В чем принципиальное различие православия от католицизма. О православии и католичестве

Отличие католиков от православных в разных восприятиях Святых и обращениях к ним

Христианство – самая распространенная религия мира, обладающая огромных количеством последователей. Между тем, не все приверженцы христианства находят между собой общий язык. На протяжении веков формировались определенные традиции христианства, которые разнились в зависимости от географии. На сегодняшний день известно три основных направления христианства, которые, в свою очередь, имеют отдельные ответвления. В славянских государствах закрепилось православие, однако, крупнейшим направлением христианства является католицизм. Антикатолической ветвью можно назвать протестантизм .

Борьба католицизма и православия

По сути, католицизм – первоначальная и наиболее древняя форма христианства. Политизация церковной власти и возникновение еретических течений привели к расколу Церкви в начале XI в. Разногласия между католиками и православными появились задолго до официального раскола и не разрешены до сих пор, несмотря на официальное признание друг друга.

Противоречия западных и восточных традиций наложили отпечаток на догматические и обрядовые религиозные формы, что усугубило конфликт между течениями.

Одним из предвестников раскола можно назвать появление ислама в VIIв., который привел к уменьшению влияния католических священников и подрыву доверия к церковной власти. Это привело к укреплению православия в Турции, откуда потом распространилось на Восточную Европу. Возмущение католического мира вызвало появление новых христиан среди славянских народов. Когда на Руси приняли христианство , славяне навсегда отказались от возможности развиваться в «истинно верном», по мнению католиков, направлении духовного развития.

Если оба этих религиозных направления проповедуют христианство, то в чем принципиальное отличие православия от католицизма? В контексте истории православными выдвигались следующие претензии к католикам:

  • участие в военных действиях, осквернение кровью поверженных;
  • несоблюдение Великого поста, в том числе употребление мяса, сала и плоти убитых животных вне поста;
  • попирание святынь, а именно: хождение ногами по плитам с изображением святых;
  • нежелание католических епископов отказываться от роскоши: богатых убранств, дорогих ювелирных украшений, в том числе перстней, являющихся символом власти.

Раскол Церкви привел к окончательному разрыву в традициях, вероучении и обрядовости. Можно сказать, что отличие католиков от православных заключается в особенностях богослужения и внутреннем отношении к духовной жизни.

Догматические различия православия от католицизма

Символом Веры в обоих течениях является Бог Отец, однако католическая Церковь не мыслит Бога Отца без Бога Сына и считает, что Святой Дух не может существовать без двух других божественных проявлений.

Видео об отличиях православия от католицизма

Отличие православия от католицизма заключается и в церковной организации. В католицизме главным и единственным институтом церковной власти является Вселенская Церковь. В православной среде существуют автономные церковные образования, которые нередко исключают или не признают друг друга.

По-разному воспринимается и образ Богородицы. У католиков – это священная Дева Мария, зачатая без первородного греха, у православных – Божья Матерь, жившая хоть и праведной, но смертной жизнью.

Католическая Церковь признает существование Чистилища, которое отвергают православные. Считается, что именно там обитают души умерших, ожидая Страшного Суда.

Также имеют место различия в крестном знамении, таинствах, обрядах, написании икон.

Одним из важнейших различий в вероучении является понимание Святого Духа. В католицизме Он олицетворяет Любовь и является связующим звеном между Отцом и Сыном. Православная Церковь отождествляет Любовь со всеми тремя богоформами.

Канонические различия между католиками и православными

Обряд крещения у православных включает трехкратное погружение в воду. Католическая Церковь предлагает однократное погружение, в некоторых случаях достаточно и окропления святой водой. Кроме того, существуют различия в крестильной формуле. Восточный обряд предусматривает причащение детей сызмальства, латинская Церковь привлекает к первому причастию детей старше 7 лет. То же относится и к миропомазанию, которое у православных осуществляется после таинства крещения, а у латинян – со вступлением ребенка в сознательный возраст.

Среди других отличий:

  • Христианское богослужение: у католиков – месса, во время которой принято сидеть, у православных – литургия, где важно стоять пред лицом Бога.
  • Отношение к браку – православные допускают расторжение брака, если одна из сторон ведет нечестивый образ жизни. Католическая Церковь не приемлет развод как таковой. Что касается супружества в священнической среде, то все католики дают обет безбрачия, у православных возможны два вариант: монахи не имеют права жениться, священники должны вступать в брак и иметь потомство.
  • Внешний вид – одежда священников значительно отличается, кроме того, латиняне не носят бороды, в то время как православные священники не могут быть безбородыми.
  • Поминание усопших – в восточной Церкви это третий, девятый и сороковой дни, в латинской – третий, седьмой и тридцатый.
  • Грех оскорбления – католики полагают, что оскорбление Бога – один из тяжких грехов, православные утверждают, что обидеть Бога невозможно, а его оскорбление наносит вред самому грешнику.
  • Использование скульптуры – в православии святые изображаются на иконах, в католицизме допустимо использование скульптурных композиций.

