Стенной ковер с вытканными. Розы и русские ковры. Значение слова гобелен в толковом словаре ефремовой

А что же в России? Были ли розы на русских коврах? Здесь мы подходим к самой интересной части нашего повествования. Начнем издалека. Цветочный орнамент на коврах и других предметах народно-художественных промыслов, получивших распространение на территории России, присутствовал с древних времен. Испокон веков узоры и их элементы несли сакральный смысл, выполняя роль оберегов. Отсюда - и набор изделий с изображениями растений и животных (пояса, полотенца, скатерти, свадебные коврики, пологи для кроватей, посуда и прочее), и набор изображаемых цветов, которые играли важное место в крестьянской жизни, сначала лесных и полевых (папоротник, васильки, листья земляники, ветки калины), а позднее садовых (астры, георгины) и даже фантастических, не существующих в природе («лучок», «кучерявка»).

Как кусок ковра вырезается и формируется, он способствует его внешнему виду - короткому или лохматому, мягкому или натуральному - и тому, насколько хорошо продукт изнашивается. Сизаль-подобные ковры предназначены для имитации внешнего вида сизаля или других растительных волокон и изготовлены из шерсти или синтетического материала.

Что нужно знать: эти мимики мягче под ногами, чем настоящие, и они лучше выделяют пятна. Однако многие люди предпочитают появление настоящего сизаля. Уилтон считается главным тканым ковром. Он изготовлен на жаккардовом ткацком станке и может иметь вырез, петлю или кучу с петлей.

Исторически сложившихся центров ковроткачества в Российской империи было несколько - в Сибири, Курске, Воронеже, Орле, в Средней Азии и на Кавказе, а также в Украине. Были такие центры и в российских столицах, но в данном случае можно говорить лишь о мануфактурных коврах, то есть фабричных.
Одним из старейших регионов российского ковроделия является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала ее активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе благодаря торговле с Восточным Туркестаном. В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. Здесь в селах было очень много ковроткачей, шерсть менее дорогой. Да и ковры пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры были представлены на всевозможных выставках. Столичные путешественники, которым случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани и укрывали спины лошадей. Были большие ковры - настенные, половые; поменьше - насундучники, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.

Что нужно знать: эти ковры плотно сконструированы, что делает их плотными и долговечными. Саксониевые ковровые нити имеют мягкое завивание или завиток; куча часто разрезается под углом. Что нужно знать: Саксония не такая текстурированная, как фриз, но она по-прежнему эффективно скрывает следы, делая ковер популярным выбором для детских комнат и семейных номеров.

Бархатный ковер мягкий, как ткань, для которой он назван. Куча короткая, однородная и плотная. Что нужно знать: Ковер имеет матовую отделку, придавая ей заниженную привлекательность. Бархатная куча обычно хорошо держится, но, как плюш, его равномерная поверхность раскрывает углубления и следы.

В XIX веке ковры ткались более чем в 50-ти селах и деревнях Тюменского уезда, наиболее известны мастерицы сел Каменского, Гусева, Кулакова, Молчанова, Дубровного. Ткали ковры и в самой Тюмени, но центром коврового производства была Каменская волость. В 1891 году в Каменской волости ткачеством ковров занимались 1300 мастериц, а всего же в Тюменском уезде и Тюмени ковры ткали 3760 мастериц. Такого количества ковровщиц не было в то время ни в одном из городов Центральной России.

Фриз - это ковер с кусками с витыми пряжами и гофрированный, текстурированный вид. Что нужно знать: скрученные нити фризового ковра неясно скрывают следы и вакуумные метки, а взъерошенный взгляд дополняет неофициальную комнату. У шага так много времени, что он не стоит в вертикальном положении, придавая ковер «лохматый» вид.

Но эти длинные нити все еще могут попасть в вращающуюся головку вакуума. Его часто называют «паб-ковер», ссылкой на частое появление ковра в ресторанах и отелях. Как Уилтон, он долговечен. Но это не так утонченно и может показаться индустриальным. Бербер когда-то специально ссылался на неокрашенный марокканский ковер.

