К какой форме отражения относится общественное сознание. Структура общественного сознания, его основные формы

Каждый человек индивидуален, его сознание отличается от мировосприятия окружающих. Если рассматривать разум всех людей, как единое целое, то образуется общественное , которое, в свою очередь, подразделяется на формы.

Основные формы общественного сознания

В каждой нижеприведенной форме отображается действительность, но в сугубо специфической форме. Данное отражение реального мира зависит, в первую очередь, от цели такого воссоздания и от того, от чего опираются в описании, то есть, что является объектом.

Выделяют следующие формы:

  • философское;
  • экономическое;
  • религиозное;
  • политическое;
  • нравственное;
  • правовое;
  • научное сознание.

Мировоззренческая форма общественного сознания

Философия представляет собой мировоззрение, главная проблема которого состоит в поиске отношений личности и мира. Иными словами это совокупность мировоззренческих взглядов, как на окружающую действительность, так и на отношение каждого из нас к этой реальности.

В философии на первое место ставятся способы познания. Предпочтение отдается рациональному изучению мира. Благодаря этой науке вырабатываются целые системы учений о принципах бытия, о его фундаменте, основе, общих характеристиках, отношении к духовности, природе, социуму.

Экономическая форма общественного познания

Она включает в себя знания о материальном мире, хозяйственной деятельности. Они отображают главнейшие стороны производственного процесса, умение распределять материальные блага человечества. Эта форма общественного сознания имеет тонкую связь с противостоянием за идею, связана с правовым, моральным и политическим сознанием.

Главной составляющей экономической целесообразности любого предприятия есть рентабельность, умение повышать производственную эффективность, внедрять инновации.

Религия как форма общественного сознания

Эта форма основывается на вере в существование одного, нескольких неземных существ, параллельного мира, сверхъестественных явлений. Философия относит религию к категории духовной части жизни всего человечества. Она является неким способом .

Считается, что именно из религиозного сознания начала свое развитие культура всего человечества, которая со временем приобрела разнообразные формы общественного сознания.

Политическая форма общественного сознания

Она включает в себя объединение идей, чувств, традиций, систем, которые отражают первоначальные интересы социальных групп людей и отношение каждого из них к различным политическим организациям, институтам. Политическое сознание начинает свое зарождение в определенный период общественного развития. Оно появляется лишь тогда, когда зарождаются максимально развитые виды общественного труда.

Мораль как форма общественного сознания

Мораль или нравственность отражает в себе представления, оценки, поведенческие нормы каждой личности, общества. Она зарождается в момент общественной потребности к регулированию человеческого поведения в разных жизненных областях. Ее главной проблемой считается стабилизирование взаимоотношений человека и общества.

Правовая форма общественного сознания

Являет собой систему социальных норм, что охраняются государством. Ее главной составляющей есть правосознание, включающее в себя правовую оценку, идеологию. Правосознание выражает интересы социальных групп.

Наука как форма общественного сознания

Это упорядоченное отражение мира, что отображается в научном языке. В своих учениях наука опирается как на практическую, так и на фактическую проверку любых выдвинутых положений. Мир отражается в законах, теоретическом материале, категориях.

Как совокупного духовного продукта важно уяснить, в чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.

Формы общественного сознания

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

И здесь без знания , идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.

Идеология

А теперь посмотрим, что такое идеология , когда и почему она возникла и какую функцию выполняет в жизни общества. Впервые термин "идеология" ввел в обиход французский философ и экономист А. де Траси в 1801 г. в своем произведении "Элементы идеологии" для "анализа ощущений и идей". В этот период идеология выступает своеобразным философским течением, означавшим переход от просветительского эмпиризма к традиционному спиритуализму, получившему значительное распространение в европейской философии в первой половине XIX в. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть "идеологами" или "доктринерами" лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, т.е. в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил. В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяются общественным бытием.

Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848-1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Согласно Парето, — это социально-экономическая система, обладающая равновесием в силу того, что антагонистические интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, системы убеждений избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, а также с помощью насильственных действий. В начале XX в. свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893-1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается "совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию". В более общем плане идеологией считается универсальное "видение мира" социальной группой или классом. В первом, т.е. в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором — с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе.

"Идеология, — утверждает Манхейм, — это идеи, имеющие влияние на ситуацию и которые в действительности не могли реализовать свое потенциальное содержание. Нередко идеи выступают как благонамеренные цели индивидуального поведения. Когда же их стараются реализовать в практической жизни, имеет место деформация их содержания. Отрицая классовое сознание и соответственно классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных поколений. Среди них особая роль отводится творческой интеллигенции, стоящей, якобы, вне классов и способной к беспристрастному познанию общества, хотя только на уровне возможности. Общим для Парето и Манхейма будет противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето — это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма — идеологии утопиям. С учетом того, как Парето и Манхейм характеризуют идеологию, ее сущность можно охарактеризовать так: идеологией считается любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Термин вера следует понимать в самом широком значении и, в частности, как понятие, которое регулирует поведение и которое может иметь или нет объективное значение. Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

В классовом обществе идеология носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов. Прежде всего идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп. Структурно она включает в себя как теоретические установки, так и практические действия. Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается обществоведами, политическими и государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются представителями того класса или социальной группы, чьи интересы они выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, т.е. в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей. Характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. В переломные исторические периоды в жизни общества это влияние в короткие в историческом плане промежутки времени может быть решающим.

