Осознание своего места в мире. Осознание ©

1. Сознание и самосознание.

2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального.

3. Общественное сознание и его структура.

1. Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

В истории европейской философии одним из первых мыслителей, обративших внимание на проблемы самосознания, был древнегреческий философ Сократ. Ему принадлежит знаменитая фраза «познай самого себя», которая, по сути, кратко характеризует всю направленность его философствования. Вместе с тем, самосознание понималось им как самопознание.

В философии Средневековья вопросы самосознания исследовались в контексте анализа человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени , и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку, – это его собственное «Я», факт его мышления. Это позволило переориентировать фокус исследовательского внимания на проблемы психического, и выявило мысль о том, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта , который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля , где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд) в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные неосознаваемые пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы.

Самосознание представляет собой процесс развития человеческой способности анализировать свое место в мире. Как и всякий процесс, самосознание имеет ряд ступеней. Начальной ступенью выступает факт осознания человеком своего тела, выделение себя из предметов окружающего мира, и, в последствии, из мира людей. Следующим этапом является осознание своего места в обществе, через понимание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Высшим этапом в развитии самосознания является осознание своего «Я» как индивидуальности, понимание своей неповторимости, уникальности. На этом этапе осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

В современной науке принято выделять явные и неявные формы самосознания. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности, получили наименование рефлексии. Рефлексия – это способность человека не только к осознанию существующей ситуации, но и процесс изменения человеком самого себя.

2. Как уже было указано, сознание (и самосознание) может существовать лишь при посреднической роли социальных отношений, основой которых традиционно принято считать труд, общение и, как основу последнего, язык. Возникает вопрос: каков механизм взаимодействия сознания и таких форм человеческой деятельности как труд, общение, язык?

В процессе своей жизни человек постоянно использует окружающие предметы. При этом процесс использования предметов выступает как осознание внутренних структур вещей. Например, если человек изготовляет орудия труда , то, в определенной степени, для него не являются существенными внешние формы куска железа, камня, из которых он изготовляет топор. Более важным, оказывается, определить внутренние свойства вещества, такие как структурность, ковкость, хрупкость. Созданные орудия труда являются своеобразными средствами, в которых закрепляются определенные отношения людей к предметам труда и между собой. При этом каждое орудие имеет определенные функции, связанные с соответствующими формами деятельности человека. Отражая объективные свойства, структуру предметов орудия труда являются воплощением знаний человека, то есть с помощью них осуществляется связь людей и передача общественного опыта. Орудия труда – это важнейшие средства познания действительности, формирования мысленных абстракций, которые первоначально как бы вплетены в саму трудовую деятельность.

Развитие трудовых отношений, как известно, порождает потребность в обмене информацией, что способствовало появлению общения , понимаемому как процесс передачи информации в любой знаково-символической форме. Однако, в процессе выполнения своей основной функции – передачи информации, общение превращается в среду для развития человеческого интеллекта и самосознания.

Вместе с тем, всякое общение и коммуникация возможны только на основе наличия особой среды - языка. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык , специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуками и жестикуляцией особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследуется, а приобретается только в процессе социализации человека. Речь и сознание находятся в процессе постоянной взаимосвязи; они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает процесс этого отражения.

В феномене языка органично переплетены как информация, так и способ ее передачи с помощью особого носителя называемого знаком, который является именно материальным носителем, в то время как информация есть идеальное. В науке закрепилось определение з наков как материальных предметов, процессов и действий, играющих роль «заместителя» реальных вещей и явлений, используемых для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Долгое время существовал вопрос о том, что возникло раньше – язык или сознание. В наши дни этот вопрос решается с позиций диалектического процесса становления языка и сознания, обуславливающий и ускоряющий развитие друг друга. Развитие сознания, а также обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык, таким образом, влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Возникает следующий вопрос – что такое идеальное ? Если оно есть порождение сознания, закрепленное в автономных от конкретного человека в материальных носителях (знаках, символах, архитектуре), то насколько это самостоятельная реальность. Какова степень соотношения в нем общественного и индивидуального? Ведь не существует человека вообще, и любой феномен культуры всегда воспринимается через каждого конкретного человека. К настоящему моменту в отечественной науке сложились две основные точки зрения относительно статуса идеального – точки зрения Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского . Приведем максимально емкое сравнение взглядов данных мыслителей, содержащееся в отечественной научной литературе:

«Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. Все эти структурные формы и схемы общественного сознания противостоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной действительности, в качестве внешних форм его детерминации. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества (непосредственно «народа» с его своеобразной духовной культурой). Вне человека и помимо человека никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид с его мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только «внутри» человека, понимаемого таким образом.

Другой подход к проблеме «идеального» представлен в работах Д. И. Дубровского. Смысл этого направления - в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Д. И. Дубровский считает неверным положение, будто идеальное есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Несостоятельно представление, будто идеальное абсолютно независимо от мозга, от его состояний. Необоснованным является, с его точки зрения, и отождествление идеального с мыслительным, с рациональными схемами, нормативами - исключительно с теми духовными явлениями, которые обладают достоинством всеобщности и необходимости. Неверно, будто идеальное несовместимо со случайным, единичным. (Дубровский обращает при этом внимание на внезапные интуитивные поэтические или теоретические озарения, являющиеся «случайными», сугубо индивидуальными.) По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной самоорганизации, еще не следует, что оно должно быть теоретически «локализовано» в пределах общественной системы в целом, а не в пределах общественного индивида, отдельных личностей. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное - это психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей; записанная на бумаге или на магнитофонной ленте фраза может расцениваться как продукт психической деятельности, однако подобный продукт не содержит в себе идеального. Идеальное является исключительно субъективной реальностью и существует только в голове общественного индивида, не выходя за ее пределы, хотя это качество и связано с воздействиями внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловлено органической включенностью индивида в функционирование общественной системы» 50 .

3. Дискуссии о роли идеального требуют переключения внимания с проблем собственно сознания и человека на социально-философские проблемы. Если сознание есть во многом продукт социальный, порождение общественных отношений, тогда что такое общественные отношения, общественное сознание? Какова их структура и механизм работы? И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания.

Одной из наиболее известных точек зрения является представление о том, что именно бытие людей, их деятельность, определяет не только индивидуальное, но и общественное сознание. Однако существуют некоторые различия между индивидуальным и общественным сознанием. Во-первых, индивидуальное сознание обусловлено жизнью конкретного человека. Общественное сознание представляет собой жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. В то время как общественное сознание в определенном смысле надличностно. Общественное сознание представляет собой не просто совокупность индивидуальных сознаний, но некое коллективное целое, не зависящее уже от воли одного человека и потому передаваемое из поколения в поколение. Однако здесь необходимо понимать, что как отдельного социального образования общественного сознания не существует – оно проявляется через отдельных людей.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Различным общественным субъектам - человечеству, государству, этносу, семье, индивиду – соответствуют свои типы сознания. Человек всегда находится под воздействием различных социальных норм и отношений, поэтому его поведение всегда детерминировано окружающей социальной группой или социокультурным контекстом. К настоящему моменту принято считать, что структура общественного сознания в зависимости от степени и способов осознания действительного мира, разделяется на уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденным называют особый уровень общественного сознания, которые представляют собой знания, ценности, убеждения, привычки значительной части широких масс людей, формирующиеся в контексте их повседневной жизни, то есть в труде, быту, семейной жизни, формах досуга. К обыденному сознанию также относятся традиции, житейские нормы нравственности, стихийное мировоззрение, а также народное художественное творчество.

Важнейшей особенностью обыденного сознания является отсутствие глубокого рационального взгляда на мир, человека и общество. Тем не менее, обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности. Составной частью обыденного сознания выступает общественная психология. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в процессе их повседневной жизнедеятельности. Общественная психология представляет собой начальную ступень отражения общественного бытия в общественном сознании.

Теоретическое сознание также является формой отражения общественного бытия. Однако его реальное отличие от обыденного состоит в способе отражения действительности. Теоретические сознание пытается понять закономерности общественного бытия, его внутреннюю логику. Теоретический уровень общественного сознания обычно выступает в форме идеологии, которая представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В наиболее развитой форме идеологические построения выступают в виде научных концепций.

Среди основных форм общественного сознания принято выделять: политическое сознание (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм), правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми), религиозное сознание (отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценка с позиций настоящего и ожиданий будущего).

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

6.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

7. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

8. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

11. Уледов, А.К. Структура общественного сознания. - М.: Мысль, 1974.

12. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

13. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008. – 686с.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ценности человека ) и значимости своего существования(читать про бытие человека ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про потребности человека ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Регуляция поведения и деятельности.

Отражение воздействий окружающей действительности.

Основные функции психики

Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отра­жения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной дей­ствительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гиб­костью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовать их в соот­ветствии со своими потребностями и интересами.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Последние же при этом являются внешней формой проявления психики.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом (рис. 1).



Психическую реальность условно можно разделить: на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику.

