Происхождение и развитие психики. Происхождение и развитие психики в филогенезе

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также как процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития живых существ их способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики – нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Раздражимость – основное свойство живых организмов – способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологическими) изменениями. Включает в себя множество реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализированными реакциями человека.

Выделяют несколько форм активности живого: 1) тропизмы (от греч. tropos – «поворот», «направление») – изменение направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых раздражителей (света, притяжения земли, химических раздражителей); 2) таксисы (от греч. taxis – «порядок», «расположение») – ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденная способность к пространственной ориентации живых организмов в сторону благоприятных, жизненно необходимых элементов окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus – «побуждение») – генетически запрограммированное поведение, которое проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus – «отраженный») – форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

У высокоорганизованных животных возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наиболее высокоразвитые животные способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Развитие психики в онтогенезе – процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.

Основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его сознание и личность.

Исследованием онтогенеза занимается возрастная психология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психика и отражение. Главное положение психологической теории деятельности А. Н.Леонтьева заключается в том, что психика есть «функциональный орган» деятельности и поэтому не может быть изучена отдельно от нее (понятие «функциональный орган» было введено в науку А.А. Ухтомским).

Каждый орган (в том числе функциональный) выполняет в той системе, в которую он входит, определенную работу. Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно-регулирующую функцию, т.е. решает задачи 1) отражения мира, в котором субъект действует, и 2) регуляции на основе полученного образа мира деятельности субъекта. Психическое отражение мира субъектом имеет особый характер.

П.Я.Гальперин выделяет четыре уровня (вида) действий, которым соответствуют разные формы отражения мира (отражение здесь есть сторона взаимодействия).

Первый уровень — уровень физических действий. Взаимодействие двух физических объектов приводит к появлению отпечатков (следов) на их поверхности или каким-либо другим изменениям их структуры. Особенностью физического отражения является принципиальная «безразличность» данного следа для физического объекта; например, этот след никак не используется им для продления времени своего существования. Напротив, различные физико-химические процессы, происходящие в результате отражения одним физическим объектом другого, могут привести к возрастанию деструктивных процессов в них и даже к полному разрушению объектов.

Для живого существа характерно уже небезразличное отношение живой системы к обмену веществ между ней и средой — обмен веществ не только не разрушает живую систему, а, напротив, поддерживает ее существование. Поэтому отражение среды организмом активно. П.Я.Гальперин называл этот уровень действий живой системы уровнем физиологических действий, предполагая при этом необходимость особого типа отражения — физиологического. Активность живой системы выражается на этом, втором уровне в определенном учете меняющихся условий среды (так, например, в жаркий летний день устьица листьев некоторых растений закрываются для уменьшения испарения воды и предотвращения необратимых ее потерь) и поддержании на должном уровне постоянства внутренней среды организма, для чего существуют специальные системы контроля и регуляции. Многим живым организмам вполне достаточно таких форм активности и соответствующих форм отражения мира для продолжения своего существования и размножения (представители царства растений живут подобным образом).

Однако с появлением необходимости существования в иных условиях, требующих новых форм активности и соответствующих форм отражения, что происходит в филогенезе с возникновением предметно расчлененной среды, появляется собственно деятельность субъекта и психика как особая форма отражения субъектом его мира на смысловом уровне (П. Я. Гальперин назвал этот уровень — третий в его классификации — уровнем действий субъекта). Далее следует уровень действий личности, который мы рассмотрим позже, поскольку не определили еще понятие «личность».

Проблема возникновения психики.

Различные точки зрения на решение проблемы возникновения психики.

Проблема возникновения психики всегда считалась одной из самых трудных проблем психологической науки. Затруднения вызывало то обстоятельство, что как будто бы нет объективных критериев «одушевленности». Тем не менее, на протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии. Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных

психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт);

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей

как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее

возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза);

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого

существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель);

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий

психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Современная физиология пришла к выводу, что в эволюции живой природы существует примат функции над органом, т.е. перед живым организмом (в связи с изменившимися условиями жизнедеятельности) сначала возникает задача новых форм приспособления к окружающим условиям — задача изменения форм поведения (деятельности) в среде — и, как следствие, появляются морфологические изменения, т.е. соответствующие органы, которые могут наиболее адекватно выполнять соответствующие функции. Первоначально ориентировочную функцию организма в среде выполняла протоплазма одноклеточного организма. Впоследствии эволюция психики как функции жизнедеятельности организмов привела к появлению сначала менее дифференцированной, затем более дифференцированной нервной системы, обеспечивающей более адекватное приспособление животных к миру. Естественно, появление нервной системы выступило, как отмечал зоопсихолог К. Э. Фабри, необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики.

