3.В текстах научного стиля – 4,8% 4.В текстах официально-делового стиля – 3,7% 5.В текстах разговорного стиля- 2%

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение


Хорош зимою русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Сказочная картина! (Соколов - Микитов)


Эпитет В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает лёгкий мороз, хлопьями осыпается серебряный иней Эпитет – это особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью.


У слова СНЕГ более 100 эпитетов! блистающий искрящийся переливающийся ослепительный сверкающий серебристый нарядный чистый бездонный глубокий лёгкий мохнатый мягкий пушистый пышный колючий ноздреватый хрустящий веселый печальный и другие


Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.


Рубиновый глаз Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин.)


Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.


Сочинение - зарисовка «Зимнее утро»


Прилагательные в разных стилях речи В текстах публицистического стиля прилагательные используются в прямом значении, они делают информацию наиболее точной и образной. В текстах научного и официально – делового стиля прилагательные используются в прямом значении, так как передают точную информацию. Разговорному стилю прилагательные придают образность и эмоциональность.


Выводы: 1.Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции: - передача более точной информации; - создание художественного образа; - обмен информацией по бытовым вопросам; 2.Количество прилагательных во всех стилях языка различно. 3.Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.


Всем спасибо за внимание!





…….ельник снегами, как мехом …….ельник снегами, как мехом Опушили ……. морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на ……… лоно, А меж ними на ……… лоно, Точно сквозь серебро ………. Точно сквозь серебро ………. …….. месяц глядит с небосклона. …….. месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин


Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное. Точно сквозь серебро кружевное. Полный месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин




1 группа: выписала словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их среди однотипных. определяющими их среди однотипных. 2 группа: выписала словосочетания с 2 группа: выписала словосочетания с прилагательными, помогающими прилагательными, помогающими нарисовать живую образную картину нарисовать живую образную картину действительности действительности


Речевая разминка Снежное лоно Снежное лоно Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать) Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать)утробанедрасимволматериутробанедрасимволматери










Этимологическая страничка Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. 24


§ 1 Роль имен прилагательных в речи

В этом уроке вспомним определение прилагательного, каким членом предложения может быть прилагательное, а также выясним его роль в русском языке.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам [красивый (м.р.) - красивая (ж.р.) - красивое (с.р.)],

Изменяется по числам [интересный (ед.ч.) - интересные (мн.ч.)]

Изменяется по падежам [И.п. - утренний; Р.п. - утреннего; Д.п. - утреннему; В.п. - утренний; Т.п. - утренним; П.п.- (об) утреннем].

Имеет полную и краткую [веселый (полная ф.) - весел (краткая ф.)] формы.

В предложении чаще всего выступает в качестве определения или сказуемого.

Роль имени прилагательного в русском языке очень важна! Прилагательные помогают точно описать предмет, назвать его признаки. Благодаря прилагательным наша речь становится красивой, яркой, интересной.

Прочтите фрагмент из сказки Виталия Бианки «Голубые лягушки»:

Если убрать все прилагательные из текста, то данный фрагмент лишится смысла. Мы не узнаем, что так удивило мальчика. Из текста «уйдут» все цвета: голубой, серо-буро-коричневый, зелёный, светло-голубой. Не узнаем мы и признаков предмета: обыкновенный лягушачий цвет, большая банка, два больших пузыря.

Имена прилагательные несут эмоциональную нагрузку, способны нарисовать перед глазами живую и яркую картину. Например, в стихотворении Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед» комический эффект создается при помощи прилагательных-антонимов:

Принцесса

Была прекрасная,

Была ужасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Принцесса

Была ужасная,

Была прекрасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

На полянке землянка

Прекрасная.

За счет перестановки антонимов «прекрасная» и «ужасная» стихотворение кардинально меняется.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какой? какая? какое? какие? Прилагательное может быть полным или кратким, изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выступает в роли определения или сказуемого и служит для более точного описания предмета. Имя прилагательное называет признаки предмета и делает нашу речь более красивой и богатой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  8. http://festival.1september.ru/articles/615880/

Использованные изображения: