Проблема развития потенциала личности. Теоретические основы исследования потенциала личности

Довольно сложно сразу взять и конкретно охарактеризовать понятие «человеческий потенциал». Можно найти множество разных трактовок данного понятия. Но в целом потенциал человека – это способность реализовать теоретическую возможность на практике.

Значение слова «потенциал» – совокупность как физической силы человека, так и духовной его составляющей, реализовав которые каждый может повысить качество своей жизни, а вслед за этим и расширить воспроизводство различных структур в обществе.

Природа человеческих возможностей:

  • Системность свойств. Они не могут свестись к простой совокупности или перечню человеческих качеств.
  • Внешнее воздействие. Для того чтобы сформировался и реализовался человеческий потенциал, необходимо использовать внешние относительно человека воздействия.
  • Скрытость. Для данного человеческого качества свойственна незримая информация, атрибуты, которые могут проявиться лишь при полном изменении внешней ситуации вокруг индивидуума.
  • Долгосрочная стратегия. Потенциал человека выстраивается как на ближайшее будущее, так и на далекую альтернативу.

Также выделяют и личностный потенциал определенного народа, нации. Это все многообразие открытых и неявных форм, свойственных населению конкретной страны, которые могут проявляться в определенных социально-экономических и природно-экологических обстоятельствах.

Развитие и расширение потенциала – это не только улучшение материального состояния человека, но и прямое увеличение его возможностей, количество возможных вариантов. Выбирать из них человек уже будет самостоятельно, предпочитая тот вариант, который наиболее ему интересен. Потенциальный среднестатистический человек всегда стремится к самосовершенствованию.

Экономическое возрастание способно повлиять на развитие творческого потенциала, обеспечить не только рост благосостояния отдельного трудящегося, но и дать вероятность удерживать приемлемую степень затрат казначейства, направленную на социальное обеспечение, беспристрастно распределять резервы, в общем, тратить деньги персонально на душу населения, а не на оружие для полицейских, чтобы усмирять беспорядки. Материальный доход – лишь одна из составляющих удовлетворенности человека, пусть и имеющая большую значимость.

Государство в своем стремлении к постоянному росту и повышению эффективности зачастую не учитывает некоторые моменты, которые нужны обществу и которые оно не способно решить самостоятельно на удовлетворительном уровне. У каждого человека есть потенциальный запас, и его нужно помочь раскрыть на разных уровнях – бытовом, региональном, государственном.

Но не стоит перекладывать всю нагрузку за раскрытие потенциала на государственную машину, это может вызвать такое негативное явление, как социальное иждивение. А оно в свою очередь приводит к тому, что постепенно снижается экономическая активность каждого человека. Он попросту перестает что-либо предпринимать – ему все и так дает государство.

Поэтому более благоприятной представляется такая модель общества, когда власти обеспечивают не только лишь равное потребление, но прежде всего равенство возможностей. Наиболее важными здесь являются сферы образования, безопасности, охраны труда, здравоохранения, гражданского права, свободы выбора.

Многие задумываются: как раскрыть свой потенциал? Механизм развития скрытых качеств человека основан на следующих принципах:

  • Производительность. Каждый индивидуум должен иметь возможность влиять на производительность своей работы, принимать участие в улучшении процесса работы, разбираться в динамике занятости и денежного довольствия трудящихся,
  • Равные возможности. Следует убрать все негативно влияющие барьеры – сегрегацию по расовому признаку, половому, по уровню доходов и так далее. Это поможет индивидууму в более полной мере участвовать в общеэкономической жизни общества.
  • Устойчивое развитие. Минимизация различных потрясений, как в общественной, так и в бытовой сфере жизни, которые могут выбить из колеи, помешать стремлению в будущее.
  • Увеличение возможностей. Необходимо помогать людям становиться самостоятельными, прививать ответственное отношение к собственной жизни, развивать динамичную светскую позицию, строить гражданское общество.
  • Стабильная обеспеченность. Постепенное увеличение социальных стандартов, рост торговых связей. Социальное единение общества, постепенное улучшение своего материального состояния.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Сама природа изначально заложила в нас достаточный физический и интеллектуальный потенциал. Это свойство дает нам возможность становиться первооткрывателями в тех или иных сферах жизни, выходить живым при неравных схватках с дикой природой, используя навыки первобытного охотника, рыбака, собирателя, и так далее.