Орнамент сибирских (тюменских, ишимских) ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров, скажем, восточных. Традиционным узором сибирских ковров стала несложная композиция. В центре ковра помещалось изображение одного - двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являются красная и зеленая (с оттенками), для фона использовалась пряжа черного цвета.

Сегодня этот термин широко используется для описания большинства ковров-ковров. Что нужно знать: из-за того, что петлевая куча не имеет открытых кончиков, она особенно долговечна. Это делает бербер хорошим выбором для районов с высоким трафиком, таких как семейные комнаты, коридоры и лестницы.

Ребристый разрез может представлять собой обрезанную кучу или ковровое покрытие, которое обрезается в областях для создания резных конструкций; он также может иметь цветовые вариации. Что нужно знать: поскольку его текстурированная поверхность может замаскировать метки и пятна, ребристый разрез - еще один хороший выбор для детских комнат или других дорожных пространств. Плюшевая куча разрезается на ровную высоту. Она выше и менее плотная, чем бархат.


Однако натуралистическое изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества, - это геометрические или сильно обобщенные растительные мотивы, а также яркая цветовая гамма. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звезды или геометрические цветы . Со временем натуралистическое изображение цветов стало преобладать, и это связано, с одной стороны, с появлением французских роз в европейской части России, с другой - с появлением изображений роз на упаковках различного рода европейских товаров.

Что нужно знать: плюшевый ковер удобен под ногами, что делает его уютным покрытием для спальни. Но его куча легко измельчается, раскрывая углубления. Внешний вид ковра, его текстура и долговечность также определяются его волокнами. Куча может быть натуральной, синтетической или смешанной из нескольких волокон.

Шерсть сильная, устойчивая к статичности и приятная на ощупь. Что нужно знать: это волокно, которое большинство синтетических волокон предназначено для подражания, и оно более дорогостоящее, чем эти материалы. Шерсть упругая, а также, естественно, устойчива к образованию пятен и огнестойкости. Обратите внимание, что шерстяной ковер сначала немного прольется.

В конце XIX - начале XX века моду на ковровые узоры стали диктовать сибирские покупатели - зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры, согласно принятым правилам, должны были составлять единство с обстановкой, отличавшейся в этот период яркостью красок. Тогда в моде были хлопчатобумажные и декоративные ткани с многоцветным набивным цветочным узором. Цветы виднелись всюду - на занавесках и бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, по сибирскому обычаю густо заставленных «цветочными оранжереями с великолепными цветущими фуксиями, олеандрами, кактусами, геранью, чайной розой и разнообразными гвоздиками» .

Шелковый ковер в основном производится в Индии, Китае и Турции. Что нужно знать: Ковры из шелка мягкие и роскошные. Шелковые красители лучше и прочнее любого другого волокна. Из-за высокой стоимости шелка волокно часто смешивается с шерстью. То, что нужно знать: Коврик из хлопчатобумажной ткани, как и хлопчатобумажная одежда, хорошо изнашивается и имеет естественное ощущение. Магнит для пыли и грязи не должен использоваться в местах с высоким уровнем движения.

Натуральные и синтетические

Большинство льняных ковровых покрытий производится во Франции и Бельгии. Что нужно знать: Льняной ковер блестящий и может помочь поглотить влажность. Тем не менее, это может быть довольно дорогостоящим, и с возрастом льняной ковер выявит трафик. Сизаль поступает из агавы; волокна самого высокого качества - из Восточной Африки. Что нужно знать: Сизаль сильна. Это один из самых дорогих растительных волокон. Сизаль особенно подвержен выцветанию под прямым солнечным светом и может быть окрашен даже водой.

