Мангуп благовещенский монастырь. Благовещенский мужской монастырь на горе мангуп

19.09.2015

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь.
Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий - по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.

Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

Карта

Где находится Св.Благовещенский мужской монастырь? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°35.406′, 33°48.166′ , почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Св.Благовещенский мужской монастырь

Фото

Св.Благовещенский мужской монастырь

Хотя на плато Мангупа, где в средние века располагалось легендарное княжество Феодоро, ведет чуть ли не каждый второй туристический тур, здесь есть немало мест, в которых редко кто бывает и не каждый слышал. На прошлой неделе мы открыли для себя один из таких уголков Мангупа – Северный монастырь, расположенный в верховьях балки Табана-Дере.

Маршрут похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Антон проложил очень затейливый путь: вместо того, чтобы подъехать из Терновки до Хаджа-Сала на попутке, мы, старательно обходя трассу, пару часов шли без остановок по лесным дорожкам. И после посещения монастыря нас ждал еще немалый путь в Красный Мак. Так что еле успели на 18-часовой автобус до Северной стороны Севастополя.

Вот наш маршрут:

Видео похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Все эти подходы под монастырь подробно показала в видео, поэтому оно получилось чрезвычайно долгим – почти 16 минут. Надеюсь, не уснете. Кстати, подписывайтесь на наш канал, иногда там появляются видеорепортажи из походов, о которых здесь нет отчетов.

Терновка – Мангуп. Северный монастырь

Мое любимое направление с автостанции на 5-м км Севастополя – это как раз на Терновку. Ехать недолго (примерно 40 минут), автобус не такой уж и наполненный. Наша 2г10месячная Саша даже не успела задремать.

Проговорив по пути, что неплохо бы зайти в аптеку и купить мазь “Спасатель”, мы вышли из автобуса и ринулись быстрее прочь от цивилизации, напрочь забыв о фармацевтических планах. За нами было увязалась собака, но после первого технического привала для того, чтобы снять “лишнюю” одежду, она не стала дальше нас провожать.

Сначала мы шли по кромке скальных обрывов, но они становились все непроходимее. Так что в какой-то момент свернули в кусты и пошли по азимуту то теряя, то вновь находя тропинку. Довольно скоро выбрались к крайним домам Красного Мака.

В автобус, который, к нашей удаче, немного опоздал, садились уже в темноте.

В самом верховье Каралезской долины, около дороги Красный Мак — Терновка, высится гора Мангуп. Она похожа на огромную четырёхпалую кисть руки великана с вытянутыми пальцами-бурунами (каменными мысами). Особенность этого массива в цепи Крымских гор второй гряды — высота и крутизна склонов — образует из него естественную крепость. Поэтому на плоской вершине горы в средневековье обосновалась столица христианского княжества Феодоро. Толстые стены по оврагам и 70-метровые скальные обрывы делали её почти неприступной.


Кроме дворцов, жилищных и хозяйственных построек, здесь было много церквей и монастырей. После взятия столицы турками в 1475 году она навсегда была стёрта с карты Крыма.

Жизнь на цветущем плато быстро угасала. Руины величия покрывались пылью столетий. Иногда эту пыль «стряхивали» археологи да романтики дальних дорог, сделав Мангуп неофициальной туристической меккой.

И вот на развалинах небытия через годы забвения пробился росток новой жизни.

В одном из монастырей, в монастырском комплексе Южном, ныне Благовещенский, поселились монахи, вновь обживая покинутую обитель. Туда мы и отправляемся.

Монастырский комплекс находится на южной стороне горы. Возник он на рубеже XIV-XV веков. Его расположение за пределами оборонительных стен наводит на мысль, что он создавался в мирное время.

К тому же он был труднодоступен, а ход к нему был потаённым. Современная известность к монастырю пришла благодаря фрескам, которыми были расписаны апсида, арка и фриз, окаймляющий алтарь. В конце пятидесятых годов XX века они были исследованы и частично реставрированы известным крымским археологом, искусствоведом Олегом Домбровским. Фрески практически уничтожены.

Дорога по лесистому оврагу Табана-дере, которой мы поднимаемся, приводит к южной оконечности мангупского плоскогорья. Далее нужно спуститься по расселине к основанию скального обрыва и по тропе двигаться на запад три-четыре сотни метров. Тропа эта называется Мышеловкой, потому что над нею между двух скал завис отколовшийся от основного массива огромный камень в несколько тонн весом. Под него нужно «подныривать» и дальше передвигаться на четвереньках с надеждой на лучший исход. После этого «чистилища» препятствий на тропе к монастырю уже не будет.

И вот большое углубление в скале. Это «прихожая» монастыря. На натянутой верёвке висят халаты и косынки для женщин-посетительниц, если их внешний вид не соответствует уставу монастыря. На лестнице-галерее, ведущей в среднюю часть скального массива, в местах обрушения внешней стены стоят жерди-перила, поставленные монахами.

