Курляндский про попугая кешу. Александр Леший — Правдивый рассказ попугая Кеши: Сказка


Тамара Черемнова

Попугай Кеша

непридуманная история

Всё, о чём я сейчас вам расскажу, произошло в квартире моего брата в один из воскресных февральских дней.

Обычно первым в этой квартире по утрам вставал Семён Семёныч. И сегодня он проснулся первым, предвкушая длинный блаженный день в долгожданном одиночестве, с хоккеем по телевизору. Он точно знал, что все сейчас уйдут, оставят его одного, не считая домашней живности: кота Гриши и попугая Кеши. И наступит благодать: сиди себе отдыхай, никто на тебя не кричит, в гости никто не завалится, ни женины подружки, ни дочкины поклонники. Ну кто из мужчин не мечтает о таком дне всю рабочую неделю?

Так вот, в то воскресное утро семейство Семён Семёныча дружно проснулось и засуетилось, спешно собираясь на выход: хозяйке с дочкой надо было ехать на ярмарку, да ещё по дороге забежать к знакомым в гости.

Ты уж, Семёныч, побудь дома, ладно? - попросила мужа хозяйка. - Да не забудь поставить пироги в духовку и смотри, не передержи их там.

Напомнив Семён Семёнычу, чтобы тот вовремя покормил кота и попугая, и ещё раз предупредив насчет пирогов, жена с дочкой ушли. Семён Семёныч закрыл за ними дверь и даже затанцевал, предвкушая свободу на целый день. Он заглянул мимоходом на кухню, хотел было заняться пирогами, но, подумав, что пироги не уйдут, махнул рукой и направился в залу. Кот Гриша, увидев хозяина, спрыгнул с дивана, вытянул передние лапы и сладко зевнул.

Ну что, брат Григорий, похозяйствуем, а? - спросил у кота Семён Семёныч и посмотрел на клетку, где дремал попугай Кеша.

Спишь, гадёныш? - проговорил Семён Семёныч, хмуро глядя на Кешу.

Дело в том, что хозяин и Кеша с недавних времён стали врагами. А всё потому, что однажды Семён Семёныч, будучи под хмельком, сунул свой толстый палец Кеше в клетку. Кеша же в тот день по какой-то случайности сидел голодным и ждал, когда его накормят. Посмотрев на толстый палец хозяина - пустой палец, без еды! - возмущенный Кеша зло долбанул его клювом. Хозяин от неожиданности взвыл и так хлопнул ладонью по клетке, что Кешу после этого долго не могли привести в чувство. С тех пор едва хозяин подходил к клетке, Кеша с достоинством отворачивался.

Вот зараза, ещё и обижается! Характер свой выказывает, - хмыкал Семён Семёныч.

Папка, не смей обижать Кешку! - кричала на отца дочка.

Да не трогаю я твою дохлую курицу, - ворчал Семён Семёныч и отходил от клетки.

Вот и сейчас Кеша спал или, может быть, делал вид, что спит. Семён Семёныч потоптавшись, вернулся на кухню, соорудил себе большой четырехэтажный бутерброд, и, поделившись кусочком колбаски с котом Гришей, заспешил к телевизору. Включив его, Семён Семёныч хотел уж было завалиться в любимое кресло - по телевизору как раз шёл выпуск спортивных новостей. Но вдруг раздался звонок в дверь. Семён Семёныч так и застыл в позе конькобежца.

Странно, кто ж это может быть? Может, мои хозяйки вернулись: как всегда, что-то забыли? - подумал Семён Семёныч и пошёл открывать.

Но площадка перед дверью была пуста.

Видать, пацаны балуются, - подумал Семён Семёныч. - Ну, ужо поймаю, уши оторву, - пригрозил он и закрыл дверь.

Постояв ещё немного возле двери, Семён Семёныч вернулся к телевизору. Там как раз показывали счёт забитых голов вчерашнего хоккея. А сам вчерашний хоккей Семён Семёныч, как назло, проспал. Но едва он опёрся рукой на подлокотник кресла и начал плавно опускать своё полное тело, чтобы усесться с комфортом, опять раздался звонок в дверь. От неожиданности Семён Семёныч не удержал равновесия и плюхнулся на пол. Сидя на полу, он кипел злостью, а в дверь кто-то настойчиво звонил.

Ну, если поймаю, убью! - взревел Семён Семёныч и, вскочив, ринулся к двери.

Он рванул на себя дверь и чуть не заплакал - площадка перед дверью была пуста! И даже не было слышно топота убегающих пацанов. Лестница будто вымерла: ни звука, гробовая тишина, даже входная дверь подъезда непривычно молчала.

Может, сосед Петро приходил? - предположил Семён Семёныч.

Он позвонил в квартиру напротив. За дверью послышалась знакомая шаркающая походка соседа, и на пороге появился сам Петро:

А, Семёныч, заходи. Твои ушли? Мои тоже, - радостно поведал сосед, приглашая Семён Семёныча войти в квартиру.

