София суздальская, православная святая. Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 г. Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Он понял, что именно Соломония сможет воспринять идею великокняжеского служения как особого служения Богу, разделить с ним трудности управления государством, понести его крест. И он не ошибся в своем выборе: Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 г. было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее.

Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Она видела в своем новом служении поприще для еще больших подвигов и благотворительности. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она усугубила свои молитвы о благе отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. «Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства "на постриганье". Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени». В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у современников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. «Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки». Московская Богородице-Рождественская обитель, возрожденная из пепла державным отцом Василия III, была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана и с монастырем преподобного Сергия, и с великокняжеским домом.

Годы шли. При дворе московского Государя возрастало беспокойство, так как пресечение великокняжеской ветви рода Рюриковичей могло снова ввергнуть Русскую землю в междоусобицы и смуты.

Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших своекорыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. Вопрос был поставлен ими так, что касался и блага отечества, и самого заветного желания великого князя – иметь сына-наследника.

В 1523 г., вернувшись с объезда своих земель в Москву, князь Василий III стал советоваться с боярами: «Кому по мне царствовать на Русской земле, и во всех городах моих и в пределах? Братьям ли отдать? Но они и своих уделов не умеют управить». Бояре отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода. В ближайшем окружения великого князя нашлись люди, которые смело объяснили ему всю противозаконность его намерения. То были митрополит Московский Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский, инок Вассиан. Нужно сказать, что, по свидетельствам древнерусских летописей, несмотря на опасения за судьбу своего рода и государства, великий князь долго не решался расстаться со своей супругой, которую искренно любил и с которой вместе прожил более двадцати лет.

Начиная с 1523 г. подспудные придворные интриги переросли в открытые распри боярских «партий». Но великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

София Суздальская на памятнике князю Владимиру Святому во Владимире

Соломония была пострижена в черницы с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 г. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты.

Спустя короткое время она была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.

Согласно свидетельству целого ряда летописей, развод супругов и пострижение великой княгини совершились по просьбе последней. Приведем здесь наиболее полное из них. По «Типографской летописи»:

В лето 7034-е благоверная княгиня Соломонида, видя неплодство из чрева своего, якоже и древняя она Сара, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облещися в иночески образ. Цари же государь всея Руси не восхоте сотворити воли ея, начаша глаголати сице: "Како могу брак разорити и вторым совокупитися?", понеже государь богочтив и совершитель Заповедем Господским и законному повелению. Христолюбивая же великая княгиня с прилежанием и с слезами начат молити государя, да повелит ей сотворити тако, якоже хощет. Царь же и государь всея Руси ни слышати сего не восхоте и приходящих от нея велмож отревая з злобою. Великая же княгиня, видя непреклонна государя на моление ея, начат молити святейшаго архиепископа Данила, митрополита всея Руси, да умолит о сем государя, дабы сотворил волю ея быти, понеже Дух Святый всея пшеницу в сердце ея и да възрастит плод добродетели. Святейший же Данил, митрополит всея Руси, моления, слез ея не презре, много моли о сем государя и с всем священным сонмом, да повели воли ея быти. Царь же и государь всея Руси, видя непреклонну веру ея, и моления отца своего Данила митрополита не презре, повеле совершите желание ея».

«Любящим Бога, по слову апостола, вся поспешествуют во благое». То, что великой княгине суждено было переселиться из чертогов княжеских в монашеские келлии, послужило ей ко благу. Для преподобной Софии, которая и до пострига была по своему внутреннему устроению далеко не обычной мирянкой, Богородице-Рождественский монастырь стал дверью в жизнь иноческую, в новое, но, по существу, родное и близкое бытие в Боге. В суздальской же обители, в которой прожила она семнадцать лет в подвиге поста и молитвы, совершилось ее восхождение к вершинам святости.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители.

Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси, ибо, по слову Христову, «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светильника и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине сyть». Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи.

В 1542 г. София была погребена в усыпальнице Покровского собора.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 г. на могиле святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 г. во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена с горящими свечами в руках в иноческих одеждах и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.

