Корпоративный анализ в системе обеспечения финансовой безопасности. Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Финансовая безопасность предприятия зависит от разных причин. В частности, ущерб интересам предпринимателя может быть нанесен в результате недобросовестных действий конкурентов, невыполнения партнерами, заказчиками, поставщиками, клиентами своих обязательств по оплате контрактов, поставке товаров и т.

И., а также кризисных явлений в экономике, непредсказуемых изменений конъюнктуры рынка, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий, управленческой некомпетентности, социальной напряженности и, наконец, неблагоприятной экономической политики государства.

Таким образом, факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия, могут быть следующими (рис. 4.2) .

Рис.4.2. Факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия

Если исходить из того, что главный принцип рыночной экономики - это взаимодействие хозяйствующего объекта и рынка, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и вместе с тем самостоятельную целостность, то хозяйствующий субъект может существовать только при условии бесперебойного взаимодействия с рыночной средой. Для этого необходимо нормальное функционирование, как самого предприятия, так и рынка в целом.

Существуют три внешних источника угрозы такому функционированию . Первый - это неблагоприятная для предприятия экономическая политика государства. Манипуляции последнего в целях регулирования экономики учетной ставкой, валютным курсом, ставками таможенного тарифа, налогов и т. д. могут в ряде случаев противоречить производственной, коммерческой и финансовой политике предприятия.

Реальную опасность для предприятия также представляют административные гонения на рынок, насильственное сужение сферы товарно-денежных отношений, нарушения со стороны государственных органов законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, превышения ими установленной компетенции во взаимоотношениях с предприятием, необоснованное вмешательство в его производственную финансовую и коммерческую деятельность, различные формы посягательства на собственность предприятия и т. п.

При выходе на внешние рынки предприятие может подвергнуться негативному воздействию в результате неблагоприятной экономической политики иностранных государств. Серьезную угрозу для развития предприятия могут представлять политически мотивируемые действия по свертыванию или ограничению экономических связей. Экономические санкции ведут к взаимному недоверию и, подрывая материальную основу взаимоотношений, дестабилизируют безопасность в области экономики не только на межгосударственном уровне.

Вторым источником внешней угрозы для коммерческой деятельности предприятия являются действия иных хозяйствующих субъектов. Прежде всего, речь идет о недобросовестной конкуренции, к действиям которой относятся:

Нарушения прав конкурентов на промышленную собственность (систематическое скрытое использование наименований конкурента, несанкционированное воспроизводство продукции конкурента, раскрытие секретов торговли и производства конкурента, промышленный шпионаж);

Подрыв репутации конкурента (распространение ложных сведений, дискредитирующих предприятие, продукцию, торговую деятельность конкурента; сравнительная, мошенническая и обманная реклама);

Дезорганизация производства конкурентов путем сманивания и подкупа их рабочих и служащих для завладения секретами торговли и производства;

Прочие недобросовестные действия (дискриминация конкурентов, бойкот, демпинг).

Недобросовестную конкуренцию дополняют протекционистские барьеры на государственном уровне. В данном случае речь идет об ограничительной деловой практике (ОДП) . ОДП - это совокупность приемов монополистического давления на партнеров в торговле и потребителей, применяемых для захвата, удержания и реализации господствующего положения на рынках на основе ограничения конкуренции. Негласный характер барьеров, устанавливаемых с помощью ОДП непосредственными участниками торгового оборота, делает их особенно опасными, так как они подрывают действующие деловые отношения.

Российские предприятия при выходе на внешние рынки с уже сложившимися там монополистическими структурами попадают в категорию аутсайдеров ОДП в наибольшей степени. Причем в условиях жесткого давления на рынках с повышенным уровнем монополизации в самом неблагоприятном положении оказываются новые экспортеры промышленной продукции. В зависимости от субъекта выделяют две основные разновидности ОДП - индивидуальную и групповую. В первом случае субъектом ОДП выступает отдельная фирма, во втором - международные и национальные союзы предпринимателей.

Определенные возможности для борьбы с ОДП на зарубежных рынках представляет антимонопольное законодательство, специально направленное на пресечение рыночных злоупотреблений монополистических предприятий. Кроме этого, существуют международные нормативы, разработанные по линии ООН и других учреждений, касающиеся ОДП.

Избежать индивидуальное ОДП российское предприятие может, например, путем перемещения сделок с одних фирм или рынков на другие. Однако сделать это значительно сложнее, если ограничительная практика осуществляется на коллективной основе. К наиболее распространенным приемам группового ОДП относится разделение рынков и согласование цен.

Третий внешний источник угроз - кризисные явления в мировой экономике. Они «переливаются» из страны в страну через каналы внешних экономических связей. Последовательная интеграция России в мировую экономику порождает зависимость российских коммерческих предприятий от происходящих в мире экономических процессов (структурная перестройка, падение цен спроса и цен на энергоносители и др.). По мере втягивания национальной экономики в мировой воспроизводственный процесс усиливается ее подверженность влиянию внешних факторов.

Таким образом, в стремлении к прибыльной деятельности современное предприятие, обеспечивая собственную безопасность, должно уделять внимание динамике спроса, политике правительства и центральных банков, отношениям с соперниками, тенденциям научно-технического прогресса, мировой политике и международной хозяйственной конъюнктуре и т. д.

Если с учетом данной позиции характеризовать современную обстановку в России, то она, прежде всего, определяется устойчивой по своим темпам криминализацией общества и небывалым ростом уголовного терроризма, который все чаще приобретает политическую окраску. При этом национальная экономика и в том числе российский частный бизнес несут огромные потери.

Чтобы дать полную картину обстановки в российской национальной экономике, следует учитывать такие особенности нашего рынка, как: структурное деформирование национального хозяйства; размах промышленного и коммерческого шпионажа (со стороны различных структур, использующих методы агентурного и технического проникновения к коммерческой тайне); отсутствие единой стратегии обеспечения безопасности предпринимательских структур; отсутствие цивилизованных юридических гарантий для реализации коммерческих интересов предпринимателя .

Говоря о внутренних угрозах, следует подчеркнуть, что наиболее широкое распространение в российской действительности получили кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребление служебным положением, должностной подлог, а также различные формы недобросовестной конкуренции и такие особо опасные формы, как заказные убийства и захват заложников.

Здесь же следует упомянуть и о таких особенностях российской экономики, как: низкая капитализация финансовой системы; высокая степень монополизации экономики; высокая импортная зависимость и замкнутость экспорта на сырье; избыточность таможенных ограничений; низкая производительность труда.

Несколько слов следует сказать и о механизме конкуренции, особенно той, которая противоречит честной промышленной и торговой практике. Согласно международно-правовым нормам различаются три вида недобросовестной конкуренции: во-первых, когда коммерческую деятельность одной фирмы стараются выдать потребителю за деятельность другой; во-вторых, дискредитация коммерческой деятельности конкурента с помощью распространения ложной информации; в-третьих, неправомерное использование в коммерческой деятельности обозначений, вводящих потребителя в заблуждение.

Существующие на Западе законодательные акты по товарным знакам, фирменным наименованиям, недобросовестной конкуренции определяют конкретную ответственность за следующие действия: подкуп покупателей конкурентов; выяснение коммерческих тайн путем шпионажа или подкупа его служащих; установление дискриминационных коммерческих условий; тайный сговор на торгах и неофициальное создание тайных картелей; бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия конкуренции; продажа своих товаров ниже стоимости с намерением подавить конкуренцию (демпинг); намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента и т. п. .

Известны три формы недобросовестной конкуренции (рис.4.3) .

Рис.4.3. Формы недобросовестной конкуренции

Во-первых, экономическое подавление, которое включает в себя различные средства и способы ограничения деловой практики, компрометацию фирм конкурентов, их руководителей, шантаж персонала, срыв сделок, парализация деятельности фирм путем использования СМИ и мафиозных связей в государственных органах.

Во-вторых, промышленный или коммерческий шпионаж, который подразумевает противоправное завладение коммерческими секретами конкурента для извлечения собственных выгод.

Как правило, если информация о конкурентах, поступающая по легальным каналам, не дает полного и точного ответа на интересующий администрацию предприятия вопрос, то в этом случае, несмотря на то, что большинство серьезных предпринимателей считает, что применять шпионаж неэтично, многие компании все-таки прибегают к услугам коммерческих шпионов. Шпионы конкурирующих компаний часто используют такие средства, как прямое предложение, подкуп, кражи и другие уловки. Это облегчается тем, что появившаяся на рынке новая техника подслушивания делает промышленный и коммерческий шпионаж намного более эффективным. Следует подчеркнуть, что сумма, которую обычно недобросовестные конкуренты предлагают за выдачу ценной информации, намного превышает должностной оклад сотрудника данной корпорации. Таким образом, подписка о неразглашении вовсе не является гарантом полного сохранения коммерческой тайны.