Слушай, Петро, ты сейчас не звонил ко мне в дверь? - сконфужено спросил Семён Семёныч.

Нет, а что случилось?

Да в нашу дверь кто-то без конца трезвонит! Думал: пацаны. Вышел - никого не слыхать.

Да нет, навряд ли пацаны. Сегодня все пацаны удрали на ярмарку: там какие-то дармовые представления.

Тогда кто же?

Не знаю, - пожал плечами сосед. - Да ты заходи.

Да нет, спасибо, Петро, мне ещё пироги в духовку ставить, а то хозяйки мои придут, и опять крику будет, что я целый день лодыря гонял.

Ну ты, если что, зови меня, - сказал сосед, уже не раз заступавшийся за Семён Семёныча во время его семейных баталий, и закрыл дверь.

Попугай Кеша – особый герой! Так же, как и «мужчина в расцвете сил» или волк в «Ну, погоди!» он обладает весьма вздорным и даже отвратительным характером. Кеша независимый, безответный и до предела эгоистичный, в общем герой что надо!

Попугая Кешу, который так полюбился и маленькому, и большому зрителю, некогда придумали сценарист Александр Курляндский и режиссер Валентин Караваев, а вот своему графическому воплощению он обязан Анатолию Савченко (кстати, Карлсон тоже его мультипликационное детище).

На протяжении всех серий, на сегодняшний день их восемь, Кеша то убегает от своего друга Вовки, то снова возвращается. Приключения независимого и забавного попугая занимательные и смешные, а слова и выражения, которые были вложены в его уста и озвучены Геннадием Хазановым, уже давно стали крылатыми.

Идея с мультфильмом зародилась совершенно случайно. Однажды на студии Валентин Караваев предложил Курляндскому снять простенький детский мультик и рассказал историю о попугае, которого он зимой видел улице. Пернатый улетел из дома, но не растерялся и затесался в стаю воробьев.

Мультипликаторы стали додумывать историю: зачем он вылетел из квартиры? Почему не вернулся? Как ему жилось? Никто не ожидал, что попугай Кеша станет настолько популярным.

В результате вышло 3 серии мультфильма « ». Спустя 14 лет на студии Союзмультфильм сняли «Утро попугая Кеши», а за ней последовало еще четыре истории, четыре забавных приключения. Все можно смотреть онлайн.

Основные персонажи в мультиках про Кешу

  • Вовка – мальчик школьного возраста, хозяин Кеши. Несколько скучноватый, постоянно учит уроки, терпелив к капризному питомцу, заботиться о нем и всегда прощает.
  • Рыжий кот – очень ленивое создание, которое живет с богатыми хозяевами на чердаке. Кота в жизни все устраивает. К Кеше отношение неоднозначное: иногда он восхищается птицей, а иногда наоборот.
  • Ворона Клара – флегматичная, инфантильная птица, которая постоянно ковыряется на помойке в поисках пропитания и блестящих безделушек. Оптимистка по натуре, уважает Кешу и постоянно повторяет «Прелестно!».
  • Коля – серый воробушек, понимает Кешу как никто другой. В мультфильме его имя не упоминается. Зимой он пожалел попугая и приютил под шляпой.

Также среди персонажей можно отметить злого мальчика из богатой семьи, который купил Кешу и заставлял его делать всю работу. В третьем выпуске попугай знакомиться с Василием, добродушным сельчанином из совхоза «Светлый путь». А в новых выпусках появится участковый милиции Елкин, справедливый страж порядка.

Экономический кризис 90-х годов отложил выход 4 серии мультфильма, хотя уже был написан сценарий. Курляндский вел переговоры с коллегами из Германии, которые были заинтересованы в создании анимационного сериала про попугая Кешу, но проект так и не был завершен.

Сюжет мультфильма используют в своей практике психологи, когда нужно разрешить схожую конфликтную ситуацию с подростком.

У мультфильма «Возвращение блудного попугая» есть книжное продолжение. Александр Курляндский написал три повести: «Вы были на Таити?», «А нас и здесь неплохо кормят!», «Прелестно!».

Логотип с изображением Кеши давно стал коммерческим, он раскручивается как правообладателями, так и пиратами. С известным попугаем создают компьютерные игры, раскраски и многое другое.

Крылатые фразы из мультфильма

  • А Вовка меня так любил… Прямо на руках носил…
  • Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити - нас и здесь неплохо кормят.
  • Отдохнул - во! Сметаны - во! Рыбы - во!
  • Сво-бо-ду по-пу-га-ям!
  • Прелестно, прелестно!
  • Прощай навек, наша встреча была ошибкой!
  • Эх вы! Жизни не нюхали! А я цельное лето, цельное лето… Утром - покос, вечером - надой. То корова поросится, то вишня взошла, то свекла заколосится. А ежели дождь во время усушки?! Пашешь, как трактор.
  • Эх вы, серость! Это же Бубль-гум!
  • А я что, я ничего. Это ему не слышно.
  • Гуд бай, май лав, гуд бай…
  • - Приехали! Колхоз "Светлый путь!"

Сказка про попугая Чики-чики.

В одном небольшой квартире, на кухне, в деревянной клеточке, жил попугай. Звали его Чики-чики. А почему его так назвали? Да потому, что он любил говорить «Чики-чики»,что бы не случилось. Других слов он еще не знал, так был еще маленький.
Сидел он в своем домике из прутиков, на палочке, уцепившись за нее своими крепкими лапками с острыми когтями и говорил: «Чики-чики». Вот муха пролетела и попугай кричит: «Чи-чи-чи». Это означает: «Лови ее, лови». Вот чайник зашумел на плите. И попугай опять кричит:«Чи-чи». Это что он говорит? «Смотрите чайник кипит, не забудьте его выключить. Чи-чи-чи».
Сам попугай - очень красивый. Грудка у него – зеленая, головка желтая, перышки черные, лапки серые и огромный такой клюв, тоже серый. А глазки маленькие черные, как бусинки, смотрят с любопытством. Еще в домике его висит маленькое такое зеркальце. Смотрит в него попугай, голову наклоняет и говорит важно: «Чики-чики», «Вот, какой я красивый!». И еще, у него есть колокольчик, маленький, красивый и блестящий. Постучит попугай своим клювиком по колокольчику, и колокольчик тихонечко зазвенит: «Динь-динь-динь». Радуется Чики-чики, вот у него какой колокольчик. «Динь-динь-динь»- звенит он.
Услыхал этот звон котенок Масик и побежал на кухню узнать, кто это там динь-динькает и чикичикает. Прибежал, взобрался на стол, потом прыгнул на крышу домика, в котором жил попугай и стал нагло ходить по крыше. А так как крыша была сделана из прутиков, котенок просунул свою лапку сквозь прутья и попытался схватить попугая.
Чики-чики страшно возмутился.
-Чи-чи чи,- закричал он громко.-Ты почему ходишь по моей крыше? Ну-ка, уходи отсюда.-
-Не уйду,- сказал котенок Масик. -Дай мне твой колокольчик поиграть.
-Нет, это мой колокольчик, уходи отсюда.
-А, так ты не хочешь мне отдать колокольчик, тогда я тебя сейчас поцарапаю.
И стал котенок свои страшные лапки с когтями просовывать сквозь прутики, чтобы схватить попугая, и его поцарапать.
Тогда попугай рассердился и клюнул котенка прямо в его страшную лапу своим огромным клювом.
-Ой,ой,ой, больно,- завопил котенок и побежал в коридор.
А там жила его подруга, собака Рада. Это была огромная, лохматая и очень добрая собака. У нее были умные коричневые глазки и такие же коричневые уши. И назвали ее Радой потому, что она всегда и всему радовалась и всех любила. Она и котенка любила и часто с ним играла, хотя он был совсем маленьким. Такой маленький беленький котенок с серым пятнышком на лбу.
Играли они так. Котенок убегал от собаки, а она его догоняла, и осторожно взяв его зубами за, возвращала на место.
Вот эта собака Рада и котенок Масик вместе пошли к попугаю, поговорить с ним, за что это он обидел котенка и клюнул его в лапу. Рада положила свои огромные лапы на стол, на котором стоял домик попугая и стала смотреть на попугая. Чики-чики она показалась такой огромной. Представьте себе, маленький попугай увидел огромную собачью морду, прямо в половину своего домика, да еще так близко. Собака строго посмотрела на попугая и сказала негромко: «Гав». Это означало, что она спрашивала:
-Чики-чики, за что это ты обидел котенка и клюнул его в лапу?-
Но попугай не испугался. Он был очень храбрый, хотя и совсем маленький.
-Чи-чи-чи,- сказал он.- Нечего бегать по крыше моего домика. Мне это не нравится. И, потом, котенок может поцарапать мой колокольчик.
-Так вот оно в чем дело, оказывается, ты сам Масик виноват.Залез на крышу чужого домика, испугал хозяина, да еще хотел колокольчик сломать. Поэтому попугай правильно сделал, что тебя клюнул. Он защищал свой дом. Ты, вот что, Масик, больше так не делай, хорошо?
Давайте лучше все дружить, вместе. Ты, Чики-чики покажи, как звучит твой колокольчик, а мы вместе с тобой послушаем, и даже, все вместе споем песенку,- сказала Рада.
-Хорошо,- согласился попугай, хотя у нас у каждого в этом большом доме, где живет наша хозяйка, своя работа, отдыхать мы можем вместе, правда?
- Да согласились все.
А какая у них работа ты знаешь? А вот какая: все домашние животные помогают человеку дома. А как? Собака дом охраняет и следит за всеми остальными, чтобы они не ссорились и жили в дружбе. Котенок, когда вырастет, будет ловить мышей. А попугай станет вовремя сообщать о непрошенных насекомых – комарах, мухах, бабочках, залетевших в форточку с улицы, А также следить за приготовлением пищи, чтобы хозяйка вовремя выключила вскипевший чайник. А когда все вместе, то можно и песенку спеть.
И тут попугай зазвонил в колокольчик,а котенок и собака запели: «Мяу-мяу», «гав-гав», неслось с кухни, «Динь-динь» звенел колокольчик, «Чики –чики» весело пел попугай.
И они больше никогда не ссорились.

Жил-был Кеша попугай
У него был в клетке «рай».
Было тихо и светло
И лежало там зерно.

Есть кому его любить,
Но стало скучно Кеше жить.
Ни ест, ни пьет в своем «раю»,
А ждет подругу он свою.

И вот настал однажды день,
Когда она пришла как тень.
Красотка в «платье голубом»
Вдруг постучалась к нему в дом.

Была добра, стройна, скромна
И Нюшей назвалась она.
Им было хорошо вдвоем
И строить начали им дом.

Но этот дом был очень мал
Он птичку лишь одну вмещал.
И встал вопрос в семье ребром:
«Кому достанется сей дом?»

«Раз клетка вся была твоя,
Жить в этом доме буду я».
Сказала Нюша Кеше прямо,
«А если скажешь нет, то мама».

И больше не совал свой нос
Наш Кеша в сложный сей вопрос
Он Нюшу очень полюбил
И домик ей он подарил.

Сегодня день был «хоть куда»
У Нюши кончилась еда.
Наверно кризис наступил?
Иль Кеша зерна смолотил.

«Кешуня – это беспредел!
Сегодня ты все зерна съел?
Может их забыли положить?
Что делать Кеша? Как нам быть?»

А Кеша только, что проснулся.
Почистил перья, потянулся.
И он никак не мог понять,
Что хочет женушка сказать.

Но, он привел мозги в порядок
И понял страшные слова.
Когда, вдруг, Нюша закричала, что:
«Нет зерна!", что им хана.

«Без паники!» – сказал наш Кеша.
«Давай осмотрим все без спешки».
И обнаружил Кеша вдруг, что
Домик их не там, а тут.

Что жердочка другой сменилась
И что кормушка не пылилась.
Что поменялось все кругом,
Что клетка цвета будто ром.

«Ой, Нюша, нас переселили
И клетку нашу подменили.
А зерен нету почему?
Я сам чего-то не пойму».

Вдруг, к ним хозяйка подошла
В кормушку положив зерна.
Назвала Кешу – «Милый зайка»,
А Нюшу – «Синяя звезда».

«Вас поздравляю с переездом
Вы жить здесь будете всегда
Я только, что из магазина.
Ведь ваша кончилась еда».

Однажды, Кеша вдруг подумал,
Что в клетке очень жить угрюмо.
Что можно жить и вне решеток.
И тут наш Кеша слышит шепот:

«Где бы крылышки размять?
Так охота полетать!» -
Это шепот Нюшин был
И в мечтах он все парил.

«Как же выйти нам из дома?
Нету ни ключей, ни лома.
Может дверцу нам сломать»-
Стал Кеша Нюше предлагать.

««Девиз «Свободу попугаям!»
С тобой мы Кеша с детства знаем.
Сегодня клетку отопрем
А ночью полетим вдвоем.»

Так, Нюша Кеше подсказала,
Немного зерен поклевала.
И стала с трепетом ждать ночи,
Пока наш Кеша дверь ворочит.

Вот полночь на часах пробило
И Нюша дверцу приоткрыла:
«Ну, все свобода, Кеш, ура!
Теперь нам вылетать пора».

Расправив крылья, как стрела
Взлетела на карниз она.
Удачный был ее полет
Теперь супруга Нюша ждет.

Но тихо было в темноте
И шума крыльев нет нигде.
Уже пять минут прошло
И лапки Нюшины свело.

«Эй, Кеша, будешь ты лететь?
Иль мне всю ночь вот тут сидеть?»
«Ты знаешь, Нюша я не трус,
Но, что-то я летать боюсь!»

«Если взлечу, то быть беде
И очень уж темно везде.
Я в нашей клетке остаюсь
И ты лети сюда, а Нюсь?»

«Ну, ладно Кеша, так и быть
Раз клетка есть в ней надо жить».

Сегодня в клетке был погром

Повсюду зерна, птичий пух.
И это все от пташек двух.

Поссорились у нас супруги,
Надулись оба словно буки.
Никто не хочет примериться

Из-за чего вся эта ссора,
Узнает наш читатель скоро.
Расскажу все с начала,
Ведь я с конца все описала.

Подали «царский» им обед:
Насыпали зерна пакет.
Как полагается водицы,
Чтоб можно было охладиться.

И на радость Кеши с Нюшей
Дали два кусочка груши.
Куски на прутья насадили,
Чтобы удобней птички ели.

«Какая чудная еда,
Не ел такого никогда!»-
Так Кеша Нюше говорил.
Водою он кусок запил.

И только Нюша потянулась
За своим кусочком,
Он оторвался от решетки
И беззвучно полетел в низ.

«Ой, Кеша мой кусок упал!
Ты и так покушал.
Не откажи своей жене
Дай остаток груши мне».

