Храмы Камбоджи — древние святилища кхмеров. Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров

Вас очень трудно удивить? Вы побывали во всех уголках планеты и считаете, что видели все? Тогда предлагаю развеять ваш скепсис очередным туром, что включает посещение одного из самых ярких памятников древней религии кхмеров. Сегодня мы отправляемся в далекую Юго-Восточную Азию, в джунглях которой сокрыто ничуть не меньше тайн и артефактов, чем в Южной Америке с ее знаменитыми поселениями майя и инков. Конечная цель нашего туристического путешествия – величественный храм Ангкор-Ват, история которого насчитывает примерно 900 лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Если верить официальным источникам, то строительство храма было начато еще в 12 веке. Считается, что Ангкор-Ват являлся частью некогда огромной Кхмерской империи, вокруг которой даже сегодня существует немало споров.

Ангкор – это название города, который считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных км, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров. Сам храмовый комплекс был посвящен богу Вишну и считался самым ярким представителем индуистской религии. Именно архитектура строений напоминает о религии, что проповедовалась на этой территории многие века.

Строительство было завершено во время пребывания на троне короля Сурьявармана II. Именно в этот период Анкор переживал пик своего становления, представлял собой мегаполис и насчитывал население в несколько сотен жителей. Всего же к храму были отнесены огромные площади с деревнями и другими поселениями, в которых проживали не менее 80 тысяч крестьян. Немногим позже, Анкор-Ват стал не только центром для поклонения Вишну, но и Будде.

Уже в те далекие годы храм поражал воображение своей величественностью. По всему его периметру были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.

Вся самая интересная информация и обзор самых потрясающих достопримечательностей Камбоджи в нашем путеводителе.

Расположение религиозного центра

Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.

Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.

Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!

Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…

Чем уникален?

Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.

Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.

Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.

Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.

Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.

Экскурсия по древнему храму

Сегодня туристические экскурсии по храмовому комплексу доступны практически каждому. Главное требование – соблюдать простые правила пребывания в храме и уважительно относиться к этому культурному и архитектурному памятнику.

Ангкор-Ват подарит одни из самых ярких впечатлений каждому, кто окажется в Камбодже. Экзотические приключения, история, пропитанная восточной культурой и удивительная религия – это лишь малая доля того, с чем вам предстоит познакомиться за его стенами.

Нужно также знать, что комплекс строений включает в состав несколько десятков храмов и отдельных строений, а вся ирригационная система, которой насчитывается 900 лет, и сегодня исправно работает и выполняет свои функции. Особого внимания заслуживают храмовая гора, что имеет название Байон, изображения главного бога Будды, вытесанные из камня, Слоновая терраса и изваяние Прокаженного Короля. Конечно, описать словами грандиозное творение рук человека невозможно. Каждое строение выполнено в особом стиле и имеет свои особенности. Остановимся на некоторых достопримечательностях подробнее.

Одним из ранних строений Ангкоры считается Пном-Бакхенг. Считается, что он возводился в девятом столетии и в конечном итоге получил вид сооружения с пятью ярусами и несколькими башнями. Центральная область комплекса называется Ангкор-Тхом, что в дословно переводе означает «большой город». По всему периметру он окружен водяным каналом и стенами (100 м и 8 м соответственно). Цитадель включает пять ворот, что окружают высокие башни, стены которых украшены изображениями божеств.

За стенами цитадели находится пирамида Байон, о которой уже упоминалось выше. Ее окружают 54 башни. Здесь же находятся и такие достопримечательности, как храм Бафуон (точнее его руины, которые сохранились до наших дней), дворец, святилища Бапхуоп и Пимеанакас (что больше известен как «Дворец Неба»), терраса Слонов (с которой правители и наблюдали за ходом всех церемоний). Здесь же можно насладиться оригинальными чертами Врат Победы и мостами из камня, что украшены ликами богов.

Если упомянутые выше строения, в большинстве своем, подвергались частичной или полной реставрации, то некоторые храмы сохранили свой первозданный вид. К примеру, Та-Пром.

Как добраться и где остановиться

Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.

Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.

Почему самый большой храм в мире покинули люди? Какая связь комплекса Ангкор-Ват со спиралью созвездия Дракона? Зачем на барельефе Ангкор-Вата изобразили динозавра? В статье отражена точка зрения официальной истории и хронологии.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, созданный по традиционной версии кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э.)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Туристическая схема расположения основных храмов Ангкора

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор - будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Главный вход в Ангкор-Ват с западной стороны

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

Водяной ров шириной 190 метров вокруг Ангкор-Ват

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы - Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых - храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват - История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»


Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».