Всему этому цветочному изобилию должен был соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковер. Выполняя заказы горожан, народные мастерицы обращали внимание на то, как выглядят цветы на русских набивных платках, скатертях, шалях, ситцах, расписных подносах. Немалую роль в их творческой работе приобрели всевозможные пособия по женским рукоделиям (вышивка бисером, крестом), представляющие собой красочные изображения всевозможных растительных мотивов - веточек, букетов, венков, гирлянд. Подобные пособия издавались художественными журналами того времени («Ваза», «Букет», «Вестник моды», «Базар» и т.д.) . В этот период наибольшей любовью среди местного населения пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре, обычно на черном фоне, помещался букет из двух-трех крупных роз или маков красного, розово-малинового, желтого цвета с небольшим количеством оттенков в окружении листьев, веточек и травинок. По колориту, особенностям растительного орнамента, объемности изображения, сочетанию цветов, контрасту фона и узоров тюменские ковры, - пишет историк Н.Сезева, - были близки к знаменитым тагильским подносам» .
На картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковер ручной работы.

Двойной пол выполнен из джутового завода, который также используется для изготовления мешковины и шпагата. Что нужно знать: джут мягче сизаля, но также менее прочный. Как и сизаль, он может быть легко поврежден солнечным светом и жидкостями. Койер - это волокно, взятое из волосатой шелухи кокосовых орехов. Что нужно знать: Койер прочный, износостойкий и устойчивый к плесени. Другими словами, койра делает идеальный коврик.

Ковер из морской травы изготовлен из различных растений, имеющих зеленоватый оттенок. Что нужно знать: хотя долговечные ковры из морской травы не очень абсорбируют; они не должны использоваться во влажных или влажных помещениях. Морская трава стоит меньше, чем сизаль и джут.



Русские ковры с растительным орнаментом «в розу» изготавливались и в центральной части России, особенно выделялись воронежские и курские ковры. Журнал, издаваемый министерством государственного имущества в Санкт-Петербурге, за март 1853 года похвально отозвался о предметах художественного ткачества воронежских крестьянок, экспонировавшихся на Воронежской выставке сельских произведений 1853 г.

Бумажный ковер выполнен из бумажных шнуров, покрытых защитным воском. Что нужно знать: бумажный ковер, по сути, довольно сильный. Он более водостойкий, чем ковры, изготовленные из других растительных волокон, но жидкие разливы должны быть немедленно удалены.

Полиэстер имеет шерстяной внешний вид и часто используется для ковров с кусками. Что нужно знать: полиэфирный ковер мягкий, устойчивый к пятнам и доступный по цене. Он не настолько устойчив, как другие волокна ковра, и может мазать в короткий период. Олефин представляет собой глянцевое синтетическое волокно, обычно продаваемое в приглушенных цветах. Что нужно знать: Олефин - одна из менее дорогих синтетических материалов. Водостойкий и устойчивый к пятнам, он часто используется на открытом воздухе.

Курское ковроделие зародилось в XVII веке, со второй половины XVIII века оно принимает форму промысла. Стиль безворсового шерстяного курского ковра сложился в 1870-х гг. - это крупный объемный цветочный узор из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов на черном фоне. Главным центром ковроткачества считается город Суджа. Именно здесь в XVII веке начали ткать ковровые изделия для бытовых нужд, такие как дорожки в дом, покрывала на сундуки, попоны для лошадей.

Однако волокно легко сжимается. Нейлон является самым популярным волокном ковра в Соединенных Штатах. Что нужно знать: нейлон прочный, устойчивый и устойчивый к пятнам. Это один из самых дорогих синтетических волокон. Волокно имеет много оттенков; искать окрашенный в раствор нейлон, который является цветным.

Восточные ковры: значения за дизайнами. Когда кто-то понимает, откуда пришел дизайн и что обозначают его символы, становится намного легче читать. Было время, когда дизайн восточного ковра рассказывал, с определенной степенью уверенности, страну и город, деревню или район, где он был соткан. Более широкое распространение проектов, следуя большей коммерческой экспансии в начале 20-го века, означает, что сегодня это менее верно. Однако старые пьесы все еще можно «прочитать», предлагая увлекательную информацию о своей истории.