Но Кеша в первый жизни раз,
Попробовав груши сладость,
Почувствовал, что вот сейчас
Всплывет нежданно жадность.

Сегодня в клетке был погром
Как будто в ней прошелся слон.
Повсюду зерна, птичий пух.
И это все от пташек двух.

Поссорились у нас супруги,
Надулись оба словно буки.
Никто не хочет примериться -
Вот попугай! вот «чудо птица»!

И вот, им дали огурец
Сказал наш Кеша Нюше наконец:
«Прости, возьми дольку мою
Ведь огурцы я не люблю».

«Возвращение блудного попугая»

Трилогия

Возвращение I

Популярная анимационная трилогия восьмидесятых годов «Возвращение блудного попугая» – забавные истории о своенравном попугае по имени Кеша.

Первая часть, созданная на заре перестройки в 1984 году, произвела настоящий фурор. Таких мультфильмов советская мультипликация еще не знала – комедийных, многоплановых, с актуальной пародийной социально-политической нотой: капризный попугай, беглец и возвращенец.

Формально ориентированное на детскую аудиторию, «Возвращение» пользовалось бешеной популярностью и у старшего поколения. Мультфильм растащили на цитаты. Пресловутая анимация «для взрослых» – рисованные «Фитили», обличающие то пьянство, то тунеядство, – меркла рядом с «Возвращением блудного попугая». Набившая оскомину трудовая мораль проигрывала подтексту, о существовании которого вряд ли догадывались создатели – режиссер Валентин Александрович Караваев и сценарист Александр Ефимович Курляндский.

Хотя, почему не догадывались? Если бы Караваев и Курляндский ограничились одним выпуском «Возвращения», тогда можно было бы говорить о непреднамеренной удаче и приблудившемся подтексте. Но в течение нескольких лет этими же людьми были созданы еще две части, настолько последовательные и глубокие, что говорить о «случайностях» не приходится.

Курляндский и Караваев наверняка понимали, насколько близок советскому зрителю маленький капризный попугай, насколько он узнаваем. Ведь именно образ, гармонично озвученный Геннадием Хазановым, и драматургия обеспечили успех мультфильма, а не избитая изобразительная техника (мальчик Вовка, хозяин попугая Кеши, как две капли похож на Малыша из «Карлсона»).

Новаторством занимался Юрий Норштейн, еще в 1975 году выпустивший философского «Ежика в тумане». Караваев и Курляндский смогли подняться до идеологии.

К 1984 году цензурный аппарат Советского Союза уже был ослаблен, но не настолько, чтобы не заметить, как двусмысленно «Возвращение». Но в том-то и дело, что этот второй смысл устраивал официальную идеологию. Мультфильм остроумно клеймил извечную пятую колонну – диссидентское сообщество и его национальный колорит.

Поэтому и было оставлено явно провокационное название «Возвращение блудного…» Пародийный контекст сразу же начинал работать на «образ».

С первого взгляда на Кешу становилось понятно, что национальность у попугая «библейская»: восточный тип – на то и «попугай», круглые навыкате глаза, семитский нос-клюв. Попугаи, как известно, долгожители. Кеша должен был восприниматься как Агасфер, эдакий вечный Попугай.

Кешина речь – медийный «органчик», безмозглый склад теле– и радиоцитат на все случаи жизни. У Кеши доминирует не ум, а нрав. Причем довольно скверный. Мультфильм всячески показывает, что хозяин Кеши – мальчик Вовка (читай, власть) – души в попугае (еврее) не чает, а Кеша всегда и всем недоволен.

Первое «бегство» попугая пародирует так называемую «внутреннюю эмиграцию». Сюжет развивается следующим образом: Вовка отказывает Кеше в принятии «духовной пищи» – попугай смотрит по телевизору криминальную драму – что-то наподобие «Петровки, 38», с погонями и стрельбой.

Мальчик Вовка не смотрит пустой фильм, а прилежно делает уроки. И он просит попугая сделать звук потише. Эти просьбы попугай воспринимает как ущемление своих прав и свобод. Выключенный телевизор ставит точку в отношениях между Вовкой и Кешей. Попугай бросается с балкона. Эта откровенная симуляция самоубийства должна подчеркнуть разрыв. Вовка олицетворяет государство и власть, с которыми Кеша больше не может иметь никаких взаимоотношений. Он как бы умер для них.

Поначалу шутовское бегство пугает Кешу. Он понимает, что был Вовкиным любимцем. По сути, его поступок – не более чем истеричное актерство. Но домой вернуться уже не получается. Кеша потерялся и не может найти свое окно.

Попугая-диссидента спасает публика, обитатели двора: жирный кот, ворона, воробьи. Кеша «выступает» – воспроизводит весь словесный мусор, засевший в его голове после прослушивания «голосов». Это нелепая, вывернутая наизнанку информация, забавляющая и кота, и ворону.

«Прилетаю я как-то на Таити… Вы не были на Таити?» – так начинает свои речи Кеша. «Таити» должно звучать как «земля обетованная» – историческая родина Кеши, экзотическое местечко.