Величественная центральная башня Ангкор-Вата

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват - самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод - «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства - Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано - «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма - символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель - Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона…

Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата Апсары - Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра - травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад.


То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Сакральная нумерология Ангкора - совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) - Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

    На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

    По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры - 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;

    Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - это 216 разделенное на два;

    Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);

    Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;

    Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину - 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;

    Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.

    Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

    Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.

    В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.

    В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).

    Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них - это земной мир Гетиг, второй - промежуточный мир Ритаг, а третий - высший мир Меног. Вот три формы рун.

    В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;

    Наиболее значимая книга Авесты - Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;

    Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.

    В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.

    Непроизносимое имя Бога - основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном - треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается - 72.

    В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.

    Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;

    Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками "золотого сечения

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват - представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Один из видов на храм Ангкор-Ват

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата - Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II - основателя храма Ангкор-Ват.

Древние воины на барельефах Ангкор-Вата

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Непосредственно главный вход в Ангкор-Ват

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну - Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги - две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Завораживающая картина восхода солнца над Ангкор-Ват

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Наряду с туристами, буддийские монахи частые гости в Ангкор-Ват

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Вид со второго этажа храма

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру - центра мироздания.

Одна из четырех больших угловых башен Ангкор-Вата

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Одна из статуй будды внутри храма

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» - Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности - душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Государственный флаг королевства Камбоджа (Кампучия, Cambodia)

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души...

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

Документальный фильм «Ангкор-Ват - Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват - Дом достойный богов» - Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности», посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами - это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Храм Ангкор Ват, что в Камбодже , - это самый большой на нашей планете храмовый комплекс, посвященный индуистскому богу Вишну. Находится он на территории исторического комплекса Ангкор, который включен в наследие ЮНЕСКО. Такое наследство осталось нам от далеких предков: кхмерских племен, ведь отстроено это сооружение было примерно в 1113 – 1250 годах нашей эры во времена правления короля Сурьявармана II. Строительство храма продолжалось на протяжении почти 30 лет, а весь комплекс отстраивался и вовсе практически 400 лет.

В это уникальное по красоте и величию строение ежедневно спешат туристы со всего мира, чтобы не только познать основы индуизма, поклониться богам, но и воочию увидеть историю Камбоджи и кхмерских народов.

Как добраться?

Прежде чем попасть в Ангкор Ват (Angkor Wat), вам придется прилететь в Камбоджу. Прямых рейсов из городов России до Камбоджи нет, поэтому добраться сюда можно только с пересадками.

В город Сиемреап, в непосредственной близости от которого находится разрушенный город Ангкор, расположен аэропорт международного значения, который принимает рейсы из Китая, Кореи, Сингапура, Вьетнама, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Наиболее популярным рейсом считается Сиемреап – Бангкок, но этот перелет обойдется в довольно крупную сумму, поэтому намного дешевле добираться с двумя-тремя пересадками через Вьетнам или Китай либо же лететь до столицы Камбоджи, а дальше двигаться на общественном автобусе либо же такси.

Если же вы планируете лететь до города Сиемреап, а потом размещаться в гостинице города на несколько дней, то забронируйте номер заранее. Таким образом вы обеспечите себе бесплатный трансфер из аэропорта к гостинице и обратно.

Из столицы – города Пномпень – можно добраться по воде. Такое путешествие одновременно является и неплохой экскурсией, позволяющей познакомиться с местным бытом и укладом жизни. Билеты на водный транспорт приобретаются в гостиницах на ресепшене либо же в туристических агентствах. Примерное время в пути – около 6 часов.

До города Сиемреап можно добраться на автобусе. Причем сюда неплохо организовано сообщение как внутри страны, так и с соседними государствами (Таиланд, Вьетнам). Самые дешевые билеты на камбоджийские рейсы.

Если вы не хотите задумываться над тем, как добраться до достопримечательностей Камбоджи, то во многих туристических агентствах нашей страны есть экзотические экскурсии как по главным историческим объектам Камбоджи, так и отдельно в старинный город Ангкор. Вы можете взять двух-трехдневный тур и ни о чем больше не переживать, наслаждаясь путешествием в далекую и загадочную азиатскую страну.