В 1819 году в Курский край из Москвы была прислана ковровщица Феодора Трусова, чтобы обучить местных крестьянок ткать на вертикальных станах ковры для богатых домов и усадеб. Мастерицы быстро освоили новую технологию и ткали ковры с геометрическим и пейзажным рисунком. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу в Петербург в Маршенскую школу. Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году организовала в селе Касторное Суджанского уезда школу для девочек. Ковры стали делать гладкие, двусторонние, бархатные, полугобеленовые. Продукция с успехом продавалась в Курске, Киеве, Москве. В 1910 году была создана школа-мастерская в городе Суджа (под руководством В.П.Трофимова).

У образца есть три фундаментальных элемента - единица, повторение и система организации, которые могут быть интерпретированы криволинейным или прямолинейным образом. Конструкции ковра могут либо заполнить все поле одним повторяющимся мотивом, известным как «все-над дизайном», либо центрироваться доминирующим медальоном, вокруг которого упорядочена остальная часть дизайна.

Один из самых ранних и наиболее часто встречающихся проектов в ковровском ткачестве - это узорный узор, который состоит из формы лепешки с цветочными мотивами по углам, окруженных листьями ланцетной формы, иногда называемыми махи или рыбой. Позже дизайн арати продолжал использоваться во всех известных ткацких центрах Персии, а также в кочевых племенах, таких как Кашкай в Юго-Восточной Персии.

Специалист по народным художественным промыслам И.А.Крюкова считала, что сильнейшее влияние на курские ковровые рисунки оказали цветочные узоры на ситцах, павловских платках, вышивках, фарфоровой и фаянсовой посуде, а также печатные «приложения» ряда современных журналов, предлагавшихся подписчикам в качестве рисунков для вышивания крестиком .

Другой моделью, используемой в повторяющейся «всечной» манере, был дизайн харшанга или «краба», который впервые был использован в районе Хорасана в Персии, а по происхождению в конечном счете проистекает из дизайна «ладонь» Исфахана - это красиво представленный на этом северо-западном персидском келлехе, который показывает краб-подобные пальметты с открытыми когтями.

Древний ботехский мотив широко использовался во всей Персии и Индии. Также известный как мотив «Пейсли» или «груша», на персидском языке, ботех означает кластер листьев, который может исходить либо из ладони, либо из сосны. Широко использовались деревенские ткачи и кочевые племена в своих атрибутах, картина могла отображаться в разных направлениях и расположениях в криволинейном или прямолинейном стиле.

«Мотив крупной пышной розы в южнорусском ковроделии был особенно популярен. До сих пор ценят и берегут доставшиеся по наследству ковры «в розу». Оказавшись в старинном селе традиционного центра ковроделия в крестьянском доме и сейчас еще можно увидеть ковер ручной работы из простой шерсти с тканым узором из огромных роз по коричневому фону - натуральный цвет неокрашенной шерсти. Современные народные мастера также любовно обращаются к этому традиционному мотиву, внося свое понимание в колористическое решение композиций» .
Для курского ковроделия первоначально было свойственно, как и в случае с сибирским ковроткачеством, использование геометрического орнамента.

Здесь, ботехский мотив можно увидеть в сложной, взаимоблокирующей полосе 19-го века, ловушке из племени Центральной Азии и снова в пошатнувшихся разноцветных рядах этого кавказского бегуна Акстафы. Классические ранние ковры из медаллиса Тебриза этого периода были синонимом красивых крупномасштабных медальонов, которые накрывались или были окружены замысловатой нарисованной цветочной спиралевидной лозой. Традиция медальона продолжалась на протяжении веков и интерпретируется как криволинейно, так и во многих коврах, сплетенных в Тебризе, или в более прямолинейном стиле, как видно на коврах Гериза.

Курский шерстяной ковер. Выполнен в Старооскольком районе.
Первая половина XIX в.

Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Первая половина XIX в.