Жирный кот – сибарит, мажор, питомец власти, родовой враг всех «птиц», и при этом – совершенно безопасный ввиду своей сытости и лени. Диссидентские посиделки всегда знали такие типажи – детей партийной или научной элиты, холеных и щедрых до времени псевдобунтарей.

Ворона – богема, типичная интеллигентка, бойкая помоечница с неистощимым, как у бывших блокадников, запасом оптимизма. У нее одинаковый ответ на все Кешины пассажи: «Просто прелестно!»

Когда наступают «холода» (политическая оттепель закончилась), кот выносит Кеше свой беспощадный, но справедливый приговор: «Не были мы на Таити, нас и здесь неплохо кормят». Для внутреннего эмигранта наступают трудные времена.

С Кешей остается только воробышек – беспородный интеллигент, последний верный слушатель. Возможно, попугая и воробья сближает «библейство», ведь воробей на Руси – устоявшийся образ еврея.

Продрогшая пара рыщет по балконам в поисках пищи. Кеша в одном из окон замечает Вовку. Блудный попугай с радостью возвращается домой, сразу же забывая о голодном приятеле-воробье.

Пока Кеша диссидентствовал, Вовка завел щенка (будущего пса режима), присутствие которого раньше попугай не потерпел бы. Теперь же Кеша временно перевоспитан улицей, усмирен. Он даже готов делить место фаворита с лопоухим щенком. Прежнее чванство отошло на второй план, преобладает подобострастие.

Когда Вовка снова просит сделать телевизор потише, Кеша немедленно выполняет просьбу, указывая на щенка: «А я что? Я ничего… Это ему не слышно!»

Кажется, диссидент приручен и сломлен.

Но еще есть порох в пороховницах. Зреет новый бунт и побег. Эмиграция внешняя.

Во второй части «Возвращения блудного попугая» Кеша бежит на «Запад».

Возвращение II, или «Это я, Кешечка»

Второй выпуск «Возвращения блудного попугая» (1987) повествует о последующем витке диссидентского побега. Внутренняя эмиграция эволюционирует в эмиграцию внешнюю.

Этот сценарный ход вполне соответствовал реалиям советской жизни первой половины семидесятых, когда Советский Союз нехотя, точно сквозь зубы, выпускал на волю пятую колонну и пятую графу. Брюзга, нытик, доморощенный Абрам Терц-Синявский ибн Кеша бежит на «Запад». И пусть в мультфильме «Запад» оказывается условным и символичным, но от этого он не перестает быть местом загнивания и средоточием порока. Там, «за океаном», на родине бубль-гума и джинсов, жизнь преподаст Кеше жестокий эмигрантский урок в духе «Это я – Эдичка».

Еще в первом выпуске попугай показан морально разложившимся типом – ленив, капризен, чудовищно амбициозен. Этап внутренней эмиграции на «арбатской» помоечке дополнительно развратил Кешу. Он под давлением обстоятельств, конечно, вернулся к Вовке, то бишь в лоно советской системы, но это временное перемирие. Кешу не исправить. Выражаясь словами управдома Мордюковой, попугай-диссидент по-прежнему «тайно посещает синагогу».

Толчком к переменам оказываются пресловутые «элементы сладкой жизни», к которым внутренне тянется Кеша. Утром, выгуливая собаку, он приходит на родимую помойку, свою интеллигентскую «кухоньку», чтобы, как в старые добрые времена дать концерт постоянным зрителям: воробьям и вороне. Все портит жирный кот, проклятый мажор – появляется в новых джинсах, с плеером и жвачкой: «Серость, это же бубль-гум!»

Общество потрясено этой демонстрацией роскоши. О Кеше сразу забывают. Помоечная интеллигенция показывает свое поверхностное нутро и бездуховность. Западные штучки оказываются привлекательней творений Кешиного духа.

Донельзя самовлюбленного Кешу начинает съедать зависть. Он возвращается домой к Вовке и, хоть и будучи существом мужского пола, закатывает сцену по женскому типу: «В чем я хожу, в рванье, как Золушка!» Вовка, то есть Родина, со словами «Выбирай!» щедро распахивает шкаф-закрома, но блага отечественной легкой промышленности Кешу не интересуют. Отрыдав, Кеша цинично «подает на развод»: «Прощай, наша встреча была ошибкой» – и удаляется в те места, где «роскошь» доступна.

Если первый Кешин побег был истеричной реакцией на запрет и попугая, хоть и с натяжкой, можно было назвать бунтарем, то вторая «эмиграция» – расчетливый поступок потребителя. Кеша готов продаваться за джинсы, плеер и бубль-гум.

Первым делом, попав на «Запад», Кеша выставляет себя на торги. Избалованный попугай неадекватен в самооценке и назначает себе цену в тысячу рублей – заоблачная советская сумма. Кеша забывает, что он уже не в квартире Вовки, что он попал на территорию рыночных отношений. Попугай и за тысячу, и за сто, и даже за десять рублей никому не нужен. Реальность быстро сбивает спесь. Лишь когда Кеша уценил себя до нуля, на него находится покупатель.