Экзопсихика - это та часть психики человека, кото­рая отражает внешнюю по отношению к организму реаль­ность.

Эндопсихика - это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма.

Интропсихика - это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны.

Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например, ощущение холода, несомненно, - экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но мы его часто относим к собс­твенному организму («ноги замерзли»). Вследствие этого интропсихические процессы и явления можно считать как бы собственно психическими процессами.

Рис. 1. Основные функции психики

Корпоративная

Этика

Красноярск 2005

Введение.

Настоящий стандарт разработан в целях формирования корпоративной этики в авиакомпаниях, принявших к руководству данный Стандарт. Настояший стандарт оп­ределяет требования к внешнему виду сотрудников, речевому этикету, служебному этикету сотрудников компании.

Настоящий Стандарт согласован со следующими руководителями компаний:

Управляющий делами администрации ООО «Эйрбридж»;

Директор департамента общественных коммуникаций ООО «Эйрбридж»;

Зам. директора по производству по организации сервиса АК «КрасЭйр»;

Директор по организации сервиса АК «ДАЛ»;

Директор сервисного комплекса АК «Омскавиа»;

Руководитель Управления бортового сервиса АК «Самара»;

Начальник отдела обеспечения бортового сервиса АК «Сибавиатранс».

Корпоративная этика.

Общие положения.

Область применения.

Настоящий Стандарт устанавливает требования к внешнему виду сотрудников и этике­ту общения сотрудников между собой и с клиентами авиакомпаний, принявших к руко­водству данный Стандарт.

Настоящий Стандарт «Корпоративная этика» направляет сотрудников авиакомпаний к постоянному совершенствованию и развитию сервиса в корпорации. Требования настоящего Стандарта являются обязательными для всех сотрудников авиакомпаний.

Требования Стандарта могут быть пересмотрены в зависимости от условий современ­ного авиарынка.

Список определений и сокращений.

В настоящем стандарте применяют следующие определения и сокращения:

Базовый тариф - тариф F, C или Y класса, действующий без каких-либо ограничений.

Штраф - сбор при несвоевременном добровольном отказе от полета.

VIP (very important person) -клиенты, требующие повышенного внимания и уровня сервиса.

АВС - агентство воздушного сообщения;

АК - авиакомпания;

АУЦ - авиационный учебный центр;

БП - безопасность полета;

ВС - воздушное судно;

ВТЭК - врачебно-трудовая экспертная комиссия;

ГД - Генеральный директор;

ГОСТ - государственный стандарт;

ИБП - инспекция по безопасности полетов;

КАБ - комплекс по авиационной безопасности;

КОБ - комплексная обработка багажа;

КЭАТ - комплекс по эксплуатации авиационной техники;

ЛК - летный комплекс;

ЛОВД - линейный отдел внутренних дел;

ОАО - открытое акционерное общество:

ООО - общество с ограниченной ответственностью:

СБП - служба бортпроводников;

СОПП - служба организации.пассажирских перевозок;

СОТиП - служба организации торговли и питания:

СП - служба представительств;

СТП - стандарт.предприятия; .

Сотрудник/сотрудница - сотрудник (ца) компании «Эйрбридж» и авиакомпаний-партнеров, принявших к руководству данный Стандарт.

Ответственность.

1.3.1. Каждый сотрудник несет персональную ответственность за соблюдение правил этикета, ношения форменной одежды, за свой внешний вид и манеры поведения, изло­женные в требованиях настоящего Стандарта.

1.3.2. Ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта несут руково­дители служб и подразделений авиакомпании, начальники цехов, смен.

1.3.3. Ответственность по организации контроля за соблюдением требований настояще­го Стандарта несут директор департамента по сервису ООО «Эйрбридж» и руководите­ли подразделений, ответственных за сервис в авиакомпаниях, принявших к руково­дству данный Стандарт.

2. Ценности компании.

· Мы - одна из стабильных и надежных компаний России, ориентированных на клиента.

· Мы ценим каждого сотрудника нашей компании.

· Каждый сотрудник компании имеет право на повышение профессионального уровня.

· Каждый сотрудник компании умеет создать атмосферу комфорта и доверия кли­ента.

· Мы работаем, чтобы завоевать доверие клиентов.

· Каждый клиент - личность, достойная уважения и понимания, со своими требо­ваниями, эмоциями и потребностями.

· Клиент всегда прав - сфера услуг предполагает удовлетворение ожиданий каж­дого клиента. Основа хорошего сервиса - культура общения.

· В общении с клиентом каждый сотрудник компании вежлив, корректен и внима­телен.