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм. Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Человечество нашло выход из этой ситуации, и это – спорт. По сути, это способ проявить скрытый потенциал в экстремальной ситуации, созданной искусственно. Некоторые виды спорта очень отдаленно напоминают естественные условия, а другие – например, скалолазание, горные походы, спортивный туризм, охота и рыбалка – максимально приближаются к реальным задачам наших предков в обычной жизни. Отсюда и возникает необходимость в полноценных острых ощущениях.

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако в современном мире у человека практически нет мест, где он может раскрывать этот свой потенциал. Казалось бы, эти навыки были жизненно необходимы, и буквально за последние двести лет, прошедшие с момента начала индустриализации мира, возможность реализовать свой потенциальный запал напрочь исчезла. Отсюда и все эти экстремальные увлечения.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни.

Спорт – не единственная сфера реализации человеческого потенциала. Не все прыгают с парашютом. Намного дальше пошли деятели искусства, особенно телевидения и кино. Ведь человек изо дня в день занят рутинной жизнью, значит, у него нет времени на все эти причуды, а вот устроиться в кресле, включить приключенческий фильм, боевик или мелодраматичный сериал и переживать все эмоции вместе с героями картины – вполне доступная возможность. Автор: Андрей Воробьев

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности).

1) Познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме этого, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

2) Морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоцоинально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях.

3) Творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

4) Коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

5) Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется следующим: 1) что она знает; 2) что она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

2.3. Фундаментальные потребности личности

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой:

– потребность быть личностью (потребность персонализации),

– потребность самореализации.

Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться.

2.4. Характеристика структуры личности

Существуют многочисленные классификации, рассматривающие личность с различных точек зрения. Комплексное их рассмотрение позволяет получить целостное представление о структуре личности.

1. Наиболее распространенной является структура личности, предложенная К.К. Платоновым. Она включает четыре подструктуры.

Направленность личности . Объединяет направленность, отношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Формируется путем воспитания.

Подструктура опыта . Включает знания, навыки, умения, привычки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма.

Подструктура форм отражения . Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций (ощущений, восприятий, мышления, воображения, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре по сравнению с описанными выше, усиливается. Формируется путем упражнения;

Биологически обусловленная подструктура . Объединяет задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки.

2. А.Г. Ковалев предложил свою структуру личности, состоящую из четырех компонентов.

Направленность .

Способности (субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности).

Система управления , осуществляющая саморегуляцию – «Я» (Я – это представление о своей индивидуальности, идентичности, это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, это самооценка и самоуважение).

Психические процессы и состояния , на основе которых образуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые).

3. Д.А. Леонтьев в структуре личности выделил три уровня.

Высший уровень – это уровень ядерных структур личности (свобода, ответственность, духовность), тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное.

Второй уровень – это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека» (потребности и ценности, отношения, конструкты, смысл жизни).

Hижний уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры (характер, способности, роли, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

4. По мнению А.В. Петровского, структура личности не может быть ограничена только пространством ее интраиндивидной жизни. Он предлагает при изучении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Пространство интраиндивидной жизни личности (интерпретация личности как индивидуального качества, присущего индивидуальному субъекту).

Интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Метаиндивидные свойства личности. При таком рассмотрении личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Личность исследуется через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них.

общении, эмоциональные проявления в поступках других людей им кажутся непонятными и лишенными смысла, они не всегда умеют контролировать свои эмоции в отношениях с другими. В ситуациях игрового взаимодействия большинство студентов не способны поставить себя на место другого человека, и такие качества, как отзывчивость, внимание к проблемам, неприятностям у других людей у них проявляются редко.

Важным условием формирования профессионального самосознания было то, что в процессе тренинговых занятий каждый студент постоянно производил оценку собственных действий по двум сравнительным шкалам: с одной стороны, он оценивал уровень своих достижений на основе сравнения себя с другими специалистами (более профессиональными или менее опытными); с другой стороны, он оценивал свои актуальные успехи и неудачи по сравнению с прошлым опытом, отмечая собственный рост или, напротив, спад, и намечал перспективы своего развития в будущем. Это способствовало повышению уверенности студентов в завтрашнем дне, формированию позитивного представления о профессиональном будущем, построению адекватной профессиональной «Я-концепции».

Таким образом, апробация предложенной программы тренинга по формированию профессионального самосознания показала достаточно высокую ее эффективность и позволила в значительной степени оптимизировать этот процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2(46).

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

4. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА А. Ф. Караваев, В. О. Зверев, В. Р. Гилль

Рассматриваются структура психологического потенциала личности и этапы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника.

Ключевые слова: психологический потенциал, структура, психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников.

Психологический потенциал личности (ППЛ) - это уровень сформированное™ ее психических свойств и качеств, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. ППЛ - это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концеп-ции конкретного сотрудника или руководителя подразде-

ления. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я. При профессиональной деформации образ Я искажен. Составляющую, связанную с отношением к себе или с отдельным своим качеством, назытают самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (7).

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности (6).

Только изучая закономерности соотношения личности и жизнедеятельности, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Это умение соизмерять и мобилизовать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек берется; это умение выфабатышать социально зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; это умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека - потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

Мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

Квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

Эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

Способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

Полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

Уровень развития ППЛ сотрудника, так же, как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренний сбалансированности, придающей, по

сути дела, новую, дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в вытолнении профессиональных обязанностей.

Множественность параметров взаимосвязанных психологических характеристик сотрудника обусловливает необходимость применения целостной психотехнологии формирования, развития и коррекции личности. Это диктуется также акмеологическим характером требований к целостной стратегии его труда и жизни. Реализация такого подхода устанавливает продуктивную взаимосвязь сформированности психологического потенциала, результатов труда и жизненной комфортности каждого, без исключения, человека (1-5).

Однако чтобы психологический потенциал личности был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быггь психологически обеспечена. Функциональные блоки психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудника представлены в таблице.

Действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к личному составу ОВД, участвующему в боевых действиях, ликвидации аварий и т. п., предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но с целостным подходом к личности специалиста, с учетом его способностей к организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической деятельности и психодинамических особенностей.

С введением в подразделения ОВД практических психологов в рамки данного подхода включаются не только мероприятия воспитательного характера (что является приоритетной задачей руководителей всех уровней, так как именно методы воспитания в большей мере влияют на мотивационный, идейный, нравственный потенциал личности), обучение и повышение квалификации (от них зависит квалифицированный, коммуникативный, интеллектуальный ППЛ; в большей степени эти функции возложены на учебные заведения МВД России), но и активное акмеолого-психологическое консультирова-

Этапы психолого-педагогического обеспечения формирования потенциала личности и профессиональной

деятельности сотрудника

Профессиио- нально-пси- хологический отбор Отбор наиболее способных к данному виду деятельности в ОВД Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, создание и реализация процедур психологического отбора по соответствующим должностям Конкурсные экзамены, собеседование, психологические методы наблюдения (опрос, тестирование и др.) Приемная комиссия, психологическая служба

Обучение Развитие соци-ально-психоло-гической компетентности и профессиональ-но-психологи-ческой подготовленности Определение целей обучения, комплектования и реализации психологической подготовки к профессиональной деятельности Традиционные методы (лекции и практические занятия), активные методы (различные тренинги в целях личного и профессионального роста) Преподавательский состав учебных заведений, опытные практики и наставники, курсовые офицеры, кураторы

Адаптация Наиболее быстрое включение в организацию и социаль-но-психологи-ческую среду Изучение факторов социальнопсихологической адаптации к деятельности, ее контроль и коррекция Методы активного включения в группу Внутренние или внешние консультанты, наставники

Оценка кадров (текущая и при приеме на работу) Определение уровня соци-ально-психоло-гической пригодности и перспектив профессионально-го роста Изучение профессионально важных качеств и деятельности сотрудника, составление профессиограмм, критериев и методов адекватной оценки и проведение такой оценки Интервью, наблюдение, анкетный и биографический методы, тесты, ролевые игры и др. Центральные психодиагностики, поддержка развития сотрудников, практические психологи

Переподго- товка Повышение социально-психологической компетентности, личностный рост Разработка и реализация программ социально-психологического обучения в зависимости от потребностей практики; психологическая коррекция личности Традиционные и активные методы обучения: тренинги (СПТ, акмеологический и др.) ИПК-центр психологической поддержки развития сотрудников ФПК

Подготовка к выходу из профессии Переориентация и подготовка к переходу на новые условия жизнедеятельности Психологическое консультирование Психологическая консультация Внутренние или внешние консультанты, психологи

ние (8). Его отличительная особенность состоит в гармоничной включенности в целостную технологию социально-психологического сопровождения труда и всей жизни сотрудников (5).

Акмеолого-психологическое консультирование предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и труда и оказание помощи в обладании ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневный условиях. Ориентированность сотрудника заключается в определении его творческого потенциала и оказании ему поддержки в продвижении к собственным жизненным вершинам. Главные критериальные измерения - это активная жизнь и ее смысл, преданность служебному долгу и полезность обществу, достигаемая на основе продуктивного труда, признание неповторимости и самобытной индивидуальности человека.

В ходе консультации психолог решает большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и труда.

Важными задачами психолога являются установление сотрудников, имеющих отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность - обучение обращающихся за консультацией по самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему, использование физических упражнений для регулирования психологического состояния, применение специальных дыхательнык упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т. п. (9).

Психопрофилактические мероприятия в подразделениях ОВД в значительной степени влияют на работоспособность сотрудников. Их сущность состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации сотрудников, а также для предупреждения невротических и психических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных

стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в подразделении.

В этой работе можно выщелить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих сотрудников на службе и в быту (изменение обстановки, условий труда и жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики.

Наиболее сложным и актуальным участком труда практического психолога является психокоррекция, которая проводится, если в ходе психологической консультации вышвлены1 отклонения от функциональной нормы в поведении сотрудника. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выщеляют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антилогова Л. И., Караваев А. Ф. Введение в психоло-го-педагогическую антропологию. - Кемерово, 2006.

2. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.

3. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. - Омск, 2005.

4. Караваев А. Ф., Маръин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности. - Омск, 2007.

5. Караваев А. Ф., Петров В. Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности: учебно-методическое пособие. - М., 2006.

6. Клубов Е. П. Психологические особенности психологической концепции руководителей: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1982.

7. Личностъ: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулпоткин, Г. С. Сухобская. -СПб., 1996.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: пособие для специалистов, работающих с персоналом. - М., 1996.

9. Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных. - М., 1982.

В литературе можно встретить различные термины: «человече­ские ресурсы», «человеческий капитал», «уровень жизни», «каче­ство жизни», которые рассматривают человека лишь как эконо­мический ресурс или как потребителя различных благ.

Понятие «человеческий потенциал» выражает представления о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и самораз­вивающемся. Сам термин «роїепсіа», означающий одновременно и возможность и внутреннюю силу, ориентирует нас на гуманис­тическое восприятие людей. По мнению В.М.Шепеля, в XXI в. качество работников как субъектов труда будет признано в циви­лизованных странах главным ценностным приоритетом во всех системах управления .

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал специалистов представляет собой не только набор личност­ных, профессионально значимых качеств, способностей и опыта, т.е. пассивную составляющую, обеспечивающую возможность ус­пешно реализовывать профессиональную деятельность в экстре­мальных условиях, но, что более важно, является генератором самопополнения, т.е. имеет активную составляющую, являющую­ся основой профессионально-личностного роста специалистов в экстремальных условиях. Именно эта составляющая потенциала обладает способностью к самопониманию, самопрогнозированию и саморазвитию, направлена на творческое самовыражение, иден­тификацию специалистов.

Понятие «потенциал» в настоящее время изучается в следую­щих аспектах: экономическом (трудовой потенциал), социально-организационном (человеческие ресурсы), социально-экологиче­ском (общая жизнеспособность, жизненный потенциал), психо­логическом (личностный потенциал), личностно-социальном (организаторский потенциал).

В концепции психологического потенциала в управлении ОВД, разработанной группой ученых пол руководством профессора В.И.Черненилова, в структуре профессий н ал ьн о-п сихоло-гического потенциала сотрудника выделяются следующие две основные подструктуры: 1) психотехнологическая и 2) лич­ностная.

Первая призвана обеспечить рациональное выполнение долж­ностных обязанностей, служит показателем того, какого уровня специалистом может стать данный сотрудник, если определенные психологические переменные будут актуализированы при выпол­нении профессиональных задач (функций).

Вторая задает систему смысловых координат труда и жизни в целом: определяет, какой личностью может развиться данный человек и как это может сказаться на его профессиональной дея­тельности и жизни в целом.

В соответствии с указанной концепцией, В.М.Поздняков и И.Е.Реуцкая под профессионально-психологическим потенциа­лом сотрудника ОВД понимают интегративное состояние имею­щихся, но иногда остающихся невостребованными психологиче­ских составляющих личности, которые могут быть ею актуализи­рованы и реально использованы в профессиональной деятельно­сти. При этом психотехнологическая подструктура потенциала по­нимается как проекция целостной психики сотрудника ОВД на плоскость требований к нему как специалисту, предъявляемых в современных условиях. В ней полностью проявляется личность в ее влиянии на все аспекты профессиональной деятельности. Лично­стная подструктура потенциала понимается как все то, что делает человека личностью, а не узким функционером: масштаб пони­мания происходящего, масштаб мышления, кругозор, открытость новому, гражданское мужество, понимание ответственности за судьбы людей, включая ответственность перед потомками и Оте­чеством в целом.

В указанных подходах не полностью учитывается главная осо­бенность профессионально-психологического потенциала, кото­рая делает его основным компонентом психики специалиста. Эта особенность наиболее рельефно просматривается в экстремаль­ных условиях.

К понятию профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов следует подходить с учетом не только личностных характеристик, но и с учетом всей совокупности внеш­них факторов, влияющих на эту личность, индивидуальных, со­циальных, деятельностных, обстановочных. В экстремальных ус­ловиях происходит не просто актуализация профессионального экстремально-психологического потенциала специалиста (кото­рый может быть представлен только своей пассивной составляю­щей различного уровня, при этом активная составляющая может отсутствовать или быть незначительной), а его становление и раз­витие, как специфического психического феномена. Причем, ха­рактеризуя потенциал, целесообразно говорить не о результатах становления специалиста и развития личности, а об особенностях самого процесса, возможностях, качестве, скорости, сроках ста­новления и развития мастерства специалистов. Именно эти пара­метры, а не абстрактный, пусть даже позитивный результат име­ют решающее значение при характеристике профессионального экстремально-психологического потенциала и при профессиональ­но-личностном росте специалиста.

Итак, можно заключить, что под профессиональным экстре­мально-психологическим потенциалом специалиста следует пони­мать интегративную совокупность психических компонентов, имеющих как пассивное, так и активное содержание различных уровней и пропорций, которая формируется и развивается под влиянием и внутренних личностных условий, и внешних - де-ятельностных, социальных, обстановочных. Причем возможно­сти, качество, сроки и скорость протекания этих процессов (фор­мирования и развития) зависят от состояния и функционирова­ния системы: «специалист -жизнедеятельность + экстремальные условия (обстановочный компонент) -функциональная группа» (см. рис. 1).

В пассивную группу компонентов профессионального экстре­мально-психологического потенциала специалистов целесообраз­но включить не обладающие побудительной силой операциональ­ную (знания, умения, навыки, привычки, общие и специальные способности, свойства) и психодинамическую (выносливость, энергичность, ритм труда, работоспособность и пр.) составляю­щие структуры личности, разработанной профессором Академии управления МВД России А. М.Столяренко, в активную - обла­дающую побудительной силой нравственно-мотивационную со­ставляющую (ценности, идеалы, потребности, мотивы, направ­ленность, установки, цели).

Экстремальные ситуации не только способствуют, но и явля­ются обязательным условием формирования и развития профес­сионального экстремально-психологического потенциала должным образом подготовленных специалистов. Вместе с тем они могут приводить к полной профессиональной и личностной деградации неподготовленных специалистов. Активная группа компонентов профессионального экстремально-психологического потенциала специалистов более восприимчива к изменениям условий деятель­ности и может служить своеобразным индикатором уровня сфор­мированное™ и развития всего потенциала специалистов в экст­ремальных условиях. Эта диагностическая особенность потенциа­ла использовалась в процессе психологического сопровождения и подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных ус­ловиях. Активная группа компонентов профессионального экст­ремально-психологического потенциала специалистов способствует формированию и развитию всего потенциала, в том числе за счет накопления потенций пассивной группы компонентов.

Экстремальные условия профессиональной деятельности вы­нуждают специалистов осуществлять глубокие личностные транс­формации психики. Эти изменения проявляются в процессе про­фессионального становления, адаптации, развития и совершен­ствования специалистов в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях процесс профессионального станов­ления в аспекте его динамики протекает по другой схеме, чем в обычных условиях. Он более стремителен, потому что выжить в экстремальных условиях можно, только обладая достаточным уров­нем профессионализма, как правило, конфликтен, так как ха­рактер личности наталкивается на жесткие условия жизнедеятель­ности и взаимодействия между специалистами, имеет высокую степень психологического привыкания к риску («сдвиг к риску»).

А. М.Столяренко в психологическом потенциале руководителя ОВД предлагает учитывать следующие особенности: 1) индиви­дуальную управленческую концепцию; 2) развитость морально-психологических качеств; 3) управленческую подготовленность; 4) интеллектуальные способности; 5) эмоционально-волевые свойства; 6) коммуникативные качества.

Профессиональный экстремально-психологический потенци­ал руководителя подразделения в экстремальных условиях, по­мимо указанных компонентов, должен включать в себя:

Развитые организаторские способности и навыки (координа­ция взаимосогласованных и взаимодополняющих действий;

Высокий уровень доверия себе и функциональной группе (сле­довательно, высокий уровень ответственности);

Способности к помогающим (обучающим) действиям, улуч­шающим (совершенствующим) действия подчиненных сотрудни­ков (содействие).

Развитую подсознательную сферу психики и высокие навыки управления этой сферой.

Основным условием повышения профессионального экстре­мально-психологического потенциала руководителя в экстремаль­ных условиях является развитие у него аутопсихологической ком­петентности, которая приобретается в процессе профессиональ­ной экстремально-психологической подготовки, самоподготовки, психоконсультирования и профессиональной деятельности (взаи­модействия).

Аутопсихологическая компетентность руководителя является составной частью его профессиональной компетентности. В соче­тании со способностями профессиональная компетентность об­разует так называемый «практический интеллект» (школа Стерн­берга), который может рассматриваться как форма приобретае­мого опыта в процессе проведения специальных операций.

Латинское слово intellectus - «разумение, постижение» - в словарях обычно переводится как «ум, умственные способно­сти». Считается, что именно они во многом предопределяют ус­пех в обучении и решении сотрудником возникающих жизнен­ных проблем. Однако это оценивание в области лишь так называ­емого «академического» интеллекта, характеризующего успеш­ность обучения и решения задач абстрактно-теоретического пла­на. Вместе с тем с 80-х гг. XX в. психологами разрабатываются понятия «социального», «эмоционального», а также «практиче­ского» интеллекта, которые позволяют более надежно делать про­гноз в отношении решения человеком проблем, возникающих в повседневной жизни, в труде и при взаимодействии с другими людьми.

Интеллект, и прежде всего практический интеллект, крайне важен для руководителей, работающих в экстремальных услови­ях, так как они обязаны для успешности своих действий распоз­навать и решать внезапно возникающие проблемы, намечать и формулировать стратегии решения задач, оптимизировать потоки поступающей из разных источников информации и распределять имеющиеся ресурсы, лично участвовать в решении или контро­лировать решение проблемы и давать ей оценку. Развитие практи­ческого интеллекта связано с развитием у руководителей навыков работы в профессиональных ситуациях, наполненных избыточ­ной оперативной информацией, при ее недостатке или полном отсутствии. Для развития практического интеллекта руководите­лей к деятельности в экстремальных условиях необходимо разви­вать у них навыки концентрации, распределения и удержания внимания на одном и нескольких объектах, профессионального восприятия ситуации, распознавания, структурирования, сорти­ровки, ментального достраивания (конструирования), извлечения из памяти, использования различных информационных потоков. Кроме того, важным являются навыки вербального и невербаль­ного общения на уровне полного взаимопонимания с подчинен­ными.

При решении новых задач в экстремальных условиях руково­дителю недостаточно одного интеллекта. Он является лишь осно­вой, на которой базируются и приобретают ведущее значение личностные особенности (креативность, мотивация, воля, интуи­ция).

Латинское слово create переводится как «сотворение, созида­ние нового». Креативность проявляется не только в особенностях мышления (превалирование дивергентного (разнонаправленного, целостно-образного) над конвергентным (однонаправленным, парциальным) мышлением, по классификации Дж. Гилфорда), но и в специфике интеллектуальной активности, связанной с осо­бенностями мотивации (прежде всего со склонностью к любозна­тельности и риску), а также со способностью интуитивного по­стижения нюансов ситуации и преодоления барьеров в совмест­ной деятельности и общении }