Кто новый Кешин хозяин? Внешне это типичный отпрыск фарцы конца восьмидесятых. Он модно одет, его квартира забита знаковыми для советского обывателя предметами роскоши – видеомагнитофон, столик на колесиках и прочее.

В отличие от белобрысого славянского Вовки, новый Хозяин выглядит как типичный свиноподобный англосакс, сродни рядовому Райану – крупный жестокий юнец. Он – Хозяин «Запада» и своенравному пернатому еврею Кеше придется у него ох как не сладко.

Первые кадры нового Кешиного житья на «Западе» должны ввести зрителя в заблуждение. Кеша в новой футболке с Микки-Маусом валяется с плеером на диване, слушает «Модерн токинг», пьет загадочный напиток «coka», смотрит видеомагнитофон. Кажется, новая капиталистическая жизнь удалась…

Все становится на свои места во время Кешиного телефонного звонка Вовке. Попугай традиционно врет, как и многие его собратья-эмигранты, тратившие последние доллары на разговор с Родиной, лениво и благодушно сообщали о своих финансовых достижениях, собственной машине, цветном телевизоре, кока-коле в холодильнике, чтобы потом с новыми после вранья силами вернуться к грязной посуде в ресторане или сесть за руль заблеванного такси…

Кеша не исключение: «Купаюсь в бассейне, пью джус, оранжад, у меня много друзей, машина». Немаловажно, что в беседе он примешивает к голосу характерный акцент эмигранта второго поколения – изощренное кокетство со стороны хитрого Кеши. Эта ложь во спасение самолюбия примиряет его с действительностью. Кстати, Кеша смотрит по видеомагнитофону фильм «Укол зонтиком». Этот фильм был в советском прокате, так что Кеша в смысле «духовной пищи» не особо выиграл.

Но вот возвращается англосакс, попугай спешно комкает разговор, бросает трубку. Видно, что Кеша жутко боится Хозяина. Вскоре становится понятно, почему. Тот помыкает никчемным попугаем, издевается, унижает. Из любимца и фаворита Кеша превратился в прислугу, в раба. Кеша хнычет: «Вовка так любил меня, буквально носил на руках».

Увы, капитализм вблизи оказался не таким уж и привлекательным. Наступает прозрение. После очередного унижения Кеша позволяет себе повысить голос на Хозяина. «Запад» показывает свое звериное лицо, бунтарь немедленно оказывается в клетке. Кеше только и остается, что скандировать: «Свободу попугаям!» да горланить протестные песни брошенного отечества: «Пусть всегда будет Вовка, пусть всегда буду я!»

Вернуться домой из тюрьмы уже не просто. Новообретенный киношный опыт приходит на помощь. Кеша ломает клетку, сооружает из «западных» отходов взрывчатое устройство. При подрыве двери Кешу контузит. Его окружают видения-кошмары, демонические личины капитализма, а приходит в себя он уже в квартире Вовки. Эмиграция не прошла бесследно – Кеша в бинтах, поврежден и физически, и морально. Кеша признается, как лимоновский герой: мне было плохо, я был один.

Никаких предпосылок для возвращения попугая домой не было. И тем не менее – Кеша на Родине. Этот момент можно воспринимать как вторжение чуда. Создатели мультфильма, разумеется, могли бы посвятить десяток секунд дополнительному эпизоду, в котором англосакс выбрасывает полумертвого Кешу на помойку, а там его подбирает Вовка, вышедший на прогулку со щенком.

Авторы понимали, что эти объяснения лишние. Все-таки Кеша – собирательный образ беспокойной еврейской интеллигенции. Да, какая-то сбежавшая на Запад часть «Кеши» показательно поплатилась за предательство, но оставшаяся получила хороший урок и угомонилась… до нового побега. Теперь уже – в народ.

Возвращение III, или «Бегство в народ»

Третий, и последний, выпуск приключений блудного попугая (1988) повествует о хождении «в народ». Кеша решает «обрусеть».

По сути, все прежние бегства Кеши – своеобразный поиск правды, мифического Беловодья, обетованной Таити. Свой поиск Кеша ведет прежде всего в культурном поле, а именно, последовательно примыкает к тем или иным социальным трендам.

В первых двух выпусках Кеша побывал и диссидентом, и космополитом. Внутренняя эмиграция не удалась, эмиграция на «Запад» разочаровала в капитализме. Рожденный в Союзе, Кеша не сумел стать ни исполином духа, ни гражданином мира. Но есть еще один выход. Где-то рядом, буквально под боком, существует еще одна влиятельная культурная тенденция – русская, народническая, говорящая, что не нужно далеко ходить за правдой, – она рядом, за городом, в простоте, в чистоте аграрной жизни, в единении с природой.

События развиваются следующим образом. Толстый рыжий кот сообщает помоечным завсегдатаям, что на лето он уезжает в деревню. Примечательно, что кот-мажор во второй раз выступает законодателем модного течения. В предыдущей серии он совратил Кешу джинсами и плеером.