Проблема субъективных и объективных критериев психического. Выше мы уже говорили, что категория деятельности была введена в психологию для преодоления постулата непосредственности. При сохранении данного постулата невозможно было научно объяснить наблюдавшиеся различия в субъективных переживаниях одного и того же объективного стимула разными субъектами. Вводя в психологию категорию деятельности, школа А. Н.Леонтьева рассматривала деятельность не просто как «третье звено» в системе отношений «субъект — объект», а как реальность, объединяющую в единое целое эти «два полюса» взаимодействия. Поэтому, чтобы понять субъективные переживания, необходимо изучение деятельности субъекта в мире объектов. При этом субъект, действуя в мире, отражает его «через призму» деятельности. Психическое отражение поэтому не просто активно — оно деятельностно. Именно посредством деятельности субъект психически отражает мир, т. е. психика и деятельность онтологически тождественны.

Гипотеза А.Н. Леонтьева об условиях возникновения чувственности в процессе эволюции.

Этапы психического развития в филогенезе (по А.Н.Леонтьеву).

Индивидуально-изменчивое и врожденное поведение животных.

Порождение психики в деятельности субъекта и ее функции в ней (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире. Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»). Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально. В своих исследованиях А. Н.Леонтьев выделяет три основные стадии психического развития животных в филогенезе: I) элементарной сенсорной психики, 2) перцептивной психики, 3) интеллекта.

На низшем уровне элементарной сенсорной психики деятельность животных (главным образом, простейших, хотя на этом уровне развития, по мнению К. Э. Фабри, находятся также большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) носит весьма примитивный характер. Простейшие осуществляют в жидкой среде разнообразные типы движений (кинезов), представляющих собой элементарнейшие инстинктивные движения: ортокинез (поступательное движение с переменной скоростью), клинокинез (движения с поворотом оси тела на определенный

угол) и др. Каждый из типов кинезов имеет свои наследственно фиксированные механизмы пространственной ориентации, которые называются таксисами. Существуют положительные таксисы (способность двигаться в сторону благоприятных условий среды) и отрицательные таксисы (способность простейших удаляться от неблагоприятных условий). При этом пусковыми и направляющими стимулами для таксисов (и соответственно кинезов) являются градиенты (перепады в величине) внешних раздражителей.

Простейшие реагируют не только на тактильные стимулы, но и на химические раздражители, электрический ток, некоторые из них — на свет. При этом у кого-то из них наблюдается положительный фототаксис (эвглена зеленая, которую зоологи относят и к животным, и к растениям), а у кого-то — отрицательный фототаксис (некоторые виды амеб и инфузорий). При всех различиях в таксисах для простейших характерен, как пишет К. Э. Фабри, не активный поиск благоприятных раздражителей, а избегание неблагоприятных. При этом надо отметить еще одно примечательное обстоятельство: на данном уровне развития живой материи очень трудно разграничить раздражимость как отражение биотического раздражителя и чувствительность как реакцию на биологически нейтральный стимул.

Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения (он характерен для многих многоклеточных беспозвоночных — высших червей, иглокожих и др.) тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. Хотя и здесь связь функции и органа не прямая: коловратки, например, обладая билатеральной нервной системой, специализированными сенсорными и моторными нервами, недалеко ушли по своим психическим способностям от инфузорий. И здесь все зависит от конкретных условий жизнедеятельности, ставящих перед животным более или менее сложные задачи. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств, которые, вероятно, в начале эволюции были «плюромодальными» (выполняющими несколько функций). Остатки этой плюромодальности можно увидеть в том, что, к примеру, у кишечнополостных имеются осязательные клетки с волосками, которые выполняют также и обонятельную функцию. Ассоциативные связи формируются на этом уровне с трудом и сохраняются недолго. У животных также отмечается привыкание. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности — выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, например, для собаки, как пишет А.Н. Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т.е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет.