Храмовый комплекс

Храмовый комплекс Ангкор – главная достопримечательность Камбоджи – не ограничен одним лишь храмом Ангкор Ват. На гигантской площади, что он занимает, в 208 гектар размещено еще большое количество интересных исторических построек, ведь старинный город Ангкор был довольно большим населенным пунктом, в котором проживало более 100 000 человек. Правда, жилые постройки до настоящего времени не сохранились, ведь строились они из древесины. Разрушенный временем город находится примерно в 5 километрах от главного храма Angkor Wat. Там же сохранились и более мелкие храмы, которые отстраивались из туфа и песчаника: Та-Пхром, Ангкор-Тхом, Та-Прум, Байон, терраса слонов и Преа-Кан.


Территория комплекса огорожена по периметру латеритовой стеной, с наружной стороны которой вырыт ров шириною в 250 метров, который можно перейти по специальной мощеной из песчаника дорожке длиной 250 метров и шириной 12 метров.


Варианты экскурсионных программ

Те, кто выстраивает маршрут экскурсии по Ангкору, обязательно интересуются Большим и Малым экскурсионным кругом. Каждый круг начинается с осмотра самого главного храма Ангкор Ват.

Малый круг – это самый распространенный, популярный, считающийся классическим, маршрут осмотра храмового комплекса Ангкор, который выбирают те, у кого есть только один день на осмотр мировой достопримечательности. Если смотреть на экскурсионную карту Ангкор Ват, то этот маршрут обозначен зеленым цветом.


В том случае, когда вы двигаетесь по Малому кругу, то сможете увидите следующие храмы:

Ангкор Том (комплекс более десятка наиболее крупных храмов центральной части);

Пном Бакенг;

Баксей Чамкронг.

Протяженность Малого круга – около 17 километров.

Большой круг – это экскурсионная программа, протяженностью в 25 километров (путь обозначен красным), который обычно проходят на второй день. В этом случае вы также начнете двигаться от Ангкор Ват и полностью повторите маршрут Малого круга до храма Байон, а дальше направитесь в северном направлении для осмотра следующих построек:

Пре Руп;

Неак Пеан;

Преа Кан;

Восточный Мебон.

После их посещения, если верить путеводителям и отзывам, вы опять переместитесь на Малый круг и вернетесь к главному храму Ангкор. Двигаясь по большому кругу, вы больше будете переезжать между достопримечательностями, чем двигаться в пешем порядке.

На третий день обычно остаются самые дальние храмы Ангкора, добраться до которых порою довольно проблематично, особенно если вы не арендовали транспорт, ведь множество из них находится на расстоянии около 50-70 километров от главного комплекса. Если у вас есть три дня, то удобнее всего будет двигаться по уже сложившимся у туристов маршрутам.

В том случае, когда у вас есть больше времени, вы можете самостоятельно разрабатывать дневные экскурсионные маршруты, менять посещение храмов и вообще делать все так, как вам нравится.


На что обратить внимание

Как бы вы не хотели, а не увидеть главную достопримечательность комплекса – Ангкор Ват – невозможно. Этот храм-гора возвышается над остальными постройками в самом центре комплекса. Узнать его можно по пяти башням-шишечкам. Считается, что из любой точки всегда видны все пять пик. Это самый посещаемый храм Ангкора. Здесь всегда толпятся туристы в поисках красивых и необычных видов для фото.


Второй по популярности постройкой считается местная Библиотека. Перед библиотекой имеется небольшой водоем, у которого можно отдохнуть во время экскурсии.

Та-Пхром – еще одно посещаемое и излюбленное место у туристов. Это храм-монастырь, который имеет довольно странную планировку. В настоящее время территория этого строения сильно заросла, да не просто травой, а вековыми деревьями с мощными ветвистыми стволами. Та-Пхром уже на протяжении почти ста лет пытаются расчистить от растительности и сделать более доступным для посещения туристами, но джунгли не хотят оставлять это место. Каждый, кто побывал в Та-Пхром, оставляет восторженные отзывы об этом романтичном и с виду заброшенном храме.