По лестнице мы попали в огромный естественный грот. Он велик не столько глубиной и высотой, сколько шириной.

В дальнем западном углу грота — келья монаха. В ближнем к нам восточном углу, на самом краю обрыва, находилась небольшая пещерная церковь. Около неё на стене висели иконы, очевидно, не вместившиеся в тесное помещение церкви.

В глубине аккуратной поленницей были сложены дрова. Посредине этого каменного зала стоял длинный трапезный стол.

Было время обеда. За столом сидели настоятель пещерных храмов, приехавший из Красного Мака, монах, живущий здесь, в монастыре, один служитель церкви, а также несколько паломников, как мы потом узнали, приехавших, чтобы получить благодать и отслужить всенощную. Один монах прислуживал им за столом, другой читал выдержки из святых книг. Настоятель объяснял паломникам прочитанное. Мы извинились и сели на край обрыва этого грота в ожидании конца обеда, предавшись созерцанию открывшегося перед нами вида Ай-Тодорской долины. Сидеть было приятно, солнце светило мягко и бархатно. Мы смотрели как бы с облаков на кудрявые лесные дали, на сады, на дороги и тропки, по которым идут и едут по своим мирским делам люди-муравьи...


Обед закончился. Мы подошли к настоятелю и попросили показать фрески, из-за которых разгорелся когда-то нешуточный спор между краеведами и церковниками. Настоятель любезно согласился и прошёл внутрь помещения. Откинув полог, показал место, где когда-то были росписи. На сером каменном фоне в нескольких местах мы увидели небольшие пятна и штрихи с остатками потускневшей, едва отличимой от фона старой краски, — всё, что осталось от фресок. Замазали их надписи туристов, въевшиеся глубокими царапинами в стены алтаря. Вот вам и ответ всем противникам вселения в комплекс монахов, которые, мол, обосновавшись, нанесут ущерб старинным фрескам, испортят то, что осталось. Но если бы они и захотели это сделать, портить-то уже нечего!

Приходится только сожалеть, что возрождение крымского Афона началось поздно, когда безвозвратно утеряны многие ценности. А монахи могли бы уберечь, спасти, сохранить историческое и культурное наследие.

Всенощная проходила при свечах. Они были расставлены в больших и малых подсвечниках под иконами и выполняли не только культовое назначение, но при отсутствии других источников света освещали церковь и ту часть грота, в которой проходила служба. Люди, беззвучно повторявшие слова молитвы, иногда осеняли себя крестным знамением, от этого движения колебался воздух и пламя свечей то притухало, то разгоралось сильнее.

В широкий проём открытого зева грота была видна значительная часть ночного неба с горящими на нём звёздами. То ли из-за высоты, на которой находился монастырь, то ли из-за черноты неба они были крупными, яркими и настолько близкими к земле, что казалось, ещё немного и звёзды лягут на ночное плато этой древней горы.

Всенощная проходила несколько часов, в течение которых ночь набрала густые тёмные краски и слилась воедино с темнотой части грота, не освещённой свечами, и казалось, что это свечи мерцают на небе или, наоборот, вместо свечей под образами горят звёзды, откидывая дрожащие лучи на просветлённые лица людей.

И думалось: а на Земле ли ты находишься?

Валерий Рябцев, «

Пещерные города и монастыри Крыма - уникальные достопримечательности горной части полуострова , каждая из которых впечатляет не только живописными пейзажами, открывающимися со скал, но и своими особыми тайнами древности. В особенности интересны старинные пещерные монастыри полуострова, многие из которых до сих пор остаются действующими и хранят историю развития православия в этих местах. К их числу относится и Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь, возникший среди крымских скал на рубеже 14-15 веков.

Располагается эта православная святыня Крыма чуть ниже Мангупского плато, но так же, как и соседний пещерный город Мангуп , возвышается над окружающей долиной. Расположение монастыря за пределами мангупских оборонительных сооружений наталкивает исследователей этих мест на мысль о возведении Свято-Благовещенского монастыря в мирное время, когда уже не существовало серьёзных угроз для православных монахов. Тем не менее, эта святая обитель достаточно труднодоступна, а вход в неё длительное время был сокрыт, да и сейчас ведущая к Свято-Благовещенскому монастырю тропа не заметна с первого взгляда. Именно такие кажущиеся непригодными для жизни места и становились в древности укромными обителями православных монахов, стремящихся избежать мирской суеты и приблизиться к Богу.

Чтобы добраться до Свято-Благовещенского монастыря не требуется специальной подготовки, но путь всё же непрост. Необходимо преодолеть подъём всего в 200 м, но прохождение даже столь небольшого участка потребует определённых усилий. Зато это путешествие приятно порадует возможностью созерцания окружающих живописных пейзажей и будет по-своему довольно интересным.