И третьей формой, в которой проявляется недобросовестная конкуренция, является прямое физическое подавление, представляющее собой преступные посягательства на жизнь и здоровье персонала предприятия. Основные методы физического подавления конкурента включают в себя: организацию ограблений и разбойных нападений на офисы, производственные и складские помещения, хищения грузов ит. п.; уничтожение материальных ценностей и недвижимости конкурента путем поджогов, взрывов и т. п.; физическое устранение руководителей, захват заложников.

Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз финансовой безопасности предпринимательства - это стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Таким образом, тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения финансовой безопасности субъекта предпринимательства.

технологии обеспечения

информационно-финансовой

безопасности

В. В. МАКАРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор ФГУП «лОНИИС»

Ю. О. колотов,

кандидат экономических наук, начальник планово-экономического отдела ФГУ «Краснодарский ЦСМ»

Независимая финансово-экономическая политика государства предполагает выделение финансовой безопасности в отдельную приоритетную составляющую экономической безопасности, что обусловлено особой ролью финансовой системы в обеспечении воспроизводственных процессов экономики.

В существовании проблемы обеспечения финансовой безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике, так как современные финансы способны саморазвиваться.

Финансовая безопасность включает следующие составляющие: безопасность системы налогообложения, безопасность государственного бюджета, совершенствование системы управления государственным внешним долгом с позиций финансовой и экономической безопасности государства, безопасность финансово-денежной системы государства, валютная безопасность, инфляционно-ценовая безопасность.

Система финансовой безопасности - это элемент социально-экономического переориентирования важнейших макроэкономических и финансовых процессов в направлении эффективного и устойчивого функционирования самой финансовой системы при обеспечении безопасного функционирования всех элементов финансово-эконо-

мического механизма государства на базе использования современных финансово-программных инструментов, отражающих реалии непрерывно усложняющихся российской и мировой финансовых структур .

В условиях глобализации основой экономического развития является научно-технический прогресс, переход к передовым информационным технологиям, позволяющим сохранять финансовую независимость. В соответствии с российским законодательством информационная безопасность представляет собой состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств .

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных угроз резко возрастает значение обеспечения безопасности в информационной сфере . На наш взгляд, обеспечение финансовой безопасности возможно только при наличии информационной безопасности. Таким образом, решение проблемы финансовой безопасности находится в плоскости повышения степени финансовой развитости страны, что выражено в интеграции финансовой и инфоком-муникационной инфраструктуры.

Следует отметить, что в российской практике обеспечение информационно-финансовой безопасности (ИФБ) является первоочередной задачей. В этой связи актуальным является анализ понятий «информационное оружие» и «информационная война». Так, по мнению экс-директора Федерального агентства пра-

вительственной связи и информации РФ Александра Старовойтова, информационное оружие - это арсенал средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения .

Ряд специалистов используют понятие информационной войны (ИВ). Последствия ИВ могут быть самыми разнообразными, в частности: получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военной сфере; нарушение деятельности государственных, финансовых и коммуникационных сетей и информационных систем; добывание конфиденциальной информации и вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п. .

Следует отметить, что национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, в части информационных технологий, предполагают: создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами; сохранение лидерства в технологической сфере; обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие технологий, торговлю, международные финансы . Данный стратегический подход реализуется на практике следующим образом.

Современная социально-экономическая трансформация России предполагает изменение корпоративного управления в системообразующих компаниях страны. При этом данный процесс обусловлен внедрением в системы управления отечественных крупных корпоративных структур программных продуктов компаний, являющихся международными транснациональными корпорациями (ТНК). По сути, происходит экспансия глобального корпоративного капитала на общестрановом и региональном уровнях, что требует адекватного осмысления и выработки государственной и корпоративной политики, предполагающей сохранение позиций отечественных ТНК внутри страны.

На практике отмеченная экспансия происходит во всех отраслях экономики. Так, система управления ресурсами предприятия - Oracle-EBS (ТНК Oracle) уже внедрена в некоторых компаниях: Магнитогорском металлургическом комбинате, Ростелекоме и др. Во всех межрегиональных компаниях (МРК) холдинга ОАО «Связьинвест» осуществляется тестовый этап с последующей промышленной эксплуатацией Oracle-EBS.

Переход МРК на данный системный продукт обусловливает показатели системы управления естественных монополий в отрасли телекоммуникаций в областях: экономики, финансов, технологической, управления персоналом, качества и др. Очевидно, что в перспективе эта взаимосвязь с продуктами корпорации Oracle1 (США) будет сохраняться, что недопустимо с точки зрения безопасности (экономической, технологической и, как следствие, военной) страны.

Следует отметить, что краткосрочность внедрения Oracle-EBS не позволяет МРК выработать подход, предполагающий максимальную адаптацию системы к условиям бизнес-практики. Система навязывается как продукт, не предполагающий какой-либо существенной корректировки, то есть МРК должны принять то, что есть, без возможности внесения изменений в базовые параметры. По сути, корпоративное управление крупных инфраструктурных компаний будет изменено в соответствии с требованиями международной ТНК и, в перспективе, в течение длительного времени будет подконтрольно глобальному капиталу.

Официально внедрение должно оптимизировать бизнес-процессы, сделать компанию более привлекательной для иностранных инвесторов и т. д. На практике работа может быть дезорганизована, а проникновение глобальных корпораций в стратегически важную отрасль страны максимально облегчено по всем направлениям.

В условиях глобальных экономических процессов использование в системах управления ресурсами предприятия (СУРП) телекоммуникационной отрасли программного обеспечения глобальных ТНК может привести к недопустимым последствиям для страны с учетом приоритетной роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в постиндустриальной экономике. Очевидна необходимость привлечения для решения проблем в корпоративном управлении системообразующих компаний (в т. ч. телекоммуникационных) отечественных научно-исследовательских институтов и специалистов отрасли.

Отметим, что достижение целей повышения эффективности работы МРК возможно путем разработки собственной СУРП с привлечением группы разработчиков программного обеспечения на уровне ОАО «Связьинвест». При этом СУРП должна учитывать индивидуальные особенности бизнес-практики

1 Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения. Компания предлагает свои программные продукты, а также услуги в области консалтинга, обучения и поддержки систем более чем в 145 странах.

Таблица 1

Доля продукции отечественных производителей на внутреннем рынке

Наименование техники Доля на рынке, %

Коммутационная техника 30-35

Аппаратура систем передачи 45-50

Системы спутниковой связи 40-50

Оборудование радиорелейных линий 30-35

Оборудование сетей доступа 25-30

Аппаратура передачи данных 8-10

Аппаратура подвижной связи 5

Оконечное оборудование (телефонные аппараты, факсы, модемы) 10-12

каждой МРК, а также отвечать требованиям безопасности. Очевидно, что данный подход позволит учесть максимум тенденций развития МРК и будет существенно дешевле с точки зрения затрат.

В условиях реформирования российской экономики, падения производства телекоммуникационного оборудования отечественный рынок оказался в значительной степени монополизирован зарубежными поставщиками. В настоящее время доля российских производителей оборудования незначительна (табл. 1) .

Проблема обеспечения информационной безопасности имеет приоритетное значение в контексте решения проблемы экономической безопасности в целом. В советский период была мощная система защиты информации, но если ранее информация являлась технологической составляющей, то на данном уровне развития инфраструктуры информационный ресурс - наиважнейшая составляющая финансовых рынков, по сути информация - это новый вид собственности.

Динамика способов несанкционированного проникновения в системы позволяет сделать вывод, что по состоянию на начало XXI в. около 70 % от общего числа составляет несанкционированное проникновение через Интернет .

В условиях глобализации основное значение приобретает устойчивость технической (информационной) инфраструктуры и системы платежей. Компьютерные преступления могут совершаться в одной стране с территории другой с использованием инфраструктуры третьих государств, что на первый план выводит проблему идентификации Интернет-преступников с целью раскрытия информационных преступлений. По данным МВД РФ, общее количество зарегистрированных преступлений в компьютерной сфере2

2 Минимальный список нарушений включает следующие восемь видов компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество, подделка или повреждение данных ЭВМ или программ ЭВМ, компьютерный саботаж, несанкционированный доступ, несанкци-

(ст. 272-274 УК РФ) за период 2000-2003 гг. увеличилось на 972,8 %.