Политика — явление исторически преходящее. Она начинает формироваться только на определенном этапе развития общества. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Жизнь общества регулировалась многовековыми привычками и традициями. Политика как теория и руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм разделения общественного труда и частной собственности на орудия труда, т.к. родоплеменные отношения оказались не в состоянии старыми народными способами регулировать новые отношения между людьми. Собственно, начиная с этого этапа развития человечества, т.е. с возникновения рабовладельческого общества, появляются первые светские представления и идеи о происхождении и сущности власти, государства и политики. Естественно, что представление о предмете и сути политики изменилось, и мы остановимся на том толковании политики, которое в настоящее время является более или менее общепринятым, т.е. о политике как теории государства, политике как науке и искусстве управления. Первым из известных мыслителей, кто затронул вопросы развития и организации общества, высказал идеи о государстве, был Аристотель, который сделал это в трактате "Политика". Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государств-полисов. В основе учения греческого мыслителя о государстве лежит его убеждение в том, что человек — это "политическое животное", а его жизнь в государстве — естественная сущность человека. Государство представляется как развитое сообщество общин, а община — как развитая семья. Семья у него — прототип государства, и ее структуру он переносит на государственное устройство. Учение Аристотеля о государстве носит четко выраженный классовый характер.

Рабовладельческое государство — это естественное состояние организации общества, а посему существование рабовладельцев и рабов, господ и подчиненных вполне оправдано. Основными задачами государства, т.е. , должно быть предотвращение чрезмерного накопления богатства у граждан, поскольку это чревато социальной нестабильностью; безмерного роста политической власти в руках одной личности и удержание рабов в повиновении. Значительный вклад в учение о государстве и политике сделал Н. Макиавелли (1469 — 1527 гг.), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а представляют собой независимую сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главные мотивы, обуславливающие политическую деятельность, по Макиавелли, — реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Государь, правитель должен быть абсолютным властелином и даже деспотом. Он не должен быть ограничен ни моральными, ни религиозными предписаниями в достижении поставленных целей. Такая жесткость не прихоть, она диктуется самими обстоятельствами. Только сильный и жесткий государь может обеспечить нормальное существование и функционирование государства и удержать в сфере своего влияния жестокий мир людей, стремящихся к богатству, благосостоянию и руководствующихся только эгоистическими принципами.

В соответствии с марксизмом, политика — это область человеческой деятельности, детерминированная отношениями между классами, социальными слоями, этническими группами. Ее основная цель — проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Самым существенным в политике считается устройство государственной власти. Государство выступает в качестве политической надстройки над экономическим базисом. Через нее экономически господствующий класс обеспечивает свое политическое господство. По существу главной функцией государства в классовом обществе становится защита коренных интересов господствующего класса. Три фактора обеспечивают могущество и силу государства. Во-первых, это публичная власть, включающая в себя постоянный административно-чиновничий аппарат, армию, полицию, суд, дома заключения. Это самые мощные и действенные органы государственной власти. Во-вторых, право на сбор налогов с населения и учреждений, которые необходимы главным образом для содержания государственного аппарата, власти и многочисленных органов управления. В-третьих, это административно-территориальное деление, которое способствует развитию экономических связей и созданию административных и политических условий для их регулирования. Наряду с классовыми интересами государство в определенной мере выражает и защищает общенациональные интересы, регулирует в основном с помощью системы правовых норм всю совокупность экономических, социально-политических, национальных и семейных отношений, тем самым способствуя укреплению существующего социально-экономического порядка. Один из важнейших рычагов, с помощью которых государство осуществляет свою деятельность, — право. Право — это совокупность норм поведения, закрепленных в законах и утвержденных государством. По выражению Маркса и Энгельса, право есть воля господствующего класса, возведенная в закон. С помощью права закрепляются экономические и общественные или социально-политические отношения, т.е. взаимоотношения между классами и социальными группами, статус семьи и положение национальных меньшинств. После образования государства и утверждения права в обществе формируются ранее не существовавшие политические и правовые отношения. Выразителями политических отношений выступают политические партии, выражающие интересы различных классов и социальных групп.

Политические отношения , борьба между партиями за власть есть не что иное, как борьба экономических интересов. Каждый класс и социальная группа заинтересованы в том, чтобы утвердить в обществе с помощью конституционных законов приоритет своих интересов. Например, рабочие заинтересованы в объективном вознаграждении за свой труд, студенты — в стипендии, которая обеспечивала бы им хотя бы пропитание, владельцы банков, заводов и другого имущества — в сохранении частной собственности. Можно сказать, что экономика на определенном этапе потому порождает политику и политические партии, что они нужны для нормального существования и развития. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а в переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Влияние политики на экономику осуществляется различными способами: непосредственное, через экономическую политику, проводимую государственными органами (финансирование различных проектов, инвестиции, цены на товары); установление таможенных пошлин на индустриальную продукцию с целью защиты отечественных производителей; проведение такой внешней политики, которая благоприятствовала бы деятельности отечественных производителей в других странах. Активная роль политики в стимулировании экономического развития может осуществляться по трем направлениям: 1) когда политические факторы действуют в том же направлении, что и объективный ход экономического развития, то они его ускоряют; 2) когда действуют наперекор экономическому развитию, тогда они его сдерживают; 3) они могут тормозить развитие в одних направлениях и ускорять его в других.

Проведение правильной политики напрямую зависит от того, в какой степени политические силы, находящиеся у власти, руководствуются законами общественного развития и учитывают в своей деятельности интересы классов и социальных групп. Итак, можно сказать, что для понимания общественно-политических процессов, происходящих в обществе, важно знать не только роль социальной философии, идеологии, политики в отдельности, но и их взаимодействие и взаимовлияние.

Социальная общность, социоисторический организм представляет собой сложную систему, жизнедеятельность которой зависит от многих феноменов как внутреннего, так и внешнего происхождения, включающего природные и социальные явления, процессы, образования и т.д. Все эти феномены важны с точки зрения жизнеспособности социальной системы, возможностей се развития. Среди них определяющее значение имеет общественное сознание в целом и отдельные его формы.

Общественное сознание - это духовная составляющая бытия общества, целостное духовное образование, обладающее определенной внутренней структурой, отражающее мир бытия общества в разных формах (религиозной, моральной, эстетической, политической, правовой, философской, научной) и включающая различные уровни (теоретический и обыденный, идеологический и общественной психологии).

Рис. 7.1.

По происхождению общественное сознание отражает реальное общественное бытие конкретного сообщества людей, в конкретное время его существования. Вместе с тем общественное сознание в определенных случаях может и не соответствовать общественному бытию, ибо способно саморазвиваться.

С позиций аспектного подхода можно выделить разные формы общественного сознания, а также его уровни. Более того, рассмотрение общественного сознания по уровням позволяет оценить идеологию и как уровень существования общественного сознания, и как способ духовной деятельности человека. Одновременно данный подход объясняет жизнестойкость различных фетишистских форм общественного сознания, позволяет разграничить характер мотивации деятельности человека от содержания идей и на общетеоретическом уровне, и на уровне обыденном.

Рассмотрение общественного сознания в плане бытия "горизонтальных структур" общества позволяет констатировать, что каждый социальный слой, каждая страта, каждый класс, сословие, каста и т.д. отражают "свои идеологемы" и требуют их учета на основе присущих им определенных принципов бытия. Это указывает на то, что в одном социальном пространстве наличествует многокачественность общественного сознания.

Аспектный подход позволяет говорить и о том, что общественное сознание выступает не просто как отражение бытия общества, а как сторона человеческой деятельности, как сама жизнь общества, как сама человеческая жизнь. Таким образом, общественное сознание - не только регулятив жизнедеятельности общества, но и потенциал духовности последнего, где даже в идеалистических концепциях есть полезные, рациональные основы его совершенствования.

В общественном сознании, как мы отметили, выделяют два уровня: уровень обыденного сознания и уровень теоретического сознания.

Обыденный уровень общественного сознания совокупность разного вида и типа воззрений , которые отражают наличествующие связи в явлениях бытия всех сообществ людей, охватывающих этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и другие объединения.

Вполне возможно, что знания обыденного уровня общественного сознания могут быть истинными. Все зависит от содержания и "зрелости" тех явлений, которые являются основой для формирования воззрений, а также от субъектов, которые эти воззрения будет формулировать. Например, социально-политическая ситуация, которая возникла на Украине в декабре 2013 г., являла собой достаточно яркие и сущностные черты сформировавшегося к тому времени в стране содержания общественного бытия, но субъективный фактор исказил воззрения таким образом, что обыденное сознание не отражало природу общественного бытия достаточно полно и истинно.

Теоретический уровень общественного сознания представляет собой совокупность систематизированных видов воззрений , которые отражают сущностные закономерности бытия общества, рассматривая его в разных аспектах, выявляют направления его развития. Важным предназначением теоретического уровня общественного сознания является использование его в разных идеологиях , которые отражают закономерности развития общества с позиций интересов тех или иных классов, социальных общностей или институтов. Конечно, идеология не лишена познавательного свойства, но отличается от науки тем, что в ней превалирует классовый или национальный интерес.

Общественное сознание, представляющее собой духовную сферу общества, играет в жизни последнего примерно такую же роль, какую в судьбе индивида играет его разум. Следует учитывать тот факт, что общественным сознанием обусловлены теория и практика социальной регуляции. Через и посредством общественного сознания в обществе формируется правопорядок, осуществляется согласование усилий индивидов, различных социальных групп общества в решении проблем общественного развития, в формировании согласованной общественной позиции по важнейшим вопросам политики, экономики, международной жизни.

В современной философской и научной литературе по такому критерию, как содержание взглядов , в общественном сознании выделяют следующие его формы: религиозное сознание , моральное сознание , эстетическое сознание , правовое сознание , философское сознание , научное сознание. Эти формы возникали по мере того, как развивалось общество, усложнялось

общественное сознание. Они появлялись тогда, когда социум, накапливая опыт в определенной сфере, был способен отразить общественное бытие в той или иной форме. Вместе с тем все формы общественного сознания тесно связаны между собой и, как можно утверждать, достаточно четкого разграничения не имеют, хотя каждая из этих форм обладает определенной спецификой, связанной с различными аспектами общественной жизни, потребностями общества и отражает действительность "своими" знаниями.

Одной из первых форм общественного сознания было религиозное сознание.

Религиозное сознание как форма общественного сознания - это совокупность взглядов, воззрений, основанных на вере в Бога, в Его всемогущество и отражающих общественное бытие как творение высшей сущности, обязанное существовать по намерениям Бога, которые людям даются в виде Божественного Откровения.

Социальные корпи религиозного сознания содержатся в бессилии людей, их неспособности управлять силами природы и их собственными общественными отношениями. Другими словами, социальные основания религии отчасти коренятся в страхе человека перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить реальную земную жизнь на иллюзии справедливости в ином мире. Первым этапом становления рассматриваемой формы общественного сознания были мифы. Затем мифология как архетип сознания исчерпав свои возможности и выполнив свое назначение, передала эстафету одновременно религии и философии.

В дальнейшем религия и религиозное сознание стали средством социальной интеграции, обеспечения целостности и единства общества. Одновременно религиозное сознание ограничивало и ограничивает сейчас творческие возможности социализирующихся людей.

К гносеологическим основаниям религиозного сознания можно отнести как способность сознания вообще к абстрагированию, так и неспособность его раскрыть причину многих явлений в природе и социальной жизни.

Психологические основания религии и религиозного сознания заключены в эксцентрической сущности человека, его открытости, любознательности и незащищенности. Человек представляет собой "пример" единства конечного и бесконечного. Он осознает вечность Вселенной и переживает свою конечность. Смерть природного начала очевидна, чего нельзя абсолютно точно сказать о начале духовном. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религии. Внутренний мир человека ориентирован па диалог с самым совершенным собеседником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Идеал совершенного собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит в Боге.

Функции религиозного сознания обусловлены тем положением, которое оно занимает в системе общественного сознания. Исторически данный вид сознания менялся, что было обусловлено изменениями в сфере общественного бытия. В первобытном обществе религиозное сознание существовало как аспект синкретического сознания. В Античности формирующим принципом общественного сознания стала философия, а уже в эпоху Средневековья на первое место вышло религиозное сознание, которое задавало структурную организованность общественному сознанию в целом, наполняя религиозным содержанием все наличные формы общественного сознания: политическое, моральное, эстетическое и даже философское. Трудно приходилось в это время и научному сознанию.

В эпоху фетишизации товара, денег, капитала позиции религиозного сознания существенно изменяются. Оно еще сохраняет за собой статус относительно самостоятельной формы сознания, но уже не определяет содержание и направленность сознания общественного. Человек, поставив под сомнение целесообразность религиозного сознания, утратил ощущение святости всего, кроме собственных потребностей.

Несомненно, религиозное сознание общества влияет на формирование человека, ибо сегодня, в условиях постиндустриального развития общества, за человеком сохраняется свобода выбора и проявления своей активности. Он вправе выбирать как любую веру, так и атеизм, правда, если сделанный человеком выбор не ведет к антисоциальным последствиям, нарушению нрав других и общественных норм.

Религиозное сознание сегодня, как и любая другая форма общественного сознания, не является внутренне однородным и неизменным. Оно постоянно развивается. В рамках того или иного типа религии появляются новые представления о бытии, его интерпретации. Иногда возникают совершенно новые религии, а многие, напротив, исчезают.

В целом религиозное сознание как форма общественного сознания является специфическим феноменом духовной жизни общества и духовного производства. Его возможности до конца еще не изучены, но даже в эпоху научно-технической революции религиозное сознание остается одним из факторов развития человеческого в человеке , необходимым составляющим проявления человеческого в обществе.

Мораль как форма общественного сознания возникла и сформировалась вследствие объективной необходимости приобретения человеком своей качественной определенности и социального статуса, которые складываются в его отношениях с другими людьми.

По своему содержанию мораль представляет собой совокупность взглядов, воззрений, идей, формируемых на основе отражения общественного бытия через призму добра и зла, а также норм, правил и оценок поведения человека, групп людей, которые следуют из сформированных в процессе отражения духовных конструкт и закрепляются в таких регулятивах, как справедливость, общественный идеал, честь, долг, достоинство и др., воплощаемых в обществе на основе общественного мнения.

Потребность в общественной связи, которая обеспечивает социальное значение каждому человеку, объединяя людей отношением понимания, доверия и взаимного уважения, и есть реальное основание морали. Эту потребность справедливо называют потребностью в человечности.

Основные положения морали были сформулированы в Античности, когда наметился поворот философии к проблеме человека, хотя в реальной жизни многие принципы морали уже утверждались. Это было присуще

многим народам мира, в том числе и славянам, и отражено в сказаниях, которые передавались из поколения в поколение.

В воззрениях Сократа о добродетели уже присутствует положение, что человек в своей жизнедеятельности должен руководствоваться продуманными убеждениями. Добродетельный человек есть выражение совершенства. Совершенный человек выстраивает добродетельные отношения с миром, признавая интересы других людей столь же законными, как и свои собственные.

Основатель учения о морали Аристотель утверждал, что в процессе своей жизнедеятельности совершенный человек придерживается "золотой середины", избегая как недостатка, так и избытка. Для него характерны следующие черты: дружелюбие, мужество, правдивость, ровность, справедливость, умеренность, щедрость, честолюбие. Образ совершенного человека - это сфера долженствования, но такого, которое находится в пределах возможного для любого человека как "разумного или полисного" .

В эпоху Средневековья, когда приоритетным было религиозное сознание, критерии добра и зла были "вынесены" за пределы человека. Считалось, что добродетели не нужно учиться, не надо культивировать в себе характер совершенного человека. Главное, нужно научиться принимать моральные нормы, в качестве которых выступают заповеди Бога, ведь мораль создана Богом до бытия человек, и поэтому ее нормы общезначимы, безусловны и абсолютны.

В период Нового времени этические учения пытаются соединить уже имеющиеся взгляды на мораль. Интересным был поиск ответа на вопрос о том, каким образом мораль как свойство отдельного человека становится общеобязательной социально организующей силой и каким образом эта сила может блокировать эгоизм отдельно взятого человека. Предсказуемым был и ответ: только разум в форме просвещения и воспитания способен обуздать анархию эгоизма и осуществить переход от индивида к роду, от зла к добру, соединив индивидуальную добродетель и общественную справедливость.

Однако поскольку практическая реальность демонстрировала не гармонию, а противостояние индивида и общества, И. Кант заявил, что мораль как всеобщую связь нельзя выводить из опыта. Она не может быть учением о сущем. Мораль есть учение о должном.

Сегодня, говоря о морали как форме общественного сознания , мы должны отметить, что она включает в себя систему норм, моральные качества, моральный идеал, моральные принципы, категории. Есть категории, которые задают регулятивный смысл социальному бытию: справедливость, общественный идеал, смысл жизни и т.д. Существуют категории, определяющие уровень нравственной зрелости человека: долг, честь, достоинство, ответственность. Специфика требований морали состоит в том, что они носят всеобщий, общечеловеческий характер, снимают различия между субъектом и объектом, представляют высший уровень обусловленности, имеют свои санкции в форме общественного мнения, ориентированного на должное.

Другими словами, логика бытия морали как формы общественного сознания - это логика долженствования. Она ориентирует человека на возможность своими усилиями проектировать себя, созидать свою жизнедеятельность, уяснив свой смысл и избрав свой образ жизни.

Что касается взаимосвязи морали как формы общественного сознания и нравственности человека, то последняя представляет собой мораль, освоенную человеком. В пределах этой взаимосвязи мораль выступает как идеальная форма человечности, ориентируя индивида на критическое отношение к обществу и к себе. Мораль обеспечивает сближение общественных и личных интересов, согласовывает взаимоотношения между личностью и обществом, между отдельными людьми, закрепляется в нравах.

Не менее важной формой общественного сознания является эстетическое сознание.

Эстетическое сознание как форма общественного сознания представляет собой совокупность конкретно-чувственных художественных образов, воображений, отражающих бытие через призму прекрасного и безобразного, специфическую форму освоения, осознания людьми действительности, объективные закономерности и принципы создания совершенных форм отражения сущностных признаков, внутренней природы реального мира.

Можно сказать, что эстетическое сознание является специфической формой отражения окружающего мира и его практического освоения, основанной на эмоционально-образном, художественном представлении о нем.

Эстетическое сознание в наиболее полной мере включено в искусство как уровень выражения художественной культуры. В связи с этим довольно часто в литературе данную форму общественного сознания именуют искусством. В этом нет большой беды.

В свое время Г. Гегель, рассматривая искусство как форму общественного сознания, охарактеризовал его как "мышление в образах", как мир воображения, параллельный действительному. Очевидно, что через художественные образы этот мир познается человеком и одновременно обогащает его духовно, ведь "мышление в образах" ориентировано на открытие красоты мира. В целом мир красоты, мир добра, мир истины создают основание подлинного бытия человека, составляют слагаемые его сущностных сил. Отсутствие одного из трех атрибутов сущностных сил ставит под сомнение статус общественного человека. Ум человека, глухого к добру и слепого к красоте, способен творить только зло.

Хотелось бы обратить внимание на то, что данная триада истины, добра и красоты имеет свой религиозный аналог. В религии вера соотносится с истиной; надежда - с благом; любовь - с красотой. Получается, что всякое соприкосновение человека с прекрасным, совершенным привносит в его духовную жизнь такие чувства, которые заставляют подняться над миром суеты. Можно утверждать, что после встречи с прекрасным человек становится добрее, умнее, красивее.

Конечно, эстетическое сознание как форма общественного сознания возникло в качестве ответа на общественную потребность. Обусловлено это было, с одной стороны, процессом общественного разделения, а с другой - потребностью культур сложившихся ойкумен воспроизводить деятельность человека в ее изначальной полифункциональности, т.е. в одновременном и слитном осуществлении материального и духовного способов освоения мира. Напрямую это зависело от состояния сущностных сил человека, развитой человеческой чувственности, что связано с эстетическим восприятием реальности и невозможно без искусства, которое как "мышление в образах" духовно облагораживает и возвышает человека, позволяет ему воссоздавать саму человеческую жизнь в ее целостности.

Можно сказать и так: искусство не только отражает реальную жизнь, но и раскрывает ее потенциал, более значительный по своему содержанию, чем внешние проявления жизни. Этот потенциал обеспечивает "вхождение настоящего в будущее", ибо определяет направленность человеческих желаний и стремлений, обнажает неудовлетворенные потребности, указывает, что еще не реализовано, но требует своего осуществления.

Одновременно эстетическое сознание становится и регулятором человеческого поведения. Оно, в отличие от нравственных норм, ориентированных на определенное поведение, через свои художественные образы задает настрой на жизнь. Эффективность этого настроя достигается чувственноэмоциональной формой образа, который "приглашает" почувствовать и пережить невидимое, но предполагаемое и в этом смысле почти реальное, основное содержание, причем не только пережить, но и соотнести с идеалом через эстетическую оценку но шкале "от прекрасного до безобразного". Через восприятие произведения искусства происходит диалог писателя и читателя, художника и зрителя, музыканта и слушателя. Конечно, многое здесь зависит от вкуса человека. Нельзя забывать, что специфика искусства как особой формы общественного сознания заключается в том, что оно есть творчество тандема: исполнителя и потребителя. Значит, для того чтобы искусство стало действенным, недостаточно, чтобы оно было прекрасным и совершенным. Необходим и подготовленный для восприятия конкретного произведения оппонент. После совместного включения и создателя произведения, и оппонента будут развиваться и совершенствоваться обе стороны. В конечном итоге зародившееся влечение у того, кто соприкоснулся с произведением искусства, сформирует у него привычку и внутреннюю необходимость жить и творить себя но законам красоты, осваивать мир по ее канонам.

Природа правового сознания многогранна, и исследуется это сознание разными науками. В философии правовое сознание рассматривается как особая форма общественного сознания, взаимосвязанная с другими формами. Философия выявляет существенные признаки, место и роль в жизни общества и человека правового сознания.

Правовое сознание как форма общественного сознания - это совокупность взглядов, идей, концепций, отражающих бытие общества через призму разрешений и запретов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, страт, сословий, каст к праву, законности, деятельности судов, их представление о правомерности или неправомерности деяний, совершаемых в сообществах людей.

Правосознание включает знание действующего в обществе права, его принципов и требований, но не сводится к нему. Правовое сознание

представляет собой особое измерение конкретной правовой реальности, которая представлена правоприменительными решениями и степенью осознания правовых норм, адаптации их на поведенческом уровне. Более того, поскольку в правосознании определяющим является субъект осознания права, то правосознание можно определить как его собственные, т.е. отдельного индивида или групп людей, взгляды, представления на природу и сущность действующих правовых норм, а также их оценка с позиций личных правомочий.

Следует отметить, что связь правосознания и права носит сложный характер. С одной стороны, правовые положения и рациональное отношение к действующему праву складываются в процессе правового образования и воспитания. Можно сказать, что с раннего детства человек приобщается к правовым заповедям , правовому регламенту, формируя у себя правовые чувства, как "правовой регулятив". С другой стороны, функционирование права, его включение в жизнь общества непосредственно зависят от уровня правосознания граждан.

Важной чертой правосознания является то, что оно обращено не только к действующему праву, практике его толкования и правоприменения, по и ориентировано на будущее. Это свойство правосознания обусловлено качествами субъектов, носителей этой формы общественного сознания, ибо люди практически всегда устремляют свои интересы в будущее.

Как и любая форма общественного сознания, правовое сознание имеет свою структуру, в которую входят правовая психология, правовая идеология, индивидуальное, групповое и общественное сознание, обыденное и теоретическое сознание, профессиональное правосознание. Правовая психология опирается на обыденное сознание и постоянно "подпитывается" эмпирической практикой людей, участвующих в жизни общества. Ее содержанием являются эмоции, переживания людей в связи с действенностью правовых норм. Через правовую психологию у людей формируется осознание права. Оно обусловливает эффективность субъективной правовой инициативы. Отторжение на уровне правовой психологии законов предопределяет возникновение проблем в их реализации, создает дополнительные трудности в деятельности правоохранительных органов.

Правовая идеология охватывает теоретический уровень правосознания и включает совокупность взглядов, идей, концепций, которые в систематизированном виде отражают и оценивают право и правовую реальность. При этом осмысление проблем права и разрешение их осуществляются не стихийно, а организованно, с привлечением профессионально подготовленных специалистов.

Сформированное у субъектов правовое сознание обеспечивает им выполнение оценок тех или иных правовых норм, служит ориентиром в общественной жизни, обеспечивает регулирование общественных отношений. Оно побуждает граждан к определенному типу поведения, выступает в качестве побудительного мотива в тех случаях, когда люди не имеют представления о конкретных правовых нормах, но в силу знания общей направленности законодательства ведут себя соответствующим образом.

Правовое сознание через и посредством субъектов, которые им овладели, может выполнять и достаточно обоснованные прогнозы по развитию права и его роли в жизни и деятельности обществ и людей, в регулировании общественных отношений.

Очевидно и то, что правовое сознание не может быть одного и того же качества и уровня у граждан, которые проявляют себя в разных видах деятельности, находятся в разных отношениях к государственному управлению, занимаются или не занимаются научной деятельностью в области права и т.д. Оно может находиться на обыденном, профессиональном или научном уровнях, в рамках которых у граждан формируется и их правовая культура, обеспечивающая производство и воспроизводство правовых воззрений, а также их включение в реальное бытие общества. При этом совершенствование правовой культуры общества должно быть сопряжено с совершенствованием правовой культуры отдельного человека. Дело в том, что только в такой взаимосвязи возможен диалог культур общества и гражданина, взаимопонимание законодателя и гражданина на уровне как субъектно-объектных, так и субъектно-субъектных отношений. Только в таком диалоге культур произойдет исключение процесса превращения гражданина в объект манипулирования со стороны авторитета власти, возможна дальнейшая разработка проблемы прав человека, а не просто их декларация.

Среди всех форм общественного сознания политическое сознание занимает особое место. Хотя оно и приобрело некоторую завершенность в Античности, статус его коренным образом возрос с оформлением капиталистического способа производства. В этот период политика уже "подпитывалась" экономикой и выступала как ее "концентрированное выражение".

Политическое сознание как форма общественного сознания отражает бытие общества через призму властных отношений и включает в себя комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами и включение их в процесс завоевания и использования политической власти в своих интересах.

Политическое сознание является идеальным, духовным компонентом политической деятельности, политического поведения. Вместе с тем содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом одновременно и рационального, и эмоционального, и волевого освоения людьми содержания политической жизни общества.

Разнообразие идеальных образов, с помощью которых социальная группа или личность отражает политическую действительность, определяет структуру политического сознания, которая обусловливается структурой сознания вообще и формами отражения субъектом действительности: рациональными и иррациональными. Поскольку политическое сознание связано с деятельностью, в него включается еще и волевой компонент.

Таким образом, в структуре политического сознания можно выделить следующие компоненты: а) рациональный (идеи, концепции, теории, взгляды и т.д.); б) иррациональный (фантастические образы, оценки, желания и т.д.);в) волевой (мотивы, стимулы, интересы и др., побуждающие личность или социальную группу к политической деятельности).

Политическое сознание, как и все формы общественного сознания, имеет два уровня проявления: идеологический и социально-психологический.

Политическая идеология - система идей, теорий, взглядов, концепций, отражающих процесс развития общества, народов и человека на политическом уровне с точки зрения определенного класса или группы людей.

Социально-психологическая составляющая политического сознания - совокупность чувств, эмоций, поведенческих установок, которые отражают насущные интересы людей, граждан страны с позиций определенного класса или под воздействием конкретно-исторических социальных ситуаций, закрепляются в общественном мнении и проявляются в массовом социальном поведении членов общества.

С учетом содержания и потенциала политическое сознание занимает соответствующее место в бытии общества, ведь все субъекты политических процессов, прежде чем действовать, должны сформировать и закрепить в своем сознании, мышлении образ этого действия. Более того, политические системы общества непрерывно развиваются и, следовательно, будущее их также должно быть отражено в политическом сознании.

Следовательно, политическое сознание есть идеально-регулирующий орган политической системы общества. Показательно в связи с этим и то, что выделение политического сознания в относительно самостоятельную подсистему политической системы общества происходит там и тогда, где и когда формируются институты государственного управления и публичной власти.

Политическое сознание, как и другие формы общественного сознания, раскрывает свои возможности через политическую деятельность людей, их отношение к политическим процессам в стране. Осуществляется это посредством воздействия политической идеологии на граждан страны. Следует подчеркнуть, что хотя политическая система в любой стране создастся обществом и функционирует во имя его развития, сами индивиды, граждане, социальные слои, группы, являясь субъектами или объектами политической системы, осуществляют свою реальную политическую деятельность в контексте политических ценностей властвующей социальной группы. Характер воздействия политической идеологии на граждан может быть следующим.

  • 1. Политическая идеология может способствовать овладению политическим сознанием масс населения, объединяя и сплачивая людей на основе общих ценностей. Не следует, видимо, забывать, что идеи, овладевшие массами, становятся реальной политической силой. Правда, политическая идеология может маскировать подлинные интересы и цели господствующих групп.
  • 2. Политическая идеология в определенной мере способна ориентировать граждан страны на возможные действия, поступки, деятельность посредством внедрения критериев оценки настоящего и будущего в их сознание.
  • 3. Политическая идеология способна обеспечить мобилизацию широких масс населения страны на определенные действия, защиту от агрессии, борьбу с врагом и т.д.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Сегодня есть все основания вспомнить, что Великую Отечественную войну против фашизма вело советское идеологически консолидированное общество, и победило! Сегодня эта истина вновь подтверждает свое значение в борьбе за укрепление суверенитета России, ее целостности и будущности.

Не менее, а где-то и более значимым элементом политического сознания в плане его воздействия на элементы политической системы общества, на граждан страны является его социально-психологическая составляющая, общественное мнение. Целесообразно вспомнить, что в политической деятельности, политике проявляются все человеческие чувственные компоненты бытия людей, в первую очередь - инстинкты: от агрессивности до жадности, от солидарности до самосохранения.

Современная политическая жизнь дает немало примеров того, как иррациональные аспекты политического сознания воздействуют на ход и исход политических процессов. Наиболее наглядно такое сочетание иррациональных компонентов политического действия проявляется в политическом терроризме, который охватил многие страны мира.

Иррациональная составляющая политического сознания включает и такие компоненты, как правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, выражаемые не только словесно, но и иными средствами, способами и приемами.

Научное сознание как форма общественного сознания - это систематизированное и рациональное отражение реального мира научным языком, система знаний, теорий, моделей, которые раскрывают изученные объекты в качественных признаках, отражающих их природу и сущность, закономерности возникновения, функционирования и развития, что находит подтверждение в общественной практике.

Появление научного сознания было предопределено ходом развития человека и человеческого сообщества в значительной степени производственными и духовными противоречиями, которые сопровождали и сопровождают развитие человека и общностей людей, а также возникновением науки, которая и является ядром научного сознания.

Наука это сложное социальное образование, созданное человеком для рационального раскрытия законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях, которые могут быть проверены, опровергнуты, но в целом предназначены для осуществления прогноза, создания социоприроды, обеспечения безопасности и будущего человечества.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек постепенно превращалась в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания, социальный институт и человеческую деятельность. Результатом научной деятельности являются научные знания, истинность которых соответствует критериям научности, принятым данным научным сообществом и обусловливающим развитие соответствующей формы общественного сознания.

Существенным признаком научного сознания является его системность. Научные знания объединяются единой концепцией, представляющей общее видение предмета. Они связаны законами логики, объединены структурно и функционально. Системность научного сознания отображает реальную системность общества, человеческой деятельности.

Структуру современного научного сознания как формы общественного сознания обусловливают естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.

Вместе с тем научное сознание формирует очень важную "грань" понимания человеком многообразного мира. Оно составляет целостность, отражающую культуру общества во взаимодействии с другими формами общественного сознания: искусством, религией, философией, моралью, правом, политикой.

  • Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М, 1983. С. 50-56.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание - это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия - это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание - это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание - это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Опыт США, Японии, Западной Европы показывает: чем больше акций у работников, тем лучше они трудятся.Владение акциями - одна из форм безналичного

материального стимулирования работника. Можно ли, на ваш взгляд, считать это способом формой эксплуатации?

Сошнев, находясь в зале самообслуживания, набирал в корзину различные продукты, обращая при этом особое внимание на содержание килокалорий в каждом из

продуктов. Продавец, выразив удивление, сказала, что, он же мнению, Сошневу не следует так заботиться о собственной фигуре, которая и где того изящна. Сошнев, возмутившись высказываниями по поводу его внешности, отказался приобретать в магазине вообще какие-либо продукты, покинул торговый зал и предъявил к магазину иск о компенсации морального вреда. При рассмотрении дела представитель магазина заявил, что никакого договора купли-продажи с гражданином Сошневым магазин не заключал, в следовательно, правоотношений между ними не возникло. Кроме того, правила торговли магазином не были нарушены ни он одному из пунктов. В отношении же его претензий и продавцу он может обратиться непосредственно и ней. Вопрос: правильна ли позиция магазина?

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести тот сериал к произведениям МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ?

1. СМИ представили сериал как удачный коммерческий проект.

Читайте также

1) совокупность норм определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнениии называется: 1) моралью 2) правом 3) культом 4) догмой

2) закончите высказывание. совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях, называют....

3) формой общественного сознания в которой находит своё отражение, вгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом: 1) этика 2) право 3) мораль 4) нравы

4) специфическим свойством религии как явлением культуры является: 1 вера 2вера в сверхъестественное 3 связь с миром переживания человека 4 особенные мероощущения

5) спецфическим для религии, как явление культуры, является: .обращение к эмоциям человека 2. использование символики базов 3. веа в лучшее будущеее 4 вера в ральность чуда

6) образование в современном мире отличает: 1 исключительно светский характер 2 общедоступность 3 многообразие путей получения 4 исключительно государственный характер

7) современное образование в нашей стране предполагает: 1. обязательность обучения в государственной школе 2 обязательность единых программм обучение 3 обязательность высшего образования 4 вариантность (наличие разных типов и видов школ)

8) многообразие культурной жизни общества состоит в наличии: 1. разных социальных группп 2. разных взглядов на политику 3. разных доходов людей 4 различных субкультур

9) наука как система знаний не включает: 1. теории 2. факты 3. суждения 4.слухи

10) для науки как вида духовного производства не характерно: 1. создание материальных ценностей 2. связь с умственным трудом 3. наличие цели 4 создание духовных ценностей

11) из утверждений А и Б верно: 1. только А 2. только Б 3. А и Б 4 не А не Б
А. научная картина мира - это специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определённому этапу развитию науки
Б. научная картина мира является его эмоционально - образной моделью

12) форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах называется: 1. наукой 2. религией 3.искусством 4.моралью

13) искусство как форма культуры характеризуется: 1. точностью и определённостью 2. образностью и творческим характером 3. творческим характером и понятийным мышлением

Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают

1) всё население Земли
2) весь мир в многообразии его форм и проявлений
3) единство живой и неживой природы
4) определенный этап исторического развития

Понятие «личность» используется для характеристики
1) деятельности человека
2) неповторимого своеобразия человека
3) совокупности социально значимых качеств человека
4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример?
1) обмен мнениями
3) передача опыта
2) обмен информацией
4) выражение переживаний

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.
Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению
знаний и умений называется
1) творчеством
3) социализацией
2) образованием
4) трудом

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
Производительностью труда называют
1) количество продукции, произведенной за единицу времени
2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
4) процесс производства товаров и услуг

Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на
основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила
дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила
гражданка В. ?
1) конкуренции
2) инфляции
3) предложения
4) спроса

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
страны Z носит командный (плановый) характер?
1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости.
2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.
3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы.
4) Государство осуществляет контроль над денежной массой.

Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств.
Б. Существуют различные формы оплаты труда работников.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны

Опираясь на изученный материал об экономической сфере жизни общества, приведите примеры социальных гpупп, связанных с различными формами

собственности и различным положением в общественной организации труда.

Не знаю, может кто-то решал или сможет решить...

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

Вы находитесь на странице вопроса "дайте характеристику различных форм общественного сознания ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

  • 8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
  • 9. Теоцентризм философии средних веков.
  • 10.Философия ф. Аквинского.
  • 11. Становление научного метода познания и философии ф. Бэкона и р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
  • 12. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.
  • 14. Этика и. Канта.
  • 15. Основные идеи философии г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.
  • 17. Человек, природа и общество в философии французского просвещения.
  • 18. Марксистское понимание истории и общества.
  • 19. Диалектика природы ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.
  • 20. Философия жизни Ницше.
  • 21. Особенности отечественной средневековой философии.
  • 22. Становление и развитие философии в России XIII в.
  • 23. Русская материалистическая философия XIX в.
  • 24. Марксистская философия в России (г. В. Плеханов и в. И. Ленин).
  • 25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
  • 26. Русский космизм как философия.
  • 27. Характерные черты советской философской мысли.
  • 28. Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.
  • 29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.
  • 30. Проблемы бытия в истории философии.
  • 31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
  • 32. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 33. Категория «материя»: подходы к истолкованию.
  • 34. Движение и его сущность. Движение и развитие.
  • 35. Философские концепции пространства и времени.
  • 36. Единство и многообразие мира.
  • 37. Диалектика как теория развития и как метод познания.
  • 38. Законы и категории диалектики.
  • 39. Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, научная и философская картины мира.
  • 40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
  • 41. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.
  • 42. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.
  • 43. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое познание.
  • 44. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
  • 45. Проблема истины в философии. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.
  • 46. Интуиция и ее роль в познании.
  • 47. Формы и методы естественнонаучного познания.
  • 48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
  • 49. Общество как социум. Понятие, основные черты.
  • 50. Деятельность как специфический способ существования человека.
  • 51. Общество как развивающаяся система.
  • 52. Понятие культуры. Типология культур.
  • 53. Цивилизация и культура: понятие и соотношение.
  • 54. Общественное бытие: понятие и структура.
  • 55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
  • 56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
  • 57. Политические отношения. Государство и общество.
  • 58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).
  • 59. Виды (формы) общественного сознания.
  • 60. Человек как личность. Социальная роль личности.
  • 61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
  • 62. Проблема смысла жизни человека.
  • 63. Общество и глобальные проблемы современности.
  • 64. Понятие философского мировоззрения.
  • 59. Виды (формы) общественного сознания.

    Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружаюещей действительности. Порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Общественное сознание представляет собой "основное содержание, сердцевину духовной сферы общественной жизни. Это - сложная система и совокупность чувств, переживаний, нравов, традиций, заблуждений, знаний, взглядов, мировоззрений, идеологических систем, отражающих общественное бытие на данном этапе развития общества" Формы общественного сознания: Политическая - совокупность политический доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества). Художественная - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) Религиозная - религиозные верования в духовной жизни общества. Наука - научные представления.

    60. Человек как личность. Социальная роль личности.

    Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

    Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии . И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Так в натуралистических школах социально-философской антропологии самого понятия "личность" как целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы - поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела. Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силы для свободного отношения к миру, а поэтому она - универсум в индивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделенной правом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества, государства.

    Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращёнными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определённой социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) даёт в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Ёе ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение присущую этому статусу. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.