Человеческое общество: понятие, признаки, виды. Психологические новости

Что такое общество как форма жизнедеятельности людей? На первый взгляд, на этот вопрос можно ответить довольно очевидным определением. Общество - это совокупность людей, их общая масса. Однако данное объяснение поверхностно. Оно не затрагивает тех глубоких процессов, которые происходят внутри каждого социума. Только рассмотрев это явление подробнее, можно обнаружить те причины, по которым люди вообще объединяются в подобные круги.

Понятие общества

Исторически общество как форма жизнедеятельности людей возникло в тот самый момент, когда первые представители человеческого рода стали объединяться в коллективы. Охотники и собиратели начинали жить вместе для взаимной выгоды, чтобы помочь друг другу выжить в дикой природе. Постепенно стали формироваться закономерности, по которым жили люди. Зарождались правила и запреты. Регулирующие нормы сделали общество устойчивой системой.

У этого явления достаточно много определений. Какие-то из них появились как основополагающие каноны той или иной философской теории. Но, так или иначе, любая точка зрения оговаривает функции социума. Такое объединение создается для адаптации, целеполагания, интеграции и самосохранения людей. Человечество появилось тогда, когда оно обособилось от природы и стало жить в искусственных условиях (поселениях, городах и т. д.). Поэтому общество - это еще и противопоставление дикому состоянию людской рода.

Личность в обществе

Человеческое общество как форма жизнедеятельности людей изучается уже на протяжении нескольких столетий. За это время сформировалось несколько особенно популярных точек зрения о данном явлении. Распространенной является так называемая «атомистическая» теория. Ее основоположником стал Этот ученый считал, что общество - это не просто масса людей, а совокупность их уникальный действий.

То есть, согласно этой теории, человек признается индивидом. Именно личность порождает общество, а не наоборот. Данная точка зрения появилась как синтез идей античной философии и Ренессанса, когда человек считался центром мироздания. Взаимодействия людей рождаются вследствие амбиций, желаний и стремлений. Различные мотивы побуждают человека идти на контакт со своим соседом, сослуживцем, прохожим и т. д. Именно из этих крохотных ниточек рождается общество как форма жизнедеятельности людей.

Социальные группы

Другая теория организации общества гласит, что его составляют не отдельные личности, а социальные группы. Основоположником данной идеи стал польско-американский социолог Флориан Знанеский. Он и его последователи отожествляли термин «общество» с термином «человечество». Социальные группы формируются по самым разным признакам. Это могут быть единомышленники, которые пытаются воплотить в жизнь свою затею.

Социальная группа также строится вокруг представителей одной профессии или класса. Например, буржуазия влияла на общество XIX века, пытаясь развить в нем капитализм и рыночные отношения. В то же время рабочие создавали профсоюзы, отстаивали свои права и защищали интересы. У этих групп были разные цели. Они противостояли друг другу. Но именно сумма их противоположных усилий породила те основы общества, по которым стала жить Европа и США в XX столетии.

Признаки общества

У есть несколько ключевых признаков. Первый из них - территория. Она является основой всего социального пространства, на просторах которого появляются и развиваются различные взаимодействия и отношения между людьми.

Следующий признак заключается в том, что общество - это огромная сила, интегрирующая человечество. Оно создает условия для того, чтобы каждое новое поколение втягивалось в социум посредством воспитания и приучения к нормам. Ребенок, а потом и подросток постепенно включается в систему людских отношений. Даже если человек старается избегать общества, он все равно будет связан с ним культурой, происхождением и языком.

Автономность общества

Законы общества постепенно меняются. Это свидетельствует о том, что система саморегулируется. Если появляются новые социальные идеи и претендуют на то, чтобы стать всеобщими нормами, им следует пройти проверку на прочность.

Ход истории сам отсеивает ненужные и неэффективные принципы людских отношений. Нормы общества гибки - они подстраиваются под меняющуюся конъюнктуру. В процессе эволюции социума люди набирают исторический опыт, который они потом смогут использовать для улучшения собственной жизни.

Зависимость человека от социума

Современная жизнь в обществе такова, что социум предоставляет условия для самореализации самым разным своим членам. Эта характерная многофункциональность появилась не сразу. Она родилась как результат многовековой эволюции общества. Сегодня у жителя каждой развитой страны есть возможность подняться на «социальном лифте» и воплотить в жизнь свою мечту.

Но человек не только получает определенные перспективы от жизни в обществе. Индивид зависит от социума. Только внутри него человек может удовлетворить свои потребности и приобрести все необходимое для собственной комфортной жизни. Общество предоставляет молодому человеку или девушке все условия, чтобы получить образование и приобрести новые навыки, которые пригодятся им в будущем. Отношения в обществе устроены так, что система сама помогает своим членам добиваться поставленных перед ними целей.

Развитие общества

Каждое ли современное общество может похвастаться совершенным и эффективным укладом? Безусловно, не все страны и нации могут пройти такой тест. Общество как форма жизнедеятельности людей находится в постоянном развитии. Эта система просто не может быть статичной и стоять на месте, потому что люди, из которых она состоит, осуществляют какую-либо деятельность.

Однако человечество в разное время развивалась с совсем не одинаковой скоростью. Существует такое понятие, как прогресс. Такой процесс характеризуется развитием вперед, переходом от простого к сложному, совершенствованием науки, техники и т. д. Обратное явление - это регресс. Он заключается в переходе от высшего к низшему, деградации. В целом общество никогда не регрессировало. Например, научные изобретения, один раз появившись, больше уже никогда не забывались.

Но может случиться и так, что если не повернется вспять, то как минимум замедлится. Подобный процесс называется стагнацией. В особо острых формах она приводит к остановке развития. К примеру, европейское общество стагнировало на протяжении нескольких столетий в эпоху Темных веков после распада Римской империи.

Пути общественного прогресса

Развитие общества зависит только от самих людей. Французский философ и ученый Жан-Антуан Кондорсе считал, что основным критерием прогресса является наращивание знаний. Сегодня эта точка зрения остается самой популярной и распространенной. С другой стороны, нельзя не упомянуть о нравственном критерии прогресса, сторонниками которого были социалисты-утописты. Такая теория предполагала, что люди в итоге должны были организоваться на основе братского отношения людей друг к другу. В социалистическом учении данное состояние общества называлось коммунизмом - некоей точкой, куда должно было стремиться человечество.

Немецкий философ Шеллинг в своих работах доказывал теорию о том, что главным фактором социального прогресса является не развитие науки, а усовершенствование правовой системы. Гегель ставил на первый план наличие свободы. Только общество, избавленное от рабства и классовых предрассудков, может двигаться вперед - считал знаменитый мыслитель. В XX веке развитие социума связывали в первую очередь с индустриализацией и модернизацией производства.

Ориентируются в первую очередь на гуманистические идеалы. Если у людей увеличится средняя продолжительность жизни, улучшится состояние здоровье и повысится уровень образование, то и общество станет жить продуктивнее и счастливее.

Резкие и постепенные перемены

Если люди недовольны состоянием общества, то неизбежно возникает опасность революции. Этот термин обозначает резкую перемену социальных ориентиров и норм. Как правило, общество и люди в нем развиваются постепенно, то есть эволюционным путем. Резкие скачки, вызванные народным недовольством, могут появиться только при наличии глубоких противоречий в социуме.

Чтобы избежать революций и кровопролития, общество должно вовремя проводить реформы. Переустройства и преобразования являются факторами безболезненного и эффективного развития человечества. Если люди идут таким путем, им не приходится уничтожать всю основу социальной структуры своего общества.

Постепенное развитие иногда обозначают словом «модернизация». Оно также связано с прогрессом в науке и технике. От них сегодня особенно зависит развитие как общества в целом, так и составляющих его людей в частности. С помощью инноваций человечество повышает уровень своей жизни и делает социум счастливее.