Взаимное влияние религий друг на друга

На протяжении практически целого тысячелетия православная и католическая Церкви находились в оппозиции. Взаимные претензии вылились в обоюдное предание анафеме, которая была снята только в 1965 г. Однако взаимное прощение не дало практического результата. Церковные власти так и не смогли прийти к общему решению. Главной претензией Православной Церкви остается «непогрешимость суждений Папы Римского» и иные вопросы догматического содержания.

Видео о том, в чем принципиальное отличие православия от католицизма

Между тем, невозможно отрицать взаимного влияния религиозных течений друг на друга. Сами латиняне признают, что Восточная Церковь обладает великими богословскими традициями и духовными преданиями, из которых можно почерпнуть много полезного.

В частности, православные сумели поднять интерес к литургии среди католиков. Реформирование римской мессы в 1965 году привело к литургическому возрождению.

Не остаются незамеченными в латинской среде работы православных богословов, которые нередко получают одобрительные отзывы. В частности, особый интерес вызывают работы архиепископа Солунского Николая Кавасилы и протоирея Александра Меня. Правда, либерально-модернистские воззрения последнего были причиной его осуждения в православной среде.

Возрастает интерес к православной иконе, техника написания которой значительно отличается от западной. Католиками особо почитаются иконы Казанской Божьей Матери, «Восточная Богородица», Ченстоховская икона Божией Матери. Последней отводится особая роль в объединении Церквей – православной и католической. Данная икона находится в Польше и считается главной святыней страны.

Что касается влияния католической Церкви на православную, то здесь можно обнаружить следующие моменты:

  • Таинства – 7 основополагающих таинств, признанных обеими Церквами, изначально были сформулированы католиками. К ним относятся: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, венчание, соборование, рукоположение.
  • Символические книги – официально они отрицаются православной Церковью, однако, в дореволюционном богословии такими произведениями были «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» и «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере». Сегодня они не считаются обязательными к изучению именно из-за католического влияния.

  • Схоластика – долгое время имела место в православном богословии. По сути, это европейская категория, сосредоточенная на философии Аристотеля и католическом богословии. На сегодняшний день Православная Церковь практически полностью отказалась от схоластики.
  • Западный обряд – появление западнообрядных православных общин стало серьёзным вызовом для Восточной Церкви. Широкое распространение подобные ответвления получили в Европе и Северной Америке, где сильно влияние католицизма. В составе РПЦ существует несколько десятков приходов, применяющих западные обряды.

А Вы знаете, чем отличаются православные от католиков? Расскажите об этом в

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

Официально разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую) случилось в 1054 году, при участии папы Льва IX и патриарха Михаила Керулария. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи – Рима и Константинополя.

Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни.

После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части. Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы.

Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия

На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.

Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» - патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.

Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» - «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» - то есть, безошибочным.

Символ веры

Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).

Жизнь после смерти

Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.

Дева Мария

Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.

Индульгенция

В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников.

Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.

Целибат

Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.

Внешняя часть

Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).

Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).

У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).

Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.

Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.

В католическом богослужении используется орган.

Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).

Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.

Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино - да уверует мир, что Ты послал Меня».

И в православии и в католичестве основой вероучения признано священное писание - Библия. В Символе веры католичества и православия основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

В первом члене говорится о боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы;

Во второй - о вере в Сына Божия Иисуса Христа;

Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;

Четвертый - о страдании и смерти Иисуса Христа, это догмат искупления;

Пятый - о воскресении Иисуса Христа;

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;

Восьмой член - о вере в Духа Святого;

Девятый - об отношении к церкви;

Десятый - о таинстве Крещения;

Одиннадцатый - о будущем всеобщем воскресении мертвых;

Двенадцатый - о жизни вечной.

Важное место в православии и католичестве занимают обряды - таинства. Признается семь таинств: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние или исповедь, таинство священства, венчание, елеосвящение (соборование).

Православная и католическая церкви придают большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в православии и католичестве четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Различия между православием и католичеством

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной церквями.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, а отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.

Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпускать грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Вселенское православие - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15 автокефальных и нескольких автономных церквей. В отличие от православных церквей, Римский католицизм отличается прежде всего своей монолитностью. Принцип организации этой церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической церкви.

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов церкви как к священному слову изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не могут быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом православие стремится сохранить дух христианской веры таким каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека. В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов-таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство. Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

Католицизм рассматривает христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к Богу.

Избирают римского папу кардиналы, то есть высший слой духовенства Римско-католической церкви, который идет сразу за папой. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов. Папа руководит Римско-католической церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. В светском правительстве это соответствовало бы министерствам.

Месса (литургия) является главным богослужением в католической церкви, которая до недавнего времени проводилась на латинском языке. Для усиления влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии.

Римский папа руководит Католической церковью как абсолютный монарх, конгрегации же являются лишь совещательными и административными органами при нём.