С самого же Мангупского плато тропа к Свято-Благовещенскому монастырю ещё короче и составляет всего 20 м пути, но такой спуск ещё более непрост и довольно рискован, ведь придётся перемещаться по валунам в скалистой расселине. Поэтому сюда проще подниматься из долины. Туристы могут спуститься к Свято-Благовещенскому пещерному монастырю от Мангупского плато по наклонному туннелю, который называют «Мышеловкой». На этой тропе придётся протиснуться под зависшую над обрывом между двух скал каменную глыбу, которая когда-то отвалилась от скального массива. Пройдя этот непростой путь, можно выйти на площадку просторного естественного грота, с обеих сторон которого располагаются монастырские помещения.

Углубление в скале, выводящее в этот грот, служит своеобразной прихожей. Здесь женщины при необходимости могут взять платки и халаты, ведь в Свято-Благовещенский монастырь, как и в иные православные обители, разрешается вход только в подобающем убранстве. Каменная лестница, ведущая к средней части скального массива, в некоторых, наиболее опасных местах, снабжена деревянными поручнями. Слева, в западной части монастыря, располагаются кельи монахов.

Кухонная пещера
Подсобное хозяйство в пещерах
Свято-Благовещенского монастыря

Справа, в восточной части, на самом краю обрыва находится небольшая церковь, где осуществляются богослужения. Вблизи этого храма в скальных нишах располагаются иконы, а свечи освещают часть грота, в которой проходят службы. В самом же храме можно заметить две вырубленные в полу гробницы. Вполне вероятно, что они принадлежали кому-то из князей Мангупа. Есть в этом пещерном храме и небольшая старинная колокольня.

Алтарь церкви
Свято-Благовещенского монастыря

Довольно контрастное зрелище на фоне скальных помещений верхних пещер представляют собой современные окна, украшающие пролёты в скалах.

Свято-Благовещенский монастырь образуется двумя пещерными храмовыми комплексами, в которых в общей сложности насчитывается до 20 расположенных в два яруса пещер различного назначения. Самое большое из этих пещерных помещений в древности служило, скорее всего, для масштабных собраний. Все кельи, храмовые и хозяйственные помещения этой православной обители располагаются в искусственных пещерных гротах, возникновение которых датируется ещё 6 веком, но возникновение самого Свято-Благовещенского монастыря приходится на 14-15 века.

Гроты Свято-Благовещенского монастыря:
Вход в монастырь Гроты VI века

В былые времена этот монастырский комплекс именовался просто Южным, из-за своего расположения на южной стороне плато Мангуп.

Южный склон горы Мангуп - место расположения
Свято-Благовещенского монастыря

С распадом княжества Феодоро прекратил своё существование и расположенный по соседству с его столицей Свято-Благовещенский монастырь. Но в начале 90-х годов 20 века обитель была возрождена монахами Крымского полуострова, и, как и в былые времена, сюда вновь стремятся паломники из разных уголков, чтобы соприкоснуться с этой неподвластной времени православной святыней.

Когда приближаешься к Свято-Благовещенскому монастырю, невольно задумываешься над тем, скольких же усилий стоило когда-то людям вырубить в скалах такое архитектурное чудо, ставшее местом сохранения православной веры на территории средневекового Крымского полуострова. В гроте располагается действующий Богоявленский источник - одна из святынь Свято-Благовещенского монастыря. Ещё одна святая реликвия этой православной обители - икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Особую известность и популярность не только среди паломников, но и у обычных туристов Свято-Благовещенский монастырь приобрёл благодаря частично сохранившимся старинным фрескам, датируемых 14-15 веками, которыми расписана арка и апсида в алтаре. В середине 50-х гг. 20 века эти уникальные росписи были исследованы и частично реставрированы крымским археологом и искусствоведом Домбровским. На стенах алтаря частично сохранились фрагменты старинной фресковой росписи с изображением Христа на троне. Одной рукой Спаситель возносит благословления, а во второй - держит Евангелие. Фрески были испорчены не столько разрушительным влиянием времени, сколько горе-туристами. К тому времени, когда эта православная святыня обрела новую жизнь с поселившимися здесь монахами, от величия старинных фресок уже остались лишь незначительные фрагменты.

Православная обитель в скалах под крымскими небесами через годы небытия вновь вернулась к жизни. Монахи Крымской епархии продолжают возрождать былую святую обитель, бывшую одним из важных центров православия в эпоху княжества Феодоро . Возрождаются пещерные храмы и базилики, в которых вновь звучат богослужения. Со смотровой площадки монастыря можно полюбоваться завораживающими пейзажами окружающих скал Главной гряды Крымских гор, и в который раз поразиться, насколько тесно переплетается здесь влияние человека и природы, и как были правы средневековые монахи, выбирая для уединения от мирской суеты такие благословенные места.