Еще одним популярным объектом, собирающим хвалебные отзывы, считаются Галереи барельефов. На территории вокруг Angkor Wat их восемь (по две с каждой стороны) и отдельно выделяющийся Холл Тысячи Будд. Каждая галерея отличается от прочих впечатляющими барельефами практически от пола до потолка, которые ни разу не повторяются. В Холле Тысячи Будд, как уже становится ясно, имеются барельефы, статуи и изображения Будды в различных вариантах и всевозможных размерах.


Наиболее интересные барельефы, привлекающие внимание тысячи туристов и постоянно собирающие возле себя толпы людей, относятся к мистической и загадочной тематике ада и рая на земле: Пахтанье Молочного океана, Галерея ада и рая, Битва богов и т.д.

Сколько стоит?

Так как посещение комплекса храмов чаще всего планируется на несколько дней, то входные билеты здесь предусмотрены нескольких видов. Так, вы можете купить билет на однодневную экскурсию за 20 долларов.

Желающие подольше задержаться на территории Ангкора приобретают билет на трехдневную экскурсию за 40 долларов. Билет действителен в течение недели, поэтому вы можете входить на территорию храмового комплекса не три дня подряд, а разбить посещение по удобном графику.

Также можно купить недельное посещение комплекса за 70 долларов (билет действителен в течение месяца).


График работы

Ангкор открыт для посетителей ежедневно в период с 05.00 часов до 18.00 часов. Если вы хотите увидеть рассвет, то должны быть внутри до 05.30 часов, если же закат – до 17.30 часов. Билеты перестают продавать за час до официального времени закрытия. Если вы вошли на территорию комплекса, то никто выгонять не будет и вы можете погулять здесь подольше. Правда, слишком долгое пребывание на территории комплекса может повлечь замечание со стороны полиции либо же и вовсе штраф за нарушение порядка.

Если у вас есть такая возможность, то посетите Ангкор Ват дважды: один раз на рассвете и другой – на закате. Именно в рассветных и закатных лучах вы получите наибольшее эстетическое удовлетворение от увиденного. Вы, конечно же, можете приходить сюда в любое время, но так вы не сможете сказать, что видели все, что может предложить нам Ангкор Ват.

Храмовый комплекс очень большой, поэтому, планируя экскурсию в этом направлении, отводите на нее как минимум один день.

Так как храмовый комплекс в настоящее время считается недействующим, то здесь не придерживаются строгих правил относительно дресс кода, но в неподобающей одежде (короткие юбки/шорты, неприкрытые плечи/колени) вас все равно не пустят в самый главный храм.

На территории комплекса проживает много обезьян, поэтому стоит быть предельно внимательным, ведь приматы воруют все, что плохо лежит, особенно головные уборы, еду, фотоаппараты и мобильные телефоны.
Отправляясь на экскурсию, обязательно возьмите с собой достаточное количество питьевой воды, так как погода в Камбодже всегда жаркая, поэтому все вокруг раскаляется и постоянно хочется пить, особенно в полуденные часы. Также возьмите что-нибудь перекусить, если не хотите тратить время на поиски места для перекуса, которых к тому же здесь совсем не много.

Если позволяет время, то Ангкор осматривайте не по порядку, а, начиная с более мелких храмов, лишь в самом конце добирайтесь до главного храма комплекса – Ангкор Ват.

Не поддавайтесь на уловки попрошаек на входе, если не хотите растерять много денег. Подав доллар одному, вы активируете цепную реакцию и к вам со всех уголков сбежится местная детвора. Лучше скажите сразу «нет». Если же начнете подавать, а потом резко прекратите и кто-то останется обделенным, это вызовет агрессию.

Старайтесь не посещать Ангкор во время фестивалей. Если верить отзывам, в эти дни здесь слишком много народа, в том числе и местных кхмеров, приходящих сюда абсолютно бесплатно.

  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

Тысячи людей со всего мира едут в Королевство Камбоджи, чтобы увидеть уникальный храмовый комплекс Ангкор Ват. Мы не стали исключением и с удовольствием посетили Ангкор. Масштабы сооружений, а также то обстоятельство, что его строили как конструктор «лего» впечатляют. Сегодня мы вкратце расскажем, что увидели, что почувствовали и покажем наши фото Ангкор Ват. Для осмотра храмового комплекса Ангкор можно взять автомобиль, тук-тук или велосипед. Мы выбрали второй вариант, наняли тукера на весь день за 20$ с условием, что он покажет и большой и малый круг.