Определения общества

В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле :

  • Население одной страны
  • Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
  • Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
  • Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
  • Человечество в целом

Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

  • Возможность изменения с течением времени
  • Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
  • Самодостаточность
  • Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой

Сферы общественной жизни

Сфера Характерные отношения Что включает
Политическая Отношения, связанные с управлением обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество; политическая идеология и культура.
Экономическая Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность, то есть производительные силы и производственные отношения
Социальная Взаимоотношения социальных групп (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей) между собой. Социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Духовная Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.) Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

Типы обществ

Тип Традиционное Индустриальное Информационное, или постиндустриальное
Краткая характеристика Преобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнуты Большая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственности В экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
Время и способ возникновения Переход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э. Промышленная революция в XVII−XVIII вв. Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
Главный фактор производства Земля Капитал Информация
Главный продукт производства Еда Промышленные изделия Услуги
Характер труда Ручной труд Механизация труда Автоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

Природа

Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Признаки природы как динамической системы:

  • Непредсказуемость, нелинейность развития
  • Постоянное видоизменение
  • Возможность влиять на общество и темпы его развития
  • Наличие подсистем и отдельных элементов

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

Основные глобальные проблемы:

  • Терроризм
  • Проблема мира и разоружения
  • Экологическая
  • Сырьевая
  • Использование ресурсов Мирового океана
  • Мирное освоение космоса

Биологическое и социальное в человеке

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

Различают следующие этапы социализации:

  • Начальный - семья, детские дошкольные учреждения
  • Средний - школа
  • Завершающий - освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

Деятельность

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

Характерные черты деятельности людей :

  • Общественный характер
  • Продуктивный характер
  • Преобразующий характер
  • Сознательный характер

Структура деятельности:

  • Мотив
  • Методы
  • Средства
  • Процесс
  • Результат

Виды деятельности:

  • Материально-производственная
  • Духовная
  • Познавательная
  • Ценностно-ориентировочная
  • Прогностическая

Классификация деятельности:

  1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
  2. По характеру: репродуктивная и творческая
  3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
  4. По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная
  5. По соответствию правовым нормам - законная и незаконная

Мышление

Мышление - активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Типы мышления:

Знаковое Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
Образное Задача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
Теоретическое Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

Социальные группы

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Классификация социальных групп:

  • по численности
  • по характеру взаимодействия
  • способ организации и регулирования взаимодействия

Межличностные отношения

Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение - взаимные отношения, связь между людьми.

Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Варианты поведения при конфликте:

  1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
  2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
  3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
  4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить

Подростковый возраст

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Особенности:

  • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
  • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
  • Стремление к самостоятельности
  • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
  • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

Наука

Наука - высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Религия

Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

Главные функции религии:

  1. Мировоззренческая
  2. Компенсаторная
  3. Коммуникативная
  4. Регулятивная

Мораль

Мораль- совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

Совесть

Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

Образование

Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования - это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Структура образования в РФ:

  1. Дошкольное образование
  2. Начальное образование (1-4 класс)
  3. Общее среднее (до 9 класса)
  4. Полное среднее (10-11 классы)
  5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
  6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

Духовная жизнь

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

Искусство

Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

К духовной сфере жизни общества относятся:

  • Образование
  • Религия
  • Искусство
  • Моральные ценности
  • Чувства
  • Знания
  • Убеждения и верования
  • Цели и стремления

Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

  1. Информативная
  2. Познавательная
  3. Коммуникативная
  4. Оценочная
  5. Социализирующая
  6. Регулятивная

Право и государство существуют в обществе, являются составными элементами общества, поэтому их определяют как явления социальные, общественные, как социальные институты, а государство как социальную организацию. Можно соотнести государство и право как части целого, т.е общества. Поэтому понять природу, социальное назначение, сущность права и государства невозможно вывести из них самих, без понимания того, что такое общество.

Термин общество многозначен, но в любом случае используется для обозначения социальной среды, где действует человек. Для последующего анализа государства и права необходимо помнить, что человек, с одной стороны, есть часть природы, высшая ступень ее развития. С другой стороны, общество – искусственная среда обитания человека, наделенного сознанием и волей, с помощью чего отрицается все природное и культивируется культурное, социальное. Однако, для понимания в последующем генезиса и природы государства и права, следует учитывать оба начала общества – природное и социальное.

Общество это продукт взаимодействия людей или совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни.