В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний.


Колонки от надгробной сени над захоронением Софии Суздальской

(Соломонии Сабуровой). XVIII в.

Суздальский летописец XVIII в. ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многих событий, происходивших у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, он верил в грядущее прославление преподобной, ибо не ложны слова пророка, многократно повторяемые в течение года на богослужениях: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX вв. Этому немало способствовало некоторое оживление интереса к русской истории в царствование императоров Александра III и Николая II. О личности и судьбе преподобной Софии стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В конце XIX в. имя святой «было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 г., а также в Церковный календарь на 1916 г. под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде».

Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 г. Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный Церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В 90-х гг. XX в., по прошествии тяжелого для Русской Церкви периода гонений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.

Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости.

Иконы в окладе. Преподобная София Суздальская.

Сер. – вторая пол. XVII в.

Акафист преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Кондак 1

Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем:

Икос 1

Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:

Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;

Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;

Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.

Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;

Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.

Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;

Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 2

Видящи злострадания жительства в мире сем, волнами житейскаго моря обуреваемем, презрела еси всяческую тленность благ земных: богатства, власти и чести, и в надежде живота вечнаго оставила еси славу великокняжескую, в благодарении поющи Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разумеющи вся суетная и скоротечная в мире сем, покорила еси себе, яко кроткая агница, воли Всемогущаго Бога и, вземши крест на рамо свое, понесла еси во след Христа Жизнодавца. Мы же, дивящеся твоему смирению и послушанию, во умилении поем ти:

Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;

Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.

Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;

Радуйся, в нетленные одежды равноангельскаго жития облекшаяся.

Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;

Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.

Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;

Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 3

Силою свыше вооружившися, противостала еси всем кознем диавольским; ты непрестанным пощением, псалмопением и терпением попрала еси древняго змия, имущи в сердце своем сладчайшее имя Иисуса, и тем обрела еси покой душе своей, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 3

Имущи боголюбивую душу, взыскала еси Царствия Небеснаго и правды его; неустанным деланием правил монашескаго жития восходила еси от силу в силу и достигла еси высоты совершенства в меру полнаго возраста духовнаго. Мы же, славяще твоя труды и добродетели, сице тебе поем:

Радуйся, вся искушения вражеская силою свыше победившая;

Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.

Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;

Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.

Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;

Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.

Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;

Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 4

Бурю помышлений претерпела еси, преподобная мати Софие, егда направила еси стопы своя путем иноческаго жития, обаче скоро познала еси душею неизглаголанную радость общения со Христом в непрестанных трудех поста, бдения и молитв и в мире сердца своего прославила еси Всещедраго Бога, поющи: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о мнозех бедах и мятежах жительства суетнаго мира, утешалася еси Божиим изволением, данным тебе жребием монашескаго бытия. Темже славяще твое благочестное житие в подвизех послушания, целомудрия и нестяжания, воспеваем тебе сицевая:

Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;

Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.

Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;

Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.

Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;

Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.

Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;

Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 5

Богозданную обитель во имя Покрова Божия Матере возлюбила еси всею душею твоею, под священный Ея омофор всельшаяся, и святым водительством Царицы Небесныя обрела еси покой и сладость душевную, и Сыну Ея Христу Богу воспела еси благодарственную песнь, зовущи: Аллилуия.

Икос 5

Видевши путь к Царствию Небесному, предначертанный Христом во Святем Евангелии, непоколебимо шествовала еси стезями богоугоднаго жития и достигла еси неизреченных благ, уготованных Богом любящим Его. Мы же, назидаемии твоим добрым житием, воспеваем ти:

Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;

Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.

Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;

Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.

Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;

Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.

Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;

Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 6

Проповеда земля Суздальская твое изрядное житие, во мнозех добродетелех процветшее; мирстии людие текоша к тебе, да узрят тя, духовне совершенную, и слышат душеспасительныя глаголы твоих богомудрых уст, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 6

Возсия свет благодати подвигов твоих, просвещающий всякаго человека, грядущаго ко святей обители Покрова Божия Матери на поклонение, да приимут зде хотящии спастися помощь твоими молитвами от Всещедраго Бога, внемлющаго гласу моления угодников Своих. Сего ради возглашаем ти:

Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение;

Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая.

Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая;

Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая.

Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая;

Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития.

Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея;

Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 7

Хотящи последовати Искупителю рода человеческаго, рекшему: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет», возненавидела еси вся красная земных благ и всею крепостию души своея возлюбила еси Сладчайшего Иисуса, поющи: Аллилуия.

Икос 7

Дивную тя во святых показа Христос Бог, сподобивый ангельскаго чина прияти и нарещи тя Софиею, тезоименитая Премудрости Божией, да будеши великая и неизреченная домостроительства Божия тайны, да ведаеши и благая вечная, да Царство Небесное наследуеши со всеми небожителями. Мы же таковому Божию изволению чудящеся, зовем ти:

Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице;

Радуйся, света небеснаго земное зерцало.

Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице;

Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище.

Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя;

Радуйся, образе честный иноческаго жития.

Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая;

Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 8

Странное чудо видимо есть, како честь и хвалу века сего на тихое и безмолвное житие пременила еси и славное звание великия княгини смиренно сложила еси; едино, еже есть на потребу, сие возлюбила еси, благодарственно гласом радования Богу поющи: Аллилуия.

Икос 8

Всю себе, яко Жениху, Господу Иисусу предавши, уподобилася еси мудрым девам, елеем добрых дел светильники своя исполнившим, и, бодрствующи, в радости сретила Его. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице;

Радуйся, обители горния преславная насельнице.

Радуйся, многоми добродетельми путь свой к небеси уготовившая;

Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая.

Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая;

Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся.

Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая;

Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 9

Всякое плотское мудрование в себе упразднила еси силою Божественныя благодати, сораспявши себя Христу со страстьми и похотьми, добре в иночестве пожила еси; темже и была еси яко древо, насажденное при исходищих вод, приносящи мног плод Богу Жизнодателю, поющи: Аллилуия.

Икос 9

Вития многоглаголивая не возмогут изрещи твоя труды сокровенныя, подвиги и благодеяния, ими же угодила еси Богу, Прославляющему прославльших Его, Иже содела тя нарочитым сосудом благодати Своея, из него же преизливаются чудеса всем тя воспевающим:

Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице;

Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице.

Радуйся, любве Божия невредимое хранилище;

Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище.

Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих;

Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол.

Радуйся, смирением своим Богом вознесенная;

Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека, великодаровитый Господь управи житие твое, преподобная мати Софие, и благослови твоя стопы исправити к деланию заповедей Своих. Ты же, яко благопослушливая раба Господня, в смиренномудрии познала еси волю Небеснаго Домовладыки Христа и исполнила вся заповеданная Им, воспевши с радостию: Аллилуия.

Икос 10

Стена необоримая бысть тебе всемогущий Покров Пресвятыя Богородицы, препобедила еси вся искушения духов злобы, облекшися в броню правды, и угасила еси разженныя стрелы лукаваго, вземши щит веры. Сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице;

Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление.

Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя;

Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя.

Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся;

Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая.

Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная;

Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 11

Пением чудес, от твоих молитв проистекших, утешаемся, о преподобная мати Софие, величаем твоя подвиги, их же неослабно понесла еси до последняго издыхания. Егда же скончала еси поприще земнаго живота своего, преселилася душею в небесныя жилища и тамо воспеваеши Царю царствующих хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светоприемную свещу славы Божия зрим тя, во тьме грехов наших светящую, и ко святей иконе твоей, надеющися на твое вспоможение, притекаем, и к раце мощей твоих с верою и любовию припадаем, воспевающи тебе таковая:

Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси;

Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси.

Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси;

Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси.

Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая;

Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая.

Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая;

Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 12

Благодати чудо явила еси ныне: грех наших ради по многолетии судом Божиим попущеннаго запустения обитель сию Покрова Богородицы, юже во граде Суздали, твоим предстательством, праведная мати Софие, Господь паки возроди и дарова ю ищущим спасение, да вси благодарственно поют Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поющи твоя новая чудеса, блаженная мати Софие, почитаем твою пречестную память, твоим бо непрестанным тщанием и небесными молитвами пред Престолом Божиим святая обитель, в ней же ты телом почиваеши, вновь созидается и милостию Царицы Небесныя новым стадом монашествующих обильно населяется. Поминающи твоя таковая благодеяния, приносим тебе песнь сию:

Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая;

Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая.

Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются;

Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают.

Радуйся, обители сия присная хранительнице;

Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице.

Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице;

Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 13

О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты. / Его же моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани // и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к Незаходимому же Солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами, / показася равна Ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

Величание

Ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Преподобная София, Суздальская чудотворица! 29 декабря. Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III, при котором Русь переживала свое лучшее государственное время. Бог Промыслитель предызбрал ее в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония родилась около 1490 года. Она рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни. Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из многочисленных знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо великокняжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола. 4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась как красотой внешней, так и духовной, будучи скромна и благочестива. Жизнь в кремлевских палатах шла тогда по строгому и определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы, без благословения Божия не начиналось никакое дело. Монашеское молитвенное правило было тогда уставом всякой доброй домашней жизни. В великокняжеской семье оно исполнялось всегда тщательно и неопустительно. Раннее утро начиналось с моления в Крестовой палате Кремля, за ним следовала литургия в храме. В княжеских покоях постоянно читались жития святых, творения отцов Церкви как первые настольные книги. По обычаю того времени жена проводила свою жизнь строго в стенах дома, не показываясь в обществе и не участвуя в шумных празднествах двора. Ни близость к власти, ни богатство не искусили и не изменили чистый склад души великой княгини. С высоты своего положения она лучше и глубже видела бедствия многих людей. Вся Москва знала ее милосердие к убогим и обездоленным. В стенах княжеского двора Соломония ежедневно кормила множество нищих. Милостыню она раздавала с необычайной щедростью, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Не только в миру княгиня была сердобольной матерью, но и монашеские обители она воспринимала близко к своей душе, стараясь облегчить их трудности, благоукрасить храмы. Она любила и чтила этот род людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях великой княгини изготовлялись церковные облачения, покровы в святые обители. Так, на раку преподобного Сергия из глубокого почитания этого всероссийского угодника Божия она собственноручно вышила церковный покров. Двадцать с лишним лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив память о себе как добродетельной жены, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия. Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки. С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу. В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода. Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие. Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале, причем в той обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные некогда супругами. Служа Богу, великая княгиня, в монашестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости монахини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14). Семнадцать лет подвизалась святая София в Покровском монастыре, и здесь же в 1542 году она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором. По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского. Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие. Хотя видимо благоверная княгиня Соломония и оставила свое земное царство, однако тем она стяжала непреходящее Царство Самого Бога, Его славу, святость и бессмертие. Ее земное неплодие, о котором часто недоумевает и воздыхает человек, Великодаровитый Господь разрешил в многоплодие духовное, совершенное и прекрасное: семьей ее стал монастырь как община небесная, а детьми – вечные христианские добродетели, умудрившие ее и давшие ей по существу и достоинству тезоименитое имя Софии. Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь, подобно великой княгине Софии, увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией, и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви. Аминь. Тропарь преподобной Софие Суздальской глас 4 Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стнически бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ния и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Кондак преподобной Софие Суздальской глас 1 Но́щи стра́стныя избе́гши, богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ пло́тское мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся ра́вна а́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя мос-ковского Василия Иоанновича (1505—1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался без-детным, о чем великокняжеская чета силь-но скорбела. После 20 лет супру-жества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола — впервые в русской истории — и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княги-ню Соломонию, запрещен и также за-ключен в темницу. Все вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака мла-денца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного).

25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония на-сильно была постри-жена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал мес-том заточения невольных царственных постри-жениц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро-творение в усердной молитве.

Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33). В то время, как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533—1584) назвал княгиню-инокиню «преподобно-му-ченицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая правед-ная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чу-дотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584—1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

Патриарх Иосиф (1642—1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была состав-лена служба преподобной Софии.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовско-му. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и мо-настырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Самое подробное описание: молитва софии суздальской - для наших читателей и подписчиков.

Преподобная София Суздальская (ей молятся о даровании ребенка).

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона София Суздальская: в чем помогает?

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии – стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.

Молитва софии суздальской

Изображения в галерее

АКАФИСТ преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;

Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.

Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;

Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.

Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;

Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.

Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;

Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;

Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.

Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;

Радуйся, в нетленныя одежды равноангельскаго жития облекшаяся.

Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;

Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.

Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;

Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, вся искушения вражия силою свыше победившая;

Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.

Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;

Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.

Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;

Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.

Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;

Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;

Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.

Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;

Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.

Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;

Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.

Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;

Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;

Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.

Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;

Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.

Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;

Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.

Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;

Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение;

Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая.

Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая;

Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая.

Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая;

Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития.

Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея;

Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице;

Радуйся, света небеснаго земное зерцало.

Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице;

Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище.

Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя;

Радуйся, образе честный иноческаго жития.

Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая;

Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице;

Радуйся, обители горния преславная насельнице.

Радуйся, многими добродетельми путь свой к небеси уготовившая;

Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая.

Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая;

Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся.

Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая;

Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице;

Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице.

Радуйся, любве Божия невредимое хранилище;

Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище.

Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих;

Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол.

Радуйся, смирением своим Богом вознесенная;

Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице;

Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление.

Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя;

Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя.

Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся;

Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая.

Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная;

Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси;

Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси.

Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси;

Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси.

Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая;

Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая.

Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая;

Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая;

Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая.

Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются;

Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают.

Радуйся, обители сия присная хранительнице;

Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице.

Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице;

Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче.

Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Молитва преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Иконе Софии Суздальской о чем молятся, история, какой святой посвящена?

Преподобная Софья Суздальская.

В мирской жизни известна, как Соломония Сабурова.

Точная дата её рождения неизвестна – около 1490 года.

Отец Соломонии Сабуровой Юрий Константинович принадлежал к потомкам Сабура.

Сабур был ордынской мурзой и принял православную веру в 1330 году. совершив Таинство Крещения.

Соломония рано остается без родителей, и в свою семью берёт её тётя Евдокия Ивановна, сестра отца. Евдокия Ивановна относилась к девочке с большой любовью, привила ей любовь к Богу.

В этом году Соломония становится супругой великого князя Василия III.

Этот выбор был сделан великим князем из полутора тысячи знатных дочерей Руси.

Вот как описывается свадьба Соломонии и Василия III в лицевой летописном своде

Жили супруги в большой любви и уважении друг другу. Соломония была очень добродетельна, красива.

Но Бог не дал им детей. Соломония и Василия III совершали паломничества во святые обители Руси, прося Господа о наследнике престола.

Двадцать лет была Соломония супругой великого князя. Но боярская дума настаивала на расторжении этого брака, но церковь этому препятствовала, и некоторые священнослужители, противившиеся расторжению брака великого князя были сосланы.

О разводе супругов в разных источниках встречаются противоположные сведения.

14 августа и 29 декабря празднуется память преподобной Софии Суздальской. Преподобная София - постриженница нашей Богородице-Рождественской обители, ее монашеский постриг совершился в соборе монастыря. Предлагаем Вашему вниманию статью, посвященную жизни нашей чтимой святой.

Н аверное, самым распространенным является представление о счастье как об успешной, обеспеченной, беспечальной, проходящей в соответствии с желаниями человека жизни. Но успех мимолетен, земное благополучие призрачно, а желания сменяются одни другими. Не принося удовлетворения, они кружат человека в своем водовороте. Утомившийся от собственных желаний и неудовлетворенности, разочарованный человек задается вопросом: существует ли счастье? Истинное счастье, конечно, существует. Жизнь святой Софии Суздальской, о которой пойдет рассказ, была счастливой. Историки могут на это возразить, и будут по-своему правы. Но, если посмотреть на непростую судьбу великой княгини – монахини в свете вечной жизни, то можно увидеть, в чем заключалось ее истинное и вечное счастье.