При этом соотношение внешних и внутренних угроз конфиденциальной информации на усредненном уровне можно охарактеризовать так:

82 % угроз возникает со стороны собственных сотрудников фирмы при их прямом или опосредованном участии;

17 % угроз возникает извне - это внешние угрозы;

1 % угроз возникает со стороны случайных лиц .

Большинство экономически развитых стран проблеме обеспечения ИФБ уделяют большое внимание. В табл. 2 представлены основные законодательные и институциональные аспекты защиты собственных экономик от потенциальных угроз.

Информационно-финансовая безопасность должна основываться на Концепции ИФБ - как совокупности взглядов, суждений, положений и принципов; Доктрине ИФБ - содержащей общие подходы, сферы ответственности и задачи государственных и частных органов; Стратегии ИФБ - главной особенностью которой является трансформация концептуальных и доктриналь-ных положений в плоскость практических задач, с учетом ограничения определенными временными рамками.

Основным субъектом обеспечения национальной информационно-финансовой безопасности является государство. В условиях глобализации экономически эффективное государство должно обеспечивать ИФБ через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Система ИФБ должна учитывать региональную специфику и реализовываться средствами экономического и неэкономического (политическими, административными) характера.

онированный перехват данных, несанкционированное использование защищенных компьютерных программ, несанкционированное воспроизведение схем .

Таблица 2

Государственная политика обеспечения информационной безопасности (начальный этап)

Страна Дата введения Законодательное / институциональное обеспечение Сфера деятельности

США 1986 г. Акт о компьютерных мошенничествах и злоупотреблениях (Computer Fraud and Abuse Act). Система юридических мер, регламентирующих поведение граждан США в киберпространстве.

1996 г. Президентская комиссия по защите критической инфраструктуры (President"s Commission for Critical Infrastructure Protection). Обеспечение к 2003 г. информационной безопасности США, создание боевой информационной системы с функциями обнаружения, отражения, нанесения ответного удара.

Канада 2001 г. Управление по защите критической инфраструктуры и готовности к чрезвычайным ситуациям. Борьба с компьютерными преступлениями.

Австралия 2000 г. Закон о государственном контроле над содержимым сети Интернет (Broadcasting Services Amendment (Online Services) Act). Систематическая политика по «очистке» сети от нежелательных материалов (режим Интернет-цензуры).

Великобритания 1999 г. Закон RIP (Regulations of Investigatory Powers). Компании-работодатели получили право на прослушивание телефонных разговоров и просмотр элект. почты сотрудников. Устанавливалась слежка за трафиком Интернет-провайдеров, а все граждане обязывались предоставлять компетентным органам любые пароли или криптографические ключи.

Франция 1994 г. Служба по злоупотреблениям в сфере информационных технологий (SEFTI). Отдел Экономических и финансовых дел уголовной полиции (SDAEF). Борьба с Интернет-преступностью. Расследование экономических преступлений в Интернете.

Эстония 2002 г. Интернет-полиция. Борьба с преступлениями в сфере информационных технологий.

Испания 2002 г. Закон «Об услугах в информационном обществе и электронной коммерции» (LSSI). Регистрация сайтов в государственных органах власти, провайдеры обязаны отслеживать их деятельность, хранить всю информацию и при необходимости передавать сведения правоохранительным органам.

Япония 1998 г. Комиссия по защите критической информации. Выработка мер по защите информационной инфраструктуры страны.

Индия 2000 г. Акт по информационным технологиям - 2000 (Information Technology Act 2000) / Центральное бюро расследований. Борьба с электронными преступлениями, регулирование электронной коммерции.

Китай 2000 г. Правила регулирующие электронную коммерцию. Все Интернет компании должны в течение двух месяцев оформить лицензии, содержание сайтов подвергается цензуре.

Россия 1997 г. Управление «Р» при МВД России. Борьба с компьютерными преступлениями.

Европа 1991 г. Решение 19-й Европейской региональной конференции Интерпола при Генеральном Секретариате / Рабочая группа по компьютерным преступлениям (специалисты из 16 европейских стран). Борьба с компьютерными преступлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 .

4. Макаров В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития: Монография. - Москва: ИРИАС, 2007. - 296 с.

5. ХозиковВ.И. Информационное оружие. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. - 480 с.

6. Ярочкин В. И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2 -е изд. 2004. - 544 с.

7. Глобалистика: Энциклопедия // Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; ЦНПП «ДИАЛОГ». - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник /Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 768 с.

9. The National Security Strategy of the United States of America // September, 2002.

Финансовая безопасность предприятия заключается в его способности даже в условиях экономической нестабильности и без сторонней помощи поддерживать основную стратегию развития. При этом предприятие должно успешно противостоять различным угрозам и рискам: как уже существующим, так и потенциальным, способным причинить урон его деятельности. Достичь такой безопасности можно при финансовой стабильности и независимости, слаженности работы на всех уровнях и грамотной защите финансовых интересов.

Структура экономической безопасности предприятия

Современная цивилизация постоянно пополняется не только всевозможными благами, но и угрозами, что способствует росту нестабильности на экономическом рынке. В данных условиях многим предприятиям приходится разрабатывать принципиально новые пути выхода из сложных финансовых ситуаций. Обеспечение финансовой безопасности - важнейшая часть экономической безопасности любого предприятия. Несмотря на то что проблемы в данной отрасли являются относительно новыми, здесь ведутся обширные научно-практические разработки.

Сущность самого понятия безопасности - экономической и финансовой, как одной из ее подсистем, заключается в качественной характеристике системы, за которой лежит обеспечение нормальных условий деятельности, движение по пути разработанной стратегии, достижение поставленных целей, а также способность противостоять различным угрозам, в случае их возникновения, и быстро восстановить прежние экономические позиции.

Цели экономической безопасности

Данная система призвана гарантировать не только стабильное функционирование предприятия на конкретно взятый период, но и успешное его развитие в будущем. Именно в этом состоит главная цель экономической безопасности, от этого также во многом зависит обеспечение финансовой безопасности предприятия.

Функциональные цели:

  • Гарантированно высокая эффективность, финансовая независимость и устойчивость деятельности предприятия.
  • Независимость в технологическом плане, развитие высокого технического потенциала и отличные показатели конкурентоспособности.
  • Высокоэффективный менеджмент, оптимальная организация управления на всех уровнях.
  • Набор квалифицированного персонала с высоким интеллектуальным потенциалом.
  • Минимальное воздействие на окружающую среду, снижение потенциальных рисков от проведения производственной и хозяйственной деятельности.
  • Полная правовая стабильность и уверенность на всех уровнях управления.
  • Информационная защищенность, сохранение коммерческой тайны на всех подразделах предприятия.
  • Не только повышение финансовой безопасности предприятия, но и забота о безопасности персонала, его имущества, а также защита коммерческих интересов рабочих.

Финансовый уровень экономической безопасности считается решающим, ведь финансы, как известно, - «двигатель» любой экономики, и в современных рыночных условиях это становится как нельзя более актуально.

Уровни экономической безопасности

Безопасность может достигаться на нескольких уровнях: международном, национальном и частном. К первому относятся глобальные и региональные предприятия; ко второму - предприятия государственного масштаба и имеющие общественное значение; к третьему - частные, а также домашние хозяйства.

Экономическая и финансовая безопасность предприятия напрямую зависит от экономической безопасности страны. Каждое предприятие является жизненно важным элементом для населения, обеспечивающим его потребности и дающим необходимые ресурсы. Повышенное внимание к проблемам безопасности предприятий возникло из-за нескольких факторов: смены существующей экономической системы, перехода к рыночной экономике, роста конкурентоспособности на рынке и развития не всегда честных методов конкурентной борьбы, а также общей слабости системы на государственном уровне.

Понятие экономической безопасности сосредоточено на грамотной стратегии развития в условиях внешних и внутренних опасностей, финансовой неопределенности, изменения микроэкономики. В рамках данной деятельности предприятие должно правильно соотносить риски и прибыль, принимать единственно верные решения, предотвращать риски и обеспечивать достижение стратегических целей.

В структуру экономической безопасности входит несколько подсистем. Среди них информационная, правовая, кадровая, рыночная, экологическая и финансовая. Рассмотрим последнюю подробнее, с точки зрения ее функций, значения, роли и целей в общей экономической системе.

