Влияние недостатка освещения на развитие близорукости. Как правильно сделать освещения рабочей зоны возле компьютера Хорошее освещение на рабочем месте

Безопасность и здоровье условия труда в большой степени зависят от освещенности рабочих мест и помещений. Неудовлетворительное освещение утомляет не только зрение, но и вызывает утомление организма в целом.
Неправильное освещение может быть причиной травматизма: плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы, резкие тени ухудшают или вызывают полную потерю зрения, ориентации. Неправильная эксплуатация осветительных установок в пожароопасных цехах может привести к взрыву, пожару и несчастным случаям.
Обычно пользуются естественными, искусственным и совмещенным освещением.
Естественное освещение предпочтительнее, т.к.солнечный свет наиболее благоприятен для человека. Солнечное излучение дает видимую часть излучения и невидимую - ультрафиолетовую и инфракрасную. Ультрафиолетовые излучения оказывают биологически положительное воздействие на организм человека и вызывает эритемный эффект (загар), но при высоких интенсивностях они могут вызвать ожог кожи. Проникая в глаза, могут вызвать ожог сетчатки глаза, что ведет к ухудшению или полной потере зрения. Ультрафиолетовые излучения возникают при работе кварцевых ламп, электрической дуги, лазерных установок, электро- и газовой сварке, при эритемном освещении (эритемные лампы).
Защита от УФ излучения проста - ткань обычной одежды, очки с простым стеклом.
Инфракрасное излучение - это тепловое излучение. Видимое излучение при больших яркостях вызывает ослепленность и снижение остроты зрения.
Согласно санитарным нормам все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Естественное освещение может быть:
боковым - через световые проемы в наружных стенах(одностороннее и двухстороннее);
верхнее - через световые проемы (фонари) в покрытиях и через проемы в стенах в местах перепада высот зданий;
верхним и боковым (комбинированное) - сочетание верхнего и бокового.
Искусственное освещение осуществляется в темное время суток при помощи осветительных приборов, состоящих из светильников. Электрический светильник представляет собой совокупность источника света и арматуры.
Важнейшим назначением осветительной арматуры является предохранение глаз работающих от воздействия чрезмерно больших яркостей источников света.

Искусственное освещение.

Искусственное освещение должно проектироваться с применением эл. ламп накаливания или люминисцентных ламп.Рациональное освещение обеспечивает наилучшую освещенность рабочих мест при наименьших затратах электроэнергии и достигается совмещением общего и местного освещения. Иначе оно называется комбинированным освещением.Рациональное освещение благоприятно действует на работающих, способствует обеспечению безопасности труда и повышает производительность.

Освещение должно удовлетворять:

а) давать достаточную и равномерную освещенность рабочих мест;

б) не вызывать слепящего действия, блескости и излишней яркости в поле зрения работающего;

в) не вызывать образования резких теней на рабочей поверхности;

г) быть экономным и отвечать требованиям техники безопасности.

Искусственное освещение применяется 2-х систем:

а) общее освещение;

б) комбинированное освещение, когда к общему добавляется местное освещение.

Нормирование освещения.

Естественное и искусственное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23-05-95 в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Характеристика зрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения (например, при работе с приборами-толщиной линии градуировки шкалы, при чертежных работах - толщиной самой тонкой линии). В зависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные со зрительным напряжением, делятся на восемь разрядов, которые в свою очередь в зависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на четыре подразряда. Искусственное освещение нормируется количественными (минимальной освещенностью Еmin) и качественными показателями (показателями ослепленности и дискомфорта, коэффициентом пульсации освещенности kE).

Принято раздельное нормирование искусственного освещения в зависимости от применяемых источников света и системы освещения. Нормативное значение освещенности для газоразрядных ламп при прочих равных условиях из-за их большей светоотдачи выше, чем для ламп накаливания Для ограничения слепящего действия светильников общего освещения в производственных помещениях показатель ослепленности не должен превышать 20...80 единиц в зависимости от продолжительности и разряда зрительной работы. При освещении производственных помещений газоразрядными лампами, питаемыми переменным током промышленной частоты 50 Гц, глубина пульсации не должна превышать 10...20 % в зависимости от характера выполняемой работы.

При определении нормы освещенности следует учитывать также ряд условий, вызывающих необходимость повышения уровня освещенности, выбранного по характеристике зрительной работы. Увеличение освещенности следует предусматривать, например, при повышенной опасности травматизма или при выполнении напряженной зрительной работы I...IV разрядов в течение всего рабочего дня. В некоторых случаях следует снижать норму освещенности, например, при кратковременном пребывании людей в помещении.

Кроме светотехнических величин, СНиП и другие российские нормативные документы регламентируют и энергетические параметры осветительных установок. С целью максимальной экономии электроэнергии нормируется удельная установленная мощность осветительной установки, то есть полная электрическая мощность (с учетом потерь в аппаратуре включения), деленная на площадь освещаемого помещения. Например, максимальная удельная установленная мощность осветительных установок административных зданий при нормируемой освещенности 500 лк составляет 42 Вт/м2. С этой же целью прямо оговариваются и параметры источников света. Так, указано, что для общего освещения должны использоваться газоразрядные лампы со световой отдачей не ниже 55 лм/Вт; использование ламп накаливания допускается только для удовлетворения архитектурно-художественных требований и для освещения некоторых взрывоопасных помещений. Установлена взаимосвязь между общим индексом цветопередачи и световой отдачей источников света.

Российскими нормами предусматривается общее, местное, локальное и комбинированное освещение, причем нормируемые уровни освещенности при разных системах освещения существенно различаются. Например, для работ наивысшей точности при малом контрасте объекта, различаемого на светлом фоне, нормируемая освещенность составляет: при одном общем освещении - 750 лк, при комбинированном освещении - 2500 лк. Кроме этого, нормируемая освещенность зависит от типа источника света - при лампах накаливания или при люминесцентных лампах с отличной цветопередачей (Ra > 90) уровень освещенности должен понижаться на одну ступень. В европейских нормах такого деления нет; там нормируется освещенность в зоне выполнения задачи и в зоне непосредственного окружения. Нормируемая освещенность не зависит ни от системы освещения, ни от типа источника света.

Введение

Российское государство проявляет неустанную заботу о здоровье учащихся, обеспечении безопасных и высококачественных условий обучения, ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Дальнейшее улучшение условий обучения требует улучшения качества контроля над соблюдением действующих норм по технике безопасности.

В правилах, нормах, инструкциях, стандартах и других документах, установленных в законном порядке, изложены требования техники безопасности, подлежащие выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений.

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо­лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная группа

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные

Учащиеся средней школы

Учащиеся институтов

Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т.е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз (см. Приложение), достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Цель работы

Целью работы было исследовать влияние освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Для этого мною были исследованы на достаточность освещенности кабинеты в нашей школе.

Объекты исследования

Объектами исследования были кабинеты: № 32 – немецкий язык, № 35 – математика; № 23 – географии; № 34 – химия, биология; № 26 – русский язык, № 24 – физика.

Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые).

Методика проведения работы

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Таблица 2: типы освещения

Тип освещения

Характеристика

Естественное

Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

Искусственное

Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных,

люминесцентных или накаливания.

Совмещённое

Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

2)достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Ксв);

4) достаточный коэффициент заглубления (К).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

1)Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(частота окон).

2)Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

3)Окраска интерьера помещения;

4)Расстановка и окраска мебели;

5)Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

Введение в исследовательскую работу:

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещённости школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Лампы дневного света - у них световой спектр ближе к естественному свету.

Но, безусловно, естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зренья . В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам.

Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают окна в кабинетах или нет?

И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять почти весь солнечный свет равный примерно 80%, а если к тому же окна грязные, то всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете влияет и растительность.

Гигиенически недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т.д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс).Но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «тёплые тона» (оранжевый и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

Таблица: Ориентация окон (нормы)

Помещения

Ориентация окон (для умеренной зоны)

оптимальная

допустимая

Классные

комнаты

ЮГ, ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК

Не больше 25% на юго-запад и запад

Ориентация окон помещений относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

Таблица №: сводная таблица исследования кабинетов

Ориентация окон

Естественная освещённость

Искусственная освещённость

Коэффициент заглубления

Немецкий

Юго-восток

0,25

1516,5 Вт/м 2

Математика

Северо-Зап

0,25

2340Вт/м 2

География

Юго-восток

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2160Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1000 Вт/м 2 ,

2241Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1200 Вт/м 2 ,

2257,65 Вт/м 2

Северо-Зап

0,25

1863 Вт/м 2

Пояснение : в столбце искусственная освещенность первая цифра показывает фактическое освещение, а через запятую то количество искусственной освещённости, которая необходима; в столбце естественная освещённость первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.

ХОД ИСЛЕДОВАНИЙ:

1) Определить ориентацию окон всех классных комнат, сравнить полученные данные с гигиеническими нормами (табл. 1).

2) Определить достаточный коэффициент естественной освещенности.

Определить площадь застеклённой поверхности всех окон класса;

3) Определить достаточность искусственного освещения.

Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это

верхнего края окна над полом делённого на глубину помещения.

Данные по измерению кабинетов:

Кабинет немецкого языка №32

Отсюда, S пола =33,7 м 2

S окон =10,8 м 2

В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 3,6 метра, площадь всех окон равна10,8 м 2

Кабинет физики №24:

Отсюда, S пола = 49,8 м 2

S окон = 12 м 2

Кабинет русского языка №26:

5,80метров

Отсюда, S пола =50,17 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет химии №34:

Отсюда, S пола =41,4 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет математики №35:

Отсюда S окон=9 м 2

S пола=52,9 м 2

Кабинет географии №23:

Отсюда, S пола =48 м 2

S окон =12 м 2

Формулы расчётов:

К(световой) =Sокон /Sпола

Гигиеническая норма 0,25.

А при расчётах коэффициента световой энергии я получила следующие результаты:

Кабинет №32 К(световой) =10,8 м 2 /33,7 м 2 =0,32

Кабинет №24 К(световой) =12 м 2 /49,8 м 2 =0,24

Кабинет №26 К(световой) =12 м 2 /50,17 м 2 =0,24

Кабинет №34 К(световой) = 12 м 2 /41,4 м 2 =0,28

Кабинет №35 К(световой) =9 м 2 /52,9 м 2 =0,17

Кабинет №23 К(световой) =12 м 2 /48 м 2 =0,25

Искусственное освещение равно : удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

К заглубления = высота верхнего края окна над полом делённая на глубину помещения.

Выводы к каждому кабинету:

Вывод к кабинету немецкого языка №32:

При норме достаточного коэффициента естественной освещённости ровном 0,25 в кабинете немецкого языка световой коэффициент равен 0,32.

Значит, в этом кабинете достаточная естественная освещённость превышает норму.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, хорошо. Но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно (свет сильно светит в глаза и мешает).

И всё же это хорошо, ведь естественная освещённость благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

И даже недостаток искусственной освещенности может заполнить преобладание естественной. Но вот утром, когда солнышко светит не ярко, нам в кабинетах просто необходимо искусственное освещение, в частности простые лампочки накаливания. В кабинете немецкого языка имеется четыре лампочки, с белыми плафонами, мощностью 150Вт, горят все четыре.

Определяем достаточность искусственной освещённости (И.О), которая может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. А для того, чтобы в данном кабинете (не без малых погрешностей) определить достаточность освещения, необходимо знать удельную энергомощность

(УЭМ) для этих типов лампочек, (но люминесцентные лампы отсутствуют в нашей школе). Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 метр 2 площади помещения. Для ламп накаливания УЭМ равно 45Вт на 1 м 2 .Обычная мощность ламп определяется типом ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически активными ультрафиолетовым излучением. Мощность ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт. Но в нашей школе нет таких лампочек вообще. И к этой теме мы ещё вернёмся.

Так, как окна в этом кабинете выходят на юго-восток, что соответствует нормам, значит, в первой половине дня здесь хорошая освещённость. Что, конечно же, положительно влияет на учёбу, ведь в основном мы занимаемся в первой половине дня. И, правда, приятные лучи солнышка хорошо влияют на глаза, да и успокаивают нервы. Ребята из 5-ых классов тоже приходят на уроки немецкого языка, и если во всех кабинетах будет так ярко светить солнце, то всем будет приятно в них находиться. Но, конечно, если солнце будет светить в глаза, то это будет создавать неудобства, именно по этому для каждого кабинета должны индивидуально подбираться шторы. Поэтому в кабинет немецкого языка лучше повесить плотные шторы.

Светло-голубой цвет стен хорошо сочетается со школьной мебелью.

По гигиеническим нормам на 1м 2 поверхности класса нужно 45Вт. Значит, для того чтобы осветить поверхность класса, площадь которого равна 33,7 м 2 ,

нужно 1516,5 Вт/м 2

(45Вт? 33,7 м 2 =1516,5 Вт/м 2)

Но это то количество ватт, которое необходимо, а что же на самом деле? А фактически мы имеем всего 600 Вт/м 2

(ФИО = 4?150 = 600 Вт)

ФИО в кабинете немецкого языка в два с половиной раза меньше нормы.

В два с половиной раза меньше нормы, не слишком ли много? И нужно ли увеличить? Даже учитывая то, что естественная освещённость превышает норму, но, всё же проведя уроки в кабинете можно понять, что освещённость в этом кабинете не нужно увеличивать, с другой стороны опять же утром естественного света мало.

Даже неокруглённый коэффициент заглубления больше нормы, что положительно сказывается на общей освещённости, и это очень хорошо.Вообще, кабинет производит очень хорошее впечатление.

Много света (так как окна выходят на юго-восток). Шторы идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного освещения достаточно, но искусственного недостаточно, поэтому его нужно увеличить. Конечно, желательно поставить в кабинет люминесцентные лампы, кабинет сам по себе длинный и для него будет легче подобрать именно люминесцентные лампы, тем более понадобится совсем не большое количество. Осмотрев кабинет, я могу с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. В кабинете часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера в кабинете приятная, успокаивающая.

В кабинете созданы все условия (кроме искусственного освещения) для создания спокойной рабочей атмосферы.

Выводы к кабинету математики № 35:

Получается, что кабинет расположен так, что окна выходят на северо-запад. Значит, исходя из этого, мы можем предположить, что естественного освещения будет не хватать.

Так как нормой светового коэффициента является? , но у нас получилось 0,17, значит, в этом кабинете недостаточный световой коэффициент.

Фактически мы имеем всего 1000Вт, но для этого класса необходимо 2340Вт, а имеется почти в полтора раза меньше.

(ФИО = (6 ? 150) +100 = 1000 Вт/м 2)

(45Вт? 52 м 2 = 2340Вт/м 2)

Значит, в классе не хватает как естественного, так и искусственного света.

В этом кабинете проводятся не только занятия по математике, но и по другим предметам. Например, у 9«б» класса часто проходят уроки черчения, отсюда следует, что обязательно нужно улучшить искусственную обстановку в этом кабинете, потому что недостаточная освещённость может отразиться на зрении детей. Что нельзя допустить, потому что в этом классе (как и в других) имеются ребята с проблемами зрения.

ФИО будет составлять (6 ?300) + 300 = 2100Вт.

Именно тогда фактическая освещённость приблизится к гигиенической норме.

Я считаю, что в определённые кабинеты, в которых сильная недостаточность естественного освещения, можно установить специальное освещение. Так как в этом кабинете световой коэффициент составляет всего 0,17 , а должно быть по норме 0,25 , то мне кажется, что этот кабинет нуждается в специальных школьных светильниках.

При норме 0,5 получилось всего 0,4, это значит, что не могут окна такого размера осветить помещение, глубина которого 6 метров.

Выводы к кабинету географии №23:

Юго-восточная сторона это хорошо по гигиеническим нормам, значит, в кабинете должна быть хорошая естественная освещённость. Окна относительно чистые. На окнах висит тюль, что не мешает проникновению солнечного света. Получилась норма, значит, в этом кабинете абсолютно точно рассчитано естественное освещение. Может быть, в это заслуга не только хороших окон, но и то, что окна кабинета выходят на юго-восточную сторону.

(45Вт?48 м 2 = 2160Вт/м 2) (ФИО = 150 ? 8 = 1200Вт.)

Значит, для освещения кабинета географии нужно 2160Вт, а фактическое искусственное освещение равно 1200Вт, это почти в два раза меньше, чем требуется. Отсюда следует, что дети будут недополучать света утром. А ведь работа проводиться и с картами, атласами, в этом кабинете, впрочем, как и во всех очень важную роль играет освещение.

ФИО будет = 300 ? 8 = 2 400Вт

И тогда даже будет превышать норму, но можно сделать два выключателя, для того, чтобы 7 лампочек были присоединены к одному, а одна к другому. Или увеличить мощность семи лампочек, а одну оставить без изменения. Тогда ФИО будет равно

(7? 300) + 150 = 2250

Что, мне кажется, будет вполне нормально.

При норме 0,5 К з (коэффициент заглубления) в кабинете математики он составляет 0,3 , что меньше нормы.

Это тоже влияет на общую ситуацию с освещённостью.

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,25.

Но вот искусственное нужно увеличить.

Выводы к кабинету физики №24:

Северо-западная сторона это не очень хорошо для кабинета физики.

Норма светового коэффициента почти ровна норме (0,24).

Искусственное освещение, которое требуется для данного кабинета недостаточно, ведь фактическое освещение составляет всего лишь 1000Вт/м 2 , а для этого кабинета нужно 2241 Вт/м 2 .

Желательно увеличить количество лампочек в кабинете.

Коэффициент заглубления в данном помещении равен 0,4 при гигиенической норме 0,5. В классе хорошо подобранны тона, шторы.

Выводы к кабинету химии №34:

Окна кабинета выходят на северо-запад, что нежелательно. Норма светового коэффициента превышает норму (норма 0,25) и составляет 0,28. Для этого класса это совсем неплохо, ведь он больших размеров по сравнению с остальными.

Но вот фактическое искусственное освещение почти в два раза меньше нормы. Для кабинета необходимо 1863 Вт/м 2 , а вот на самом деле 900 Вт/м 2 .

Рекомендуется, как и в предыдущих случаях, увеличить число лампочек. Ведь даже, несмотря на то, что естественная освещённость превышает норму утром, когда солнце ещё не светит ярко, нам необходима искусственная освещённость, а в таком случае (искусственная слишком мала) не удастся получить достаточной освещённости кабинета.

Коэффициент заглубления практически в норме, он составляет 0,4.

Класс очень светлый и тёплый, хорошо подобранны шторы.

Выводы к кабинету русского языка №26:

Уровень естественной освещённости практически равен норме, он составляет 0,24. Но вот искусственная освещённость портит картину, она почти в два раза меньше нужной, и составляет 1200 Вт/м 2 .

2 часть. Уровень зрения в нашей школе.

По данным ежегодной медицинской проверки учащихся по 5,7,9,11 в нашей школе 23 человека имеют проблемы со зрением, из них:

5,9,11 классы - 11 человек

7 классы - 12 человек

Диаграмма №1: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2002год

Вся школа (дети с недостатками зрения)-48 %

Только 7-ые классы- 52%

Возьмём проверку за 2004 год (чётные классы) и уже знакомые нам 7-ые стали 9-ыми, посмотрим на диаграмму (2), на которой 9-е классы 9 человек с нарушениями зрения, а по всей школе 13 человек и опять самое большое количество приходится на эти классы.

Диаграмма 2: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2004год

Вся школа - 31%. И уже 9-ые классы-69%

Но ведь не только в школе дети могут приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность, чтение лёжа, нарушение осанки, не соблюдаются гигиенические нормы, как, например: антропометрия, это несоответствие школьной мебели к росту ребёнка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка - это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.

Часть 3. Заключение

Проведя исследование освещения школьных помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением школьных помещений, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:

· для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

· для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

· для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

· для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различения символов замедляется в 1,5- 2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз

Приложение:

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Список используемой литературы:

1)А.Смитт, К.Хондерсен, Изучаем физику.- М., «Росмэн»,

2)Большая книга экспериментов.- М., «Росмэн».

3)Епашников М.М. «Электрическое освещение» -Л., Просвещение.

4)Долин П.А., «Справочник по технике безопасности»-М.

5)Кузнецов Б.В.,«Историческая личность» -М.

6) «Энциклопедия», М., «Росмэн»

7) Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.

8)Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970

Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет - это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм.

Установлено, что свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует через нервную оптико-вегетативную систему на эндокринную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня. Уровни освещённости при этом должны составлять 1000-1500 лк и могут быть обеспечены дневным светом, если он имеется, или электрическим светом от общего или локализованного освещения, например настольных ламп или комбинацией дневного и естественного света.

Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Много несчастных случаев происходит, помимо всего из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием транспортных средств, станков и т. п. Освещение создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

Достаточное и равномерное освещение;
- оптимальная яркость;
- отсутствие бликов и ослепленности;
- соответствующий контраст;
- правильная цветовая гамма;
- отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.

Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным имением. Из-за способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению человек часто относится к этому без должной серьезности.

Количественным показателем искусственного освещения является освещенность рабочей поверхности, которая измеряется в люксах (лк). Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Зрительная работоспособность определяется качеством освещения. Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения.

Прямая блескость. Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.

Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:

Увеличением высоты установки светильников;
уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами;
ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом;
уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа.

Отраженная блескость возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном.

Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.

Контраст между объектом и фоном. Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.

Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.

Тени. Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности - оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени.

Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.

Насыщенность помещения светом. Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.

Постоянство освещенности во времени. Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.

Пульсации освещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой - 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта - явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма.

Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль. К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении.

Отрицательное действие пульсации освещения обусловлено изменением основной ритмической активности нервных элементов мозга, перестраивающих присущую им частоту этой активности в соответствии с частотой световых пульсаций. При действии ритмических световых раздражений наблюдается изменение частотного спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ), заключающееся в резком усилении амплитуды навязываемой частоты и в снижении амплитуд всех других частот, особенно частот так называемого альфа-ритма (9-12 Гц), которые в обычной ЭЭГ наиболее выражены.

Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном, в течение 15-30 мин: появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Это определяет требования к ограничению глубины пульсации светового потока. Поскольку основным количественным параметром осветительных установок является уровень освещённости, в качестве критерия оценки глубины световых колебаний принят коэффициент пульсации освещённости на рабочей поверхности (Кп). Экспериментально установлено, что отрицательное влияние пульсации на организм человека достаточно мало только при значениях Кп не более 5-6%.

Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте - залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей - световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и т. д.

Примеры норм искусственного освещения:

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: «Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Зрение – какая важная тема. Но также интересно, почему у некоторых моих одноклассников хорошее зрение, и на какой бы парте они не сидели, видят они хорошо, а почему, те, кто раньше хорошо видел, теперь носит очки? Может быть, дело в неправильной посадке или плохом освещении? Меня заинтересовала эта проблема, и я решила ею заняться.

Научные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Приближенный процент ненормального зрения среди лиц разного возраста по стране представлен в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1.

Возрастная группа Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные 5

Учащиеся средней школы 20

Учащиеся институтов 40

Наиболее ранимые возрастные группы школьников - дети первых двух лет обучения и дети в возрасте 10-12 лет. Это связано со школьной нагрузкой и периодом полового созревания, т. е. периодом создания и формирования функциональных биологических систем организма. К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%, частота нарушения функций органов зрения увеличивается в 4,5 раза.

У детей, обучающихся в 1 классах, состояние зрения ухудшается в 2 раза.

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.

Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки, происходит нарушение зрения, возникают болезненные ощущения.

Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, вовремя сделанная гимнастика для глаз, достаточная освещённость школьного кабинета – все это помогает сохранить здоровое зрение.

Самым неблагоприятным обстоятельством, затрудняющим чтение в школе, является несоответствующее освещение. Во многих школах, домах, учреждениях освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие заболеваний органов зрения. Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устранить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты. Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.

В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт. Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.

Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

При изучении характера освещения кабинета я измеряла площадь окон, полового покрытия, рассчитывала коэффициент заглубления, чтобы составить полную картину естественной освещенности. Для расчёта искусственной освещённости мне потребовались данные о том, сколько в кабинете лампочек, и какая у них мощность. Полученные значения сравнивали с гигиеническими нормами. Естественное освещение учебных помещений, осуществляемое через световые проемы окон, характеризуется коэффициентом естественного освещения (КЕО). Санитарно-эпидемиологическими правилами устанавливаются предельно допустимые КЕО.

Таблица 2: типы освещения

№ Тип освещения Характеристика

1 Естественное Освещение помещений светом неба (прямым или отражённым), проникающим через световые проёмы в наружных ограждающих конструкциях.

2 Искусственное Освещение помещений искусственным светом с помощью электрических ламп – газозарядных, люминесцентных или накаливания.

3 Совмещённое Освещение, при котором недостаточное естественное дополняется искусственным.

Основные нормативы, влияющие на освещённость:

1) расположение здания и ориентация окон;

2) достаточный коэффициент естественной освещенности

З) достаточный световой коэффициент (Ксв);

4) достаточный коэффициент заглубления (К).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещённости:

Размер, конфигурация и оборудование окон, их санитарное состояние

(частота окон).

Размер простенков, высота расстояния от потолка до верхнего края окна;

Окраска интерьера помещения;

Расстановка и окраска мебели;

Расстояние от школы до высотного здания, расположенного вблизи, расстояние до деревьев, кустарников.

Введение в исследовательскую работу:

Сейчас мы постараемся не только проверить достаточность освещённости школьного помещения, но и проанализировать результаты, и поговорим о том, какие меры нужно принять для устранения каких-либо недостатков.

Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам.

Лампы дневного света - у них световой спектр ближе к естественному свету.

Но, безусловно, естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зренья. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам.

Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.

Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Учитывая, что запылённость окон снижает уровень естественного освещения на 40 % и больше, а замерзание на 60-80%. Мыть окна нужно 1-2 раза в месяц изнутри и не менее 3 раз в год снаружи. Давайте вдумаемся в эти цифры, все ли окна в кабинетах школы регулярно моются не только с внутренней, и с внешней стороны? Следит ли кто-нибудь за тем, замерзают окна в кабинетах или нет?

И предпринимают ли какие-нибудь меры, ведь вдумайтесь, если даже в кабинете достаточно естественной освещённости, а окна на зиму замерзают, то в худшем случае мы можем потерять почти весь солнечный свет равный примерно 80%, а если к тому же окна грязные, то всего ничего останется для нас. На освещённость в школьном кабинете влияет и растительность.

Гигиенически недопустимо ставить на окна цветы, украшать их декоративными изделиями (макраме и т. д.), закрывать плотными шторами.

Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов. Недопустимо применение в интерьере тёмных цветов; а вот красный цвет можно использовать только в качестве сигнальных обозначений.

Согласно исследованиям дети разного возраста предпочитают для оформления классов разные цветовые гаммы. Желательный цвет стен в нашей школе трудно рассчитать, ведь у нас в одном кабинете занимаются как малыши (5класс), так и старшеклассники (11класс). Но ведь по гигиеническим нормам для учеников младших классов необходимы «тёплые тона» (оранжевый и жёлтый), для средних классов рекомендованы оттенки зелёного, а вот для старших классов «холодные тона» (голубой, серый).

А на окна лучше вешать тюль, она пропускает больше света, чем шторы (так, как она менее плотная, но каждый кабинет нужно рассматривать в отдельности, ведь если в кабинете превышены нормы естественной освещенности, то нужно вешать не тюль, а плотные шторы).

Обои классной комнаты должны быть светлыми, не отвлекать внимание учащихся от занятий.

Вообще, очень много факторов влияют на освещённость в классе.

И для каждого кабинета должно подбираться всё лучшее.

Часть 1. Исследование кабинетов

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики

Таблица: Ориентация окон (нормы)

Помещения Ориентация окон (для умеренной зоны)

оптимальная допустимая

Классные ЮГ, ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК Не больше 25% на юго-запад и запад комнаты

Ориентация окон помещений относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентации окон.

Таблица №: сводная таблица исследования кабинетов

Кабинет Ориентация окон Естественная освещённость Искусственная освещённость Коэффициент заглубления

Немецкий Юго-восток 0,32 600 Вт/м2, 0,7

0,25 1516,5 Вт/м2

Математика Северо-Зап 0,17 1000, 0,4

0,25 2340Вт/м2

География Юго-восток 0,25 1200 Вт/м2, 0,5

0,25 2160Вт/м2

Физика Северо-Зап 0,24 1000 Вт/м2, 0,4

0,25 2241Вт/м2

Русский Северо-Зап 0,24 1200 Вт/м2, 0,4

0,25 2257,65 Вт/м2

Химия Северо-Зап 0,28 900 Вт/м2, 0,4

0,25 1863 Вт/м2

Пояснение: в столбце искусственная освещенность первая цифра показывает фактическое освещение, а через запятую то количество искусственной освещённости, которая необходима; в столбце естественная освещённость первая цифра обозначает фактическую величину, а вторая величину, соответствующую гигиеническим нормам.

ХОД ИСЛЕДОВАНИЙ:

1) Определить ориентацию окон всех классных комнат, сравнить полученные данные с гигиеническими нормами (табл. 1).

2) Определить достаточный коэффициент естественной освещенности.

Определить площадь застеклённой поверхности всех окон класса;

3) Определить достаточность искусственного освещения.

Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

Данные по измерению кабинетов:

Кабинет немецкого языка №32

ширина длина

Пол 3,9 метра 8,65метра окна 2метра 1,8 метра

Отсюда, S пола =33,7 м 2

S окон =10,8 м 2

В кабинете три окна, значит исходя из того, что площадь одного окна ровна 3,6 метра, площадь всех окон равна10,8 м 2

Кабинет физики №24:

ширина Длина

Пол 6 метров 8,30метра окна 2метра 2метра

Отсюда, S пола = 49,8 м 2

S окон = 12 м 2

Кабинет русского языка №26:

ширина длина

Пол 5,80метров 8,65метра

Окна 2метра 2метра

Отсюда, S пола =50,17 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет химии №34:

Ширина Длина

Пол 4,28метра 9,67метра

Окна 2метра 2метра

Отсюда, S пола =41,4 м 2

S окон =12 м 2

Кабинет математики №35:

Ширина Длина

Пол 6 метров 8,60метра

Окно 1,94метра 1,65 метра

Отсюда S окон=9 м 2

S пола=52,9 м 2

Кабинет географии №23:

ширина длина пол 5,83 метра 8,36 метра окна 2 метра 2 метра

Отсюда, S пола =48 м 2

S окон =12 м 2

Формулы расчётов:

К(световой) =Sокон /Sпола

Гигиеническая норма 0,25.

А при расчётах коэффициента световой энергии я получила следующие результаты:

Кабинет №32 К(световой) =10,8 м 2 /33,7 м 2 =0,32

Кабинет №24 К(световой) =12 м 2/49,8 м 2 =0,24

Кабинет №26 К(световой) =12 м 2/50,17 м 2 =0,24

Кабинет №34 К(световой) = 12 м 2/41,4 м 2=0,28

Кабинет №35 К(световой) =9 м 2/52,9 м 2=0,17

Кабинет №23 К(световой) =12 м 2/48 м 2=0,25

Искусственное освещение равно: удельная энергомощность лампочек умноженная на S класса. Но это количество нужно для освещения данной площади, а фактическое искусственное освещение (ФИО) определяется так:

ФИО – это число лампочек, умноженное на мощность этих же лампочек.

Кзаглубления = высота верхнего края окна над полом делённая на глубину помещения.

Выводы к каждому кабинету:

Вывод к кабинету немецкого языка №32:

При норме достаточного коэффициента естественной освещённости ровном 0,25 в кабинете немецкого языка световой коэффициент равен 0,32.

Значит, в этом кабинете достаточная естественная освещённость превышает норму.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, хорошо. Но излишнее проникновение солнечных лучей нежелательно (свет сильно светит в глаза и мешает).

И всё же это хорошо, ведь естественная освещённость благоприятно влияет на самочувствие не только детей, но и учителей.

И даже недостаток искусственной освещенности может заполнить преобладание естественной. Но вот утром, когда солнышко светит не ярко, нам в кабинетах просто необходимо искусственное освещение, в частности простые лампочки накаливания. В кабинете немецкого языка имеется четыре лампочки, с белыми плафонами, мощностью 150Вт, горят все четыре.

Определяем достаточность искусственной освещённости (И. О), которая может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания. А для того, чтобы в данном кабинете (не без малых погрешностей) определить достаточность освещения, необходимо знать удельную энергомощность

(УЭМ) для этих типов лампочек, (но люминесцентные лампы отсутствуют в нашей школе). Удельная энергомощность – это такое количество ватт, которое должно приходиться на 1 метр2 площади помещения. Для ламп накаливания УЭМ равно 45Вт на 1 м 2. Обычная мощность ламп определяется типом ламп. Специально для школ выпускаются люминесцентные светильники мощностью 40 и 80 Вт, они дают возможность обогащения светового потока биологически активными ультрафиолетовым излучением. Мощность ламп накаливания, применяемых в школе, должна быть не менее 300 Вт. Но в нашей школе нет таких лампочек вообще. И к этой теме мы ещё вернёмся.

Так, как окна в этом кабинете выходят на юго-восток, что соответствует нормам, значит, в первой половине дня здесь хорошая освещённость. Что, конечно же, положительно влияет на учёбу, ведь в основном мы занимаемся в первой половине дня. И, правда, приятные лучи солнышка хорошо влияют на глаза, да и успокаивают нервы. Ребята из 5-ых классов тоже приходят на уроки немецкого языка, и если во всех кабинетах будет так ярко светить солнце, то всем будет приятно в них находиться. Но, конечно, если солнце будет светить в глаза, то это будет создавать неудобства, именно по этому для каждого кабинета должны индивидуально подбираться шторы. Поэтому в кабинет немецкого языка лучше повесить плотные шторы.

Светло-голубой цвет стен хорошо сочетается со школьной мебелью.

По гигиеническим нормам на 1м 2 поверхности класса нужно 45Вт. Значит, для того чтобы осветить поверхность класса, площадь которого равна 33,7 м 2, нужно 1516,5 Вт/м2

(45Вт × 33,7 м 2 =1516,5 Вт/м2)

Но это то количество ватт, которое необходимо, а что же на самом деле? А фактически мы имеем всего 600 Вт/м2

(ФИО = 4×150 = 600 Вт)

ФИО в кабинете немецкого языка в два с половиной раза меньше нормы.

В два с половиной раза меньше нормы, не слишком ли много? И нужно ли увеличить? Даже учитывая то, что естественная освещённость превышает норму, но, всё же проведя уроки в кабинете можно понять, что освещённость в этом кабинете не нужно увеличивать, с другой стороны опять же утром естественного света мало.

Даже неокруглённый коэффициент заглубления больше нормы, что положительно сказывается на общей освещённости, и это очень хорошо. Вообще, кабинет производит очень хорошее впечатление.

Много света (так как окна выходят на юго-восток). Шторы идеально подходят для класса (плотные), чтобы, когда необходимо, можно было уменьшить проникновение светового потока.

Окраска мебели удовлетворяет гигиеническим нормам. Естественного освещения достаточно, но искусственного недостаточно, поэтому его нужно увеличить. Конечно, желательно поставить в кабинет люминесцентные лампы, кабинет сам по себе длинный и для него будет легче подобрать именно люминесцентные лампы, тем более понадобится совсем не большое количество. Осмотрев кабинет, я могу с точностью сказать, что гигиенические требования выполняются, окна чистые, кабинет проветривается. В кабинете часто цветут цветы, поэтому можно сказать, что атмосфера в кабинете приятная, успокаивающая.

В кабинете созданы все условия (кроме искусственного освещения) для создания спокойной рабочей атмосферы.

Выводы к кабинету математики № 35:

Получается, что кабинет расположен так, что окна выходят на северо-запад. Значит, исходя из этого, мы можем предположить, что естественного освещения будет не хватать.

Так как нормой светового коэффициента является ¼ , но у нас получилось 0,17, значит, в этом кабинете недостаточный световой коэффициент.

Фактически мы имеем всего 1000Вт, но для этого класса необходимо 2340Вт, а имеется почти в полтора раза меньше.

(ФИО = (6 × 150) +100 = 1000 Вт/м2)

(45Вт × 52 м 2 = 2340Вт/м2)

Значит, в классе не хватает как естественного, так и искусственного света.

В этом кабинете проводятся не только занятия по математике, но и по другим предметам. Например, у 9«б» класса часто проходят уроки черчения, отсюда следует, что обязательно нужно улучшить искусственную обстановку в этом кабинете, потому что недостаточная освещённость может отразиться на зрении детей. Что нельзя допустить, потому что в этом классе (как и в других) имеются ребята с проблемами зрения.

ФИО будет составлять (6 ×300) + 300 = 2100Вт.

Именно тогда фактическая освещённость приблизится к гигиенической норме.

Я считаю, что в определённые кабинеты, в которых сильная недостаточность естественного освещения, можно установить специальное освещение. Так как в этом кабинете световой коэффициент составляет всего 0,17 , а должно быть по норме 0,25 , то мне кажется, что этот кабинет нуждается в специальных школьных светильниках.

При норме 0,5 получилось всего 0,4, это значит, что не могут окна такого размера осветить помещение, глубина которого 6 метров.

Выводы к кабинету географии №23:

Юго-восточная сторона это хорошо по гигиеническим нормам, значит, в кабинете должна быть хорошая естественная освещённость. Окна относительно чистые. На окнах висит тюль, что не мешает проникновению солнечного света. Получилась норма, значит, в этом кабинете абсолютно точно рассчитано естественное освещение. Может быть, в это заслуга не только хороших окон, но и то, что окна кабинета выходят на юго-восточную сторону.

(45Вт ×48 м2 = 2160Вт/м2) (ФИО = 150 × 8 = 1200Вт.)

Значит, для освещения кабинета географии нужно 2160Вт, а фактическое искусственное освещение равно 1200Вт, это почти в два раза меньше, чем требуется. Отсюда следует, что дети будут недополучать света утром. А ведь работа проводиться и с картами, атласами, в этом кабинете, впрочем, как и во всех очень важную роль играет освещение.

ФИО будет = 300 × 8 = 2 400Вт

И тогда даже будет превышать норму, но можно сделать два выключателя, для того, чтобы 7 лампочек были присоединены к одному, а одна к другому. Или увеличить мощность семи лампочек, а одну оставить без изменения. Тогда ФИО будет равно

(7× 300) + 150 = 2250

Что, мне кажется, будет вполне нормально.

При норме 0,5 Кз (коэффициент заглубления) в кабинете математики он составляет 0,3 , что меньше нормы.

Это тоже влияет на общую ситуацию с освещённостью.

Это единственный кабинет (из проверенных), в котором норма естественного освещения составляет 0,25.

Но вот искусственное нужно увеличить.

Выводы к кабинету физики №24:

Северо-западная сторона это не очень хорошо для кабинета физики.

Норма светового коэффициента почти ровна норме (0,24).

Искусственное освещение, которое требуется для данного кабинета недостаточно, ведь фактическое освещение составляет всего лишь 1000Вт/м2, а для этого кабинета нужно 2241 Вт/м2.

Желательно увеличить количество лампочек в кабинете.

Коэффициент заглубления в данном помещении равен 0,4 при гигиенической норме 0,5. В классе хорошо подобранны тона, шторы.

Выводы к кабинету химии №34:

Окна кабинета выходят на северо-запад, что нежелательно. Норма светового коэффициента превышает норму (норма 0,25) и составляет 0,28. Для этого класса это совсем неплохо, ведь он больших размеров по сравнению с остальными.

Но вот фактическое искусственное освещение почти в два раза меньше нормы. Для кабинета необходимо 1863 Вт/м2, а вот на самом деле 900 Вт/м2.

Рекомендуется, как и в предыдущих случаях, увеличить число лампочек. Ведь даже, несмотря на то, что естественная освещённость превышает норму утром, когда солнце ещё не светит ярко, нам необходима искусственная освещённость, а в таком случае (искусственная слишком мала) не удастся получить достаточной освещённости кабинета.

Коэффициент заглубления практически в норме, он составляет 0,4.

Класс очень светлый и тёплый, хорошо подобранны шторы.

Выводы к кабинету русского языка №26:

Уровень естественной освещённости практически равен норме, он составляет 0,24. Но вот искусственная освещённость портит картину, она почти в два раза меньше нужной, и составляет 1200 Вт/м2.

2 часть. Уровень зрения в нашей школе.

По данным ежегодной медицинской проверки учащихся по 5,7,9,11 в нашей школе 23 человека имеют проблемы со зрением, из них:

5,9,11 классы - 11 человек

7 классы - 12 человек

Диаграмма №1: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2002год

Вся школа (дети с недостатками зрения)-48 %

Только 7-ые классы- 52%

Возьмём проверку за 2004 год (чётные классы) и уже знакомые нам 7-ые стали 9-ыми, посмотрим на диаграмму (2), на которой 9-е классы 9 человек с нарушениями зрения, а по всей школе 13 человек и опять самое большое количество приходится на эти классы.

Диаграмма 2: о состоянии зрения по результатам медицинского обследования за 2004год

Вся школа - 31%. И уже 9-ые классы-69%

Но ведь не только в школе дети могут приобрести проблемы зрения, на это влияет и наследственность, и предрасположенность, чтение лёжа, нарушение осанки, не соблюдаются гигиенические нормы, как, например: антропометрия, это несоответствие школьной мебели к росту ребёнка (стандарту). Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным, мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела, учебный процесс для ребенка - это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.

Часть 3. Заключение

Проведя исследование освещения школьных помещений, я пришла к выводу, что недостаток освещенности напрямую влияет на остроту зрения учащихся и учителей. У большинства учащихся зрение ухудшается в периоды с 1 по 3 класс и с 7 по 8 классы (по данным медицинского учреждения). Мы должны уже сейчас задуматься, как можно изменить обстановку, сложившуюся с освещением школьных помещений, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения у учащихся.

В связи с этим желательно использовать следующие цвета красок:

Для стен учебных помещений – светлые тона желтого, беж, розового, зеленого, голубого;

Для мебели (парты, столы) - цвета натурального дерева или светло-зеленого;

Для доски – темно- зеленый, темно-коричневый;

Для дверей, оконных рам - белый (отражает до 90% света).

Установлено, что при разном цвете доски и фона скорость различения символов замедляется в 1,5- 2 раза (сказывается цветовая переадаптация).

– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;

– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;

– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;

– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;

– использовать качественную писчую бумагу и чернила;

– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз

Приложение:

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э. С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У. Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.

3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.

4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.

5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.

6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Слайд 2

Руководитель проекта - учитель физики Егорова Лидия Рушановна

Слайд 3

Как портится зрение за время учёбы? Мы проанализировали данные районной поликлиники. Из них следует, что у значительного числа выпускников с ослабленным зрением, оно падает за время учебы в школе:

Слайд 4

Мы так же составили сравнительный графикснижения зрения за время учебы в школе № 2 по годам: за 2007 и 2008 гг - 2007 год - 2008 год

Слайд 5

19,4% 15,6% 15,9% 11,6% Школа № 1 Школа № 4 Школа № 3 Школа № 2 Диаграмма нарушения зрения по школам города

Слайд 6

Глаз человека

Слайд 7

При близорукостиизображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

Слайд 8

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения.

Слайд 9

Глазное яблоко

Слайд 10

Влияние освещенности помещения на здоровье учеников Измерения с помощью прибора созданного учениками для определения освещенности (устройство прибора, справочные материалы.)

Слайд 11

Схема прибора для измерения освещенности Прибор состоит из подставки, кнопки, микроамперметра, полупроводникового датчика (фоторезистора - прибора, сопротивление которого зависит от освещенности) и крышки для него.

Слайд 12

Электрическая схема В p-n переходе при облучении светом возникает электродвижущая сила и образуется электрическое поле

Слайд 13

В приборе применены полупроводниковые фотоэлементы, создающие ЭДС и преобразующие энергию излучения в энергию электрического тока. Поле p-n-перехода заставляет неосновные носители полупроводников перемещаться через контакт. Между полупроводниками устанавливается разность потенциалов, равная фотоЭДС. Сила тока зависит от интенсивности падающего света и сопротивления нагрузки(микроамперметра). То есть она прямо пропорциональна освещенности.

Слайд 14

Мы провели сравнение освещенности от запыленной и чистой лампы:

Слайд 15

При прочих равных условиях освещенность от запыленной лампы оказалась меньше, чем от чистой

Слайд 16

Результаты измерения освещенности в кабинетах школы: хорошая средняя плохая

Слайд 17

Факторы, влияющие на снижение остроты зрения Наследственность; Последствие перенесенных болезней; Несоблюдение требований гигиены зрения. Зрение портится из-за плохой освещенности. Причинами плохой освещенности являются: - Неисправные лампы или использование ламп меньшей мощности Грязные, покрытые пылью лампы Шторы в пол-окна Большое количество высоких цветов на окнах Плохая освещенность кабинета № 30 заключается в том, что стена корпуса начальных классов закрывает свет во второй половине дня. Даже на переменах глаза не отдыхают!

Слайд 18

Другое требование гигиены зрения - соблюдение расстояния наилучшего зрения

Слайд 19

Берегите зрение!!! Морковь - содержит витамин А, необходимый для глаз. Черника - существенно улучшает зрение.

Слайд 20

Здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, занятия спортом способствуют сохранению зрения В России курит каждый шестой школьник! А ведь современный досуг приносит часто куда более вреда, чем самый напряженный умственный и даже тяжелый физический труд. Тут и алкоголь, и наркотики, и табакокурение, что способно вызвать сильнейшие интоксикации организма и непредсказуемо повлиять на орган зрения. А неправильное питание? Так что любое безапелляционное утверждение типа "Много читал - глаза испортил" следует подвергать самому серьезному сомнению...

Слайд 21

Рекомендации: заведующим кабинетами: Следить за наличием неработающих ламп и устранять этот недостаток. Проводя генеральную уборку в классе, не забывать о светильниках. Выбирая красивые шторы, не забывать, что окно в классе служит для освещения рабочих мест. Не злоупотреблять большим количеством цветов на подоконнике. При выборе цвета для окраски стен, особенно в кабинетах с плохой освещенностью, отдавать предпочтение светлым тонам.

Слайд 22

Рекомендации: - Ученикам, не зависимо от возраста, мы советуем давать возможность глазам отдыхать через 30 - 40 минут работы, когда мышцы глаз напряжены. - Следить за освещенностью рабочего места дома. - Не наклоняться низко (ближе вытянутой руки) над книгой. - Вести здоровый образ жизни. - Если же зрение стало снижаться, то консультации врача, упражнения для глаз позволят остановить этот процесс.

Слайд 23

Посмотреть все слайды