Признаки общества:

Первоклеточкой, первоэлементом общества является Homo sapience - человек разумный.

Наличие у людей объективно обусловленных природой человека потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Например, объективными являются потребности в сохранении и воспроизводстве человеческого рода, в пище, в творческом самовыражении и т.д. Все потребности и интересы человека делятся на индивидуальные, коллективные, общие (в том числе общезначимые).

Люди вступают в общение ивзаимосвязи с себе подобными для удовлетворения вышеуказанных потребностей и интересов. Только вступая в отношения с другими людьми человек может реализовать себя как представитель человеческого рода, как личность. Социальные взаимосвязи и отношения составляют самое главное в обществе. Например, в обществе есть экономические, политические, социальные, духовные, культурные взаимосвязи. Однако, реализуя многообразные потребности и интересы, вступая во взаимосвязи, люди неизбежно вступают в конфликты.

Для согласования интересов (индивидуальных, коллективных, общих), упорядочения взаимосвязей и разрешения конфликтов в обществе необходимо организующее воздействие на них, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование возможно осуществлять посредством персональных регулирующих воздействий (приказов, директив, указаний, рассчитанных на конкретную ситуацию и на конкретных исполнителей), а также посредством социальных норм (т.е. правил поведения общего характера, рассчитанных на персонально неопределенный круг лиц, на неограниченное количество аналогичных ситуаций и действующих как угодно долго во времени). Социальные нормы – это традиции, обычаи, моральные, религиозные, правовые, корпоративные нормы и другие.


Чтобы гарантировать действенность, эффективность социального регулирования, необходима организованная сила – власть . Она организует, упорядочивает социальные взаимосвязи, т.е. осуществляет управление; в конечном итоге обеспечивает внутренний порядок и внешнюю безопасность общества.

Общество стремится к самосохранению, самовоспроизводству и развитию.

Последователи марксистской доктрины считают, что основой объединения людей в общество является собственность на основные средства производства. Другие авторы указывают на социально-культурное и национальное единство как основу формирования общества.

Различаются виды обществ:

Догосударственные общества : группы охотников и собирателей, первобытные общины, племена, союзы племен, вождества и государственно организованные общества .

По способу производства и присвоения материальных благ различают общества с присваивающей и общества с производящей экономикой .

По способам получения средств к существованию различают общества эпохи дикости – время собирательства, охоты и рыболовства; эпохи варв арства - земледельческо-скотоводческое производящее хозяйство, эпохи цивилизации – появление письменности, классов и государства.

По способу производства средств к жизни можно различить общества собирателей , аграрные, промышленные, информационные общества.

По уровню структурированности и развития социально-политических и экономических институтов, наличию стабильности, социальных гарантий и уровню жизни населения различают развитые и неразвитые общества.

Обществом можно назвать все мировое сообщество , которое возникает как результат глобальной интеграции человеческой цивилизации.

К видам обществ можно отнести цивилизации: западную, китайскую, египетскую, античную, православную и другие.

Согласно формационному подходу (общественно экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил) различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое общества .

Целостным социальным организмом, т.е. обществом являются люди и взаимосвязи между ними, находящиеся на территориях отдельных государств: французское общество, российское общество, американское общество и т.д.

В заключении приведем определение общества, содержащее перечисленные выше признаки. Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и потребностями и взаимодействующими на основе общепризнанных ценностей и общеобязательных норм с целью самовоспроизводства, сохранения и развития.

В качестве вывода, необходимого для рассмотрения последующих вопросов подчеркнем, что из характеристики общества видно, что ему присущи:

Власть, осуществляющая социальное управление;

Социальное регулирование.

  • Приступая к рассмотрению первого вопроса. следует отметить, что человеческое общество изучается многими науками: философией, социологией, политологией, историей и др. Каждая из них имеет свой ракурс исследования. Философия сосредоточивает внимание на том, что составляет сущность общества, каковы его характерные особенности, движущие силы, структурные элементы, взаимосвязи и взаимодействия между ними.