Что такое финансовая безопасность?

Невозможно обеспечить стабильный рост и развитие предприятия без разработки грамотной стратегии и внедрения ее в жизнь. Это в современной экономике достигается путем внедрения эффективной системы, которой и является финансовая безопасность предприятия. Деятельность любого субъекта рыночной экономики будет успешна только в случае успешного состояния его финансов. Поэтому рассмотрением проблем финансовой безопасности необходимо озаботиться в первую очередь.

Чем грозит недостаточное внимание к данным проблемам? Даже если доходность бизнеса относительно высокая, здесь существуют определенные риски: например, более мощному конкуренту не составит труда поглотить ее. С другой стороны, чем выше темп роста и развития, тем больше предприятие становится зависимым от финансирования извне, а это грозит потерей самостоятельности и контроля в принятии важных решений руководством.

Таким образом, на первый план выходит оценка и анализ финансовой безопасности предприятия, выявление потенциальных опасностей, выбор и разработка мероприятий по реализации финансовой безопасности, а также достижение устойчивости предприятия в долгосрочной перспективе.

Ключевыми характеристиками состояния финансовой безопасности можно назвать сбалансированность деятельности и высокое качество услуг, технологий и финансовых инструментов. Сюда же относится способность противостоять угрозам и гарантия стабильности финансовых интересов.

Характеристики финансовой безопасности предприятия

  1. Основным элементом экономической безопасности любого предприятия является именно финансовая безопасность.
  2. Ее основными элементами являются количественные и качественные показатели.
  3. Каждый показатель имеет ограниченное значение, в котором отражена степень финансовой безопасности. При выходе за рамки этих значений финансовая устойчивость предприятия окажется под угрозой.
  4. Главная цель, которую преследует система финансовой безопасности предприятия - его успешное развитие и стабильность. Извне это можно заметить в таких признаках, как повышение рыночной стоимости и финансовое равновесие, в том числе и в долгосрочной перспективе.
  5. Наконец, финансовая безопасность гарантированно защищает интересы предприятия в финансовом плане.

Задачи финансовой безопасности предприятия

Согласно классификации аналитиков, в данной отрасли выделяют следующие задачи:

  • Обеспечение стабильности развития и устойчивости денежного потока.
  • Противостояние кризисам и негативным экономическим ситуациям.
  • Возможность нейтрализовать действия конкурентов.
  • Нейтрализация конфликтов в сфере распределения финансов.
  • Использование по возможности как можно большего количества источников финансирования.

При условии решения всех этих задач обеспечивается успешное функционирование всей финансовой системы предприятия.

Показатели безопасности, их особенности и функции

В зависимости от назначения и роли, выделяют следующие показатели финансовой безопасности предприятия:

  • Платежеспособность. Сюда относится то, насколько предприятие обеспечено средствами, как быстро оно сможет восстановить платежеспособность в случае утраты контроля над финансами, насколько автономно сможет функционировать при самом неблагоприятном исходе, насколько гибко сможет управлять своим капиталом, и другие финансовые вопросы.
  • Финансовая устойчивость. В данную группу можно отнести показатели собственных денежных средств и займов, долю заемных средств в общем капитале, а также коэффициент независимости на финансовом рынке.
  • Деловая активность. Общий оборот средств, его скорость и стабильность.
  • Рентабельность. Сюда относят имущественные показатели, накопления производственных фондов, финансовые вложения: как краткосрочные, так и на длительный срок, а также коэффициент чистой прибыли.

Объекты и субъекты финансовой безопасности

Финансовая составляющая экономической безопасности предприятия тесно связана с объектом и субъектом ее системы. Первый представляет собой стабильную финансовую ситуацию на текущий момент и в перспективе. Например, конкретными объектами являются собственные и заемные средства, а также другие привлеченные денежные ресурсы. Субъект определить сложнее, поскольку здесь имеют место специфические условия внешней среды. Субъекты, которыми руководствуется финансовая безопасность предприятия, могут быть внутренними и внешними.

  • Внешние субъекты. В данную группу входят органы власти: на законодательном, исполнительном и судебном уровне. Их задачей является обеспечение финансовой безопасности всех участников предпринимательской деятельности. С другой стороны, контроль деятельности данных органов самим предпринимателем осуществляться не может.
  • Внутренние субъекты. К ним относятся работники службы безопасности или лица, приглашенные на эту должность из специализированных фирм, а также другие сотрудники, отвечающие за защиту финансовой безопасности определенного субъекта предпринимательской деятельности.

Стратегии финансовой безопасности предприятия

В чем суть стратегии? Чтобы обеспечить должный уровень финансовой безопасности предприятия, необходимо действовать поэтапно. Сперва выявляются потенциальные риски и угрозы, с которыми предприятие может столкнуться в процессе своей деятельности. Затем определяются критерии, которым должна соответствовать финансовая безопасность. После этого специалистами вычисляется оптимальная система мониторинга, по которой будет легко отслеживать весь процесс работ. Разрабатываются меры, благодаря которым можно будет обеспечить финансовую безопасность на высшем уровне. По окончании проведения данных мероприятий проводится их анализ, оценка, а в случае необходимости вносятся соответствующие корректировки.

Финансовая безопасность: что ей может грозить?

Упомянув угрозы финансовой безопасности предприятия, нелишним будет дать им характеристику. Ведь основная задача финансовой безопасности - им успешно противостоять. А ее уровень зависит от оперативности, с которой руководство будет избегать или нейтрализовывать данные угрозы. Часто возможность избежать максимального ущерба заключается в как можно более раннем их выявлении.

Угрозы делятся, в зависимости от источников возникновения, на внешние и внутренние. Примером внешних угроз может служить скупка конкурентами акций или долгов, существенная финансовая задолженность, нестабильность экономики государства и другие ситуации. К внутренним относятся ошибки служащих и руководства в сфере управления финансами.

Выделяют и более подробную классификацию угроз, а также путей их выявления и нейтрализации:

  • Потеря ликвидности (критерий отслеживания - коэффициент ликвидности на каждом этапе деятельности предприятия).
  • Потеря самостоятельности в финансовом плане (критерий отслеживания - коэффициент автономности, с обязательным мониторингом плеча финансового рычага).
  • Снижение эффективности работы, потеря способности к развитию и падение доходов (критерий отслеживания - мониторинг рентабельности капитала и активов предприятия).
  • Нерелевантность объектов, их устаревание (критерий отслеживания - мониторинг инвестирования в амортизационный фонд).
  • Неустойчивость развития. Решение - придерживаться "золотого правила в экономике". То есть темпы прибыли должны постоянно расти и превышать рост объемов продаж, которые, в свою очередь, должны превышать рост активов, а последний всегда должен быть больше 100%. Достичь этого можно путем постоянного мониторинга взаимосвязей между коэффициентами активов, выручки и финансовой прибыли.
  • Рост долгов. Это может произойти в результате снижения темпов инкассации задолженности по дебету (критерий отслеживания - показатель оборота дебиторской задолженности).
  • Неэффективная политика дебета и кредита. В данном случае малейшая просрочка обязательств влечет за собой рост долгов перед кредиторами (критерий отслеживания - мониторинг соотношения оборота задолженностей по дебету и кредиту).
  • Неплатежеспособность. Заключается в недостаточном количестве денежных средств на счету предприятия (критерий отслеживания - мониторинг финансовых показателей и коэффициента текущей платежеспособности).
  • Снижение рыночной стоимости предприятия (критерий отслеживания - определение коэффициента средней стоимости капитала на фоне рентабельности его активов).


Грамотный менеджмент - залог успеха

Ключевым фактором при составлении стратегии развития любого предприятия является профессиональный менеджмент. С другой стороны, в числе основных рисков можно назвать некомпетентность и недобросовестность. Снизить степень внутренних угроз предприятия можно, создав четкую структуру контроля обеспечения финансовой безопасности. Вот пример такой структуры.

Основную роль в управлении финансовой безопасностью предприятия играет специальная служба. Она осуществляет постоянный мониторинг, реагируя на малейшие изменения экономической ситуации. Этот же орган занимается подготовкой документации для руководства, в результате которой будут приняты решения тех или иных проблем, а также контролем за исполнением данных решений.

Служба финансовой безопасности дает оценку критериям, на основании которых безопасность эту можно признать нарушенной. Если данные критерии имеют место в структуре, она же доводит информацию до руководства. В то же время разрабатывается система требований финансовой безопасности касательно должников.