В XVI веке наш монастырь неоднократно упоминается в летописях в связи с разводом великого князя Василия III с княгиней Соломонией и последующим пострижением княгини в монашество: «А постриг ея на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид» . Великая княгиня пожертвовала семейным счастьем ради блага государства и ближних. Слова Спасителя: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» – нашли воплощение в ее жизни. Она, казалось бы, потеряла все, но на самом деле в своем жертвенном подвиге обрела большее – драгоценную Евангельскую Жемчужину, ради которой человек может отдать и оставить самое дорогое. В истории княгини Соломонии Сабуровой мы увидим также окружавших ее людей, прежде всего – ее супруга, великого князя Василия III, о котором, как о благодетеле нашего монастыря, расскажем подробнее.

…25 марта 1479 года, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в семье Иоанна III родился долгожданный сын, испрошенный у Бога молитвами родителей. Сохранилось предание о явлении Преподобного Сергия великой княгине Софье Фоминичне Палеолог. Софья желала иметь сына, возможно, будущего наследника престола. Ради этого она пешком совершила паломничество в обитель преподобного Сергия. Она уже прошла село Клементьево и спускалась под гору, подходя к монастырю, когда увидела идущего ей навстречу инока. Он был подобен святому Сергию, как его изображают на иконах. Монах держал на руках младенца. Приблизившись к ней, он внезапно положил младенца в чрево великой княгини. Она испугалась и упала бы, если бы ее не поддержали шедшие с ней жены бояр. Великая княгиня поняла, что ее посетил сам преподобный Сергий. После этого чудесного явления Бог даровал Софье сына, которого они с супругом Иоанном III назвали Василием.

Василий был признан наследником престола не сразу. На царство уже венчали внука Иоанна III – Димитрия. Но царствовать Димитрию не пришлось: державный дед подверг его заключению вместе с матерью Еленой Волошанкой, которая поддерживала партию придворных, приверженных ереси жидовствующих. И князь Василий вступил на престол без почестей и венчания на царство, надеясь, что все это предстоит в будущем его сыну. В 1505 году он вступил в брак.

Избранница князя, Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Предком Соломонии был участник Куликовской битвы Феодор Сабур.

Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии Юрия Константиновича князем . Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Близкие родные Соломонии служили в Великом Новгороде, который незадолго до этого присоединил к Москве Иван III. Ее отец был писцом Новгородской земли, составителем древнейших новгородских писцовых книг .

Княжна рано лишилась родителей и воспитывалась в семье благочестивой тетки, любившей ее как родную дочь. С юных лет княжна проводила внимательную духовную жизнь, и именно тогда полагалось основание ее будущего монашества. Возможно, стремление к идеалу святости привело бы девушку-сироту к вратам какой-нибудь строгой пустынной обители, но Бог судил иначе. Соломонию должны были представить государю и наследнику, который еще не был женат. В те времена наследник престола по обычаю избирал в жены не иностранную иноверную принцессу, а русскую княжну.

Выбор невесты наследника происходил по обычаю, существовавшему с древних времен у Византийских императоров. Идея православной монархии – послушания Богу через Его Помазанника, была принята лучшими людьми Руси еще во времена святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а мысль о русском народе как преемнике святоотеческой Византии – еще раньше. В эпоху Иоанна III, особенно после его женитьбы на византийской царевне, было желание полнее воплотить эти идеи в жизнь, потому перенимались и многие обычаи Византии.

По русским городам были разосланы грамоты «к боярам и детям боярским» с приказом представить дочерей или родственниц – девиц на смотр наместникам, которые выбирали лучших и отсылали в Москву, а между ними уже правитель сам выбирал себе невесту. С разных концов Русского государства на смотрины были привезены около полутора тысяч знатных девиц: в их числе оказалась и княжна Сабурова. И князь Василий избрал в невесты Соломонию. Имевшая духовные устремления, Соломония Сабурова не искала ни власти, ни богатства, ни высокого положения в обществе. Но она приняла Волю Божию и смогла стать опорой супругу-правителю и матерью своему народу, потому что от дней юности не надеялась на себя, но уповала на Бога и призывала Его помощь.

