Можно ли запомнить во сне. Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память

Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

– VAndrey

Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу же после занятия. Невероятно, но если спать под музыку или при свете ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но определённую пользу он всё же может принести.

Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время «обучения во сне», некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.

Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.

Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику «учебного сна», позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.

1. Во сне можно учить иностранные слова

Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.

Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых – они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.

В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.

В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали большую активность медленных волн.

Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.

2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах

Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.

Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.

Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.

3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти

Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.

Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?

Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.

Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика – его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).

Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.

Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция - запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне - всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения - образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания - способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» - стадия глубокого сна, отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) - нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации - наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.

Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон - это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?

Гипнопедия - обучение, основанное на фазах сна

Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида - медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.

Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.

Запоминать при помощи аромата

Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).

А что говорят ученые?

Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.

В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.

При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.

Наука или нажива?

Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.

Еще одна методика запоминания

Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.