Другой элемент структуры - информационная служба. Она осуществляет всесторонний контроль, выявляет уже существующие угрозы и прогнозирует потенциальные риски для финансовой безопасности. Информация, полученная из различных источников, служит для разработки комплекса мер по борьбе с негативными факторами и отрицательными последствиями данных угроз. Таким образом, повышение финансовой безопасности предприятия достигается всесторонне.

Пути достижения финансовой устойчивости

Проводя оценку финансовой безопасности предприятия, следует учесть, что проблемы данного рода получили большую актуальность в современной экономике. Связано это с финансовой нестабильностью, а также глобализацией рынка, в результате чего растет число потенциальных угроз. Поэтому порой просто необходимо разработать новые, максимально эффективные подходы к обеспечению стабильности и финансовой безопасности.

Важнейшей характеристикой, определяющей эффективность, является не только финансовая составляющая экономической безопасности предприятия, но и его устойчивость. Понятие это используется при анализе и оценке состояния предприятия, возможности инвестиций и других экономических ситуаций. Под финансовой устойчивостью понимают способность предприятия к развитию и сохранению своей безопасности, даже в условиях дополнительных рисков. В узком смысле данное понятие можно охарактеризовать как соотношение разноплановых ресурсов, привлекаемых извне, а также их внутреннее использование.

Достичь финансовой устойчивости можно лишь при определенной степени платежеспособности и наличии необходимых финансовых ресурсов.

Платежеспособность входит в ключевые показатели финансовой безопасности предприятия и характеризует собой определенное его состояние, с возможностью успешного выполнения взятых на себя обязательств. Платежеспособности можно достичь лишь вследствие определенной степени ликвидности, грамотного управления денежным оборотом, своевременной оплатой финансовых обязательств и синхронизацией денежных вливаний.

Суммируя вышесказанное, можно подвести итог: платежеспособность достигается в результате следующих условий:

  • Ликвидность, то есть наличие достаточного количества средств в обороте, чтобы погашать краткосрочные обязательства.
  • Финансовая самостоятельность, выражаемая наличием денег для оплаты всех расходов текущего периода.
  • Оптимизация капитала, то есть платежеспособность в долгосрочной перспективе.

Наличие ресурсов - собственных средств для финансовой политики и инвестиций - не менее важное условие для достижения финансовой устойчивости. Оно рассчитывается по определенным показателям. Здесь и степень реинвестирования средств, и возможность покрытия возможностей инвестирования, и коэффициент между внутренним и внешним финансированием.

Дополнительно организация финансовой безопасности предприятия связана с другими категориями - его гибкостью, экономическим равновесием и стабильностью. Каждый из них обеспечивает результативное функционирование всех элементов системы. А вместе они составляют разноплановую, но сплоченную структуру, каковой и является финансовая безопасность предприятия.

Достоверная оценка финансового состояния является определяющей для формирования правильных выводов и принятия адекватных решений. Задача оценки состояния финансовой безопасности достаточно сложная и требует значительных усилий для интерпретирования, что обуславливается большим количеством факторов и особенностей функционирования, которые необходимо учесть. К тому же, такое задание требует от менеджеров предприятия совершенного владения многочисленными приемами и методическим инструментарием, применение каждого из элементов которого целесообразно лишь в специфических случаях. Кроме того, вопрос обоснования системы оценки финансовой безопасности субъекта хозяйствования становится особенно острым в условиях современных трансформационных преобразований экономики.

Любое предприятие необходимо рассматривать как открытую систему, а потому до решения вопроса финансовой безопасности предприятия необходимо подходить системно. Финансовая безопасность является внутренним состоянием предприятия, что позволяет ему функционировать в режиме развития и минимизировать негативное влияние внешних факторов. Необходимость и направления оценки финансовой безопасности вытекают из закономерностей развития систем, среди которых наибольшее значение в аспекте обеспечения безопасности имеют закон циклического развития, закон убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем и некоторые другие . Финансовая безопасность определяет предельное состояние финансовой устойчивости, в котором должно находиться предприятие для реализации своей стратегии, характеризуется способностью предприятия противостоять внешним и внутренним угрозам.

Поскольку предприятие является динамической системой, то и его финансовая безопасность не является статичной, а требует постоянного контроля и ее оценки всех ее составляющих (т. е. элементов системы).

Среди свойств системы необходимо выделить: синергічність - однонаправленность, приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами ее компонентов; неаддітівность - принципиальная того irreducibility свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов, структурность - возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними; адаптивность - стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды; надежность - функционирование системы при выходе из строя одной из ее компонент, сохранение проектных значений параметров системы в течение запланированного периода (наличие хорошей системы финансовой безопасности позволяет противостоять угрозам внешним и внутренним, причем временный сбой с аппаратурой, отдельными сотрудниками не влияет на работу систему в целом); система должна иметь возможность изменять свое состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. (Закон Эшби "необходимость разнообразия"). В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления и защиты, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной .

Таким образом, система финансовой безопасности предприятия должна отвечать таким качествам как синергічність, адаптивность, надежность.

В экономической литературе существуют различные подходы к количественной оценке уровня финансовой безопасности предприятия, что позволяет выделить несколько подходов к оценке ее уровня (рис 1.3).

Так, известен индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью так называемых индикаторов . Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню финансовой безопасности. Оценка финансовой безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.

Уровень точности индикатора в этом случае является проблемой, которая заключается в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов, учитывающих особенности деятельности предприятия, обусловленные, в частности, его отраслевой принадлежностью, формой собственности, структурой капитала, существующим организационно-техническим уровнем. В случае неквалифицированного определения значения индикаторов неправильно может быть определен уровень финансовой безопасности предприятия, что может повлечь за собой принятие управленческих решений, не соответствующих реальному положению дел. Индикаторный подход вполне оправдан на макроуровне, где значения индикаторов более стабильны.

Другой подход - ресурсно-функциональный. Согласно ему оценка уровня финансовой безопасности предприятия осуществляется на основе оценки состояния использования корпоративных ресурсов по специальным критериям . При этом в качестве корпоративных ресурсов рассматриваются факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса. По ресурсно-функциональным подходом наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения определенных основных функциональных целей экономической безопасности предприятия.

Каждая из целей экономической безопасности предприятия имеет собственную структуру подцелей, обусловливается функциональной целесообразностью и характером работы предприятия. Ресурсно-функциональный подход к оценке уровня финансовой безопасности предприятия является очень широким. Попытка охватить все функциональные области деятельности предприятия приводит к размыванию понятия экономической безопасности, а оценка ее уровня с помощью совокупного критерия финансовой безопасности, "рассчитываемого на основе мнений квалифицированных экспертов по частным функциональным критериям экономической безопасности предприятия" , имеет значительное влияние субъективного мнения экспертов.

К тому же открытым остается вопрос определения уровня квалификации экспертов. Кроме того, как известно, интегрирование показателей с использованием любого из известных подходов, в том числе и с помощью удельного веса значимости показателей, как это предлагает Есть. Олейников, приводит к снижению точности и достоверности оценки. В довершение следует отметить, что детальная разработка и контроль за выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия существенно усложняют практическую реализацию ресурсно-функционального подхода к оценке финансовой безопасности предприятия .

Разновидностью ресурсно-функционального подхода является предложение Ильяшенко С, которая оценивает уровень финансовой составляющей экономической безопасности на основе анализа его финансовой устойчивости, величина которой рассчитывается исходя из достаточного количества оборотных (собственных или заемных) средств для осуществления производственно-сбытовой деятельности .По нашему мнению это узкий подход к оценке уровня финансовой безопасности предприятия: кроме оборотных средств, в финансовой деятельности предприятия задействованы собственный капитал, прибыль, инвестиции.

Однако, стоит согласиться с аргументами сторонников ресурсно-функционального подхода, что "... именно отсутствие строгого" прокрустова ложа "четко заданных параметров оценки и позволяет наиболее эффективно настроить данный гибкий инструмент всесторонней оценки деятельности предприятия и окружающей его среды бизнеса" .

Забродский В. предложено использовать для оценки финансовой безопасности предприятия подход, отражающий принципы и условия программно-целевого управления и развития. Согласно этому подходу оценка финансовой безопасности предприятия основывается на интегрировании совокупности показателей, определяющих экономическую безопасность. При этом используется несколько уровней интеграции показателей и методы их анализа, как кластерный и многомерный анализ. Такой подход является достаточно сложным отличается высокой степенью сложности проводимого анализа с использованием методов математического анализа. И если его использование теоретически позволяет получить достоверные результаты оценки уровня финансовой безопасности предприятия, то в практической деятельности предприятий это весьма затруднительно. К тому же - и это отмечает В. Забродский - очень сложной является "оценка устойчивости совокупного интегрального показателя при заданной области его изменения", то есть предложенная оценка уровня финансовой безопасности предприятия, скорее, с позиции математика, а не менеджера.

Бланк И. А. выделяет пять систем анализа финансовой безопасности, которые базируются на таких методах его проведения: в горизонтальном финансовом анализе, вертикальном финансовом анализе, сравнительном финансовом анализе, анализе финансовых коэффициентов, интегральном финансовом анализе . Такой подход является очень широким, поскольку в этом случае процесс обеспечения финансовой безопасности фактически отождествляется со всей деятельностью субъекта хозяйствования.

Особенностью модели балльной оценки является использование медианного (среднеотраслевого) критерия. Оценка проводится по каждому коэффициенту. Нормативные значения отдельных коэффициентов имеют определенные пределы. Значения коэффициентов, выходящие за пределы диапазона нормативных значений, оценивается баллом "отлично" (5) или "неудовлетворительно" (2) в зависимости от специфики показателей (их экономического смысла). Значения коэффициентов, находящихся внутри нормативного диапазона, оцениваются баллом "хорошо" (4) или "удовлетворительно" (3) в зависимости от того, насколько они близки к "отличной" или "плохой" оценке. Далее по каждой группе финансовых коэффициентов рассчитывается групповой балл путем взвешивания балльных оценок показателей данной группы, причем сумма весов по каждой группе составляет 100%. Как правило, расстояние между нижней границей и медианой меньше, чем между медианой и верхней границей значений коэффициента. В результате присвоения балла на основе лишь двух критериев - минимального и максимального значения - неэффективно, потому что существенно занижает балльную оценку коэффициента .

В зарубежной практике анализ финансового состояния проводится в основном путем коэффициентного анализа (ratio analysis) по отдельным направлениям анализа, что позволяет анализировать различные предприятия несмотря на масштабы их деятельности, определяя эффективность и прибыльность их деятельности. Предпочтение отдается проведению сравнительного анализа (данные предприятия сравнивается с установленными нормативами или показателями предприятий-конкурентов), трендового анализа (trend analysis), который включает в себя вертикальный анализ (common-size analysis), горизонтальный анализ относительных показателей (percent change analysis). Широко применяется также факторный анализ, особенно с помощью модели Дю Понта.

Также в ходе анализа финансового состояния предприятия могут использоваться самые разнообразные приемы, методы и модели анализа, их количество и широта применения зависят от конкретных целей анализа и определяются его задачами в каждом конкретном случае.

В мировой практике уже накоплен достаточный опыт интегральной оценки финансового состояния предприятий. Это такие известные комплексные показатели, как индекс Альтмана, модель Спрингейта, модель Лиса, метод Creditmen, Же. Депаляна. Но все эти модели непригодны для отечественных условий хозяйствования, потому что их разработан с использованием выборочных совокупностей предприятий других стран, а потому учтены параметры существенно отличаются от наших.

Для получения полной информации об уровне финансовой безопасности предприятия необходимо применение совокупности методов, поскольку отдельно ни один из них не предоставляет.

Исходя из результатов анализа наиболее известных подходов к оценке уровня финансовой безопасности предприятия, можно сделать вывод, что эти подходы весьма сложно использовать для оценки уровня финансовой безопасности предприятия в предложенной трактовке. В связи с этим необходим иной подход к выбору критерия определения уровня их финансовой безопасности. Учитывая сказанное, нами для анализа состояния финансовой безопасности предприятия предлагается применять инструментарий системного подхода. Под системой понимают некоторую совокупность элементов произвольного множества, их взаимосвязей, свойств и взаимоотношений, которые взаимодействуют как целостный комплекс и функционирующих в соответствии с определенных закономерностей, присущих этому комплексу .

Системный подход к анализу финансовой безопасности предполагает, что функционирование предприятия следует рассматривать как многоуровневую структурную систему. Таким образом, финансовая безопасность предприятия, с одной стороны, является системой, элементами которой являются такие элементы финансовой безопасности как обеспеченность финансовыми ресурсами, источников их формирования, а также совокупность элементов внешней среды, что непосредственно влияет на финансовую безопасность. (Внешняя среда относительно системы финансовой безопасности предприятия определяется состоянием развития банковского, налогового и других законодательств; развитием рынка; количеством потребителей, конкурентов и контрагентов и тому подобное. Внешнюю среду следует рассматривать как систему, что влияет на уровень финансовой безопасности предприятия с целью выявления параметров их взаимовлияния).

Поэтому теоретической основой исследования финансовой безопасности предприятия является системный подход.

Системный подход основан на принципе целостности (эмерджентности) объекта исследования, т. е. исследование его свойств как единого целого, поскольку целое (система) обладает такими качествами, которыми не обладает ни один его составляющая . Наличие таких свойств обусловлена результатом возникновения между элементами синергетических связи. В кибернетике и общей теории систем под синергетическим связью понимают такую связь, при совместной действия отдельных элементов системы обеспечивает общий эффект больший, чем сумма эффектов этих элементов, которые бы действовали независимо. Таким образом, при формировании системы как единого целого его составляющие претерпевают качественных изменений. Создание системы осуществляется за счет преобразования структуры взаимосвязей между компонентами, а также благодаря развитию этих составляющих.

Как инструментарий системного подхода рассматривают системный анализ, что дает возможность на любом этапе принятия решений определить цепи прямых и обратных связей в социально-экономических системах, которые относятся к сложным или очень сложных систем . Система финансовой безопасности предприятия обладает всеми свойствами кибернетической системы, в частности наличием каналов информации между ее отдельными элементами; многовариантностью поведения системы; управляемостью и целенаправленностью системы.

Проведенные учеными исследования позволили сделать определенные шаги в направлении формирования системы показателей для оценки финансовой безопасности, однако необходимым ее дальнейшее уточнение. Принципиально такая система должна включать различные группы количественных показателей, характеризующих направления в обеспечении финансовой безопасности субъекта хозяйствования.

Анализ доработок современных ученых дал возможность установить, что на сегодня в экономической литературе не существует единой точки зрения относительно структурных элементов финансовой безопасности. Так, Бланк И.А. выделяет в составе финансовой безопасности предприятия такие составляющие, как: финансовая безопасность инвестиционной деятельности, финансовая безопасность кредитной деятельности, финансовая безопасность эмиссионной деятельности, финансовая безопасность инновационной деятельности .

Горячева К. С. структурирует финансовую безопасность на бюджетную, денежно-кредитную, валютную, банковскую, фондовую, страховую составляющие .

Судакова А. И. относит в состав финансовой безопасности предприятия следующие структурные элементы: бюджетную, денежно-кредитной, валютной, банковской, инвестиционной, фондовой, страховой .

Матвийчук Л. А. к элементам финансовой безопасности, кроме бюджетной, банковской, страховой, фондовой и инвестиционной составляющих, относит также внешнеэкономическую составляющую и предлагает разделять денежную и кредитную составляющие .

Исследовав взгляды ученых относительно состава элементов финансовой безопасности предприятий, нами предлагается выделять следующие функциональные составляющие: бюджетная безопасность, денежно-кредитная, внешнеэкономическая, банковская, страховая, фондовая, инвестиционная.

При этом стоит отметить следующее.

Денежно-кредитная составляющая регулирует отношения, возникающие при наличных и безналичных расчетах. Основными критериями снижения финансовой безопасности здесь могут быть нарушения платежной дисциплины контрагентов, чрезмерная кредиторская и дебиторская задолженности.

Внешнеэкономическая составляющая финансовой безопасности имеет место при осуществлении экспортно-импортных операций. К основным критериям проблемного состояния в финансовой составляющей безопасности здесь можно отнести сокращение объемов продаж по экспортно-импортным операциям, значительный рост кредиторской задолженности по экспортно-импортным операциям, несвоевременная оплата товаров, работ, услуг иностранными партнерами.

Бюджетная составляющая регулирует вопросы взаимоотношений предприятия с бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов, получению бюджетных кредитов и бюджетного финансирования, возмещения налога на добавленную стоимость, получения налогового кредита. Критериями проблемного состояния финансовой безопасности здесь является нарушение платежной дисциплины, рост дебиторской или кредиторской задолженности по расчетам с бюджетом, увеличение налоговой нагрузки.