    Первые представления об общественной жизни людей уходят вглубь веков и тысячелетий. Научный же подход к обществу, к об­щественной жизни возникает лишь тогда, когда появляется наука как определенная система знаний людей о мире, то есть в период становления рабовладельческого строя. Многие мыслители древно­сти (Геродот, Фукидит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) стре­мились понять особенности общественной жизни людей, раскрыть прошлое и настоящее стран и народов, заглянуть в их будущее. Уже в древности были сделаны первые попытки (Платон, Аристотель) создать проект идеального государства будущего. В Средневековье, когда в общественной жизни Европы доминировали религия и цер­ковь, утверждается теологическая концепция общества. Такие бо­гословы, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др., представляли общество и общественную жизнь людей как результат волеизъявления бога, как его творение. Но наряду с этим, начиная с эпохи Возрождения, в новое и новейшее время складывается светская наука об обществе, т.н. "Философия общества", получившая в XIX века название "социология". Многие ученые Запада и Восто­ка вне еж свой вклад в создание этой науки. Их усилиями посте­пенно определился круг, вопросов и проблем, образовавших поле, исследования данной науки.

    Что такое общество? Когда и в силу каких причин оно возни­кло? Как оно устроено? Из каких структурных элементов оно сос­тоит? Прогрессирует оно, стоит на месте или регрессирует? Како­вы перспективы его развития? Иначе говоря, каково прошлое, на­стоящее и будущее человеческого общества? Вопросов, раскрываю­щих сущность общества, много, и ответы на них философы и соци­ологи дают отнюдь неоднозначные.

    Но прежде чем касаться этих вопросов, надо дать определе­ние самому понятию "общество". Обычно оно используется, когда речь идет о совместной жизни определенного множества людей, их кооперации и сотрудничестве. Но, как известно, совместную жизнь ведут не только люди, но и многие виды животных. Это, например, слоны, антилопы, обезьяны, живущие стадами, осы, пчелы, шмели, . муравьи, живущие большими семьями, стрижи, ласточки, пингвины, бакланы, фламинго, живущие стаями. В таком случае, естественно, возникает вопрос: чем общество людей отличается от того или иного объединения животных? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое общество, како­ва его структура, какова система взаимосвязи и взаимодействия тех элементов, из которых оно состоит.

    При этом надо акцентировать внимание на том, что общество непосредственно связано с человеком, с людьми. Общество - это сообщество людей. Абсолютно самостоятельно, отдельно от людей и без людей оно не существует и существовать не может. Сущест­вование и развитие общества есть результат совокупной деятельно­сти идей, это форма их жизнедеятельности. Но это вовсе не го­ворит о том, что общество представляет собой простую сумму ин­дивидов. Как известно, целое состоит из частей, но простой сум­мой частей оно отнюдь не является, поскольку обладает такими признаками и свойствами, которые частям могут быть и не прису­щи. Целое не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Так и общество. Оно достоит из людей, но к их простой со­вокупности не сводится. Оно обладает таким признакам и свой­ствами, которые присущи только ему. Отдельным людям они могут не принадлежать, не иметь к ним прямого отношения. Так, социаль­ные законы, например, присущие обществу, к числу характеристик отдельных людей не относятся. Они не только не входят в струк­туру человека, а, напротив, сам человек находится в орбите дей­ствия социальных законов. Общество включает в себя также и та­кие связи и отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные, дипломатические и др.), которые складываются и су­ществуют между социальными группами. Они возникают и поддержи­ваются только в совместной жизни и деятельности людей, лишь в совместных актах их социального поведения.

    Общество, иначе говоря, оказывается непосредственно свя­занным не только с людьми, но и с их деятельностью. Эта связь выражается прежде всего в том, что деятельность людей выступает как жизненная основа существования и развития общества. Ис­тория общества складывается из социальных событий, явлений и процессов, в которых деятельность людей воплощается, реализует­ся, находит внешние, результативные формы выражения.