Что касается князя Василия Иоанновича, то его привлекли, прежде всего, внутренние качества избранницы. Соломония и внешне была красива: ее необыкновенная красота и ум сочетались с искренней живой верой, целомудрием, смиренномудрием, скромностью, кротостью, жертвенной любовью. Добродетели будущей великой княгини родились от послушания Воле Божией, и это было особенно важно для избравшего ее. Василий понял и почувствовал, что Соломония правильно воспримет идею власти как особого служения Богу и сможет разделить с ним трудности управления государством. И он не ошибся в своем выборе.

4 сентября 1505 года, в Успенском соборе Кремля, в присутствии великого князя Иоанна III, было совершено Таинство Венчания наследника престола и его избранницы. В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – потомка Дмитрия Донского .

Брак Василия и Соломонии был на редкость счастливым: супруги жили в любви и согласии. Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался весь суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва, трезвение и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. При таком порядке вещей ощущаются во всей полноте радость бытия и покой в Боге.

Вскоре после венчания князю Василию суждено было вступить на престол: 27 октября 1505 года скончался его отец, великий князь Иоанн III. Близость к власти и богатство нисколько не изменили благочестивого, покаянного настроения Соломонии. Перед ней открылось поприще для больших духовных подвигов. Подобно своей предшественнице, преподобной Евдокии (Евфросинии) Московской, Соломония много молилась о благе отечества и испрашивала у Бога помощь державному супругу. Вся Москва знала милосердие великой княгини к нуждающимся, но ее тайных добрых дел было намного больше. Проводя духовную жизнь, много времени посвящая молитве и чтению священных книг, княгиня успевала сделать столько доброго, что нельзя было сомневаться в очевидной Божией помощи. На ее примере можно увидеть несостоятельность и неправду помыслов, всеваемых врагом нашего спасения, о том, что за множеством дел и забот «некогда молиться» или «недосуг» следить за своим внутренним состоянием.

В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. Она помогала семьям бедняков, щедро раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших, заботилась о вдовах и сиротах, давая желающим средства «на постриганье», то есть на поступление в монастырь и жизнь в нем.

Великая княгиня всегда помогала монастырям, строящимся монастырским и приходским храмам, старалась облегчить тяготы монашеской жизни, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку Преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров . Как пишет в своей статье кандидат исторических наук М.А. Емельянов-Лукьянчиков, до нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой великой княгини Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками, «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились также пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр», «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». «Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям. В 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени» .

День Успения Пресвятой Богородицы: Собор Рождества Божией Матери.

«За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день преставился преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы) и в связи с погребением брата Василия III князя Симеона Ивановича (28 июня 1518 года) . Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа» . В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у соотечественников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили испытание терпеливо, по-христиански. Они много и со смирением молились о даровании наследника, ежегодно совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки . На пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева» .

Московская Рождественская обитель, возрожденная отцом Василия III, была близка обоим супругам по многим причинам. Она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и великокняжеским домом; в ее стенах чтили родителей Божией Матери святых Богоотцов Иоакима и Анну, у которых супружеский союз был бесплодным пятьдесят лет, и они столь долгое время скорбели и несли «поношение безчадства».

/Продолжение следует/

Игумения Викторина (Перминова)

Продолжение:

Примечания:

Православные обители России. Москва. Путеводитель. М.: Сретенский монастырь, «Правило веры», С. 256.

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 97.
http://www.pravoslavie.ru/58468.html
См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 6.
См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 8: Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 297.
См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты. http://www.pravoslavie.ru/58468.html
Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995. С. 6.
См. Емельянов-Лукьянчиков М.А., кандидат исторических наук. Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты.