Функции и общие направления развития психического отражения. II

Отражение - это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия

Отражение - это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе

В приведенных выше определениях даны все универсальные характеристики отражения: отражение вторично по отношению к отображаемому; между отображением и отображаемым существуют отношения сходства, адекватности; носителем (субстратом) отражения является уровень организации материальных систем.

Материя неоднородна по своему строению, по уровню своей организации. Следовательно, мы можем сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги,

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны в том отношении, что именно в них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле.



Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

Пример: Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка).

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы: пищевые (добыча пищи и.т.д.); защитные (сохранение особи - замирание, прятание и т.д.); половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.); родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных.

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представлений.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

В биологических системах можно выделить следующие четыре формы или уровня отражения:

1) отражение в неживой природе (включая физико-химические процессы и превращения) - элементарное отражение;

2) отражение, присущее всей живой материи, - раздражимость;

3) отражение, присущее всему животному миру и лишь в зачатке растительному (ощущения, рефлексы психика), - первая ступень в развитии гносеологических форм отражения;

4) человеческое сознание - идеальная форма отражения.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость -- это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность -- это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Особенности элементарного отражения:

· гомоморфизм, т. е. частичное сходство следа результата воздействия с тем объектом или процессом, который его произвёл. Часто это лишь внешнее сходство.

· элементарное отражение всегда материальный процесс. Ничего «идеального» в нём нет.

· избирательность. Химические молекулы, например, неодинаково реагируют друг с другом. То же имеет место при взаимодействиях элементарных частиц. Элементарное отражение - предпосылка возникновения форм отражения в живой природе.

Отражение, присущее растительным организмам, представляется нам своеобразным мостиком между элементарным отражением и высшими его формами.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Этимологически слово ʼʼпсихикаʼʼ (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие приводы, это отражение объективного мира в ᴇᴦο связях и от­ношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поис­ком, выбором, в психическом отражении поступаю­щая информация подвергается специфической об­работке, т. е. психическое отражение - это актив­ное отражение мира в связи с какой-то необходимо­стью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не су­ществует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это субъективный образ объективно­го мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результа­том нейрофизиологической деятельности мозга, од­нако содержат в себе характеристики внешних объ­ектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преоб­разования сигналов, совершающиеся в мозгу, вос­принимаются человеком как события, разыгрываю­щиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными про­цессами, не видят качественных отличий между ними. Психические явления соотносятся не с отдель­ным нейрофизиологическим процессом, а с органи­зованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реали­зуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сло­жившимися формами деятельности и опыта чело­вечества через собственную активную деятель­ность. Специфически человеческие качества (соз­нание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика чело­века включает в себя по меньшей мере три состав­ляющих˸ внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаи­модействие с людьми, активную передачу но­вым поколениям человеческой культуры, чело­веческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей˸

1) оно дает возможность правильно отражать ок­ружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; 2) сам психи­ческий образ формируется в процессе активной деятельности человека; 3) психическое отражение углубляется и совершенствуется; 4) обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5) преломляется через индивидуальность человека;

6) носит опережающий характер.

  • - Основы функции психики. Особенности психического отражения

    Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы,... .


  • - Психика и сознание. Особенности психического отражения и формы поведения на разных стадиях развития психики в филогенезе.

    Психика – св-во высокоорганиз-ой живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и построения неотделимой от него картины этого мира и последующая регуляция на базе этой картины своего поведения (А.Н. Леонтьев). Психика – высшая форма...

  • Основные классы психических явлений.

    а) определение

    Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.

    б) Фундаментальные свойства психики

    Психические явления:

    обладают длительностью, интенсивностью;

    имеют состояния возбуждения и разрядки.

    Кроме этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:

    1. Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Психические явления не взаимодействуют физически и их нельзя физически преобразовать. Они могут взаимодействовать только друг с другом, но только опосредованно - актуализируя одни явления можно косвенно влиять на другие.

    2. Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений электро-физиологических процессов. Т.е. в этом образе есть и представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же отражение имеет только образ объекта, без материала этого образа У нее есть только протяженность во времени (но не пространстве).

    3. Субъективность - психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с образом другого.

    4. Локализация психики. Опыты Пенфильда на открытом мозге. Он пытался локализовать определенные психические функции. Где локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте.

    в) Уровни функционирования психики

    Все психические явления функционируют на 2-х уровнях: сознательном и неосознаваемом. Могут быть неосознаваемые желания, ценности, переживания, познавательные явления (восприятие 25-го кадра), мышление (инсайт), эмоции (жить в стрессе). Доказательства: динамические стереотипы (Павлов), сны (в нем могут участвовать все психические сферы), гипноз (внушение на подсознательном уровне - действия уже в осознанном).