Банковская составляющая финансовой безопасности направлена на урегулирование финансовых отношений, возникающих между предприятиями и банковскими учреждениями по поводу кредитных и депозитных операций. Критериями угроз для этой составляющей является увеличение процентных ставок по кредитам и уменьшение доходности депозитного портфеля.

Фондовая составляющая направлена на урегулирование вопросов, связанных с выпуском и продажей предприятием собственных ценных бумаг и покупкой им акций, облигаций других предприятий. Критериями ухудшения финансовой безопасности для данной составляющей является снижение рыночной стоимости предприятия, потеря владельцами контрольного пакета акций, недостаточный объем реализации эмитированных ценных бумаг.

Страховая составляющая финансовой безопасности предусматривает урегулирование отношений между предприятиями и страховыми компаниями по поводу страхования имущественных, финансовых рисков, страхование ответственности, страхование персонала предприятия. Негативными проявлениями в данной сфере, которые могут повлиять на снижение уровня финансовой безопасности, могут быть неполучение страховых возмещений в случае наступления страхового случая, рост кредиторской задолженности по расчетам со страховыми компаниями.

Инвестиционная составляющая регулирует вопросы деятельности предприятия в инвестиционной сфере и связанная с капитальными вложениями в развитие предприятия. Критериями рискового положения финансовой безопасности в этой составляющей является невозможность привлечения достаточного объема инвестиционных вложений, снижение инвестиционной привлекательности предприятия.

в Зависимости от характера деятельности, для каждого конкретного предприятия используются лишь те элементы финансовой безопасности, которые соответствуют его структуре финансовой деятельности.

Кроме того, о росте финансовой безопасности могут свидетельствовать такие критерии как: высокий уровень финансовой эффективности работы предприятия, достаточный уровень финансовой устойчивости и независимости; технологическая независимость предприятия и достижение высокой конкурентоспособности его технологического потенциала; высокая эффективность менеджмента предприятия, оптимальность и эффективность его организационной структуры; высокий уровень квалификации персонала предприятия и его интеллектуального потенциала; качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия; обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и достижение высокого уровня информационного обеспечения деятельности всех его служб и подразделений; обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов .

В целом, основным критерием и индикатором финансовой безопасности предприятий является объем продаж. Об угрозе финансовой безопасности предприятия может указывать снижение объемов продаж ниже точки безубыточности предприятия.

Стоит отметить, что процесс проведения анализа финансового обеспечения является достаточно сложным и предполагает определенную последовательность.

Прежде всего проведение оценки текущего состояния предприятия и его изменений по сравнению с предыдущим периодом. На этом этапе диагностика обеспеченности финансовыми ресурсами деятельности предприятия включает следующие блоки:

Анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия;

Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности;

Оценка использования имущества;

Структурный анализ капитала;

Анализ самоокупаемости предприятия.

Анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия предусматривает анализ и оценку уровня и динамики показателей прибыльности, факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг); а также анализ финансовых результатов от прочей реализации, позареалізаційної и финансовой инвестиционной деятельности; анализ взаимосвязи затрат, объемов производства продукции и прибыли; факторный анализ показателей рентабельности.

Анализ использования имущества и вложенного капитала предприятия проводится по следующим направлениям: анализ и оценка состава и динамики имущества; комплексный анализ и рейтинговая оценка предприятия.

Следующий блок содержит анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса; оценку текущей и долгосрочной платежеспособности предприятия, то есть способность выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами, которые имеют долгосрочные вложения в предприятия.

Структурный анализ капитала предусматривает исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности; анализ структуры источников финансирования; определение эффективности использования собственных и привлеченных средств, оценка кредитоспособности предприятия. Основной задачей на этом этапе является определение допустимого уровня снижения коэффициентов. Снижение коэффициентов в пределах приемлемых значений требует выяснения причин этого явления и факторов, влияющих на него.

Следующим шагом такой диагностики является выявление влияния внешних факторов, которые определяют результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а значит влияют на уровень финансовой безопасности. На этом этапе важным является определением имеющихся резервов финансовых ресурсов с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

При этом следует отметить, что простого расчета и контроля совокупности коэффициентов и показателей явно недостаточно для оценки финансовой безопасности. Для этого необходимо проводить их анализ, используя процедуры "скоринга", которые предусматривают сравнение текущих показателей с базовыми. При этом за базовые показатели можно использовать показатели предприятия за прошлые периоды (месяц, квартал, год); плановые показатели (нормативы); показатели конкурентов; среднерыночные или среднеотраслевые показатели.

Таким образом, диагностика финансовых результатов позволяет на основе системного подхода получить достоверную и полную информацию, которая служит базой для разработки и принятия эффективных управленческий решений и обеспечить надлежащий уровень финансовой безопасности предприятия.

Таким образом, суммируя вышесказанное, следует отметить, что обеспечение финансовой безопасности, как составляющей части экономической безопасности предприятия, зависит от обоснованного использования методов оценки ее уровня как базы и инструмента для планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основным способом обеспечения эффективной финансовой безопасности предприятия является обоснованное использование методов оценки ее уровня как основы для принятия управленческих решений на всех уровнях финансового менеджмента, планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Обобщая сказанное, можем утверждать, что оценка уровня финансовой безопасности предприятия должна учитывать стратегические цели и задачи предприятия; состоять из оценки функциональных составляющих финансовой безопасности предприятия, которые могут иметь различные приоритеты, в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта; учитывать уровень защищенности потенциала предприятия; иметь в виду использование всех видов ресурсов и возможностей, которые гарантируют наиболее эффективное (экономически безопасное) их использования.

В условиях финансово-экономического кризиса настоящее отечественные предприятия функционируют при неопределенности изменения конъюнктуры рынка, несовершенства финансово-экономического и организационно-правового механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, а в том числе и ее информационной составляющей. Уровень угроз и рисков информаций безопасности предприятия постоянно растут. Особенно, это связано с развитием современных технологий, многочисленными информационными преступлениями, шпионажем, промышленным шпионажем. Хозяйствующие субъекты взаимодействуют с большим количеством контрагентов, стремятся реализовать свои интересы, и являются крупными угрозами внешней среды, пытающихся законным и незаконным путем получить информацию о финансовом состоянии предприятия, планы на перспективу развития, информацию о процессе производства и сбыта товара, поставщиков, партнеров. Часто, переманивая персонал или устраивая своего работника, конкуренты пытаются незаконным путем получить информацию о субъекте хозяйствования. Поэтому, для обеспечения информационной безопасности предприятия необходимо применять превентивные меры как юридического так и финансового характера. Механизм обеспечения информационной безопасности субъектов хозяйствования должна формироваться и реализовываться на практике путем комплексного решения проблем, связанных с многофакторностью трудно контролируемого и прогнозируемого современной среды функционирования системы информационной безопасности предприятий. Современные условия предпринимательской деятельности требуют создания информационно-обеспеченной системы управления. Именно поэтому, обеспечение информационной безопасности предприятия является весьма актуальным вопросом современности.

Развитые страны мира тратят около 9-12% от своей прибыли на обеспечение безопасности бизнеса. В Украине на предприятиях, нередко, обеспечения безопасности предприятия сводится к наличию охранника.

В английском языке слово "information" впервые появилось в 1387 Современного написания это слово приобрело в XVI в. В восточнославянские языки слово «информация» пришло из Польши в XVII в. В середине XX в. информация стала общенаучным понятием, но до сих пор в научной сфере оно заважничает достаточно дискуссионным. Общепринятого определения информация не существует, и оно используется преимущественно на интуитивном уровне.

Правовой основой определения термина "информация" является Закон Украины "Об информации" и Гражданский кодекс Украины.

Так, согласно Закону Украины "Об информации" под понятием "информация" понимается любые сведения и / или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде.

В соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции" информация - сведения в любой форме и виде и сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, заметки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.) , фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения.

Учитывая толкование термина информация Гражданским кодексом, под этим термином понимается документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые имели или имеют место в обществе, государстве и окружающей среде.

Существует множество толкований термина "информация" учеными, но исследуем некоторые из них.

В частности, Цюрюпа С.В. считает, что информация - это один из важнейших ресурсов вместе с материальными, энергетическими и человеческими ресурсами. .