Е.Г.Яковлева в своей книге «Курские ковры» пишет о геометрическом орнаменте следующее: «Геометрические орнаменты, встречающиеся в курских коврах, имеют очень древнее происхождение и являются отображением реальных образов окружающей действительности, переданных в абстрактной декоративной форме. Они характерны для самых различных видов русского декоративного искусства прошлого и настоящего…. Устойчивость геометрических узоров в курских коврах на протяжении всего XIX века, их большое распространение в народном ковроткачестве других районов и, наконец, стилистическое единство с крестьянскими декоративными тканями домашнего производства, позволяют считать геометрический орнамент наиболее древним видом украшения народных ковров» .

Не только присутствующие в Персии, дизайн медальонов также широко встречается во всей Анатолии и на Кавказе, хотя и здесь, в основном, имеют сильную геометрическую форму. Медальон можно было сосредоточить, как в этом анатолийском ковре с двумя нишами 17-го века, или использоваться в нескольких вариантах, как иллюстрируется этим длинным ковриком «Куба» 18-го века, где три медальона укладываются поверх одного другой.

Сцены охоты, придворной жизни или мифические предметы были сплетены из шерсти и шелка, с более тонкоплетенными коврами, что приводило к более сложным и точным изображениям. Мастер ткачей Кирмана были особенно искусны, изображая сложные, натуралистические сцены, часто обращаясь к западным произведениям искусства для вдохновения дизайна.

Постепенно цветочные мотивы становятся преобладающими. Растительные орнаменты ранних ковров очень близки по характеру рисунка к народным вышивкам южных областей (Орла, Тулы, Рязани, Курска), что говорит о взаимном влиянии различных видов декоративного искусства. Распространенным растительным узором был мотив вазона с цветами.

Вак-вак - персидское оракулярное дерево, происходящее из Индии, чьи ветви приносят плоды с головами мужчин, женщин или мифических животных. Образ «Древа жизни», как видно на изобразительном ковре Кирмана выше, представляет собой вечную жизнь и является важной темой в мифологии и религии. Деревья растут с основания поля и продолжают заполнять остальную часть ковра листовыми ветвями, которые заполнены цветами или птицами. Часто, у подножия дерева с блуждающими животными, будет поток или бассейн, что само по себе символизирует связь между небом, землей и подземным миром.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в селе Первые Писки Бесединского района.
Первая половина XIX в.

На представленном изображении можно увидеть, как народные мастера постепенно превращали ромбы в конкретные цветы. Сначала это проявлялось в соответствующем подборе расцветок, затем в выявлении типичных черт растения, характеризующих цветок вообще - появлялся стебель, листья, форма ромба становилась округлой и, наконец, в изображении цветка появляются черты, характерные для конкретного вида растения - розы, мака, шиповника.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Около 1860 г.

В 1880-90-х годах ковроткачество в Курской губернии достигает своего наивысшего расцвета. «Наиболее распространенным орнаментальным мотивом становятся розы. Белые, розовые, красные, пунцовые, окруженные бутонами и листьями, собранные в букеты и гирлянды, они обязательно присутствуют в каждом ковровом узоре» . Именно в этот период и розы становятся в России едва ли не самыми любимыми цветами, невзирая на трудности их выращивания в условиях суровой зимы. Прорисовка формы цветов, выразительность их силуэтов - общая тенденция для декоративного искусства этого времени в целом.

Ковер с изображением роз. Выполнен в селе Троицкое Бесединского
района. 1890 г.

Если в 50-60-х годах XIX века для большинства мастеров художественных промыслов образцами служили альбомы орнаментальных мотивов, издаваемые журналами, то к концу столетия в оформлении мебели, тканей, ковров, посуды наблюдается эклектичность, смесь мотивов и форм, взятых из различных художественных стилей разных эпох. Такими же стали и печатные рисунки, издаваемые по-прежнему большими тиражами, которые проникали в народную среду. Особенное влияние на народное ковроткачество 1890-х годов оказали рисунки фирмы Брокар и Ралле. На обертках для мыла и других парфюмерных изделиях печатались узоры для вышивки на подушку, ковер, полотенце. Большинство этих печатных рисунков было плохо нарисовано, разностильно по орнаментальным мотивам. Они вносили пестроту и безвкусицу в народные узоры. Отныне творчество ткачих превратилось в копирование всевозможных пальмет, барочных завитков, картушей, что было не свойственно традиционному народному искусству, но было востребовано местными купцами, промышленниками и зажиточными крестьянами.