    г) Связь психики с другими явлениями

    Существуют психические факты (психические явления), а есть психологические (психические и все явления, факты, которые могут что-то сказать о психических явлениях). Например, плач, почерк, психосоматика, продукты материальной и духовной культуры.

    Сознание

    Сознание – отражение субъективного мира, со(путствующее) знание, способность знать что есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

    Специфика психического отражения

    Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

    Раздражимость - это свойство всего живого, способность отвечать на внешнее раздражение. Гипотеза о возникновении чувствительности. Критерием психического отражения у Леонтьева является наличие чувствительности. Чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Дальнейшее развитие психики у Леонтьева связано с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменению психики.

    3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

    Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;

    Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;

    Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

    Специфическая форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий:

    Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

    Основными образующими сознания являются:

    Значение

    Личностный смысл

    Чувственная ткань

    Особенности психического отражения:

    а) чисто субъективное образование;

    б) имеет только временную протяженность;

    в) может быть активным и пассивным (непроизвольным);

    г) психическое является символом реальности;

    д) психическое отражение является более или менее правильным

    Условия построения образа мира:

    а) взаимодействие с миром;

    б) Наличия органа отражения;

    в) полноценный контакт с обществом (для человека).

    Основные классы психических явлений

    Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание). Закрыл глаза - психика (факторы внутреннего субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда, мы видим не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и видит некий образ объекта).

    Под психическими явлениями понимаются факторы внутреннего субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам психических явлений:

    Побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность).

    Самосознание (знание о себе, оценка себя, локус контроля).

    Переживания, 2 классификации:

    а) На основе связи с типом потребности:

    собственно эмоции (переживания, связанные с удовлетворением базальных потребностей)

    чувства (переживания, связанные с удовлетворением вторичных потребностей)

    б) На основе их интенсивности и длительности:

    настроение

    Познание

    Чувственное познание (на уровне явлений воспринимаемых с помощью органов чувств; психические явления мы воспринимаем с помощью рефлексии/отражения

    Опосредованное познание/мышление - знание об объектах, характеристиках, которые мы не наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим (вселенная - ее никто не видел, но есть теории о ней)

    Память - общепсихический процесс, который есть и на эмоциональном уровне - память на образы-представления

    Воображение - создание образов несуществующих объектов или с несуществующими характеристиками

    Понимание - декодирование значений, данных в знаковых системах

    Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объединенные в определенные типы:

    способности (познавательная сфера),

    характер (мотивация и самосознание),

    темперамент (эмоциональная сфера)

    Другая классификация:

    Психические явления могут проявляться на следующих уровнях:

    – сознательные явления

    Познавательные процессы

    Собственно познавательные процессы, их результат – знание о мире и представление о самом субъекте

    Ощущения

    Восприятие

    Мышление

    Универсальные психические процессы (+ внимание) – необходимые условия деятельности, их результат – отличительные характеристики психического (как процесса во времени, прошлое, настоящее, будущее)

    Воображение

    Аффективные процессы

    Потребности

    Регуляционные процессы

    Внимание

    Личность

    явления поведения

    Реакции – любые внешненаблюдаемые изменения, которые происходят в организме человека под влиянием внешних раздражителей.

    Действия – направлены и подчинены некоей цели (ходьба, письмо).

    Поступки – действия более высокого ранга, более значимые.

    Явления бессознательного

    неосознаваемые механизмы сознательных действий;

    а) неосознаваемые автоматизмы

    б) явления неосознаваемой установки;

    в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

    неосознаваемые побудители сознательных действий;

    надсознательные процессы.

    Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
    • совершается в процессе активной деятельности;
    • углубляется и совершенствуется;
    • преломляется через индивидуальность;
    • носит опережающий характер.

    Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи - планирование и регулирование поведения и т. д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

    Важнейший орган психической деятельности - кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека.

    В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

    Основные функции психики – обеспечение адаптации

    1. отражение окружающей действительности

    2. обеспечение целостности организма

    3. регуляция поведения (2)

    Психические процессы:

    Основными понятиями общей психо­логии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональ­ные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направлен­ность) и психические состояния (2).

    «психи­ческий процесс» – подчеркивает процессуальный характер изучаемого психическо­го явления.

    «психическое состояние» – характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления.

    «психическое свой­ство» – отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.



    Критерии психики:

    Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм, каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика.

    Гипотеза о происхождении чувствительности:

    2 типа среды

    Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости.

    Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное.

    Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них.

    Психика выполняет сигнальную функцию.

    3 части действия (Гальперин):

    1. Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения

    2. Исполнительная

    3. Контрольная

    Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением.

    Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения.

    Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

    Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

    Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

    Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

    Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

    Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

    Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

    Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

    Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

    Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

    Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

    Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
    оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
    сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
    психическое отражение углубляется и совершенствуется;
    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
    преломляется через индивидуальность человека;
    носит опережающий характер.
    Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.