    Но что такое деятельность? Какое содержание мы вкладываем в данное понятие? В самом общем виде деятельность можно опреде­лить как целесообразное воздействие субъекта на объект. Деятель­ность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. В роли субъекта деятельности при этом выступает тот, кто осуществляет деятельность, то есть это человек или группа людей. В роле субъекта деятельности выступает то, к чему или к кому она прилагается, на что или на кого она направлена. Это предметы и явления окружающего человека природного и социально­го мира. Структуру деятельности образуют такие ее элементы, как цель деятельности, анализ ситуации, в которой предстоит дейст­вовать, план (идеальная схема) деятельности, сам процесс дея­тельности и ее результат. Причем, результат деятельности может и не совпадать с ее целью. Теоретическое объяснение этому кроется в том, что они лежат в разных плоскостях, . ибо цель субъ­ективна, а результат объективен, а объективное и субъективное могут и не совпадать. Исходя из сказанного, можно дать следую­щее развернутое определение деятельности. Деятельность - это такая форма активности человека, которая направлена на достиже­ние сознательно поставленной цели, на изменение и преобразова­ние окружающего природного и социального мира в интересах лю­дей.

    Человеческая деятельность всегда носит общественный харак­тер. Качество это она проявляет в силу того. что осуществляется группами ладей для достижения общих целей и результатов. Это и совместный труд, в процессе которого у людей вырабатывается общее отношение к жизни, определяется общие ценности, складыва­ются общие традиции и т.д. Это и политическая деятельность, в которой реализуются общие интересы, решаются общие задачи, до­стигаются общие цели. Без деятельности, и вне деятельности людей существование, функционирование и развитие общества невозможно. И если вдруг представить себе, что деятельность людей в силу действия каких-то причин прекратятся, то это будет означать, что прекратится и общественная жизнь людей, она станет просто невозможной.

    Все это свидетельствует о том, что деятельность людей выступает как специфический способ существования социального. На основе разнообразных видов деятельности (экономической, по­литической, правовой, производственной, торговой, нравственной, религиозной, семейно-бытовой и др.) (между людьми и социальными группами складываются определенные связи и взаимодействия. Эти связи и взаимодействия постоянно воспроизводятся в деятельно­сти ладей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг друга, а тип связей, характеризующий данное обще­ство, остается тем же самым. Эти связи и взаимодействия и пред­ставляют собой общественные отношения, формы которых весьма многообразны. К общественным отношениям относятся экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, семейные, управленческие и др. Отдельно от деятельности, в отрыве от нее, сами по себе общественные отношения не существуют. Они образу­ют общественную корму выражения деятельности людей. Каждый че­ловек как член общества, класса, нации, государства, политиче­ской партии, социальной группы и т.п. включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как личность, как социальное существо. Когда человек рождается, он застает формы деятельности и общественные отношения уже сложившимися, санкционирующими. В процессе социализации на основе и посредством тех или иных форм деятель­ности он включается в них, осваивает их, переводит в свой внут­ренний опыт. Формы деятельности и общественные отношения, таким образом, связывают каждого человека с обществом, с окружающей социальной средой. Они выступают как средство включения индивида в общественную жизнь. Деятельность людей и общественные от­ношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их жизни.

    Завершая рассмотрение первого вопроса, можно дать опреде­ление понятие общество, которое как бы подведет итог предыдущим рассуждениям. Общество - это форма разумно организованной сов­местной жизнедеятельности людей и их социальных групп, объеди­ненных на основе соглашений общими целями и интересами. Оно представляет собой довольно сложное образование, которое вклю­чает в себя способ производства, политический строй, социальную структуру, определенную гамму социальных отношений, организаций семьи, общественное сознание. В совокупности эти признаки, характеризующие общество, отличают его от всех других систем ма­териального мира.

    1. Общее понятие человека

    Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

    Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

    Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.

    История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,- арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

    Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

    Идеалистическая философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив,- к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека- это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. . . Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

    Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности - интуицию.

    Все это и означало появление нового биологического вида Homosapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях - как человек разумный и как человек общественный. (Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же.) Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: «. . . сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологии, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова.

    Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это - яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,- писал К. Маркс,- есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни. - является проявлением и утверждением общественной жизни»". Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.

    Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек - это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное здесь понимается как альтернатива идеалистически-субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, будучи, с одной стороны, альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.