Сходными чертами развития ковроделия обладали и другие регионы - Воронежская, Пензенская, Орловская губернии. Что касается знаменитых украинских ковров, то, несмотря на обилие и разнообразие растительных орнаментов, тема роз встречается очень редко. Это связано, в первую очередь, с тем, что ковроделие в Украине, как Левобережной, так и Правобережной, очень долго сохраняло традиционные народные мотивы, а сами розы стали популярны на территории Украины лишь во второй половине XX века. В качестве примера можно привести изображения трех ковров, выполненных в селе Решетиловка Полтавской области в начале прошлого столетия.


Шерстяные ковры, выполненные в селе Решетиловка Полтавской области.
Начало XX в.

Ковроделие - самая крупная ветвь украинского ткачества - пережило свой первый большой подъем еще во времена Киевской Руси; позже - в пятнадцатом и семнадцатом столетиях. Коврами украшались повсеместно как дворцы и поместья знати, так и простые сельские хаты. Часто ковры служили не только для украшения или утепления жилья, но и исполняли обрядовую функцию. В дохристианский период на Руси у ткачества была богиня-покровительница - Мокошь. Кроме того, ковер был обязательной частью приданого, выставлялся на продажу, им оплачивали дань . Однако во все времена изготовление ковров было очень дорогим и трудоемким делом, поэтому основная масса крестьянских умельцев-ткачей работала на ковроткацких фабриках, принадлежащих помещикам и крупным землевладельцам.

Во второй половине XIX века отмена крепостного права, индустриализация, а также другие социально-экономические причины приводят к упадку украинского ковроткачества. Возрождение народных промыслов в Украине в конце XIX века взяли на себя местные земства. Особенно результативной была деятельность Полтавского и Черниговского губернских земств, вследствие которой в Дегтярях (1898 г.), Кролевце (1895 г.) и других селах были основаны образцовые ковровые мастерские, наподобие артелей. Оказывалась помощь ткачам в производстве и реализации ковров. Организовывались экспедиции по селам для изучения и сбора редких образцов тканых изделий. В мастерских учащиеся получали профессиональное образование и впоследствии становились инструкторами, которые занимались ткацкими промыслами. На рубеже XIX-XX вв. во многих очагах ковродельческих помыслов Подолья и Галичины были основаны частные мастерские и небольшие фабрики.

На основе школ, обществ, многочисленных частных мастерских в 1920-1930-х годах во всех наиболее важных промышленных центрах Украины учреждались фабрики и художественно-промышленные объединения. До настоящего времени их деятельность не прекращается в таких центрах, как Решетиловка, Глиняны, Дегтяри, Косов, Коломыя и другие. Параллельно с фабриками художественных изделий ковры продолжают ткать в домашних условиях в некоторых традиционных очагах Полесья, Приднепровья и, главным образом, западных областей Украины (на Гуцульщине, Подолье, Буковине и т.д.). Для примера - две работы современной мастерицы В.А.Китайгородской из Черновицкой области.



Фрагмент ковра В.А.Китайгородской

Ковер – основная составляющая любого интерьера. Обратимся к истории возникновения ковров. На западе ковры столетиями считались дорогостоящим изделиями, необходимыми в быту, украшающими дом. На востоке ковер являлся хранилищем культурной информации.

Ковер для пола - фото

Ковер представляет собой художественное, эмоциональное, религиозное воплощение народного творчества. Это связано с кочевым образом жизни и мировоззрением народов Азии. Для кочевников ковер благодаря многофункциональности и прочности имел большое значение в быту. Легко переносимый, ковер полностью удовлетворял мусульман в связи с каждодневной молитвой, обеспечивая «чистое» пространство.