Кортич Б.А. пользуется мнением, что информация - некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Для более полного понимания понятия "информация" приведем ее виды. (Табл. 4.1.)

Таблица 4.1.

Основные виды информации

вид информации

трактовки информации

статистическая

официальная документированная государственная информация, которая дает количественную характеристику массовых явлений и процессов, которые отражаются в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни. Государственная статистическая информация подлежит систематическому открытому опубликованию.

массовая информация

публично распространена печатная и аудиовизуальная информация. 1 средствах массовой информации являются периодические печатные издания (пресса) - газеты, журналы, бюллетени и разовые издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации 1 являются: радиовещание, телевидение, кино, видео.

Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления

официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности, законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Основными источниками этой информации с: законодательные акты Украины, другие акты, принимаемые Верховной Радой и ее органами, акты Президента Украины, подзаконные нормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления.

Правовая информация

совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридические факты, правоотношения, правопорядок, правонарушение и борьбу с ними и их профилактику. Источниками являются: Конституция Украины, другие законодательные и подзаконные нормативные акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права.

Информация справочно-энциклопедического характера

систематизированы, документированные или публично объявленные сведения об общественной, государственной жизни и окружающую природную среду. Основными источниками этой информации являются: энциклопедии, словари, справочники, путеводители, объявления, рекламные сообщения.

социологическая информация

документированные или публично объявленные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлений, процессов, фактов.

Информация с ограниченным доступом

сведения конфиденциального или тайного характера, правовой статус которых предусмотрен законодательством Украины, признанных таковыми в соответствии с установленными юридических процедур и доступ к которым ограничен владельцем таких сведений или уполномоченным им лицом.

конфиденциальная информация

сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Секретная информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную информация предусмотренную законодательством тайну (банковскую, коммерческую, служебную, профессиональную, адвокатской), разглашение которой наносит ущерб личности, обществу и государству.

В условиях постоянного развития информационной среды предприятия, необходимо обеспечение его информационной безопасности на всех стадиях деятельности. Существуют различные подходы ученых-экономистов по сроку "информационная безопасность".

Информационная безопасность - состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающего формирование и развитие этого пространства в интересах личности, общества и государства.

Таблица 4.2.

Подходы к дефениции "информационная безопасность"

В.С. Ифтемчук, В.А. Григорьев, М.И.Манилич, Д. Шутак

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права; интегральное свойство информации, характеризующееся конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защищенность устройств, процессов, программ, среды и данных, обеспечивает целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечить защиту информации.

А.Н. Азрилиян

обеспечение защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это право; интегральное свойство информации, которая характеризуется конфиденциальностью, целостностью и доступностью; защиту приборов, процессов, программ, данных, среды, обеспечивающей целостность информации, обрабатывается, хранится и передается этими средствами; свойство среды обеспечивать защиту информации.

С.И. Мельник, М.Ю. Цуп

это состояние защищенности информационной среды организации от внутренних и внешних угроз. Содержание информационной безопасности заключается в осуществлении эффективного информационно-аналитического обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующие службы выполняют при этом определенные функции, которые в совокупности характеризуют процесс создания и защиты информационной составляющей экономической безопасности.

А.Н. Степанова, Л. Дсгтярьова

защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от 1 случайных или преднамеренных действий естественного или случайного характера, которые могут нанести ущерб владельцам информационного ресурса или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Сороковский А. А., Гевко В.Л.

общественные отношения по созданию и поддержанию на должном уровне жизнедеятельности информационной системы субъекта хозяйственной деятельности.

Кис лов Д.В.

состояние защищенности от воздействия и использования информации, которая может тормозить или препятствовать их использованию и реализации.

Анализируя приведенные взгляды на дефиниции "информационная безопасность", следует отметить, что они ни в коем случае не противоречат друг другу, а только рассматривают различные аспекты обеспечения информационной безопасности, и фактически дополняют друг друга.

Такое количество подходов толкование информационной безопасности свидетельствует о роли, которую она выполняет в процессе эффективного развития предприятия, так как обеспечивает защиту информации во всех сферах деятельности предприятия.

Таблица 4.3.

Направления информационной безопасности

Название направления информационной безопасности предприятия

характеристика

Первое направление информационной безопасности предприятия

организации необходимо разработать и ввести простую систему классификации степени конфиденциальности обрабатывающих материалов ("Секретно". "Только для использования в рамках компании", "Для общего пользования", "Для личного пользования")

Второе направление информационной безопасности предприятия

необходимо постоянно проводить с персоналом компании работу о правилах использования конфиденциальной информации.

Четвертое направление информационной безопасности предприятия

возложить обязанность определять гриф секретности документа на того человека, который его разрабатывала, этот человек в дальнейшем может менять степень секретности этой информации.

Чтобы защитить предприятие от утечки конфиденциальной информации, необходимо:

Контролировать доступ сотрудников фирмы к закрытой информации и к базам данных;

Не злоупотреблять наймом временных сотрудников, если они автоматически получают доступ к конфиденциальной информации;

Установить камеры видеонаблюдения и контролировать лиц, перемещающихся внутри фирмы;

Установить аппарат для уничтожения секретных документов;

Секретные документы должны уничтожаться лично работниками, которые отвечают за безопасность фирмы;

Завести специальные конверты, в которых секретная информация будет циркулировать внутри фирмы;

Следить за использованием копировальной техники и выносом документов с предприятия;

Установить места приема посетителей, не оставлять их в одиночестве;

Оборудовать звуконепроницаемые помещения и проверять их для обсуждения важных вопросов предприятия;

Использовать для ведения служебных записей только пронумерованы тетради;

В конце рабочего дня все важные документы прятать в сейф;

Установить персональную ответственность сотрудников за сохранение конфиденциальной информации с четким определением меры наказания за утечку этой информации.

Повышенные требования к информационной безопасности предполагают соответствующие меры на всех этапах жизненного цикла информационных технологий. Планируется эти меры после окончания этапа анализа рисков и выбора контрмер. Обязательной составной частью этих планов является периодическая проверка соответствия существующего режима информационной безопасности политике безопасности, сертификации информационной системы (технологии) на соответствие требованиям определенного стандарта безопасности.

Цель процесса оценки рисков в процессе обеспечения информационной безопасности предприятия заключается в определении их характеристик в информационной системе и ее ресурсах. На основе таких данных выбирают необходимые средства управления информационной безопасностью.

Ключевым фактором в обеспечении информационной безопасности предприятия является его персонал. Основными мероприятиями при работе с которым являются: проведение аналитических процедур при приеме и увольнении; обучение и инструктаж практическим действиям по защите информации; контроль за выполнением требований по защите информации, стимулирование ответственного отношения к сохранению информации и др.

Наиболее распространенными и опасными угрозами доступности неумышленные ошибки постоянных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы.

Именно такие ошибки обычно и становятся угрозами (неправильно введенные данные или ошибки в программе, которая привела к краху системы), иногда они создают слабые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Статистика свидетельствует, что около 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок. Исходя из этого, наиболее радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий контроль.

На втором месте по размерам убытков - кражи и подделки. По данным, вращающиеся среди специалистов, в 2006 году в результате подобных противоправных деяний с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общей вреда в размере 1 млрд. 882 млн. Долл. США. Можно предположить, что настоящий размер ущерба намного больше, поскольку многие фирмы по понятным причинам скрывают такие инциденты. В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники фирм, хорошо знакомые с режимом работы и мерами безопасности.

Главной задачей предприятия является своевременное выявление угроз и предотвращения. Одними из таких задач руководства есть ряд мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений. их разграничивают на технические, организационные и правовые, (табл. 4.4.)

Таблица 4.4.

Меры предупреждения компьютерных преступлений

Технические

организационные

правовые

1. защита от несанкционированного доступа к системе:

2. бронирования особых компьютерных подсистем;

3. Организация

вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев;

4. установка оборудования для обнаружения и тушения пожара:

5. употребления конструктивных мер защиты от краж, саботажа, диверсий, взрывов:

6. установка сигнализации.

1 .охорона вычислительных центров;

2. тщательный отбор персонала;

3. наличие плана восстановления работоспособности вычислительного центра после выхода его из строя;

4. универсальность средств защиты от всех пользователей (в том числе высших должностных лиц):

5. исключения случаев проведения особо важных работ только одним человеком.

2. контроль за разработчиками компьютерных систем;

3 .удосконалення административного, гражданского, законодательства в области компьютерного права.