Ужаленный завистью, Кеша спешит домой, чтобы потребовать от Вовки своей доли «русскости», совсем как персонаж из анекдота того времени – дотошный телефонный еврей, который звонит в общество Память: «Правда ли, что евреи продали Россию, и если да, то где я могу получить мою долю?..»

Поехать в деревню не получается – Вовка заболел. Мы видим Кешу уже в новом «русском» амплуа. Вместо футболки на нем подобие бабьего крестьянского исподнего. Он по-старушечьи брюзжит на Вовку: «Зимы ему мало болеть».

Как ни грустно, но в 1988 году Вовка, то есть Советский Союз был уже основательно болен. Знал бы Кеша, что «Вовке» не суждено поправиться, что он протянет еще три года, до августа 1991-го…

Печальные события еще впереди, а Кеша тем временем собирает чемодан и отбывает на жительство в деревню, «к корням».

На трассе Кешу долго никто не подбирает. Но вдруг на тракторе появляется Василий – воплощенное клише из художественных фильмов о деревне. Во всяком случае, именно таким представляет городской обыватель Кеша сельского жителя. Василий простоват, добродушен, гостеприимен.

Василий увозит Кешу в совхоз «Светлый путь». Он вежлив и неизменно обращается к собеседнику на «Вы», в то время как высокомерный Кеша бестактно тыкает: «Хочется запросто, с народом – как ты! Простыми парнями, какие у нас на каждом шагу!»

Василий возвращается из музея – он таким образом приобщался к «высокому». Кеша поет «Русское поле» – это его форма слияния с русской идентичностью.

Вообще, все культурные коды, которыми оперирует Кеша, чтобы найти подход к Василию, по сути стереотипы и создают лишь комический эффект. Сложно представить себе что-то более нелепое, чем попугай (то бишь, еврей) в деревне. Как выяснится позднее, он еще и социально опасен. От Кеши одни проблемы и убытки.

Утром Кеша просыпается в деревенском доме, ищет завтрак, роняя горшки, пачкаясь в печке, с воплями призывая на помощь Василия. Попугай не способен найти пропитание в доме, даже если оно просто стоит на столе.

После завтрака Кеша выходит на прогулку и знакомится с «хозяйством»: свинья с поросятами, лошадь, петух и куры. Для попугая обитатели двора – публика. И в деревне он занимается привычным делом, а именно хаотично воспроизводит городскую «культуру» – в данном случае микс из Антонова, Пугачевой и бессмысленный набор фраз из «Сельского часа»: «Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки будет засыпано в инкубаторы после обмолота зяби?»

У живности «искусство» не встречает поддержки, скорее недоумение и раздражение, разве что лошадь «ржет» над самим исполнителем.

Доведя себя до творческой экзальтации – Кеша изображает исполнителя рок-н-ролла – попугай падает в колодец. Его спасает вернувшийся Василий, а потом одалживает вымокшему попугаю картуз и ватник.

Кеша внутренне понимает свою никчемность. Во многих советских фильмах разыгрывается история неуклюжего неофита, который, попав в новую для него среду, упорным трудом ломает ситуацию и вырывается в ударники. Кеша тоже одержим идеей доказать свою значимость и полезность: «Я смогу, я докажу, я покажу! Обо мне узнают. Обо мне заговорят!»

Но преображения не происходит. Кеша оказывается неспособным к крестьянскому труду. (По-хорошему, к труду вообще.) Он разрушителен как Чубайс или Гайдар, которые несколько лет спустя продемонстрируют стране свои ужасные таланты…

Сев в трактор Василия, Кеша вначале разносит во дворе постройки, а потом сваливает трактор в реку. Василий при этом проявляет чудеса толерантности – только вздыхает да обреченно машет рукой.

В попугае просыпается совесть, точнее, даже не совесть, а ее актерский суррогат, Кеша клеймит себя, называет ничтожеством, жалкой личностью и решает «умереть как мужчина». (Кстати, это первый и последний раз, когда попугай декларирует свою мальчуковость, ведь все его поведение это – перепев анекдотичной еврейской жены, у которой, как известно, «все болит».)

Повешение на проводе от лампочки превращается в спектакль. Свиньи, лошадь, да и сам Василий с любопытством следят за процессом. При этом никто не пытается остановить попугая – уж слишком много от него вреда.

Образ Кеши начисто лишен драматизма: Есенина из попугая не получается. Василий отправляет его домой в посылке.

Обитатели помойки встречают вернувшегося кота. Тот наверняка не ходил в народ, а был просто дачником. Но тут появляется Кеша. На нем ватник и картуз – он, как всегда, «в образе». Щелкнув кнутом, Кеша разражается тирадой обезумевшей деревенской прозы: «Эх вы! Жизни не нюхали?! А я цельное лето, цельное лето: утром покос, вечером надои, то корова опоросится, то куры понеслись. А тут вишня взошла! Свекла заколосилась! Пашешь, как трактор! А ежели дождь во время усушки, а?», закуривает «козью ножку», давится «дымом отечества», заходится кашлем…