При распространении ислама ковры начали украшать абстрактными узорами религиозной символики, следуя иконоборческой традиции. В ряде регионов Азии ковер является священным предметом, показывающим его связь с определенной культурой. В древности ковры использовались в основном для покрытия пола. Самый старый ковер в мире хранится в Эрмитаже, время его создания – около V века до н.э., предположительно он был произведен в высокоразвитом армянском царстве Урарту. Вытканные на коврах узоры имеют особое значение, которое нельзя обойти вниманием при покупке этого изделия. Многие символы орнаментального декора несут глубокий смысл.

Таковым является зооморфный и растительный характер иконографии ковров, уходящий своими корнями в эпоху языческих культов, наделявших изображения того или иного животного или растения охранительными функциями. Так зороастризм был официальной религией персов до прихода ислама. Из птиц часто встречаются изображения орла (символ мощи и царского достоинства), павлина, петуха (символ пробуждения жизни), птицы Симург (символ бессмертия).


В декоре с животными встречаются символы барана и козла. Подчас ограниченное пространство ковра и технические возможности ткачества не позволяют изобразить животное целиком, потому условно изображалась часть тела существа, приобретая геометрические очертания. Основной иконографической темой растительного орнамента служит изображение древа жизни. Для азиатских племен растительность редких оазисов говорила о наличии воды необходимой для выживания в пустыне. Поэтому растущее дерево - символ плодородного оазиса, символ жизни.

Также буйство растительности в иконографии персидских ковров ассоциировалось с идеей рая как цветущего сада. В геометрическом орнаменте древо жизни изображается в форме якоря. Древним является сюжет с изображением двух птиц по бокам древа жизни. С приходом ислама древо жизни заменила ваза с цветами с соловьями по обе стороны. Этот сюжет отражается в орнаменте зеллолсолтан. Он стал метафорой возвышенной любви, в которой влюбленные сравниваются с цветами и соловьем. Гранатовое дерево – очень востребованный мотив восточного ковра. Его изображение встречается и в исламской иконографии, и в Китае.

Гранатовое дерево для роста требует минимум влаги, способно произрастать в засушливой пустыне, то есть является маленьким чудом природы. В геометрическом узоре ковром часто встречается свастика (зазубренный крест). В центре многих композиций геометрического орнамента размещается восьмиугольная звезда, созданная на основе свастики. Многие индоевропейские народы исповедовали политеизм, небо для кочевников было неизменным ориентиром, а свастика представляет собой центр неба, с исходящими лучами.

К строгим символам ислама относятся рука Фатимы, куфический орнамент, который используют на кайме анатолийских ковров. Он воспроизводит в адаптированном виде буквы древнего арабского алфавита, которым мусульмане придают огромной сакральный смысл. Также в декоре ковров изображают архитектурный элемент михраб - ниша, которая в мечети всегда обращена в сторону священной Мекки. В иконографии китайских ковров эмблемам, знакам и символам уделяется большое значение, ведь сама письменность Китая состоит из знаков. Декор китайских ковров ограничен, композиция не перегружена элементами. Отдельные сюжеты на монохромном фоне являются отличительной особенностью китайской культуры, китайцы не испытывают ужаса пустоты. Изображение дракона не является для народа Китая символом зла.

Дракон – мифическое животное, которое приносит счастье, а также является носителем царского достоинства. Много внимание в искусстве Китая уделяется прославлению природы, этим объясняется симфония цветения в узорах китайских ковров. Символичны изображения лотоса (символ чистоты и лета), нарцисса (символ зимы и добрых надежд), цветка персика (символ весны и регенерации), хризантемы, пиона, терновника, бамбука. Из представителей животного мира в иконографии китайских ковров присутствует лошадь (символ храбрости), олень – знак силы, ласточки, аист, летучие мыши. Религиозное значение имело изображение собаки Фо, по преданию она охраняет сон Будды.


Также встречаются мифические изображения единорога (символ мудрости), птицы феникс. Природные явления представлены в характерном сюжете «ожерелье облаков», который характерен для ковров ручной работы. К ярким религиозным символам относится изображение инь и янь, заимствованное из даосизма. Выбирая ковер нельзя забывать о своей культурной принадлежности, религиозных и эстетических воззрениях.