Сколько стоит вход в Ангкор Ват — 20$ за человека. Можно купить абонемент на 3 дня (40$) и на неделю (60$).



Приехали к кассам около 9 утра. Народу не много. Заплатили по двадцатке. Нас сфоткали веб-камерой и выдали билеты. Водитель тук-тука и его колесница проезжает бесплатно

До храма от кассы ехать не более 5 минут вдоль озера



Исторический храм Ангкор Ват

Первая остановка на нашему пути — главный храм Ангкора — Ангкор Том (Angkor Thom).


Angkor Wat Cambodia


Храм Ангкор в Камбодже выглядит так


Исторический храм Ангкор Ват

Перед входом можно оглянуться на аллею и представить, как много веков назад по ней ходили гордые кхмеры в национальной одежде и монахи.

Заходим в главное здание.


Ангкор Ват Камбоджа фото внутри храма

Мы подслушали одного из гидов и узнали, что это бассейны, в которых омывались королевские особы при входе в храм.








Храмовый комплекс Ангкор

Пройдя вереницу коридоров и переходов, мы наконец-то оказываемся в сердце этого чудесного храма.


Так выглядит Ангкор Ват

Зрелище потрясающее! Кстати, в этом углу хорошая фото-точка. Надо запечатлеться вместе. Мы поймали какого-то туриста с большим объективом на шеё, посчитав, что он разбирается в фотографии и сделает удачный снимок. Думаю, мы не ошиблись. Совет: при возможности просите сфотографировать вас кого-нибудь с большим фотоаппаратом. Больше шансов получить удачный кадр, чем просить тетеньку с мыльницей, фотографирующую всё вокруг себя.

Как хорошо, что мы приехали в Ангкор Ват самостоятельно без экскурсии. Нам не нужно никуда спешить, можно посидеть в любом месте столько времени, сколько тебе хочется. Любуясь храмом, очень забавно было наблюдать за русской парочкой, которая пришла с гидом. Он им пару минут рассказывал что-то из истории, а затем произнёс коронную экскурсионную фразу: « так, теперь быстро фотографируемся и п-о-б-е-ж-а-л-и».



С этой точки открывается отличный вид.

Жаль, нельзя залезть по лестнице. Проход на третий этаж открыт только в определенные дни лунного календаря.

Туристов много. Интернационал. Как обычно доминируют азиатские лица, но и русские тоже не редкость.

А этот товарищ был звездой Ангкора. С ним фоткались туристы всех национальностей


Фото: Ангкор Камбоджа

Фотографов с профессиональными камерами в этот раз не увидели, поэтому попросили сфоткать проходящего мимо паренька, который оказался русским. Получилось тоже неплохо.

По дороге в этом месте бегают обезьяны. Можно прихватить что-нибудь с завтрака в отеле, чтобы покормить их.

Кстати, приятно удивило, что в таком месте нет разводил и торговцев, которые предлагают купить у них корм для мартышек.

Затем мы пошли в сторону выхода, где нас ожидал наш тук-тукер, чтобы отвезти к другим храмам. В целом прогулка по территории основного храма у нас заняла около 2-х часов.

На обратном пути мы любовались древними барельефами. Часть из них хорошо сохранилась

Найти нашего тукера было непросто. Мы условились, что он будет нас ждать на стоянке тук-туков напротив выхода. Мы обошли её трижды и посмотрели все соседние кафе. Нигде нет нашего водителя. К нам несколько раз подъезжали другие туки, предлагали свои услуги. Мы отказывались. Уже в головы закрались мысли, вдруг это такой развод на экскурсии в храм Ангкор, смысл которого в том, что ты не находишь своего водителя и едешь с другим, а потом первый приходит к тебе вечером в отель и просит деньги, типа, я стоял где договорились, ты меня не нашел… В какой-то момент встретили французскую пару, которые так же не могли найти водителя. Посмеялись вместе и пошли искать дальше. Плохие мысли отгоняли. А через 20 минут водитель сам нас нашёл. Сказал, что ездил кушать. Ну ок, давай дальше!

Ангкор Ват в Камбодже — храмовый комплекс, а не отдельный храм. Город Ангкор занимает огромную территорию, все храмы удалены друг от друга на несколько километров. Именно поэтому, помимо билетов, нужно брать транспорт. Экускурсию проведет любой таксист (тук-тукер) в Сиемрипе. Пешком за один день можно пройти разве что главный храм.

Миновав мост с головами Будды и северные ворота, мы подъехали к еще одному большому храму. Он находится в паре километров от храма Ангкор Том.





Самое приятное, что везде можно полазить и всё потрогать. Никто не шикает на тебя, как в музее.



На башнях изображены лица Будды



Наверное, заблудиться ночью в лабиринте коридоров и переходов было бы очень страшно




За 1$ можно зажечь арома-палочку и повязать красную ниточку на запястье

Побродили по храму и выходим на улицу.



На барельефах этого храма преимущественно женщины.





Спускаемся через боковой выход



До следующего храма нам нужно дойти пешком. Он в 5 минутах. Оглядываемся, чтобы еще раз полюбоваться на этот храм

А вот уже и следующий. К нему люди проходят по мосту



Здесь можно подняться на второй и третий этажи




Если боитесь высоты, то подниматься не советую. Лестница очень крутая, а высота внушительная. Спускаться будет очень страшно.

Затем мы отправились на стоянку тук-туков. Наш водитель нашелся сразу. Прямо на стоянке купили воду — 2 бутылки по 0,5 за 1$. Цена весьма демократичная

Теперь мы направляемся еще к одному храму в джунглях

Судя по тому, что туристов здесь гораздо меньше, мы поняли, что это храмы большого круга Ангкор Ват.







В этих краях деревья растут прямо на стенах. Зрелище незабываемое



И опять бесконечные переходы

Далее по пути мы посмотрели еще несколько небольших храмов, а также один средних размеров, который нам запомнился тем, что в нём тоже растут деревья прямо на сооружениях и постепенно разрушают их своими огромными корнями.





От такого количества мистических древних развалин голова уже шла кругом. Поэтому последние храмы мы смотрели быстро. Всё-таки за один день осилить храмы большого круга очень тяжело.




В отель мы возвращались счастливые, но уставшие, грязные, пыльные и голодные.

Наше средство передвижения выглядело как-то так:

Наши расходы за 1 день в Ангкор Ват

На экскурсию мы потратили всего 61$. Осматривали храмы Ангкора: с 8.30 утра до 17 вечера.

  • Входные билеты: 20$ х 2 = 40$
  • Тук-тук на весь день по большому кругу: 20$
  • 2 бутылки воды: 1$

Положительные моменты

  • Очень приятно удивило, что в такой знаменитой на весь мир достопримечательности нет никаких разводил, приставал, бедуинов, торговцев и попрошаек. Кто бывал на , тот меня поймет. Максимум, при входе могут спросить, нужен ли вам гид.
  • В храмах Ангкор Вата нет ни одной точки торговли. Исключением были самые дальние храмы, в которых можно было увидеть 1-2 торговцев с магнитами или картинами. Но они не хватали никого за руку и не кричали на всю улицу. Купить сувениры, воду или что-то поесть можно только снаружи возле стоянки тук-туков.
  • Цены на воду и продукты довольно низкие для такого туристического места.
  • Стены храмов не расписаны надписями и рисунками. Хотя, за посетителями никто не смотрит, охранники стоят только на входе для проверки билетов.
  • Мне показалось, что Ангкор Ват это одно из тех мест, которое еще не испорчено туристами. А может быть, контингент отдыхающих в Камбодже немного другой, чем мы привыкли.

Как добраться в Ангкор Ват

Ангкор находится в 5 минутах езды от города . Чтобы посетить Ангкор, необходимо нанять таксиста. В городе на каждом шагу предлагают такси и тук-туки в Ангкор, на улицах можно найти различные турфирмы с табличками в окнах «экскурсия в Ангкор Ват». Надежнее всего заказывать тук-тук на ресепшене своего отеля.

Отели в Сиемрипе

  • Tropical Breeze Guesthouse

    Где находится храм Ангкор Ват

    Ангкор Ват находится в городе Сиемрип, Камбоджа. В самом городе для посещения Ангкора нужно нанять таксиста или взять экскурсию. Так как храмовый комплекс находится за пределами города. Также можно взять велосипед, но по жаре ездить на большие расстояния не доставит особого удовольствия. Приехать в Сиемрип можно, как по земле, например, на автобусе из Бангкока или Пномпеня, так и прилететь на самолёте. В Сиемрипе есть аэропорт.

    Ангкор Ват на карте