· Любой вопрос, ситуация или проблема решается оперативно и на высоком про­фессиональном уровне.

· Мы заботимся об окружающей среде.

· Мы работаем сплоченной командой.

· Команда - это мы.

· Мы делаем все, чтобы успех команды и личный успех росли одновременно.

· Мы осознаем свою ответственность как за успехи, так и за неудачи компании.

· Мы приветствуем цели компании и делаем все для их достижения.

· Мы сознательно работаем над поддержанием и развитием качества услуг.

· Мы принимаем, признаем и исправляем допущенные ошибки.

· Мы гордимся своей компанией.

Осознание себя и своего места в компании.

· Каждый сотрудник четко представляет свою миссию в общей структуре компа­нии, понимает важность сотрудничества в работе на общий результат.

· Каждый сотрудник имеет право на эмоциональную поддержку и эмпатию других работников.

3.1. Правила поведения при общении с коллегами / клиентами.

· Необходимо помнить, что каждый неприятный момент в обслуживании забыва­ется пассажирами лишь после получения новых приятных впечатлений. Гово­рят: "Исправить ошибку в обслуживании в двенадцать раз сложнее, чем один раз качественно обслужить".

· Заслужить имидж компании высокой культуры обслуживания возможно будет лишь тогда, когда каждый работник проявит себя как высококультурный чело­век, обладающий терпимостью, скромностью и умением сдерживать свои эмо­ции.

· Общаясь с сотрудником / клиентами компании, стойте прямо, руки держите сво­бодно, не совершая ими суетливых движений.

· Речь должна быть уверенной и профессионально грамотной.

· Для профессионального общения с клиентами каждый сотрудник обязан знать организационную структуру своей компании, ее подразделений и служб и зоны их ответственности, а также справочные телефоны (приемная, справочная).

· Если Вы не владеете информацией для разговора с клиентом / пассажиром, вы должны принести извинения и вежливо переадресовать его к более компетент­ному сотруднику. Не допускается общение с клиентом по профессиональным вопросам, не входящим в Вашу компетенцию. Ваш непрофессионализм в кон­кретном вопросе может оттолкнуть клиента и создать неблагоприятное впечат­ление о компании в целом.

· Не допускается общение с пассажиром сотрудникам, не участвующим на кон­кретном этапе обслуживания пассажира/клиента (бортпроводникам - при на­земном обслуживании пассажира и т.п.).

· Не допускается общение сотрудника, который не участвует в технологическом процессе обслуживания пассажира/клиента, с пассажиром/клиентом (сотрудник АТБ, КЭАТ, загрузчик цеха бортпитания и др.).

· В случае обращения пассажира/клиента к сотруднику, который не уполномочен давать объяснения сотрудник должен извиниться и пригласить к пассажиру компетентного сотрудника.

· Сотрудники компании, которые, согласно, своих должностных обязанностей, не участвуют в непосредственном обслуживании пассажиров, должны стараться свести к минимуму свое появление в салоне ВС. в момент нахождения в нем пассажиров.

· При общении с клиентами / коллегами следите за жестикуляцией, она должна быть умеренной. "Поведение" рук и тела может подвести Вас и показать с невы­годной стороны.

· Хорошо владейте речью, будьте вежливы и корректны. Приветствуйте клиентов / коллег с улыбкой.

· Общаясь с клиентом / коллегой стоя, недопустимо: скрещивать руки на груди. упираться руками в бедра, раскачиваться, хрустеть пальцами, приводить свой внешний вид в порядок в присутствии клиента, употреблять пищу, показывать пальцем, жевать резинку.

· Общаясь с клиентом, сидя за рабочим столом: необходимо сидеть свободно, но не развалившись, не раскачиваться на стуле, не допускать излишней жестикуляции руками, не стоит крутить в руках ручку или другие предметы, бараоанить пальцами по столу.

Курение в форме

· Согласно приказа Президента РФ о запрете курения в общественных местах ра­ботникам компании курить разрешено только в специально отведенных местах.

· Запрещено курить при пассажирах/клиентах.

Алкоголь

· Запрещается употреблять спиртные напитки, а также находиться в нетрезвом виде в форменной одежде. Этим Вы дискредитируете нашу компанию.

· Запрещается употреблять спиртные напитки на рабочем месте.

· Запрещается появляться в нетрезвом виде на рабочем месте.

3.1.3. В общении с клиентами запрещается:

· Обращаться к пассажирам/клиентам с личными просьбами, разговорами на личные темы.

· Обсуждать финансовую деятельность компании, состояние социального фона, уровень заработной платы персонала и руководства, так как это является коммерческой тайной компании.