Таким образом, и здесь подтверждается общая закономерность соотношения образа и процесса: деятельность по отношению к предмету осуществляется с учетом конкретных условий (поэтому-то выделяются операции как разные способы достижения биологически полезного результата в разных условиях), тогда как в образе мира представлены лишь целостные предметы, а не ситуации (т.е. предметы в соотношении друг с другом). Надо отметить, что сам А.Н.Леонтьев связывал появление перцептивной психики с переходом к наземному образу жизни и поэтому считал, что у рыб как низших позвоночных животных еще нет перцептивной психики.

Однако исследования К. Э. Фабри и других зоопсихологов показали, что перцептивная психика (пусть и в элементарной форме) присутствует даже у высших беспозвоночных (высшие членистоногие и головоногие моллюски), хотя у них по-прежнему большую роль играет и элементарная сенсорная психика. Одним из доказательств наличия у насекомых перцептивного отражения мира являются факты восприятия ими геометрических форм.

На низшем уровне перцептивной психики уже в полном объеме представлено и общение особей друг с другом, особенно впечатляющее у насекомых, живущих в высокодифференцированных сообществах (муравьи, пчелы). Передача информации от особи к особи осуществляется химическим образом (например, в виде пахучих меток у муравьев, интенсивность которых зависит от величины найденного муравьями корма), а также в виде знаменитых танцев пчел. У насекомых появляются также ритуализированное бранное поведение («ухаживание»), территориальное поведение, выражающееся в защите своей собственной территории (так, самцы стрекоз, например, ежедневно облетают свою территорию, зрительно фиксируя основные и дополнительные места отдыха, зоны для откладки яиц самками и т. п., при этом замеченные ими другие мужские особи отгоняются). Несмотря на то, что огромную роль в поведении данного типа играют инстинктивные механизмы (врожденная программа совершения соответствующих движений), совершенствование инстинктивного поведения происходит в индивидуальном научении. Поднимаясь далее по эволюционной лестнице, мы находим организмы, которые

располагаются на границе между собственно низшим и высшим уровнями перцептивной психики (низшие позвоночные — круглоротые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). У птиц и млекопитающих (высших позвоночных) уже можно обнаружить развитие собственно высшего уровня перцептивной психики. Усложняющаяся деятельность животных находит свое выражение в развитии опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движениях, которые у некоторых высших позвоночных (обезьян) приобретают характер практического анализа (расчленения) объекта и тем самым способствуют получению разнообразной информации о предметах, которыми животные манипулируют.

При дальнейшем развитии органов чувств и соответствующих сенсорных способностей качественно развиваются и сенсорные обобщения. Если рыбы способны создать обобщение «треугольник» на основе соответствующих геометрических фигур разной величины и отличить его, например, от квадрата только в условиях правильного их расположения (стоит перевернуть треугольник — и он не узнается рыбой), то млекопитающие распознают эту фигуру в любом положении. Можно также отметить у высших позвоночных наличие зрительных представлений.

На этом уровне развития перцептивной психики возникают также специфические формы общения животных друг с другом, защиты территории и т.п., которые будут предметом специального изучения в курсе зоопсихологии. Появляются навыки и игры животных, которые совершенствуют операции, выделившиеся в структуре их деятельности. Благодаря игре происходит дальнейшее развитие деятельности животных — в игре операции отделяются от породившей их деятельности и приобретают в известном смысле самостоятельный характер (играя, молодое животное совершает движения преследования добычи и «борьбы» с ней, хотя никакой «добычи» не получает).

В качестве третьей стадии развития психики А. Н.Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности. Обобщая известные к тому времени исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян, он выделял следующие характеристики деятельности животных на этой стадии:

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху

проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования

операций на стадии перцептивной психики;

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без

новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявлении аналогичной задачи);

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий

круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой;

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например,

чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью

другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать

собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.

Таким образом, первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доставания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл. В процессе осуществления разных видов двухфазной деятельности и в последующем переносе найденного принципа решения на другие задачи животное ставится перед необходимостью соотнести между собой участвующие в решении задачи элементы ситуации (две палки и плод) — тем самым возникает возможность отражения мира уже не в форме отдельных целостных предметов, а в форме отражения отношений между предметами, или, иначе, целостных ситуаций.

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде - см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Древнейшие предки людей - гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации - приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки - развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения - совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение друг с другом.

Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием человек получал преимущество перед сильным животным.

Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, называются гоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 1). Неандерталец жил в начале палеолита (180-200 тыс. лет назад). Покатый лоб, мощные надглазные валики, более близкие к горизонтальному положению остистые отростки шейных позвонков. По емкости мозгового отдела черепа и пропорциям тела неандерталец уже близок к современному человеку.

Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии "формирующихся людей" еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству.

Рис. 1.

С усовершенствованием строения кисти руки - развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, - резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок - соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности.

Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных необходима только в текущей ситуации: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи - произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность.

Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции.

Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека - Homo sapiens - человек разумный (кроманьонец) (рис. 2).

Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для изготовления орудий труда. В конце палеолита - древнекаменного века - формируется первобытнообщинный строй, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах.

Рис. 2.

В эпоху нового каменного века - неолита (VIII-III тысячелетия до н.э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии.

Во 2-м тысячелетии до н.э. неолит сменяется металлургической эпохой - железным веком, появляется письменность - мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования отношений между людьми, возникает государство и первые записанные законы.

Переход к использованию орудий труда стал толчком для качественно нового развития психики человека. Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.

Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта - человеческая речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей - возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами - к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе развивалась творческая деятельность человека.

На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа - кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа.

Мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо, причастное к определенному явлению, принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. "Дикарь, - отмечает К. Юнг, - был не склонен к объективному объяснению даже очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям".

Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям. Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами.

Все культурное развитие человечества было объективно связано с усовершенствованием сознания человека. Этому сначала служили догматы веры, впоследствии научные понятия.

Цивилизация постепенно формировала разумное объяснение окружающего мира. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как "темное чувство", интуитивные представления, "зов сердца", непреодолимое "движение души".

В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало качественные изменения - умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного.

Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже - у обезьянолюдей, а у человека разумного появились принципиально новые образования.

В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания.

Как отмечает Б. Поршнев, в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии.

Сколь примитивны были внешние условия быта древних людей, столь же примитивен был и их духовный мир, мир психических образов.

В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

  • 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий;
  • 2) появления речи как средства общения;
  • 3) социального взаимодействия людей.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации. Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это "трудоприспособление" и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата - мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием высших интеллектуальных процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций.

Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной идентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. Отныне человек воспринимает мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений. Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека. У него формируется способность осуществлять нравственный, т.е. социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: ее поведение становится все более сознательным, т.е. регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием). Внешние социальные требования становятся внутренними, у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.

Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины. Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины. Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть, способность к самопринуждению. Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью.

Впоследствии ученые пришли к выводу, что процесс исторического формирования психики человека в свернутом виде повторяется в ходе формирования психики отдельного индивида. Ребенок, по Л.С. Выготскому, сначала регулирует свое поведение под воздействием чужой речи, сигнализирующей нужный порядок действий, формулирующей программу его поведения. На следующем этапе психического развития эта программа задается внешне выраженным речевым приказом самого ребенка ("Дима возьмет чашку и выпьет из нее молоко"), затем действенный самоприказ принимает характер внутренней речи. И наконец осуществляется переход от внутренней речи к речи интериоризированной - слова превращаются в мотивы, поведенческие императивы - в средство актуализации различных схем поведения; первоначально внешняя композиция звуков, вплетаясь в практическую деятельность ребенка, приобретает сигнальный характер, становится носительницей социально сформированных значений.

Психика человека современного типа стала интенсивно развиваться, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства сделали возможным рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений - возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться в рукописях, книгах.

Психическое развитие человека связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т.е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания.

В процессе антропогенеза поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.

Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен - племя, род, общину. В его сознании преувеличивалось и даже мистифицировалось понятие "мы". Весь мир подразделялся на "мы" и "они". Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное - как "чужое". Все "наше" стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все "чужое" - предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться или тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало зависеть от этнической культуры, племенных традиций и обычаев, запретов (табу) и установок мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия.

Итак, психическое развитие человека качественно отличается от развития других живых существ. В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности (табл. 3).

Таблица 3.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи – все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. Для чего нужна психика? Для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Чтобы понять природу психики вообще и специфику психики человека, необходимо найти объективный критерий психики (внешне наблюдаемый, регистрируемый).

Панпсихизм – приписывание души всей природе, в т.ч. неживой.

Биопсихизм – психика есть у всего живого, включая растения.

Антропопсихизм – психика только у человека, а животные как и растения – живые автоматы.

Нейропсихизм – психика только у существ, обладающих нервной системой.

Психика приписывалась не потому что существо обнаруживало определенные свойства поведения, а потому что принадлежало к определенному классу.

А.Н. Леонтьев. Объективный внешний критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Они связаны с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.

Психика имеет адаптивный, приспособительный и регуляторный характер – возникает как инструмент адаптации и регуляции. Адаптировать надо конкретного субъекта к конкретным обстоятельствам. За счет адаптации ощущения прекращаются, для того чтобы воспринимать требуется движение (серьги в ушах – помотать головой, изменится стимуляция, возбуждаются новые рецепторы, возникает ощущение).

Свойства:

Активность – если заканчиваются моторные реакции – заканчивается психическое отображение.

Субъективность – психический образ строится в связи с актуальными задачами субъекта. У Леонтьева – принадлежит конкретно субъекту.

Историчность – психический. образ несет на себе отпечаток истории своего создания, психические процессы в целом развиваются в процессе жизнедеятельности и обучения. Нет ни одной системы психики, которая бы возникала сразу, не претерпевала бы развития. Пример: после операции на глаза (катаракта) требуется длительный процесс обучения по соотнесению тактильных впечатлений со зрительными впечатлениями.

Адекватность – психический образ призван регулировать поведение в реальности, образ должен в какой-то мере отражать эту реальность (если попытаться пройти сквозь стену, то образ мне не позволит, реальность меня остановит). Никогда не идет речь о полном соответствии, но принципиальное соответствие есть.


Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, являющейся необходимой стороной Деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую Деятельность;

совершается в процессе активной Деятельности;

углубляется и совершенствуется;

преломляется через индивидуальность;

носит опережающий характер;

психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и Деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.

5. Теория сознания и бессознательного. Психология сознания, структура и функции. Проблема бессознательного в отечественной и зарубежной психологии.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт». Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве. Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли. Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному обычно относят следующие психические явления: – сновидения; – ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции); – движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми; – некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;

– некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» – это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное – это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры. Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное – это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека. Принято выделять следующие структурные элементы сознания: психические процессы и психические состояния, психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.

Психический процесс – это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, маломеняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение).

Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления психики индивида в структуре личности. Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности. Психика существует прежде всего как процесс – непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т. п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей проявляется и формируется в деятельности.

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики.

3. Стадии развития психики. Типы поведения.

4. Самосознание.

Основные термины: определение психики, психическое отражение, раздражимость, чувствительность, стадии развития психики, типы поведения, исторический характер сознания, психика животных, самосознание, психические свойства личности, психические состояния, психические процессы, самопознание, самонаблюдение.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

Особенности психического отражения

Характеристика психики как отражение человеком окружающей действительности определяется следующим

1. Психика – это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс “Отражение природы и мысли человека” (В. Ленин).

2. Психика – это такое отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие (объективное) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через психическое состояние, которое имеется у человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. Например:

1) процесс обучения и воспитания детей;

2) все дети смотрят одну и ту же картину, но одно и то же внешнее воздействие вызывает различное субъективное отражение.

Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от возраста, уровня знаний, степени активности, сформировавшегося мировоззрения.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (образы объективного мира).

Образы возникают в зависимости от прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения, поэтому отражение субъективно.

Всё это даёт право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира, или психическое отражение.

Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности.

Образами материального мира являются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий.

Психическое отражение – это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира.

3. Психика – это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.

Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных.

“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие:

1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Общие положения развития психики

1 положение – каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности. Новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и делает возможным её дельнейшее развитие.

2 положение – имеют место несовпадения линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (по зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Таким образом, уровень психического развития животного определяется соотношением таких факторов: морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

3. Стадии развития психики. Типы поведения

Элементарная психика имеется у простых живых существ с зачатками нервной системы (черви, насекомые). Им свойственно элементарное ориентирование во внешней среде.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

Первая стадия психики называется сенсорной (чувственной). Например, паук отражает связь вибрации паутины с пищей (мухой), попавшей в паутину. В процессе эволюции отделов головного мозга отражательные функции психики становятся многообразнее. Психическая деятельность переходит на вторую стадию развития, которая называется перцептивной. На этой стадии находятся все млекопитающие, здесь происходит отражение различных свойств одного объекта. Например, собака узнаёт хозяина по голосу, одежде, по запаху.

Одни из свойств объекта для собаки имеют большее значение (как сигнал), другие – меньшее. Поэтому при одних признаках животные реагируют правильно, при других ошибаются.

Высшие млекопитающие (обезьяны) обладают мышлением (3-я стадия), у них хорошо развит головной мозг, приближен по строению к человеческому, психическая деятельность богаче и сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют интеллектом. Обезьяны отражают не только отдельные свойства или предметы в целом, но и связи между предметами. Этому способствует сильно развитый ориентировочно-исследовательский рефлекс. Павлов отмечал, что обезьяны способны мыслить, не обладая речью, и поэтому познанное не могут заключить в понятия, отвлекаться от действительности, мыслить абстрактно. Обезьяна способна пользоваться водой из бочки, чтобы залить огонь перед приманкой, но если перенести бочку в сторону, обезьяна направится к бочке, а не воспользуется водой, которая находится рядом. У неё нет понятия о воде вообще.

Швейцарский учёный Портман, испытывая тестами интеллект человека и животных, получил следующие данные:

человек получил 215 баллов – 1 место;

дельфин получил 190 баллов – 2 место;

слон – 3 место;

обезьяна – 10 место.

Типы поведения

Первый тип поведения – это устойчивый, характерный для животного способ реагировать на внешние условия жизни.

На ранних стадиях развития психики были простые стереотипы поведения, передавались по наследству инстинкты.

Инстинкты – это акты поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Инстинкты врожденные запрограммированы в половой клетке.

Второй тип поведения животных – навыки. Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнении способы поведения животных. Например, дрессировка животных направлена на формирование навыков. Навыки формируются в естественных условиях жизни (приспособление животных к местности).

Высший тип поведения – интеллектуальный. Он наиболее гибок в изменяющихся условиях жизни.

Интеллектуальное поведение свойственно высшим животным: обезьянам, дельфинам, слонам.

4. Cознание и самосознание

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

Сознание – это продукт исторического развития человека как общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в данный момент.

I. Исторический характер сознания является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение окружающего мира на уровне сознания представляет собой процесс познания. Совершенствование процесса познания происходит в 3-х взаимосвязанных направлениях.

1. Отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер отражения зависит от социально-экономических условий. Следовательно, познание изменяется в общественно-историческом плане.

2. Процесс отражения окружающего мира постоянно изменяется на протяжении жизни каждого человека, то есть познание изменяется в онтогенетическом плане.

3. Различным оказывается отражение на разных этапах познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к более полным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.

Изменение отражения протекает в индивидуально-гносеоло­гическом плане.

II. Единство исторического, онтогенетического и индивидуально-гносеологического в познании человеком окружающего мира является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных. Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в памяти позволяет людям сознавать не только своё настоящее, но и помнить свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следствен­ные связи.

При помощи этих связей можно предвидеть в своём воображении будущее, что позволяет сознательно намечать цели деятельности. Сознательная деятельность человека имеет целенаправленный характер.

Психика животных обеспечивает приспособление к имеющимся условиям, сознание человека позволяет активно воздействовать на окружающий мир.

III. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания является третьей чертой, отличающей его от психики животных.

IV. Четвертая отличительная черта сознания человека – наличие самосознания.

Самосознание – часть сознания, направленная на познание человеком самого себя, когда он осознает себя как личность находящуюся в определенных отношениях с другими людьми, в определенном процессе деятельности.

При помощи мышления и речи отражение окружающего мира в сознании человека совершается в обобщенной и опосредованной форме, в виде образов и понятий, представляющих собой обобщенное выражение связей и отношений.

V. Обобщенное и опосредованное отражение действительности в сознании человека является пятой чертой, отличающей сознание от психики животных.

Сознание и деятельность в психологии рассматриваются в единстве. Единство проявляется в нескольких направлениях:

1. Сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности, в процессе труда. Деятельность выступает как условие возникновения, то есть как фактор формирования и объект приложения сознания человека.

2. Единство сознания и деятельности – это форма активности сознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленный и осознанный характер деятельности.

4. Сознание выступает в качестве регулятора всего поведения и всех действий человека.

5. Единство сознания и деятельности проявляется в их принадлежности данной конкретной личности.

Психика у человека проявляется в 3-х видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.

Психические свойства личности – темперамент, характер, способности, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку на протяжении всей жизни.