Пещерные кельи оснащены всем необходимым для проживания современных монахов. Как и в далёком средневековье, когда ещё только зародился Свято-Благовещенский монастырь, здесь всё ухожено и находится в гармонии с окружающей природой. Монахи во всём поддерживают чистоту и порядок. Вход в эту святую обитель украшают красивые клумбы, выложенные из камней, а с высоты расположения Свято-Благовещенского монастыря можно полюбоваться панорамой, от которой захватывает дух.

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь иногда называют «крымским Афоном», подчёркивая его особую значимость для православия как места, где веками сохраняется духовное наследие.

Располагается Свято-Благовещенский монастырь в 25 км от Бахчисарая , вблизи посёлка Терновка и чуть южнее села Залесное, на южном склоне Мангупа. Добраться сюда можно и из Бахчисарая, и из Севастополя. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного города Мангуп-Кале, нередко предлагают всем желающим соприкоснуться с этой частицей православного мира, сокрытого в горах Крымского полуострова и таящего в себе историю давно ушедших лет и событий. К тому же, Свято-Благовещенский монастырь - не единственная православная обитель в этих местах. Всего в 3 км от него располагается ещё один не менее примечательный скальный монастырь - Шулдан, который тоже непременно стоит посетить.

Смотрите фотографии пещерных монастырей Крыма в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Располагается православная святыня на горе Мангуп, в пределах 25 км от бывшей столицы Крымского ханства, города Бахчисарая неподалеку от сел Терновка (Севастопольское направление) и Залесное (Бахчисарайское направление). Добраться можно как из города федерального значения Севастополь, так и из Бахчисарая. Возможно, будет удобно посетить обитель через экскурсионное бюро, предлагающее посетить Мангуп-Кале. Как правило, экскурсоводы заводят экукурсантов в эту обитель. Но лучше воспользоваться услугами паломнических центров либо частных паломниковедов, которые целенаправленно вас туда отведут, мимо ходом посещая цитадель и само городище древней столицы православного княжества. Но до обители добраться непросто, поскольку нет шоссейного сообщения с ней. Чтоб посетить древнее монашеское общежитие, необходимо преодолеть подъем на гору.

В монастырь можно добраться двумя путями: со стороны трассы, ведущей в Бахчисарай от села Терновка и с самого плато, тропа на который веден мимо Мангупского озера (недалеко от села Хаджи-сала). В первом случае вам предстоит подняться с долины вверх на 200 метров, во-втором, спуститься лишь на 20 метров с плато (но на это плато всеже придется подняться). Проще, наверное, подниматься из долины, поскольку во втором случае вам придется преодолеть хоть и кратковременный, но резкий и непростой спуск по камням. Правда, обрамляют эту каменную лестницу в наиболее опасных местах деревянные перила.

Вы попадаете на естественное углубление в скале. Этот грот служит своеобразным входом к главной святыне монастыря – церкви Балговещения Пресвятой Богородицы. На этом дворике имеются в наличии платки и юбки, которые, при необходимости, чтобы иметь соответствующий вид в одители, можно взять на прокат бесплатно.

Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.

Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.

Храмы и святыни. Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения. Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу. Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале обладает некоторыми святынями. Одна из них — Богоявленский источник, который до недавнего времени продолжал давать воду. Другая важная святыня, находящаяся здесь, икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницей». Ещё одна религиозная реликвия — старинные фрески XIV – XV веков, которыми украшена апсида в алтаре и арка. Они были изучены в ХХ столетии в 50-х годах археологами и искусствоведами и даже частично отреставрированы. На алтарной стене изображен Христос на троне.


Предположительно, древние монашеские келии

Монашеская жизнь на долгие годы прекратилась в этой древней обители с экспансией турецких войск на Крымский полуостров в 1475 году. Три столетия обитель была в полном либо частичном запустении. С присоединением Крыма к Российском империи в 1783 году, монашество в здешних местах возобновилось,но вновь пресеклось в ХХ столетии с приходом большевиков к власти. И лишь в 90х годах прошлого столетия начались проводиться первые попытки к возрождению поруганной святыни.

В этом важном духовном центре былого княжества Феодоро несут монашеское послушание всего несколько человек, а постоянным насельников является лишь один – настоятель. Условия жизни в скалах тяжелы и непривычны для современного человека. Тем не менее, возрождаются скальные храмы, налаживается иноческий быт. Обитель украшена немногочисленными, но ухоженными клумбами.

Завораживающий пейзаж предстанет перед вашим взором у этой святыни. Вид на огромные пространства высот Внутренней гряды Крымских гор не оставят вас равнодушными. Таков Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Кстати, эта обитель имеет некоторое отношение к духовным центрам Крымской земли, с которыми я вас приглашаю познакомиться.