Психические состояния – менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут.

Все три вида психических явлений взаимосвязаны.

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Познание себя путем познания других

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.

Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт собственного сознания. Познание сложных психических явлений, особенно свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание путём анализа собственной деятельности и поведения

Человек познаёт себя непосредственно и опосредованно. Опосредованное познание самого себя совершается путем анализа результатов собственной деятельности.

Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особенности собственной личности. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубже познать себя. Сравнивая самооценку личных качеств с оценками их другими людьми, человек выясняет адекватность собственного самопознания.

Самопознание путём самонаблюдения

Непосредственное самопознание выступает в форме самонаблюдения. В процессах восприятия, представления, размышления и переживания человек в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает его. На этом и основан самоконтроль. К самонаблюдению часто относят самоотчёт по памяти, то есть анализ следов, или запечатленных образов. Индивид пытается восстановить в памяти всю ситуацию события: внешнюю обстановку, своё состояние, поступки. Пытается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий. Это явление в психологии называют ретроспекцией (восстановление прошлого). Интроспекция – самонаблюдение. Индивиды могут вести наблюдение за собственной психикой в разной степени, в зависимости от умений и навыков. Самопознание приводит к определённому отношению личности к собственным достоинствам и недостаткам. Одни люди, сознавая положительное в себе, критикуют собственные недостатки. Другие, замечая собственные промахи и недостатки, мирятся с ними, проявляют самодовольство в связи с сознанием положительных черт. Есть люди, которые не замечают в себе ничего хорошего, видят только отрицательное и отчаиваются, считая себя неспособным или безвольным. Самопознание необходимо человеку для совершенствования собственной личности и деятельности в соответствии с намеченным планом жизни и труда.

Самоконтроль и самовоспитание

Познавая собственные силы, человек стремится использовать их в труде. Для этого он контролирует и анализирует собственные действия, поступки, поведение. Благодаря самоконтролю личность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самовоспитание открывает новые возможности развития человека. Личность, начинающая работать над собой, становится объектом и субъектом воспитания, то есть она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

Вопросы для самостоятельной работы 1. Сущность идеалистического понимания психических явлений.

2. Материалистическое понимание психики и доказательства.

3. И.М. Сеченов о психической деятельности, рефлекторной по содержанию. Три звена рефлексов головного мозга.

4. Определение психики.

5. Особенности психического отражения.

6. Сущность гипотезы А.Н. Леонтьева о происхождении психики.

7. Раздражительность. Чувствительность. Отражение.

8. Тенденции развития психики в поведении животных.

9. Общие положения развития психики.

10. Стадии развития психики. Сенсорная. Перцептивная. Интеллект.

11. Типы поведения. Инстинкт. Навык. Интеллектуальный тип.

12. Определение сознания. Отличие его от психики животных.

13. Исторический характер сознания.

14. Единство процессов познания человеком окружающего мира.

15. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания.

16. Самосознание.

17. Обобщение. Опосредованное отражение действительности в сознании.

18. Сознание и деятельность. Направления.

19. Три вида психических явлений. Свойства, состояния, процессы.

20. Познание себя путем познания других.

21. Самопознание. Самонаблюдение. Самоконтроль. Самовоспитание.

Литература

Беры Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: Талисман, 1994.

Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Введение в психологию. Тесты. Вып. VIII. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 2. – М.: Рос. психол. общество, 1998.

Введение в психологию. Тесты. Выпуск X. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 4. Психофизиологическая проблема. – М.: Рос. психол. общество, 1996.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие / Сост. А.Д. Червяков. – М.: Академия, 1996.

Кандыба В.М. Сверхвозможности человека. – СПб.: Лань, 1997.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 1997.

Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. – М.: Мол. гвардия, 1976.

Корен Стенли. Тайны сна. – М.: Вече, АСТ, 1997.

Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М.: Тривола, 1996.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.

Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. –Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Наука, 1994.

Стивенс Дж. Приручи своих драконов: Пер. с англ. А. Захарченко. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.

Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.

Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Цвейг Стефан. Врачевание и психика. – СПб:. ТсОО “Гамма”, 1992.

Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики или сознания. – Пущино, 1992.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.

Шадриков В.Д. Психология деятельности способности человека. – М.: Логос, 1996.

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейтральные основы психики / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М., 1995.

Шкуратов В. Историческая психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Город №”, 1994.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997.